Презентации к уроку литературы по произведению Бориса Львовича Васильева «Утоли мои печали…. Презентация "Военная тема в творчестве Б.Васильева" презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему Презентация на тему борис васильев

Лирикаэпосдрама Выразительный род Литературы Изображение человеческой личности В переживаниях и раздумьях Внутренний мир человека Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями Предмет Реальная действительность Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности в действии, в конфликте Объективное материальное событие


Малые формы: рассказ, очерк, новелла Средняя форма – повесть (повествование о перипетиях человеческой жизни, на этом примере показываются закономерности самой жизни) Большая форма – роман (повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости)





Содержание Содержание художественная Художественная форма Тема; Проблема; Идея; Конфликт; Пафос Героический Драматический Трагический Романтический Сентиментальности Комический: Сатира Ирония юмор Сюжет; Композиция; Центральные и второстепенные персонажи; Характеры; Приёмы создания образов персонажей Прямая авторская характеристика Портрет Описание среды обитания Психологический анализ Через действия и поступки Речевая характеристика Пейзаж; Художественные детали; Речь художественная


1. Поиски смысла жизни представителями русской интеллигенции в конце 19 века, накануне приближающихся революций. 2. Судьбы членов семьи Олексиных в тревожное для России время. 3. О бунтарстве и терроризме. 4. О примирении перед лицом Бога. 5. Трагедия на Ходынском поле. 6. Тема толпы.










Духовность не в том, чтобы медяки нищим разбрасывать да бесплатными обедами их кормить. Духовность – строить для них школы, дешевые дома, богадельни. В.И. Немирович-Данченко (известный журналист, писатель) «Мы поразим мир блеском и мощью России» (генерал Федор Олексин). Разговор о предстоящих событиях Хомякова, Федора и Николая Олексиных. – Жить надо по карману, – буркнул Хомяков. – А мы – по амбициям. Великая держава, великая держава! Великая держава не та, что может моим кумачом всю страну завесить, а та, в которой народ достойно живет. «Россия прогневила Бога» (Алевтина, горничная, и др. простолюдины: Феничка, человек на Ходынском поле) -Забота о подданных своих есть великая честь и великая традиция, а не парады с иллюминациями


Фёдор Олексин: - Мы поразим мир блеском и мощью России. Хомяков: - Это судороги давно состарившегося самодержавия. Красивая обертка не означает, что внутри нечто высококачественное. Николай: - Но традиции? Без них мы – толпа ванек, не помнящих родства своего. Хомяков: - А что считать традицией? Форму или содержание? Гавриил пустил себе пулю, т.к. не мог понять и простить императора Александра Второго, предавшего, с его точки зрения, болгарский народ.









События, длившиеся минут, описываются так, будто длятся БЕСКОНЕЧНО. Ход событий идет через восприятие главной героини, чтобы читатель глубину и силу трагедии почувствовал, стал участником. Начало трагедии: «Легкой пеленой висел пар от дыхания десятков тысяч людей. Освещаемое лучами солнца это зрелище было даже красиво внешне(форма). Но вместе с паром поднимался гул, несущий в себе что-то грозное».


« Слышалось только громкое, единое по вдохам и выдохам дыхание, точно бежали не люди, даже не стадо, а – зверь. Косматый и беспощадный зверь, сотворенный растерявшими облик человеческий и уже озверевшими людьми». Масса людей превратилась в «ЖИВОЕ БЕЗГОЛОВОЕ ЧУДОВИЩЕ». Как изменились судьбы героев в результате пережитой трагедии? Ходынка разделила жизнь на до и после трагедии. В чём нашла успокоение Наденька? Какой путь избрал для себя Иван Каляев? Почему автор изменил название романа «Олексины» на «Утоли моя печали…» Как автор относится к поступку Каляева? Какой путь – смирения и покаяния или террора он считает предпочтительным?




Идея произведения Надо жить по образу и подобию Божьему - что символизирует икона в романе? - Оплакивание - Всепрощение - Помни имя своё - Символ надежды на …»Россия вспрянет ото сна») Д/З Эссе на выбор 1. Какие уроки можно извлечь для себя современному читателю? 2. Какую страну я называю великой? 3. Может ли быть оправдан террор?


Подписи к слайдам:

Военная тема в творчествеБориса Васильева
А почести мы не просили,Не ждали наград за дела.Нам общая слава РоссииСолдатской наградой была. Поженян
Из биографии писателя
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец – Васильев Лев Александрович кадровый офицер царской, впоследствии Красной и Советской армии. Мать – Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именем Пушкина и Толстого. Рано проявившееся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании». Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал с другом рукописный журнал.
Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только три процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, ставшую его постоянной спутницей. Она училась в той же академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Книги Б.Васильева о войне
«А зори здесь тихие»- первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР.«Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…»
Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Б. Васильев
Девушки, озорные, весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки. Не команда – «насмешка полная», «сапоги на тонком чулке», «портянки намотаны, словно шарфики». Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, что рядом смерть.
Такому человеку, как Федот Васков, много говорить не нужно. Шла война. Старшина готовил из девчонок солдат. Командир несёт ответственность за судьбы людей: необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду видится за ними суровость. «Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан»
Повесть «А зори здесь тихие» многократно переиздавалась…
«А зори здесь тихие» претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году Станиславом Ростоцким одноимённый фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.
Именно с этой повести, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина« ("3намя", 1986, № 2) и др.
«В списках не значился»
Это роман воспитания…Только воспитания войною, ипотому предельно ускоренного,когда жизненныеуниверситеты, на которые уходят годы, постигаются за дни и часы
В основе сюжета лежит исторический факт - героическая защита Брестской крепости. Мемориальная доска с надписью: «Здесь с 22 июня по 2 июля 1941 года военнослужащие и железнодорожники обороняли вокзал», - потрясла писателя и послужила толчком для создания образа лейтенанта Николая Плужникова.
Не имея точных сведений о лейтенанте Николае, Б.Васильев получил возможность домысливать его «биографию», поэтому образ солдата стал значительным художественным обобщением, близким к символу.
Так появилась история о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу.
«Ситуация, изображённая Б.Васильевым, исключительна, и исключительного она же требует напряжения сил. Не всякий может выдержать давление таких обстоятельств. Плужников смог.» Н. Анастасьев
«В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек обладает высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку». Б.Васильев
«Меня стал мучить вопрос: а кто же они были – те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман «Завтра была война».
«Завтра была война»
В этом произведении нет описаний сражений и военного быта. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему.
Ученики 9 «Б» класса, как и мы сейчас, мечтали о будущем, о счастье, о любви и взаимности. Но судьба распорядилась по-иному. «Завтра была война» - это реквием по неосуществлённым надеждам и несбывшимся мечтам
Многое пришлось пережить нашим героям: сталинские репрессии, верность дружбе, предательство близких, испытание Совести и преданности, любовь к Родине. Половина класса погибла, оставшись навсегда шестнадцатилетними.
«Я стремлюсь снова и снова воззвать к людской совести, заставить читателя хоть на мгновение увидеть мир глазами моих героев. Им, рождённым моим воображением, моим сердцем и опытом жизни, досталась нелёгкая судьба, но все они честно прошли свой путь». Б.Васильев
Орден Дружбы народов (27 мая 1994)- за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культурыПремия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000)Государственная премия СССР - за фильм «А зори здесь тихие»Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)Премия Ника (2002)Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009)

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) за выдающиеся заслуги в развитииотечественной литературы и многолетнюю творческую деятельностьОрден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
Награды и премии
Спасибо за внимание!

Борис Львович Васильев. Родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Ушел на фронт добровольцем. После войны окончил Бронетанковую академию и работал испытателем. Литературный дебют - пьеса "Офицер" (1955), потом - сценарии фильмов. И, наконец - проза. Он стал автором более 30-ти повестей и романов, полутора десятков фильмов, в том числе таких известных как "Офицеры", "А зори здесь тихие…", "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей". Другое серьезное направление творчества Васильева - историческая романистика.



«А зори здесь тихие» повесть о женщинах на войне. Этой теме посвящены многие произведения, но это особое. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной манере. Она рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно- пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов. Поначалу старшина думает, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором одни девушки, уничтожить гитлеровцев.


Нужно остановить немцев. Для этой задачи выбраны пять зенитчиц. Старшина выполняет поставленную задачу, но какой ценой?! Васков участник финской войны, хорошо знает местность, куда идут диверсанты. Поэтому он уверенно ведет своих необычных бойцов на выполнение задания. Поначалу невысокого мнения были о своем командире девушки: пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава. Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла необыкновенные душевные качества старшины, готового взять на себя любые трудности, но только спасти девчат.


Я только раз видала рукопашный. Раз наяву и тысячи во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина У каждой из героинь свой счёт к врагу, но на первом месте, наверное, не столько месть, сколько желание победить, и движет ими не только любовь к близким, которых они защищают, но и любовь к Родине.


Несомненно, Васков стержень повествования. Он много знает и умеет, за его плечами фронтовой опыт, который он пытается передать своим бойцам. Он немногословен и ценит только поступки. Старшина вобрал в себя лучшие качества защитника, солдата, благодаря подвигу таких Васковых и была одержана победа. Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Васков сразу выделил ее среди других: Строга, не смеется никогда. Старшина не ошибся Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину. Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку



У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес. Автор любуется девушкой: Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские зеленые, круглые, как блюдца. Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела уничтожения диверсантов.










Девушки не имеют военного опыта, но вступают в бой. Ценой своей жизни они сумели остановить фашистов, в живых остаётся один старшина, который смог взять в плен несколько вражеских солдат. Он получает серьёзные ранения, демобилизовывается и усыновляет сына погибшей Риты Осяниной. Приблизительно через двадцать лет он приезжает с приёмным сыном на место гибели матери и встречает там отдыхающих парней и девушек.


Все они Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. На грани безумия был этот русский солдат. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное. Нет, он должен довести начатое до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Басков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг. Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, что бы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. Это нелегко жить с таким грузом, но он сильный человек. Заслуга Б. Васильева как писателя состоит в том, что он сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов.



Прочитайте книгу «А зори здесь тихие…» Бориса Львовича Васильева. Эта повесть обладает удивительной по воздействию на читателя силой, поражает мужеством, проявленным этими хрупкими, красивыми, умными девушками, которые отдали свои жизни ради мира на земле, учит нас, живущих сегодня, быть истинными патриотами своей Родины.








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать - из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.

№ слайда 3

Описание слайда:

Биография До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, 16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин.

№ слайда 4

Описание слайда:

Биография 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.

№ слайда 5

Описание слайда:

"В списках не значился" Выпускник военного училища, обладатель удостоверения личности командира РККА и табельного пистолета ТТ, 19-летний Николай Петрович Плужников прибыл к месту прохождения службы в пограничный город Брест. Случилось это 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала войны. Вечерний ресторан «Беларусь», пронзительная скрипка музыканта Рувима Скрицкого, познакомившего Николая с племянницей Миррочкой, яркие огни - все это смылось угаром военных залпов на рассвете. Утром, в крепости, куда он прибыл, уже были немцы. Получив от политрука приказ с десятком бойцов держать оборону, вчерашний курсант сразу же попал в пекло огненного ада. На его глазах погибают пограничники, мирные люди, оказавшиеся в подвалах Брестской крепости.

№ слайда 6

Описание слайда:

"В списках не значился" В считанные часы Николай проходит экзамен по огневой, тактической и морально-психологической подготовке защитника Брестской крепости, более того, учится подчинять и принимать решения: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал!!» В первые же минуты боя он убивает врага, и едва сам не становится жертвой в рукопашной схватке. Увы, силы защитников таяли, его боевые друзья героически погибали. Вот они остаются вчетвером. К ним в каземат попадает немолодой немецкий вояка, его надо расстрелять, но у Плужникова доброе сердце, и он отпускает отца 3 немецких детей. Тот наводит фашистов на горстку защитников, и на глазах Плужникова сжигают из огнемёта тетю Христю. Следом геройски гибнет старшина Матвеич, обмотавшись гранатами, падая на группу немецких солдат.

№ слайда 7

Описание слайда:

"В списках не значился" С помощью Мирры, которая хорошо знала лабиринты подвальных ходов, Плужников остаётся в живых, и в течение многих недель держит свою оборону. Его любимая женщина вынуждена выйти наверх, и здесь её по доносу полицая забивают насмерть. После 9 месяцев обороны выходит и последний защитник Брестской крепости, полуослепший и полусгнивший от темноты и сырости крепостных катакомб, выходит и, на вопрос немцев, тут же взявших его в плен о его звании, должности и номере войсковой части отвечает им просто: «Я - русский солдат» После чего немецкий офицер отдает ему честь, отдавая должное его героизму. Солдаты, следуя примеру офицера, также вытягиваются по стойке «смирно» и отдают русскому солдату честь. Герой погибает, и немцы, потрясенные тем, что один солдат воевал с целой армией 9 месяцев и не сгибался, с почестями его хоронят.

Loading...Loading...