Школа рисования вероники калачевой. Онлайн-обучение рисованию: мой опыт Вероники калачевой

Во время своей последней поездки в Москву мне посчастливилось познакомиться с Вероникой Калачевой — вдохновляющей художницей, за творчеством которой я наблюдаю довольно давно. Вероника осенью открыла свою школу и именно там мы с ней встретились для интервью.

Расскажи, пожалуйста, где ты училась рисовать, как ты к этому пришла?

— Поскольку я жила в военном городке, у нас было не так много разных студий и школ. Была музыкальная школа, в которую я ходила, а художественной школы не было. Но одна знакомая мамы, художница, решила поучить детей рисовать и собрала свою студию. Это, конечно, было мало похоже на школу, она была одна, там преподавался рисунок и живопись. Именно там я получила первые азы, а потом, собственно, был институт. А начала рисовать я с маминой подачи, родители меня поддерживали, говорили, что хорошо получается и нужно продолжать, именно их я считаю своими учителями — родителей, которые не помешали.

А какой институт?

— МПГУ, художественно-графический факультет. Никогда не думала, что мне пригодится педагогическое образование, если честно, но оно нужно регулярно. Оно помогает и в школе, и в жизни, общении. Так или иначе приходится что-то кому-то объяснять, даже своему ребенку, чему-то учить, знать как правильно донести свою мысль. Мне кажется, это очень важно.

Расскажи про свою школу, какие занятия тут проходят? Как вообще пришла эта идея?

— На самом деле, идея была моего мужа. Это наш совместный, семейный проект. Муж взялся за это дело со стороны финансовой, а я со стороны творческой. У меня раньше был такой опыт, я вела студию, но тогда я была одна и у меня не было такого цельного виденья и потому, наверное, занятия и прекратились. То есть ко мне приходили люди, которые хотели заниматься, они видели где они начинают заниматься, но где конец у этого они не видели. Так или иначе, часть людей теряла какой-то запал, это была одна из ошибок. Второй момент — «тупое» рисование натюрмортов. Я, конечно, и сейчас иногда прибегаю к этому, но в целом я считаю, что первая задача — это не загубить интерес. Человек когда хочет рисовать, он не имеет в виду, что он хочет рисовать натюрморты, у него какие-то другие задачи в голове.

Какие особенности преподавания в твоей школе, подход, я правильно понимаю, что он не классический?

— Я это называю таким «творческим пинком». Потому что когда ты приходишь в школу и понимаешь, что там всего лишь 8 занятий, это своеобразный «пинок». Понятно, что за 8 занятий в принципе невозможно научить прекрасно владеть акварелью, но напичкать знаниями, какими-то приемами, тезисами, которые ты потом, уйдя отсюда, будешь обдумывать — это реально. Именно на это расчет. То есть человек приходит сюда, я ему рассказываю много теории, рассказываю какие стоит делать упражнения, потом мы делаем итоговое задание. Как правило происходит такое чередование: просто-сложное, теория-практика, чтоб не было такого, как у нас в ВУЗе — педагог поставит натюрморт и уходит курить на все занятие, а потом приходит и «ах, вы не умеете ничего делать и зачем вы вообще сюда поступили». Поскольку у меня был именно такой опыт обучения, мне хочется сделать все иначе. Чтобы сюда люди приходили и видели энтузиазм у педагогов (не только у меня, я и педагогов с тем же расчетом подбираю в свою школу) и мне очень важно, чтоб они доносили информацию.
Когда говорят, что рисование это «дано» или «не дано», я категорически не согласна. Мне кажется, что когда ты преподаешь с душой и энтузиазмом и рассказываешь о вещах, вообще можешь это выразить словами, то тогда до человека доходит. А с таким вот снобизмом делать вид, что дескать «ты этому не научишься, потому что тебе этого не дано» — это в общем не наш подход.

Расскажи про акварель, почему именно она, как складывались с ней отношения?

— Это вообще странная история, я никогда об этом не задумывалась, не выбирала специально, никем не вдохновлялась. Когда в институте мы начали работать маслом — я рисовала, делала все что мне говорили. Но вдруг заскучала, поняла что это не мое, не нравится, я просто не получаю от этого удовольствия. Я даже начала рисовать маслом как график — мне нравилось, чтоб были лессировки, все текло, просвечивалось и т.д. И поняла, что просто подменяю одно другим. Спросила у педагога нельзя ли мне рисовать задания акварелью, он сказал, что требование одно — большой формат. И я стала рисовать акварелью. Я не знаю почему, это был просто зов души.

Что тебя вообще вдохновляет — рисовать, творить? Где черпаешь темы, вдохновение?

— Ну в воздухе, как обычно это бывает 🙂
Идешь таким вот прекрасным солнечным днем, красивые тени, узоры веток на небе. Все это как-то — раз! — и складывается в одну картинку и ты понимаешь, что это красиво.

Ты рисуешь с натуры?

— По разному. И с натуры и нет, с натуры очень люблю рисовать. Но иногда это просто невозможно, потому что куда-то торопишься или стесняешься по какой-то причине. Иногда это неуместно, как в театре например, там ведь не разложишь акварель. Хотя наброски, конечно, можно делать, у меня есть целая серия такая.

А наброски как самостоятельные вещи или как эскизы к последующим работам?

— Ну я рисую сначала то, что мне самой нравится, то, что меня вдохновило, а потом оно может во что-то вырасти, так бывает. А может так и осесть в виде набросков в скетчбуках.

Что ты можешь посоветовать людям, которые только начинают рисовать, которые боятся это делать? С чего им начать?

— Ну первое, это не бояться. А чего бояться? Это вот ты, лист, краски. Если то, что сделал кажется тебе не очень симпатичным — ну возьми другой лист и сделай заново. Кстати, это очень забавная вещь — у меня иногда спрашивают: «а у тебя бывает такое, что у тебя не получаются работы?». Я вообще не знаю откуда этот миф берется у людей, что у профессиональных художников все получается с первого раза и всегда. С акварелью это вообще нормальная история — купить пачку бумаги и листы бумаги летят только так, и только один из них получается хороший.

Просто многие боятся испортить материалы, относятся к ним как к чему-то «святому»

— Ну тут есть экономия, я всегда советую купить какой-то рулон бумаги, вообще забыть сколько он стоит (а стоить он может дорого) или попросить его в подарок. А потом отрезать оттуда листы и вообще не думать об этом.

— Я помню один ключевой момент, когда я в первый раз устроилась на работу иллюстратором. То есть это был первый раз когда я как художник получала деньги — просто сижу, рисую и зарабатываю. Во-первых это было само по себе шикарно, мне казалось, что такого не бывает. Но мне давали некие задания, я не могла с ними справиться и очень переживала по этому поводу. Я могла неделями сидеть с утра до вечера, все уже уходят, а я сижу, переживаю. И я поняла, что не так делала — мне казалось, что я должна взять и сходу родить какую-то идею и быстро ее выполнить. Не понимала, что для того, чтоб сделать хороший результат, нужно пройти несколько этапов, обязательно. Насытиться идеей, собрать материал, посидеть просто побездельничать в парке, подумать, сделать эскизы, выбрать лучший и так далее. Мне казалось, что все эти этапы — это и так понятно, но тратить на них большой кусок времени — это бессмысленно. А сейчас я понимаю, что в этом залог успеха. Я могу сидеть весь день смотреть картинки в интернете, но только если у тебя есть какая-то определенная цель, ты что-то ищешь. Ты не тратишь время, ты вкладываешь в себя. А потом за час все сделать классно. Раньше же я пыталась сразу быстренько нахватать каких-то идей за 5 минут и сидела их развивала. И не понимала, почему у меня не получается, я могла неделями один и тот же рисунок «ворочать» и не быть довольной.
Подготовка — очень важно, для меня такое было открытие. Не знаю, может все и так об этом знают 🙂

Ну, мне кажется, что нет. Многие очень стесняются скачивать картинки в интернете и использовать их для вдохновения. Вообще, что рисовать нужно из головы — какое-то повсеместное заблуждение, я сама этим тоже страдаю 🙂

— Я в принципе отношусь нормально даже к рисованию с фотографии, но при условии, что ты не полностью копируешь оттуда, а берешь что-то, перерабатываешь, добавляешь свои какие-то элементы.

Вероника, спасибо за интервью! Желаю тебе море вдохновения и энтузиазма! Твои работы очень вдохновляют 🙂

Вероника Калачева - иллюстратор, художник-акварелист и основатель школы рисования, иллюстрирует книги, журналы, сотрудничает с разными компаниями, и берется за самые разнообразные, но непременно интересные проекты. Взяли у Вероники интервью для блога.

Вероника, сейчас твоя Школа довольно известна в России и не только. Расскажи, как начиналась твоя карьера художницы?

Сложно понять, где было начало 🙂 С одной стороны, началом можно считать тот день, когда я ушла из офиса и решила стать свободным художником. С другой - все, что было до этого момента, безусловно, многому меня научило. Без этого опыта я наверное рисовала бы унылые натюрморты, как в ВУЗе.

Когда я стала фрилансером, я поняла, что такая свобода - не для всех. Ты сам себе хозяин, без всяких посредников и начальников, но с другой стороны ты сам себе менеджер и бухгалтер. Это сложно.


Все иллюстрации в статье - из инстаграма @kalachevaveronika

Первое время было непросто: заказов было немного, но они были. Я старалась быть понятной и пунктуальной, разрушая образ «сумасшедшего художника-фрилансера» и в итоге мои усилия окупились. Заказчиков стало много, я перестала рисовать все подряд, стала разборчивее и прислушивалась к себе: чего же я хочу сама? куда я иду? То ли это, о чем я мечтала?

Примерно в это время я попробовала рисовать на заказ акварелью; компьютерная графика набила оскомину и я поняла, что хочу больше времени проводить с живыми материалами. Смотреть, как течет акварель, а не создавать ее имитацию в Photoshop.

Однажды я проиллюстрировала детскую книгу, потом нарисовала несколько обложек для взрослых книг, рисовала для журналов, рекламных продуктов.

Сейчас я пришла к тому, что больше времени хочу посвящать своему самовыражению. Я редко берусь за заказы. Занимаюсь в основном преподаванием и личными проектами. Я вижу в этом рост и пищу для ума.

Есть ли какие-то проекты, кроме Школы?

Для начала мне хочется все-таки уточнить. Ведь Школа - это не мой личный проект; я являюсь вдохновителем, сооснователем школы. Я занимаюсь разработкой программ, ищу педагогов, отвечаю за образовательную часть. Но весь наш проект - это результат труда 30 сотрудников бэк-офиса и 28 преподавателей. Поэтому я себя чувствую одним из важных звеньев нашей цепи.

Мы пробовали заниматься чем-то еще, но быстро стало ясно - пока ты не увлечен сам идеей по-настоящему, пока у самого нет желания нырять в тему по самую макушку - лучше не браться и не распыляться. Поверхностный интерес всегда чувствуется.

Сейчас я занимаюсь лишь Школой и ее проектами и своим творчеством.

Какое место занимает творчество в твоей жизни? Как много часов в неделю ты ему посвящаешь?

Я считаю, что желание творчески самовыражаться также важно, как и желание спать или есть. Это базовая потребность человека. Я рисую всякий раз, когда у меня есть такая возможность. А если не рисую, то даже когда смотрю вокруг, думаю над закономерностями в цвете или о ритме в композиции, например.

Но творчество - это же не только про рисование. Творчество оно везде и всюду: и на кухне, и в огороде)

Как ты вырабатывала свой стиль? Как бы ты его охарактеризовала? В чем его особенности? И как ты его развиваешь?

Даже не знаю) Мне часто говорят, что мои работы узнают по стилистике. Но я все еще ищу себя. Пожалуй, мою стилистику можно назвать реализмом с элементами недосказанности. Я просто стараюсь достоверно изобразить то, на что хочу обратить внимание зрителя, передать свои ощущения и чувства в рисунках. По мне это гораздо важнее, чем просто изобразить что-то фотореалистично.

Как рождаются идеи для твоих работ?

Часто меня вдохновляет свет. Если смотреть на один и тот же предмет при разном освещении - он воспринимается по-разному. Мне нравятся длинные закатные тени или мягкий ажурный свет, я люблю простоту в обыденном.

Мне кажется, что основная идея моя творчества звучит примерно так:

Счастье - повсюду, оно в мелочах и уже рядом с вами, рядом со мной. Я люблю его искать везде, куда бы я ни посмотрела и в своих работах рассказываю о том, что увидела.

Что тебе нравится рисовать больше всего? Какая у тебя любимая часть творческого процесса?

Я заметила, что периодически такие темы сменяют друг друга. Одно время меня вдохновляло море, вода и отражения, потом город и пейзажи. Сейчас я снова вернулась к людям. Снова - потому что в университете я очень любила портреты. Мне кажется, что через образ человека можно показать всю гамму чувств, и это очень интересно. Это сложно, но когда мне удается - я счастлива.

Какие материалы ты используешь для создания своих работ? Какие инструменты ты можешь рекомендовать?

Я пользуюсь профессиональными сериями кистей, бумаги и красок. В красках не вижу принципиальной разницы, у меня много разных брендов и каждый по-своему хорош: Schmincke, Daniel Smith, Sennelier, Winsor&Newton, Rembrandt.

Бумагу использую хлопковую. Любимые бренды: Arches, Canson.

Кисти: Escoda, Da Vinci, Raphael, Leonard.

Сложно советовать что-то невидимому художнику 🙂 Но я могу рассказать о том, что когда-то перевернуло мое представление об акварели. Для начала, это хорошая хлопковая бумага большого формата, краски из тюбиков и пульверизатор 🙂

Мне очень нравится идея рисовать абстрактные картины. Попробуйте выразить графически какое-то слово, передайте его суть через цвет, фактуры и композицию. Это очень затягивает!

Что самое сложное в жизни художника?

Оставаться открытым и чувствительным как ребенок, но в то же время быть предельно честным и требовательным к себе. Вот это сочетание уязвимости и честности - самое сложное. Перестанешь быть чувствительным, станешь ремесленником.

Логично предположить, что художнику следует продавать свои картины, иллюстрировать, рисовать на заказ; зарабатывать тем, что ты лучше всего умеешь.


Многие художники создают свои студии, ищут учеников и преподают. Но я считаю, что преподаванием стоит заниматься только тогда, когда чувствуешь в себе такое призвание: передавать знания, делиться ими и радоваться росту учеников.

Посоветуй, пожалуйста, книги и пособия, которые помогут создавать картины?

Мне очень понравились две книги Джульетты Аристид. Там все как я люблю: понятным живым языком о самом главном. Подход у автора академический. И мне это тоже очень нравится. Считаю, что кем бы вы ни мечтали стать, конструктивный рисунок еще никому не мешал 🙂

Какая у тебя любимая книга МИФа?

Вот, пожалуй, одна из них - моя любимая на сегодняшний день - «Уроки классической живописи» .


Чьими работами ты сама вдохновляешься? На страницы каких художников заходишь регулярно? Работы чьих авторов - среди современников и классиков - тебя вдохновляют?

Акварель: Альваро Кастаньет, Али Кавано, Андрэ Пеновац, Атанас Мацурев, Ларс Лерин.

Графика: Юля Блюхер, Лена Таткина, Casey Baugh.

Какие планы на будущее?

Издать книгу по акварели, проиллюстрировать детскую книгу, сделать выставку, снять новый крутой курс 🙂 А дальше - увидим.

В октябре будет проходить Московский фестиваль акварели. На нем будут не только российские преподаватели, но и зарубежные, например Феликс Шайнбергер, автор «Акварельного скетчинга». Расскажи, про него немного, что и как там будет происходить?

Фестиваль это, конечно, большое событие для тех, кто увлечен акварелью. В Москве такого пока никто не устраивал, и мы надеемся, что все получится так, как мы задумали, и что мы повторим еще и еще раз 🙂

На фестивале, который пройдет 20-22 октября в самом центре Москвы в красивом пространстве Телеграфа будет несколько зон: выставочная площадка, зона с мастер-классами и демо-классами, зона лектория и маркета.

С утра до вечера мы будем говорить про акварель: будут творческие встречи с художниками и спикеры, готовые ответить на каверзные вопросы про материалы. На демо-классах можно посмотреть за магическим процессом: как создается работа на ваших глазах. Это очень удобный формат, ведь вы можете общаться с художником вживую, задавать ему вопросы и видеть каждый этап выполнения работы. Разница с мастер-классами состоит в том, что тут мы сможем разместить больше участников-зрителей. На демо-классе участники не рисуют, а наблюдают. В мастер-классах вы можете окунуться в атмосферу целиком и полностью. Участники выполняют работу вместе с мастером.

Феликс Шайнбергер - отличный рассказчик, я обожаю его книги и очень рада, что он приедет на фестиваль. Уверена, что у него получится вдохновляющая лекция.

И дай, пожалуйста, короткий ответ «Творчество - это…»

Творчество - это страсть.

Редакция ИнфоХит не несет ответственности за содержание отзывов, результаты обучения индивидуальны. Пожалуйста ознакомьтесь с правилами размещения отзывов .

Отзывов с оценкой: 5

В том же возрасте, что и Светлана, я, наконец, попала на такой курс акварельной живописи для начинающих, о котором мечтала. В молодости не было возможностей заняться рисованием, времени не было свободного, да и курсов таких тоже не существовало. А очень хотелось, именно акварелью. Из четырёх моих попыток только последняя принесла мне и радость, и удовлетворение, и новые знания, и умение. Занималась я у преподавателя Елены Родионовой с 8 апреля по 6 мая, на Вавилова 65. Не буду перечислять достоинства этого курса обучения, мне понравилось все. Замечательный преподаватель, доходчиво и грамотно объясняла, не считалась со временем, если что- то не успевали, могла задержаться,не спешила. Безукоризненно составлены методики, выбраны интересные объекты для изображения. И сама она такая милая! И группа подобралась очень хорошая, девушки молодые, пытливые, активные, хорошо воспитанные. Вообщем, я всем довольна. Если будет возможность, ещё возьму какой-нибудь курс, теперь уже после лета, а сейчас еду на пленэр%uD83D%uDE01.

Ответить

Приятный, душевный и творческий подход к начинающим рисовать... Очень внимательно и интеллигентно все... Как говорят без суеты и понтов... Спасибо, отличная Школа!

Ответить

Прошла экспресс-курс, сейчас прохожу он-лайн акварельный и базовый для новичков — мне безумно нравится, с упоением выполняю каждое задание и хочется делать их еще и еще! А главное, что вижу, как развиваются мои навыки и когда получается выполнять такие задания, которые в принципе представлялись не реальными, то счастью просто нет предела!)
Еще очень радуют регулярные новости от Вероники, а так же то, что школа превратилась в целое сообщество — это просто здорово! И еще — пока ждала начала занятий на курсах — просмотрела все вебинары и выполняла задания и это тоже очень круто, что даже вне занятий есть пища для впитывания новых знаний, практики, вдохновения и удовольствия!!!

Ответить

Очень рада, что открыла для себя школу Вероники Калачевой. Окончила курсы ботанической иллюстрации с замечательным педагогом Светланой Лансе и стала по другому смотреть на флору и фауну))) Сейчас рисую он-лайн акварельного Шерлока и с помощью чудесных преподавателей Натальи Дюковой, Полины Арутюновой и самой Вероники Калачевой погрузилась в мир акварели по самые уши)) Это заразно и надеюсь, что по окончании тренинга про Шерлока, продолжу изучать доступные тренинги школы — фэшн-иллюстрацию, скетчинг и многое другое!

Первые занятия по рисованию художница Вероника Калачева проводила в подвале магазина для художников, а учеников набирала через свой блог. Хотя уроки были недорогими, группа быстро развалилась: у курса не было программы, начала и конца. Спустя четыре года Калачева с мужем перезапустили занятия в арендованном помещении, повысили цену в четыре раза, придумали курс обучения и позвали новых преподавателей, потратив только свои деньги. Также супруги запустили занятия по рисованию онлайн - и оборот школы вырос в пять раз. Теперь рисоваться в Школе Калачевой - модно, а за четыре с половиной года программу прошли более 20 тыс. человек. Inc. узнал у основателей, как зарабатывать на бесплатных марафонах, почему люди охотнее учатся, если платят больше, и как объединить консервативное рисование и прогрессивные технологии.

Создать школу рисования «Колонки и белки» художница-фрилансер Вероника Калачева решила в сентябре 2009 года, когда число подписчиков у нее в ЖЖ выросло до 3 тыс. человек. Калачева зарабатывала на индивидуальных занятиях по рисованию и решила, что если так много людей интересуется ее блогом, имеет смысл масштабироваться. Проводить занятия решили в магазине для художников «Цветные понедельники», принадлежавшем мужу Вероники, Матвею Калачеву. Но затея провалилась. Поначалу на занятия записались 12 человек, но через месяц остались только пятеро. Не удержала сбежавших даже невысокая цена уроков - 3,5 тыс. за

8 занятий. У курса не было начала и конца, в группу приходили новые студенты, когда занятия уже запустились, и в результате одни зевали от скуки, пока другие пытались нагнать материал.

Курсы в подвале просуществовали около полугода, когда стало понятно, что идея была не слишком удачной и пора закрываться. Кроме того, Вероника была в положении и в какой-то момент врачи просто запретили ей вести занятия, предписали беречь себя. Магазин «Цветные понедельники» тоже стагнировал. В этот бизнес нужно было вкладывать много оборотных средств, вспоминает Матвей Калачев, чтобы держать товар на складе.

Спустя три года после неудачной попытки обучать рисованию Матвей Калачев решил открыть школу в новом формате. Летом 2013 года Матвей создал простую страницу школы на LPGenerator . На сайте ЦИАН супруги нашли студию в Доме художника - 70 кв. м за 80 тыс. рублей в месяц. В помещении были большие окна, которые располагали к рисованию. Основатели решили радикально все поменять и начали с того, что подняли стоимость обучения за те же 8 занятий по 2,5 часа с 3,5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей. Вероника написала в своем блоге анонс о наборе на курс акварели с сентября, а потом пара уехала отдыхать, чтобы перестать переживать, что с бизнесом ничего не получится.

Курсы продвигали только через ЖЖ, и к осени собралась группа из 12 человек. Аренду оплатили за два месяца вперед, купили мебель (всего потратили на это 25-30 тыс. рублей). Краски и бумага остались еще со времен художественного магазина.

У Калачевых так и не было бизнес-плана, но было ощущение, что на школе можно заработать 200-300 тыс. рублей в месяц. Чтобы масштабировать бизнес, надо было искать преподавателей, и Вероника Калачева стала писать знакомым художникам. До конца 2013 года в школе появились еще четыре преподавателя. Школа запустила курсы по истории искусств, детские группы и занятия по разным стилям рисования.

Спустя два года, в 2015 году, на Калачевых вышел Марат Нигаметзянов, бывший дизайнер «Студии Артемия Лебедева», автор платформы Getcourse для онлайн-обучения широкого круга клиентов - среди проектов есть школа Александра Васильева , курсы по нейл-арту, стилю и даже сексу.

«В момент знакомства с Вероникой и Матвеем мы сразу договорились сделать курс - и сделали его за месяц. Мы продали первый поток за 1,5 млн рублей. У Вероники была программа обучения, мы сделали лендинг, переложили ее в онлайн. Мы стартовали в сентябре 2015 года», - рассказал Марат Нигаметзянов.

Добавили занятия онлайн: увеличили оборот в пять раз

Мы выяснили, что заниматься онлайн - эффективнее. Кто-то опоздал на занятие, кто-то долго раскачивался, кто-то стесняется задать вопрос. Есть активные студенты, а есть те, кто только в конце занятия получает вдохновение.

На онлайн-уроках мы разбиваем процесс на мелкие детальки, чтобы ученики шаг за шагом осваивали самые простые вещи. Например, надо сделать заливку в акварели. Все думают, что это очень просто, всем хочется сразу Нотр-Дам де Пари нарисовать. Но мы выстраиваем обучающий процесс по-своему.

Наше конкурентное преимущество в том, мы предлагаем индивидуальный подход - у студента есть ощущение, что он с педагогом один на один. На Coursera никто не занимается индивидуально с учениками. А у нас 30 преподавателей, которые проверяют работы на онлайн-курсах.

Онлайн-занятия хороши тем, что один педагог может вести 100-150 человек. Если только по 5 минут на человека тратить, только один комментарий оставлять, то получается 12 часов работы. Это выгодно с точки зрения бизнеса и комфортно для учеников. После запуска онлайн-занятий оборот школы вырос в пять раз.

Экономика Школы Вероники Калачевой

млн рублей - оборот в 2017 году (рост 14% по сравнению с 2016 годом).

млн рублей - прибыль до выплаты налогов в 2017 году.

оборота тратится на раскрутку.

Открыли вторую студию: поток клиентов вырос в 1,5 раза

В январе-феврале 2015 года нам пришлось снять вторую студию - было много желающих заниматься вечером. В месяц шло 6-7 курсов, и их тяжело было разместить в одной студии. Тем более, на Академическую с севера Москвы никто не поедет, как бы он ни любил Веронику. Мы посмотрели три помещения и выбрали одно на Новослободской (35-40 кв. метров), рядом с метро, за 80 тыс. рублей в месяц.

Базовый курс рассчитан на новичков - это большая аудитория, возможно, со средним доходом. В fashion-дизайне наша аудитория - профессионалы, которые хотят работать например именно с Аленой Лавдовской , они готовы больше заплатить. Например, она вела экстрим во время Недели моды и учила рисовать образ сразу с живого человека. Группа рисовала на показе Kenzo. Там было около 1 тыс. человек - это все равно что битком набитый клуб на рок-концерте.

Рекламируемся только в соцсетях: привлечение клиентов окупается через 3-4 месяца

Социальные сети - самый эффективный канал привлечения клиентов. Он дает конверсию 41% из посетителей в регистрацию. Сколько в покупку - мы не мерили. Из поиска - 10%, из рекламных систем - 2,4%. Мы считаем, что это высокая конверсия, но работаем над ее увеличением. Увеличение на 1% может дать рост в 1 тыс. заказов.

Вероника Калачева. Фото: Никита Бережной / Inc.

новогодние праздники для тех, кто не хотел в салате лежать лицом. Стоила реклама 800 тыс. рублей - ротация была каждый день. Также было часовое интервью с Вероникой. Но мы любим рекламу, которую можно через метрику померить.

Мы хотим, чтобы каждая собака узнавала нашу школу. У нас в базе сейчас 400 тыс. человек, а должно быть - 140 млн (население России - Inc ). Каждый человек должен попробовать рисовать, и каждый - должен учиться у нас. Мы планируем рост продаж на 40% за год, но как мы будем это делать, мы не можем рассказать.

Вложили в офлайн-мероприятия: база клиентов выросла на 250%

Чтобы привлечь людей, мы придумали свой формат для продвижения - онлайн-марафон «Экстрим». Суть в том, что участники должны выйти на улицу и рисовать, причем делать это надо быстро. Всего таких марафонов прошло уже девять, на первый записалось больше 100 тыс. участников, но участвовали 20 тыс. Те, кто пригласил трех участников, проходили марафон бесплатно. Те, кто не смог привлечь знакомых, участвовать не могли. После первого экстрима база выросла с 80 тыс. до 200 тыс. человек.

Для повышения узнаваемости в октябре 2017 года мы провели Московский фестиваль акварели в помещении Центрального Телеграфа (DI). Туда приехали 19 иностранных художников из Великобритании, Франции, США, Китая, Италии, Турции, Индии. Все они известны в большом мире акварели, дают мастер-классы, делают выставки. Некоторых мы знали, за некоторыми следили в социальных сетях. Некоторые отказывались или не отвечали, но те, кто нужны были, все приехали.

Основные расходы на мероприятие такого уровня - гонорары и аренда. Мы оплатили приглашенным художникам

Матвей Калачев. Фото: Никита Бережной / Inc.

расходы на гостиницу и перелеты, а гонорар за каждый мастер-класс составил больше $1 тыс. На подготовку ушло 9 месяцев и 5 млн рублей, а сам фестиваль длился 3 дня. Мы провели 22 мастер-класса по 2,5-3,5 часа, участие в которых стоило 2 тыс.-4,5 тыс. рублей. Просто вход на фестиваль стоил 300 рублей. Можно было посетить выставку работ этих художников и некоторых преподавателей Школы - они привезли 96 работ и еще было около 10 работ наших преподавателей.

Нам удалось продать все билеты и выйти в ноль благодаря продвижению через рассылки. Но повторять этот опыт больше не рискнем - все-таки это очень дорого. Но нам удалось познакомиться с иностранцами из большого мира акварели, и теперь привозим их вне фестиваля на мастер-классы. Участие в них стоит от 7 тыс. рублей.

В октябре 2015 записалась на онлайн-курс в школу Вероники Калачевой. Впечатлений много, поэтому для торопящихся сразу напишу выводы, а для остальных после выводов опишу свои впечатления от занятий.

ВЫВОДЫ
Крепкий добротный гармоничный курс для начала. Он не требует никаких первичных навыков или знаний. Грамотно разбит на уроки. Чередование практики и теории не дает заскучать. Четкие сроки окончания курса и наличие стоп уроков заставляет приучать себя к регулярному рисованию, что в итоге заметно сказывается на уровне рисования. Интересные, увлекательные задания.
Если не рассчитываете на быструю проверку работ и вдумчивое общение с педагогом, а бюджет позволяет, то курсы на твердые 4+.
В итоге - полный пересмотр своих способностей, появление новых целей и неплохое подспорье из учебных работ для времени сомнений:-).

Не надейтесь отделаться парой взмахов кистью. Чтобы пройти курс надо будет поработать. Конечно не каждый день, но каждый второй точно придется браться за рисование. Но ведь в этом то и весь смысл, не так ли?

А теперь все по-порядку.
Я попала на курс не умея рисовать вообще. У меня не было ни художественной школы за плечами, ни даже более-менее внятных занятий рисованием в школе. Именно этот курс выбрала пройдя длинную цепочку отзывов о разных оффлайн и онлайн занятиях.

ПЛЮСЫ (по которым выбирала курс и которые увидела в процессе обучения)
1. Онлайн формат (я могу заниматься развлечениями только ночью, уложив всех детей спать).
2. Наличие внятного описания курса, его задач, нужных материалов. Подробный перечень уроков с пояснениями что на них надо будет сделать.
3. Уроков много, каждый посвящен небольшой теме, теоретическому вопросу или технике, курс состоит из более чем 50-ти занятий.


4. Очень подробные и понятные объяснения Вероники в видео. Для меня важно, чтобы речь педагога была не только грамотной и внятной (без беканий и меканий), но и доходчивой:-). Такие мелочи как темп, иногда даже тембр речи, могут сделать ее либо мгновенно понятной, либо занудно проходящей мимо сознания.
5. Достаточно, но не излишне упражнений на технику и объяснений теории. Даже на известные каждому вещи я стала смотреть иначе.


6. Комментарии работ от куратора и возможность посмотреть работы других участников. Это и стимул для совершенствования, и возможность не совершить сделанные другим ошибки.
7. Стоп уроки, которые заставляют идти последовательно, выполняя все задания.
8. Интересные задания, которые сразу цепляют взгляд. Примерно по поводу половины из них я была уверена что никогда так нарисовать не смогу : кисти, флакон, тарталетка, машина... Что-то конечно не получилось - не хватило времени отработать-переделать, но многое удалось.

МИНУСЫ (не претендую на истину в последней инстанции, это лично мое мнение)
1. Стоимость курса. Когда я училась (а это было всего 4 месяца назад) для учеников школы этот курс стоил 12тыс, сейчас же он стоит 20тыс без скидок для учеников. Рост весьма внушительный, при том что курс уже вроде записан и по сути не меняется от потока к потоку.
2. Работы проверяет и комментирует уже не сама Вероника, а ее ученики. Вариант приемлемый, но не за такие деньги.
3. Безумное количество учеников, которое теперь набирается на поток. Я не возражаю против 70-80 человек, но, опять же, не за такие деньги.
4. После окончания курса доступ к урокам и комментариям был закрыт. Сейчас комментарии открыли для просмотра, даже в уже закончившихся курсах. Наличие доступа к урокам было для меня актуально где-то месяц после окончания, сейчас они уже не нужны.

Лично мне немного дала проверка заданий в акварели. По большей части уже сразу после фотографирования все ошибки видны. Скорее педагог нужен для того, чтобы подсказать как эти ошибки исправить, а вот это не всегда удается. С таким количеством учеников банально не хватает времени, сил, а иногда и опыта преподавания. Часть своих ошибок я исправляла уже по другим мастер-классам у других художников. Например, реалистичный баклажан и яблоки у меня начали получаться (и стало понятно что я делала неправильно) только после Ботанической иллюстрации Тани Ширбидовой, скетч с табаско на предыдущем рисунке удался благодаря Марьяне Брюхановой и ее Веселому скетчеру. А на тот момент у меня получилось вот такое чудо

Впрочем, повторюсь, для начинающего - это практически единственные курсы доступные в онлайне, которые мне удалось найти после продолжительных поисков. Качество высокое, цена тоже.

Loading...Loading...