Night in the Woods Рецензия. Рецензия на Night in the Woods Девять кошачьих жизней

Night in the Woods – удивительный феномен игровой индустрии. Игра нагло пытается заверить вас в том, что вы почти в детской бродилке, посвящённой похождениям забавной мультяшной кошечки Мэй и её друзей-зверушек. Надо признать, делает это она настолько искусно, что не успеваешь уследить за тем, как игра шаг за шагом снимает с персонажей звериные маски и являет вполне себе человечную и депрессивную историю о взрослении и преодолении главной героиней подросткового кризиса.

К слову, такое понятие как «подростковый кризис» вовсе не должно беспокоить Мэй в её возрасте, ведь ей недавно исполнилось целых 20 кошачьих лет, она приехала из небольшого городка в мегаполис учиться в колледже, а жизнь всё никак не клеится. Бунтарский характер кошки зачастую становится главной помехой на пути ее взросления. Ну а вкупе с плохой успеваемостью и капитальным недосыпом мятежный нрав Мэй ставит крест на новой жизни и вынуждает её вернуться в родной и с детства знакомый Поссум-Спрингс.

Здесь и начинаются все «прелести» безработной жизни. Каждое утро Мэй проверяет почту, скованно перекидывается парой слов с матерью, пытаясь избежать щекотливых тем, затем встречается со старыми знакомыми, попутно пополняя свой дневник заметками, а по ночам – противостоит некой таинственной сущности, приходящей к ней во снах.

Ночные кошмары героини геймплейно и технически наиболее приближены к абстрактному платформеру. В них мы управляем астральной проекцией Мэй, которая пытается найти и освободить четырёх своих друзей. Каждый из оных после счастливого спасения наигрывает ненавязчивую мелодию на призрачном музыкальном инструменте, внося тем самым свою скромную лепту в саундтрек.

Подобная механика гуляет в непосредственной близости от изначального концепта Night in the Woods, с которым Infinite Fall и вышли на Kickstarer осенью 2013 года. Был ли это хитроумный маркетинговый ход, чтобы как можно быстрее набрать нужную для разработки сумму, или же игра действительно изначально задумывалась как драйвовый экшн-платформер про секрет энергии Кота Бориса, неизвестно. Известно лишь то, что собрать необходимую сумму удалось почти в первые же сутки, а к концу кампании на счету «бесконечной осени» было аж в четыре раза больше, чем они запрашивали сначала.

И отнюдь не зря. На игру стоит обратить внимание как минимум из-за великолепных диалогов. Работать с текстами Infinite Fall умеют получше, чем подавляющее большинство сомнительных рассказчиков индустрии. Разговоры между персонажами проработаны и оформлены настолько хорошо, что проблема отсутствия озвучки сама собой уходит на второй план, однако порождает проблему отсутствия локализации. Некоторые реплики хочется тотчас же записать в цитатник и обвести в рамочку, а ради этого, уж поверьте, стоит проштудировать лишний раз учебники по английскому. Всё это способствует раскрытию персонажей, и, что достойно отдельной похвалы, делает их запоминающимися.

Крокодилица Беа, например, до событий игры была лучшей подругой Мэй, а после смерти матери на её плечи спустилась необходимость заниматься семейным бизнесом, который она ненавидит настолько, что всерьёз задумывается об инсценировке пожара, дабы получить страховое пособие и, наконец, забыть о злополучном магазине хозтоваров.

У надёжного и осмотрительного медведя Ангуса тоже проблемы с работой. Он до сих пор торгует видеокассетами, что само по себе не самое прибыльное занятие, когда за окном все уже давно пользуются широкополосным интернетом. А ещё Беа без колебаний доверяет Ангусу свою машину: это что-нибудь да значит.

Лис Грегг обманчиво хитёр и беззаботен, кажется, будто земля под его лапами горит, и он в любую минуту готов бросить всё и кинуться на поиски приключений. Что можно сказать о персонаже, у которого одним из самых безобидных развлечений является дуэль на ножах? На деле, они с Ангусом еле-еле сводят концы с концами, пропадая сутки напролёт на работе и экономя даже на необходимом.

Бесспорно, приключения, на которые Мэй отправляется со своими друзьями – самая вкусная составляющая Night in the Woods. В такие моменты с кошкой всегда происходит немало интересных вещей. Своровать что-нибудь в пустующем супермаркете? Всегда пожалуйста. Устроить отвязную вечеринку на Хэллоуин? Получите, распишитесь.

В этих странствиях пригодится и тройной прыжок, которому Мэй научится в самом начале игры: её талант к паркуру поможет быстро забраться на крышу, чтобы не опоздать на урок астрономии. Дадут побаловаться даже с упрощённой донельзя версией Guitar Hero. Правда, вовремя попадать по струнам в такт музыке можно и не стараться – конечный результат никак не отразится ни на исходе мини-игры, ни на сюжете в целом.

А Поссум-Спрингс, некогда процветающий шахтерский городок, тем временем продолжает разлагаться. Эта страшная тайна обнаруживается не только из рассказов обывателей. Лавки и магазинчики постепенно закрываются, оставляя после себя лишь заколоченные дома-призраки с разбитыми окнами. К счастью или к сожалению, через призму простенькой аляповатой графики это выглядит не так удручающе, как могло быть на самом деле. Ярким антуражем вечной осени разработчики умело компенсировали отсутствие многих деталей, потому что ваше внимание приковывает хаотичный танец оранжевых листьев, разлетающихся прочь от изящной кошачьей походки Мэй.

Со временем приходит осознание того, что в городе, помимо пробежек наперегонки с листьями от точки до точки, делать нечего. Первое время игра скрывает это за диалогами. Они с головой погружают в иллюзию псевдооживлённости, наделяют жизнь каждого персонажа целью, заставляют слепо верить во всю эту милую чепуху, долго рассуждая о том, что история Поссум-Спрингс, вопреки здравому смыслу, закончилась лет тридцать назад, что это как-то влияет на восприятие сюжета, на быт жителей. Но как только побочный эффект от умелой игры слов проходит, с тоской понимаешь, что город представляет собой лишь панорамную арену для заполнения пустого пространства между загрузочными экранами. Рано или поздно гоняться за проезжающими автомобилями, прыгая по почтовым ящикам и отпуская колкости в адрес прохожих, всё же надоедает. Тогда на выручку приходит мини-игра Demon Tower, установленная на ноутбуке Мэй.

Стоит отметить, что Infinite Fall далеко не первые додумались запихнуть одну игру в другую. Но сделать это именно так смогли только они. В хорошем смысле слова, они сами же загнали себя в ловушку, затмив качеством изометрического слешера саму Night in the Woods. Но что же в Demon Tower такого особенного?

На первый взгляд, в её основе лежит совсем уж незамысловатая идея. Впрочем, на второй и даже на третий взгляды мало что меняется. Бледная кошка-вампир бегает по подземельям и портит жизнь их обитателям – никакой оригинальности. Разве что играть приходится не за всяких там «полых» да ищущих искупления беглых заключённых, а за воинственную котейку.

Истинные ценители, почуяв знакомый смрад сырых склепов, сразу вспомнят уютные и дружелюбные вечера, проведённые за и . Но, к счастью, разработчики почерпнули оттуда не только сеттинг. Дело в том, что у главной героини есть 9 жизней, а также очки уворотов, и постепенно их значения начинают меняться в пропорциональном соотношении, что одновременно даёт привыкнуть к боевой системе и настраивает на темп геймплея. Но это только звучит безобидно. На деле Demon Tower уровень за уровнем безжалостно урезает вам хит-поинты, вынуждая с молниеносной скоростью реагировать на летящие отовсюду стрелы и ножи своевременными прыжками. Никогда не думал, что скажу это, но играть было сложно. При этом не стоит списывать со счетов местных боссов. Не то чтобы они были неубиваемы, но к некоторым из них дорогу вы хорошо запомните, ибо перед тем, как исчадье тьмы склеит могучие ласты, сбегать к нему придется не раз и не два.

После всех этих приключений последнее, что хочется сделать – это вернуться обратно к будням Мэй. Медленными, но верными шажками они продолжают тягомотно вести по сюжетной линии вплоть до финальных титров, но сделать историю монолитной и неразделимой, к сожалению, не вышло. Night in the Woods бросается из крайности в крайность, сначала отягощая своей ежедневной ритуальной рутиной, а затем перетекая в мистическую детективную историю, что заставляет затаив дыхание ждать грандиозной развязки. Но творение Infinite Fall бессовестно обрывается на ровном месте, унося уйму недосказанностей в пучину пройденных игр.

(5 положительных / 1 отрицательный)

В картине «Т2 Трейнспоттинг» (незапланированный сиквел культового фильма «На игле») бывший наркоман Марк Рентон после многолетнего отсутствия возвращается в родной городок и с тоской узнает, что ничего там не изменилось, в особенности — старые друзья-лоботрясы. С похожей проблемой столкнулась боевитая кошка Мэй Боровски – главная героиня . Бросив колледж, она в компании школьных приятелей ушла с головой в такое же мелкое хулиганство, что и герои «На игле». Только в иных условиях – в атмосфере мистики под стать сериалу «Твин Пикс».

Каникулы по-кошачьи

– представительница сугубо «артхаусного» ответвления независимых игр. На одной стороне – геймплейно доходчивые и , на другой – детище дизайнера и композитора Алека Холовки (соавтор ) и художника Скотта Бенсона . отгремела далекой осенью 2013 года, выпустить аркаду планировалось в январе 2015-го, однако авторы неоднократно cдвигали дату релиза – как , творческие специалисты, избавленные от нагоняев строгого издателя, никуда особенно не спешат. Ну сами подумайте, как делать «артхаус» без вдохновения? А вдохновение, как известно, товарищ капризный.

Холовка и Бенсон подавали как интересную историю, где игровой процесс сознательно задвинут в тень. Потому-то проводить параллели с кино просто («Т2 Трейнспоттинг», «Твин Пикс», «Бедная богатая девочка»…), а вот с похожими играми – загвоздка. Разве что «подростковая» на ум приходит и, с оговорками, .

Пушистику Мэй – 20 лет (в мире людей заменяют антропоморфные животные). Это безответственная и крайне скучающая особа – руки по колено, усталый взгляд, правое ухо подрагивает, выдавая нервишки. Бывает, подбадривает себя, уставившись в зеркало. Единственный ребенок в семье, она бросила учебу по важной причине (до поры не говорит, какой именно) и прикатила в Поссум Спрингс – крохотный городок, раньше процветавший за счет месторождения угля. Но шахту закрыли, и Поссум Спрингс помчал под откос: работы нет, люди уезжают, магазинчики разоряются один за другим.

Тяжело возвращаться на родную улицу не состоявшемуся специалисту, и вдвойне тяжело – по-прежнему ребенку. Хоть Мэй и 20, алкоголь ей не продают, водительских прав нет, так что в глазах ребятни она – бесполезный подросток-переросток.

Тем не менее, Мэй рады старые товарищи, с которыми она пакостила за школьной партой. Правда, возникает диссонанс – это взрослые люди, пусть и сохранившие былой задор: энергичный лис Грег, обстоятельный медведь Ангус и прожженная курильщица Беатрис. Да, Грег и Ангус – пара гомосексуалов! Видимо, для нынешних сценаристов самый простой способ заставить обратить внимание публики на персонажей – вписать их в ряды ЛГБТ-сообщества. Зачем выдумывать что-то яркое и неординарное наподобие агента Сноу из «Напролом» или хрестоматийного Нео? Напиши, что герой – гей или трансгендер, и это наверняка станут обсуждать.

Незадолго до того, как лапки Боровски-младшей ступили на землю Поссум Спрингс, таинственно сгинул Кейси Хартли – еще один ее приятель. Вообще тут часто пропадают люди, и увидеть в пыли у закусочной отрубленную руку – не самая безумная ситуация. Кошка решает разобраться – в чем подвох, кто стоит за похищениями?

Несмотря на подавляющий массив положительных отзывов о в Steam, пользователи упоминают рутину. День Мэй строго расчерчен на несколько отрезков: проснулись, прочитали почту, нырнули в «рогалик» Demontower, поговорили с мамой на кухне, сбегали с Грегом, Ангусом или Беатрис на поиски приключений, вечером посидели перед телевизором с папой. Не удивительно, что народ уезжает из Поссум Спрингс! Иначе сойдешь с ума и примешься воровать подростков или размазывать битой бутылки на помойке.

Игру спасает необычное визуальное оформление – должно быть, на него-то и «клюнула» большая часть аудитории. В Поссум Спрингс заботливо анимированы осенние листочки, глаза прохожих синхронно следуют за Мэй, когда та скачет по заборам и проводам, под ногами беспорядочно суетятся белки и пичуги… Город поделен на компактные локации, увы, с ощутимыми загрузками при переходах. Еще лишена озвучки – серьезно, я устал читать и добивал игру «на автомате». Одни и те же лица, одни и те же маршруты… забыл сказать, у Мэй проблемы с психикой, и виноват в этом, пожалуй, Поссум Спрингс. Твин Пикс у Линча тоже населяют сплошь сумасшедшие.

Изначально Night in the Woods позиционировалась как платформер о подростковом возрасте вперемешку с детективной историей. Выглядело очень интригующе, однако в итоге мы получили только треть заявленного. Здесь практически нет платформера, да и симулятор Коломбо из игры никакой. А вот душевная вещь о прелестях жизни в небольших городках - это пожалуйста.

По факту Мэй двадцать лет, однако ведет она себя на все пятнадцать. На своей малой родине она успела натворить разных вещей, поэтому сбежала от последствий в другой город, чтобы, как говорится, «начать все заново». Впрочем, подростковый дух бунтарства берет свое, и колледж Мэй благополучно бросает. Остается только один вариант - вернуться в родной Поссум-Спрингс и стыдливо прятать глаза при разговоре с родственниками, друзьями, да и всем остальным населением небольшого городка.

Условно Night in the Woods напоминает . В основном благодаря общей атмосфере, которую авторы обеих игр черпали из Twin Peaks. Поссум-Спрингс живет в своеобразной информационной изоляции: жителей мало волнуют новости о внешнем мире. Все разговоры касаются только узкого круга знакомых. Из-за этого возвращение Мэй для большинства выглядит настоящим событием. Так, старая подружка зовет играть рок в гараже, директор школы напоминает об образовании, а местный шериф так и вовсе пытается уследить за хулиганкой. Во всей этой мешанине вы играете центральную роль, но очень косвенно, через призму собственных впечатлений. У авторов получились очень выразительные персонажи, которым, увы, недостает голоса.

В Night in the Woods не происходит ничего глобального. Даже чья-то оторванная рука, находящаяся посреди улицы, не несет практически никакой важности. А вот личные переживания подростка - совсем другое дело! Мэй постоянно занимается самобичеванием. Любой шаг, любой разговор со старым знакомым - камень в сторону самой себя. Тем предостаточно: тут и сложности с работой, и проблемы с поиском своего «Я» и смысла жизни. Сюжет развивается очень неспешно. Каждый день вы просыпаетесь, а затем идете на кухню за наставлениями мамы. После - тусовка с друзьями, ну а под вечер можно немного погрызть себя за пустое прожигание собственной жизни. Затем перекинуться парой слов с отцом в гостиной и отправиться к себе в комнату спать, чтобы с утра начать все сначала.

С первых минут игра сильно напоминает платформер. Но это, скорее, симулятор ходьбы с прыжками и мини-играми. Умереть здесь в принципе невозможно, зато можно (как настоящему коту) идти не по тротуару, а прыгнуть с забора на капот автомобиля, оттуда - на мусорные баки, и в конце концов гулять по проводам. Иногда вы можете сами себя перехитрить, предполагая наличие платформенных головоломок. В какой-то момент можно долго и упорно пытаться забраться через окно в дом, вместо того чтобы просто устроить короткое замыкание дверному звонку. Но такие вещи происходят исключительно в том случае, если забыть, что перед вами не хардкорная штука, а повествовательная игра.

Основной упор делается на диалоги, и Night in the Woods частенько предлагает вам выбрать ту или иную реплику. На ход сюжета выбор влияет едва ли - скорее, вы сами для себя создаете образ героини. Мэй может быть яростной бунтаркой, скандирующей лозунги в духе all cops are bastards и громящей все на своем пути. Или относиться к себе с сожалением, пытаясь вырасти из беззаботного ребенка в кого-то более осмысленного. Как нельзя лучше характер кошки раскрывают ее сны. Мэй разрывают противоречия: она то разносит все, что видит, бейсбольной битой, то бежит навстречу звездам под акустическую музыку. Кем она станет в конечном итоге, придется решать самому.

Диалоги о личностном кризисе - это, конечно, хорошо. Однако некоторые моменты кажутся откровенно лишними. Например, игра на бас-гитаре. Дать понять, что героиня увлекается музыкой, нужно, однако заставлять нас лупить по клавишам довольно бессмысленно. Происходящее напоминает флэш-версию какой-нибудь Rock Band, а результат влияет примерно на полторы реплики. В остальном Night in the Woods хороша: она поднимает типичные житейские проблемы, которые далеки от спасения галактики. Нам бы хотя бы себя успеть спасти!

Пару недель назад, спустя четыре года разработки, краудфандинга и переносов, наконец-то вышла Night in the Woods. И сразу можно сказать, что все было как минимум не зря. Проект необычно подан и имеет глубокую идею в своей основе. По жанру это приключенческая игра, 2D платформер с некоторыми элементами визуальной новеллы. Алек Холаука сумел создать по-настоящему атмосферную игру, с которой хочется познакомиться поближе при беглом взгляде. Чувствуется в теплой, рисованной как бы от руки картинке и милой музыке, что-то доброе и трогательное. А может быть это ошибочное мнение и за ширмой такой оболочки скрывается какая-то мерзость. Ну, там, извращенный секс, наркотики и другой непотребный контент. Или истина где-то посередине. Давайте все выясним в сегодняшнем .

Копаясь в истории интернета сейчас, можно наткнуться на посты в зарубежных социальных сетях и форумах по типу Редита, что вот-вот выйдет чумовая игра. Датированы они иногда 2014 — 2015 годом и прикреплены коротким сюжетным трейлером. Из него было понятно: мир состоит из антропоморфного города с плохо “сбалансированными” животными. Какие-то соотношения размеров, или что-то в этом духе никого не интересуют. Главный персонаж игры — кошка. И вот она хоть убей, больше похожа на кота. Выражением так сказать лица, одеждой, да и в целом. Далее видим обнимающихся любовников лиса и медведя (явно мужчин). Тут уже могут возникнуть вопросы. Сопровождаются такие посты противоречивыми комментариями юзеров. С одной стороны – «Какая милая картинка и музыка, да и сюжет должно быть трогательный». С другой – «Это что еще за ЛГБТ-пропаганда и почему все так бредово выглядит?». Наверное, обеим сторонам, спустя несколько лет все же интересно узнать, что получилось в итоге. А имеем мы вот что.

Сюжет Night in the Woods

В возрасте 20-ти лет, черная кошка Мэй, бросив колледж возвращается в городок своего детства — Поссум Спрингс к родителям и старым друзьям. Видимо, она не выдержала взрослой жизни и на фоне экзистенциальных поисков сдали нервы. Теперь она лечится у психотерапевта и по его совету, ведет дневник со своими мыслями и воспоминаниями. Он к слову будет одним из важных элементов геймплея. Приезжает она на последнем ночном автобусе. После прикола со стороны местного жителя, она и вместе с ней игрок, начинают знакомство с этим городом.

Проходя ночью по пугающим тишиной улицам, Мэй сразу начинает сравнивать впечатления из своего детства с тем, что чувствует теперь и как все поменялось. Хотя в общем-то прошло всего 2 года. Но такой уж у нашей Мэй характер. Она возвращается в родительский дом. С родителями у неё противоречивые отношения или может мне просто показалось. И так постепенно Мэй заново вливается в Поссум Спрингс. Начинает тусоваться со своими старыми друзьями: лисом Греггом, крокодилицей-готом Боа, медведем Ангусом и воробьём Гермом. Как было понятно из трейлера, Грегг и Ангус являются любовниками геями. Вся эта дружная компания посещает вечеринки, пьют, устраивают сомнительные мероприятия и иногда делают разные гадости жителям. Но чернухой называть все происходящее не стоит. Показано это максимально безопасно (насколько это возможно, не считая пары моментов). Присутствует большое количество емких, колким и саркастических диалогов, за что игре однозначно плюс.

Основная сюжетная интрига начинается после праздника Хэллоуина, когда ребята находят отрубленную руку. Там присутствуют загадки и мистика, переплетенные со снами Мэй. Напугать такой платформер вряд ли сможет, но тревожная атмосфера иногда передается неплохо.

Мир игры Night in the Woods, сам по себе очень странный (или скорее это стёб), Животные заводят себе , воробей одной комплекции с кошкой и медведем.


Здесь четко названа дата происходящих событий — 2016-тый год. Однако по антуражу больше смахивает на конец восьмидесятых — начало девяностых. Хорошо передано чувство подросткового бунта, конфликта отцов и детей, ностальгических переживаний. Думаешь – «Пожалуй, так бы я себя и чувствовал, бросив все и вернувшись в места детства».

Итог: помню был такой мультсериал в самом начале двухтысячных “Как говорит Джинджер”. Мне почему-то он сразу вспомнился в процессе игры. Тот же дневник с записями мыслей о друзьях и родственниках, тот же кризис взросления и атмосфера провинциального американского городка. Все это можно назвать игрой на ностальгии и острой пародией на потерянное поколение интернета и гугла. Местами все это грустно, но мило и красиво.

Графика Night in the Woods

Визуальная часть Night in the Woods сделана под рисованный мультфильм. И сделана хорошо, несмотря на вышеупомянутые баги. Может это и не баги вовсе, а авторская задумка с целью донести еще какую-то идею. Картинка добрая, на неё приятно смотреть. Претензии к отсутствию должной детализации карт, думаю, тут неуместны. Такой уж стиль выбран. Анимация движений тоже радует. Мэй мило бегает, прыгает, совершает разные действия. Взаимодействие с дневником и разными предметами, происходит не просто так. В такие моменты, показаны лапы Мэй от первого лица. Вроде мелочь, а приятно.

Итог: графика тут отлично работает на создание нужного настроения. Будь бы выбран какой-то другой стиль, не быть игре такой притягательной. А так, уютная ламповость наше всё.

Геймплей Night in the Woods

Если сравнивать игровой процесс с более известными играми, то первое что приходит на ум “Южный Парк: Палка Судьбы”. Действительно, тут такое же управление персонажем, перемещение по локациям, взаимодействие с игровыми персонажами. Классический для платформера вид сбоку. У нас есть главная героиня и мы проживаем её жизнь (можно сказать, прожигаем) в американском городке. Общаемся с друзьями, выполняем различные квесты, появляющиеся из сюжетных ситуаций. Много моментов головоломок, когда непонятно, куда дальше идти и что делать. Решение нужно искать самому. При взаимодействии с некоторыми предметами, игрок управляет рукой Мэй (передней лапой точнее) от первого лица. Это скорее нужно как антураж, чем составляет задание или препятствие.

Более интересные события и даже с экшеном, происходят во снах нашей кошечки. Там нужно ловить неких музыкантов, но это слишком сюрреалистично, чтобы описывать. Отдельного внимания заслуживает ноутбук Мэй. В нем установлена игра по типу старой версии . И установлена не для красоты. При желании её также можно проходить со всеми вытекающими. Естественно мультиплеера здесь нет.

Итог: для подобной игры, тут неплохое разнообразие действий и ситуаций. Общаемся, бываем на мероприятиях, ведем дневник и копаемся в его записях с анализом, путешествуем по снам, играем в игру на ноутбуке. В этом плане тут конечно далеко до “Южного Парка”. Это как “Южный Парк”, но сильно обрезанный (фанаты SP поймут). Но это только касательно геймплея. Сеттинг, посыл, историю, сравнивать у них конечно нельзя. Может затянуть на несколько часов. Длительность сюжета небольшая.

Саундтрек Night in the Woods

У игры чувственная, пронизывающая музыка. Ну, еще бы, ведь создатель знаменит своими композициями. Тут без нареканий. Просто хорошо.

Заключение

Все-таки трудно тут дать однозначную оценку данному проекту. Это и милая ламповость, и социальный протест в одном флаконе. не тянет на шедевр. Рекомендовать всем и каждому в обязательном порядке не стоит. Своего игрока она найдет сама или он её. В своем направлении, пожалуй, достойно и недорого.

Системные требования Night in the Woods: PC (Windows, macOS, Linux), PlayStation 4

Минимальные:

Windows 7 64-битная, процессор Intel Pentium 4 1,8 ГГц/AMD Athlon XP 1700+ 1,467 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce 210/AMD Radeon X600, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam.

Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 4200+ 2,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GT 340/AMD Radeon X1900 GT, 8 Гбайт на жестком диске.

Loading...Loading...