Считывание информации с тахографа. Что означают пиктограммы на распечатке цифрового тахографа

Итак, вы зарегистрировали официально свою коммерческую деятельность (ИП, организация и так далее) и вам необходимо установить оборудование контроля. , установить его и зарегистрировать – это еще половина дела. Разберемся в основах работы с устройством, рассмотрим все условные обозначения на распечатке и прочее.

Цифровое оборудование

Буквально несколько лет назад все коммерческие автомобили в обязательно порядке должны были перейти с аналогового варианта тахографа на цифровой. До России данное оборудование добралось в 2010 году. Новый вариант выполняет все те же функции: контроль за скоростным режимом, режимом труда и отдыха. Главное отличие от аналоговых – это невозможность вскрытия. Дело в том, что старые приборы очень легко вскрывались и водители могли подделать информацию. Теперь же и попробовать обойти его защиту не получится. Намотать пробег, вовсе отключить оборудование никак не выйдет. Еще одна особенность в том, что запись всех данных ведется в течении года для всех водителей, которые управляли эти транспортным средством.

Расшифровка данных

Для предоставления информации с тахографа используют специальные распечатки со всеми данными. На них присутствует множество символов и уловных обозначений, которые необходимо знать, чтобы понять всю информацию. Однако удобнее всего считывать данные с помощью специальных программ напрямую с оборудования. Если таковых не имеется, то можно расшифровать самостоятельно.

Структура распечатки

Вся информация разбита на отдельные тематические блоки:

  • Общие данные – время, дата получения распечатки;
  • О водителе транспортного средства – ФИО, ее номер и так далее;
  • Номер автомобиля для идентификации;
  • Номер тахографа;
  • Информация о датчике скорости;
  • Данные о самых первых действиях, производимых устройством. В данном блоке находится название, адрес, номер мастерской, которая производила установку, сроки установки, производимые настройки и так далее;
  • Следующий блок самый информативный. В нем собрана все данные о промежутке времени, когда водитель находится на рабочем месте. Все события зафиксированы именно тут;
  • В последнем блоке собраны 5 последних ошибок с карты и 5 последних ошибок самого транспортного средства. Каждая ошибка имеет свой номер и может быть расшифрована с помощью специальной документации. Каждая неисправность или нарушение правил имеет свой двузначный код.




В каждом разделе находятся определенные пиктограммы, несущие в себе ту или иную смысловую нагрузку. Рассмотрим самые основные:

  • Основные пиктограммы;
  • Режимы деятельности;
  • Информационные сообщения;
  • Обозначения карточек;
  • Обозначения периодичности;
  • Пиктограммы произошедших событий;
  • Обозначения сбоев или нарушений.

Все вышеперечисленные группы пиктограмм приводятся в качестве примера на фото. Также они могут комбинироваться между собой. Для более точной расшифровки распечатки необходимо использовать специальное оборудование и софт, иначе это займет много времени.

С июля 2016 года на территории России запрещено использовать аналоговые тахографы, а также отечественные тахографы без блока НКМ (СКЗИ). Транспортные средства теперь оснащают цифровыми тахографами, которые записывают детализированную информацию о том, что происходит с машиной на дороге.

Технические данные, накопленные цифровым тахографом за время работы, можно вывести на печать. Распечатка эта, как хроника, в подробностях отражает всю «жизнь» тахографа и во многом – транспортного средства. Технические данные позволяют оценить работу специалистов, обслуживающих автомобиль, аккуратность вождения и законопослушность водителя. Это помогает владельцу автопарка снизить издержки и вероятность ДТП с участием своих транспортных средств (ТС). Но читать полученную информацию нужно уметь: ключевые понятия для краткости передают не текстом, а пиктограммами.

Чтобы детально разобраться в прочтенном, помимо знания пиктограмм, желательно представлять отличия между разными типами распечаток тахографа.

Помимо технических сведений цифровой тахограф выдает и другие данные с водительской карты и бортового устройства:

  • о действиях водителя за сутки,
  • о событиях и неисправностях,
  • о превышениях скоростного режима.

Визуально распечатка с цифрового тахографа напоминает кассовый чек. Информация здесь похожим образом структурирована и отформатирована. Блоки данных следуют один за другим сверху-вниз и обычно разделены пунктирными линиями. Однако в заголовках блоков и в начале некоторых строк вместо текста – пиктограммы.

В самом верху распечатки традиционно выводится логотип компании-производителя тахографа.

  1. Первый значимый показатель под логотипом – дата и время создания распечатки , а также формат времени, который указывается в скобках. Обратите внимание на пиктограмму в виде перевернутого треугольника. Она часто используется в комбинации с другими знаками и обозначает распечатку или само печатающее устройство – в зависимости от контекста.
  2. Ниже следует тип распечатки . В нашем случае это «Распечатка технических данных». Она обозначается комбинированной пиктограммой: «молоток» (мастерская или технический контроль) + «циферблат» (время) + «треугольник» (знак распечатки).
  3. Пиктограмма «руль» – круг с точкой внутри – обозначает данные о водителе . В этом блоке указываются имя водителя, а также номер и срок действия вставленной в тахограф водительской карты. «Руль» + «карта» (черный вертикальный прямоугольник с белым прямоугольником внутри) – это и есть «карта водителя».
  4. Пиктограмма в виде буквы «Д» – данные о транспортном средстве . В верхней строке этого блока – идентификационный номер (Vehicle Identification Number), ниже – регистрационный номер ТС (Vehicle Registration Number).
  5. Поделенный надвое вертикальный прямоугольник – знак «Производитель тахографа ». Помимо бренда и адреса производства в блоке указаны модель и дата выпуска тахографа, а также версия используемого устройством программного обеспечения.
  6. Значок, похожий на русскую «Л» означает «датчик движения ». В блоке приводятся серийный номер и дата первой установки датчика
  7. Уже знакомый «Т-молоток» в названии следующего блока – «Данные о мастерской, ведущей работы с ТС ». Здесь указаны название и адрес мастерской, номер и срок действия карты мастерской («молоток + «карта»), дата первой калибровки тахографа, обновленные параметры транспортного средства после проведения работ:
    • идентификационный номер (со знаком «Д» впереди),
    • регистрационный номер,
    • калибровочные коэффициенты W, K, L,
    • длина окружности покрышек на ведущих колёсах ТС,
    • диаметр колеса,
    • установленное в мастерской ограничение скорости,
    • пробег – показатели одометра до и после обслуживания ТС в мастерской.
  8. Блок «Время» показывает, как было скорректировано время на тахографе при его калибровке в мастерской.
  9. Пиктограмма «!» (событие) + «Х» (неисправность) + «Д» обозначает данные о неисправностях в работе тахографа . Каждая запись в этом блоке указывает на тип (событие или неисправность), дату и время происшествия.

В распечатках другого типа помимо описанных выше пиктограмм используют еще множество. Но все они быстро запоминаются, а общий принцип формирования отчетов по группам параметров совпадает. Разобравшись с распечатки одного типа, вы быстро научитесь читать и другие. Доступ к данным тахографа позволит вам контролировать добросовестность специалистов, которые эксплуатируют и обслуживают транспортное средство.


1. Дата и время распечатки, указанное во времени UTC

2. Формат времени

3. Информация о владельце карты (только в случае если карта находится в тахографе)

4. Идентификационный номер транспортного средства

5. Идентификационный номер тахографа

6. Дата последней калибровки тахографа

7. Режимы деятельности водителя, упорядоченные по дате

8. ?= период, когда карта не была установлена

9. Ввод карты водителя в слот 1 или слот 2

10. Деятельность, зарегистрированная устройством в период, когда карта водителя была установлена

11. Время извлечения карты водителя

12. Ежедневная сводка

13. Место ввода карты

14. Сводка по "общим данным деятельности" водителя

Ниже Вы также найдёте:

пять последних ошибок и событий, зарегистрированных на карте водителя,

пять последних ошибок и событий транспортного средства

ваше имя или название вашей компании (возможность

ручного ввода)

Ввод информации вручную


Водителям иногда приходится самостоятельно записывать некоторые данные. Это может быть необходимо в двух случаях:

тахограф повреждён, или

В законодательстве существует 3 нормативно-правовых акта: Приказ № 36 (); Постановление № 720 (отечественные без СКЗИ); Требования ЕСТР (европейские). Изучив каждый из них, можно заметить, что проверка тахографа должна проходить по разным алгоритмам.

  • Проверка тахографов с блоком СКЗИ
  • Проверка тахографов без блока СКЗИ (РОССИЙСКИЕ)
  • Проверка тахографов по ЕСТР (ЦИФРОВЫЕ)
  • Проверка тахографов по ЕСТР (АНАЛОГОВЫЕ)

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА С БЛОКОМ СКЗИ

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу и карте водителя, предоставить необходимую распечатку и СТС.
  2. Проверка законности установки тахографа и проверка сведений о внесении в перечень моделей тахографа.
  3. Проверка активации тахографа в установленном порядке и осуществляется ли аутентификация карт с блоком СКЗИ.
  4. Проверка исправности тахографа, отсутствия блокировок и модификаций.
  5. Проверка некорректируемой регистрации информации.
  6. Визуальный осмотр элементов тахографа и мест установки, наличие пломб и калибровочной таблички с данными мастерской и транспортного средства.
  7. Проверка документов, распечаток и выгрузки данных из тахографа и карт водителей.
  8. Сравнение данных из распечаток с выгруженными данными из тахографа.
  9. Проверка вывода информации на дисплей.
  10. Проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства.
  11. Проверка фактического местоположения и данных содержащихся в памяти бортового устройства, текущее время, дата, координаты и номер блока СКЗИ.

Порядок регулируется Приложениями № 3 и 5 Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2016г. Представленные в законе требования прописаны нечетко, что вносит множество вопросов и разногласий в понимание процедуры проверки.

Обратите внимание – инспектор не обязан требовать извлечь карту водителя из тахографа, т.к. это действие может привести к нарушению режима труда и отдыха!!! Так же инспектор не в праве требовать от водителя предоставить калибровочный сертификат! Более того, в законе не прописаны обязанности инспектора в необходимости использовать карту контролера, что в свою очередь приведет к невозможности выгрузки данных из памяти тахографа. Инспектор так же не обязан ставить штамп в распечатке.

Рекомендации. Возите с собой копию калибровочного сертификата. В случае отсутствия карты контролера просите инспектора расписаться на распечатке в формате: «Контроль провел ГИБДД ФИО дата и время». При несоблюдении режима труда и отдыха делайте распечатки и записывайте причины нарушений, просите виновников нарушений расписываться в отчете и по возможности ставить печать. При неисправном тахографе ведите учет режима вручную на обратной стороне термоленты. Храните такие распечатки в течение 28 дней и предоставляйте их инспектору по требованию.

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА БЕЗ БЛОКА СКЗИ (РОССИЙСКИЕ)

Последовательность проверки контрольного устройства без блока СКЗИ согласно Постановлению Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» не регламентирована, что является упущением в законодательстве. Поэтому мы рекомендуем придерживаться требований Приказа № 36 и ЕСТР.

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (ЦИФРОВОЙ)

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать все необходимы распечатки и СТС.
  2. Проверка наличия и действительности карты водителя.
  3. Проверка наличия калибровочной таблички и пломб.
  4. Проверка размерности шин.
  5. Сверка данных тахографа, калибровочной табличкой, шин и СТС.
  6. Проверка времени тахографа и отклонения +- 20 мин.
  7. Проверка наличия датчика скорости и соответствия его международным требованиям.
  8. Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителя.
  9. В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на термоленте.

Обратите внимание – все установленные тахографы после 01.10.2012г. должны иметь 2-й датчик движения, работающий по CAN линии от ABS, либо по GPS. Так же основный датчик скорости должен быть антимагнитным и соответствовать требованиям 1266/2009 ЕСТР.

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (АНАЛОГОВЫЙ)

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать шайбы (диаграммные диски) за предыдущие 15 рабочих дней и шайбу из тахографа, в том числе СТС.
  2. Наличие заводской таблички на тахографе и её действительность.
  3. Наличие калибровочной таблички на кузове автомобиля.
  4. Проверка размерности шин.
  5. Сверка данных тахографа, калибровочной таблички, шин и СТС.
  6. Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
  7. Проверка времени тахографа и отклонения +- 10 мин.
  8. Проверка шайб тахографа на правильность заполнения и соблюдения режима труда и отдыха.
  9. В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на обороте диаграммных дисков (шайб).

Еще информация

Loading...Loading...