Тренинговое занятие развития личности. Упражнения личностного роста

Таймырское Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Дудинский детский сад комбинированного вида "Рябинка"

Конспект занятия

по развитию личности дошкольника

"Боремся со Злорадной"

Разработала и провела: воспитатель 1 категории -

Серова Татьяна Александровна

г. Дудинка

"Боремся со Злорандой"

Цель: Развивать личность дошкольника.

Задачи:

Развивать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других. Способствовать развитию сплоченности группы.

Упражнять в определении настроения по выражению лица.

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Оборудование: зал стилистически оформлен под остров (озеро, деревья, камни), облака, ширма, корзинка «Добрых дел», замок, картинки с мимикой, семена, мертвая вода в ведре, конверт с планом.

Музыкальное сопровождение: гром, дождь, «Космическая музыка», музыка острова.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?

В: А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…

В: Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

Д: Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…

В: А нужно ли бороться с плохим настроением?

Д: Нужно!

В: А что и как надо делать?

Д: Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

В: А как нам можно объединиться?

Д: Взяться за руки, встать рядом…

В: Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу.

Упражнение «Клубочек»

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

В: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу добрые комплименты, но есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Злоранда, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, усталость, плохое настроение…

Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

В: В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать. Вы хотите победить колдунью «Злоранду»?

Итак, закрывайте глаза (звучит аудиозапись Волшебство ). Дети открывают глаза. Ведущий обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)

Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила. Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Д: В дерево, цветок, животных…

Упражнение «Превращение»

Цель: развитие умения перевоплощаться.

Дети маскируются, а ведущий отгадывает.

Ведущая видит, лежит конверт, а в нем карта (план) как добраться до замка Злоранды. Дети и ведущая изучают карту.

Ребята, а вы сможете все препятствия пройти? Тогда пошли.

Вдруг гремит гром.

В: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?

Д: Из них польется клей.

В: Пошел клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).

Но у нас нет времени ждать. Нам надо спешить. Что же нам делать?

Д: Придется двигаться всем вместе. (звучит музыка прохождения препятствий)

Упражнение «Клеевой дождь»

Цель: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, идут по кочкам на болоте, перешагивают через камни препятствия.

В: Ну вот, наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Молодцы справились с трудностью.

Но что, же это такое?

Ребята! Да это новая ловушка. Смотрят карту схему. Мы сможем пройти дальше, если выполним все условия, которые указала Злоранда. (Нужно взять по картинки и определить хорошие и плохие поступки, дети рассказывают по ним, что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнение «Сюжетные картинки»

Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. (Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.)

После выполнения упражнения мы лопаем шарик и достаем ключ.

В: Ключ у нас теперь есть.

Но до замка ещё далеко, а злоранда на нашем пути рассеяла семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем?

Д: Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.

В: Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.

Упражнение «Собери семена»

Цель: развитие умения действовать совместно.

В: Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Злоранда вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло. А что мы будем делать с семенами? (положить семена в мертвую воду)

А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь-ширму, за которой стоит дерево).

Упражнение «Чудо – дерево»

Цель: Умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Ребята, придумайте, чем вы можете порадовать друг друга или можно назвать добрые дела. На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

– Посмотрите, как зазеленело наше дерево! (звук лопнувшего шара )

В: Дети, посмотрите, Злоранда исчезла. Мы ее победили . (музыка на конец занятия)

В: Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Закройте глаза, возьмитесь за руки.

(Звучит космическая музыка 1-2 минуты) . Музыка выключается с постепенным убавлением звука. Воспитатель проводит детей в начало зала, где начиналось занятие.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду. Ребята! А где вы были? Какие препятствия проходили? А что помогло победить вам «Злоранду»?


занятие по личностному развитию. В занятие входит коспект, презентация, игры, тесты, разбор смоделированных ситуаций..........................................

...............................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«воспитай себя»

1. Вступительное слово

Тема нашего занятия сегодня – “Воспитай себя”.

Как вы понимаете тему занятия “Воспитай себя”?

Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?

(Чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость).

2. Активизация внимания

(Положить в ладошки детям по горошине)

Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?

Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей.

Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

А ответьте мне на вопрос: “Какой я? Знаю ли я себя?”.

- Ответить на эти вопросы оказалось непросто…

- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.

- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.

- А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”

- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: “Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?”

3. Основная часть

Человек не может прожить в одиночестве без других людей.

Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.

И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?

Какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)

Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.

Прочитайте “Золотое правило нравственности”:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Сейчас мы проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек. ТЕСТ

Поставьте возле каждого вопроса ответ «да» или «нет».

    У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все деньги на подарки друзьям и родным? _____________

    Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, скажешь ли ты об этом?

    Твой друг плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

    Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

    Часто ли ты используешь злые шутки?

    Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

    С желанием ли ты помогаешь людям?

    Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

    Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков . Одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 8 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5,6, 7, 9. Вопрос 1: да – 1 балл, нет – 0 балловВопрос 2: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 3: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 4: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 5: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 6: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 7: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 8: да – 1 балл, нет – 0 баллов

Вопрос 9: да 0 баллов, нет – 1 балл.

Результаты теста:

Больше 7 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.

От 4 до 7 очков. Ваша доброта – вопрос случая: добры вы не со всеми и не всегда.

Менее 4 очков . Вам предстоит сложная работа над собой.

Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова, поступки)

А сейчас поиграем.

Игра называется “Душевные богатства”

На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. Игра «Душевные богатства»

А сейчас послушаем стихотворения и проанализируем поведение героев.

Потому что учиться можно и на чужих ошибках.

Стихи: А. Барто “Сонечка”, А. Барто “Любочка”, А. Барто “Как Вовка взрослым стал” (дети читают стихи наизусть)

Какие черты характера ярко видны у литературного героя?

Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Какой бы вы дали совет герою?

Посмотрите ещё раз на горошину.

Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна? (без природы)

Вывод:

Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.

Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.

Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?

Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.

Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.

Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.)

Очень важным на классном часе для меня было ….

В жизни мне пригодится ….

Сегодня я воспитывал в себе …

4. Заключительная часть

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья)

Спасибо. Я желаю вам мира и добра.

Просмотр содержимого презентации
«воспитай себя»


  • Что значит быть воспитанным человеком?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!»

  • Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
  • Какой вариант поведения вы выберете?
  • А. предложу посмотреть передачу вместе с братом
  • Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
  • В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
  • Г. Пойду погуляю с братом
  • Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять
  • - как вы поступите? Прокомментируйте свой выбор.

  • Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. И я предлагаю вам самим решить кому не пойти.
  • А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
  • Б. предложу решить голосованием
  • В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
  • Г. Подниму руку, что не пойду
  • Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных
  • - как вы поступите?

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

  • А. сделать вид, что ничего не происходит
  • Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике
  • В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику
  • Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку
  • Д. обратиться за помощью ко взрослым.

  • · Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  • · Улыбайтесь!
  • · Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
  • · Будьте хорошим слушателем.
  • · Ведите разговор интересный и вашему собеседнику.
  • · Дайте людям почувствовать их значимость.
  • Как вы думаете – какой из этих способ важен для вас?

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида №5 г.Ельца Липецкой обл.

Целыковская Светлана Анатольевна.

Учитель начальных классов, воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспекты занятий к воспитательной программе «Окно в мир».

ТЕМА: Что я хочу узнать о себе?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении и личностном росте.

ЗАДАЧИ: обеспечение средствами самопознания;

коррекция личностной сферы через осознание своих личностных качеств;

воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Эмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

    Упражнение «Моё представление о себе».

Мой рост__________

Мой вес___________

Моё настроение____

Моя внешность_____

    Беседа по теме.

Знаешь ли ты, откуда произошла твоя фамилия? (Краткий рассказ воспитателя об истории некоторых фамилий).

Что ты знаешь о своих родителях?

Что бы ты хотел знать о себе?

Почему человек должен интересоваться своей семьёй, своими особенностями?

3. Тест «Самое прекрасное в тебе…»

Прежде чем отправится на вечеринку, ты полдня…

    Готовишься

    Выбираешь муздиски

    Слоняешься по дому, пока не наступит время выходить

Какой человек никогда не сможет стать твоим другом?

    Скучный

    Лживый

    Грубый

Ты на прогулке, и вдруг начинается ливень. Ты…

    Воспользуешься шансом попрыгать по лужам!

    Забежишь в первый попавшийся кинотеатр

    Начнёшь переживать из-за промокших волос и одежды

Самый лучший способ приятно провести вечер…

    Посмеяться с друзьями

    Отправится туда, где никогда не был

    Пойти в кружок.

Преобладают ответы под №1: у тебя хорошо развито чувство прекрасного. Ты уделяешь много времени своей внешности. Ты добрый, вежливый.

Преобладают ответы под №2: твои плюсы: сильный характер и уверенность в себе. Ты не боишься приключений и перемен.

Преобладают ответы под №3: ты обладаешь чувством юмора. Ты избегаешь конфликтов и уверен, что получать желаемое проще всего с помощью улыбки.

4. Упражнение « Доволен ли я собой?»

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я хотел бы стать…

ТЕМА: Я повзрослел.

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: предоставление подростку возможность осознавать свои индивидуальные возможности;

коррекция мышления через стимулирование навыка самоанализа;

воспитание уважения к окружающим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Встреча».

II . Основная часть.

1. Работа с текстом.

Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней дорогой. С первых шагов меня заполнила Любовь к жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора. Я зашла в пещеру, и меня заполнила Тепло Щедрости. Я поняла, что должна подарить это Тепло своим Друзьям, к которым я иду.

Я побежала дальше по дороге, и вдруг случайно я попала в Болото Жадности. Чем глубже я проваливалась, тем больше мне хотелось всё оставить себе. Из последних сил я ухватилась за ветку, и я вылезла из болота. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей. Но в доме никого не было.

Я вновь пошла по дороге. Вскоре меня облепили репейники Зависти. Отцепляя колючки, я не сразу заметила Туман Зла. Я заторопилась назад и побежала к Дому, где меня ждали Друзья.

Отдохнув, я перешла по мосту Доброты к дороге Любви. По краям дороги поблёскивали цветные камушки. Я стала собирать их, и меня охватило сильное желание обманывать. Я поскорее избавилась от них.

Вскоре замерцало Зеркало Волот. Там меня ждали Друзья. За время пути я повзрослела. Я теперь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависть. Дорога Любви не так легка, как мне показалось вначале. Но она продолжается.

Обсуждение.

Что происходит с каждым человеком по мере его взросления? С чем приходится сталкиваться на своём жизненном пути? Что самое важное в жизни?

2. Практическое задание.

Я повзрослел

Мои важные изменения________________

3. Коллективное обсуждение записей.

4. Оздоровительная минутка.

5. Рисунок «Это я».

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я повзрослел, потому что…

Игра «Спрячь игрушку». Называются только позитивные качества человека.

ТЕМА: Мои важные изменения.

ЦЕЛЬ : способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ: мотивация подростков к позитивному самоизменению;

коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения;

воспитание доброжелательных взаимоотношений с окружающими.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: упражнение «Цвет настроения». Выбрать цвет своего настроения. Сообщить результат.

Почему именно такое настроение?

II . Основная часть.

1. Работа с плакатом.

Вывешивается плакат с позитивными качествами. Подростки по очереди стараются прочитать эти качества по алфавиту на время.

2. Работа по теме.

Раздаются карточки с возможными позитивными изменениями.

Я становлюсь более сдержанным.

Я стараюсь не обижать других.

Я могу спокойно сидеть на уроке и т. д.

Дети зачитывают те высказывания, которые им подходят. Дополняют своими.

3. Работа с текстом.

Далеко на севере среди одиноких гор стоял небольшой домик с крыльцом. В нём жил маленький зверёк Егорка. Он всегда и во всём любил порядок. Все вещи у него стояли на своих местах и никогда ничего не менялось.

Но вот однажды на горы налетел большой и грозный ураган. Он летел быстро, снося всё на своём пути. Ураган набросился на маленький домик и перевернул всё в нём вверх дном. Вскоре ветер стих.

Егорка сидел в своей разрушенной гостиной. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил разговор горных бабочек. Они говорили о том, что с тех пор как перестала гореть керосиновая лампа Егорки, никто не может найти дорогу домой. Услышав это, Егорка подумал: «Есть на свете те, кто нуждается во мне. Им нужен свет моей лампы».

Он побежал домой искать лампу. Но, увы, она была разбита…Тогда он собрал в кучу всю разломанную и разбросанную ураганом мебель и зажёг костёр. Пламя костра залило светом долину и склоны гор. Обрадованные бабочки полетели домой. Егорка сидел у костра радостный и спокойный. Он понял кое-что важное: он остался прежним, но в то же время изменился.

Обсуждение.

Каким был Егорка до урагана?

Что он предпринял? Почему он так поступил?

Какие важные изменения с ним произошли?

III . Итог занятия.

Записать свои мысли после прочитанной истории.

Нарисовать себя учеником 5 класса и теперь учеником 6 класса.

Изменилось ли что-то? Почему?

ТЕМА: Какого человека можно назвать уверенным (неуверенным)?

ЦЕЛЬ: создавать условия для самоизменения подростков.

ЗАДАЧИ: дать возможность подростку осознать свои личностные качества;

коррекция личностной сферы через формирование позитивной самооценки;

воспитание чувства взаимопонимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Запись на доске: Человеку нужно верить в себя.

Обсуждение.

Для чего человеку нужна вера в себя? (для развития, для достижения успехов, для долгой и счастливой жизни)

2. Беседа по теме.

Какую одежду носит уверенный в себе человек?

Как уверенный человек общается с друзьями?

А как выглядит неуверенный в себе?

Выбери: постоянно боится сделать ошибку; с трудом знакомится; смотрит на других свысока.

3. Работа над ситуацией.

В чём проблема у каждого ребёнка?

Вадик во всём старается быть похожим на других ребят. Его мама не понимает, почему он просит купить такой же телефон как у Вани и Коли.

Марина хорошо подготовилась к уроку, но когда учитель спросил её, она сказала, что не выполнила задание.

4. Оздоровительная минутка.

5. Упражнение «Надень маску».

« Надеть» маску уверенности-неуверенности.

Подойти и спросить» «Как тебя зовут?»

Улыбнуться.

III . Итог занятия.

Рефлексия.

Что нас делает более уверенными в себе? (знания, душевные качества, друзья, семья)?

ТЕМА: Я становлюсь уверенней.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростка.

ЗАДАЧИ: формирование позитивной самооценки;

коррекция мышления через развитие способности к самоанализу;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Что или кто делает нас увереннее?

2. Работа с текстом.

В далёкой стране на берегу моря рос сад. Там было много разных деревьев. В этом саду отдыхали путники, а птицы вили гнёзда. И было там одно молодое дерево. Ему предстояло его первое лето.

Молодое дерево чувствовало себя неважно. Его ветки стали быстро расти и от этого всё время ныли. Корни уставали тянуть влагу из земли. Его нездоровый вид раздражал взрослые деревья. Молодое дерево очень переживало.

Шли дни, и наступило лето. И вот однажды на море поднялся шторм. Поднялся сильный ветер и стал трепать деревья. Нашему дереву было очень страшно. Но вот шторм стих. Оглянувшись вокруг, оно увидело сломанные ветки своих соседей. Само оно потеряло много листьев и бутонов.

Следующий день выдался солнечный и жаркий. Молодое дерево грустило. Тут к саду подошла старушка. Видно было, что она устала. Облокотившись о ствол Молодого дерева, старушка посмотрела на корявые ветки с редкой листвой и вздохнула. Дерево расстроилось, что не может укрыть старушку от жары, что ему захотелось плакать. На коре выступила маленькая блестящая капелька. Старушка заметила появление смолы и немного собрала его в чашку.

«Оказывается это непростое дерево». Старушка погладила дерево и ушла. Молодому деревцу впервые стало спокойно и хорошо.

Проснувшись следующим утром, Молодое дерево взглянуло на себя и увидело на своих ветках нежно-розовые цветы. Оно так обрадовалось! Зашелестело листьями. Все вокруг стали поздравлять его с первыми цветами.

В то лето было ещё много бурь. Молодое дерево, хотя и боялось каждый раз. Всё-таки пережило их. А в августе на нём появились плоды.

Обсуждение.

Каким было Молодое дерево вначале? Как оно себя чувствовало?

Что произошло после бури?

Что произошло с деревом, когда оно почувствовало себя нужным? Стало ли оно уверенным в себе?

3. «Звезда уверенности».

На доске вывешивается плакат с положительными качествами.

Дети рисуют звезду с лучиками. Выбирает из списка качества, которые находят у себя, и записывают.

4. Оздоровительная минутка.

5. Мини-дискуссия.

Обсуждение фразы «Уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

«Я уважаю…. за его….».

III . Итог занятия.

«Портрет». Нарисовать словесный портрет уверенного в себе человека.

ТЕМА: Моё мнение.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному развитию подростков.

ЗАДАЧИ: формирование лидерских качеств;

коррекция личностной сферы через развитие коммуникативных способностей;

воспитание и развитие позитивных качеств личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Коррекционное упражнение.

Дети запоминают и записывают в обратном порядке качества: доброжелательность, приветливость, вежливость, трудолюбие.

2. Работа по теме.

Какое из этих качеств, по твоему мнению, присутствует в твоём характере?

Почему хорошо иметь данное качество?

Составь предложение с одним из этих слов.

Все ли выбрали одинаковое качество?

Почему у людей существуют разные интересы, вкусы?

Что значит иметь своё мнение? Хорошо ли это? Почему?

3. Продолжи фразу.

По-моему мнению, знания нужны…

По-моему мнению, каникулы нужно проводить….

Высказывания детей.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я имею своё мнение. Это мне поможет…..

ТЕМА: Важный разговор: наркотики.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту воспитанников.

ЗАДАЧИ: изучение ориентации подростков на привлекательный для них образ жизни;

коррекция личностной сферы через стимулирование волевых усилий в реализации поведения;

воспитание уверенности в себе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Анализ ситуации.

- Будь осторожна! – сказала как-то большая рыбка маленькой. – Вот это крючок! Не трогай его! Не хватай!

- Почему? – спросила маленькая рыбка.

- По двум причинам, - ответила большая рыбка. – Начнём с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.

- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?

- А вторая причина в том – объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!

Обсуждение.

В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?

Может ли человек оказаться в подобной ситуации?

Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые предметы, пробовать незнакомые продукты?

2. Беседа по теме.

Существуют одурманивающие средства, попробовав которые, человек попадает в очень серьёзное опасное положение. Эти вещества называются наркотиками. От наркотической зависимости очень тяжело избавиться, вылечиться. То, кто распространяет наркотики, совершает преступление.

Вопросы детей.

3. Практическая работа.

Я никогда не буду принимать наркотики!

Какой вред приносят наркотики?

Из-за чего начинают принимать наркотики?

4. «Моё свободное время».

Чем можно заменить вредные привычки?

Назовите свои любимые интересные дела.

III . Итог занятия.

Наркотики опасны для моего здоровья.

ТЕМА: Важный разговор: алкоголь.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ : ориентация подростков на здоровый образ жизни;

воспитание твёрдости и решительности характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Коллективное рисование «У нас дома праздник».

Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Зачем пьют алкогольные напитки?

Что такое алкоголь?

Алкоголь – вещество, которое содержится в спиртных напитках.

Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?

Какое чувство вызывают у вас пьющие люди?

2. Рассказ воспитателя о вреде алкоголя.

Организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его всё больше. Возникает болезнь – алкоголизм. Алкоголь – средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудного. У ребёнка негативные изменения происходят через 3-4 года.

3. Оздоровительная минутка.

4. Выбери правильный ответ.

    Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь

    Спасибо, у меня тренировка

    Спасибо, но я вынужден уйти, меня ждут дома

    Спасибо, с удовольствием попробую

Свои примеры отказа от алкоголя.

III . Итог занятия.

«Дерево решений».

Вывешен плакат. Решение: «Я никогда не буду пить!»

Дети рисуют и раскрашивают выбранную половину дерева.

Вывод: Каждый - хозяин своей жизни и здоровья. Как каждый из вас решит, так и будет.

ТЕМА: Что такое агрессия?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном самоизменении.

ЗАДАЧИ: помощь подросткам в осознании негативности агрессивного поведения;

коррекция мышления через развитие навыка анализа;

создание условий для воспитания доброжелательной личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мой друг».

II . Основная часть.

1. Задание «Мои положительные и отрицательные качества».

Записать негативные и позитивные личностные качества.

Какие из качеств относятся к агрессивным?

2. Работа по теме.

Агрессия – поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Иногда проявлять агрессию это нормально. В каких случаях?

3. Покажи агрессивного человека.

Мимически показать агрессивного человека.

Привлекательны ли вы в таком состоянии?

4. Ассоциация слов агрессия и улыбка .

В чём вы видите отличие?

5. Работа над ситуациями.

Как поступить?

На перемене Лёва обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня…

На уроке Лена постоянно залезала локтями на парту Светы. И тогда Света…

Петя рассказал Саше свой секрет. Но Саша передал его другим ребятам. И тогда Петя….

III . Итог занятия. Как я обычно реагирую на агрессивное поведение?

ТЕМА: Как справиться с упрямством.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном росте.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать последствия своего поведения;

коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка самоконтроля;

создание условий для воспитания послушания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. «Портрет».

Составить коллективный портрет ученика, которым все довольны.

    Чистит зубы

    Слушает взрослых

    Учит уроки

    Сидит спокойно

    Разговаривает вежливо

Затем перед словами ставится не .

Как выглядит непослушный, упрямый ученик?

2. Закончи предложение.

Упрямство мешает, когда…

Упрямство помогает, когда…

Вывод. Можно быть упрямым, если не вредит другим.

3 «Корзинка непослушания».

Вспомнить случаи упрямства.

«Копилка слов»: не хочу, не буду, не так, нет, никогда.

В чём различие между упрямством и агрессией?

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом «Упрямые ослики».

Придумать своё окончание. Инсценирование.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Как справиться с упрямством?

ТЕМА: Говорите правильно.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении.

ЗАДАЧИ: развитие навыка речевого этикета;

коррекция мышления через развитие основных видов восприятия;

воспитание качеств вежливого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Волшебный стул».

Сидящий на стуле теряет все плохие качества.

II . Основная часть.

1. Задание.

Расскажите о своих друзьях таким тоном, чтобы было понятие, что они вам нравятся, вы заботитесь о них и любите с ними играть.

2. Беседа по теме.

В каких ситуациях мы говорим громко, а в каких тихо?

Как надо разговаривать в кино, театре? А на улице?

Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?

3. Работа со скороговорками.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

4. Объяснить смысл пословиц.

За твоим языком не поспешишь босиком.

Пищит как цыплёнок.

5. Оздоровительная минутка «Гора».

6. Работа с текстом.

Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своём велосипеде. Глаза вытаращил, а ноги – в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не засмеяться! Я и начал хохотать. Или как-то играл с Вовкой в футбол, а он раз – и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слёз. И так всё время.

Как-то раз я сказал отцу: « Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!» «Да? – удивился отец. – А сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит какому-то мальчишке про тебя: «Егор осёл! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!» Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

- Над кем?

- Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

Обсуждение.

Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я знаю, как нужно разговаривать…

ТЕМА: Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

ЦЕЛЬ: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и детьми.

ЗАДАЧИ: расширение представлений подростков об общении;

воспитание доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Буква».

Участники становятся в затылок друг друга. Воспитатель выводит букву на спине последнего. Он в свою очередь должен угадать букву и «нарисовать» её на спине впереди стоящего.

II . Основная часть.

1. Игра «Ассоциации».

Называть любые слова, приходящие на ум в ответ на слово класс.

2. Упражнение «Групповая оценка».

Раздаются листки со списком класса. Дети отмечают по 2 положительных качества у одноклассников.

Выбор трёх качеств, повторяющихся чаще всего.

3. Упражнение «Сказочники».

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети 6а класса…

Продолжить, добавляя по предложению от каждого.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я считаю…

Я думаю…

ТЕМА: Умею ли я проявлять уважение к людям?

ЦЕЛЬ: создание условий для развития положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: формирование умения проявлять уважение к людям;

коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно-ценных мотивов поведения;

воспитание добрых чувств к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра «Комплимент».

II . Основная часть.

1. Обсуждение надписи на доске Настоящий человек относится с уважением к окружающим.

2. Упражнение «Я уважаю (имя) за его (качество личности).

3. Задание «Подумай».

Бывает ли так, что человека не за что уважать?

Вывод. У каждого человека есть «светлая» сторона, и соответствующие качества, за которые его можно уважать.

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом.

В одном лесу среди цветов и душистых трав жила юная и удивительно красивая бабочка Марго. Она была робкой и воспитанной. Весь день она порхала с цветка на цветок, лакомясь нектаром, и танцевала.

И вот один раз пчёлка Галя, собирая нектар в свой улей, сказала Марго, что нехорошо целыми днями только танцевать, надо обязательно заниматься чем-то полезным. Марго решила по совету пчелы собирать нектар. Но быстро устала, перепачкала свои прекрасные крылья и загрустила.

В следующий раз кузнечик Кузя посоветовал бабочке научиться высоко-высоко прыгать. На что червячок. Предложил Марго научиться рыхлить землю. Насекомые стали спорить, что должна уметь делать бабочка. И вскоре пришли к выводу, что Марго самое бесполезное существо на земле.

Марго тихонечко заплакала. Оглянувшись, она заметила, что солнце уже зашло за горизонт, и вокруг стало темно и страшно. Тяжело вздохнув, она полетела домой. И вдруг она увидела миллионы ярко переливающихся огней, повисших на травинках, а вокруг странные звуки. Марго присмотрелась. Чем больше она прислушивалась, тем ей больше нравился этот звук. Подойдя совсем близко, бабочка увидела, что огоньки – это жучки!

- Вы кто? – спросила у них Марго.

- Мы – сверчки. Ты очень красивая. Но почему ты не спишь?

Марго рассказала им всё. Сверчки успокоили Марго. Они сказали ей, что у каждого своё предназначение и Марго, когда вырастет, сама решит, чем ей заниматься.

Марго добралась до дома и заснула. Ей больше не было грустно.

Обсуждение.

Что значит уметь проявлять уважение к другим?

Кто из насекомых проявил уважение к бабочке? Как это помогло ей?

Приведите примеры ситуаций, когда вы проявляли уважение к другим и этим помогли им?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я умею проявлять уважение к людям, потому что….

ТЕМА: Умею ли я вести себя в обществе?

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: расширение знаний подростков о правилах поведения в обществе;

коррекция межличностных отношений через моделирование нужных форм поведения;

воспитание доброжелательности и общительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. Анализ текста.

Пете не нравились уроки «вежливости», которые он часто получал от мамы и в школе. Почему-то не хотелось им следовать.

Однажды Петя вышел в школьный двор, сел на лавочку и задумался. Вдруг на край скамейки села маленькая фея и позвала Петю с собой. В какой-то момент они оказались в странном городе, где было мало света, много мусора и бегали невысокие длиннорукие люди. К Пете подошёл мальчик, и сказал: «Пошли со мной в гости к приятелям». «Спасибо», - ответил Петя. Мальчик рассмеялся: «В нашем городе не говорят спасибо». Они вошли в большую грязную комнату. За столом сидели дети и ели кашу с черносливом прямо руками. Косточки бросали на пол. «Здравствуйте», - поприветствовал их Петя. Никто не ответил. «Мы не знаем такого слова», - сказал мальчик. Дети за столом мешали друг другу, толкаясь локтями, хватали со стола конфеты, пирожные и складывали их в карманы.

Пете стало грустно. Он захотел домой. Следовать советам длиннорукого мальчика не хотелось. Внезапно появилась фея, и Петя вновь оказался дома.

Обсуждение.

Перечислите известные вам правила поведения в обществе.

2. Беседа по теме.

Словарная работа. Значение слова общество.

Назвать известные общественные места.

Почему следует соблюдать правила поведения в обществе?

3. Вспоминаем правила поведения.

    На улице, в транспорте, в кино, в школе.

4. Оздоровительная минутка.

5. Игра «Правильный ответ».

Во время поездки на автобусе можно:

Громко разговаривать, петь песни, требовать себе место, вставать ногами на сиденье, уступать место старшим, ставить на сиденье грязные вещи.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я соблюдаю правила поведения, потому что…

ТЕМА: К чему приводит грубость.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию социального интеллекта.

ЗАДАЧИ: демонстрация подростку последствий неправильных реакций и поступков в общении;

коррекция личностной сферы через развитие навыка самоконтроля;

привитие доброжелательности и дружелюбия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Найди лишнее слово.

Дружелюбный, весёлый, доброжелательный.

Грубый, драчливый, ленивый.

2. Беседа по теме.

Как выглядит агрессивный человек?

Какие слова чаще всего употребляет грубый человек?

В каких ситуациях вы были грубыми?

Как вы себя чувствуете после такого?

3. Мини дискуссия.

Грубым быть плохо…

Грубым быть хорошо…

4. Оздоровительная минутка.

5. Разыгрывание ситуаций.

Как можно исправить ситуацию?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я бываю грубым, и это мне мешает….

ТЕМА: Просто ли помириться?

ЦЕЛЬ: создание условий для положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: знакомство детей с возможными способами разрешения конфликтов;

коррекция межличностных отношений через расширение поведенческого диапазона;

воспитание дружелюбия и доброжелательности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Какие чувства возникают в начале конфликта? А по его окончанию?

Все ли люди одинаково ведут себя во время конфликта? Почему?

Можно ли предвидеть конфликт? Поясните.

2. Угадай ссорящихся.

Загадывают двух человек, которые будут ссориться. Водящих отгадывает конфликтующих.

3. Анализ ситуации.

Учительница Вера Антоновна сделала Вале несправедливое замечание.

Мама лишила Валю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.

Матвей подговорил ребят обстрелять Валю на прогулке из трубочек.

Варианты развития.

4. Работа с текстом.

Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня розовый», - радовался он.

Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком. У него теперь не было времени разговаривать со снегом. Человек стал носить тёмные очки. Через них снег всегда казался коричневым.

Но однажды машина сломалась, и он пошёл пешком. Его внимание привлекла женщина, копающаяся в мусорном баке. «Надо дать ей денег», - подумал человек и полез в карман за бумажником. Но его не оказалось. Тогда он снял очки и протянул их женщине. Сняв очки, он зашатался от удивления: вокруг лежал розовый, зелёный, синий снег. Он искрился, и, казалось, пел.

- Я не буду больше носить очки. Я хочу видеть, так как умею.

А вокруг лежал разноцветный снег, и разноцветными улыбками были раскрашены лица людей.

Обсуждение.

Почему человек перестал пользоваться своим даром?

Что помогло ему вновь стать самим собой?

Почему важно быть таким, какой ты есть?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Просто ли помириться?

ТЕМА: Привычки и вкусы поколений.

ЦЕЛЬ: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре и быту.

ЗАДАЧИ: познакомить с понятиями предок, потомок, поколение;

коррекция личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств (уважение, толерантность);

воспитание толерантного отношения к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Кроссворд с ключевым словом поколение.

Словарная работа со словами предки, поколение .

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.

Осинки. Старый дом и тишина.

Ну, разве что-то может быть дороже,

Чем ты, моя родная сторона?

Что вы знаете об истории родного края?

Чем занимались наши предки?

Семья – это муж и жена, дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, привычки и традиции.

2. Словарная работа.

Род ина, род ители, род ственники, род ные.

Очень часто познания о собственном происхождении обрывочны. Это беда.

3. Работа по теме.

Подумай «Неуважение к предкам – явный путь к безнравственности » Пушкин.

Словарь безнравственность.

Почему важно знать свои корни?

4. Оздоровительная минутка.

5. Это надо знать.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний предшественник роду.

Семейные реликвии – семейные фотографии и старинные вещи рода.

III . Итог занятия.

Человеку важно знать свои корни . Как вы понимаете эти слова?

Loading...Loading...