Шведская семья. "шведская семья" или запретов нет

В сознании наших соотечественников закрепилось множество стереотипных представлений о шведской семье. Некоторые из них поразили бы даже невозмутимых шведов. Однако, институт семьи в Швеции, действительно, имеет ряд характерных особенностей и заслуживает детального рассмотрения.

Сербу — разновидность шведской семьи

Не считая официальной регистрации отношений, в Швеции широко практикуются еще один вид брака: сербу. Сербу – это гостевой брак, когда супруги живут отдельно, каждый на своей территории, а встречаются только в выходные или вместе ездят отдыхать. Сербу – вариант распространенного и у нас . Отличие заключается в том, что эти отношения признаются юридически. Раздельной остается только собственность. Возможно, по этой причине даже в тех парах, которые прожили вместе много лет, практикуется раздельное ведение бюджета. В Швеции совершенно нормально, когда каждый из супругов платит за себя в ресторане. Чтобы начать жить в таком виде брака, пара подает заявление в налоговую полицию и заключает контракт на определенный срок.

Шведы нетерпимо относятся к измене и, если сталкиваются с ней, обычно разрывают отношения. В связи с этим процент распавшихся пар очень велик. Распространенным явлением стала, так называемая серийная моногамия, то есть неоднократная смена партнера.

В шведской семье все равны

Равенство между мужчиной и женщиной во всем – не просто культурная , а политика, проводимая на государственном уровне и закрепленная законодательно. Например, отпуск по уходу за ребенком предоставляется не только матери, но и отцу. Причем папа не может отказаться от этого отпуска в пользу матери. В случае развода ребенок проводит равное количество времени с каждым из родителей. В стране существует отдельное министерство по вопросам интеграции и равенства полов. Первое ведомство, занимающееся гендерной политикой, появилось в Швеции более 30 лет назад. В 1980г. был учрежден институт Омбудсмена по вопросам равноправия полов.

Раньше тридцати лет семью, в основном, не создают. Наметилась тенденция к позднему рождению детей. Множество шведок становятся матерями лишь к сорока годам. В шведской семье обычно два-три ребенка.

Шведские мужчины – прекрасные отцы. Причем, умеют заботиться о детях не хуже женщин. Они не только играют с детьми в футбол или гуляют. Шведский папа с легкостью может и подгузник поменять, и завтрак приготовить.

Дети в шведской семье

Отличительной чертой семейного воспитания является отношение к ребенку как к самостоятельной личности, к которой относятся с уважением и не навязывают решение взрослых. В детях воспитывают ответственность за свои решения и поступки. Характерный пример: если малыш просит пить, ему не просто дают какой-то напиток, а предлагают сделать выбор самостоятельно. Также ребенок, например, может, ослушавшись родителей залезть в лужу. Ему никто не сделает замечания. Но когда он мокрый и замерзший придет домой, то жизненный урок будет им будет усвоен самостоятельно.

Шведы стараются воспитать у детей бережливое распоряжение финансами. Ребенок учится сам планировать свой бюджет и распоряжаться деньгами. Раз в неделю или раз в месяц детям дают фиксированную сумму, но никто из родителей не контролирует, как эта сумма будет расходоваться. Можно сходить с друзьями в кафе или кинотеатр, а можно сэкономить и купить что-то более существенное.

Насилие в шведских семьях в отношении детей практически исключено. На стороне ребенка выступает закон. Было много нелепых случаев, когда родственники из юго-восточной Европы сталкивались с правоохранительными органами. Приехавшие погостить дедушка или бабушка в пылу чувств могли шлепнуть ребенка, который тут же вызывал полицию. В итоге следовало судебное разбирательство и выплата штрафа.

Еще одна характерная особенность воспитания в шведской семье – половое воспитание, начинающееся еще с дошкольного возраста. Секс в шведской семье и в Швеции в целом – нормальная тема для свободного и открытого обсуждения. Шведы исходят из того, что лучше все объяснить ребенку в 5 лет, когда половые функции не активны, и нет к этой теме человеческих отношений повышенного интереса.

Шведская семья — Vаlkommen Ryssland

Институт семьи в Швеции существенно отличается от российского. Говорить, что он лучше или хуже, неверно. Он другой. С одной стороны, в этой стране мужчины могут по-настоящему раскрыть себя в роли отца, а женщины уверенно строить карьеру. С другой – феминизация женщин привела к демографическим проблемам и большому количеству разводов. А многие мужчины все чаще ищут себе жен в странах с традиционными семейными представлениями. И особенную популярность в последнее время приобретают представительницы России — пользуются всё большим успехом.

Групповой брак - это совместное проживание мужчин и женщин под одной крышей, имеющих общее имущество и ведущих одно хозяйство. Считается древнейшей формой брачного союза, когда мужчина мог иметь несколько жен, а женщина - сколько-нибудь мужчин.

История группового брака

Историю развития брачных отношений дали в своих работах американский учёный Льюис Морган («Древнее общество») и немецкий философ Фридрих Энгельс. Соглашаясь во многом с американским исследователем, Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» подробно изложил свой взгляд на этот вопрос.

Трём ступеням развития общества - дикости, варварству, цивилизации - соответствовали разные формы брака. Групповой брак существовал в первобытном обществе, когда продолжительность жизни человека из-за плохих условий жизни и примитивных орудий труда была очень низкой. Мужчины часто гибли на охоте или в войнах с враждебным племенем за лучшие охотничьи и рыболовные угодья. Чтобы выжить, нужно было «застраховаться» - иметь многочисленное потомство.

Страховкой служила групповая форма брака (полигамия). В зависимости от условий проживания и нравов древнейших людей, такой союз выглядел как многоженство - один муж и несколько жен (полигиния), и многомужество (полиандрия) - женщина живет с двумя-тремя мужчинами.

Первоначально групповой брак был кровосмесительным, когда в неразборчивый половой союз вступали мужчины и женщины одного рода. Отец мог жить с дочкой, сын - с матерью, брат - с сестрой. Чувство ревности совершенно отсутствовало. Это был период истории первобытного общества, когда люди жили стадами, еще не выделились из животного мира.

Родство можно было установить только по матери, значение женщины как основательницы рода преобладало. Эпоху первобытного строя, характеризующуюся такими отношениями, историки называли матриархатом.

Древний человек заметил, что кровосмешение ведет к вырождению. Брачные отношения между родственниками попали под строгий запрет. Как поздняя форма группового брака появилась пуналуальная (гавайское - «близкий товарищ») семья, когда родные сестры могли иметь несколько мужей из другого рода.

С развитием экономической базы первобытного общества (легче стало добывать пропитание) появился дуальный групповой брак. Юноши силою или на договорной основе приводили себе жен из чужого рода. Это была парная семья, еще непрочная в силу сложных условий жизни. Она послужила переходной формой к моногамному устойчивому союзу, основанному на ведущей роли мужчины.

С развитием экономической модели общества изменялись отношения полов. Претерпел изменения институт брака. Первобытные кровосмесительные связи заменил групповой брак в разных его проявлениях, ему на смену пришел парный - неустойчивый союз мужчины и женщины. Постепенно он вытеснился моногамной семьей.

  • Смотрите также

Групповой брак в современном мире

Групповой брак в форме многоженства долго существовал у некоторых народов Полинезии. На Гавайях ещё в 19 веке вождь имел несколько жен. На одном из островов Фиджи местное племя устраивало праздник - групповое совокупление, продолжавшееся несколько дней. Потом вступал в силу запрет на «содомский» грех. До следующего праздничного дня.

Российский путешественник Миклухо-Маклай описывал обычай гвинейского племени семангов, когда замужняя женщина с согласия мужа поочередно переходила к другим мужчинам. Последние не оставались в долгу и также меняли своих жен.

Примитивные племена на островах Тихого океана и аборигены Австралии сохранили групповой брак до наших дней. В австралийском племени Белый и Черный какаду все мужчины и женщины считаются одной большой семьей и состоят в свободных отношениях.

На территории России групповые браки у чукчей сохранялись до середины прошлого века. Российский этнограф В.Г. Богораз в своей работе «Чукчи» (1934) писал, что у этого народа есть обычай обмениваться женами со своими дальними родственниками. Такой обмен якобы способствовал укреплению родственных связей.

Групповой брак у северных народов связан с суровыми условиями жизни. В трудный для семьи год только поддержка родственников, имеющих общую жену, помогала выжить. Существовал также обычай «дарить» своих жен гостям. В таком гостеприимстве можно усмотреть примитивный первобытный обмен: я тебе самое лучшее, что у меня есть, а ты мне тоже дай что-то хорошее. Когда чукчам стала доступна цивилизация, этим «хорошим» могла быть пачка табака или бутылка водки.

В наши дни современный групповой брак в форме полигинии - обычное явление на мусульманском Востоке, там он закреплен законом. По шариату правоверный может иметь четырех жен. У каждой из них свои обязанности по отношению к дому, мужчина должен всех их содержать.

В большинстве стран ислама девушкам разрешается вступать в брак с 15 лет. В Саудовской Аравии невестой считается 10-летняя девочка.

В Алжире, Тунисе и Турции многожёнство закон запрещает. Чтобы вступить в повторный брак в Иране, нужно заручиться согласием первой жены. В Ираке только власти дают такое разрешение.

  • Читайте также

Шведская семья как форма группового брака

Под шведской семьей понимаются такие любовные отношения, когда три человека состоят в интимной связи и живут одной семьей. Допустим, муж имеет две жены. Такой весьма своеобразный союз имеет свою историю, широко практикуется во многих странах мира. Не признается на государственном уровне, имеет статус неофициального. Рассмотрим историю появления термина «шведская семья» и что под ним скрывается.

Происхождение термина «шведская семья» доподлинно неизвестно. Считается, что появился в Советском Союзе во второй половине прошлого века. В СССР «секса не было», а эти шведы «угорали» в своей раскрепощённой любви. А как быть с моралью?! Да наплевал на нее швед и стал жить под одной крышей сразу с двумя женушками. Она тоже хороша, могла запросто «захомутать» двух мужиков. Одним словом, разлагающийся капитализм - та еще «шведская семейка»!

Такое «ревностное» отношение советских людей к северному соседу объяснялось просто. Именно со Швеции началась сексуальная революция в Европе, постепенно перекинувшаяся на другие страны. Шведы первыми выпустили научно-популярный фильм о сексе с комментариями специалистов в интимной сфере (1969). До этого у них уже были в школе уроки по сексуальному образованию.

Стоит заметить, что история шведской семьи в ее классическом варианте (1+2) началась еще в средневековой Европе. Практиковали такие отношения отнюдь не простолюдины, а высокопоставленные, интеллигентные люди.

Сколько человек в шведской семье, сказать можно определенно, что только три. В разных вариантах. Один мужчина и две женщины, хотя часто бывало и наоборот, когда Она имела сразу двух кавалеров. В принципе, в такой семейке может быть и больше сексуальных партнеров, но это уже «отклонение» от «шведской» нормы.

Ох, уже эта Швеция! Ещё в середине 18 века шведский король Густав III делил свою жену Софию Магдалену с графом Адольфом Фредериком Мунком. Профиль его сына очень уж напоминал графский.

В России тоже были не промах! Писательница Авдотья Панаева жила со своим мужем и с именитым русским поэтом Некрасовым. А уже в 20 веке ярким примером «любви втроем» стали Владимир Маяковский и литературная чета Лиля Брик и ее муж Осип.

Важно знать! Не путать любовь втроем (открытые сексуальные отношения партнеров) с любовным треугольником, когда Он или Она имеют тайного любовника на стороне.

Что значит шведская семья в самой Швеции, это тоже весьма интересно. Она совсем не однополая или слишком раскрепощенная в сексе, как ее понимают некоторые «блюстители нравов» в России. Обыкновенная шведская пара живет теми же проблемами, что и большинство семейных союзов на Западе.

Но у нее есть свои трудности:

  1. В Швеции ценят индивидуальную свободу, молодые не торопятся с регистрацией своих отношений. Есть у них там такие понятия, как «самбу» и «сербу». Это всем хорошо известный гражданский брак и гостевой. В последнем живут раздельно, но вместе проводят время, допустим, выходные, и могут иметь детей. Гражданские браки юридически признаются, но вот имущество у каждого свое.
  2. Когда с личной свободой «зашкаливает», пары разводятся. В Швеции большой процент разведенных - больше половины от количества официально зарегистрированных в год браков. За свою долгую жизнь швед или шведка сходятся и расходятся в среднем 3 раза.
  3. Права мужчины и женщины охраняет институт Омбудсмена по вопросам равенства полов. Потому чуть что, лучше спокойно разбежаться. Но вот «разбег» в разные стороны стоит очень дорого. Потому и предпочитают многие шведы жить в свободных отношениях.
  4. В Швеции высокий уровень жизни, мужчины живут более 78 лет, а женщины - свыше 83. Личная свобода предполагает глубокий индивидуализм. Шведы не очень любят общаться. Когда кто-либо умирает, прах кремируют, но за ним никто не приходит. Так заведено. Государство хоронит за свой счет.

Для нашего славянского менталитета это кажется диким. Как это - не шикнуть на свою половину, еще и за решетку угодишь?! Или не выпить на похоронах? Да ну их там в Швеции со своей «шведской семейкой»!

Вот и ответ на вопрос: как живут шведские семьи? Не все там у них очень сладко. Когда по горло личной свободы, это имеет большие издержки. По мнению специалистов в области семейного права, современная шведская семья переживает глубокий кризис.

Дети в шведской семье - главное ее достояние. Государство уделяет им большое внимание. За их правами наблюдает специальный омбудсмен и целая лига общественных организаций. Например, такая как BRIS («Права детей в обществе»)

Как живется детям в шведской семье, рассмотрим подробнее:

  1. Телесные наказания запрещены законом с 1979 года. Не дай бог кому из родителей ударить ребенка! Тогда берегитесь папочка-мамочка! В лучшем случае оштрафуют или заберут дитя в специальный приют. А могут и посадить лет этак на 10.
  2. Дети хорошо знают о своих правах. Если считают, что они нарушены, могут обратиться в полицию. С родителями разберется Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты. Именно он решает, как воспитывается ребенок, по его решению почти 12 тысяч детей ежегодно покидают свои семьи.
  3. Дети обладают большой свободой. Авторитет старших весьма относителен, нравоучения взрослых неприемлемы. Мнение ребенка обязательно должно быть учтено. У нас только говорится, что учатся на ошибках. А у шведов так делается. Если малыш сделал что-то не так, пусть обязательно это прочувствует.
  4. Сексуальное воспитание начинается с 5 лет. Эта тема в семье не табу и обсуждается открыто. Когда ребенок подрастет, ему неинтересно будет мусолить интимную жизнь, он уже давно во всем разбирается.
  5. Права детей учтены при разводе. Ребенок живет попеременно с папой и мамой, они обязаны хорошо с ним общаться, чтобы не травмировать детскую психику. Стремление к равноправию и психологическому комфорту приобрело в шведском обществе маниакальные черты. Слова «отчим» и «мачеха», видите ли, плохие, лучше нейтральная форма обращения: «родитель один», «родитель два».

Важно знать! Швеция - страна крайнего индивидуализма. Дети требуют внимания слишком много, не у всех выдерживают нервы, потому шведы неохотно заводят детей. Рождаемость в стране низкая, большинство малышей рождается вне брака, пятая часть новорожденных воспитывается в неполной семье.

Ольга, 27 лет, рассказала сайт, как она жила в квартире с двумя мужчинами, каждый из которых был ее любовником.

Когда мне было 22, у меня появился новый бойфренд . Назовем его Т. Он приехал в наш город из другой страны поступать в медицинский, но не прошел по конкурсу из-за плохого знания русского и остался на год на подготовительных курсах.

С самого знакомства Т. вел себя очень скромно и заметно стеснялся. Даже краснел, когда случайно ко мне прикасался. Выглядело все это очень забавно. Думаю, он сам не особо понимал, насколько красив : голубые глаза, длинные черные ресницы, немного смуглая кожа. Я говорила ему, что он больше похож на актера, чем на студента-медика, но он, наверное, думал, что это я так шучу. Свидания у нас были самые целомудренные . По-моему, поцеловал он меня только на третьей встрече, и то по моей инициативе. Мне же, определенно, хотелось большего . Где-то через месяц наших платонических отношений я не выдержала и сама напросилась к нему домой.

Дело было зимой, я замерзла и прямо предложила поехать к нему. Он отнекивался, говорил, что живет не один, но я настояла, и мы взяли такси. Он снимал красивую трехкомнатную квартиру в новостройке. Снимал не один, а со знакомым из его родного города - О. Знакомому было за 30, и в России он жил уже несколько лет. Т. представил нас друг другу, и О. мне сразу же очень понравился. Он был очень открытый и общительный, в отличие от стеснительного Т. По телевизору как раз шел футбол, показывали какой-то матч, который они оба хотели посмотреть, и мне пришлось составить им компанию.

Мы пили пиво и о чем-то болтали. В какой-то момент я почувствовала ладонь О. у себя на бедре. Он как будто случайно прикоснулся ко мне, но не отдернул руку, а начал легонько меня поглаживать. Если бы мы в этот момент были одни, я бы с удовольствием с ним поцеловалась, но я пришла с Т., и поцеловать решила его. Он опешил, но ответил на мои ласки. Я целовала его снова и снова, а О. продолжал поглаживать меня незаметно от Т. На этом «вечеринка» закончилась. К моему разочарованию, Т. не предложил мне остаться у них, а вызвал такси домой. Не знаю, чего именно я ожидала, но явно не такой развязки.

В следующий раз, когда я снова оказалась у них дома, мы с Т. наконец-то нарушили наш «обет целомудрия» и занялись сексом . Это было не то чтобы плохо, но явно не супер. Пока Т. признавался, что я у него чуть ли не первая, я представляла в своих фантазиях , как выйду на кухню в одной футболке и встречу там О. Не встретила. Хотя он знал, что я осталась у них.

Я ночевала в этой квартире все чаще и чаще, и мне уже стало казаться, что историю с футболом и тайными ласками я сама себе придумала, потому что О. со мной просто здоровался и максимум спрашивал, не нужно ли нам чего купить к ужину.

Как-то на выходных у них дома была вечеринка. Я выпила лишнего и, когда в очередной раз столкнулась с О., затащила его в ванную. Он закрыл дверь и поцеловал меня. Мы целовались довольно долго, и я до сих пор помню, насколько это было классно. Я так сильно хотела его, что согласилась на его предложение прийти к ним, когда Т. будет на учебе. В общем, так мы с О. переспали и начали встречаться у Т. за спиной.

О. был супер во всем, но романтики от него ждать не приходилось. Никаких нежных слов, признаний, комплиментов. Просто секс, хотя и очень классный . Т., наоборот, заваливал меня сообщениями со стихами на английском, постоянно говорил, какая я красивая, как он меня любит . Думаю, он ни о чем не догадывался, пока однажды не застал нас с О. целующимися на кухне. Он плакал, просил меня признаться, было у нас с его приятелем что-то или нет, и я почти все ему рассказала. Объявила, что О. мне нравится, и я не могу выбрать кого-то одного из них.

Я ждала, что он разозлится и пошлет меня куда подальше, но Т. просил не бросать его, говорил, что любит и хочет быть со мной. Я в шутку сказала: давай попробуем жить все вместе, чтобы мне было проще решить. И он согласился! Так я поселилась у них в гостиной.

Вся эта ситуация меня в хорошем смысле волновала. Я чувствовала себя роковой женщиной, мне хотелось попробовать что-то новое, и я была готова к экспериментам . Сейчас я думаю, что О. от моего переезда был не в восторге, но тогда эта мысль не приходила мне в голову.

У нас не было никаких правил или графика встреч. Все происходило естественно и без конфликтов. Секс с Т. даже стал лучше, возможно, из-за того, что он продолжал меня ревновать . А вот О. совсем не ревновал, вел себя все немного отстраненно, чем привлекал меня вся больше.

Бытовых проблем у нас не возникало. Они покупали еду, я готовила, чистоту поддерживала приходящая уборщица. Бывало забавно развешивать нашу одежду после стирки, словно у меня два мужа.

Мы прожили вместе почти полгода, даже Т. успел привыкнуть к нашему трио, хотя и продолжал нервничать. Думаю, он был немного склонен к душевному мазохизму , поэтому и не бросил меня. Отчасти я его понимаю, ведь я сама страдала, когда О. приводил домой других девушек. Это бывало нечасто, но больно било по моей самооценке.

В общем, мучались в нашем трио мы с Т., а вот О. просто радовался жизни. Разборок я ему не устраивала, только подшучивала над его вкусами в том, что касалось женской красоты.

Все закончилось, когда я поняла, что с одной из них у него серьезно. Насколько это вообще могло быть серьезно в случае О. Девушка стала оставаться у нас на ночь несколько раз в неделю и даже пыталась со мной подружиться, будучи уверенной, что я встречаюсь только с Т. Я это терпела, но однажды О. отказал мне в сексе, сказал, что он не в настроении. И это стало концом нашего и без того не очень веселого романа. Ситуация стала казаться мне фарсом: Т. бегает за мной, я бегаю за О., а О. не бегает ни за кем. Ему все равно. Я ушла от них без объяснений, просто сказала, что мне больше неинтересно продолжать. О. спокойно со мной попрощался, Т. предложил снять квартиру и жить вдвоем. Я не согласилась, и мы расстались, хотя он еще долго пытался меня вернуть.

Скандинавские страны во многом являются образцом гендерного равенства для жителей других государств. Даже по меркам толерантной Европы гражданки Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии обладают слишком уж широкими возможностями, порой принимая на себя мужские обязанности, даже в отношениях с возлюбленными. При этом многие из них позволяют своим мужьям изменять или даже сожительствовать с другими женщинами. Что же такого особенного в скандинавских женщинах?

12-летний возраст считался в средневековой Скандинавии оптимальным для вступления девочки в брак. За невесту семья жениха обычно выплачивала немалые средства, своеобразный выкуп. Выгодно выдав дочь замуж за представителя другого селения, викинг заручался таким образом поддержкой своих соседей при обороне от неприятеля.

Иногда девочку отдавали в семью, с которой враждовали, как заложницу. Расчет был прост: кто-то из викингов из другого клана начнет сожительствовать с ней, а после рождения ребенка в таком союзе бывшие враги станут родственниками — и военное противостояние прекратится.

Впрочем, скандинавская женщина могла подать на развод, если:

  • супруг плохо одевается и неряшливо выглядит;
  • не удовлетворяет ее в постели;
  • является гомосексуалистом.

При этом он вполне мог изменять ей с другими женщинами. Это не являлось поводом для развода и раздела имущества.

Любовница и жена в одном доме

Викинг имел право не просто заводить себе любовниц, но мог приводить наложниц прямо в семью, и они жили в одном доме вместе с женой.

Одни воины привозили девушек из грабительских набегов на соседние земли, другие покупали рабынь на невольничьих рынках, третьи вступали в отношения с женщинами из низших социальных слоев общества. Часто у одного викинга помимо официальной супруги было две-три наложницы.

Жены не возражали, ведь любовницы не имели никаких юридических прав и не угрожали их статусу.

Шведская семья

Разумеется, термин «шведская семья» – это стереотип, который не отражает реального взгляда скандинавов на брачные связи. Однако дыма без огня не бывает. Как и их далекие предки, жительницы Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии спокойно относятся к изменам своих супругов. Поэтому случаев, когда один мужчина сожительствует сразу с двумя дамами, здесь немало, и они не считаются чем-то из ряда вон выходящим.

Порой в подобные связи вступают две супружеские пары. Реже двое мужчин делят одну женщину. Скандинавы – далеко не консерваторы в сфере интимных отношений, еще в середине ХХ века здесь произошла сексуальная революция. Местные хиппи жили коммунами, где любовь была свободной не на словах, а на деле.

Некоторые скандинавские женщины продолжают интимные отношения с бывшими мужьями, развод для них – не помеха. Причем в таких развлечениях участвуют и нынешние супруги экс-партнеров по браку. Получаются такие семейные оргии.

Девочкам показывают мужские половые органы

В скандинавских странах важной частью образовательного процесса является половое просвещение детей. Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения разработало программу обучения, которая носит название «Стандарты сексуального воспитания». Этим документом Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия руководствуются в полной мере.

Половое просвещение скандинавских малышей начинается уже в четыре (!) годика. Взрослые обязаны рассказывать таким крохам о наслаждении от физической близости и самоудовлетворении. А пятилетние ребятишки узнают, что семьи бывают разными и любовь возможна между представителями одного пола. В период с 6 до 9 лет дети получают знания, как вести себя, столкнувшись с педофилом, и что такое приемлемый секс по обоюдному согласию. Десятилетним дают рекомендации о том, как можно мастурбировать и получать оргазм. И только в двенадцать совсем еще юные скандинавы узнают из школьной программы, что отношения между мужчинами и женщинами – это не только секс, но еще и романтика.

Девочкам еще в младшей школе объясняют, что такое проституция, порнография и сексуальная зависимость. Им показывают фильмы, где демонстрируется мужской детородный орган, в том числе и в возбужденном состоянии. Затем школьницы рассматривают сперму, предоставленную донорами, под микроскопом, а также учатся пользоваться противозачаточными средствами. На уроки приходят приглашенные бисексуалы и трансвеститы, которые делятся своим жизненным опытом с детишками.

Подобные образовательные программы показывают по телевизору, чтобы родители могли посмотреть их вместе с малышами и ответить на возникшие у них вопросы.

Секс на первом свидании

Для скандинавских девушек секс на первом свидании почти обязателен. Романтические истории здесь начинаются одинаково: пошла в бар, вела себя откровенно, подцепила ухажера на одну ночь. Наутро после бурной пьянки и секса молодые люди обычно знакомятся. Если они нравятся друг другу, то начинают ходить на свидания и лучше узнавать друг друга. А нет, так нет. Дело житейское.

Причем инициатива в отношениях часто принадлежит женщине. Именно она должна названивать ему и писать смс после первого свидания, если хочет продолжить приятное общение.

Многие молодые скандинавы не заключают браков, а просто сожительствуют. Например, в Швеции это называется samboskap. Регистрируются лишь после появления детей. А в декретный отпуск по уходу за ребенком часто уходят отцы.

Моются в банях вместе с мужчинами

В финских саунах мужчины и женщины парятся вместе. Как в общественных банях, куда ходят, как правило, семьями, так и в домашних условиях. Это традиция. Стеснительные люди могут завернуться в полотенце, но большинство финнов и шведов не стыдятся наготы, у них принято не обращать никакого внимания на представителей противоположного пола, пришедших помыться. В некоторых общественных банях установлены определенные дни, когда мужчины и женщины парятся отдельно.

Живут в одной казарме

С 2015 года Норвегия ввела обязательный призыв на военную службу для женщин. Поводом для такого решения стало признание гендерного равенства граждан этой страны. В 2017 году примеру соседей последовала и Швеция.

Девушки не возражают, ведь мест в армиях скандинавских стран меньше, чем желающих отслужить. Призывников и призывниц военное руководство отбирает на конкурсной основе. Например, в Норвегии каждый год из примерно 60 тысяч молодых парней и девушек, желающих принять присягу, армейскую форму надевают лишь 8-10 тысяч новобранцев.

Жительницы скандинавских стран и ранее могли по желанию становиться военнослужащими. Так, у финок право служить в армии появилась в 1995 году. Причем красавицы-блондинки не только живут в одних казармах с коллегами-мужчинами, но и моются с ними совместно, разумеется.

«Шведская семья»

– Узнай, наконец, что такое «шведская семья», – напутствовали меня друзья в Москве перед отъездом. – Шведы-то хорошо об этом знают.

– …Шведская семья? – переспросил Пэр Енеруд. – Я знаю, что шведы высоко ставят семейные ценности и супружескую верность. Это не значит, что двое будут жить всю жизнь вместе и умрут в один день. Измены, конечно, бывают. Но вообще-то общественное мнение осуждает двойную жизнь, обман. Не хочешь больше жить в этом браке – прекращай его. Влюбился в другую женщину – уходи к ней. Но не обманывай.

– Пэр, я вас спрашиваю не об обмане, как раз наоборот – о легализованном союзе нескольких партнеров. Так, во всяком случае, у нас понимают выражение «шведская семья».

– Первый раз слышу, – удивился Пэр.

Такой ответ на свой вопрос я слышала потом много раз. Никто из моих собеседников не только не понимал, о чем речь, но даже никогда не слышал такого словосочетания (как я, например, не подозревала, что за границей «русский салат» – это салат «оливье»).

И все-таки нашелся человек, который вспомнил:

– Да, так, кажется, иностранцы называли то, что у нас было известно как «стокгольмский брак». Было, впрочем, и еще одно словосочетание, более распространенное – «коллектив».

Это говорит 70-летний Магнус Йен, музыкант, сейчас он на пенсии.

– В середине 60-х я снял комнату в квартире, где уже жило несколько человек. И сразу окунулся в атмосферу упоительной свободы. Не нужно было думать о приличной одежде, а по дому и вовсе можно было ходить нагишом. Можно было не работать, жить на пособие, я еще немножко подрабатывал как музыкант. Но самая большая прелесть состояла в том, что можно было спать с тем, с кем хотелось. При обоюдном желании, конечно.

– У меня было три девушки: с одной я встречался в понедельник и вторник, с другой – в среду и в четверг, с третьей – в пятницу и субботу. В свою очередь каждая из них не ограничивала себя в выборе и «изменяла» мне, с кем хотела. Были и более-менее постоянные пары, но они в любой момент могли поменяться партнерами. Кроме того, популярностью пользовался и групповой брак. Дети были как бы общими: за ними ухаживали по очереди. И не очень приветствовалось, когда они слишком привязывались к своим биологическим родителям, a родители – к ним. Эта привязанность считалась проявлением «буржуазности». Особенно осуждалось такое чувство, как ревность. «Эта женщина что, твоя собственность?» – часто можно было услышать, если ты выражал недовольство, что твоя подруга провела ночь с другим. Вот на ревности я и споткнулся. Из всех женщин мне особенно приглянулась Анита. Очень уж много у нас было с ней общего, на многие вещи мы смотрели одинаково, нам нравилась одна и та же музыка. Я вдруг почувствовал, что не хочу спать, жить ни с кем другим. Но она нравилась и моему другу. И однажды она предупредила, что проведет ночь с ним, но потом обязательно вернется. И действительно вернулась. Но я не смог ее простить. Я страдал ужасно. И вдруг сразу понял, что весь этот «коллектив» – ужасная глупость.

Профессор Пэр Монсон тоже помнит то время. Правда, сам он в «коллективе» не жил, но иногда заходил туда к друзьям. Он нарисовал мне более широкую социальную картину и описал политический фон того времени:

– Это был конец 1960-х – начало 1970-х, время бурных студенческих волнений. Молодежь собиралась на манифестации против войны во Вьетнаме: здесь протест был даже более сильным, чем в самих США. Мы бастовали против империализма, против буржуазного порядка. Модно было быть коммунистом: либо сталинистом, либо маоистом, либо троцкистом. Я был коммунистом-троцкистом. И все мы выступали против буржуазности, в том числе против традиционной семьи. Отсюда и «коллектив» – как протест против устоявшихся семейных порядков. Отсюда и мода ходить нагим на глазах у других домочадцев. Между прочим, эта мода пришла из России.

– Что? – удивляюсь я. – Привычка ходить голыми? Да у нас это вроде никогда не было принято.

– Было. Движение «Долой стыд!» появилось у вас в 1920-е годы и именно по той же причине – как вызов всем традиционным нормам. Как протест против буржуазных устоев.

Я записываю то, что мне говорит Пэр, а он вдруг останавливается и уточняет:

– Только, пожалуйста, напишите, что даже в то вольное, бесшабашное время «коммуны» (то, что вы называете «шведской семьей») тоже были довольно редким явлением. А в большинстве своем общество жило по старым законам, довольно консервативным. Вот я приведу вам пример из собственной жизни.

…Это сейчас Пэр Монсон – всемирно известный ученый, политолог, профессор. А тогда он был студентом с большим запасом политического азарта, а заодно и неплохим музыкантом. Он играл на гитаре, сочинял песни.

Все его пятнадцать сочинений стали хитами, их исполняли и другие музыканты. И тогда он вместе со своим другом Бо Калстромом открыл звукозаписывающую студию. Потом, правда, они разорились, студию пришлось продать. Но то было время полета: он был популярен, активен, жизнь улыбалась. И он был влюблен.

– Это была прекрасная молодая любовь – чистая и пылкая. Сначала мы встречались на случайных квартирах, у друзей. А потом решили снять комнату и жить вместе. Но… счастье продлилось недолго. Старшая сестра подняла ужасный скандал: как это – сожительствовать, не будучи повенчанными? А ей, сестре-то, было всего 24 года: не старушка какая-нибудь, но даже и она была ограничена принятыми в то время нормами. Все эти «революционные» новшества просуществовали недолго, а уж теперь-то новые поколения даже и слышать об этом не хотят.

Существует ли «шведская семья» в Швеции

Практически каждому из нас прекрасно знакомо выражение «шведская семья». Обозначает оно сожительство сразу нескольких человек вместе, которые при этом состоят в интимных отношениях. Любовь втроём, вчетвером или больше.

Это выражение давно стало определением любителей меняться партнёрами, а также сожительствующих вместе нескольких человек. Однако мало кто знает, откуда пошло это выражение и существуют ли на самом деле «шведские семьи» в Швеции.

Итак, мы разобрались или вспомнили, что такое «шведская семья». Теперь пришло время разобраться, откуда взялось данное понятие и имеет ли оно отношение к реальности.

Интересно знать, что данное понятие существует только в России. Если вы скажете это определение в любой другой стране, например, в США, Франции или даже самой Швеции, то вас вряд ли поймут, и будут долго думать, что вы имели ввиду. Однако дело сути не меняет. Вопрос состоит в другом - действительно ли в Швеции распространено сожительство сразу нескольких партнёров?

Данный термин появился в 70-х годах XX века в СССР не просто так. В то время наша страна как раз стала открываться для всего остального мира. В Советский Союз стали поступать журналы, издания, музыкальные группы, фильмы, идеи того времени, которые царили в Европе.

Это время настоящего бунта молодёжи, которые стали выступать против стародавних традиций. Так появились хиппи и другие молодёжные течения, которые хотели разрушить устоявшуюся модель мира. В небольшой степени это им сделать действительно удалось.

Подобные движения были и в Швеции. По одной из версий, почему сложилась такое мнение о Швеции в СССР, в то время существовали молодёжные коммуны, участники которых свободно проживали все вместе. Во времена СССР такая новость была сродни новости о приземлении инопланетян. Тогда любое проявление революционных настроений молодёжи воспринималось обществом ярко и эмоционально, так как советский народ хотел серьёзных перемен. Естественно, сообщения о шведских коммунах тут же стали очень популярными, в результате чего и появилось выражение «шведская семья».

Хотите знать больше об интимном здоровье мужчин? Что такое фимоз у мужчин и многие другие интересные вещи вы можете узнать на информационном портале «Я Мужчина». Большое количество статей и материалов, которые касаются здоровья, заболеваний и лечения.

Действительно ли сейчас в Швеции процветают «шведские семьи»?

Процветания сожительства сразу нескольких человек, состоящих в интимных отношениях, не было как раньше, так нет и сейчас!

Швеция является достаточно консервативной страной, и такое явление, как любовь втроём ил вчетвером, было явлением временным, главными участниками которого являлись разве только представители молодёжи, которые пытались противопоставить себя взрослому поколению.

Такие семьи существовали и существуют практически везде. Их немного, но они всё же есть. Швеция не выбивается вперёд и не отстаёт от мирового показателя.

Поэтому стоит сделать вывод, что «шведская семья» в Швеции - это стереотип.

Очень шведская семья

Очень шведская семья

Познакомьтесь с Андерссонами – самой что ни на есть типичной шведской семьей, состоящей из мамы, папы и 1,55 ребенка. Они живут в Стокгольме, в одном из самых густонаселенных городов страны, а ездят на самом популярном автомобиле в Швеции – вольво.

Почему именно Андерссоны?

Андерссон – одна из наиболее распространенных шведских фамилий, которая с завидной регулярностью встречается в адресных книгах всех 290 муниципалитетов страны. Точнее фамилии для обычной шведской семьи – не придумать.

Маму пусть зовут Мария: именно это имя было очень популярно в 1969 году, когда она родилась. Надо сказать, это одно из самых популярных женских имен в Швеции вообще, поэтому не удивляйтесь, если оно будет встречаться здесь часто. Папа – 1971 года рождения. Его мы назовем Фредрик – в начале 1970-х именно это мужское имя в Швеции было особенно распространено. Согласно статистике, на обычную шведскую семью в среднем приходится по 1,55 ребенка, но мы округлим это число до двух. Итак, перед нами среднестатистические шведские дети: 13-летняя девочка по имени Юлия и ее младший брат Вилльям, которому едва исполнилось 10. Вот вам и самая типичная шведская семья. Хотя нет, пожалуй, не совсем так.

В случае семьи Андерссонов Мария – старше Фредрика, но в целом для Швеции этот вариант менее типичен, так как большинство шведских мужей немного старше своих жен.

В отпуск по уходу за ребенком

Кстати, а вам известно, что работающие родители в Швеции имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительностью до 480 дней? Когда Юлия и Вилльям были маленькими, их мама провела в декретном отпуске по 10 месяцев, а их отец – по 8 месяцев. Как реагировали на это коллеги Фредрика на работе? Да никак. Вот если бы он не воспользовался своим законным правом на декретный отпуск, тогда бы сослуживцы точно удивились. Равенство между мужчинами и женщинами так прочно вошло в обиход, что делить декретный отпуск для обоих родителей в Швеции стало нормой.

Когда Мария и Фредрик вернутся на работу, их дети пойдут в детский сад, а потом в школу, как и подавляющее большинство маленьких шведов. Это обойдется родителям максимум в 1382 кроны (≈134 евро) в месяц на ребенка – что лишь немного больше размера того пособия, которое они получают ежемесячно от государства. Это дает возможность мамам и папам совмещать работу с семейной жизнью и заботой о детях.

В этом тексте упоминаются средняя зарплата и уровень цен в Швеции. В ноябре 2018 года 10 шведских крон (SEK) были равны 97 евроцентам.

Два ребенка на семью – норма

Жениться не спешат

В 2014 году только около трети шведов – 3,3 миллиона – состояла в браке. Отчасти потому, что много пар в Швеции просто не считают нужным регистрировать свой союз официально. “Самбу” – более распространено, это понятие подразумевает, что партнеры просто живут вместе, не узаконивая отношений. Другой причиной такого низкого показателя женатых среди населения можно считать, пожалуй, известную любовь шведов к личной свободе, не стесненной узами брака.

Хорошо поработал? Хорошо отдохни!

Типичный швед, как, например, наш Фредрик, работает в сфере производства, зарабатывая в среднем 33,305 крон (≈3230 евро) в месяц. Мария, как и большинство трудоспособных женщин в Швеции, трудится в сфере здравоохранения, где средняя зарплата – около 24,176 крон (≈2347 евро).

Для большинства шведов оплачиваемый отпуск продолжительностью минимум в 25 рабочих дней в году – нечто само собой разумеющееся. Стоит ли напоминать, что Швеция известна во всем мире своей системой соцзащиты населения, дающей право шведам на довольно продолжительный отпуск, на медицинское обслуживание высокого качества, а также хорошую пенсионную защиту. Все это стало возможным благодаря долгой истории сотрудничества профсоюзов и работодателей для улучшения условий на рынке труда.

Большинство шведов отправляются в долгий отпуск летом. Фредрик и Мария – из их числа. Юлия и Вилльям, как и другие школьники, – на каникулах, которые длятся около 2,5 месяцев. У приезжающих в летние месяцы в Швецию туристов складывается впечатление, что вся деловая жизнь в это время в стране замирает, а сами шведы отправились как можно дальше – на море или в курортные края. Что, в общем-то, соответствует действительности. Фредрик, Мария и их дети любят отдыхать летом на Готланде – одном из самых живописных островов Швеции.

Швеция переживает кризис института семьи. Это результат многолетней политики правления социал-демократической партии, целью которой было получить полный контроль над обществом.

Обеспеченное общество умирающих в одиночестве

Швеция известна своими суперконцернами («Вольво», «Эриксон», «Икеа», «Сааб») и масштабными социальными программами, направленными на поддержку незащищенных слоев общества. Доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая, к примеру, на социальное обеспечение пожилых и престарелых, — самая высокая в мире. Есть бесплатное медицинское обслуживание. На финансирование здравоохранения уходит около 80% подоходных налогов.

Но есть и другая статистика. В шведской столице Стокгольме 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний». Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах — лишь идентификационный номер. Из экономических соображений, энергию, полученную от сожженных урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города.

Отсутствие погребальных церемоний — это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях. Редактор шведского издания Nyliberalen Генрих Бэйке, объясняя причины явления, отмечает: «Семья стала целью атак социалистов, поскольку по своей природе выступает организацией, альтернативной государственным институтам опекунства. Семья призвана защищать человека. Когда у него возникают проблемы, к примеру отсутствие денег или ухудшение здоровья, человек всегда может обратиться за помощью к родственникам. Шведское государство стремится на протяжении десятилетий разорвать эти семейные отношения и связи, — помогая непосредственно каждому человеку, и таким образом делая его зависимым от себя».

Правильным курсом

Трудно поверить, но еще до начала тридцатых годов прошлого столетия Швеция была убогой аграрной страной, подданные которой массово эмигрировали в поисках лучшей жизни. Разбогатеть Швеция сумела во время Второй мировой войны благодаря своей осторожной политике «двойных стандартов». Несмотря на формальный нейтралитет, она предоставляла фашистской Германии кредиты, поставляла собственное вооружение и являлась крупнейшим поставщиком железной руды для нужд германской военной промышленности. Под предводительством социал-демократии в 1940-е и 50-е годы был осуществлен ряд реформ, в совокупности заложивших основы шведского государства всеобщего благосостояния. Длительный период гегемонии социал-демократов прервал экономический кризис начала 70-х, и с 1976 года смены кабинетов стали происходить чаще.

Сегодня находящаяся в оппозиции социал-демократия обрела нового лидера — 55-летнего Стефана Лювена, главу профсоюза металлистов, работавшего сварщиком. Интересно, что в Швеции, славящейся высоким уровнем образования и его доступностью (финансирование вузов на 80% осуществляется из госбюджета), Стефан Лювен стал четвертым лидером партии без высшего образования. Йоран Перссон был даже премьер-министром (1996—2006). По всей видимости, в Швеции не придают большого значения образовательному уровню политиков (согласно исследованиям, он самый низкий в Европе). Здесь считается нормальным, что министр сельского хозяйства — фермер, а министр здравоохранения — доктор. Правительство (и это закреплено в Конституции) только определяет направления, а управляют страной центральные правительственные учреждения.

Делать это им становится все сложнее. Влияют и всеобщий экономический кризис и собственные проблемы. Швеция стареет. Средняя продолжительность жизни 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин. Доля населения в возрасте от 80 лет и старше достигла самого высокого показателя среди стран-членов ЕС — 5,3%. Из 9,3 млн. населения Швеции 18% — лица старше 65 лет. По прогнозам, к 2030 году их доля возрастет до 23%.

«Если мы хотим чтобы в будущем наша пенсия была эквивалентна настоящей, мы должны работать дольше, — заявил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт на форуме, посвященном проблемам Северных стран, прошедшем 9 февраля 2012 году в Стокгольме. — С учетом снижения рождаемости, на пенсию уходить необходимо в возрасте 75 лет, иначе мы повторим сценарий Греции».

Пластиковые родители

В Швеции каждый четвертый ребенок имеет корни за ее пределами (данные официального бюллетеня (www.sweden.se). Чаще всего это выходцы из Ирака или бывшей Югославии. Уже выросло целое поколение таких шведов. А потому здесь привычны самые разнообразные национальности и расы.

Из рожденных в Швеции детей — 60% внебрачные. 20% воспитываются одним родителем. Молодые не торопятся оформлять отношения — «притираются» в гражданских браках, называемых sambo — когда пары живут вместе, и serbo — когда живут раздельно. На число регистрирующихся ежегодно
38 тыс. узаконенных отношений — 31 тыс. разводов. В среднем за плечами каждого из супругов по три брака, что означает наличие у ребенка огромного числа родственников и нескольких родителей. Они получили название «пластиковые родители». Государство даже финансирует исследования, которые должны доказать положительное влияние такого типа отношений на детей: переходя после очередных разводов от одних родителей к другим, дети приобретают жизненный опыт и опыт социальных отношений, который им пригодится во взрослой жизни.

Поскольку обращения «мачеха» или «отчим» связаны с не очень приятными ассоциациями (здесь тоже знают историю о Золушке), шведы постановили употреблять замещающие определения «родитель один» и «родитель два». Это учреждается также из соображений гендерного равенства. Разрушение стереотипов о роли мужчины и женщины в обществе является основной задачей общенациональной программы дошкольного воспитания. Методы иногда кажутся остальному миру чересчур радикальными. Так, сенсацией стал детский сад, открытый в 2010 году в Содермальме, районе Стокгольма. Сотрудники учреждения заменили в обращении к детям «он» и «она», по-шведски, соответственно, «han» и «hon», на бесполое слово «hen», которого нет в классическом языке, но есть в обиходе у гомосексуалистов. Отучая от «гендерных стереотипов», детям вместо привычных сказок читают книжки, в которых, к примеру, два самца-жирафа очень переживали, что не могут иметь детей, пока не нашли брошенное крокодилье яйцо.

Шведская семья

По данным шведской Ассоциации сексуального равенства (RFSL), в Швеции более 40 тыс. детей имеют родителей (или одного родителя) — гомосексуалистов. Когда в 1995 году в стране были легализованы гомосексуальные браки, парламент утвердил что это будут браки сугубо гражданские, и они не будут освящаться церковью. Однако гомосексуалисты тоже хотели иметь такую возможность. Была сделана первая уступка: их благословляли, но без свидетелей и отказывали в молитве. Но гомосексуалисты хотели полной церемонии и всего «Мендельсона». В 1998 году в Швеции прошел всеевропейский парад геев. Сенсацией также стала выставка фотографа Элизабет Ольсон, изобразившей Христа и его апостолов гомосексуалистами. Выставка пользовалась огромной популярностью, естественно, прежде всего среди геев. Одним из мест, где она проходила, была кафедра Лютеранской церкви.

Но настоящие баталии разгорелись в 2003—2004 годах после выступления пастора Оке Грина, который в своей проповеди осудил гомосексуальные связи, называя их грешными. Он цитировал фрагменты Священного писания, утверждая, что Библия очень точно определяет гомосексуализм как грех. На что из другого лагеря отвечали: «Библия не снизошла к нам с небес, сама по себе не является Божьим знамением, не отвечает на все наши вопросы. Вопросы, которые были актуальными во времена написания Библии, — не наши вопросы». За «неуважение к сексуальному меньшинству» пастор был осужден Судом первой инстанции на месяц заключения. Суд второй инстанции его оправдал. В 2005 году дело дошло до Верховного суда, который признал пастора невиновным. Это вызвало протест геев, с их стороны в адрес пастора продолжают звучать угрозы.

Гомосексуальных семей станет больше, — предвидят в организации RFSL. Этому способствует принятие шведским парламентом закона об искусственном оплодотворении лесбийских пар. По закону, женщины-лесбиянки имеют право на экстракорпоральное оплодотворение за счет государства.

Интересно, что рапорт RFSL также информирует: каждый третий случай насилия в Швеции происходит в лесбийской семье. И хотя здесь есть куда обратиться в такой ситуации, у работников учреждений не укладывается в голове что женщины могут бить друг друга, ведь считается, что по природе они не агрессивны. Проблема насилия существует и в мужских браках.

«Происходит огромная смена ментальности и требуется смена традиций. Традиционная форма семьи не соответствует реалиям современности. Необходимы новые семейные отношения, — из интервью деятельницы молодежного отделения шведской партии зеленых Элины Аберг польскому изданию Wprost. — В нашей партии мы говорим, например, о полигамных связях как общественно приемлемых». Явление для Швеции не новое. На волне сексуальной революции прошлого века здесь уже был опыт проживания молодежи в общих коммунах, которые по-шведски называются «коллективы».

Неприкасаемые

Шведское государство переняло на себя практически полный контроль над воспитанием детей. Высокие налоги делают невозможным содержать семью с одной заработной платы, и потому, как правило, оба родителя работают, а ребенок в течение дня находится в школе или других учреждениях общественной опеки.

Шведским правительством создан специальный институт омбудсмена, призванный защищать права и интересы детей. Есть целый ряд организаций: BRIS («Права детей в обществе») — дежурная телефонная и электронная линии для детей и подростков; Friends («Друзья») — помощь, если сверстники обижают, и др.

С 1979 года здесь существует абсолютный запрет на телесное наказание детей. Родители не могут безнаказанно дать ребенку подзатыльник, потянуть за ухо или повысить на него голос. За избиение ребенка грозит 10 лет тюрьмы. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. И они этим пользуются. В конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Громкую огласку получила история девочки-подростка, обвинившей своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. 12-летняяя Агнета просто рассердилась на него за то, что он усыпил котят, а она хотела их оставить. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою младшую трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании показаний отчим был задержан и осужден. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки. Агнету передали в приемную семью. Через три месяца девочка поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление и освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась. К тому же никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что «жертва» стала писать во всевозможные инстанции, генеральному прокурору в частности, где подробно описала всю историю, что отчим невиновен, что она все придумала, объяснила почему. Но прокурор тоже не вмешался.

В праве на воспитание детей отказано не только родителям, но и учителям. До восьмого класса ученикам не ставится оценок, неуспевающих не оставляют на второй год, ну и, конечно, никого не выгоняют из школы. Ученики говорят учителю «ты», и они не обязаны отвечать на учительские приветствия. Учителя жалуются, что в классах тяжело работать из-за хаоса, шума и агрессии на уроках.

Диктатура социала

В шведском законодательстве нет понятия власти родителей как в бытовом, так и в юридическом смысле. Нет категории «родительское право», есть «право опеки и ответственности за ребенка», которое по закону в равной степени несут родители и государство. Но государство считает, что оно способно лучше опекать и воспитывать, а потому вмешивается в семейный воспитательный процесс. Главным учреждением такого рода является Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты, который в Швеции называют «социалом». Ежегодно у родителей забирают в среднем 12 тыс. детей. Делают это с благими намерениями. Предлогом могут быть «ошибки в воспитании», «умственная неразвитость родителей» и даже «чрезмерная опека».

Так, Марьяна Зигстроем была лишена родительских прав, потому что «слишком опекала» своего больного эпилепсией сына Даниеля. Мальчик переходил из семьи в семью, состояние его ухудшалось. Даниель написал матери около 40 писем с просьбой о помощи, та обращалась в разные социальные и правительственные организации, но безуспешно. Сын умер, потому что во время приступа очередной опекун просто не знал как ему помочь. Марьяна Зигстроем выдвинула обвинение государству. Проиграла во всех инстанциях. Более того, государство обязало женщину возместить судебные расходы в размере 1,5 млн. крон.

По этому поводу известный скандинавский писатель и журналист польского происхождения Мачей Заремба, проникшийся историей Марьяны Зигстроем и безрезультатно взывавший к справедливости со страниц шведских изданий, сказал в сердцах: «Называть Швецию государством права — это «мрачно шутить». Он также отметил, что шведское государство, в прошлом столетии перетянувшее на себя обязанности семьи, сегодня уже не в состоянии выполнять эти функции. Из-за нехватки денег закрываются не только центры опеки, но и школы, детские сады. «А когда государственная модель не функционирует, приходится волей-неволей переосмысливать семейные ценности: известно, что мать ради спасения своего ребенка бросалась под поезд. Но до сих пор этого не делала ни одна социальная комиссия».

Использованы материалы польских кинематографистов Postęp po szwiedzku

За наводку на статью спасибо

Loading...Loading...