Верховая езда в дамском седле. Седло для лошади: виды и предназначение Внутренняя и внешняя обивка

Для некоторых конный спорт и все, что связано с лошадьми, является и работой, и увлечением. Именно в этом виде спорта можно постоянно открывать нечто новое. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Например, дамское седло, столь распространенное у европейской аристократии в XVIII-XIX веках, в наше время является настоящей экзотикой.

Для женщин, посадка на одной стороне лошади уходит корнями к глубокой древности. Обычная езда верхом для леди считалась признаком неприличия. Так ездили в основном мужчины, дамы были просто пассажирами, сидя за кавалерами и придерживаясь за талию. В эпоху рыцарских турниров, массовых конных охот и торжественных парадов неугомонные аристократки хотели всегда быть в центре внимания.


Мастера раннего средневековья сконструировали специально для них сиденье, которое невероятно отличалось от современного седла. Это было кресло, поставленное на лошадь - высокая спинка, мягкое сиденье, и обе ноги женщины стояли на специальной подставке. Управлять, сидя боком, было совершенно невозможно, поэтому богатых дам водили специально выученные слуги.


Рисунки женщин, едущих на одной стороне скакуна, наблюдаются в росписи греческих ваз, в скульптурах и кельтских мотивах, увековеченных в камне.


Сначала дамское седло было очень неудобным. Всадница сидела боком и не видела дорогу впереди. Благодаря Анне Богемской, которая отправилась в 1382 году в путешествие по всей Европе в боковом седле, чтобы выйти замуж за Ричарда II, в Англии появилось новая манера езды. Корпус дамы развернулся параллельно плечам скакуна. Такая посадка позволяла лучше контролировать лошадь и усилила маневренность.


В старину настоящие английские леди ездили верхом весьма необычным способом, свешивая обе ноги на один бок лошади. Такая езда была очень опасной. Но в 1830 году француз Jules Pellier изобрел новое дамское седло, позволяющее развернуть корпус всадницы и повысить надежность. Для облегчения посадки в дамском седле появились рога, сначала один, а через два столетия второй. Постепенно седло становилось более комфортным. Дощечку заменили стремена различной формы. Дамы успешно освоили быстрый аллюр, и даже прыжки. Это позволило принимать участие в любимейшем развлечении знати всех времен, пышных и красочных псовых охотах. Правда, амазонок допускали лишь до начала гона. Лишь в XIX веке страстная охотница императрица Элизабет Австрийская нарушила устой и стала преследовать добычу вместе со всеми кавалерами.


Всадница садилась боком, одну ногу закидывая на верхнюю луку, при этом коленом другой ноги поддерживая себя во время езды за нижнюю луку. Не все дамы имели возможность ездить именно таким образом. Элегантно сесть в такое седло без посторонней помощи очень сложно. Для этого даме требовались ассистенты. Активное развитие дамской верховой езды наблюдается в XVIII веке, становятся модными конные прогулки, появляются турниры и показательные шоу. Для всадниц создаются особые наряды - амазонки. Комплект состоял из блузы, длинной широкой юбки, жилета, жакета, шляпки, перчаток и особой обуви.

Королева Елизавета II на одной из самых обожаемых лошадей по кличке Бурмис начинала традиционный осмотр войск перед церемонией выноса знамени в дамском седле более 17 лет. С 1986 года, после отправки лошади на «пенсию», королева начинает парад в экипаже.



Конструкция и строение седла

От привычного, дамское седло отличается наличием двух рогов или крыльев, так называемых лук, что дает возможность наезднице крепко держаться на лошади. Верхнее крыло служит опорой для правой ноги, а нижнее крыло держит левую ногу и действует, как упор при прыжке через препятствие.


Особенность строения дамского седла — наличие двух лук

Средний вес старых боковых моделей в полном снаряжении составляет около 12 килограмм. Сегодня мастера работают с облегченными материалами - пластик для производства ленчика и поролоновый наполнитель, уменьшая, таким образом, вес почти в два раза. Основная подпруга, применяемая в боковом седле, должна быть широкой и надежной. Запор подпруги находится под лукой и срабатывает в экстремальной ситуации, освобождая путлище. В современной и усовершенствованной модели дамского седла наездница чувствует себя наиболее комфортно.


Верховая езда в дамском седле

Правильная посадка играет значительную роль в защите животного от травм и обеспечивает безопасность всаднице. Поскольку обе ноги наездницы находятся на одной стороне лошади, надо правильно сбалансировать положение туловища в седле, иначе придется подтягивать подпругу, что доставит лошади дискомфорт и затруднит дыхание. Правую ногу всадницы фиксирует верхний рожок, а нижний рог служит для опоры левой ноги выше колена. Небольшое расстояние между рогами подходит для невысоких женщин. Мобильные рожки самые удобные и годятся для дам любой комплекции. Седло должно надежно крепиться на спине лошади, чтобы не уходило в сторону при езде. При индивидуальном телосложении скакуна, седло может смещаться назад, в этом случае подкладывается подперсье для лучшего преодоления подъемов.


В дамское седло садятся с помощью ассистента или подставки. Для начинающих удобнее будет сесть на лошадь, как при посадке на обычное седло, а затем перекинуть правую ногу. При посадке с помощником, который встает на одно колено, всадница опирается левой рукой на его плечо, а сцепленные руки ассистента служат упором для левой ноги наездницы. Амазонка должна сидеть в седле прямо, немного отворачивая назад правое плечо, чтобы корпус находился параллельно плечам скакуна. Правую ногу перекидывают через верхний рог. Левая нога, как и в привычном седле, располагается в стремени. При дамской езде правый шенкель служит заменой хлыста, а левой ногой оказывается противодействие и наоборот.


Поводья берут по обе стороны от правого колена, руки согнуты в локтях. При дамской езде используется только одно стремя. Левая лодыжка должна свободно двигаться, а пятка опускается для правильного баланса и точного контакта с животным. Носок правой ноги смотрит в сторону шеи скакуна и держится свободно. Первые шаги начинаются ездой направо, действуя сразу хлыстом по правую сторону и левым шенкелем, не теряя баланса. При переходе на легкую рысь, всадница приподнимается, опираясь на правое бедро. При этом бедро и колено левой ноги прижимаются к боку животного. Начинающей всаднице лучше перейти на более удобный для езды в дамском седле галоп.


Для перехода на прыжки и преодоление препятствий лучше всего подходит опытный и послушный скакун. Сначала препятствием служат небольшие камни или палки, дальше ставятся кавалетти. В эти моменты важно следить за спиной (она должна быть ровной) и делать правильный наклон, не отрываясь от седла. Наклон делается именно в тот момент, когда лошадь начинает отталкиваться от земли. Во время прыжка левое плечо направлено в сторону правого колена. Важный момент прыжка - упор правой ногой.


Шпоры и кнут используются в качестве вспомогательных средств для верховой езды, но шпора присутствует только на левой ноге. Вожжи должны быть одной длины.

Существуют основные принципы посадки в боковое седло:

  • правая нога держится раскованно на верхнем роге седла;
  • основная масса фокусируется бедром правой ноги;
  • левое бедро выставляется вперед, помогая корпусу правильно сбалансировать вес;
  • спина полностью выпрямлена, с разворотом параллельно плечам скакуна;
  • колено левой ноги прислоняется к седлу, при этом пятка смотрит вниз;
  • голова не опускается, взгляд устремлен вперед;
  • левая нога держится в стремени свободно, без надавливания, для сохранения баланса;
  • крылья седла не сжимаются коленями;
  • руки сгибаются в локтях и прижимаются к талии, движение кистей рук свободное;
  • резкими движениями натягивать повод нельзя;
  • немного удлиненный повод дает лошади большую свободу движения.

Современная дамская езда

Если раньше езда в дамском седле была данью моде и традициям, то сегодня - это хобби, и по этой дисциплине не только ездят верхом, но и проводят различные соревнования. Дамская езда позволяет производить различные действия: выезжать на охоту, прыгать через барьеры, соревноваться практически по тем же дисциплинам, что и в обычных видах спорта.


Сегодня конный спорт переживает взлет популярности. Существует немало конных клубов, готовых обучить новичков азам мастерства, организовать прогулки или конные походы.

В Англии и Германии есть много различных классов для дамской езды. Это и конкур, и выездка разных уровней, езда в исторических костюмах и даже есть специальные классы для маленьких детей на пони в маленьких дамских седлах.


Видео — Верховая езда в дамском седле

Плюсы и минусы езды в дамском седле

Для начала стоит рассмотреть положительные стороны дамской езды:

  • дамской ездой могут наслаждаться представительницы прекрасного пола в любом возрасте. Это вполне комфортно и для маленьких принцесс, и для почтенных дам;
  • при боковой посадке наездница не натягивает повод, а производит это мягче, чем наездник в привычном седле;
  • имея только начальный опят верховой езды, любая дама сможет овладеть мастерством медленного и быстрого аллюра. Всего за несколько уроков всадница осваивает азы дамской езды. Тому, кто никогда раньше не ездил в дамском седле, научиться гораздо проще, чем тому, кто имел опыт обычной верховой езды. Проще всего это умение дается детям. Маленькие леди 5-6 лет - самые лучшие ученицы;
  • умение дамской езды - это явный признак статуса. В наше время дамская езда снова обретает популярность. Горячими поклонницами верховой езды становятся не только коронованные особы. Страсть королевы Великобритании Елизаветы II - лошади и скачки. Она великолепная наездница и пример для подражания современным барышням;
  • прекрасные всадницы производят неизгладимое впечатление. Амазонки элегантно смотрятся в исторических костюмах, специально созданных для дамской езды, и не оставят равнодушным ни одного зрителя;
  • такое увлечение - это еще один шанс показать свои возможности в любых видах конного спорта.


Что касается отрицательной стороны, некоторый дискомфорт в дамской езде присутствует. Всадница в боковом седле не достаточно хорошо ощущает скакуна. Наездница сидит выше, чем при обычной посадке, и ноги не прижимают лошадь с двух сторон, но эти «недостатки» дают амазонке избежать неожиданных движений животного. Есть мнение, что боковая посадка приводит к сколиозу, но в усовершенствованной модели дамского седла корпус амазонки расположен параллельно плечам скакуна при ровной спине. У женского седла немного другой баланс, поэтому нужна хорошо обученная, чувствительная лошадь.


Делаем седло своими руками

Плохо подогнанное седло доставляет болевые ощущения лошади. Всадник почувствует дискомфорт через поведение животного. Поэтому седла делают под заказ или самостоятельно для определенной лошади и наездника. От качественно изготовленного седла зависит здоровье лошади и комфорт всадника. Его размеры должны точно соответствовать всем габаритам. Хорошо сделанное седло дает наезднику необходимую поддержку, безопасность и контроль над животным. Процесс требует определенных навыков. Для уверенных в своих силах предлагается небольшой мастер-класс.


Основные параметры седла

Перед началом работы следует обратить внимание на важные факторы:

  • излучина седла должна абсолютно соответствовать изгибу спины животного;
  • седло не должно быть тесным (зауженное седло давит на мышцы, нарушая циркуляцию крови);
  • седло не должно быть свободным (чересчур широкое седло сильно давит на позвоночник, вызывая боль);
  • внутри седло обивается однородно, без складок.


Ленчик

Ленчик является главной составляющей частью седла. Он может быть деревянным или, в современном варианте, из пластика. Как правило, это пара деревянных дощечек, соединенных стальными дужками. Тут без точных измерений не обойтись.


Для начала надо вооружиться необходимыми материалами и инструментами:

  • ножницы;
  • толстая проволока длиной около 130-150 см;
  • листы фанеры и картона;
  • доски или ДСП;
  • гвозди, клепки, молоток;
  • войлок и поролон.

Цены на ручные заклепочники

Ручные заклепочники

Шаг 1. Теперь можно снимать мерки с лошади, то есть проволокой из нержавейки сделать каркас. Для этого проволока прикладывается к наивысшей точке холки и точке передней части дуги ленчика (на 4 пальца вниз от лопаток), и с легким надавливанием формируется контур спины лошади.

Шаг 2. Полученный каркас аккуратно снимается, и все измерения переносятся на плотный картон. Это станет шаблоном будущего ленчика.

Шаг 3. Для вычисления передней луки ленчика делается образец. Его вырезают по лекалу и наклеивают на плотный материал. В намеченных точках закрепляют клепками и раздвигают стороны шаблона на обозначенную ширину. Изготовленный шаблон прикладывается к спине лошади для проверки.

На этом этапе важно полное повторение контуров спины скакуна.

Внутренняя и внешняя обивка

Поролон укладывают в несколько слоев и, приложив к шаблону, вырезают по контурам ленчика. Для полочек изготавливается войлочная подкладка. Поролоновая обивка должна быть немного больше ленчика. Далее на ленчик крепится основа седла (ДСП или фанера, выпиленные по лекалу) и к ней с помощью гвоздей набивается поролон. Гвозди, для надежности конструкции, должны заходить в каркас ленчика.


Внешне обтягивать седло кожей достаточно сложно в одиночку. Ее может заменить плотная ткань (рогожка, ковролин). Каркас обтягивается выбранным материалом.


Подпруги

Вспомогательные крепления, то есть подпруги, держат седло при езде. В магазинах они продаются по доступной цене, и лучшим вариантом будет их именно купить. Для их изготовления требуются дополнительные знания и умения. В конце работы пристегиваются стремена, и можно проводить испытание изделия.

Если во время пробной поездки скакун чувствует себя великолепно, то с выполнением задачи вы справились. Однако, решившись на изготовление седла собственными руками, лучше позвать на помощь специалиста, а еще правильнее — отдать эту работу мастеру своего дела.


Сегодня не просто найти функциональное дамское седло, так как оно не находиться в массовом производстве. Заказать изготовление качественной модели стоит немалых денег. Принципы средневековой женской скромности устарели, но воссозданная форма дамской езды, возрождает элегантность ушедшей эпохи.

Видео - Как делают английские лошадиные седла

Седло для лошади — один из самых важных элементов снаряжения для верховой езды. Это своего рода проводник между скакуном и всадником, а его правильность формы обусловливает комфорт и животному, и человеку. Поэтому важно не просто правильно надеть седло на лошадь, но и правильно подобрать, ведь оно оказывает влияние не только на движение скакуна, но и на его здоровье. Неправильно выбранный элемент снаряжения окажет животному дискомфорт, может привести к физическим повреждениям (потертости, намины) и даже травмам спины. Какие есть основные виды и из чего оно состоит давайте рассмотрим вместе.

[ Скрыть ]

Разновидности седел

Седло наряду с уздечкой — один из самых древних предметов конного снаряжения. Но если самые первые примитивные «сидения» представляли собой лишь небольшую накидку с ремешками, то сегодня об его правильной конструкции и форме беспокоится сама наука. Современное «сидение» призвано заботиться об комфорте и здоровье как скакуна, так и всадника. Именно поэтому существует огромное разнообразие видов седел, которые используются в разных конных дисциплинах с учетом уровня сложности, нагрузки на спину и суставы, времени нахождения человека верхом. Предлагаем узнать, какие существуют виды конного седла и чем они отличаются.

Название Фото Краткая характеристика
Кавалерийское (строевое) Кавалерийское седло относится к группе строевых и рабочих, предназначено для длительного нахождения всадника верхом на коне. Ленчик сделан из прочных материалов (сталь или дерево), что обеспечивает большую износостойкость, а также правильное распределение нагрузки на спину лошади. Оно традиционно использовались в армии, а также в длительных кавалерийских походах, поэтому оснащено дополнительными креплениями для вьюков и оружия.
Казачье
Казачье седло также предназначено для длительного нахождения человека верхом, но его форма кардинально отличается от остальных. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такая конструкция позволяет всаднику во время езды привстать на ровных ногах без необходимости «облегчаться» на рыси. Особая форма и наличие небольшой рукояти позволяет седло применять для джигитовки.
Дамское или женское
Дамское седло или женское было придумано и сконструировано еще в 14 веке, чтобы придать элегантности посадке женщины верхом. Его особая форма позволяет дамам располагать ноги с одной стороны лошади, при этом одна нога (чаще левая) вставляется в стремя, а другая располагается на верхней луке. После 1920-х годов, когда дамы переоделись в брюки, дамское седло ушло в некое забытье. В нынешнее время интерес к нему опять возвращается и дамское седло все чаще можно увидеть не только на конных шоу и выставках, но и на некоторых соревнованиях.
Конкурное
Конкурное седло предназначено для конкура и имеет свои некоторые особенности: крылья выдвинуты немного вперед, что позволяет всаднику плотнее прижимать ноги, обеспечивая тем самым более устойчивую посадку во время прыжка лошади. Задняя лука делается либо круглой, либо квадратной формы, что упрощает посадку. Достаточно популярным являются спортивное снаряжение компании Кентавр (Кentaur).
Выездковое
При выездки посадка всадника должна быть максимально глубокой с хорошо выпрямленной ногой для большего контакта с боком лошади. Поэтому выездковое седло с укороченным сидением обеспечивает глубокую посадку, а узкие и достаточно длинные крылья поддерживают ногу в нужном положении. Кроме того, для того чтобы лошадь хорошо улавливала изменения посадки всадника и его команды корпусом, обивка уменьшена и сделаны короткие узкие полки. Как и конкурное, выездковое седло также делает компания Кентавр.
Универсальное
Седло универсальное благодаря своей универсальной формы подходит для любого вида конного спорта и верховой езды в целом. Оно используется чаще всего конниками-любителями, а также подходит для охоты, прогулок, постижения основ выездки или тренировки.
Троеборное
Троеборное седло по внешнему виду очень напоминает седло универсальное и также успешно может использоваться во всех видах конного спорта и верховой езды. Однако троеборное седло имеет отличие — более выдвинутое вперед крыло с подушкой, что позволяет всаднику принять полевую посадку во время кросса.
Скаковое
Скаковое седло предназначено для скачек, когда всадник принимает особую посадку – стоя в коротких стременах. У него упрощенная форма, практически плоское сидение и очень короткое путлище. Такая конструкция позволяет максимально снизить его вес, например, стандартное скаковое весит около 400 грамм. Не стоит путать безленчиковое седло со скаковым.
Офицерское (Варшавское)
Офицерское седло было придумано специально для езды на военных парадах, а также для командного состава конной полиции и армии. Его форма, а именно изгиб седла, очень удобна для лошади, не набивает спину, распределяет вес. Сегодня его также используют для конных длительных пробегов, в походах или при полевой езде. Оно оснащается множеством колечек, куда можно прикрепить необходимые вещи и оружие.
Вестерн Седло Вестерн, оно же ковбойское изначально использовалось ковбоями в Америке во время выпасания скота. Его форма позволяет максимально обеспечить комфортную и устойчивую посадку ковбоя во время резких движения и остановок лошади. Кроме того, главная особенность – наличие рожка (для лассо), а также специальная глубокая форма и высокая задняя лука обеспечивает освобождение рук всадника. Также ковбойское седло хорошо сконструировано с точки зрения комфорта лошади, его широкие луки распределяют вес всадника, поэтому его можно выбрать для длительной верховой езды.
Австралийское
Австралийское седло пастушье очень похоже на Вестерн, имеет подобную форму и конструкцию. Из отличий можно отметить более выраженные полки как в строевом, что обеспечивает более удобную глубокую посадку, как на стуле. Оно также предназначено для длительной верховой езды, комфортно для лошади и человека.
Безленчиковое
Безленчиковое седло имеет мягкую конструкцию и благодаря пластичной формы плотно прилегает к спине лошади. Оно более комфортно с точки зрения здоровья спины коня, поэтому подходит даже для скакунов с проблемами и травмами. Безленчиковое седло может подбираться под любую лошадь и всадника.
Для пони
Седло для пони по форме и конструкции ничем не отличается от обычного универсального. Разница только в размере и в возможности его подогнать под ребенка. Такие седла для пони бывают разных видов, в зависимости от потребности, например, есть для пони Вестерн, конкурное, седло универсальное для пони или безленчиковое седло.
Вьючное
Вьючное седло предназначено для перевозки на лошадях достаточно большого и объемного груза. Например, в туристических и горных походах. Его конструкция обеспечивает более плотное прилегание к телу, предусмотрены широкие подпруги и шлеи, препятствующие сползанию груза во время движения в гору или вниз. Также вьючное седло имеет много креплений для вьюка.
Испанское
Испанское седло – это то же австралийское седло, только его европейский аналог. Оно также удобно, но отличается более высокими бортами. Требует некого мастерства при работе с шенкелем.

Строение седла

Современное седло имеет достаточно сложную и обусловленную конструкцию. Основа седла состоит из твердого каркаса – ленчик, форма которого определяет форму. Что еще входит в конструкцию и какие есть части седла смотрите на схеме,а также на видео (автор видео — Tech Blog)

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом. Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене. Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.
Запрос вернул пустой результат.

Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  3. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  4. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  5. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  6. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  7. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  8. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  9. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  10. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат. Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Мастер конских седел »

В этом видео предлагаем вам еще больше углубиться в великое таинство изготовления конских седел. (автор видео — Mak White)

Сейчас, когда овеянная легендами многих веков конница ушла с поля боя на экраны кино, трудно представить, что само существование кавалерии (со всеми присущими ей видами оружия и приемами боя) стало возможным лишь тогда, когда человечество изобрело столь обычный в нашем представлении предмет, как стремена.

Тем не менее, в науке нет единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян. Одни полагают, что стремена появились у степных народов, для которых конь был необходимым ежедневным спутником кочевой жизни, а конница составляла основу войска. Другие ученые считают, что стремена изобретены оседлыми народами, быстро освоившими верховую езду в борьбе с кочевыми соседями.

Кандидат исторических наук А. Амброз, исследовав большие серии археологических, письменных, изобразительных материалов, пришел к выводу, что древнейшие стремена возникли в одном месте - на Дальнем Востоке в IV-V веках и отсюда распространились дальше на весь огромный кочевой мир от Сибири до Дуная.

Стремян не знал ни античный мир, ни те народы, которые были тесно связаны с ним: , сарматы, парфяне, персы. Неудобство езды без стремян, отсутствие необходимой опоры для маневров во время боя и при передвижении всадники многих веков компенсировали силой и ловкостью. Тяжелая конница античного мира - катафрактарии,- образуя мощные бронированные фаланги, врезаясь в строй врага, лишь открывала путь своей пехоте и легкой кавалерии лучников.

Безусловно, предшественницей стремян явилась легкая ременная подножка, облегчающая посадку в седло. В IV-V веках на Дальнем Востоке появляются парные деревянные овальные стремена, выгнутые из деревянного прута и обитые листом железа или меди. Первые железные стремена встречаются с предметами V века и поначалу имитируют деревянные. В VI-VII веках железные стремена широко распространились и у тюркских племен Сибири и в Центральной Европе у аварских племен. Авары познакомили со стременами и .

Стремена широко распространились тогда, когда в V-VI веках было изобретено твердое седло. Первые стремена и седла были несовершенны и изменчивы, но поздние наиболее удачные их формы просуществовали без заметных изменений до нашего времени.

Другой исследователь, тоже занимающийся историей стремян, археолог И. Кызласов, считает, что стремена появились много раньше - в IV-III в. до н. э. Археологи не находят их, возможно, потому, что самые ранние стремена делали из не сохраняющихся в земле материалов - веревок, ремней. Не случайно слово «стремя» во многих европейских языках происходит от корней со значением «ремень», «веревка». Исследователь полагает, что наличие своеобразных местных форм стремян - ременных, деревянных, металлических, их сосуществование в течение веков у народов с разными хозяйственными укладами снимают необходимость поисков народа - «изобретателя стремян».

Дамская верховая езда возвращает барышням их природную женственность,
ведь езда по-мужски отнимает у женщин грацию.
Князь Урусов некогда заявил, что женщина в мужском седле выглядит «неэстетично,
негигиенично и новая мода эта не вызывается никакой необходимостью».
В оппозицию, современные дамы скажут, что ездить в боковом седле немыслимо,
неудобно и даже опасно...

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В XVIII веке дамская езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.

К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

История костюма для дамской верховой езды

Амазонка - дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.
Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.

Корсет.
Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет - это силуэт. В остальном - он соответствовал своей эпохе.
Лиф.
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Второй вариант.

Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.

Юбка.
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Панталоны.
Облегающие штаны с высокой талией.
Шляпа.
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.
Перчатки.
Обязательны.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении. Да и мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.

В начале 19 века, после смерти королевы Виктории, наступил, так назывыаемый, «золотой век». Амазонки стали приближаться по виду к современному костюму, но дамам всё ещё не хотелось отказываться от кружев и украшений. На нашей амазонке мы видим стилизацию под баварскую амазонку начала 19 века.

И, наконец, в конце 19 века, амазонка приобретает свой современный вид. Где юбка представляет из себя фартук, закрывающий ноги всадницы. Под такой фактук дама, как правило, одевает бриджи в тон.

Современность

В настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Современное дамское седло.

Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.

Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Левая сторона.
Фиксированный рог, или верхняя лука

Подвижной рог (для упора во время прыжков), или нижняя лука

Задняя лука

Седельная подушка

Крыло, включая предохранитель - переднюю часть крыла, на которой покоится правая нога всадницы (показана пунктирной линией)

Надкрылок, прикрывающий замок стремени

Держатель, закрывающий крючок для подгонки длины путлища

Правая сторона.
Приструга для балансировочной подпруги

Балансировочная подпруга

Скоба для крючка для закрепления крыла с правой стороны

Кожаный ремень с крючком для закрепления крыла с правой стороны

Подпруга

Современный костюм амазонки.

Современные амазонки отказались от небезопасных широких юбок. Теперь для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос.

Изготавливается костюм обычно из легкой шерстяной ткани, передник шьется с подкладкой. Для охоты возможны различные расцветки от шотландской клетки до светло и темно-зеленой, для выступлений - от темно-синего до черного. Рубашка может быть белой, желтой, в полоску, галстук - темно синий в горошек или любой другой скромной расцветки. Перчатки - замшевыми, кожаными или нитяными. Предпочтительно коричневыми, но ни в коем случае не черными: их носят только вдовы во время траура. Сапоги - черные, если только костюм не зеленого цвета и предназначен для охоты, поскольку в последнем случае возможны коричневые сапоги. Цвет бриджей под передником не играет особой роли, если передник сшит по фигуре и ни при каком случае не будут видны бриджи всадницы. Но на всякий случай предпочтительны бриджи темных расцветок, не отличающихся от расцветки передника. Правая нога всадницы не должна быть видна из под передника, а левая - только до шва сапога, т.е. должна выходить из-под передника на ширину ладони. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина (без самой шпоры).

Школы дамской верховой езды, соревнования, учебная лошадь, посадка всадницы.

И вот седло и костюм приобрели свой современный вид. Эмансипация набирает обороты. Где же научиться красиво и правильно ездить в дамском седле и где потом применить полученные знания?

Школы дамской верховой езды и соревнования.

Законодательницей мод на дамскую верховую езду, а также хранительницей старых традиций является Англия. Британская ассоциация дамской езды (British Side-Saddle Association) была образована в 1975 году и состоит из 17 региональных отделений, каждое из которых проводит свои региональные выездные занятия, квалификационные экзамены и соревнования.

Кроме этого, проводятся различные региональные соревнования по оценке наиболее гармоничной пары "всадница-лошадь" (Concours d"Elegance), выезженности лошади, различные соревнования для лошадей типа "hack" (прогулочных лошадей), для лошадей типа "cob" (типа упряжной лошади), для лошадей типа "hunter" (лошадей для охоты), а также выступления в исторических костюмах и выступлениях под музыку. Победители региональных соревнований принимают участие в общенациональных соревнованиях.

Кроме Великобритании, ассоциации дамской езды есть в Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и многих других странах.

Посадка всадницы.

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:
Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки ло места под коленкой должно быть не менее 2 см.
Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.
Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
Баллансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы.

Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях. Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.
В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Учебная лошадь.

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного.
Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения. Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

Одними из главных снаряжений для верховой езды являются седло и уздечка. Очень важно не только правильно надеть их, но и подобрать, чтобы избежать физических повреждений (ссадин, потёртостей и даже травм спины) лошади. Не всегда ассортимент в магазинах позволяет найти нужное, поэтому нередко коневоды задумываются над тем, как сделать седло для лошади своими руками.

Важно правильно подобрать седло, чтобы избежать физических повреждений лошади.

Для начала следует разобраться, из чего состоит седло.

Все элементы седла

  • Ленчик седла – основа конструкции. Изготавливается из двух деревянных дощечек (обычно используется многослойная просмолённая фанера), которые, в свою очередь, скрепляются металлическими дужками на концах. Также ленчик для современного снаряжения часто изготавливается из прочного, но гибкого пластика. Форма ленчика определяет форму седла. К каркасу крепятся все остальные части седла.
  • Крылья и подкрылки необходимы для того, чтобы защитить ноги всадника от соприкосновений с подпругой, пристругой, пряжками.
  • Подушки, изготовленные из плотного материала и набитые шерстью (либо заменителями из синтетики), расположены под сидением. Они необходимы для того, чтобы седло не соприкасалось с позвоночником коня.Посередине между подушками обязательно должно проходить три пальца.
  • Ремень под крылом называется пристругой.
  • Луки – это выгнутые выступы спереди или сзади седла. Они могут иметь различную форму в зависимости от предназначения снаряжения.
  • Подпруга крепится к пристругам с обеих сторон. Она представляет собой ремень, который проходит под животом коня. Подпруга препятствует сползанию седла. Располагать её нужно, отмерив от передней ноги лошади 4 пальца, и затянуть так, чтобы под ней можно было просунуть ладонь. Если подпруга перетянута, не позволяйте лошади наклонять голову ниже груди, так как от этого происходит пережимание артерий на животе, у животного образуются гематомы.
  • Мартингал – специальный кожаный ремень, предназначение которого заключается в том, чтобы не давать коню поднять голову выше необходимого уровня. Проходит между ног лошади, прикрепляется к подпругам и оголовью.
  • Стремена – металлические приспособления, служащие для опоры ног человека при посадке и во время движения. Располагаются они на путлищах с обеих сторон седловины.
  • Подперсье предназначается для того, чтобы сидение не сдвигалось назад, особенно при пересечении неровной поверхности или на подъёме. Концы подперсья крепятся к ленчику и подпруге.
  • Путлища – ремни, которые крепятся с обеих сторон от седла (продеваются через специальные кольца, так называемые шнеллеры).
  • Вальтрап (в нашей стране довольно часто можно услышать другое название – потник) – специальный коврик или покрывало, который подкладывается под седло на спину лошади.

У вальтрапа сразу несколько функций: он впитывает пот лошади, чтобы её спина (а также и седло) оставалась сухой, защищает спину животного от перегрева и препятствует скольжению снаряжения. Также потник может нести и эстетическую функцию. Необходимо соблюдать гигиену вальтрапа, регулярно его стирать.

Седло для лошади состоит из многих элементов: подпруга, стремена, ленчик, подушка и другие.

Виды седел

Разновидностей конских седел довольно много, но подобрать нужное не составит труда, тем более что часто их названия говорят сами за себя.

В России наиболее известны 4 типа: английские, азиатские, вестерн, испанские. Также снаряжения подразделяют на седло походное и спортивное (для соревнований).

Ниже представлено краткое описание наиболее популярных лошадиных седел.

  • Казачье. Его механизм исполнен так, чтобы наездник смог привстать на прямых ногах во время езды. Основу составляют арчак, крылья и подушки.
  • Кавалерийское седло иначе называют строевым. Оно предназначается для продолжительного нахождения всадника на лошади. Основа изготавливается из высокопрочных материалов (стали, дерева). Это позволяет обеспечить хорошую износостойкость и равномерную нагрузку на спину животного. Кроме того, строевое седло оснащается креплением для оружия.
  • Конкурное седло. Применяется для соревнований с преодолением препятствий, потому главное требование к сидению – устойчивая посадка всадника. С этой целью крылья снаряжения выдвигаются немного вперёд, а задняя лука делается округлённой (реже – квадратной).
  • Выездковое. Такой вид имеет более короткое сидение и длинное зауженное крыло. Выездка требует более плотного контакта всадника с лошадью, чтобы можно было управлять животным за счёт изменения посадки, корпусом. Для этой цели обивка седла уменьшается, а полки делаются короткие и узкие.
  • Безленчиковое. Считается самым щадящим для лошадиной спины (использовать его можно даже при наличии незначительных травм). Такое седло имеет мягкую пластичную конструкцию, а потому практически вплотную ложится на спине скакуна.
  • Вестерн. Ковбойское седло достаточно комфортно как для наездника, сидящего на нём, так и для скакуна. Оно выполнено таким образом, чтобы руки всадника во время движения были свободны, а посадка оставалась устойчивой даже при внезапных резких движениях коня. Форма довольно глубокая, задняя лука высокая. Кроме того, особой характеристикой ковбойского седла является присутствие рожка для лассо. Широкие луки позволяют оптимально распределить вес наездника во время дальних поездок.
  • Скаковое седло. Скачка подразумевает особенное положение человека на коне – стоя в коротких стременах. Снаряжение имеет достаточно упрощённую форму, за счёт чего значительно снижается его масса.
  • Троеборное седло. Основное его отличие заключается в дополнительном выносе крыльев вперёд и усиленном оснащении упоров для коленей человека.
  • Универсальное седло подходит практически для любых задач, но чаще всего его выбирают для постижения азов верховой езды, в тренировочных целях, а также для прогулок и охоты.
  • Дамское седло – особый вид снаряжения. Сейчас встречается не столь часто, как в 14 веке, когда его придумали. А задумывалось оно таким образом, чтобы придать позе дамы, сидящей верхом, изысканность: ноги всадницы расположены с одной стороны коня (при этом одна находится в стремени, а вторая – на верхней луке). Когда женщины стали надевать для катания галифе, популярность таких седел значительно снизилась. Женское седло встречается на каких-либо конных шоу.

Здесь перечислены виды седел, пользующиеся наибольшей популярностью. На самом деле их гораздо больше.

Седло своими руками

Сделать седло для коня самостоятельно – непростая задача. Но если у вас имеется опыт и есть уверенность в собственных силах, то почему бы и не попробовать изготовить седло своими руками? Это позволит не только сэкономить, но и придать экипировке свой особенный стиль.

Если есть уже готовая основа (например, от другого седла), то задача в разы упрощается – остаётся только сменить обивку и ремни, а затем добавить необходимую экипировку.

Материалы, которые потребуются:

  • картон или плотная бумага;
  • ножницы;
  • проволока длиной не менее полутора метров;
  • многослойная фанера или доски;
  • гвозди и молоток;
  • поролон;
  • войлок;
  • кожа или любая прочная ткань;
  • степлер.

Изготовление седла для лошади своими руками придаст экипировке собственный стиль.

Последовательность изготовления

  1. Чтобы смастерить каркас, придется сначала снять мерки со скакуна. Сделайте это так: отметьте наиболее высокую точку на холке; затем точку передней луки — на четыре пальца ниже лопаток; потом самое низкое место на спине и, наконец, место окончания сидения (не далее 18 позвонка). Сформируйте за счёт плотного приложения проволоки плавность изгиба. Все эти замеры и образец необходимо сначала выполнить на картоне или плотной бумаге.
  2. Из досок или фанеры вырежьте полки. Соедините прочной проволокой таким образом, чтобы они поддерживали форму по спине вашей лошади. Не забудьте в досках сделать отверстия для подпруг.
  3. Из заготовки вырежьте ленчик, придайте ему гладкую форму и прикрепите гвоздями к полкам.
  4. Следующим этапом необходимо сделать обивку. По той же заготовке вырежьте поролон, затем прикрепите его к каркасу. Для полок сшейте подкладку из войлока.
  5. Далее сделайте подпруги и приструги. В магазинах они стоят не очень дорого, поэтому проще их купить. Но если у вас есть прочные ремни и необходимые крепления, то поступите так: к пристругам прикрепите стремя, а подпруги закрепите в полках.
  6. Каркас полностью обтяните негрубой кожей (либо другим прочным материалом). Крепить его удобнее всего степлером.
  7. И, наконец, пристегните стремена. Готово!

От качества седла зависит здоровье скакуна и лошади, а также удобство всадника во время езды.

Резюме

К выбору седла для лошади необходимо относиться так же ответственно, как если бы вы выбирали себе обувь. Размер и контуры должны чётко соответствовать по всем параметрам. Можно купить готовое в специализированном магазине либо изготовить его самому. Но чаще всего снаряжение изготавливается на заказ, в таком случае делаться оно будет специалистами с учётом всех особенностей и пожеланий. На седле нельзя экономить, ведь от его качества зависит в первую очередь здоровье скакуна, а во вторую – удобство всадника.

Loading...Loading...