Приложения для мероприятие опен эйр. Небо и земля: можно ли заработать на опен-эйрах

1. Переговоры с артистами.

Вести переговоры с артистами, музыкантами, ди-джеями значит общаться с их дирекцией. Дирекция — это те люди, чья работа и состоит из переговоров с импресарио. Поэтому даже если вы пару раз пили пиво с бас гитаристом группы или же самим ди-джеем или артистом разговаривать вам нужно с директором или менеджером. Спросите контактный телефон или же найдите в интернете.

Выйти на дирекцию необходимого артиста можно зайдя на его официальный сайт или внимательно изучив его лицензионный диск. Там как правило содержится вся контактная информация. В письме или разговоре представьтесь, назовите ваш город, расскажите что за мероприятие вы планируете. Первое, что интересует вас — гонорар за выступление.

Его можно сделать чуть меньше, и для этого есть два способа. Первый – организовать сразу несколько выступлений с участием этой группы или ди-джея (или продать их или его организаторам в соседнем городе), но для первого раза это сложновато. Второй – сказать, что вы от Шыма. В этом случае скидка может составить до 25 процентов.

Затем дата. Если вы уже определили дату – она может быть забита у желаемых артистов, поэтому не торопитесь договариваться с площадкой. Следующее: вам нужен райдер. Он делится на бытовой (чем везти, где селить, как кормить) и технический (аппаратура на сцене). Райдер это не пожелания группы, а требования, поэтому лучше сразу сообразить выполним он или нет. Если сомневаетесь – не стесняйтесь обсуждать любые вопросы с дирекцией.

Итак, вас все устраивает. В зависимости от того, что за артисты выбраны, вам могут предложить различные условия по оплате: артист выезжает при условии 100% предоплаты и наличия билетов в оба конца; артист выезжает при 50% предоплаты (остальные 50 % вручают по приезду); артист будет работать за ящик пива... Так же различаются и предпочтения по форме оплаты: наличным или безналичным платежом. Все это обсуждается с дирекцией. Одно могу сказать точно: до тех пор, пока вы не внесли предоплату, дата за вами не закреплена. А значит вполне возможно, что в этот день артист поедет не к вам, а к более расторопному организатору. Очень не разумно начинать рекламную кампанию, не договорившись с группой или артистом. Такие выступления зачастую отменяются.

2. Поиск генерального спонсора.

Генеральный спонсор - ваш главный партнер. И он, в отличии от других спонсоров, один. Обычно им становятся действительно большие игроки вашего рынка. Подумайте, кто в вашем регионе охотно тратит деньги на рекламу. Пивовары, сотовые операторы, производители напитков, большие магазины могут охотно высталять для продажи свою продукцию на ваших open air фестивалях! Может быть, сейчас как-раз кто-то из них выходит на рынок с новым продуктом, и ваше предложение будет как нельзя кстати.

Генеральный спонсор в отличие от других получает преимущественное место на заднике сцены (к примеру его банер может быть в 3 раза больше, чем банера спонсоров), получает право представлять мероприятие «Коктейль „Пшик“ представляет...» и это звучит в теле- и радиорекламе, а также на всей печатной продукции. Так же вы предлагаете приоритетное право на конкурсы. И если у ген. спонсора есть такое желание, можете предоставить ему возможность выйти с речью к народу, но это уже может быть многовато. В переговорах с кандидатом в генералы рекомендую быть уступчивым, но помнить о людях. Если open air превратится в одну большую рекламную паузу у публики останется дурной привкус.

3. Спонсорские пакеты.

Пакет спонсора . Здесь вы предлагаете то же самое, что и генералу, но условно в 3 раза меньше. Маленькие банерки на заднике или побольше, но на боковых поверхностях сцены. Упоминание в радио рекламе «нам помогают...», участие в конкурсах возможно, но прицепом. Например "в конкурсе от магазина «Элегант» победил Вася, он получает приз: демисезонное пальтишко, и наручные часы от нашего спонсора, фирмы «Луч». Спонсоров может быть неограниченое количество. Не стоит завышать стоимость пакета спонсора.

Как раз здесь может работать уловка с ценой пакета. Например аквапарк «Титаник» хочет заявить о начале купального сезона и ему по кайфу разместиться в радио и телерекламе. К примеру, это стоит 100 рублей по прайс-листу, но в пакете это стоит 70, а сам пакет — 120. За эти 120 он получит то что хочет плюс полиграфию, и банерок на опен эйре. Это работает.

Пакет информационного спонсора Информационный спонсор — это тот, кто может помочь с рекламой вашего опен эйрпати. Обычно это радиостанции, телеканалы, популярные газеты и журналы. Зачем платить за рекламу в полном объеме? Сделайте это СМИ вашим информационным спонсором и добейтесь скидки равной стоимости вашего пакета информ.спонсора! С другой стороны зачем радиостанции рекламироваться на опен эйре? А затем, чтобы «отобрать» эту аудиторию у другой радиостанции.

Пакет технического спонсора . Технический спонсор это тот, кто может помочь облегчить бремя накладных расходов. Авиакомпании, службы такси, гостиницы, кафе и рестораны. Зачем платить за все это, когда можно прорекламировать этих ребят. Здесь сам документ довольно условен — готовы покормить обедом гостей, за банерок над баром на площадке опен эйром — добро. Дают скидку на проживание в гостинице за логотип на полиграфии + упоминание по радио — добро, только скидку побольше).

4. Как общаться со спонсорами.

Вам нужны партнеры, те, чей продукт или услуги расчитаны на 14-28 летних. Таких много, но некоторые недосягаемы для вас. С некоторыми, особенно с крупными участниками рынка, возможно сотрудничество только если побеспокоиться об этом заблаговременно, когда формируются рекламные бюджеты предприятия на год или квартал. Но есть и большие компании, умеющие работать оперативно и четко, есть компании средняки, которые готовы выдать вам сумму, о которой вы даже и не мечтали, но есть и скряги. Есть маленькие компании, для которых сотрудничество с вами может сыграть ключевую роль на их пути к успеху, и эта акция будет вписана золотыми буквами в их историю.

Так как говорить со спонсорами ?

Это поле, которое пахать вам, и все находки – ваши. Единой схемы или правила не существует, ну или оно мне не известно. Наверняка по этой специальности можно получить диплом о высшем образовании ну или закончить курсы... Если это про вас – вам повезло. Звоните всем, отправляйте факсом и электронной почтой коммерческое предложение, настаивайте на встрече. По возможности старайтесь обходить младших сотрудников компаний. Они зачастую ленивы и пугливы, и для того, чтобы заставить их сделать телодвижение в сторону оригинального рекламного хода, а именно это вы им и предлагаете, потребуется большое количество ваших сил. Лучше общаться с начальством. Договорившись о дате и времени встречи, позвоните накануне, убедитесь, что планы не изменились (заодно и напомните о предстоящих переговорах). На переговорах вам предстоит говорить, а вас будут слушать. Вам стоит рассказать о своих видениях вашего open airфеста. Если вас не сожгут на костре, то вы станете Нострадамусом.

Если ваш монолог перерастает в диалог с представителями компании — это хорошо. Тут вам пригодится умение слышать людей, подстраиваться под их требования, концепцию и политику компании, хотя бы формально!

5. Что предложить спонсорам.

Представьте, что внутренние поверхности open air площадки – это одно большое рекламное пространство. Самым дорогим здесь будет задник сцены, тот, что находится за спиной у артистов. Затем, боковые поверхности сцены, потом холл, бар. Попробуйте продать кабинки в туалете, уверен реклама презервативов или подгузников там уместна). Разве плохо позабавить народ веселым конкурсом с призом от спонсора?

Это так и называется «конкурсы» — они хорошо продаются. Теперь. Кто-нибудь из посетителей возражает при входе получить бесплатно часовую интернет-карточку плюс пару буклетиков? Нет? Тогда продаем промоакции, так это называется. Есть пивоварня, которая хочет поставить в холле свой бар? Или кукурузные ребята хотят продавать поп-корн? Пожалуйста — продаем торговые места. Идем дальше. Афиши будут? А что если продать ее кусочек? Например, вверху, где дороже, или внизу, где дешевле.

Есть еще и флаера и билеты. Затем. Радиореклама. Почему бы не заявить о своих партнерах и в радиорекламе. Например: "Батончик «Йо-майо» представляет... Западно-Бирибиджанский фестиваль хип-хоп культуры. Брэйк батл, битва диджеев, граффити-конкурс и голые бабы. А так же... выступление группы СИМВОЛ РИФМЫ! Нам помогают: совхоз «Светлый Путь», автомастерская «У Рафика»! Гостей угощает «Чебуречная №5», наши звезды летят самолетами авиакомпании «Крылатые Качели» и останавливаются в гостинице «Венеция». О как! И все это нужно уложить в секунд 15 чтоб не переплатить за рекламу. Этот же текст можно использовать и для видеоролика, добавляя логотипы компаний — партнеров. Это еще не все.

Так же вы можете предложить спонсорам прорекламироваться на пресс-конференции, в печати, освещающей события, и на видеоверсии вашего мероприятия. Об этом ниже. А пока наверняка вырисовались следующие позиции для продажи:

  • Рекламные площади на площадке
  • Радио и теле реклама
  • Рекламная площадь на афишах, флайерах и билетах
  • Промо акции во время концерта
  • Конкурсы
  • Торговые места

Добавлю вам еще немного уверенности в своих силах. Вас наверняка коробит «молодежь» из телевизионных роликов, рекламирующих шоколадные батончики и прочую дрянь. Их сленг, манера одеваться, да и нахрена батончик «Принц» 25-летнему парубку?.. А ведь именно так нас представляют производители, чей товар рассчитан на аудиторию 14 — 28 летних. Чуете к чему клоню? У вас есть то, чего нет у них – вы на сто процентов в теме. Вы в полном контакте со своей аудиторией. И ваша задача убедить предполагаемого спонсора, что ваша open air аудитория — это их аудитория. Уверен, если бы вас смогли соблазнить продавать шоколадные батончики вашим товарищам — вас бы наверняка повесили на доске почета шоколадной фабрики, но вас ждут другие вершины, поэтому продолжим.

Посетители вашего open airфестиваля готовы заплатить за билет сумму, в несколько раз превышающую стоимость баночки этого коктейля или пачки этих сигарет, и если все пройдет на высоте, обязательно придут и на следующие концерты, организованые вами. Поэтому как коммерсант вы более успешны в локальном смысле. И пусть ваш фестиваль существует пока только на бумаге, и раньше вы никогда ничего подобного не делали. Вам нужно проникнуться такой уверенностью в успехе предстоящего мероприятия, что по ходу диалога она передастся вашим будущим партнерам. Дайте им понять, что ваше предложение уникально. А значит, им обязательно нужно заключить с вами договор — пока этого не сделали конкуренты.

6. Как правильно выбрать open air площадку.

Мы делаем open airфестиваль или закрытый концерт, а это значит: должен быть танцпол, в туалете не должно быть неаполитанского фарфора (говорят, охренительно дорогая штука), должна быть сцена и гримерка (гримироваться не обязательно). Клубы, стадионы, спортивные манежи, дворцы спорта, дворцы пионеров, дома культуры и выставочные павильоны, лес наконец — неплохая площадка для open air фестиваля!

Неплох был бы бар, или возможность его установки. Площадка должна быть с контролем входа — если конечно вы не решите заняться благотворительностью! Обязательно решайте вопрос с парковкой, а иначе будут жуткие пробки и масса негативных отзывов.

Ограждайте зону артистов и ставте охрану, чтобы был порядок за кулисами, если есть пляж, то его возможно стоит его взять под особый контроль — зачем нам утонувшие пьяные танцоры...

Если же вы делаете концерт в закрытом помещении, то не должно быть ничего лишнего. Филармония и театр вряд ли подойдут. Неплохи бывают ДК, в случае, если кресла из зала выносятся. Об этом подробнее.

Кресла в зале ломают кайф. Потому что, когда они есть, то на них садятся. А когда со сцены начинается жарево, первые ряды обычно встают, чем ломают кайф всем остальным, которые встают поневоле. Ближе к финалу концерта, особенно если цена на пиво в баре грамотная, они (кресла) очень мешают ходить и «попадаются под ноги». Кайф артиста сидячий зал ломает сразу, по выходу на сцену. Каково ощутить себя участником районного конкурса чтецов среди девятых классов? А ваш кайф, как организатора будет поломан сразу после концерта администратором ДК.

Подсчитав поломаные кресла и порваные обивки (причем на вас спишут все поломки, даже которые были до вас, ведь акт сдачи-приемки вы не составляли! Какой акт? Об этом далее) администратор разыграет перед вами бесплатный спектакль, целью которого будет развести вас на только что заработаные деньги. Возможные варианты: обморок, припадок полоумия, вызов «крыши», вызов на дуэль. Все зависит от зарытого в этом человеке таланта, ведь он тоже работник шоу бизнеса, и наверняка играл в ансамбле народных инструментов или пел фальцетом в этом же ДК. Итак, кресла это прогон, но если вы решились на дворец спорта или другую площадку, где есть место перед сценой, партер, используемый как танцпол, а кресла стоят в отдалении, то это благо. На креслах могут посидеть родители пришедших на концерт третьеклашек. Шутки в сторону! Вы поразитесь, увидев как молоды бывают посетители такого рода мероприятий.

,

Организация open air

Необходимая информация для будущих организаторов опен эйра.

Начнем Open-air - это вид вечеринок проводимых на открытом воздухе. В наше время данные вечеринки набирают оборот и пользуются все большей популярностью. Ведь это отдых на природе сопровождающий активный отдых и конечно же танцы! Но возникает главный вопрос как сделать так, чтобы ваша вечеринка прошла безупречно? Как организовать подобное мероприятие вне города?Какие существуют нюансы при подготовке мероприятия? На эти и многие другие вопросы мы поможем найти вам достойные ответы.

Если у вас это первый опыт проведения вечеринок данного формата, то задумываться о огромном количестве людей не разумно. Open-air в 200-300 человек для первого раза более чем реализуемо

С чего же вам следует начать?

Концепция open-air . Определить для себя главную цель - для чего open-air будет проводиться и в чем будет его «фишка», чем Вы сможете привлечете людей. Ведь обычные танцы под луной уже давно практикуются среди молодежи и чем то подобным их особо не удивить. Людям интересны всевозможные тематические вечеринки, отличающихся форматом от подобных мероприятий, так же нужно определиться с музыкальным форматом. потому что именно от этого будет зависеть выбор, артистов, место проведения, да и бюджет в конце концов.

План вечеринки . Следующий этап это составление плана Open-airа, по возможности с полным продумыванием времени проведения: время на подготовку площадки, размещение и настройка оборудования, во сколько прибудут артисты, сколько идет их программа, время сетов DJев и т.д.Это упорядочит процесс подготовки к опен эйру, но конечно же могут происходить ситуации при которых от данного плана можно немного отойти.

Создание бизнес-модели . Далее стоит разработать бизнес план с отражением как ваших затрат, так и дальнейшая возможная прибыль от услуг которые вы собираетесь оказывать в ходе мероприятия. Далее — определяем цену билетов, стоимость ваших услуг и составляем меню из напитков и пищи. Не забудьте также расписать расходные статьи: откаты администрации, оклад охране, покупка либо аренда звукового оборудования итд. Главное сделать это максимально точно и полно.

Выбор площадки

Одна из самых главных вещей при организации вечеринки это — правильный выбор место проведения мероприятия. Запомните главное это разместить запланированное количество гостей, транспорт приехавших, организовать место под сцену и самое главное танцпол, отделить несколько зон отдыха. Лучшим вариантом это место неподалеку от водоемов. Площадка выбрана? — Замечательно! Теперь самый сложный шаг… согласовать запланированное с администрацией. Причем надо выбить именно письменное разрешение мэра или муниципального образования. На основе этого постановления перед Вами должны открыться двери милиции, пожарной службы и медиков. Должны, но не обязаны Есть вариант — обращение в охранные агентства, но это уже оплачивается вами.

Техническое обеспечение опен эйра

Наверное самое главное. Обеспечить мероприятие достойным звуковым и световым оборудованием. У вас существует два варианта: либо арендовать оборудование, либо купить его для постоянного пользования, если вы всерьез загорелись организацией «уличных»вечеринок постоянно. Первый вариант неплох тем, что сложную техническую часть выполняют профессионалы, таким образом вы не будете касаться оборудования и будете заняты только лишь организационной деятельностью. Второй вариант выгоден для людей, которые занимаются опенами постоянно.

Звук . По-хорошему «количество» звука для уличных вечеринок рассчитывается по количеству людей по простой формуле «20-30 Вт x 1 чел».После несложных расчетов можно сделать выбор оборудования. Если вечеринка проходит в количестве около 100 человек, то должно хватить и нескольких киловатт. Если же это более крупная вечеринка, то и звуковой и оборудование нужно на порядок мощнее. Также не забываем про райдеры приглашенных лиц, заранее стоит обговорить какое оборудование им необходимо. Стоит уточнить какими моделями «вертушек» будут пользоваться DJи итд.

Свет . Здесь все зависит конечно же только от Вашей фантазии. Вообще все световое оборудование можно разделить на несколько типов: заливной, сканирующий, полного вращения. Не забывайте о спецэффектах,: дым-машина, пена и др.

Сцена . Выступающие DJи и артисты будут выгоднее лучше на сцене. Поскольку вечеринка проходит на воздухе не забудьте про защиту от дождя. Звуковая система не любит сырость поэтому стоит предусмотреть водонепроницаемые накидки.

Нюансы с питанием

Имейте ввиду, что если Вы планируете продажи пищи, приготовляемой на месте, необходим человек, имеющий лицензию на данную деятельность. Все тоже самое и с продажей алкоголя — наличие лицензии обязательно.

Этим летом в городе проходит более 150 фестивалей. Самые крупные из них - это Greenfest, STEREOLETO, фестиваль «ВКонтакте», Geek Picnic, «Усадьба jazz» и «О да! Еда!». Для большинства фестивалей площадками служат парки, а именно имени Кирова, где прошло четыре из пяти крупнейших open air этого лета.

Стоимость проведения культурно-массового мероприятия на Елагином острове варьируется от 100 тыс. до 1 млн рублей. Цена формируется исходя из тематики каждого мероприятия, задействованных площадей, присутствия коммерческих брендов, стоимости билета, размаха рекламной кампании мероприятия и т. д.

От ночной дискотеки

Один из самых известных фестивалей Петербурга, STEREOLETO, существует уже 14 лет. При этом в последние годы он кардинально сменил формат с ночного мероприятия на двухдневный open air, значительно увеличив тем самым число посетителей. Как рассказал Илья Бортнюк, организатор STEREOLETO, прообразом стали европейские фестивали. Для организации первого мероприятия понадобилось всего несколько тысяч долларов, часть которых было занято у знакомых. При этом Илья уверяет, что фестиваль сразу же окупился. Однако сейчас организация фестиваля несет за собой гораздо больше рисков. «Масштаб фестиваля не всегда говорит о количестве денег, которые он принесет: мероприятие может не просто не окупиться, вы рискуете уйти в минус», - отмечает . Сегодня оборот фестиваля составляет 20 млн рублей. Основные статьи расходов - гонорары и проживание артистов (30-40%), техническая часть (30%), 15% идет на рекламу и 10% - на дополнительные расходы. Доход с продажи билетов составляет около 30-40% от общей выручки, 50-60% приносят дотации и спонсоры, остальные 10% дают торговые места.

Джаз теряет спонсоров

Есть и специализированные музыкальные фестивали. Такие как «Усадьба jazz». В первый раз он прошел в Москве - в 2004 году, а в Петербурге существует с 2011 года.

«Портрет аудитории фестиваля - люди возрастной категории от 30 лет, с заработком средним и выше среднего, образованные, открытые для всего нового, готовые развиваться, слушающие хорошую музыку, обладающие хорошим музыкальным вкусом», - такой видит аудиторию фестиваля «Усадьба jazz» ее организатор Мария Семушкина.

В прошлом году фестиваль в Петербурге посетило около 10 тыс. человек. В Москве за 2 дня «Усадьба jazz» посетило около 30 тыс. человек. В Петербурге (проводится 1 день), несмотря на плохую погоду, мероприятие посетили 8 тыс. человек. Организаторы смогли покрыть убытки и не остаться в минусе, прибыли фестиваль не принес.

Первые 2 года мероприятие было абсолютно неприбыльным. В первый раз убыток составил около 5 млн рублей, во второй раз - примерно в 2 раза меньше. В третий год организаторы и вовсе отказались от его проведения, поскольку не нашли спонсоров. «Очень много зависит от них», - говорит генеральный директор фестиваля . По ее словам, бюджет фестиваля в этом году составляет около 15 млн рублей.

Две трети бюджета приходится на программу, остальное - на рекламу и техническое обеспечение, как правило, в равных долях. Основные доходы поступают с продажи билетов. Доходы от продажи билетов составляют примерно 60%, спонсорство - 30%, а остальные 10% - сдача мест под торговлю.

«В этом году фестиваль находился в зоне риска, так как из двух наших спонсоров остался только один. Тем не менее уменьшать программу мы не стали," - рассказывает Мария Семушкина.

Гики на пикнике

Традиционно летние фестивали в Петербурге развивались исключительно как музыкальные мероприятия, но в последние годы в Петербурге к формату open air стали подключаться и другие направления.

Начиная с 2011 года в Петербурге набирает обороты франшиза GeekPicnic - крупнейший научно-популярный фестиваль и open air Восточной Европы, посвященный современным технологиям, науке и творчеству.

Первоначально фестиваль состоялся как форум IT-специалистов, который был бесплатным и собрал 1 тыс. человек. Только с 2012 года фестиваль стал большим научно-популярным технологическим open air. «Перспектива роста научного форума до масштабного фестиваля определилась не сразу. Это шло от сердца, - утверждает Николай Горелый, его основатель. - Очень хотелось пообщаться с настоящими космонавтами, увлекали истории с 3D-принтингом, интересовались новыми технологиями, научно-популярной проекцией будущего, жизни, старения, культуры. Фестиваль включает в себя технологическую и культурную составляющие. Наука предопределяет будущие изменения, технологии внедряют их в нашу жизнь, а культура их осмысливает, интерпретирует, делает какие-то прогнозы, эстетично преподносит».

Бренд фестиваля принадлежит Николаю Горелову, в этом году лицензию выкупил лидер группы FREEDOM TEAM Дмитрий Тимушин. Николай Горелый, в свою очередь, занялся организацией фестиваля в Москве, где GeekPicnic в этом году прошел впервые.

В Москве было чуть меньше посетителей, поскольку это был первый московский опыт open air. Тем не менее Москва собрала больше спонсорских денег и финансовый оборот фестиваля в столице превышает петербургский на 25%. В Петербурге Geek Picnic посетили около 25 тыс. человек. Оборот фестиваля составляет около 30 млн рублей.

Сейчас проходят переговоры об организации Geek Picnic в Минске, Астане и Хельсинки.

«Человек, вложивший в мероприятие миллион, эти деньги в конечном счете отбивает. В этом году мы отбили их в 2 раза», - утверждает Николай Горелый.

С едой и про еду

В 2011 году же стартовал первый гастрономический фестиваль Петербурга - «О да! Еда!». Участие в фестивале приняли более 80 ресторанов и магазинов, среди которых были такие крупные игроки ресторанного бизнеса, как « », « », « ». Стоимость участия в фестивале, по словам Артема Балаева, организатора мероприятия, - от 100 до 180 тыс. рублей. За 5 лет существования фестиваля наблюдается и географический рост: теперь он проходит еще и в Москве. В обоих городах фестиваль проводит компания «Аврора», которая принадлежит Артему Балаеву, соучредителю и продюсеру международной недели моды в Петербурге AuroraFashionWeek. В этом году фестиваль проходил в ЦПКиО и его посетили около 40 тыс. человек. Эксперты оценивают бюджет фестиваля в 18 млн рублей.

Всего понемногу

И, наконец, к лакомому пирогу широкомасштабных ивентов в этом году подключилась крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте», которая, по сути, попыталась объединить все направления. На одноименном фестивале была и музыка, и лекции про спорт и инновации, и, разумеется, еда.

Партнером проекта выступила «Росдэнс» - компания, которая выделилась из радио «Рекорд», чтобы заниматься ивентами. Среди них - фестиваль Sensation, «Пиратская станция», «Супердискотека 90-х». Каждый из них существует более 10 лет и собирает не меньше 30 тыс. человек, а годовой оборот компании составляет около 350 млн рублей.

«На самом деле это была наша идея и наше предложение - сделать такой прототип социальной сети в реальности», - рассказывает Александр Унешкин, заместитель генерального директора ООО «Росдэнс», которое стало 50%-ным совладельцем мероприятия.

Фестиваль «ВКонтакте» проводится впервые, и его основная задача, по словам организаторов, на этом этапе не заработать, а, скорее, развить бренд этого мероприятия.

«Как правило, крупные фестивали первые 2 года несут убытки, после чего, если фестиваль становится успешным, можно говорить о какой-то прибыли», – утверждает Александр Унешкин. Расходы на артистов в случае фестиваля «ВКонтакте» гораздо меньше, чем у многих других, так как мероприятие привлекает исключительно российских исполнителей. Кроме того, артисты выступали на фестивале без гонорара, « » предлагает им хорошую рекламную базу, а также продвигает их группы в социальной сети. Меньше средств требуется и на пиар, поскольку мероприятие широко рекламируется на базе социальной сети (всего в соответствующей группе было более 618 тыс. человек). По словам организаторов мероприятия, существенная часть бюджета уходит на обеспечение сохранности парка: в отличие от остальных в списке крупнейших, «ВКонтакте» облюбовал для своего мероприятия не Елагин остров, а парк 300-летия. Всего фестиваль с бюджетом в 40 млн рублей посетило 40 тыс. человек.

По оценкам Александра Унешкина , маржинальность концертного бизнеса в Петербурге составляет от 7 до 15%, но риски мероприятий на открытом воздухе очень высоки, поскольку этот бизнес слишком сильно зависит от погоды.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Лето, ах, лето…

Наконец-то оно пришло, и можно наслаждаться каждым солнечным лучиком, каждым цветком, можно заниматься спортом и устраивать веселые вечеринки на воздухе… Лето знойное, порадуй нас подольше!

Многие компании отмечают летом свои профессиональные праздники, дни рождения фирм, и предпочитают делать это на открытом воздухе. Не нужно даже искать выгодные предложения, можно воспользоваться поисковыми системами в Интернете, и множество площадок формата open-air предстанут вниманию заинтересованных.

А потом появляются вопросы.

Где спрятаться от дождя?
- Как осветить площадку в вечернее время?
- Где расположить кейтеринговую службу?
- Как согреться под шатром?

И получается, что стоимость аренды самой площадки - это еще не все, что потребуется оплатить.

Мероприятие на открытой площадке (пляж, поляна, территория парка и т.п.).

Чаще всего площадка освещается стационарными фонарями. Они могут как устроить, так и не устроить заказчика. Площадка часто не оснащена электрическими розетками, поэтому потребуется аренда генератора для подключения электричества. Также, если на месте не имеется стационарного шатра, придется ставить временные, причем, если Вы хотите сделать праздник безопасным, то ставить шатры нужно с полом. Для организации банкета придется прибегнуть к услугам кейтеринговой компании (ресторан выездного обслуживания), требуется четко представлять себе, в каком месте должна располагаться кухня и каким образом официанты будут обносить гостей.

Итак, цены. Стоимость аренды площадки наверняка будет зависеть от ее площади и составлять от 50000 рублей до…… где-то 500000 рублей. Стоимость аренды генераторов/осветительных приборов также зависит от мощности оборудования. Профессионалы-электрики рассчитывают ее индивидуально. В смету же стоит сразу заложить сумму не менее 20000 рублей. Что касается шатров, то стоимость 1 квадратного метра составит не менее 800 рублей. Для банкетной посадки 50 человек, к примеру, требуется не менее 50 квадратных метров, следовательно, сумма аренды временного шатра составит не менее 40000 рублей. Прибавим к ней сумму транспортных расходов и дополнительного оборудования для монтажа, которые непременно будут.

Не забудем про банкетное обслуживание (кейтеринг) и развлекательную программу, которые предлагаются заказчику, исходя из его требований.

Мероприятие на территории загородного коттеджа.

Очень хороший недорогой вариант организации open-air мероприятия - устроить праздник на территории загородного коттеджа. Чаще всего там имеется и своя открытая площадка для проведения спортивных игр, и место для банкета/фуршета на воздухе, и возможность рассадки в банкетном зале самого коттеджа на случай дождя. Также коттеджи предоставляют оборудованные кухни и современные спальни. Проведение мероприятия в коттедже идеально для небольших компаний (до 60-80 человек). Аренда на сутки обойдется в 50000 - 100000 рублей, везти дополнительные генераторы не нужно. Если рассматривается банкет в шатрах, то цены на аренду, установку и транспортные расходы неизменны (1 квадратный метр от 800 рублей).

Есть небольшие минусы организации праздников в коттедже:

  • Если Вы планируете ночевать в доме, то на утро Вам понадобиться готовить завтрак собственными силами либо за дополнительную плату пользоваться услугами Вашей кейтеринговой компании;
  • Коттедж - это не дом отдыха или пансионат, от его владельцев Вы можете не получить полного сервисного обслуживания (горничная, удобства в комнате и т.п.).
  • Добираться до коттеджей бывает сложновато из-за вечерних пробок и плохих сельских дорог.

Мероприятие на территории загородного дома отдыха или пансионата

При организации мероприятия в доме отдыха или пансионате самой важной задачей является, собственно, выбрать место проведения. Банкетное обслуживание, поляну, мебель может предоставить и сам пансионат, стационарные шатры часто уже имеются на территории. Стоимость же услуг зависит от запросов выбранного места и складывается из арендной платы за все, чем Вы будете пользоваться, а также ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ стоимости брони номеров для проживания. Чаще всего только открытую площадку пансионаты не предоставляют. В стоимость же проживания входит уже питание и некоторый набор услуг, например, пользование бассейном и тренажерным залом (стандартный вариант путевки).

Бронировать места в домах отдыха и пансионатах требуется заранее, так как там есть стандартные варианты заездов для гостей.

При любом варианте брони места проведения не забудьте про организацию банкета (от 1500 руб/чел.) и развлекательную часть.

Статья подготовлена Зоей Ярлыковой.

Давайте вместе внесем дополнения, если я что-то забыла.


Для того, что бы принять участие в коференции или создать свою тему для обсуждения, Вам необходимо авторизоваться.
Оставлять комментарии на стене группы и учавствовать в обсуждениях, могут только участники группы.? Тогда .

Посмотреть другие конференции

Семинар "Современный кейтеринг: типичные ошибки и успешные решения"

14-15 марта 2011 года в Москве пройдет новый авторский семинар-тренинг Кирилла Погодина `СОВРЕМЕННЫЙ КЕЙТЕРИНГ: типичные ошибки и успешные решения`. Программа расчитана на владельцев, руководителей высшего и среднего звена стационарных ресторанов, гостиниц, банкетных служб, кейтеринг-компаний и других заведений общепита, связанных с обслуживанием корпоративных и торжественных мероприятий.

Американские рекламисты скрестили реальность с виртуальностью

В числе компаний-заказчиков - сеть пиццерий Papa John`s и Почтовая служба США. Papa John`s в июне разместит базовые изображения на 30 миллионах коробок с пиццей. Положив коробку перед веб-камерой, можно будет с клавиатуры управлять трехмерным автомобилем Camaro 1972 года выпуска.

Мероприятие без хэштега - это #провал Как добавить артиста на сайт Патиинфо.ру

1. Для того, чтобы добавить Артиста в базу Патиинфо. ру, необходимо зарегистрироваться. Либо войти в свой «Личный кабинет», если Вы зарегистрировались ранее.

Шоу для детей. Игра в режиме телефонных разговоров. Есть разработка, пробовали, получилось.

Шоу для детей. Игра в режиме телефонных разговоров. Есть разработка, пробовали, получилось. Ищем команду детей для опробации! Кто готов присоединиться пишите.

Договорные отношения

«Нашествие» появилось в жизни Матвеева в 2000 году, когда компания Live Sound Agency, где он работал, решила попробовать силы в организации концертов. В 1990-е Live Sound, зарабатывавшая на сдаче в аренду звукового оборудования, стала одной из крупнейших в своем сегменте в России. Ее основатель Юрий Соколов и управляющий директор Андрей Матвеев познакомились со многими известными артистами и объездили всю страну. А опыт продажи билетов у Матвеева уже имелся. Будучи студентом, он в конце 1980-х организовывал знаменитую в то время «Дискотеку МАИ». «Мы ничего не отдавали вузу, начальство нами не интересовалось. Билет стоил три, затем пять рублей. А продавали мы по 1000 билетов», - рассказывает предприниматель.

Первое «Нашествие» устроил в 1999 году в московском ДК Горбунова создатель и генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев. Подрядчиком была продюсерская корпорация «Райс Лис’С», проводившая «Максидромы» в спорткомплексе «Олимпийский», Матвеев и Соколов обеспечивали звук и свет. По поводу того, кто придумал вывести фестиваль на улицу, существует две гипотезы. Согласно одной, инициатива исходила от Владимира Месхи из «Райс Лис’С». По другой - идею предложил Козырев. В любом случае велосипед никто не изобретал: «Нашествие», поясняет Матвеев, смоделировано по образцу британского Glastonbury - существующего с 1970-х мультиформатного фестиваля, ядром которого является рок-музыка.

На «Нашествие-2000» в подмосковном Раменском позвали Земфиру, «Короля и Шута», «Чайф», «Агату Кристи», Гарика Сукачева и других рок-звезд. «Наше радио» рассматривало фестиваль как собственное «промо» и работало с артистами по бартеру: они выступали без гонорара, а радиостанция крутила их песни. Тем не менее первый фестиваль на открытом воздухе для Матвеева и Соколова закончился финансовым провалом.

Но двухдневное «Нашествие-2002» в том же Раменском было совсем не похоже на первое. Погода благоприятствовала, билеты стоили 150 рублей, поэтому посетители уезжали ночевать домой и возвращались, оплачивая вход заново. «Мы все пиво продали, все сувениры, всю еду. Эмоционально это была пиковая история», - с удовольствием вспоминает Андрей Матвеев. По подсчетам Forbes, выручка фестиваля только от реализации билетов составила 30 млн рублей. Матвеев эту цифру не подтверждает и не опровергает.

До середины 2000-х его договоренности с «Нашим радио» фактически были устными. Никаких отчислений или роялти за пользование брендом станция не просила. Но возникли проблемы другого порядка - с региональными властями. Незадолго до предполагаемого открытия «Нашествия-2003» произошел теракт на фестивале «Крылья». По словам Матвеева, со стороны подмосковного губернатора Бориса Громова «Нашествию» был поставлен заслон: «Мы пытались на него выйти, Немцов за нас просил, находили соседей Громова по даче, ничего не получалось». В результате фестиваль в эфире «Нашего радио» провел Михаил Козырев.

Решить вопрос с площадкой удалось благодаря кандидату в губернаторы Тверской области Дмитрию Зеленину, для которого Матвеев организовывал предвыборный тур. Став главой области, Зеленин пригласил «Нашествие» в поселок Эммаус. Хотя у организатора появились контракты с потребительскими брендами, фестиваль при объеме затрат порядка $1 млн приносил не более $100 000 прибыли. По словам Матвеева, он хорошо зарабатывал на ивентах для потребительских брендов, так что мог себе позволить «угореть» на фестивале. И тут в историю вмешался собственник «Нашего радио».

Развод и мир

В феврале 2005 года холдинг News Media объявил об увольнении Михаила Козырева с должности генерального продюсера. «Нашествие-2005» прошло по прежней схеме, но затем устные договоренности Матвеева с «Нашим радио» об организации фестиваля полетели в тартарары. «Всем казалось что мы слишком много зарабатываем. Нас слили, но, с другой стороны, и формальных договоренностей никаких не было», - с сожалением вспоминает предприниматель.

Фестиваль раздвоился. Матвеев с партнерами организовал «Эммаус» со схожим составом участников. Предпринимателю впервые пришлось платить рокерам за появление именно на его фестивале - от $5000 молодому артисту до $30 000 звезде. Фактически случилась ценовая война с «Нашим радио», который делал «Нашествие» в Рязанской области самостоятельно с разницей в две недели.

На «Эммаус-2006» было продано всего 4000 билетов. Убыток составил серьезную для компании Матвеева сумму $300 000. «Оказалось, что мы как организаторы никому не известны и не нужны, - признается предприниматель. - Эммаус не Мекка, зрителю нужны «Наше радио» и «Нашествие». Притом что артисты у нас были одни и те же». «Эммаус» он устраивал вместе с Леонидом Ландой, выходцем из «Райс Лис’С», одним из своих нынешних партнеров.

«Нашему радио», впрочем тоже не повезло. Лил дождь, зрителей было очень много, организация была плохая, и все это обернулось массовыми претензиями посетителей. Следующее «Нашествие» планировали провести во Владимирской области и отменили. Как сообщалось, из-за организационных проблем.

Стороны понимали, что все в убытке и кто-то должен сделать первый шаг. В декабре 2007 года Матвеев пришел на «Наше радио» мириться. В результате он заключил с радиостанцией лицензионное соглашение, включавшее фиксированный платеж за бренд «Нашествие» (несколько миллионов рублей) и процент от спонсорских взносов. Но контрактов со спонсорами у C.A.T. (новой компании Матвеева) набралось всего на 3 млн рублей. И тут наступил момент истины. Андрей Матвеев обнаружил, что публика едет на «Нашествие», несмотря на плохую погоду и дорогие билеты, выручка от продажи которых, по подсчетам Forbes, превысила 80 млн рублей. Трехдневный фестиваль, по словам бизнесмена, принес хоть и не существенную, но прибыль.

«Успех любого из московских фестивалей зависит от хедлайнеров. За исключением «Нашествия», - комментирует Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» и креативный директор «Пикника Афиши». - Там абсолютно лояльная аудитория, десятки тысяч людей готовы ехать на «Нашествие», поскольку уверены, что там будет выступать кто надо». Зрительская лояльность росла, но интерес спонсоров, на-оборот, снижался. В кризис 2008 года крупные компании порезали бюджеты на маркетинг. А когда деловая активность восстановилась, ситуация не улучшилась.

Бухгалтерия фестивалей

Представитель Coca Cola Владимир Кравцов говорит, что компания ранее поставляла свои напитки на «Нашествие», но предложений о спонсорстве не получала и собственную инициативу не проявляла. «Мы стараемся поддерживать проекты, где люди отдыхают от городской суеты в спокойной обстановке, - замечает он. - На «Нашествии» основной фокус - музыка, хедлайнеры. Обстановка эмоционально загруженная, так что там довольно сложно проводить любые промоакции. Когда-то Sprite выпускал диски с российским роком. Но БГ, «Кино» и Шевчук остались в поколении людей, которым сейчас за 40, а целевая аудитория Coca Cola - 18–25 лет».

Доходы «Нашествия» примерно на 75% формируются из продаж билетов, на 15% - из спонсорских контрактов и на 10% - из платежей за аренду мест под парковку, палаток и точек по продаже сувениров и напитков. В позапрошлом году выручка C.A.T. достигла 1 млрд рублей, половину принесли фестивали, половину - сольные концерты и гастроли. Помимо «Нашествия» Матвеев с партнерами с 2010 года проводит еще и «Доброфест» - он стал рентабельным только сейчас. Но в 2014 году и общая выручка компании, и доход от фестивалей (у компании есть еще разовые проекты) сократились вдвое.

Отсроченная рентабельность

Что вообще происходит на российском рынке музыкальных опен-эйров? «Усадьба Jazz» входит в число самых посещаемых фестивалей и при этом едва сводит концы с концами. Выручка двухдневного июньского фестиваля в 2015 году составила 40 млн рублей, из них две трети получены от продажи билетов, остальное - от спонсоров. Организатор - агентство ArtMania - рассчитывал на субсидию от департамента культуры Москвы в размере 20 млн рублей, но не дождался ее и получил в итоге 2 млн рублей убытка. Вместо запланированных 40 000 билетов было продано всего 12 000. «В 2012 году мы ушли в минус и год жили в кредит, а долг отдали только в следующем году, - откровенничает Мария Семушкина, генеральный директор и основатель ArtMania (агентство проводит несколько фестивалей джазовой и этнической музыки). - В прошлом году мы получили от «Усадьба Jazz» прибыль в размере 10 млн рублей, и это позволило нам дожить до зимы. Потом пришлось брать кредит и ждать лета».

Неясна ситуация с прибыльностью и «Пикника Афиши» (55 000 посетителей в 2008 году, около 40 000 - в последние годы). «Пикник Афиши» до сих пор никакой не бизнес и существует только потому, что является инструментом промоушена медийной компании, поэтому он может существовать с рентабельностью, близкой к нулю, - рассказал Forbes источник, знакомый с ситуацией в компании Rambler & Co, владеющей «Афишей». - Огромное количество людей, которые организуют фестиваль, целый год работают в структуре «Афиши». Планов сколотить на этом состояние нет и никогда не было».

На фестивальный бизнес в России влияют не только погода, настроение зрителей и планы артистов, но еще и административные решения. Большие музыкальные сборища выглядят подозрительными для местных властей. Подтверждение тому - история с фестивалем Kubana, который выгнали сначала с Кубани, затем из Калининградcкой области, и теперь он пытается закрепиться за границей, в Риге. Организаторы «Нашествия-2015» заручились поддержкой на самом высоком уровне.

Технические моменты

«В этом году нас поддерживают четыре министерства: Министерство культуры, Министерство внутренних дел - они присылают около 4000 сотрудников, которые будут обеспечивать порядок и безопасность зрителей, МЧС и Минобороны», - поведал на пресс-конференции «Нашествия-2015» Александр Школьник, президент «Мультимедиа Холдинга» (компания владеет «Нашим радио» с 2010 года).

МЧС впервые привезло в тверское Большое Завидово свою специализированную технику, Мин-обороны по традиции развернуло экспозицию военной техники - от исторических Т-34 и «Катюши» до новейшего зенитного комплекса «Панцирь-С». Как и прежде, были организованы мастер-классы от спецназа и эффектный парашютный десант.

Акцию «Вместе мы - сила!» компания C.A.T. проводит совместно с Министерством обороны с 2013 года. «Оппоненты говорят: «Нашествие» существует, потому что там стоят танки. Это смешно, глупость полная! - возмущается Андрей Матвеев. - Нас никто из властей не обязывал что-то делать. Присутствие Минобороны - наша инициатива. У меня образование авиационное, я был инициатором полетов пилотажных групп на «Нашествии» в 2009 году. Нам пришлось пройти круги ада - через знакомых в Госдуме писали письма в Минобороны, заплатили 3 млн рублей за керосин. И увидели, что военное шоу нравится аудитории».

Платить за керосин Матвееву больше не нужно (как он говорит, министерство само увидело в этом коррупционную составляющую). Патронат местных властей, продолжает он, заключается в лояльности и профессиональной работе администрации: фестиваль стал визитной карточкой Тверской области. «Нам всем в компании уже под 50 и больше, у каждого появились друзья, которые сейчас работают в МВД, Минобороны, в администрации Московской и Тверской областей. Мы получаем товарищескую поддержку, это не финансовые отношения», - поясняет гендиректор C.A.T.

Специально для «Нашествия-2015» РЖД продлила маршруты нескольких поездов и ввело дополнительные электрички до места проведения. Площадка фестиваля была расширена вдвое - до 200 га, чтобы принять около 180 000 гостей. Титульным спонсором и эксклюзивным поставщиком пива был бренд «Жигули», логотип которого на время объединили с логотипом «Нашествия». Как пояснили Forbes в «Московской пивоваренной компании», выпускающей «Жигули», сумма контракта в рублях - цифра с шестью нулями.

Бюджет мероприятия, по словам Матвеева, составил рекордные 150 млн рублей. Калькуляция доходов не составлена, и глава C.A.T. пока говорит о них сдержанно: «Может, это возраст, конечно, но постоянно в состоянии стресса находиться тяжело. Ладно бы это приносило хорошую прибыль. А выставку вы ставите - и вам никто не звонит, что кто-то сломал ногу на мероприятии, и полиция не требует срочно решить какой-то вопрос».

Организация выставок - новый источник дохода C.A.T. В феврале 2014 года компания открыла в Москве выставку «Титаник: как это было». Она продолжалась год и по выручке оказалась равной одному «Нашествию». Продав 200 000 билетов, Матвеев с партнерами получил прибыль около 20 млн рублей. В сентябре того же года он привез в Москву на пять месяцев международную выставку «Тайны тела». На днях Матвеев договорился с владельцами бренда World of tanks об организации тематического фестиваля с музейной и немузейной военной техникой - мероприятие пройдет этой осенью в Подмосковье.

«Многие большие фестивали - это гонка за хедлайнерами. Путь неперспективный, потому что артисты высокого уровня чрезвычайно дороги, их очень мало и рано или поздно они закончатся, - рассуждает Юрий Сапрыкин. - Гораздо лучше будут чувствовать себя фестивали, которые ловят аудиторию не только на крутость имен, но и на другие точки притяжения, например на психоделическое приключение, как у фестиваля Outline, или буржуазную парковую атмосферу, как у «Усадьбы Jazz». Ни собственного Glastonbury, ни Sonar мы в ближайшее время не получим, потому что нет ни профессиональных компаний, ни спонсоров, которые готовы были бы грохнуть на это необходимые деньги».

C.A.T., работающая с десятками знаменитостей, на самом деле не выглядит богатой компанией. Скромный офис в здании спорткомплекса «Олимпийский», железная входная дверь со звонком, простая мебель. Ее гендиректор не похож на преуспевающего промоутера - джинсы, сандалии и полное отсутствие понтов. Несмотря на стрессовую работу и невысокую доходность, фестивальный бизнес он пока не бросает. Собираясь на «Нашествие-2015», Андрей Матвеев замечает: «Мне уже все понятно, книга прочитана. Теперь фестиваль просто нужно правильно эксплуатировать».

Loading...Loading...