Преступление и наказание исповедь мармеладова читать. Тема духовного подвига в романе «Преступление и наказание

Проблема семьи Мармеладовых. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением. Впервые мы слышим об этой семье в бедной и душной распивочной, когда у Раскольникова завязывается разговор с Семёном Захарычем Мармеладовым. Это был не совсем разговор, скорее пьяная исповедь Семена Захарыча, в которой он повествует о бедственном положении его семьи, описывает общую картину тяжёлого существования Мармеладовых. Семён Захарыч презирает себя за то, что при всём желании не может исправить положение своих родных. Некоторое время он был чиновником, приносил в семью деньги. Этот период был самым счастливым в жизни его семьи, все её члены будто воспряли духом, поверили что ещё не всё потеряно. Но как бы не боялся Мармеладов разочаровать свою семью, он это делает, полностью отдавшись в лапы своей слабости-пьянству. Теперь же боится показаться дома, и не из-за того что жена его обругает или станет бить, этому он даже рад, этого он сам желает, жаждит понести телесное наказание, он боится взглянуть ей в глаза и увидеть там боль разочарования, он боится увидеть голодных, босых детей. Семён Захарыч понимает что может исправить все беды, обеспечить родных, однако, вместо этого уносит из семьи последнюю копейку, чтобы потешить свою слабость, которой не в силах противостоять, и которая, по большому счёту, является основой несчастий.

Он пьёт чтобы забыть своё горе, забываясь, запускает его и снова с той же целью напивается, ещё более усугубляя положение. В очередной раз напившись, он не находит сил, для того чтобы ещё раз взглянуть в глаза жене, увидеть босых детей и решается на самоубийство. Пытаясь спасти жизнь Мармеладова, Раскольников доставляет его домой, где впервые встречает Софью Семёновну. Соня-это молодая, застенчивая девушка, перетерпевшая, не смотря на свой юный возраст, много страданий. Особого образования и воспитания она не получила, глядя на своего отца унаследовала одну черту характера-робость: она никогда не пыталась защититься, всегда молча принимала все обвинения или оскорбления и считала, что лучше стерпеть обиду, чем вступать в конфликт. Свою семью она любила до самопожертвования, и, пытаясь прокормить отца-пьяницу, больную мачеху, маленьких братьев и сестрёнку, пошла на самопродажу.

Однако вынужденая зарабатывать таким неприглядным образом, не потеряла высоких человеческих качеств, душа её осталась неосквернённой. Катерина Ивановна Мармеладова, её мы встречаем после "исповеди" Семёна Захарыча, когда Раскольников помогает ему вернуться домой. На мой взгляд, именно ей пришлось тяжелее всех из этого семейства. Она имела счастливое детство и юность, видела богатство и роскошь, красивую жизнь. И после этого она оказывается на самом дне, в нищете, с тремя детьми, с тяжёлой болезнью.

К тому же у неё не было никакой отдушины, Семен Захарыч находил утешение в вине, Соня в библие и вере в Бога, а у Катерины Ивановны не было ничего, она всё время только и думала о своей тяжелой судьбе, что не могло не отразиться на её душевном здоровье. Также она была очень наивна, имела привычку превозносить едва знакомого человека до уровня благодетеля, а чуть только узнав его получше, больно ранясь, разочаровывалась в нём. Семён Захарыч характером слабее и Сони, и Катерины Ивановны, а мужчина, как известно, это глава и защитник семьи. Беда семьи Мармеладовых, по моему мнению, в том, что она не имеет своего заступника.

Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку - письмо одной известной заключенной - Сони Мармеладовой под названием "Исповедь Господу". Наш журнал предоставляет читателям уникальную возможность прочитать эту легендарную исповедь.

"Господи, я хочу исповедоваться перед тобой в последние дни своей жизни. На мою долю выпала нелёгкая судьба: рано ушла из жизни мама, отец, женившись на Катерине Ивановне, опустился и спился, а я была вынуждена жить "по жёлтому билету". Но, Господи, прости меня за это, я понимаю, насколько велик и тяжек мой грех, я очень виновата перед папой и Катериной Ивановной и нисколько не виню их, это был мой выбор. Мне стыдно, что я опозорила их имя, и я теперь понимаю, что возможно у меня был иной выход, но тогда я его не видела и поэтому решилась переступить грань нравственности и жить отвергнутой, в позоре и унижении. Все деньги, полученные мной, я отдавала семье, понимая, что там они нужнее. Но я знала, что все эти деньги отец пропивал, укоряя себя за это, но не мог остановиться. Но, тем не менее я никогда не держала на папу зла и никогда не упрекала его ни в чём, та как знала, что не имею права осуждать его, потому что я сама великая грешница.

После смерти отца и Катерины Ивановны мне помог господин Свидригайлов. Я не ожидала от него такой благосклонности и участия в моей судьбе и будущем детишек. Видимо, все, даже самые плохие люди способны на щедрые и благородные поступки. Я всегда буду молиться за успокоение его души, Господи, спаси и сохрани его.

Я считаю, что Соня - это идеал Ф.М.Достоевского. В ней он воплотил все самые лучшие и благородные человеческие качества: терпение, милосердие, сочувствие, безграничную любовь, безмерное желание помочь любимым людям, и, конечно, святую и непоколебимую веру в Бога. Соня в произведении выражает мысли и чувства самого Достоевского. Я считаю Соню святой и чистой девушкой, несмотря на грязный и жестокий мир, в котором она живет, она чиста душой, она не озлобилась, не очерственела. Соне счастье дается в награду за её страдания. Я считаю эту исповедь очень искренней, так как все мечты и мысли Сони идут из глубины сердца, а это невозможно подделать. Соня несёт с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - именно таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.

У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией... Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.

Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.

С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.

Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».

Но сколько бы ни рассуждал погруженный в свои мечты пьянчужка Мармеладов в романе «Преступление и наказание» о «прощении», в реальной жизни у него нет никаких перспектив. Сколько бы ни говорил он о Страшном Суде, в этом жестоком мире неудачнику и ничтожеству не так просто обрести утешение. И жизнь Мармеладова — это настоящая пытка.

На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.

Задание

Дайте портретную характеристику Мармеладова.

Ответ

Вопрос

Какая из сцен жизни Мармеладова показалась вам самой надрывной? Чем вы это обоснуете?

Ответ

1–2 главы

Мармеладов рассказывает историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной.

Вопрос

Назовите героев этой сцены?

Ответ

Мармеладов, Раскольников, равнодушные посетители и работники заведения.

Вопрос

В чем признается Мармеладов?

Ответ

1. Безысходность и обреченность. Жизненный тупик:

"А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти".

2. Сознает, что он отчасти причина страдания его родных: "... и не один уже раз жалели меня, но... такова уже черта моя, и я прирожденный скот!"

3. В запое находит утешение и какое-то мучительное наслаждение:

"Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!"

4. Сострадания ищет:

"Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропитие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез".

Вопрос для обсуждения

Живет ли в Мармеладове нравственный закон? (Ответ неоднозначен).

Ответы-рассуждения учеников

Вопрос

К кому обращается Мармеладов?

Ответ

Мармеладов говорит это все не только для Раскольникова и себя, он обращается к Богу как высшей нравственной инстанции, моля об установлении царства всеобщей гармонии.

Вопрос

Что отличает речь Мармеладова?

Ответ

Свою исповедь Мармеладов произносит высоким, торжественным стилем, напоминающим религиозную легенду о страдальцах и мучениках.

Мармеладов закончил свою речь на возвышенно-торжественной ноте, но пафоса мы не ощущаем. Ответ в том, как прореагировал на эту речь кабак: "Рассудил! заврался!" Надежда разрушается, усиливается трагизм.

Вопрос

Кто же Мармеладов – бедняк или нищий? Аргументировать.

Ответ

Мелкий чиновник, вроде Мармеладова, получает в месяц 23 рубля 40 копеек.

Образованная девушка в роли гувернантки зарабатывает 200 рублей в год.

Пенсия вдовы чиновника невысокого ранга – 10 рублей в месяц (Пульхерия Александровна получает 120 рублей в год).

В условиях большого города честная девица честным трудом может, по сообщению Мармеладова, заработать едва ли 15 копеек в день, "да и то рук не покладая работавши".

Все это бедность, стоящая на грани нищеты, а грань эта так близка, что уже завтрашний день, не обеспеченный заработком сегодняшнего, может оказаться днем страшного падения в нищету.

"В бедности, – говорит Мармеладов, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда".

Но в этой же действительности – люди считающие, швыряющие деньги тысячами, – Свидригайлов, Лужин.

Недостаток средств – с одной стороны, избыток средств – с другой. К чему это ведет? Те, у кого избыток средств, считают, что купить можно все. Те, у кого недостаток средств, вынуждены продавать все. Все может стать товаром, все, за что предлагают деньги.

Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова продают себя: первая пошла по "желтому билету", вторая продает себя Лужину в жены – без любви. Таковы вообще в этом мире судьбы молодости и красоты. Встреча с пьяной девочкой на бульваре, одной из тех, кто должен в 18 или 19 лет погибнуть, – еще одно этому подтверждение.

Это судьба не только разночинцев, но и дворян. Обедневшая дворянская семья готова продать шестнадцатилетнюю дочь пятидесятилетнему развратнику Свидригайлову.

Вопрос

Зачем идее романа нужна встреча Раскольникова с Мармеладовым?

Ответ

В душе Раскольникова, когда он слушает Мармеладова, свершается сложная духовная работа. По положению в обществе Мармеладов и Раскольников равны – нищие. Но Мармеладов смирился, а Раскольников не хочет. Он признается потом Соне:

"Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..."

Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия, он сам хочет приблизить час установления всеобщей гармонии и справедливости. Он сам должен решить, достоин ли этот мир всеобщей ломки или нет.

Домашнее задание

Отобрать материал из романа о Раскольникове. Прочесть заранее статью из учебника о нем. Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

Литература

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время было во многом переломным. Передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного устройства. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя — капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудно разрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои? Не могущий ничего или все могущий, презревший людские законы и творящий свои — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе — не просто фон, он своеобразное «действующее лицо» — он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие Дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помоях. Комнаты рисуются в полутьме. Говоря о социальном положении Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский пишет, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Или: «изуродован нищетой», «удрученный бедностью». К сожалению, многие люди и сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов произносит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!». Таким, как семья Мармеладовых, некуда идти, неоткуда ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он сознает, что виноват перед матерью и сестрой неискупимо. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой омерзительного Лужина...

Как грустно, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI столетия, по-моему, следует и должно говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То ли Ф. М. Достоевский один на всех, то ли удобнее не видеть, не замечать, как у людей уходит надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это бесполезно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, исковерканных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы хищники добиваются своего, весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее испытанное им перед преступлением потрясение — это сон. Герой видит себя ребенком лет семи и его глазами смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть маленькую, тощую крестьянскую клячонку. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении Н. А. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания.

Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовым, но изменить такими мерами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал: Материал с сайта

Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Слыша в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Чудовищная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не скоро и ценой больших страданий. Какие омерзительные типы появляются в обществе вседозволенности — Лужин и Свидригайлов! Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от лужиных и свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • где живут герои достоевского?
  • преступление и наказание исповедь мармеладова
  • где живут герои в романе преступление и наказание
Loading...Loading...