Основы анархизма. Виды анархизма

Под анархизмом в социологии и политологии понимают философию и идеологию, которая базируется на своеобразном понимании свободы. Конечная цель истинного анархиста – ликвидация любых типов принуждения и эксплуатации в . Представители этого течения считают, что власть над нужно сотрудничеством при полном уничтожении привилегий отдельных лиц и социальных групп.

Анархисты отстаивают точку зрения, согласно которой общественные институты и социальные отношения должны иметь основой добровольное согласие, заинтересованность, взаимную помощь всех участников социального взаимодействия. Как считают анархисты, любые виды власти, даже самые демократические, должны быть ликвидированы.

Особенности современного анархизма

Известно несколько типов анархизма, которые не исключают, а дополняют друг . Некоторые этого движения построены на крайних левых взглядах и могут быть направлены не только против государства, но и против буржуазного строя в целом, включая частную собственность и свободные рыночные отношения. В этом левые анархисты несколько близки к коммунистической идеологии, хотя сходство здесь лишь внешнее. Одно из отличий анархизма от коммунизма состоит в культивировании идеологии индивидуализма, а не коллективизма.

Противоположные взгляды характерны для так называемых «рыночных» анархистов. Они частично поддерживают капиталистические отношения, но только в той его части, которая имеет отношение к свободной от внешнего управления экономике. На сегодняшний день приверженцы подобных взглядов в анархизме составляют меньшинство, уступая левому крылу движения.

Будучи в основном сторонниками индивидуализма, анархисты не имеют однозначного ответа на вопрос о принципах построения своего движения. Одни признают необходимость определенной , другие категорически выступают против этого, предпочитая строить деятельность на принципах личного знакомства участников анархического движения.

Имеются между разными группами анархистов также и разногласия относительно возможности применения насильственных методов. Кто-то против принуждения в принципе, придерживаясь идеологии . Но есть и те, кто убежден в том, что организованное насилие – единственный способ продвинуть свои взгляды и бороться за идеалы анархизма. Сторонники такого подхода глаза на несоответствие предлагаемого средства самим основам идеологии данного движения.

(греч. anarhia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, усматривающее в государственной власти основную причину всех видов социального угнетения. Анархисты призывают к насильственно-революционному уничтожению любых форм государственности, считая добровольную федерацию производственных ассоциаций идеальной формой организации обгцества. Анархисты провозглашают полную свободу самовыражения и самореализации личности, не связанной нормами права, морали, религиозными догмами.

Отличное определение

Неполное определение

АНАРХИЗМ

от греч. anarxia - безвластие) - мелкобурж. общественно-политич. течение, основная идея к-рого состоит в отрицании всякой гос. власти и проповеди т. н. абсолютной свободы личности. Сложилось в 40-60-х гг. 19 в. и приобрело наибольшее распространение в странах, в к-рых преобладало мелкотоварное произ-во и соответственно был высок удельный вес городской мелкой буржуазии (Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Франция, Австрия, Нидерланды, нек-рые страны Лат. Америки). Мелкая буржуазия, деклассированные элементы, люмпен-пролетариат составляют социальную основу А. Сам термин "А." введен П. Ж. Прудоном (в книге "Что такое собственность?", 1840-41, рус. пер. 1907), а истоки идей А. восходят к 17-18 вв. Гл. идеологами А. на различных этапах его развития были М. Штирнер (Германия), М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (Россия), П. Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция) и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. на почве А. вырос анархо-синдикализм. Основой анархич. мировоззрения является бурж. индивидуализм и субъективизм. А. отстаивает утопич. идею перехода к обществу, в к-ром нет гос-ва, без организации политич. борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии и без диктатуры пролетариата. Отрицая всемирно-историч. роль пролетариата, А. объективно стремится подчинить рабочий класс бурж. политике. Характерным для А. является также непонимание роли крупного производства в жизни общества и защита мелкой частной собственности и мелкого землевладения в с. х-ве. К. Маркс и Ф. Энгельс вели упорную борьбу против всех разновидностей А. В "Немецкой идеологии" (написана 1845-46) они подвергли резкой критике анархич. взгляды Штирнера. В "Нищете философии" (1847) Маркс выступил против Прудона, проповедовавшего утопич. идею консервации капиталистич. отношений на их ранней фазе. Идейный разгром прудонизма был осуществлен на конгрессах 1-го Интернационала (см. Интернационал 1-й), принявших, несмотря на сопротивление прудонистов, резолюции, подчеркивавшие необходимость политич. борьбы рабочего класса. После разгрома прудонизма анархисты выступили под знаменем бакунизма. М. А. Бакунин, проповедовавший утопич. идею уничтожения всякой гос. власти путем стихийного анархич., разрушительного бунта люмпен-пролетариата и крест. масс, использовал идеи А. для создания в 1868 воинствующей антимарксистской организации - Альянс социалистической демократии. Бакунисты пытались оживить прудонистскую теорию отказа от политич. борьбы пролетариата, занимались раскольнич. деятельностью. Серьезный удар по бакунизму был нанесен на Лондонской конференции 1871 и Гаагском конгрессе (1872) 1-го Интернационала, на к-рых были приняты решения о необходимости создания политич. партий пролетариата в каждой стране. Бакунин и его сторонники были исключены из 1-го Интернационала. Однако бакунисты сохранили влияние в Испании, где они своей пагубной тактикой неподготовленных и бессмысленных "кантональных" восстаний объективно способствовали поражению бурж.-демократич. революции 1868-74 в Италии, Швейцарии и нек-рых др. странах. В России А. возник в конце 60-х гг. В 70-х гг. значит. часть народников (см. Народничество) находилась под влиянием анархистских идей Бакунина. Характерными чертами А. тех лет было отрицание необходимости политич. борьбы с пр-вом, отрицание парламентаризма, вера в социалистич. "инстинкты" рус. крестьянства, в крест. общину, вера в близкую социальную революцию в России, к-рая произойдет в результате повсеместного крест. восстания. Тактика анархистов-бакунистов в эти годы сводилась к попыткам поднять народ на революцию путем организации отдельных крест. выступлений - бунтов. "Хождение в народ", в к-ром значит. участие приняли последователи Бакунина, показало всю несостоятельность надежд рус. анархистов на близкую крест. революцию. С конца 70-х гг. значение А. в России падает, в 80-х и 90-х гг. А. почти не играет никакой роли. В 1872-78 бакунисты делали попытки оживить анархистское движение путем создания своих федераций в отдельных странах Зап. Европы и созыва междунар. конгрессов основанного ими в 1872 т. н. Анархистского интернационала (последний сменил действовавший в период 1868-72 Альянс социалистической демократии). К концу 19 в. анархистские орг-ции существовали в Бельгии (Бельгийская федерация Анархистского Интернационала (осн. сер. 70-х гг. 19 в.)), Великобритании (Британская федерация Анархистского Интернационала (1873) и Лондонское объединение анархистов (1896)), Греции (Греческая федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Египте (Египетская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Испании (Испанская федерация Анархистского Интернационала (1872), Федерация рабочих Испании (1881)), Италии (Итальянская федерация Анархистского Интернационала (1872)), Канаде, Мексике, Нидерландах, Португалии (в каждой из них - федерация Анархистского Интернационала, осн. в сер. 70-х гг. 19 в.), США (Междунар. ассоциация рабочего люда (1878), Междунар. ассоциация рабочих (1878), Пионеры свободы в Нью-Йорке (1886)), Уругвае (Уругвайская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Франции (Народный банк в Париже, осн. П. Ж. Прудоном (1849)) и в Швейцарии (Юрская федерация анархистов (1870)). В конце 19 в. анархисты пытались дезорганизовать работу 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й), выступали за "прямые действия" - террористич. акты и саботаж, против политич. борьбы и политич. партий пролетариата, против использования парламента в интересах борьбы против эксплуататорских классов. 2-й Интернационал, признав взгляды и деятельность анархистов несовместимыми с принципами Интернационала, в 1891 исключил их из своих орг-ций. А. вступил в полосу кризиса, его сторонники пошли по пути индивидуального террора. Многочисл. покушения, организованные ими во Франции, Испании, Италии, Швейцарии и в др. странах, привели лишь к усилению репрессий против рабочего движения. В эпоху империализма наблюдается нек-рое оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с др. стороны - разочарованием рабочего класса оппортунистич. политикой с.-д. лидеров. На этом этапе большое значение в идейном разгроме А. имели выступления В. И. Ленина, давшего глубокий анализ клас. сущности и политич. тактики А. В годы 1-й мировой войны мн. анархистские лидеры (Г. Эрве, Кропоткин и др.) заняли шовинистич. позицию, прямо противоречившую их антимилитаристским доктринам. После Окт. социалистич. революции, показавшей на практике всю беспочвенность и вред А. для пролетариата, А. в России стал вырождаться в аптинар. контрреволюц. течение, а подчас даже в прямой бандитизм (см. Махновщина). По мере разгрома белогвардейцев и упрочения Сов. власти анархисты занимали все более контрреволюц. позиции. В 1919 в Москве сложилась "Всероссийская организация анархистов подполья", совершившая ряд террористич. актов (совм. с лев. эсерами взрыв здания МК РКП(б) 25 сент. 1919 и др.), планировавшая взрыв Кремля и т. д. Орг-ция была раскрыта органами ВЧК. Легальные анархистские группы еще продолжали существовать. Вскоре после гражд. войны анархич. течения, потеряв свою клас. базу, были в СССР ликвидированы. В др. странах А. также пришел в упадок, главным образом вследствие роста авторитета рабочих и коммунистич. партий. Единственной страной, где А. продолжал пользоваться заметным влиянием, оставалась Испания, по-прежнему представлявшая главный оплот А. Стойкое влияние А. в Испании объяснялось отсталостью экономики, преобладанием мелких кустарных предприятий, традиц. исп. партикуляризмом. Анархисты здесь широко использовали недовольство рабочих оппортунистич. политикой лидеров социалистич. партии. Как писал В. И. Ленин: "Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения. Обе уродливости взаимно пополняли друг друга" (Соч., т. 31, с. 16). Опираясь на традиц. влияние, к-рое они со времени деятельности Бакунина в Испании имели среди значит. части рабочего класса, исп. анархисты в 1926 создали свою политич. орг-цию - Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). В годы бурж.-демократич. революции 1931-36 и вооруж. борьбы против фашизма (1936-39), когда в Испании усилилось влияние компартии и нек-рая часть анархистов и их лидеров (Дурутти и др.) встала на путь организованной борьбы с фашизмом, большинство лидеров исп. анархистов продолжали ставить свои групповые интересы выше интересов всего народа, требовали "немедленной революции" и "либертарного" (т. е. свободного от гос. власти) "коммунизма", отрицали необходимость революц. дисциплины, снимали нек-рые части с фронта, устраивали бесчинства и провокации в тылу. Эти действия А. были одной из причин поражении республики в 1939. После 2-й мировой войны А. сохранил часть своего влияния в Испании, Италии и в нек-рых странах Лат. Америки. В то же время новый подъем революц. и нац.-освободит. движения, наступивший во многих странах мира в послевоен. период, и рост влияния компартий резко отразились на позициях А., к-рый в междунар. масштабе как политич. течение сходит на нет. Конгрессы сторонников А., проводимые периодически во Франции, крайне малочисленны, осн. организац. и руководящую роль на них играет исп. эмигрантская часть ФАИ. В конгрессах принимают участие отдельные лица из Италии, Аргентины, Швеции и нек-рых др. стран, где еще сохранились немногочисл. группы приверженцев А. Борьба с идеологией А. составляет необходимую сторону борьбы коммунистических и рабочих партий за единство рядов рабочего класса, за марксистско-ленинскую теорию государства, за диктатуру пролетариата. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Социализм и анархизм, там же, т. 12; его же, Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в кн.: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Сталин И. В., Анархизм или социализм?, Соч., т. 1; Бакунин М. A., Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35; Кропоткин П. A., Собр. соч., т. 1-2, М., 1918; Ярославский Е., Анархизм в России, (М.), 1939; Яковлев Я., Рус. анархизм в великой рус. революции, Харьков, 1921; Stirner M., Der Einzige und sein Eigentum, Lpz., 1845, в рус. пер. - Единственный и его собственность, СПБ, 1907; Штаммлер Р., Анархизм, СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция, анархич. идеал, М., 1906; Godwin W., Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1-2, L., 1793; Read H., Anarchy and order, L., 1954; Reirats J., La CNT en la revoluci?n espa?ola, t. 1-3, (Toulouse), 1952-54; Com?n Colomer E., Historia del anarquismo espa?ol, (2 ed.), t. 1-2, Barcelona, (1956). Г. Н. Коломиец. Москва. Д. П. Прицкер. Ленинград, В. В. Александров. Москва.

Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.

Анархизм во всех формах вращается вокруг базовых принципов:

1) Полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти;

Отрицание власти говорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц не могут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Это же говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попытки создания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия. Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждого индивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей индивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.

2) Представление об идеальном строе общества, отрицающем какое-либо принуждение;

Свобода от принуждения означает отказ от навязывания личных идей и воли одними людьми другим, даже если они действуют в интересах не отдельных людей, а ради всего общества. Участие в общественно значимых действиях и проектах должно быть мотивировано личной заинтересованность, проявлением личной ответственности перед обществом, а не под внешним давлением.

3) Свободное формирование и функционирование общественных ассоциаций;

Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, могут функционировать любого рода ассоциации с целью удовлетворения всех общественных потребностей. Группами людей могут создаваться по принципу свободных объединений любые общественные структуры, обладающими равными правами влиять на будущее общества.

Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если появляется необходимость крупных организаций, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и т.д., анархисты выдвигают идею создания федеративных сообществ снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. Федерации имеют в основе те же базовые принципы, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства.

4) Принцип взаимопомощи.

Взаимопомощь - это синоним сотрудничества. При работе людей сообща деятельность становится эффективнее, нежели когда каждый выполняет свои обязанности поодиночке. Коллективное взаимодействие - это сокращенный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация приводят к отчуждению людей друг от друга, способствуют раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм отходят, по крайней мере, в странах, уже прошедших процесс индустриализации, в прошлое.

5) Принцип разнообразия.

Можно сказать, что разнообразие - это более экологичная форма организации, которая подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению. Сторонники анархизма полагают, что общественные организации, сформировать по усмотрению представителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей более естественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практической невозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчезновению природных ресурсов.

Введение

1. Происхождения анархизма

2. Суть анархизма и его базовые принципы

3. Основные направления анархизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».

Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе. Государство также имеет право прибегать к общественной силе для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В современном понятии государство контролирует отношения различных социальных групп и слоев, а порой даже отдельных индивидов. Но государство также стремится к регулированию всех аспектов человеческой жизни, всех видов взаимодействия индивидов.

Таким образом, вопрос о роли государстве, степени его вмешательства в различные сферы общества чрезвычайно важен, особенно в России, где традиционно вмешательство государства в личную жизнь людей было очень широко. Именно этому вопросом, по сути, посвящено такое социалистическое учение, как анархизм.

Часть людей, которая хоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея о том, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороны государства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничеством индивидов.

Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны быть упразднены. Л.Н. Толстой, рассуждая о проблеме государства, утверждал, что «государство есть насилие», а его слова: «Это так просто и несомненно, что не согласиться с этим нельзя» характеризуют отношение к теории анархизма.

Некоторые исследователи настолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличие социологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно с проблемой власти.


1. Происхождение анархизма

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политические и социально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.

Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение многих веков. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно охарактеризовать именно как протоанархизм. Первые анархистские идеи восходят к философским школам Древней Греции и Китая (хотя ростки протоанархизма отслеживаются в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческой протоанархии традиционно относят софистику (Антифонт, Диоген Синопский и других) и учение киников. К древнекитайской относят даосскую традицию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Анархизм в современной форме сформировался из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе и морали Жан-Жака Руссо.

Кроме того, праотцами современного анархизма можно рассматривать многие религиозные христианские ереси, такие как, например движение анабаптистов.

Впервые основные принципы анархизма появились вскоре после Английской революции XVII в. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» Дж. Уинстэнли писал о развращении людей властью, о несовместимости собственности и свободы. С убеждением, что результаты собственной деятельности людей может положить конец несправедливому мироустройству, он возглавил группу своих последователей в 1649 году, носивших название «диггеров».

Идеи Уинстэнли были заимствованы некоторыми направлениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое отражение в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», ставшей основой современной теории анархизма. Уильям Годвин (1756-1836) стал непосредственно первым теоретиком современного анархизма.

Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд). Значительное влияние Годвина прослеживается в работах таких поэтов и мыслителей, как П.Б. Шелли, У. Вордсворт и Роберт Оуэн.

Первым же либертарным теоретиком, открыто называвшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон. Он по праву считается подлинным основателем современной анархистской теории (в отличие от Годвина у него были последователи). Прудон предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что люди делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловые операции. При этом, как и Годвин, Прудон был противником революционного преобразования общества, он представлял анархию как «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».

Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках.

Анархизм в XIX веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.

В это время анархизм окончательно сформировался и самоопределился - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Либерализм заострял внимание на значении политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и в предельно упрощенной форме, государства), социализм провозглашал социальное равенство, называя способом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом анархизма, противостоящего обоим фронтам, по праву считаются знаменитые слова М. Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство".

При работе Международного товарищества трудящихся анархисты столкнулись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. Теории анархистов были поставлены под сомнение учением Маркса и Энгельса, поскольку, по их мнению, отказ анархистов от прихода пролетариата к политической власти является чертой подчинения рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. XX века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина распространились в Восточной Азии, Латинской Америке.

2. Суть анархизма и его базовые принципы

Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.

Анархизм во всех формах вращается вокруг базовых принципов:

1) Полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти;

Отрицание власти говорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц не могут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Это же говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попытки создания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия. Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждого индивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей индивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.

2) Представление об идеальном строе общества, отрицающем какое-либо принуждение;

Свобода от принуждения означает отказ от навязывания личных идей и воли одними людьми другим, даже если они действуют в интересах не отдельных людей, а ради всего общества. Участие в общественно значимых действиях и проектах должно быть мотивировано личной заинтересованность, проявлением личной ответственности перед обществом, а не под внешним давлением.

3) Свободное формирование и функционирование общественных ассоциаций;

Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, могут функционировать любого рода ассоциации с целью удовлетворения всех общественных потребностей. Группами людей могут создаваться по принципу свободных объединений любые общественные структуры, обладающими равными правами влиять на будущее общества.

Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если появляется необходимость крупных организаций, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и т.д., анархисты выдвигают идею создания федеративных сообществ снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. Федерации имеют в основе те же базовые принципы, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства.

4) Принцип взаимопомощи.

Взаимопомощь - это синоним сотрудничества. При работе людей сообща деятельность становится эффективнее, нежели когда каждый выполняет свои обязанности поодиночке. Коллективное взаимодействие - это сокращенный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация приводят к отчуждению людей друг от друга, способствуют раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм отходят, по крайней мере, в странах, уже прошедших процесс индустриализации, в прошлое.

5) Принцип разнообразия.

Можно сказать, что разнообразие - это более экологичная форма организации, которая подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению. Сторонники анархизма полагают, что общественные организации, сформировать по усмотрению представителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей более естественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практической невозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчезновению природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то невозможности тотального контроля сверху. К сожалению, развитие современных технологий ведет к усилению данного контроля, исключая возможности формирования такого строя, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле существование анархизма вполне возможно в современных условиях.

6) Принципы равенства и братства.

Равенство означает отсутствие иерархической системы, предоставление всем людям одинаковых возможностей удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равного доступа ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

Братство же подразумевает равенство всех людей, невозможности доминирования интересов и потребностей одних людей над другими.

3. Основные направления анархизма

Анархо-индивидуализм.

Основоположников современного анархо-индивидуализма считается философ XIX века Макс Штирнер.

Анархистский индивидуализм настаивает на идее о том, что «индивидуальная совесть и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти».

Анархо-индивидуализм поддерживает понятие частной собственности. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистов, коллективистов, коммунистов, коммунитаристов, выступающих против данного подхода. Причём одни из них борются за коллективное владение собственностью, а другие и вовсе отрицают понятие собственности. Принципы анархо-индивидуализма развивались Максом Штирнером, Бенджаменом Таккером, Генри Дэвидом Торо, отчасти Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом и др.

Мутуализм.

Мутуализм зародился в XVIII веке в массовых движениях английских и французских рабочих - ещё до того как они оформились в анархические течения (что было связано с работами Пьера Жозефа Прудона во Франции и других теоретиков - в Соединенных Штатах). Прудоновские идеи были расспространены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами в Соединенных Штатах, включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине.

В основе мутуалистского анархизма лежит принцип взаимопомощи, свободы ассоциаций, добровольный контракт, федерализм, а также кредиты в денежной реформе. Согласно Гриине, в мутуалистской системе каждый рабочий получал бы справедливую плату за его работу.

Социальный анархизм.

Социальный анархизм является одним из двух основных направлений анархизма, также как индивидуалистический анархизм. Понятие социального анархизма включает в себя коммунитаристские формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений. К социальному анархизму причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.

Коллективистский анархизм.

Коллективистский анархизм, еще носящий название революционного социализма, считается революционным направлением анархизма, обычно связываемым с именами Михаила Бакунина и Иоганна Моста. В отличие от сторонников мутуализма, коллективистские анархисты являются противниками всех форм частной собственности на средства производства, считая, что такая собственность должна быть коллективизированна. Согласно концепции анархо-коллективистов, к этому может привести только революционный путь, который зародится в актах насилия небольших революционных групп, что должно революционизировать рабочие массы, которые коллективизируют средства производства. Однако, при этом, коллективизация не должна затрагивать сферу распределения доходов, поскольку заработная плата должна будет выплачиваться рабочим в соответствии с затраченным на работу временем. Это положение было подвергнуто критике анархо-коммунистами, поскольку такая система «поддерживает систему наемного труда». Коллективистский анархизм появился в то же время, что и марксизм, но был противником марксистской идеи о диктатуре пролетариата, несмотря на декларируемую марксистами цель создания коллективистского безгосударственного общества.

Анархо-коммунизм.

Убеждение анархо-коммунистов заключается в возможности истинной свободной формы социальной организации только при условии общества, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип прямой демократии.

Однако, некоторые анархо-коммунисты являются противниками прямой демократии, рассматривая ее как потенциальную преграду свободе личности и благосклонность к демократии согласия. Они видят в этих отношениях иерархические начала, власть и основы для воссоздания государственности. Поскольку при анархистском коммунизме происходит ликвидация денежной системы, труд людей не будет напрямую, но при этом люди будут иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведенным коммуной. Согласно анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина и более поздним идеям Мюррея Букчина, вся необходимая работа будет выполняться людьми добровольно с осознанием выгоды общественного владения предприятиями и взаимопомощи.

Анархо-синдикализм.

Анархо-синдикализм занял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в начале XX века. Это направление сосредотачивает свое внимание на рабочем движении. Синдикалисты представляют рабочие профсоюзы, как силу, осуществляющую радикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся к отказу от системы наемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства одни из важнейших причины разделения общества на собственников и наемных работников.

Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих. Эти принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или анархо-коллективисты.

Ведущим анархо-синдикалистским теоретиком первой половины XX века был Рудольф Роккер. Его брошюра 1938 года «Anarchosyndicalism» называла предпосылки возникновение движения, его основные задачи и роль рабочего движения в будущем.

Постклассический анархизм.

Постанархизм является синтезом классической анархистской теории и постструктурализма, получившим развитие благодаря Солу Ньюману. Основы постклассического анархизма также закладывались такими теоретиками, как Тодд Мэй (Todd May), Жиль Делез и Феликс Гваттари. Это направление включает в себя широкий диапазон идей, в том числе постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм, ситуационизм и постколониализм.

Анархо-капитализм.

Анархо-капитализм «основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или [ее] вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия».

Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального устройства, при котором будет стабильный санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.

Впервые термин «анархо-капитализм» был использован Ротбардом в 1960-ые годы в Соединенных Штатах.

Анархо-капитализм испытал на себе влияние таких прорыночных теоретиков, как Молинари, Фредерик Бастиа и Роберт Нозик, а также американских теоретиков индивидуализма, таких как Бенджамен Таккер и Лизандр Спунер.

Анархо-феминизм.

Анархо-феминизм является синтезом радикального феминизма и анархизма. Это направление выступает против существующей государственнической системы и патриархата, как ее фундаментального проявления. Анархо-феминизм зарождается в конце XIX века благодаря работам Люси Парсонс, Эммы Гольдман и Вольтерианы де Клер и др. Анархо-феминистки являются противниками традиционно сложившихся концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей.

Анархо-феминистки рассматривают патриархат как основополагающую общественную проблему и считают, что феминистская борьба против дискриминации по половому признаку и патриархата - весьма существенный компонент анархистской борьбы против государственности и капитализма. Сьюзан Браун, выражая свою точку зрения, говорила, что, «поскольку анархизм - политическая философия, которая выступает против любых властных отношений, он является неотъемлемой частью феминизма».

Зелёный анархизм.

Зелёный анархизм акцентирует свое внимание на проблемах охраны окружающей среды. На сегодняшний день в нём можно различить такие важные направления, как социальная экология и анархо-примитивизм. Большинство приверженцев зелёного анархизма и примитивизма называют основоположником их современных взглядов Фреди Перлмана. К известным современным авторам, поддерживающим зелёный анархизм, можно причислить сторонников технологического развития Мюррея Букчина, Жанет Биил, Дэниела Ходоркоффа, антрополога Брайана Морриса и др.

Анархо-примитивисты зачастую подвергают критике остальные анархистские течения за то, что они поддерживают понятие цивилизации и современные технологии, которые, по мнению примитивистов, основываются на господстве и эксплуатации. Они защищают идею возвращения к истокам, воссоединения с окружающей средой.


Заключение

анархизм мировоззрение коммуна матуализм

Анархизм - это философская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множество направлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны. Это вызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, а также определения «анархист». Кроме того, часть анархистов считает что анархизм - это именно философия, которая не имеет никакого отношения к политике, и потому называть анархизм - политической идеологией - ложно. Не меньше вопросов вызывает и соотношение религии с анархизмом: традиционно анархизм считается атеистическим, однако вместе с тем существует христианский анархизм. Представители разных направлений в анархизме придерживаются разных позиций по вопросам морали, этики, гуманизма и т.д. Не менее сложные отношения у анархизма с понятиями прогресса, цивилизации, технологий.

Учитывая относительно небольшой процент анархистов, сложно говорить о влиянии анархического сознания и поведения на общественную жизнь. Однако в периоды социальной напряжённости анархия зачастую становится философией масс, а его влияние на жизнь общества значительным.


Список использованной литературы

1. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М: Правда, 1989.

2. Боровой А.А. Власть. Анархия и Власть, М: Наука, 1992.

3. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М: Наука, 1989.

4. Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .

5. Электронная анархическая библиотека, http://anarchive.virtualave.net/

6. Электронная свободная энциклопедия, http://wikipedia.ru/

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это идейно-политическое течение, отрицающее необходи­мость государственной и всякой иной власти, проповедую­щее неограниченную свободу личности, непризнание обще­го для всех порядка в отношениях между людьми. Это те­чение сложилось в середине XIX в. Основные его теорети­ческие положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806 – 1856) и французским филосо­фом и экономистом Пьером Прудоном (1809 – 1865). Вид­ными представителями анархизма были русские революци­онеры М. А. Бакунин (1814 – 1876) и П. А. Кропоткин (1842 – 1921).

Основой мировоззрения анархизма является индивидуа­лизм. Сторонники этого течения крайне негативно относят­ся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Естествен­но, что наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти, в которой они ви­дят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. Поэтому государство, любую власть они попросту объявляют злом, которое должно быть уничто­жено. По их мнению, основной задачей социальной револю­ции является установление безгосударственного обществен­ного строя, в котором решающую роль будут играть федерации, союзы, автономные производственные ассоциации, коммуны, про­винции и самоуправляемые социальные общности.

В обыденном употреблении термином «анархия» зачас­тую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случа­ются в жизни при отсутствии необходимого управления. Но неверным было бы полагать, что и анархисты идеал будуще­го безгосударственного устройства жизни видят в хаосе, не­упорядоченности и неуправляемости общественных процес­сов. Напротив, только анархия, т. е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их убежде­нию, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и взаимодейст­вии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать широко известный девиз сторон­ников этого движения: «Анархия – мать порядка». Разуме­ется, устранение государства из жизни общества на данном этапе его исторического развития немедленно приведет к ха­осу и социальным потрясениям, но у анархистов на этот счет есть свое мнение.

Выступая последовательными критиками всякой власти, они указывают, что власть действует столь же развратительно как на тех, кто обличен ею, так и на тех, кто вынужден ей покоряться. Одних, по мнению анархистов, она делает честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, эксплуататорами общества в свою личную или сословную пользу, других – рабами. Утверждая, что всякая государственная власть, всякое правительство поставлены и существуют вне народа, над ним, анархисты объявляют се­бя врагами любой правительственной, государственной вла­сти, государственного устройства вообще, отмечая при этом, что на­род может быть только тогда счастлив, свободен, когда, ор­ганизуется «снизу – вверх», путем самостоятельных и совершен­но свободных соединений, помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных равно свободных и самостоятельных взаимных влияний лиц и партий. Иными словами, когда народ сам создает свою жизнь. В связи с этим идеал общественного устройства следует искать в самом народе. Управленческая, координационная деятельность в обществе тех или иных должностных лиц, органов при этом должна быть максимально свободна, по мнению анархистов, от каких-либо поощрений, бонусов, льгот, наград, преференций и т.д. Это должна быть общественная, материально не поощряемая деятельность, к которой люди стремятся не для обеспечения своих личных интересов, а для реализации важных мер общественного самоуправления.

Таким образом, нельзя с ходу отбрасывать все теоретические положения анархизма, особенно относящиеся к проблемам обществен­ного самоуправления. Такие его идеи, как организация обще­ства на началах автономии и свободной федерации индиви­дов, общин, провинций и наций, на принципах свободы, ра­венства, справедливости для трудящихся, освобожденных от эксплуатации, и сегодня могут оказывать существенное влияние на развитие различных социально-политических течений. Заметим, что именно эти идеи анархизма роднят его с социали­стическими течениями, что в условиях целенаправленного развития институтов гражданского общества и усиления структур правового государства ставит вопросы о самоорганизации как на уровне индивидов, так и на уровне всего общества личности, указывает на необходимость солидаризации субъектов, их групп и организаций в целях обеспечения социального партнерства и обоюдного ненасилия.

Национализм (фр. nationalisme) – идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и ее первичности в государствообразующем процессе. Национализм явление не однозначное и отличается многообразием течений, некоторые из которых могут противоречить друг другу, однако как политическое движение, национализм в целом стремится к защите интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Во многом идеология национализма оказывается способной обеспечить мобилизацию и интеграцию населения ради общих политических целей в сложные период выработки и перехода к новым формам деятельности в политике, экономике, социо-культурной сфере, позволяя обществу сохранять необходимую устойчивость на этапах глубоких общественных трансформаций.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчеркивают свою националистическую окраску, национализм часто по праву может ассоциироваться с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. В этом смысле крайние, радикальные формы национализма могут граничить с экстримизмом, шовинизмом, нацизмом (национал-социализмом, фашизмом), расизмом. Многие проявления такого рода крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся не только к внутригосударственным, но и к международным правонарушениям.

Национализм – это прежде всего идеология, которая опирается на следующие положения:

· Объективность существования наций. Национализм акцентирует внимание на том, что человечество биологически, исторически и социокультурно поделено на фундаментальные единицы – автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определенных объективных характеристик.

· Суверенное право нации на самоопределение . Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать свое государство, которое должно включать в себя всех членов нации, граждан. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над четко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

· Первичность нации в государствообразующем процессе . Нация, народ является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации, гражданин имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым идеология национализма символически приравнивает народ к элите.

· Важность национальная самоидентификация . Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради воплощения свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.

· Солидарность как проявление единства и национального согласия . Единообразие следует достигать за счет объединения людей на почве братства и взаимопонимания, а не путем навязывания определенной культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а как бы в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других

· Признание нации одной из высших ценностей . Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан – поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

· Утверждение значимости образования и воспитания, формирующих гражданина и патриота. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества, а также позволяет глубоко узнать о своих национальных корнях, ознакомиться с особенностями других культур.

Таким образом, национализм подчеркивает различия, колорит и индивидуальность наций, указывая, что отличительные черты государств, политических систем, внедряемых проектов реформ и политических курсов носят в своей основе культурно-этнический характер. Развитое национальное самосознание при этом призвано способствовать не только самоидентификации, но и включению существующих иностранных вкраплений в свою культуру, рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради ее спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с концепцией и идеологией национализма являются такие понятия, как «национальные ценности» , «национальные интересы », «национальная безопасность» , «национальная независимость» , «национальное самосознание» , «национальная идея» и др. Можно сказать, что определенные установки национализма всегда присущи в той или иной степени государственной политике, фокусирующей внимание на решении прежде всего собственных внутренних проблем, обеспечение национальных интересов.

Поскольку спектр выработанных на основе идеологии национализма социально-политических доктрин может быть довольно велик, то нередко выделяют целую типологию идейных течений националистического толка. Среди них гражданский (государственный) национализм (общность нации в качестве равноправных граждан), либеральный национализм (акцент на либеральных и общечеловеческих ценностях, таких как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчиненное положение), этнический национализм (этнонационализм) – (приоритет языка, образцов национальной культуры как эталонов и ориентиров для общества),крайний национализм (экстремизм) – (утверждение одной нации за счет подавления других).

Космополитизм (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – политическая идеология, отождествляющая себя с мировоззрением мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Космополитизм, хотя и схож с интернационализмом, не тождественен ему. Более того, как отмечают специалисты, возможны случаи противоречия между ними. Например, националист может быть космополитом, если у его нации нет своего государства. И наоборот, многие коммунисты мира, оставаясь интернационалистами, в 1920-х годах считали Советский Союз своим отечеством, даже ни разу не побывав в СССР. Патриотизм, за исключением своих крайних форм, вполне уживается с интернационализмом в идеологии многих современных государств мира.

В основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества. Многие религии, такие как, например, христианство по своему идеалу космополитичны. Неправомерно трактовать космополитизм как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу, он дает лишь некое высшее мерило для оценки, подводя к тому, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. Идеология космополитизма, равно как и интернационализма, обретает новое актуальное значение в начале XXI в. в контексте глобальных проблем, стоящих перед всем мировым сообществом, среди которых вопросы экологической безопасности, нейтрализации войн и поддержания мира, недопущения распространения угрозы от использования ядерных технологий, устранение разрыва между сверхразвитыми, богатыми и развивающимися, бедными странами, решение проблемы планетарного перенаселения и т.д.

Интернационализм (от лат. inter - между и natio - народ) - идеологическая установка, позиция, обозначающая солидарность представителей тех или иных социальных сил разных стран в борьбе за отстаивание своих интересов. В настоящее время этим термином обозначает себя также ряд левых идеологий, пытающихся предложить альтернативный вариант глобализации, стирающей грани между различными национальными культурами, стандартизирующей общества в соответствии с критериями их постиндустриального развития. Понятие интернационализм также часто используется в качестве антитезы, противопоставления агрессивному национализму.

Необходимо отметить, что современная глобализация рынка, как утверждают ее критики, не является интернационалистическим явлением, поскольку связана лишь с экономической интеграцией, а политические и общественные аспекты остаются в тени. Кроме того, экономическая система, устанавливающаяся в результате глобализации, значительно отличается от идеала интернационалистов. Современный левый антиглобализм, выразителем которого является, в частности, т.н. Всемирное федералистское движение, будучи интернационалистическим по своим установкам, проповедует прежде всего «глобализацию социальной солидарности», расширение путей социального партнерства между странами и народами, не стирающего своеобразие его участников. Нередко на основе идей интернационализма выдвигается также идея поиска основ т.н. «другой глобализации» (альтероглобализма). С позиции интернационализма нельзя всерьез говорить о демократии, когда реальная власть находится в руках не у правительств, избранных гражданами, а у транснациональных монополий, которых никто не избирал. Экономическая глобализация при этом становится новой формой тоталитаризма, а национальные правительства окончательно превращаются в «заурядных комиссаров реальной экономической власти» (Ж. Сарамаго).

Ряд интернационалистов поддерживает создание мировых координирующих организаций типа ООН и других влиятельных международных учреждений и выступают в перспективе за сильное «мировое правительство». С другой стороны, многие интернационалисты считают, что сила подобного правительства может стать очень опасной в случае, если оно окажется в руках диктатора, и поддерживают скорее идею федерации государств, как добровольного союза свободных субъектов.

Коммунитаризм (от англ. «community» – сообщество) – новое идеологическое течение конца XX в., стремящееся к обоснованию сильного гражданского общества, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные разрозненные личности. Коммунитаризм выступает за предоставление бесплатного образования, разработку разноплановых программ по повышению нравственности и защиту окружающей среды. Он жестко увязывает права личности и права предпринимателей с их социальной ответственностью и допускает их ограничение в тех случаях, когда они реализуются за счет общества и государства.

Идеология коммунитаризма, возникающая на рубеже конца XX – начала XXI вв., значительно отличается от идей своих предшественников. Для понимания сути сообществ, по мнению коммунитаристов, особенно важным оказывается не противопоставление индивидуальной свободы и социальных обязательств, а поиск гибких форм баланса между личностью и обществом, между индивидуальной автономией и интересами сообщества, между общим благом и свободой, между правами и обязанностями.

Коммунитаризм проявляет себя как конструктивная оппозиция индивидуалистическому рыночно-демократическому либерализму и традиционалистскому авторитаризму, предлагающим редуктивные взаимоисключающие подходы. Один из видных теоретиков коммунитаризма А. Этциони определяет эту проблему с точки зрения фундаментального баланса прав и обязанностей: коммунитаристский идеал – это общество, где нет асимметрии между доминирующими индивидуальными правами и редуцированной социальной ответственностью (принцип «общих ценностей и обоюдной ответственности»). Эффективная реализация прав невозможна вне сообществ, а, следовательно, невозможна без принятия обязательств перед сообществом. Забота о себе и своих правах предполагает материальное и моральное благополучие других . В этом состоит социальная справедливость (не самопожертвование, а постоянное осознание роли других). Последователи коммунитаризма. настаивают на том, что нельзя возводить права в абсолют даже в условиях правового демократического государства, доводить защиту прав до экстремизма и размножать права до бесконечности. В гражданском обществе права не должны доминировать над ответственностью (обязанностями) .

Особое внимание к коммунитаризму в конце XX в. обусловлено разочарованием в развитии современного либерализма и его крайних проявлений. Сторонники теории коммунитаризма полагают, что увлечение либерализмом зашло слишком далеко. Это способствует неуклонному распространению в западных обществах стяжательства, жажды наживы, политического цинизма. С течением времени, указывают коммунитаристы, данные факторы стали преобладать над более глубинными общественными сторонами жизни и привели к утрате жизненных устоев и духовному обнищанию многих американцев и западноевропейцев. Коммунитаризм обвиняет крайний либерализм во многих грехах, включая высокий процент разводов, рост преступности несовершеннолетних и самоубийств. Ему также вменяют в вину растущую алчность, политическую коррупцию, разложение общественных институтов, ухудшение состояния окружающей среды и общее падение морали.

Анализируя различные взаимоотношения между людьми внутри сообщества, сторонники коммунитаризма, с одной стороны, признают проблематичность и сложность политической жизни общества и неоднозначность роли индивида в нем. С другой стороны, они подчеркивают устремленность человека к достижению общественной справедливости и благосостояния. Эта вера в положительные стороны человеческой личности отличает сторонников коммунитаризма от либералов, которые слишком циничны, чтобы согласиться с этими позитивными взглядами, фактически убеждая общество, что по-другому оно развиваться вроде бы и не может.

В рамках общей концепции коммунитаризма можно выделить несколько направлений (согласно Р. Фаулеру), которые основаны на различных подходах к интерпретации сущности базового для коммунитаризма понятия «сообщество»:

1. Сообщество как партисипативная (англ. participate – участвовать)демократия . В основе этого подхода лежит классический принцип «высокой» гражданственности, означающий активное участие в управлении сообществом. Эта «высокая» гражданственность противопоставляется преобладающей во многих «демократических» странах т.н. «низкой» гражданственности, предполагающей лишь соблюдение гражданами важнейших правовых норм.

Сторонники партисипативного управления утверждают, что прямое самоуправление способствует достижению общих целей, самоуважению и гражданской гордости. Они считают, что участие в управлении на местном уровне улучшит качество национальной политической жизни, привлекая к работе на благо сообщества более ответственных государственных служащих с сильно развитым чувством гражданского долга.

2. Сообщество как объединение людей, связанных общими корнями . Здесь наиболее важны такие традиционные институты, как семья, местная община, школа, церковь, причем особо подчеркивается значение семьи и традиций. Выражается озабоченность по поводу распада семьи в современном обществе, так как она в большей степени, чем другие институты, способствует воспитанию добродетели. Сохранение традиций в рамках данных институтов считается более эффективным средством совершенствования личности, чем участие в политической жизни.

Сторонники традиционных общин (А. Макинтайр, Э. Вогелин и А. Блум) критикуют в этой связи стремление, в частности, американцев не к упорядоченности и стабильности, а к инновациям и переменам, считая, что это привело к отрицанию идеи нравственного назначения человека в мире. Они призывают к возвращению классического образования, традиционных религиозных практик и строгих семейных нравов.

Другие сторонники данной теории менее заинтересованы в традиции и более – в переосмыслении основных институтов общества с эгалитарной (фр. égalité – равенство) точки зрения. Некоторые из них призывают к отказу от патриархальных аспектов семьи и общины, призывая индивидов присоединиться к движению коммунитаризма и дать новую жизнь институтам семьи и школы, избавив их от некоторых подавляющих личность признаков, воплотив при этом традиционное стремление противостоять авторитаризму и унизительной практике дискриминации по расовому, половому и иным социально значимым признакам.

3. Сообщество как глобальная система . В основе этого представления лежит угроза всего уничтожения, вызванного ухудшением состояния окружающей среды, последствиями ядерной войны, эксплуатацией экономических ресурсов и другими факторами. Сторонники этого подхода возлагают надежду на преобразование отдельных сообществ в единое мировое сообщество, которое признавало бы необходимость гармонии в отношениях человека с природой. Некоторые ученые призывают к планированию и проектированию окружающей среды на государственном уровне. Другие надеются на плодотворность частных инициатив, которые со временем приведут к глобальным изменениям.

4. Сообщество как религиозное братство . Представители этого направления видят в религии самую старую и плодотворную основу общинной жизни. Она поддерживает существование трансцендентных ценностей, зарождающихся через отношение к божеству и придающих таким образом высший смысл деятельности общины. Единение церкви и государства выступает одним из средств, способствующих проникновению религиозных принципов в государственную политику.

5. Сообщество как экзистенциальная реальность . Его сторонники обращают внимание на проблематичную сущность сообщества, учитывая хрупкость и парадоксальность человеческого существования. Люди объединяются, чтобы поддержать и утешить друг друга, и в то же время они разъединены. Г. Тиндер утверждает, что нам не избежать данных противоречий. Люди должны стремиться к общности и, тем не менее, понимать, что несовершенство человека делает эту цель недостижимой. Данный подход выделяет в человеческих отношениях добродетель благоразумия. Благоразумные люди стремятся к великим целям, но учитывают свои реальные возможности. Экзистенциальные коммунитаристы оплакивают утопическое морализирование, свойственное большинству направлений данного течения, и постоянно напоминают, что мы живем в далеко не идеальном мире.

В заключение отметим, что коммунитаризм в его различных формах в настоящее время оказывает все большее влияние на теорию государственного управления, особенно в США. В настоящее время все большее число теоретиков-управленцев изучают коммунитаризм, надеясь построить более прочное основание своей деятельности в сфере политики, заручиться новой поддержкой граждан.

Многие современные теоретики политологии заимствуют лишь отдельные идеи коммунитаризма и не называют себя его сторонниками. Тем не менее, такие понятия коммунитаризма, как гражданственность , общественное благо , гражданские добродетели и участие в демократических процессах , в значительной мере вдохновляют их деятельность.


Похожая информация.


Loading...Loading...