Теория цвета: смешение цветов. Оптическое смешение цветов Цвет разделяют на излучаемый и отражаемый

Цель урока: дать представление о двух основных способах оптического смешения цветов.

План урока:

1. Сущность оптического смешения цветов.

2. Слагательное смешение цветов.

3. Вычитательное смешение цветов.

Студент должен:

знать: два основных способа оптического смешения цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет. В науке "Цветоведение" (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения. Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый. Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет. Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета. Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет. Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

2. Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения: пространственное - это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы); оптическое смешение - это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись); временное - это особый смешения, его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвелла; бинокулярное – это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).


Основные цвета при слагательном смешении: Красный, Зеленый. Синий. Правила слагательного смешения: при смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый; при смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.

3. Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания. Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении : Красный, Желтый, Синий.

Вопросы для повторения:

1. На чем основано оптическое смешение цветов?

2. Охарактеризуйте слагательное смешение цветов.

3. Охарактеризуйте вычитательное смешение цветов.

Литература:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись/ Ю.М. Кирцер. – М., Высшая школа. 1992.

Вот что раскопала в закромах: когда-то помогала супругу готовить статью для публикации. На самом деле в этой статье доступно и популярно излагается очень ценная информация из книг, которые входят в секретный список преподавателей питерской академии. А книги редкие: четырнадцать лет назад их можно было только конспектировать в читальном зале изумительной академической библиотеки. И помню впечатление от прочитанного. Это было потрясающе - многие вещи в голове сразу встали на место. Чувствую, что просто обязана дальше нести знание в массы.
Если что, я училась в Академии, примерно как Гэтсби учился в Оксфорде - это был трехмесячный курс факультета повышения квалификации преподавателей. Исключительно полезный опыт, потрясающие люди.
Вот фоточка того времени:

А вот и сама статья:

Оптическое смешение красок и световые эффекты в живописи

Одной из основных проблем современного положения дел в обучении живописи является ощутимый упадок технического мастерства художников живописцев, что не может не сказаться и на художественных достоинствах их произведений. Причиной тому слабая теоретическая информированность и отсутствие практического опыта в освоении различных традиций построения живописного изображения. Отсюда прямолинейный подход к решению цветовых задач, грубая и однообразная манера письма. Неоспоримую актуальность приобретает обращение к более глубокому изучению свойств цвета и красочного материала, возможность обогатить живописный язык дополнительными возможностями.
Оптическое смешение цветов является одним из мощных выразительных средств живописи, расширяющим границы палитры и придающим новые измерения восприятию глубины и светоносности пространства.
Существуют две системы живописи, основанные на оптическом смешении красок и два основных вида такого смешения. Красочное вещество различных цветов не смешивается при этом на палитре, а располагается на картине таким образом, чтобы оказать особое, совместное воздействие на зрительное восприятие.
Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров подразумевает многократное просвечивание различных цветных слоев друг через друга: свою роль играет цвет грунта, подмалевок, собственно живопись и лессировки.
Другой метод оптического смешения красок, разработанный в девятнадцатом веке французскими художниками таких направлений, как импрессионизм, пуантилизм, дивизионизм, опирается на свойство положенных рядом пятен цвета сливаться на расстоянии в единый красочный тон.
Оба метода требуют известного воспитания глаза и практики. Большую помощь художнику может оказать и знание теоретических основ физических и физиологических законов, позволяющих классифицировать оптические явления.
Эти знания важны для любых художников, даже предпочитающих смешивать краски на палитре и работающих в манере, далекой от двух названных традиций, и позволяют повысить и обогатить технику живописи.

Красочный эффект старинной живописи слагается из просвечивания красочных наслоений и грунта. Грунту отводится важная роль. Выбор цвета грунта зависит от светового и красочного эффекта картины. Светлая живопись требует белого грунта; живопись, в которой преобладают глубокие тени - темного. Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесенным на него в тонком слое, но лишает их глубины; темный грунт сообщает глубину и холод.
Цветные грунты, полученные покрыванием белого грунта какой либо прозрачной краской, поглощают свет, поэтому не делаются слишком темными, цветные грунты с корпусной краской отражают и поэтому могут быть взяты более темными. Наиболее универсальным для различных художественных задач считается светло-серый нейтральный грунт.
Большое значение в классической живописи имеет подмалевок. По белому грунту подмалевок выполняется прозрачной коричневой краской. Затем следует прописка форм белой и черной красками таким образом, чтобы коричневая подготовка просвечивала повсюду, кроме бликов. В подмалевке тени выполняются значительно светлее, чем должно быть в законченном виде, с учетом последующих лессировок. Если подмалевок выполняется по серому грунту, то коричневой краской тушуются тени предметов, света проходят белилами, а в полутонах оставляется серый грунт.
На цветном грунте подмалевок ведется дополнительной по цвету краской, например, по красному грунту - в зеленовато-сером тоне и т. д.
Далее следует основной живописный слой. Света и полутона прописывают в локальных тонах значительно светлее, чем они должны быть в законченном виде. Тени зачастую лессируют прямо по подмалевку.
Если живопись ведется по темной основе, то ее тона составляются без черной и вообще темной красок, так как последние уже заложены в темном грунте. Краски наносятся густо в светах и тонко в полутонах, где позволяют просвечивать грунту, дающему в этом случае возможность воспроизводить холодные переходы в тонах тела, не прибегая при этом к введению на палитру синих, черных и зеленых красок.
Завершается живопись лессировками, которые наносятся на хорошо просохший слой краски.
Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие краски для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Краски обладают различной степенью прозрачности; почти все они, кроме самых кроющих, пригодны для лессировок.
Краски для лессировок разжижают маслами и лаками. Лессировать можно цельными красками или их смешением. С помощью лессировки можно усилить или наоборот погасить силу и яркость тона. Под лессировкой живопись становиться более темной и теплой, особенно если лессировки в картине многочисленны.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но у нее есть и слабые стороны.
Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и поэтому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают. Живопись лессировками лишена воздушности, которая достигается в живописи с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.
В силу этих причин лессировочная живопись не всегда отвечает задачам современного художника. Больший интерес в настоящее время представляют полулессировки.
Полулессировка наносится тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы (синий или красный закатный цвет неба и д. р.). На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же краски на белой поверхности будут выглядеть значительно теплее. В природе этот эффект можно наблюдать на примере струйки дыма: на фоне черной земли она выглядит голубой, но становиться желтоватой, когда через нее просвечивает светлое небо. Так старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневую основу.
Полулессировки придают живописи своеобразную красоту. Они не блещут силой и яркостью, но получить эти оттенки физическим смешением красок на палитре невозможно.

Открытие другого метода оптического смешения красок обычно приписывается импрессионистам, но нельзя не заметить его зарождения уже в старинной живописи. Так произведения Тициана (особенно позднейшего периода его творчества) более «импрессионистичны», нежели произведения Боттичелли, а Рембрандт уже более импрессионист, чем Тициан. В живописи Вермеера заложены почти все открытия нового времени в области цвета.
Однако в единую стройную систему эти находки были сведены в конце девятнадцатого века художниками дивизионистами, практикующими «разделение тонов», живопись при этом представляет собой мозаику цветных мазков: краски близки по чистоте к спектральным и смешиваются оптически на расстоянии.
Той же эпохе принадлежат первые опыты цветной фотографии. С экспериментами дивизионизма перекликается изобретение братьев Люмьеров – автохромные фотографические пластинки, где изображение состоит из мелких крупинок, причем не «основных» цветов берлинской лазури, кармина и желтой, принятых во всех руководствах, а из красного (близкого к киновари), изумрудно- зеленого и синего (с оттенком фиолетового). Но дальнейшие опыты показывают, как из различных группировок трех люмьеровских красок можно составить любые оттенки. Например:
Сине-фиолетовая + изумрудная = голубая
Сине-фиолетовая + красная = пурпуровая
Красная + зеленая = желтая.
Подобным же образом происходит оптическое смешение цветов на экране современного телевизора; при этом «работают» три «люмьеровских» основных цвета.

Механическая смесь
Ученикам обычно объясняют происхождение оттенков из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Попарная механическая смесь образует оранжевый, зеленый и фиолетовый, а смесь всех трех основных цветов дает цвета с пониженной яркостью.
Но для практических целей эта теория не всегда подходит. Смешивая основные цвета, нельзя получить чистые и яркие зеленый, фиолетовый и оранжевый - приходиться прибегать к более ярким готовым пигментам. Чем больше компонентов включает механическая смесь, тем больше в ней доля серого, тем слабее яркость красок.
Если в картине требуется передать максимум света, это требуется делать чистыми красками, готовыми пигментами. Но как тогда быть с богатством оттенков видимого мира?
Если требуется написать солнечную зелень, освещенную красноватыми лучами, то механическая смесь красного и зеленого непременно окажется грязной и тусклой. Однако достаточно в промежутки между мазками спектрально-чистой зелени вписать красные или оранжево-красные, чтобы зелень загорелась теплым светом, не теряя своей чистоты.
Понижение светосилы тройными смесями в светах ведет к тому, что и без того короткая шкала красок сокращается еще больше. Если затемнить светлый конец шкалы, то на темном конце все равно не будет ничего, кроме черного, что приведет к черноте и тусклости колорита.

Оптическое смешение
В отличие от механического, оптическое смешение происходит в глазу человека. Результаты оптических и механических смесей существенно различаются. Для их изучения можно провести ряд лабораторных опытов.
Можно пользоваться волчком с вырезками цветной бумаги: при вращении волчка цвета оптически смешиваются.
Можно делать выкраски тонких полосок чередующихся цветов. Если же заменить полоски длинными узкими треугольниками, входящими друг в друга, то можно проследить растяжку оттенков от цвета к цвету, чистотой своих переходов близко напоминающую спектр.
Смеси могут составляться как из светлых (разбеленных), так и темных тонов, дающих красивые теневые сочетания, без следа той глухости, что есть в готовых темных пигментах.
Всякий разложенный тон не только выигрывает в чистоте и светосиле, но и лучше передает неуловимую игру сложных воздушных оттенков природы.
В работе удобно обращаться к цветовому кругу. В круге располагаются десять цветов в порядке спектра: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный.
Два диаметрально противоположных цвета (при условии правильного подбора оттенков) оптически обесцвечиваются, дают белый или серый: пурпурный + зеленый, синий + желтый и т. д., поэтому называются дополнительными.
Два цвета, не лежащие на одном диаметре, дают промежуточный цвет, который надо искать по меньшей дуге окружности между этими цветами, ближе к цвету, который в большем количестве входит в смесь. Красный и зеленый дают оранжевый, желтый, желто-зеленый; фиолетовый и зелено-голубой дают синий и голубой.
Только серых оттенков можно составить из пяти комбинаций. Хотя все смеси и дают впечатление серого цвета, каждая индивидуальна; выбор диктуется художественной задачей - так, голубая стена, освещенная золотистым светом, будет передаваться мазками оранжевого и голубого.
Вот несколько характерных смесей, неожиданных на первый взгляд:
1 Красный + зеленый = оранжевый, желтый, желто- зеленый.
2 Красный + желто-зеленый = оранжевый, желтый.
3 Фиолетовый + зеленый = голубой, синий.
4 Фиолетовый + оранжевый = пурпурный, красный.
5 Желтый + фиолетовый.= пурпурный, красный, оранжевый
6 Оранжевый + светло-синий = розово-сиреневый
7 Оранжевый + зелено-голубой = желто-зеленый
Все эти смешения резко отличаются от соответствующих механических смесей. Только соседние по спектру цвета дают одинаковые результаты.
Смеси могут составляться и из двух, и из большего количества цветов.
Восприятие картины, построенной на оптическом смешении цветов, зависит от ряда дополнительных факторов.
Дистанция- расстояние до картины увеличивается по сравнению с традиционным.
Масштаб мазка - зависит от размера картины и художественных задач. Не стоит доводить технику до фанатизма, превращать ее в механический труд.
Освещение картины - свет должен быть белым и ровным; искусственный свет, отличающийся по спектру от дневного, может разрушить впечатление от картины; то же касается и искажения цвета в репродукциях.
Картина- мозаика перестает быть застывшей и неподвижной, достигается неуловимое мерцание, неопределенность и изменчивость тонов, свойственных природе.
В повседневной работе над учебными этюдами студентам, даже только начинающим освоение масляной живописи, на основании вышеизложенного материала, можно дать ряд рекомендаций.
– Беречь отражающие свет свойства грунта; избегать тянущих грунтов.
– Грамотно использовать подмалевок прозрачными красками.
– Стремиться разнообразить живопись по толщине и фактуре красочного слоя, использовать просвечивание прозрачных красок.
– Писать света спектрально чистыми красками или использовать в светах оптические смеси спектрально чистых красок.
– Не стремиться к особенной однородности смеси красок на палитре: прожилки живого цвета в следах мазков кисти или мастихина на картине придают ей движение и мерцание цвета.
– Разнообразить приемы наложения краски: она может быть текучей или почти сухой,- первое подходит для подмалевка или лессировки, второе - для торцовки и работы «сухой кистью», создающей разнообразные зернистые рыхлые фактуры и красивые наслоения цветов.
Изучение и осмысленный отбор разнообразных методов создания живописного изображения играют важную роль в формировании художника- профессионала и его неповторимой творческой индивидуальности.

Библиография:
1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. Перевод с французского. М., Издательство Академии художеств СССР. 1961.
2. Фейнберг Л.Б. Лессировка и техника классической живописи. М. – Л. «Искусство», 1937.
3. Фельдман В. А. Свет и чистота красок в живописи. Принципы импрессионизма. Киев, типография Кульжеико, 1915.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. М. – Л. «Искусство», 1950

Создание дизайна любого пространства начинается с цвета. Определяясь с общим стилем помещения, дизайнер уже представляет его в определенных тонах, поскольку именно они направляют фантазию в нужное русло. Сочетание цветов в дизайне интерьера – один из факторов, указывающих на стиль, тематику помещения. У стиля кантри преобладают благородные насыщенные тона, все оттенки дерева, белый, бежевый, бордо, коричневый. Для создания стиля «Прованс» используются пастельные цвета с легким вкраплением темных оттенков. На «морской» стиль указывают синий, белый, серый, голубой и цвет темного дерева. Классика характеризуется широким спектром бежевого, шоколадного, кофейного. Этнический стиль играет контрастами, с использованием бурого, бардо, черного, рыжего. Выбор цветовых решений – это важнейший этап, от которого зависит успех оформления интерьера в целом.

Шутка о том, что все мужчины различают лишь 16 цветов, как в настройках Windows по умолчанию, имеет реальные корни: в глазу женщины гораздо больше «цвето-чувствительных» клеток.

Однако, как показывают исследования, человеческий глаз способен воспринимать огромное количество цветов и их оттенков: порядка 250 чистых и более 10 миллионов смешанных.

Не потеряться при таком многообразии поможет простое понимание цветов основного спектра.

Их всего семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Беря за основу эти цвета, разбавляя их или смешивая между собой, колористы создают огромное количество тонов и оттенков для применения в интерьере. К ним добавляют так называемые ахроматические цвета, то есть не несущие в себе какую-либо цветовую нагрузку. Их только три: черный, белый, серый.

Все цвета можно условно разделить на две группы: теплые и холодные:

Ощущение теплоты вызывают красный, оранжевый, желтый, и их всевозможные оттенки. Теплые цвета используют, чтобы сделать помещение более уютным, добавить света в плохо освещенную комнату, скорректировать слишком большое пустое пространство.

Чувство прохлады навевают синий, фиолетовый, голубой и их различные тона. Холодные цвета подойдут для хорошо освещенных помещений, визуально расширят пространство, придадут свежести, бодрости.

Как правильно подобрать гармоничное сочетание цветов в дизайне интерьера?

Выбор цветов и их сочетаний – сложный процесс, который порой ставит в тупик даже профессиональных дизайнеров. Но при помощи универсального простого в применении цветового круга справиться с верным подбором цветов теперь может любой. Нужно лишь помнить, что внутри одного помещения следует сочетать от трех до пяти цветов, не более.

Цветовой круг

1) Несколько оттенков одного цвета

Это проверенный и надежный способ для спокойных натур, которые не слишком любят рисковать. Комната «наполняется» всевозможными оттенками одного и того же цвета: от самого глубокого, насыщенного до легкого, едва различимого. Плавные переходы и гарантированно удачное сочетание придаст интерьеру спокойствия, гармонии, умиротворения.

2) Игра на контрастах

Способ, кардинально противоположный предыдущему. За основу берутся два контрастных цвета, расположенных на цветовом круге друг напротив друга. Контрасты обыгрываются в интерьере при помощи нейтральных цветов, таких как черный, белый, серый.

3) Гармоничные сочетания

За основу берется один из цветов, в котором хотелось бы оформить комнату. К нему «пристраиваются» еще два, расположенные слева и справа от него на цветовом круге. При этом цвета будут образовывать оригинальное и красивое сочетание, без резких переходов.

4) Три эффектных цвета

Несколько более смелый ход, но без лишней броскости. Для выявления трех удачно сочетающихся между собой цветов используется треугольник. Его можно поворачивать внутри круга до тех пор, пока углы не укажут наиболее приятное глазу сочетание для каждого индивидуального случая.

Правила подбора цвета для различных помещений

Влияние цвета на настроение и эмоции человека давно не является открытием. Именно поэтому следует очень внимательно подбирать цвета для оформления интерьера, в зависимости от назначения помещения.

Спальня

Не рекомендуется оформлять спальню резкими контрастными тонами, поскольку это место призвано расслаблять и успокаивать. Здесь прекрасно подойдут пастельные цвета, неяркие оттенки. Теплая гамма предпочтительна, но можно использовать и прохладные оттенки, если комната небольшая, а окна выходят на юг. Внести уют в холодные тона помогут грамотно подобранные аксессуары, добавление белого цвета, правильная расстановка акцентов.

Гостиная

В интерьере гостиной можно быть смелее с выбором цветовых решений. Игра с контрастами или использование броских акцентов добавят бодрости и придадут интерьеру стильный эффектный вид. Если окна смотрят на север – стоит взять теплые оттенки за основу интерьера. Если гостиная маловата – ее можно немного «расширить», применяя светлую холодную палитру. Важно учитывать, что холодные тона хороши только для светлых помещений, где солнце не уходит из комнаты в течение долгого времени.

Цвета, которые видны при естественных условиях, обычно являются результатом смешения основных цветов. Есть три главных способа такого смешения, а именно: пространственное, механическое, а также оптическое.

Оптическое (аддитивное) смешение цветов

В основе оптического смешения цветов лежит волновая природа света. Оптическое смешение можно получить при вращении круга с окрашенными в определенные цвета секторами. Основными цветами при таком смешении являются зеленый, синий и красный. Кроме них, есть еще два которые дают ахроматический серый цвет. При аддитивном смешении основных цветов получаем белый цвет.

Чтобы получить многокрасочное изображение, можно взять три обычных проектора с разными фильтрами основных цветов и перекрещивать лучи от них. Таким образом можно получить любой цвет на белом экране. Область экрана, к примеру, которая будет освещена одновременно зеленым и станет голубой, а при сложении красного и синего лучей получим пурпурный цвет. Кстати, обратите внимание, что при смешении цвета получаются не такими.

Оптическое смешение цветов обычно производится при помощи более сложных приборов. Яркий пример - телевизор, различные оттенки в котором также появляются в результате смешения зеленого, красного и

Пространственное смешение цветов

Пространственное смешение имеет место, когда человек смотрит на небольшие цветовые пятна, касающиеся друг друга, с некоторого расстояния. Эти пятна сливаются в одно пятно - с новым цветом, который будет зависеть от смешения цветов мелких областей.

Пространственное слияние цветов получается в результате светорассеяния. На него также влияют строение глаза и правила оптического смешения.

Особенности такого смешения должен учитывать в своей работе художник, так как, вероятнее всего, картина будет рассматриваться с определенной дистанции. Так, если с расстояния смотреть на картину, нарисованную мелкими мазками, они зрительно сольются, и она создаст впечатление целостной.

Пространственное смешение лежит в основе получения изображений цветовых оттенков при печати с растровых форм. Если рассматривать участки, образованные мелкими разноокрашенными точками, с определенного расстояния, человек не будет различать их цвета, а будет воспринимать цвет как пространственно смешанный.

Механическое смешение цветов

Третий тип смешения - механический - происходит при смешивании красок на бумаге, холсте или палитре. Чтобы лучше понимать его механизм, нужно провести четкую грань между такими понятиями, как «краска» и «цвет». Цветов, которые имеют оптическую природу, больше, чем красок, обладающими химическими свойствами.

Как правило, цвета красок менее насыщены, чем цвета окружающих нас предметов, поэтому молодые и неопытные художники сталкиваются с проблемой передачи цветов. Как передать разнообразие цветов в природе десятком красок в наборе?

Тем не менее, эта проблема разрешима, если художник смыслит в цветоведении и умеет выбирать правильные колористические и тональные отношения между цветами. В принципе, если вести речь о художниках, то рано или поздно все они овладевают техникой механического смешения.

Очень часто механическое смешение красок может дать результаты, похожие на результаты оптического смешения, но обычно они различны. Например, в то время как при оптическом смешении всех красок получается белый цвет, при смешении механическом мы получим серый, бурый, черный или коричневый цвета. Существует которая расскажет, какой цвет можно получить в результате смешения тех или иных красок или лучей.

Оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное).

Пример: Если рядом положить голубой и желтый цвет, то издали их сочетание будет казаться зеленым. Впервые в нашей цивилизации этот закон начали использовать импрессионисты, проходя через призму солнечный луч разлагается на 3 частных цвета: красный, желтый, синий. Там, где они смешиваются по краям, образуются 3 составляющие: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Живопись не может передать силу цвета. Если смешивать краски на палитре, то получится грязноватый фон, поэтому импрессионисты стали класть на полотно отдельные мазки тех красок, на которые разлогается цвет (исходящий, отражающийся от поверхности), проходя через призму. А так как хрусталик в глазу зрителя представляет собой такую же призму, то он как бы объединяет цвета восстанавливая свет. Работая в открытую, на природе, импрессионисты заметили, что тени от предметов не черные, а окрашены чуть-чуть в цвет самих предметов для работы по импрессионистический требуется усвоить несколько правил:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Краски наносятся мелкими мазками, точками, пунктуациям, разновидность импрессионизма. Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом, называется пунктолирование.

4. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее.

Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

5. Цвет локального большого пятна передается как сумма мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

В основе современной колористки лежит трёхкомпонентная теория (принцип 3 основных цветов) – это красный 750 нм, зеленый – 546,1 нм, фиолетовый – 435,8 нм.

Любой цвет может быть выражен математически, где С – произвольный цвет, х – красный цвет, у- зеленый цвет, z – Фиолетовый – основные цвета.

Х1, у1, z1 – цветовые коэффициенты показывающие соотношения смешиваемых основных. Цветность, которая является производной цветового тона и насыщенности, удобнее оценивать с помощью относительных цветовых коэффициентов:

X = x1/(x1+y1+z1)

Y = y1/(x1+y1+z1)

Z = z1 (x1+y1+z1)

Сумма относительных коэффициентов равна единице: x+y+z=1

Loading...Loading...