Три способа достижения легитимности. Легитимность власти и ее типология

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

Легитимность - это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве

Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

Уровень принуждения

Наличие попыток свержения правительства

Сила гражданского повиновения

Результаты выборов и референдумов

Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis -- законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других -- легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих -- и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.

Источники легитимности в настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией, позволяющей, в конечном счете, считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность, по сути, отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами -- дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента в Югославии пользуется широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждается на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

Типы легитимности Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

  • -- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;
  • -- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов Может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;
  • -- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами.

Все вопросы встретившиеся по данному предмету.

«Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом». Эти слова принадлежат:
Аристотелю

Абсолютистскими монархиями прошлого являются:
Австро-Венгрия, Германская империя, Российская империя

Анархистские трактовки власти связывают с именем:
М.А. Бакунина

Антагонистический характер носят:
Классовые конфликты

Аристотель все формы государства разделил на правильные и неправильные. К правильным относится:
Аристократия

В XIX в. терроризм в России использовался членами организации:
Народная воля

В дословном переводе термин «республика» означает:
Общенародные дела

В каком веке формируется специфическая политологическая проблематика?
XVI в.

В каком году началось формирование Д. А. Медведевым списка кадрового резерва (так называемой президентской сотни)?
2009 г.

В каком году произошла «Революция гвоздик»?
1974 г.

В познавательную структуру политической культуры входят такие элементы как:
Политические знания, политическая образованность и способы политического мышления

В чем заключается мобилизационная функция политики?
Создание механизма, предоставляющего индивиду возможности для удовлетворения его личных амбиций

В чем состоит автономный подход к связи морали и политики?
В современном обществе политика и мораль несовместимы.

В. И. Лениным была разработана концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся. Одна из ее основополагающих черт:
Идеологичность

В. Парето выделял два главных типа элит. Один из них:
«Лисы»

Видный деятель либерального движения в России?
Б. Чичерин

Господство официальной идеологии – один из признаков … политического режима:
Тоталитарного

Дайте определение раннефеодальному типу монархии.
Форма правления, для которой характерно становление феодальной собственности, когда феодалы группировались вокруг королевской власти.

Двухпартийная система существует в:
США

Демократическому режиму, в отличие от недемократического, свойственно (ы):
Гарантия свободы средств массовой информации

Для какой функции политической партии характерен анализ состояния и оценка перспектив общества, выявление интересов различных социальных групп, разработка стратегии и тактики обновления общества?
Теоретической

Для какой функции политической партии характерна реализация программных установок, проведение избирательных кампаний, формирование правящей элиты, привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии?
Организаторской

Для какой функции политической партии характерно отражение интересов той или иной социальной группы, класса, слоя, категории избирателей?
Представительской

Для какой функции политической партии характерно распространение в массах соответствующего мировоззрения, пропаганда программных целей и задач?
Идеологической

Для какой функции политической партии характерно то, что политические партии, ведя агитационно-пропагандистскую работу, повышают политическую грамотность избирателей, делают ситуацию, сложившуюся в обществе им понятной?
Социализаторской

Для юридической теории происхождения государства характерно представление, что:
Государство – правовое закрепление отношений власти и человека

Земли как субъекты федерации существуют в:
ФРГ

Идентификация в политической культуре:
Человек осознает свою групповую принадлежность, предполагающую осознание своих интересов и того, что является выгодным и полезным, так и осознание форм участия в политической жизни

Иракские войска были введены в Кувейт в:
1990 г.

Исламский фундаментализм – это:
Идеология, которая обосновывает право на власть для мусульманской общины

К конструктивным функциям конфликтов относят:
Интеграцию*общества

К началу ХХI в. представительство женщин в парламентах было самым высоким в:
Скандинавских странах

К основным мировым идеологиям относится:
Консерватизм

К представителям неоконсерватизма относят:
Д. Вулси

К строго централизованным партиям можно отнести:
НСДАП

К теоретическим методам политологии относится:
Исторический метод

К функциям любого государства относится:
Сохранение территориальной целостности страны

К эмпирическим методам политологии относится:
Социологический опрос

Как называется власть, возникшая в результате разделения труда и сконцентрированная в руках правящего лица?
Индивидуализированная

Какая внутренняя функция государства отвечает за развитие общества и внутриобщественных отношений?
Политическая

Какая из перечисленных функций относится к функциям политологии?
Аксиологическая

Какая из теорий пытается объяснить феномен лидерства?
Теория черт

Какая из характеристик является признаком авторитарного политического режима?
Запрет оппозиции

Какая из цитат принадлежит У. Черчиллю?
«Демократия – худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных».

Какая политическая культура существует в традиционном обществе?
Подданническая

Какая система существует, как правило, в странах с пропорциональной избирательной системой?
Мультипартийная

Какая трактовка происхождения власти говорит о том, что власть – это способность достижения целей?
Телеологическая

Какая функция политической культуры вырабатывает у человека стремление к осмыслению* политических реалий?
Ориентирования

Какая функция политической системы использует обеспечение общественного признания политики и власти?
Регулятивная

Какие составляющие можно выделить в функционировании партий как политического института?
Социальная сущность, социальная роль, способ функционирования

Каким понятием оперировал Г. Моска для обозначения элиты?
«Политический класс»

Какими выдающимися качествами личности объясняется феномен лидерства?
Ум, незаурядные способности

Какое животное является символом Демократической партии США?
Осёл

Какое направление деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
Разработка программ развития общества

Какое слово является антонимом к понятию «социализм»?
Капитализм

Какое утверждение об элитном слое является верным?
Политическая элита связана с экономически господствующими слоями.

Какой из мыслителей был приговорен к смертной казни, но из уважения к закону отказался от побега, который мог спасти ему жизнь?
Сократ

Какой известный деятель мечтал об уничтожении капиталистического общества, надеясь построить совершенный строй - коммунизм?
К. Маркс

Какой мыслитель предполагал, что государство есть форма превосходства богатых над бедными, победителей над побежденными?
Т. Мор

Какой мыслитель считал, что истоки власти находятся в сознании и подсознании людей?
З. Фрейд

Какой политолог считает, что:
«женщине при продвижении во власть необходимо добиваться здравого баланса сочетания как «мужских»,

Какой политолог считает, что: «женщине при продвижении во власть необходимо добиваться здравого баланса сочетания как «мужских», так и* «женских» качеств, демонстрируя электорату свои личностные особенности»?
О. Г. Овчарова

Какой признак отличает демократический политический режим?
Подчинение меньшинства большинству

Какой теории происхождения государства не существует?
Политическая

Какой тип легитимности власти прививает исполнителям мессианскую идею?
Харизматическая

Какому понятию соответствует определение: «Попытка ради получения политических дивидендов переориентировать общественное мнение в национальных интересах своего государства и переосмыслить историческое прошлое»?
Историческая политика

Какую организацию возглавлял П. И. Пестель?
Южное общество декабристов

Когда появился термин «политическая культура»?
в XVIII в. *

Кого можно назвать одним из «отцов» прикладной политологии?
Ч. Мерриама

Кому принадлежат следующие слова: «...Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов»?
О. Бисмарку

Кому принадлежат слова: «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики»?
Н. М. Карамзину

Корпоративные режимы являются разновидностью:
Авторитаризма

Кто ввел в научный оборот термин «политика»?
Аристотель

Кто вошел в историю, как создатель российской психологической теории права?
Л. И. Петражицкий

Кто выдвинул теорию «Москва – третий Рим»?
монах Филофей

Кто заложил основы системного анализа и структурного функционализма?
Т. Парсонс

Кто занимал важное место в составе* политической элиты во главе с Б. Н. Ельциным?
Интеллектуалы из старой партийной элиты

Кто разработал закон «олигархии»?
Р. Михельс

Кто считал, что все достижения цивилизации – результат деятельности великих лидеров?
Г. Тард

Кто является основоположником исторической науки?
Геродот

Культура либерализма стала предметом исследований для:
Р. Рорти

Либерализм как идейное течение зародился в:
Англии

Метод ивент-анализа – это:
Метод изучения политических ситуаций, в рамках которого политический процесс представляется как ряд событий

Моделирование реальной политической ситуации предполагает такой метод как:
Имитационной игры

Монополия на власть какой-либо одной партии или группировки – это специфическая черта:
Авторитаризма

На какие уровни делятся методы политологии?
Эмпирический и теоретический

Название теории французского учёного Л. Дюги?
«Идеология солидарности»

Назовите виды политического участия по М. Веберу:

Назовите виды политического участия* по М. Веберу:
Случайное, «по совместительству», «профессиональное участие»

Назовите крупнейшую информационную утечку в начале XXI в.
Деятельность WikiLeaks

Назовите революционера, скомпрометировавшего себя убийством товарища:
С. Г. Нечаев

Назовите тип внешнеполитического конфликта, при котором государство без объявления войны вмешивается в дела другого государства, выступая помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства:
Интервенция

Не характеризует тоталитарный режим такой признак как:
Система сдержек и противовесов властей

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению:
Авторитарному

Одним из направлений в народничестве было:
Заговорщическое

Одним из способов легитимации власти является:
Традиционный

Одной из исторических форм власти являлась:
Анонимная

Одной из функций демократической политической власти является:
Поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность

Олигархия – это:
Власть немногих

Определить политический режим в государстве можно на основании информации о (об):
Методах осуществления государственной власти

Основная идея либерализма – это:
Приоритет имеет отдельный индивид

Основной политологический труд Г. Гегеля называется:
«Философия права»

Основной регулятивной установкой в правовой сфере выступает:
Равенство всех социальных слоев перед законом

Основной функцией политической идеологии является:
Овладение общественным сознанием

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В какой статье современной российской конституции это указано?
17

Основным оппонентом партии консерваторов в Великобритании на протяжении XX в. являлись:
Лейбористы

Основополагающей истиной национал-социализма является:
Вседозволенность арийской расы, злейшими врагами которой выступают цыгане и евреи

Основоположником социал-реформизма является:
И. Кант

Особой характеристикой демократического государства является:
Политический плюрализм

Особый тип партийной организации – «антипартийные партии» выдвинул:
Э. Хейвуд

Первый в истории референдум был проведен в:
Швейцарии

Первый в мировой истории парламент возник в:
1215 г.

Первым марксистом в России был:
В. Г. Плеханов

Первым с требованием реформации церкви выступил:
М. Лютер

По мнению Г. Лебона, главную роль в социальной жизни играет:
Толпа

Политическая власть – это, прежде всего, власть государственная. В истории политической мысли первым эту точку обосновал…
Н. Макиавелли

Политическая власть возникла в результате потребности людей в:
Управлении общественными отношениями

Политическая партия – это:
Общественно-политическая организация, объединяющая политически активных граждан на основе программы и устава в их борьбе за достижение и использование власти

Политический режим, отличающийся контролем над обществом, насаждением национальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется:
Тоталитаризм

Политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека, называется:
Тоталитарный

Политический террор – это:
Устрашение, подавление, преследование по политическим мотивам насильственными методами

Политология - это:
Наука о законах развития политической сферы общественной жизни, ее содержании, структуре и функциях

При каком государственном деятеле был упущен шанс эволюции российского государства к ограниченной монархии?
Анна Иоанновна

Приверженцы фашизма стремятся к:
Установлению политических режимов, отличающихся крайним этатизмом и национализмом

Примером материализации какого подхода служит политическая практика М. Бакунина?
Аполитичного

Примером материализации морализаторского подхода в политике служит:
Махатма Ганди

Примером правого тоталитарного режима является:
Нацистская Германия

Причиной появления концепции политической культуры стал:
Крах в Германии режима Веймарской республики

Продолжите фразу: «В общей политологии можно выделить два блока: политология теоретическая и политология …»
Прикладная

Прославленным оратором в Древнем Риме был:
Цицерон

Родоначальниками либерализма являются:
Т. Гоббс и Дж. Локк

С каким именем связывают понятие «культ личности»?
И. В. Сталин

С чьим именем связано формирование специфической политологической проблематики?
Николо Макиавелли

Самым нестабильным государственным образованием является:
Конфедерация

Синонимом понятия «плебисцит» выступает:
Референдум

Сколько основных типов партий выделяет М. Дюверже?
Две

Согласно одной из классификаций, стиль лидерства у Г. А. Явлинского:
Торговец

Согласно теории Н. А. Бердяева, в обществе наблюдается застой, а в государстве нарастает нестабильность, когда коэффициент элиты составляет:
Менее 1%

Социальная роль партии заключается в том, что она:
Является правящей или оппозиционной

Способ урегулирования социально-политических конфликтов, для которого характерно преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, способствующий функционированию политической власти:
Политическое маневрирование

Способ урегулирования социально-политических конфликтов, для которого характерно целенаправленное воздействие на массовое сознание через каналы средств массовой информации:
Политическое манипулирование

Теорию «сверхчеловека» разрабатывал:
Ф. Ницще

Теория ситуационного анализа исходит из:
Относительности и множественности лидерства

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот:
И. Гердер

Термин «политическая культура» ввел* в научный оборот:
И. Гердер

Укрепление новой государственности в 2000-е гг. в России стало главным приоритетом для тандема:
В. В. Путин – Д. А. Медведев

Учение Фомы Аквинского стало официальной доктриной:
Католицизма

Чем объясняется существование элиты в обществе?
Индифферентностью и политической пассивностью большинства граждан

Что на сегодняшний день является основным каналом рекрутирования в федеральную законодательную власть?
Бизнес

Что понимается под объектом политологии?
Политическая сфера общественной жизни

Что послужило усилением исламского фактора в мире в конце 1970-х гг.?
Революция в Иране 1979 г.

Что такое «джихад»?
Священная война мусульман против «неверных»

Что такое «лебенсраум»?
Жизненное пространство для арийской расы по доктрине А. Гитлера

Что такое «легитимность»?
Законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Что такое групповой уровень политического сознания?
Отражение политической жизни для какой-либо политической партии, общественно-политического движения

Что такое норманнская теория?
Концепция о зарубежном характере появления государства на Руси

Что характеризует тоталитарный режим?
Всесторонний контроль государства над жизнью общества

Что является главным элитообразующим признаком по леволиберальным теориям?
Обладание командными позициями

Что является одним из признаков тоталитарного государства?
Одна государственная идеология

Легитимация -процесс признания власти гос-ва населением.

Типы легитимности гос.власти: 1. Традиционная (господствует исторически сложившиеся обычаи. Власть признается в силу того, что властные полномочия приобретаются и реализуются в соотвествии с обычаями и традициями. Присущ монархиям.).2. Харизматический (гос. власть признается в силу веры в особые выдающиеся качества лидеров, которые олицетворяют собой гос. аппарат. Широко распространен в гос-вах, где в полит. режиме - сильный гос.деятель. Сталин,Гитлер.)3. Рационально-легальный (гос.власть признается в силу рассудочной деятельности человеческого мышления, логических доводов, в основе которых лежит факт, что гос.власть делится на законод. Легализация власти - формально-юридическое закрепление ее структуры и компетенции в действующем праве. Когда легализация и легитимная власть дополняют друг другу – гос-во идеально. Поддержание легитимности и легализации – важнейшая функция во всех гос-вах.

(Р. ) Легитимная гос.власть - власть, соответствующая представлениям народа, общества, страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности. Легитимность- сущностное свойство гос.власти. Признаки: признание гос.власти населением; эмоциональное признание власти; признание власти, выражаемое в согласии подчиниться этой власти; признание гос.власти юридически не оформленное. Легитимность власти –качество взаимоотношений гос-ва и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять. Легитимность повышает эффективность гос.власти, поскольку ее мероприятия опираются на поддержку большинства населения. В основе легитимности лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждение в том. что существующий порядок выражает их интересы, а такой порядок обеспечивается деятельностью гос.власти. Падение легитимности проявляется на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не избранны. Оно проявляется в массовых волнениях населения, коллективных акциях протеста, направленных против гос.власти. Поскольку интересы людей и различных слоев неодинаковы, гос.власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы либо большинства, либо меньшинства, либо определенных групп общества, и только частично. Поэтому легитимация гос.власти, за редчайшим исключениями, не может иметь всеобъемлющего характера. Способы легитимации: 1). традиционный, выражается в том, что существующая власть признается законной, потому что была таковой всегда. Характерен для монархии. Основан на привычке, обычае, приверженности установленному издревле порядку и предполагает безусловное доверие к институтам власти, но не к персонифицировавшим их лицам. Традиционная власть связана с обычаями, традициями, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии.(ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и др.). 2).Харизматический способ, проявляется тогда, когда лидеру (вождю) приписываются великие личные качества – моральное, физическое, интеллектуальное превосходство, а часто даже магические способности. Харизма предполагает безоглядное доверие и слепое подчинение вождю, замешенное на обожании и страхе. 3). Рациональная легитимация, основана на разуме: население поддерживает или отвергает гос.власть, руководствуясь рассудочной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя. часто даже не справедливые законы, а практическая работа органов гос-ва на благо населения страны. При рациональной легитимации повиновение управляющим основано на признании правомерности и рациональности обретения и осуществления ими власти. Рационально-правовое оправдание - наиболее трудоемкий способ легитимации власти, т.к. предполагает детальную разработанность и строгое соблюдение правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность гос.органов. В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. В настоящее время ученые стали выделять еще один способ (тип) легитимации- договорный(большое значение для легитимации имеет подписание общественного договора между гос.властью, важнейшими полит.партиями, общ.организациями. Виды легитимности власти: 1. В зависимости от уровня различают легитимность: а) идеологическую. Идеологический уровень легитимности основан на признании целей гос.политики, системы ценностных ориентаций. Идеологическая легитимность воздействует на сознание и поведение людей с помощью методов убеждения и внушения. Суть идеологической легитимности состоит в оправдании существующей власти с помощью идеологии, вносимой в массовое общественное сознание. Идеологическая легитимность может быть классовой и националистической. В странах командно-административного социализма использовалась классовая легитимность. Во второй половине 20в. многие молодые гос-ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усилению националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ всем современным гос-вам. б) структурная легитимность. Структурный уровень отражает беспристрастную веру народных масс в законность структурных и властных органов и правовых норм, на основе которых функционирует власть. Структурная легитимность характерна для устойчивых общественных систем, где установленный порядок формирования структуры стал привычным для народа. Люди признают власть, потому что она сформирована на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность граждан в правомочии существующей общественной власти. в) персонализированная легитимность. Персонализированный уровень легитимности связан непосредственно с персональными качествами субъекта власти. Персонализированная (личная) легитимность заключается в одобрении конкретного властвующего лица. По своему содержанию персонализированная легитимность очень близка к харизматическому типу и может перерасти в него. Главное различие в том, что лидеру с персонализированной легитимностью хоть и доверяют, но все же в целом относятся рационально, расчетливо. Харизматический же лидер всегда вызывает у людей восторг, поклонение. готовность к полному подчинению его воле. 2. В зависимости от изменения (или субъекта) различают легитимность: а)внутреннюю,народную (признание обществом правящей элиты. которая может быть скреплена традицией, идеологией в современном демократическом обществе. конституцией и выборами), б) внешнюю, «международную» (признание режима и его правящих групп со стороны других гос-в, международных организаций и влиятельных округов, формирующих мировое, общественное мнение), личную, индивидуальную, «для себя» (круг представлений, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию. Средством обеспечения легитимности гос.власти любого уровня и вида явл-ся легитимация. Легитимация гос.власти - процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям народа, людей. Чтобы воля народа служила основой власти правительства гос-ва: проводят свободные выборы; допускают свободную состязательность кандидатов; уважают право граждан создавать полит.партии. Актом легитимации высших органов власти и МСУ являются, как правило, выборы. Источники легитимации: 1. участие граждан в управлении страной(создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом); 2. технократическая легитимность(легитимность, выраженная посредством эконом., военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности) ; 3. легитимность через принуждение (Принуждение всегда присутствует в гос.власти, но формы его различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности). Делегитимация- понижение уровня легитимности гос.власти. Причины делегитимации: противоречия между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; отсутствие механизма по защите интересов народных масс; национализм, сепаратизм в многонациональном гос-ве; возникновение внутри правящей элиты острых противоречий, столкновение разных ветвей власти. Власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях. Чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

За последние двадцать лет произошел переход системы власти в России от советского состояния «мыслить от имени народа и для народа» к состоянию «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». Т.е. власть становится самостоятельным актором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в гражданское общество.

Однако, переход к такой ситуации произошел не сразу. У российской власти 1990-х гг. было достаточно много проблем с легитимностью, несмотря на появившиеся перспективы у населения обрести долгожданную свободу и повысить свой жизненный уровень.

Важным фактором легитимности явилось признание «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей и рыночной экономики. Поддержка западными странами такого курса воспринималось большинством населения как необходимое условие дальнейшего успешного развития.

Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.

В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

Традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам;

Рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти;

Харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:

- «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности;

Легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

Прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

Нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;

И наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Легитимность – термин, который широко применяется в современной политической науке и политической практике. Иногда его трактуют предельно широко, отождествляя с формальной юридической законностью. Однако это далеко не всегда так. С психологической точки зрения, легитимность власти, действительно, означает законность, но законность субъективную. В силу тех или иных причин люди могут давать положительную оценку политическим институтам, концентрирующим в себе властные полномочия, признавать их право на принятие управленческих решений и быть готовыми добровольно им подчиняться. Такое взаимоотношение между властью и людьми принято называть легитимностью. Легитимная власть оценивается признающими ее людьми как правомерная и справедливая. Легитимность означает также наличие у власти авторитета, соответствие этой власти основным ценностным ориентациям большинства граждан.

Термин «легитимность» в его нынешнем значении ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Хотя он специально не занимался проблемами социальной или политической психологии, в его методологии выделения типов легитимного господства обнаруживается ярко выраженный психологический подход. Характеристика типов легитимности власти у М. Вебера основана на его же концепции о типах социального действия. В самом общем плане «социальное действие» – это особенности, приемы поведения людей в различных жизненных сферах, результатом которого становятся все социальные отношения и институты. М. Вебер выделил несколько видов социального действия в зависимости от того, какими мотивами это действие определяется.

Высшим видом социального действия ученый считал целерациональное действие. Иными словами, такое действие, которое мотивировано исключительно осознанными, рациональными интересами. В нем присутствует заранее поставленная цель и путь к ее достижению вырабатывается при помощи рациональных инструментов – математических, технических, естественно — и общественно-научных знаний, а также правовых норм. Ценностно-рациональное социальное действие осуществляется на основе осознанной веры в определенные этические, эстетические или религиозные идеалы. Третий вид социального действия М. Вебер связывал исключительно с эмоционально-чувственной мотивацией и называл его «аффективным». Наконец, четвертый вид социального действия социолог характеризовал как «традиционный», где главным мотивом выступает привычка, бессознательное следование раз и навсегда установленным стереотипам поведения.

Исходя из вышеперечисленных видов социального действия, М. Вебер выделил три типа легитимного господства. Первый тип был назвал им «легальным». Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают. Главным мотивом к подчинению власти является интерес, а в его основе лежит целерациональное социальное действие. В политической системе, построенной на легальном типе легитимности власти, подчиняются не какой-либо конкретной личности, а установленным законам, причем подчиняются этим законам не только те граждане, которыми управляют, но и те, которые призваны управлять (правящая элита, бюрократический аппарат, состоящий их специально обученных чиновников). Формально-правовое начало здесь является определяющим. До тех пор, пока все осуществляется в соответствии с законом, система полностью сохраняет свою легитимность. Легально-рациональный тип легитимного господства не может обойтись без специально обученных, компетентных чиновников, составляющих, по Веберу, рациональную бюрократию. Рациональная бюрократия предполагает такую технологию и структуру государственного управления, при которой весь управленческий процесс разбит на отдельные обезличенные операции, требующие профессиональных знаний, навыков и опыта.

Чиновник такого типа управления должен соответствовать следующим критериям: 1) быть лично свободным и подчиняться только служебному долгу, а не своим или чужим интересам; 2) занимать четко определенное место в служебной иерархии; 3) обладать определенной компетенцией (в данном случае твердо знать свои права и обязанности); 4) работать на контрактной основе в условиях свободного выбора; 5) занимать должность в соответствии со своей профессиональной квалификацией; 6) получать регулярное денежное вознаграждение в соответствии с занимаемой должностью; 7) иметь возможность подниматься вверх по ступеням служебной иерархии в зависимости от эффективности своей деятельности; 8) рассматривать свою службу как основную профессию; 9) не использовать свое служебное положение и вытекающие из него возможности в личных целях; 10) подчиняться единой для всех служебной дисциплине.

Однако сам М. Вебер понимал, что в реальной жизни бюрократический способ управления отличается от идеального типа. Политическая практика показывает много примеров превращения чиновников в замкнутую касту, действующую не в интересах общества, а преимущественно в личных целях. Поэтому для нейтрализации негативных последствий бюрократизации власти и управления используются различные формы контроля над деятельностью чиновников со стороны политических институтов и общественного мнения.

Другой тип легитимного господства, в котором мотивацию к подчинению М. Вебер видел в «нравственной привычке к определенному поведению», он назвал «традиционным». Такой тип господства основан на вере в законность и даже священность издревле существующих порядков и властей и связан с традиционным социальным действием. На основе обобщения исторического опыта целого ряда стран Вебер выделяет две формы традиционного легитимного господства: патриархальную и сословную. Патриархальная форма организации традиционной власти имела место, по мнению Вебера, в Византии. Для нее характерны отношения личной зависимости в аппарате государственного управления. Хотя довольно высокие посты могут занимать как выходцы из социальных низов, включая вчерашних рабов, так и ближайшие родственники самого императора, все они являются бесправными слугами последнего. Примеры сословной формы, согласно взглядам Вебера, можно найти в феодальных государствах Западной Европы. Здесь механизм власти более обезличен. Нижестоящие звенья властной иерархии имеют большую автономию, а в основе самой иерархии лежат принципы сословной принадлежности и сословной чести. Такая форма традиционного господства создает условия для образования аристократии, в какой-то степени ограничивающей власть монарха.

При традиционном типе легитимного господства и, в особенности, при его патриархальной форме чрезвычайно низка роль формального права и, следовательно, нет возможности действовать «невзирая на лица». Личная преданность и верность начальнику имеет гораздо большее значение, чем знания и компетентность. Поэтому именно личная преданность является важным условием для продвижения по служебной лестнице.

Третий тип легитимного господства получил определение «харизматического». Под харизмой (божественным даром) М. Вебер понимал некие экстраординарные способности, дарованные некоторым индивидам и выделяющие их среди других людей. К харизматическим качествам социолог относил способность магического воздействия на окружающих, пророческий дар, выдающиеся силу духа и слова. Харизмой, по мнению Вебера, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики и, наконец, основатели мировых религий, такие как Будда, Иисус, Магомет. Для харизматического типа легитимного господства характерна совершенно иная мотивация подчинения, чем для традиционного. Если при традиционной легитимности мотивация основана на привычке, привязанности к обычному, раз и навсегда заведенному, то при харизматической легитимности она связана с сильным воздействием на психику и сознание людей чего-то нового, яркого, необычайного. Здесь речь идет об аффективном типе социального действия. Источником привязанности к харизматическому властителю, готовности следовать его указаниям является не традиция и формальные юридические нормы, а эмоционально окрашенная личная преданность ему и вера в харизму этого человека. Поэтому, полагал М. Вебер, харизматический вождь должен постоянно доказывать наличие этой самой харизмы, иначе власть его может повиснуть в воздухе.

От легально-рационального и традиционного типов легитимного господства харизматический тип отличается отсутствием четких правил и норм, решения в этом случае принимаются из иррациональных побуждений. В реальной политической практике харизма вождя может быть и не связана с каким-либо особым даром, а является следствием некритического восприятия его образа сторонниками и последователями. Нередко такая харизма возникает благодаря искусной демагогии и популизму. Пришедший к власти на основе подобной «искусственной» харизмы политический деятель, может вскоре разочаровать своих приверженцев неспособностью выполнить обещания, реализовать зачастую утопические пожелания своих последователей. М. Вебер отмечал, что вождь, не сумевший доказать свою харизму, начинает ее терять. Для удержания власти такому лидеру не остается ничего другого, как прибегать к силе, репрессиям. Таков механизм возникновения авторитарных диктатур во многих странах «третьего мира». Подобные примеры можно было увидеть и на постсоветском пространстве (Грузия при Гамсахурдия).

Нетрудно заметить, что количество видов социального действия и типов легитимного господства у М. Вебера неодинаково. Ценностно-рациональное социальное действие не имеет соответствующего ему типа легитимности. Современные концепции легитимности это несоответствие устраняют.

В процессе развития политической науки развивались и представления о легитимности. В качестве объекта легитимности стали рассматривать не только власть как субстанцию, но и ее институциональное выражение в виде политической системы в целом. По мнению известного американского политолога С. Липсета, понятие «легитимность» означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам общества. Другой не менее известный американский политолог Д. Истон считает легитимной такую власть или политическую систему, которая соответствует моральным принципам индивидов, их собственным представлениям о том, что является справедливым или правильным в сфере политики. В качестве источников легитимности Д. Истон называет идеологию, политический режим и политическое лидерство. Исходя из этого, он выделяет и три типа легитимности: идеологическую, структурную и персональную.

Идеологическая легитимность основана на убежденности граждан в правильности тех идейных ценностей, на которых основывается политический режим и представляющие его институты. Чем больше граждан разделяют ценности и нормы, характерные для данного политического режима, тем большей степенью легитимности он обладает и, наоборот, чем меньше таких граждан, тем ниже уровень легитимности. Структурная легитимность основана на убежденности граждан в оптимальности структуры институтов политической системы и выполняемых ими функций, на уверенности в правильном распределении ролей в структурах власти и одобрении юридических норм, на которых базируется данная система. Нетрудно заметить, что структурная легитимность в понимании Истона, сходна с легально-рациональной легитимностью в понимании Макса Вебера. Точно также можно провести аналогию между персональной легитимностью по Д. Истону и харизматической легитимностью по М. Веберу. Персональная легитимность, по Истону, основана на вере индивидов в личные качества политических лидеров, на уверенности в их способности наилучшим образом распорядиться своей властью. Но если «харизма», считал Вебер, присуща лишь выдающимся историческим деятелям, то Истон исходил из того, что массовую поддержку могут получать политические лидеры и не обладающие в действительности особыми качествами. Как показывает реальная политическая практика, власти способны добиваться весьма заурядные личности и они могут пользовать достаточно устойчивой и широкой поддержкой населения и, следовательно, иметь персональную легитимность.

Своего рода объединением нормативной концепции М. Вебера и эмпирической – Д. Истона является концепция Д. Бетхэма. Он считает, что легитимация власти осуществляется одновременно на трех уровнях:

Первый из них образуют правила получения и отправления власти.

Вторым уровнем являются убеждения управляющих и управляемых, касающиеся функционирования политической системы.

Третий уровень – это активное согласие управляемых, выражающееся в конкретных политических действиях. О полной легитимности власти можно говорить лишь тогда, когда возникает связь между содержанием правил политической игры, их позитивной оценкой и вырастающем из них политическом поведении на стороне политической системы, выражающем волю к сохранению системы в ее неизменных основах.

В современной политической науке получила известность концепция легитимности политической власти французского политолога Ж. Шабо. Легитимность он определяет как адекватность реальных или предполагаемых качеств управителей (а также тех, кто намеревается ими стать) подразумеваемому или ясно выраженному согласию управляемых. Ж. Шабо выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую. Демократическая легитимность присуща политическим системам, функционирующим на основе базовых демократических принципов: коллегиальное принятие решений, учет воли большинства, соблюдение прав и свобод человека. Демократическая легитимность относительна и должна дополняться другими типами легитимности. Прежде всего, это технократическая легитимность, понимаемая Шабо как степень профессионализма и компетентности тех, кто находится у власти и принимает решения. Лидеру недостаточно только завоевать поддержку избирателей, необходимо оправдать оказанное доверие эффективной управленческой деятельностью. Идеологическую легитимность Шабо понимает практически также, как и Истон, связывая ее с функционированием советского и других тоталитарных режимов.

Наиболее трудна для восприятия концепция онтологической легитимности Ж. Шабо. Политолог указывал, что в данном случае «речь идет о выявлении соответствия политической власти объективному порядку, вписанному в человеческую и социальную действительность, продолжении порядка, установленного в космической внечеловеческой действительности». Здесь выражена мысль о том, что существование любой политической системы оправдано до тех пор, пока она не вступает в противоречие с наиболее универсальными законами развития природы и общества.

При всем многообразии концепций легитимности власти, все они имеют и немало схожих аспектов. Различия же между ними объясняются сложностью самого феномена легитимности

Наряду с теоретической проблемой легитимности политической власти существует практическая проблема ее легитимации, то есть приобретения легитимности в глазах общества. Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений. Идеологическая легитимация власти бывает необходима не только в тоталитарных системах, опираются на те или иные идейные ценности для оправдания своих действий и решений и руководители самых демократических стран.

Одно из основополагающих отличий демократической системы заключается в том, что в ней власть не может быть присвоена, но только «приобретена» в результате победы на соревновательных выборах. Другими словами, на персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).

В недемократических системах роль фактора, легитимизирующего правила получения власти, исполняет идеология, опирающаяся как на ценности, так и на групповые интересы, которые обосновывают отказ от политического соперничества как такового и, тем самым, не требуют подтверждения власти на свободных выборах. Следствием отвержения конкурентных выборов становится феномен вынужденной поддержки режима, заключающийся в невозможности выразить открыто неприятие конкретной группы правителей без одновременного выражения сомнений по поводу идеологи и отвержения основных правил политической игры. Управляемые стоят перед альтернативой: либо признание полной легитимности власти, либо полной ее нелегитимности.

В странах реального социализма легитимация власти осуществлялась, прежде всего, идеологически (отсюда наименование этих режимов – идеократические). Однако со временем правящие коммунистические партии вынуждены были искать также и иные аргументы (например, успехи в экономике) для обоснования своего господства, что в принципе противоречило основам существовавшей политической системы и подрывало ее изнутри.

Политическая власть, особенно высокого уровня, часто персонифицирована. Поэтому для сохранения авторитета и, следовательно, легитимности власти, необходимо поддерживать и укреплять авторитет представляющих ее политических лидеров. В условиях авторитарных, тоталитарных режимов харизматическая или, используя терминологию Истона, персональная легитимация может принимать форму «культа личности», однако более цивилизованные примеры такой легитимации наблюдаются и в условиях демократии. Для легитимации власти большое значение имеет эффективность решений и действий тех, кто ею обладает. Политический режим, не имеющий достаточной легитимности, может обрести ее, если будет способствовать успешному решению стоящих перед обществом проблем и, тем самым, удовлетворению потребностей и чаяний большинства населения.

В качестве эмпирических индикаторов степени легитимности власти могут рассматриваться следующие признаки:

  1. Уровень принуждения, используемый властью для осуществления своей политики (легитимная власть может вообще обходиться без прямого насилия, нелегитимная власть часто просто «сидит на штыках»).
  2. Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера.
  3. Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, а также сила такого неповиновения.
  4. Результаты выборов, референдумов, а также данные социологических исследований, если последние достоверны.
  5. Степень коррумпированости власти и др.

Наряду с процессом легитимации власти в политической практике может происходить и обратный процесс – делегитимации власти, то есть утраты тех факторов, которые определили ее легитимность. Делегитимация власти может стать результатом целого ряда причин: 1) следствием противоречия между эгоистическими устремлениями правящей элиты и господствующими в данном обществе идейными ценностями; 2) следствием противоречия между официально провозглашенными демократическими принципами и реально политической практикой, связанной с ограничением прав и свобод населения, давлением на средства массовой информации, преследованием оппозиции; 3) следствием повышения неэффективности деятельности бюрократического аппарата и усиления его коррумпированности; 4) следствием раскола внутри правящей элиты из-за утраты уверенности в оправданности ее претензий на власть; 5) следствием конфликта между ветвями власти. Кризис легитимности может наступить также тогда, когда политическая система перестает воспринимать требования основных общественных групп, когда в ней отсутствуют или прекращают функционировать механизмы, защищающие интересы широких народных масс.

Процессы легитимации и делегитимации власти можно проиллюстрировать примерами из истории коммунистического политического режима в нашей стране. Как и для любого другого тоталитарного режима, для власти большевистской партии в России особое значение имела идеологическая легитимность. В процессе легитимации коммунистического режима можно обнаружить две основные составляющие. Первая связана с постепенным вытеснением всех чуждых коммунистической идеологии взглядов, вторая – с приспособлением самой коммунистической идеологии к реальностям и традициям российского общества. Искоренение инакомыслия началось на второй же день после октябрьского переворота, но продолжалось достаточно длительное время, поскольку пришлось решать целый комплекс связанных с этим задач. Необходимо было устранить носителей чуждых “марксизму-ленинизму” идейных течений, одновременно сформировать новый идеологический и пропагандистский аппарат. На решение этой задачи ушло как минимум два десятилетия. Однако только одного этого для установления тотального идеологического контроля над обществом было бы недостаточно. С точки зрения режима, необходимо было также установить информационную блокаду, превратить СССР в информационно закрытое, изолированное от остального мира общество. Постепенно советские люди все более и более отгораживались не только от окружающего мира, но и от своего прошлого.

Только идеология не могла быть столь долго единственным легитимирующим фактором коммунистического режима в СССР. Она подкреплялась факторами иного порядка. Можно говорить и об определенной экономической эффективности этого режима. Были решены задачи индустриальной модернизации в технико-технологическом и социально-культурном отношении. Аграрная Россия превратилась в ракетно-ядерную сверхдержаву, запустила первый искусственный спутник Земли и осуществила первый полет человека в космос. Не следует забывать и о том, что начиная с середины 50-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста уровня материального благосостояния большинства населения Советского Союза, которое могло также пользоваться и широким набором бесплатных социальных услуг, пусть и невысокого по мировым стандартам качества.

Улучшение жизни советского народа было неплохим дополнением к обещанию всеобщего счастья в «светлом будущем» – при коммунизме. И сам образ этого светлого будущего был важным элементом идеологической доктрины и оправданием всех трудностей и бед повседневной жизни, легитимировал любые действия власти. Именно идеология для советского общества была наиболее интегрирующей и легитимирующей существующую власть силой.

Идеологическая эрозия в полной мере стала реальностью уже во времена руководства страной Л. И. Брежневым. Его правление было отмечено, с одной стороны, небывалыми прежде достижениями, но одновременно и нараставшим разочарованием в прежних идеалах и ценностях. Прежде всего, оказались дискредитированы представления о «светлом будущем» – коммунизме, который не наступил в обещанные сроки, а партийное руководство избегало прямых объяснений с народом по этому поводу. К тому же реальное повышение уровня жизни не всегда ощущалось психологически. Зачастую, наоборот, усиливалось недовольство своим материальным положением из-за сохранявшегося дефицита на многие товары и услуги. С обострением социально-экономических проблем усилилась деградация во многих сферах общественной жизни. Стала отчетливо обнаруживаться коррупция и разложение партийно-государственного аппарата. А всеохватывающая коррупция, по мнению французского социолога М. Догана, является симптомом делегитимации режима. Но до полной его делегитимации в Советском Союзе было еще далеко, тем более что общество по большей части находилось в неведении относительно реально стоящих перед ним проблем.

В начале «перестройки» советское общество в большинстве своем еще не было готово к серьезным и системным изменениям. М. Горбачев столкнулся не только с сопротивлением части консервативного аппарата, но и с инертностью массового сознания в целом. Поэтому понадобилась помощь средств массовой информации, получивших, пусть и ограниченную «сверху», свободу критиковать существующие реалии для того, чтобы «расшевелить» общество. Но так называемая «гласность» стала первым камнем, сорвавшимся в пропасть и увлекшим за собой всю систему мифов, на которых покоилась господствовавшая идеология. Процесс деградации идеологии шел и в предшествовавшие годы, но рухнула она, не выдержав «перепада давления», вызванного открытием внешних и внутренних идеологических шлюзов. Параллельно с быстрым размыванием идеологического фундамента легитимности коммунистической власти обнажилась и экономическая неэффективность системы. В результате делегитимации прежняя экономическая и политическая система рухнула, открыв новый период развития нашей страны.

Непростым был процесс легитимации власти в новой России после крушения коммунистического режима и развала СССР. Затягивалось принятие необходимых в новых условиях нормативных актов и, прежде всего, Конституции. Это привело к политическому кризису. Сложилась ситуация, когда формальная законность (легальность) и легитимность не только не совпадали, но в некоторых пунктах находились в конфликте между собой. Так было в сентябре – октябре 1993 года во время противостояния между президентом Ельциным и большинством Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Б. Ельцин к тому времени еще не утратил полностью своей «харизмы», приобретенной им в борьбе с прежней системой, в том числе и популистскими приемами. В первые годы реформ «харизма» Ельцина была едва ли не единственным фактором, легитимировавшим происходившие перемены и вновь возникавшие отношения и институты. По мере того как популярность Ельцина падала, власть все более старательно искала иные средства своей легитимации. Например, был задействован идеологический фактор. Если в начале 90-х годов в ходу были ссылки на либеральные ценности, то затем видные представители правящего режима использовали патриотические лозунги и риторику, заимствованную у оппозиции.

В последние годы, в результате экономической стабилизации, совершенствования правовых и политических механизмов, возникли предпосылки для утверждения демократического типа легитимности. Но только время покажет, станет ли такой тип легитимности господствующим в российском обществе.

См.: Политология. Учебник для вузов. Под ред. проф. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. Читать полностью на: http:// all-politologija.ru

Loading...Loading...