Презентация конь с розовой гривой. Презентация к рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Cлайд 1

Литература ХХ века В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой » Текст Михаил Немилов Оформление Юрий Рябов

Cлайд 2

В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.» Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.

Cлайд 3

Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.

Cлайд 4

От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.

Cлайд 5

Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда. Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Cлайд 6

Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке. Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.

Cлайд 7

Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность. Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже. Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 6 . Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3

4 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”

5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.

7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

9 Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

11 игрушка лакомство символ

12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

13 Домашнее задание: Выучить наизусть описание летнего дня.

14 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680 http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907 http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html


1 слайд

2 слайд

План урока: Разминка – «Мозговой штурм». Вспомним содержание. Теория литературы. Перескажем любой эпизод. Ответим на вопросы. Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации. Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором. Работаем в группах. Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос. Какова главная мысль этого рассказа.

3 слайд

2).Теория литературы. Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

4 слайд

4).Ответим на вопросы: «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

5 слайд

4.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? 5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок? 6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

6).Художественные средства выражения. «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

10 слайд

3. Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой: Скажите, а зачем Шарманка нам нужна? И хриплая совсем, И сиплая она. Скрежещет, как возок, Скрипит, как бурелом, Как флюгер, как сапог, Как дерево с дуплом. Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?

11 слайд

А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага. Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?

Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока :

    раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;

    развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

    заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Портрет В.П.Астафьева.

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» . В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Стихотворение К.Кулиева.

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

Почему?

Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания )

Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …) - Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? (Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.) Тема урока «Уроки мудрости и доброты» Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты». - А как вы понимаете слово «доброта»? - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.(Словарь литературных терминов)

Кто главные герои рассказа?

Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

    Обещание бабушки купить пряник;

    Сбор ягод;

    Наставления Саньки;

    Переживания;

    «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка . Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

Как вы понимаете эту народную мудрость?

Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

Зато мне бабушка пряник конём купит!

Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

Я?

Ты!

Я?

Ты, ты!

Жадный?

Жадный!

А хочешь, все ягоды съем?

Слабо!

Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

Я ещё у бабушки калач украду!

Давай!

Только одного калача мало!

Шанег прихвати!

А лучше ещё и пирог!

Лишнее не будет!

Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок . Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт» .

Почему он не хочет сказать бабушке правду?

Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

Что она – неграмотный простой человек поняла?

Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

Как вы считаете, что такое мудрость?

А как это слово объясняется в толковом словаре?

Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

Что такое развязка ? (Словарь литературных терминов)

Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память )

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».









Включить эффекты

1 из 9

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "В.П, Астафьев "Конь с розовой гривой" дает характеристику друзей главного героя, черты характера главного героя. В качестве шаблонов использованы фотографии, демонстрирующие жизнь в деревне. Изображения призваны проиллюстрировать основные события в рассказе.

  1. Завязка
  2. Характеристика друзей главного героя
  3. Черты характера главного персонажа
  4. Кульминация
  5. Развязка
  6. Выводы

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Немилов М., Рябов Ю.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

  • Текст - Михаил Немилов
  • Оформление - Юрий Рябов

Слайд 2

В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.

Слайд 3

Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.

Слайд 4

От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.

Слайд 5

Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда.Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Слайд 6

Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке.Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.

Слайд 7

Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность.Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже.Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.

Слайд 8

***Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.

  • Слайд 9

    Конец!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока

    Задачи урока :

    Оборудование

    Методические приемы

    План урока:

    3. Словарная работа. 1 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    2. Фронтальный опрос .

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . .

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    Физминутка

    7. Работа по иллюстрациям.

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием.

    Приложение 1

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    Литература




    4. Рассказы В.П.Астафьева.

    Цели урока : углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

    Задачи урока :

    1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
    2. Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
    3. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

    Оборудование : иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

    Методические приемы : беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

    2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

    3. Словарная работа. 1 мин.

    4. Пересказ эпизодов с использованием опорных - слов глаголов. 8 мин.

    5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

    6. Физминутка. 1 мин.

    7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

    8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

    9. Тестирование. 7 мин.

    10. Домашнее задание 1 мин.

    11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

    Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

    2. Фронтальный опрос .

    Что является завязкой рассказа?

    (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему "пряник конем". Это почти сказочное начало.)

    Исполнилась ли мечта мальчика - получить "пряник конем"? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: "По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой")

    Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: "А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой"? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

    Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник". Обратим внимание на инверсию "трудом своим", которая выделяет слово. "труд" - мальчик понимает, что даром ничего не достается)

    Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята "несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки". Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: "Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска". В этой семье знают цену труду)

    Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

    3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.

    4 . Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов .

    ("Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились"; "заскочили в чей-то огород", "напластали беремя луку-батуна" (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); "наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали". Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

    Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника - он по-другому не умеет: "Я брал старательно". Вспоминает слова бабушки: "Главное - закрыть дно посудины", это помогает ему, подгоняет: "стал собирать ягоды скорее". Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, "не набрал полную посуду". "Лев онтьевские" же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой "надавал пинков" и брату, и сестре за то, что "жрали" ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: "рассердился", "бросил", "жрут", "валяются", "подскочил", "пнул", "взвыл", "кинулся", "бьются", "катаются", "раздавили")

    Как герой оказался в зависимости от Саньки?

    5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.

    (Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: "Бабушки Петровны испугался! Эх ты!", и тот проговаривается о прянике. Санька "что-то быстро смекнул": "Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!" Тут герой и попадается "на уду": "А хочешь, все ягоды съем?" Отступать было поздно. Мальчику важно было "не спасовать, не струсить, не опозориться", не показаться жадным. Так и получилось, что "левонтьевская орда" вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

    Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: "покаялся", "хорохорился я", "гаснущим голосом", "напустил на себя отчаянность", "махнул на вес рукой". Тут уж героя понесло - он хвастается: "Я еще у бабушки калач украду!" Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

    Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину "за некрасивый вид", "пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа", тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: "забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила")

    Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька "заржал", он злорадствовал: "Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!" Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: "тихо плелся я за левонтьевскими ребятами" - "они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки")

    Физминутка

    Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, "бес" Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

    Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он "даже чуть было не всплакнул", потом "приготовился к каре за содеянное злодейство". То есть он понимает, что совершил "злодейство". Поэтому его мучит совесть: "Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?" "А что если разбудить ее и все-все рассказать?" Даже на рыбалке мальчик думает: "И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?" Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: "И пожалеть меня некому". Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: "Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!" Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

    6. Работа с текстом (выборочное чтение).

    Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: "День был ясный, летний". Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: "клонились к земле рябенькие кукушкины слезки", "на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики", "лежали полосатые цветки-граммофоны". Постепенно его взгляд поднимается вверх - на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у "левонтьевских")

    Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: "Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее". Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы "хлынули безудержно". Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: "Попроси прощенья...")

    7. Работа по иллюстрациям.

    Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

    Почему бабушка купила все-таки "пряник конем" обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих "злодеяниях". Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет

    8. Тестирование. (Приложение 1)

    9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

    Приложение 1

    Тест по рассказу В.П.Распутина "Конь с розовой гривой"

    1. Как зовут бабушку героя?

    а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.

    2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

    а) калач; б) булку; в) шаньга.

    3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

    а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

    4. Что произошло с матерью героя?

    а) Она утонула; б) Её сбила машина.

    5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

    а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.

    6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

    а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

    Литература

    1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.
    2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.
    3. Критические статьи из журнала "Литература в школе" 2005 г. № 6.
    4. Рассказы В.П.Астафьева.

    Loading...Loading...