Наставления далай-ламы. Как вылечиться по-буддийски

В буддийских текстах говорится о четырех основных препятствиях, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь успеха в медитации. Первое из них ― возбужденность, или рассеянность. Это препятствие проявляется на грубом уровне ума и представляет собой тенденцию к рассеянности мысли. Второе препятствие ― притупленность и вялость, или сонливость. Третье ― тонкая притупленность, под которой понимается неспособность ума удерживать остроту восприятия и ясность. И, наконец, самый тонкий уровень ― тонкая возбужденность, которая рождается из преходящей, изменчивой природы нашего ума.

Когда наш ум слишком беспокоен, он становится раздражимым и легко возбудимым, и тогда наши мысли начинают бросаться вдогонку за разными идеями и объектами, отчего мы испытываем либо подъем, либо подавленность. Излишняя возбужденность ведет к самым разным настроениям и эмоциональным состояниям. В противовес ей, тонкая притупленность ума, возникая, приносит с собой временное облегчение. Она может быть довольно приятной, потому что несет успокоение. Но, несмотря на это, она в действительности является препятствием в медитации. Я заметил, что, если птицы и звери накормлены, они становятся полностью расслабленными и довольными. Когда мы слышим, как урчит довольный наевшийся кот, то можем сказать, что он находится в состоянии тонкой притупленности.

Притупленность затрагивает более грубые уровни ума, в то время как тонкая притупленность, которая в некотором смысле является результатом грубой притупленности, ощущается на более тонком уровне. В действительности, созерцателю очень трудно отличить подлинное медитативное погружение от тонкой притупленности. Это оттого, что в тонкой притупленности сохраняется некоторая степень ясности. Вы еще не потеряли из фокуса объект медитации, но живость восприятия уже отсутствует. Поэтому, хотя и сохраняется некоторая ясность восприятия объекта, все же этому состоянию ума не достает жизненной силы. Серьезному созерцателю очень важно научиться проводить различие между тонкой притупленностью и подлинным медитативным погружением. Это крайне необходимо еще и потому, что существуют разные степени тонкой притупленности.

Другое препятствие ― возбужденность, когда мы пребываем в рассеянном состоянии ума с множеством отвлечений. Это распространенная проблема, с которой мы сталкиваемся, как только пробуем сфокусировать свое внимание на определенном объекте. Мы обнаруживаем, что наше внимание очень быстро утрачивает силу, мы начинаем отвлекаться, идем на поводу у разных идей и воспоминаний, которые могут быть как приятными, так и неприятными.

Четвертое препятствие ― тонкая возбужденность, это один из видов возбужденности, но здесь речь идет преимущественно об отвлечениях на приятные объекты. Это препятствие выделяется в отдельную категорию, потому что приятные мысли более всего отвлекают нас от медитации. Это могут быть воспоминания о прошлом или мысли о чем-то приятном, или же размышления о том, что нам хотелось бы испытать. Воспоминания и мысли такого рода зачастую становятся главным фактором, препятствующим успешной медитации.

Из этих четырех препятствий главными являются возбужденность и тонкая притупленность ума.

Как же нам преодолеть эти препятствия? Грубая притупленность, в частности, тесно связана с нашим физическим состоянием. Если, например, мы не высыпаемся, то наш ум может впасть в состояние притупленности. Если мы неправильно питаемся ― употребляем не те продукты, недоедаем или переедаем, то это также может повлечь за собой состояние притупленности. По этой причине монахам и монахиням не рекомендуется принимать пищу после обеда. Воздерживаясь от послеобеденных трапез, монахи и монахини могут сохранить ясность ума, которая будет способствовать медитации. Кроме того, пробудившись на следующее утро, они будут ощущать особую остроту восприятия. Итак, правильное питание служит весьма эффективным противоядием от притупленности ума.

Если мы затронем проблему тонкой притупленности, то считается, что она возникает в ходе медитации потому, что нам не достает бдительности, а наша энергетика находится на низком уровне. Когда это происходит, нужно постараться поднять себе дух, и один из лучших способов сделать это ― преисполниться радости, подумав о своих достижениях или о позитивных аспектах жизни и так далее. Это основное противоядие от тонкой притупленности.

В целом, тонкая притупленность считается нейтральным состоянием ума в том смысле, что не является ни благим, ни пагубным (то есть не способствует ни благим, ни пагубным мыслям и поступкам). Однако может происходить следующее: в начале медитационной сессии ум может быть настроен на добродетельный лад. Например, созерцатель пребывает в однонаправленном сосредоточении на непостоянной природе бытия. Затем, в какой-то момент, его сосредоточенный ум утрачивает памятование и скатывается в состояние тонкой притупленности, хотя в начале практики его состояние было весьма позитивным.

Возбужденность возникает, когда мы находимся в чрезмерно приподнятом расположении духа или нас что-то очень обрадовало. В качестве противоядия нам нужно применить следующий метод ― мы должны попытаться сбить радостный настрой ума. Этого можно достичь с помощью мыслей и идей, которые естественным образом настраивают нас на мрачный лад, например, о смерти, мимолетности жизни или о том, что страдание заложено в самом факте человеческого существования.

Эти методы могут применяться в контексте всех важнейших религиозных традиций. Рассмотрим в качестве примера теистическую религию. Если в медитации обнаруживается излишняя грубая или тонкая притупленность ума, то можно поднять дух, думая о милости господней или о милосердной природе Господа. Эти мысли могут наполнить вас ощущением радости, подъема и избавить ваш ум от притупленности. Подобным образом, если проявляется излишняя возбужденность, то необходимо подумать, например, о том, как нечасто нам удается жить в соответствии с заветами и наставлениями Господа, или вспомнить о первородном грехе. Это незамедлительно породит в нас смирение и несколько умерит наш душевный подъем. Таким образом, эти практики могут применяться в разных религиях.

Давайте подведем итог. Для того чтобы преодолеть четыре препятствия в медитации, и особенно основные из них (возбужденность и тонкую притупленность), необходимо искусно применять два ментальных фактора: памятование и бдительность. Бдительность помогает нам неусыпно следить за своим умом, чтобы в любой момент понимать, находится ли он во власти возбужденности или отвлечений, или же сфокусирован на объекте медитации, или скатился в состояние притупленности. Когда мы осознали состояние своего ума, то опираемся на памятование, которое позволяет вернуть свое внимание к объекту медитации и в дальнейшем удерживать на нем сосредоточение. Таким образом, мы можем сказать, что практика памятования ― это суть медитации.

Какой бы формой медитации вы ни занимались, самое важное ― не терять памятование и постоянно прилагать усилия. Нереалистично было бы ожидать, что результаты медитации проявятся очень быстро. Необходимо на протяжении долгого времени прилагать большие усилия.

Аналитическая медитация, пусть даже если мы не используем этот термин, постоянно применяется в нашей повседневной жизни и практически в каждой профессии. Возьмем для примера предпринимателя. Для достижения успеха ему необходим острый аналитический ум. В ходе переговорного процесса он должен взвесить все «за» и «против». Отдает он себе в том отчет или нет, он применяет те же самые аналитические навыки, которые мы используем в медитации.

В целом, из двух видов медитации, именно аналитическая в наибольшей степени способствует преобразованию ума и сердца.

Перевод Юлии Жиронкиной

Далай-лама – это линия передачи мудрости, а также духовный лидер тибетского народа. Подлинный смысл жизни, парадоксы времени, дружба, любовь, сила, слабость, ориентиры.

Подлинный смысл жизни

Мы гости на этой планете. Мы здесь на 90 или 100 лет, а может и дольше. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное. Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл.

Драгоценная человеческая жизнь

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, Чтобы раскрыть свое сердце другим И достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Никогда не сдавайся

Что бы не произошло – никогда не сдавайся! Развивай своё сердце. Слишком много энергии в вашей стране тратится на развитие ума, а не сердца. Развивай своё сердце, будь сострадательным не только к своим друзьям, но к каждому. Будь сострадательным, трудись ради мира в своём сердце и во всём мире. Работай во имя мира, и я повторю снова: никогда не сдавайся. Неважно, что происходит вокруг тебя, неважно, что произошло с тобой – никогда не сдавайся!

Парадокс нашего времени

Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Людей высокого роста, но низкой нравственности. Высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Любовь и доброта

С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей. Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаем себя на милость других. Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?

Духовная практика

Приступать к духовной практике нужно с таким внутренним устремлением, с таким настроем, какой бывает у ребенка, увлеченного спортом или игрой. Ребенок, целиком и полностью поглощенный игрой, испытывает такой восторг, что никак не может наиграться вдоволь. Таким должен быть настрой вашего ума, когда вы прилагаете усилия в практике Дхармы.

Учение Будды

Когда вы слушаете Учение, ваш ум обращается к вере и преданности, преисполняется радости и становится стабильным. Слушая Учение, вы взращиваете мудрость и устраняете неведение. Поэтому слушайте Учение, даже если это будет стоить вам жизни. Слушайте Учение, ибо оно подобно факелу, рассеивающему тьму неведения. Если, слушая Учение, вы сумеете обогатить свой поток ума, то никто не отнимет у вас этого богатства. Это богатство - высшее из возможных.

Правильные ориентиры

Если вы выберете в качестве ориентира человека, который уступает вам по своим достоинствам, то это приведет вас к упадку. Если им станет тот, чьи достоинства сравнимы с вашими, то вы так и останетесь на прежнем уровне. Но если вы решите опереться на человека, кто по своим достоинствам превосходит вас, то это поможет вам достичь высшего состояния.

Не теряйте надежды

Когда в какой-то момент жизни мы встречаемся с настоящей трагедией, - а это может случиться с каждым из нас, - мы можем реагировать двояко. Мы можем просто потерять надежду, позволить себе впасть в отчаяние, обратиться к алкоголю, наркотикам, отдаться бесконечной тоске. Или же мы можем разбудить себя, открыть в себе энергию, которая таилась там, глубоко, и начать действовать с еще большей ясностью, с еще большей силой.

Два важных напоминания

В этом постоянно меняющемся мире есть две важные вещи, о которых необходимо помнить. Первое – самоанализ; мы должны вновь и вновь пересматривать свое отношение к другим и проверять, поступаем ли мы должным образом. Прежде чем указать пальцем на другого, нужно заглянуть внутрь себя. Второе – мы должны быть готовы признать свои ошибки и исправить их.

Духовные практики

Люди, которые более всего подходят для духовной практики, - это люди не только интеллектуально одаренные, но также обладающие однонаправленной верой и преданностью, и, безусловно, мудрые. Такие люди наиболее восприимчивы к духовной практике. На втором месте – те, кто пусть и не может похвастаться высокими интеллектуальными способностями, но в ком есть твердый, как камень, фундамент веры. Менее всего везет тем, кто попадает в третью категорию. Это люди чрезвычайно развитые интеллектуально, но постоянно раздираемые сомнениями и скептицизмом. Они умны, но то и дело попадают на удочку скептицизма и внутренних колебаний и никак не могут найти точку опоры. Такие люди наименее восприимчивы.

Драгоценные мгновенья

Постарайтесь развить в себе глубочайшее убеждение в том, что ваше нынешнее человеческое тело обладает огромным потенциалом и что вы не должны терять ни минуты, покуда обладаете им. Не использовать эту драгоценную жизнь должным образом, но лишь тратить ее впустую практически равнозначно тому, чтобы глотать яд, полностью отдавая отчет в последствиях такого поступка. В корне неверно, что люди приходят в отчаяние из-за потери денег, а, растрачивая попусту драгоценные мгновения своей жизни, не испытывают ни малейшего раскаяния.

Призрачные удовольствия

Современный мир до того погряз в конфликтах и страданиях, что каждый теперь мечтает о мире и счастье; эта мечта, к сожалению, увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями. Но всё же есть просвещенные люди, кто, не найдя удовлетворения в том, что обычно преподносит нам зрение и иные органы чувств, обращается к глубокому размышлению и поиску истинного счастья. Я думаю, эти поиски истины будут продолжены и обретут новую силу с ростом материального прогресса.

Взрастить терпение

Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом терпение защищает нас от уныния и отчаяния.

Сила и слабость

Многие полагают, что терпение в минуту поражения – признак слабости. На мой взгляд, это ошибка. Это гнев является признаком слабости, тогда как терпение – признак силы. Если человек отстаивает свою точку зрения на основе убедительных доводов, он сохраняет уверенность в себе и порой даже улыбается, доказывая свою правоту. Если же его доводы необоснованны, и он вот-вот ударит в грязь лицом, тогда он приходит в ярость, теряет контроль и начинает нести чепуху. Люди редко сердятся, если они уверены в том, что делают. Гнев обычно настигает нас в минуты запутанности и смятения.

Опора на духовного учителя

Преимущество опоры на духовного учителя состоит в том, что даже если вы совершили действие, которое должно повлечь за собой перерождение в низших мирах, результат этого поступка может быть пережит вами еще в этой жизни в форме незначительных страданий или небольших проблем. Или даже вы можете пережить его во сне и так свести на нет разрушительное воздействие своих негативных поступков.

Медитация

Медитация открывает нам, - когда мы медленно погружаемся в себя, - что это ощущение внутреннего покоя уже живет в нас. Мы все искренне желаем его, хотя зачастую оно оказывается скрытым, замаскированным, малодоступным. Если мы внимательно рассмотрим человеческую природу, то найдем в ней доброту, благосклонность, желание прийти на помощь. И мне представляется, что сегодня стремление к гармонии растет, желание жить вместе в покое и мире становится всё сильнее, распространяется всё шире.

Ненасилие

Судя по одним только внешним признакам, трудно определить – является ли то или иное действие проявлением насилия или ненасилия. В действительности все зависит от мотивации, которая стоит за этим действием. Если это мотивация негативная, то пусть даже на поверхностном уровне действие представляется очень мягким и добрым, на более глубоком - оно всё же будет проявлением насилия. И, наоборот, грубые действия и резкие слова, произнесенные с искренней и благой мотивацией, по сути своей, являются ненасильственными. Другими словами, насилие – энергия разрушительная. Ненасилие же – созидательная.

Духовная революция

Мой призыв к духовной революции не является призывом к революции религиозной. Я не призываю всех стать «не от мира сего» и уж тем более - к чему-то магическому и таинственному. Скорее, это призыв к радикальной смене ориентиров, когда, оставив привычную нам озабоченность лишь собственным благополучием, мы станем проявлять заботу о более обширном сообществе существ, а в своем поведении учитывать интересы других наравне со своими собственными.

Эгоизм не приносит счастья

Эгоцентризм делает нас крайне напряженным. Мы считаем себя чрезвычайно важными, и нашим основным стремлением становится стремление к собственному счастью, к тому, чтобы всё удачно складывалось для нас лично. И все же мы не знаем, как этого достичь. На самом деле, действия, в основе которых лежит эгоцентризм, никогда не приносят нам счастья.

Умение прощать

Было бы куда конструктивнее, если бы люди попытались понять своих так называемых «врагов». Постараться понять намного полезнее, нежели просто взять в руки камень и бросить в предмет своего гнева. Это особенно верно, если вас провоцируют всеми возможными способами. Ибо величайшая враждебность заключает в себе и величайший потенциал для совершения благого как для самого себя, так и для других.

Дружба

Мы связаны подлинной дружбой, если в ее основе лежит истинное человеческое чувство ― чувство близости, в котором есть место ощущению внутренней связи с другим и стремлению разделить его радость и боль. Я бы назвал такую дружбу подлинной, потому что на нее не оказывают влияния рост или падение материального благополучия, статуса и влиятельности. Она определяется тем, связаны ли два человека любовью и нежной привязанностью. Подлинная дружба строится на любви и не зависит от положения в обществе. Поэтому чем больше вы заботитесь о благополучии и соблюдении прав других людей, тем больше оснований называть вас настоящим другом. Чем больше в вас открытости и искренности, тем больше пользы вы извлечете в конечном итоге. Если же вы забываете о других и вас не заботит их судьба, то в конечном итоге вы сами понесете потери.

Мир на Земле

Мы не сможем построить мир на Земле, если сперва не построим его в своей душе… В своем сердце. Если царит атмосфера ненависти, гнева, конкуренции и насилия, долгосрочный мир невозможен. Эти негативные и разрушительные эмоции должны быть побеждены силой сострадания, любви, альтруизма, составляющих основу Учения Будды.

Эгоизм

К пониманию важности сострадания можно прийти и посредством логического размышления. Если я помогу другому и проявлю заботу о нем, то это будет полезно и мне самому. Если же я причиню вред другим, то в конечном итоге и сам пострадаю. Я часто говорю полушутя-полувсерьез, что если мы на самом деле хотим быть эгоистами, то наш эгоизм должен быть разумным, а не глупым. Задействовав свои умственные способности, мы сможем выработать правильное мировоззрение. Если хорошенько поразмышлять, то можно прийти к ясному пониманию того, как осуществить свои собственные цели, не выходя за рамки сострадательного образа жизни.

Разнообразие религий

У всех религий единый корень ― безграничное сострадание. Все они делают упор на совершенствовании человека, любви и уважении к другим, а также сострадании к мукам других существ. И поскольку любовь имеет определяющее значение в любой религии, то мы можем сказать, что любовь и есть всеобщая религия. Однако в разных традициях найдется широкое разнообразие техник и методов развития такой любви, и в этом их отличие друг от друга.

Едва ли когда-нибудь останется одна-единственная философия или одна-единственная религия. Поскольку существует так много разных типов людей с разнообразными тенденциями и наклонностями, то вполне оправдано и существование разных религий. На самом деле, наличие такого количества различных описаний духовного пути свидетельствует о богатстве религии.

Всеобщая ответственность

Полагаю, что мы должны сознательно усиливать в себе чувство Всеобщей ответственности. Мы должны научиться трудиться не только ради своего индивидуального «я», семьи или государства, но ради блага всего человечества.

Терпение

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он к тому же крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Жизненные уроки, принципы Далай-ламы, которые помогут сделать жизнь несколько проще

Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.
~ Далай-лама

Когда известная американская ведущая Опра Уинфри спросила у Далай-ламы, приходилось ли ему прощать себя за что-то, его святейшество ответил: «Я не очень терпимо отношусь к комарам, недостаточно миролюбиво. И к постельным клопам тоже». Опра была изумлена, что человеку, прожившему 78 лет, не за что больше просить прощения.

Вот 10 жизненных уроков, принципов Далай-ламы, которые помогут сделать жизнь несколько проще:

1. Будьте милосердны

Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.
~ Далай-лама

Исследования показывают, что, сочувствуя, вы испытываете удовольствие, сравнимое с ощущениями от секса, хорошей еды или отдыха на природе. Сострадание полезно для вашего здоровья: оно уменьшает уровень стресса, нормализует сердцебиение и повышает иммунитет.

Вы можете проявить милосердие, пытаясь понять чувства и эмоции человека. Для этого необходимо говорить с ним и слушать его. Это требует больших затрат, чем просто акт доброты: сострадание подразумевает эмоциональное вовлечение. Вам необходимо будет спросить, в какой помощи человек нуждается, и услышать его ответ.

2. Будьте добры и помогайте друг другу

Моя религия проста, ей не нужны храмы и сложная философия. Наш собственный разум, наши сердца - вот храмы, а доброта - единственное учение.
~ Далай-лама

Быть добрым и щедрым – незатратно, но те преимущества, которые вы при этом получаете, весьма значительны. К такому выводу пришли Майкл Нортон и его коллеги из Гарвардской школы бизнеса после проведенного исследования. В его ходе выяснилось, что добровольцы, пожертвовавшие некоторую сумму, чувствовали себя счастливее, чем те, кто потратил деньги на себя.

3. Ищите счастье

Цель нашей жизни - стать счастливыми.
~ Далай-лама

Когда Далай-лама давал интервью, он рассказывал, что его засыпают сообщениями о материальных благах. Очень мало людей говорили о прощении, сострадании, терпении и доброте. Но именно эти ценности должны быть в приоритете у того, кто мечтает быть счастливым.

4. Познайте внутреннюю гармонию

Далай-лама советует проводить немного времени наедине с собой ежедневно. Это время нужно потратить на то, чтобы отстраниться от негативных мыслей, гнева, обид, усталости. Попробуйте заменить их положительными эмоциями: оптимизмом, благодарностью, любовью, миром. Он справедливо говорит, что по-настоящему спокойный ум является источником счастья и крепкого здоровья.

5. Не вредите другим

Если можешь помочь, помоги. Если нет, хотя бы не вреди.
~ Далай-лама

Если вы говорите неправду, сплетничаете о других, используете или запугиваете кого-то, негативные последствия бумерангом вернутся к вам. Помните об этом, прежде чем начнете делать что-либо.

6. Берегите ваших друзей

Не стоит недооценивать дружбу. Ее нужно окружать нежной любовью и заботой, потому что друзья - это те люди, кому вы можете доверять. Настоящая дружба никогда не зависит от денег или политических воззрений. Пренебрежение дружбой ведет к одиночеству, и это одна из причин распространения депрессии в обществе.

7. Не позволяйте технологиям управлять вами

Мы должны властвовать над технологиями, а не становиться их рабами.
~ Далай-лама

Знаете ли вы, что у Далай-ламы более восьми миллионов подписчиков в твиттере? Восхищаясь достижениями социальных СМИ, помогающих нам общаться, он тем не менее предостерегает от «злоупотребления» ими.

Они могут контролировать вас - только посмотрите на людей в ресторанах, уткнувшихся в свои смартфоны.

Кто главный? Вы или технологии?

Это плохая замена истинной дружбы, убивающая настоящее общение.

8. Не спорьте и не боритесь, а договаривайтесь

Ненасилие означает диалог, использование языка. Диалог означает компромисс, уважение прав друг друга, поиск решения конфликта и разногласий в духе примирения. Здесь нет стопроцентного победителя или проигравшего - только половина на половину. Это практичный, а потому единственно верный способ.
~ Далай-лама

Говорим ли мы о международном кризисе или о вашем споре с приятелем или боссом, ключ к мирному исходу - диалог. Учитесь искусству переговоров. Далай-лама рекомендует никогда не ворошить прошлое, но сосредоточиться на том, что вызывает проблему сейчас.

9. Берегите Землю

10. Учитесь на своих неудачах

Когда вы проигрываете, не упускайте урок.
~ Далай-лама

При неудаче важно разобраться, что пошло не так. Может быть, вы приняли неверное решение или не продумали весь процесс до конца. Возможно, вы не проработали худший из возможных сценариев. Рефлексия поможет вам учиться на своих провалах.

Могут ли эти 10 уроков действительно изменить вашу жизнь? Просто попробуйте применить их, и вы скоро увидите, что истина, честность, душевная теплота и сострадание станут теми движущими силами, которые привлекут к вам счастье.

Е. С. Далай- Лама

Создавайте позитивную карму

Карма означает действие. Карма — это санскритское слово, которое переводится как "действие". Употребляют люди слово "карма" или нет, я думаю, всем известно, что все целиком зависит от их усилий, от их действий. В этом смысле слова "усилие" и "карма" заключают в себе приблизительно один и тот же смысл.

Отсюда следует, что если вы чего-то хотите, будь то преодолеть страдания или достичь чего-то благоприятного, то одних молитв недостаточно. Нужно трудиться, нужно создавать карму — позитивную карму. Позитивная карма — это позитивное действие.

Не тратьте попусту свое человеческое рождение

Очень трудно собрать воедино причины, ведущие к обретению человеческой жизни со всеми ее благами и свободами. Когда вы размышляете на эту тему, то сразу начинаете чувствовать, насколько драгоценно ваше человеческое рождение. Если вы растратите ее впустую, то потом будете искренне сожалеть о случившемся.

Что заставляет нас тратить попусту человеческое рождение? Цепляние за постоянство этой жизни, которое есть у нас на сегодняшний день, а потому необходимо размышлять о том, что наша нынешняя жизнь заключает в себе необходимые блага и возможности для обретения подлинного счастья.

Не оказывайтесь во власти гнева

Во-первых, вы должны понять, гнев может наполнить вас какой-то энергией на короткий момент, на короткое время. Но эта энергия — слепая энергия. Гнев действительно блокирует ту часть мозга, которая позволяет вам рассуждать, различать хорошее и дурное. Когда мы оказываемся целиком во власти гнева, мы теряем способность видеть реальную действительность. Эта энергия делает нас смелее, но это слепая энергия.

Для того, чтобы решить проблему, наш метод должен отвечать реальной действительности. А чтобы выбрать такой метод, нужно знать, что такое реальная действительность. Когда мы наблюдаем за реальностью, когда мы исследуем ее, наш ум должен пребывать в покое, а иначе нам не добиться объективного взгляда на вещи. Для того чтобы должным образом задействовать человеческий разум, нужно сперва привести свой ум в спокойное состояние. Думайте так: во-первых, гнев лишает нас внутреннего умиротворения, во-вторых, лишает нас способности исследовать реальность.

Поразмышляйте об этом. И когда вы добьетесь ясного осознавания того, что гнев бесполезен, что он несет собой только разрушение, у вас получится немного дистанцироваться от гнева.

Болезненные эмоции вредят нам

Одно из моих детских воспоминаний иллюстрирует, как именно болезненные эмоции вредят нам. Когда я был подростком, одним из моих любимых развлечений были попытки починить старые автомобили, которые были подарены моему предшественнику, тринадцатому Далай-Ламе , незадолго до его смерти в 1933 году. Автомобилей было четыре — два малолитражных "остина " британского производства и "додж" с "джипом" американского происхождения. Все вместе они представляли едва ли не весь автомобильный парк Тибета. В глазах юного Далай-ламы эти грязные реликты обладали невыразимой притягательностью, и я страстно желал заставить их снова двигаться.

Но вообще-то моей тайной мечтой было научиться водить машину. Однако лишь после бесконечных моих приставаний к различным чиновникам нашелся наконец человек, кое-что понимавший в автомобилях. Это был Лхакпа Церинг , приехавший из Калимпонга , города, расположенного у границы с Индией. Я помню, как однажды он копался в моторе одной из машин и, уронив гаечный ключ, громко выругался и попытался резко выпрямиться. К сожалению, он забыл об открытом капоте машины, нависшем над ним, и с ужасным грохотом ударился о него головой. Но потом, к огромному моему удивлению, он, вместо того, чтобы осторожно выбраться из-под капота, еще сильнее разозлился и снова выпрямил спину — и во второй раз стукнулся головой, еще крепче! На мгновение я изумленно застыл, видя подобную нелепость. Но тут же понял, что не могу удержаться от хохота.

Вспышка Лхакпа Церинга привела лишь к тому, что он получил два роскошных синяка. Для него это была просто неудача. Но мы можем видеть и то, как болезненные эмоции разрушают одно из самых драгоценных наших качеств, а именно нашу способность к различающему осознаванию. Лишенные возможности отличать хорошее от дурного, возможности оценить, где долговременная, а где лишь краткосрочная польза для нас самих и для других, предвидеть наиболее возможные последствия наших поступков, — мы становимся не лучше животных. Неудивительно, что под влиянием болезненных эмоций мы совершаем то, что при других обстоятельствах нам и в голову не пришло бы.

Мое тело, душа и ум должны быть посвящены благополучию всех живых существ

Вопрос: - Неужели у вас никогда не было такого, что вы хотели что-то хорошее сделать, а получалось плохое?

Ответ Е.С. - Нет, не думаю. Я — буддийский монах. Значит, мое тело, душа и ум должны быть посвящены благополучию всех живых существ. При этом я не должен ждать какой-то награды за это. Если ты чего-то ждешь, то ты уже бизнесмен. Или бизнесвумен. Хе-хе. Это в бизнесе ты что-то хорошее делаешь и ждешь прибыли. А тут все без остатка и неважно, как к тебе этот человек относится.

Красота тела зависит от контроля ума

Мои друзья, когда мы с ними встречаемся, говорят, что мне больше шестидесяти не дать. Я знаю, что многие женщины пользуются... этой, как ее... (поворачивается к секретарю: «Как там? А!») косметикой! Хе-хе. Надо контролировать свой ум, тогда и тело будет в порядке.

Человек обязан изменяться

Каждый человек обязан изменяться. Перемены в мире зависят от изменения отдельных людей.

Освобождения можно достичь и в мирской жизни

Многие цари и министры Индии и Тибета практиковали Дхарму. Если кто-то действительно стремится к Освобождению, — его можно достичь и в обычной мирской жизни.

Оптимизм - ключ к успеху

Сложно достичь даже небольших целей, если вы с самого начала настроены пессимистично. Именно поэтому важно всегда сохранять оптимизм. Оптимистический настрой ― это ключ к успеху.

Привязанности и ложная концепция "я"

Отчего с такой огромной силой возникают привязанность и прочие подобные явления? Они возникают в силу безначальной обусловленности сознания всех существ сансары, крепко держащегося за «я» даже во сне.

Эта ложная концепция «я» появляется из-за отсутствия знаний о сущности вещей. То обстоятельство, что все объекты познания пусты — то есть не имеют независимого бытия, — неочевидно, и кажется, что вещи самодостаточны и обладают независимой реальностью. Это заблуждение и есть корень всех прочих омрачений .

Главное иметь правильную установку

Если иметь правильную установку, — все физические и словесные действия становятся духовной практикой. Но если правильной установки нет, если не умеешь правильно думать, — сколько ни медитируй, сколько ни читай священных текстов, да хоть и всю жизнь живи в монастыре, — ничего не достигнешь. Для духовной практики важнее всего именно установки ума, поэтому следует принять высшее Прибежище в Трёх Драгоценностях — Будде, Его Учении (Дхарме) и Духовной Общине (Сангхе ), учитывать связь между действиями (кармами) и их следствиями, выработать в себе стремление помогать другим.

О матери

Я родом из очень далеких мест на северо-востоке Тибета. Из глухой деревушки, где люди жили крестьянским трудом. Мать и отец были людьми неграмотными. Однако у моей матери было необычайно доброе сердце. Она была очень хорошей матерью.

Мы, ее дети, росли в атмосфере любви и, это, как мне кажется, оказало на нас огромное влияние. Порой я в шутку рассказываю своим друзьям: Моя мать была очень ко мне добра… Когда я рос, я ведь был младшеньким. Мать, конечно же, любит всех своих детей, но самого младшего ― особенно сильно. И этим она меня немножко избаловала.

Почему? В крестьянских семьях матери обычно носят своих детей на плечах. Вот и со мной было так же ― моя мать меня на плечах носила. И до того она была добра, что я начал ею командовать. Я держал ее за уши. Когда хотел повернуть направо, тянул ее за правое ухо. Когда хотел налево ― за левое. А если мама не слушалась, то я принимался плакать и колотить ногами.

Я уверен, что то небольшое добросердечие, которым я обладаю, я изначально почерпнул у своей матери...

Совет Ченрези

В начале шестидесятых, до начала культурной революции, в одном из снов я встретился с Ченрези в храме Джокханг в Лхасе. Там находится известнейшая статуя этого божества. Во сне я вошел в комнату, и статуя Ченрези подмигнула мне и сделала знак приблизиться. И я почувствовал огромную радость, я подошел к нему и обнял его. И он сказал мне примерно так: «Сохраняй целеустремленность. Прилагай усилия, несмотря на препятствия. Каковы бы ни были трудности, продолжай свою работу».

В тот момент я чувствовал себя счастливым. Но теперь, когда я думаю об этом сне, то понимаю совет Ченрези иначе: «Жизнь твоя не будет легкой. Ты встретишь трудности. Они не уйдут быстро. Но нет причин отчаиваться».

Сохраняйте надежду, несмотря ни на какие трудности

Я всегда говорю, всегда верю в то, что цель нашей жизни ‒ счастье. Объяснение простое: мы во многом живем надеждами ‒ у нас нет никаких гарантий. Что будущее будет светлым ‒ нет гарантий. Мы живы одними надеждами. Надеемся, что все будет хорошо, что станет лучше. А вот когда мы теряем надежду и совсем падаем духом, то такой внутренний настрой сам собой сокращает нам жизнь, нам трудно оставаться здоровыми.

Сохраняйте надежду, несмотря ни на какие трудности, не теряйте воодушевления. «Я смогу превозмочь эти трудности». Такой настрой не только закалит вас внутренне, придаст вам уверенности в себе, но и позволит поступать честно, правдиво, открыто. Тем самым вы заслужите доверие других людей, а доверие выльется в дружбу. Мы ‒ коллективные животные, нам нужны друзья. Многие проблемы, с которыми сталкивается современный мир, не под силу решить одному человеку. Необходимо сотрудничество, не только внутри страны, но и на глобальном уровне. Возьмем, к примеру, глобальное потепление. Для решения таких проблем необходимо сотрудничество всех стран мира, совместные усилия. А для этого должно быть доверие, дружба ‒ это жизненно важно!

О теории большого взрыва

По поводу теории большого взрыва в космологии. Мы, буддисты, с легкостью принимаем эту теорию. Однако с буддийской точки зрения большому взрыву должен предшествовать другой большой взрыв, и так до бесконечности. В противном случае, если был только один большой взрыв, чем это можно объяснить? Этому должны быть условия и причины, что в свою очередь подразумевает существование предыдущего большого взрыва. Такая точка зрения находится в полном соответствии с буддийской космологией, мир бесконечен ‒ миры возникают и исчезают, возникают и исчезают.

О потоке сознания

Что касается потока самого сознания, нет ни одного события или фактора, которые могли бы привести к его полному уничтожению. Нагарджуна доказывает, что изначальный ум и загрязнения, или омрачения, которые затмевают присущую ему ясность, - это две отдельных сущности. Омрачения и загрязнения ума можно устранить путём практики мощных противоядий, содержащихся в учении Будды. Однако сам поток ума остаётся бесконечным.

Уверенность в себе

Мы можем развить уверенность в своих силах, но не слепую уверенность в себе, а такую уверенность которой сопутствует забота о других существах. Если так мы развиваем уверенность в себе, то внутри нас появляется внутренняя сила.

Открытость

Если Вы ведете свою жизнь честно, правдиво, то тогда можете быть совершенно открытыми в своих действиях, а иначе вам придется что-то скрывать, что-то прятать. Вы не сможете быть открытым. И это очень плохо. Это дурно сказывается на доверии.

Не сдаваться горю

Когда умер мой Наставник, даровавший мне полные монашеские обеты, бесконечно близкий мне человек, я осознал: «До сего дня он был для меня словно нерушимая скала, на которую я всегда мог опереться. Теперь опоры не осталось». Я почувствовал себя беззащитным, но затем принялся размышлять и понял, что тревожиться бессмысленно, ведь это уже случилось. Тревоги не вернут моего учителя. Я решил, что должен воплотить в жизнь пожелания моего наставника, его советы. Пришло время осуществить на деле то, чего он ждал от меня. Людям, потерявшим близкого друга, родителей, супруга я советую думать так: «Этот человек был очень дорог мне, и я был дорог ему, а потому я должен постараться выполнить его пожелания».

Представим, что после смерти жизнь продолжается и ушедший от вас человек видит, что после его ухода вы продолжаете трудиться с искренним желанием совершить все, чего он желал. В этом случае близкий вам человек будет очень счастлив. А если он увидит, что чрезмерные тревоги лишили вас силы духа, сделали беспомощным, то от этого он очень расстроится. Мало того, что его собственная жизнь оборвалась, он еще будет сильно переживать о дорогом ему человеке. Думайте так, и тогда трагедия не лишит вас сил, а напротив, придаст вам силу воли, решимость и оптимизм.

О Будде. Вопрос и ответ

Вопрос: - Вошёл ли Будда Шакьямуни в нирвану или же остался в сансаре в качестве бодхисаттвы? Если нет, то почему?

Ответ Е.С. : - Здесь имеет место принцип Четырёх тел Будды (Четырех кай ). Причина достижения состояния Будды - в том, чтобы служить всем остальным живым существам. Поскольку живых существ во всех мирах и вселенных бесчисленное множество, следовательно, и Будда должен служить им бесконечно. Согласно теории Четырех кай , Будда Шакьямуни - нирманакая . А нирманакая - проявление самбхогакаи . Эти два тела относятся к рупакае - Формному Телу. Другое тело - это дхармакая , или джнянакая - мудрость, которая полностью постигает (всё), пребывая в медитативном равновесии.

Итак, порождение воплощения мудрости Будды, джнянакаи , которая проникает в природу реальности и неотделима от неё, возникает из воплощения истинной природы Будды - свабхавикакаи .

Почему Будда скончался? Факт его смерти был также своего рода посланием, предназначенным для множества людей. Итак, вхождение Будды в махапаринирвану не означает, что энергия Будды или его служение закончились. Нет. И даже у некоторых людей, моих знакомых, была возможность лицезреть Будду. Вот так.

Сохраняйте постоянство

В повседневной жизни, когда случается столкнуться со страданием и пасть духом, важно подбадривать себя. И также необходимо приземлять себя при слишком сильном возбуждении. Если вы имеете мужество смотреть трудностям и невзгодам в лицо, они не выведут вас из душевного равновесия. Некоторые теряют присутствие духа перед лицом бедности, другие начинают важничать, заполучив немного богатства. Самое лучшее - это сохранять постоянство перед лицом и страдания, и счастья.

Преобразовывайте неблагоприятные ситуации в духовную практику

Если вы способны превращать неблагоприятные ситуации в факторы духовного развития, тогда препятствия станут благоприятными условиями для духовной практики. Через приучение своего ума к такой практике вы добьётесь успеха, и вашему духовному развитию ничто не воспрепятствует. Говорится, что такая способность преобразовывать неблагоприятные ситуации означает подлинное занятие духовной практикой.

Сила устремлённости

Думайте: “Отныне и впредь до достижения состояния Будды, всегда в этой жизни пока не умру, особенно, в этом году, в этом месяце и в этот самый день я буду бдителен в том, чтобы не дать возникнуть тревожащим эмоциям, побуждаемым ложной идеей самости. Я не позволю им руководить действиями моих тела, речи и ума". Вообще, любое начинание будет успешнее, если оно хорошо спланировано. Но в первую очередь успех зависит от твёрдой устремлённости.

Высшее существо

Во всех религиозных традициях есть понятие - высшее существо. Его называют Богом, Аллахом, Буддой или Бодхисаттвой, дают разные объяснения, но все признают, что есть существо, обладающее более обширными знаниями, более глубоким опытом и колоссальной энергией.

Избегайте дурных деяний и вершите добро

Мы создаем великолепные алтари и совершаем дорогостоящие паломничества, но гораздо важнее помнить слова Будды: «Избегайте дурных деяний и вершите добро; направляйте все практики на воспитание ума» . Если наша практика не позволяет нам избавиться от омрачений , неблагого настроя и тревожащих состояний ума, значит, что-то мы делаем неправильно.

Указание «воспринимать любое деяние гуру как совершенное»: относитесь с осторожностью

На пути духовного совершенствования ученику необходимо полагаться на учителя и медитировать о его доброте и достоинствах; однако указание «воспринимать любое деяние гуру как совершенное» может применяться только в контексте буддийского учения в целом и рационального подхода к знанию, которое оно проповедует. Поскольку это указание «считать совершенным любое действие учителя» заимствовано из высшей тантры и упоминается в Ламриме главным образом для того, чтобы подготовить ученика к выполнению тантрических практик, начинающие должны относиться к нему с осторожностью.

Размышляйте о страданиях

Размышляйте о страданиях существ в низших мирах - в адах, в мире голодных духов и в мире животных. Что касается мира адов, то довольно трудно согласиться с тем, что написано в абхидхарме и других похожих текстах. Но независимо от того, какие эти миры на самом деле, мы можем прийти к заключению, что существует состояние с предельно возможными формами страдания.

Подход к духовной практике

Я думаю, что среди практиков ламрима, есть те, кто имеет сильную веру в Дхарму. Для тех, у кого есть сильная вера, но не достает понимания, хорошо начинать с созерцания редкости драгоценного человеческого рождения. Но, как говорилось ранее, для некоторых типов людей лучше подходит размышление о Четырех Благородных Истинах, то есть такие ученики начинают сразу с практик среднего уровня. Такой подход наделит их очень обширными знаниями и в результате позволит естественным образом понять сущность драгоценного человеческого рождения. В этом процессе роль гуру является очень значимой и очевидной. Напротив, когда с самого начала важность и значимость гуру устанавливается по цитатам из Сутры и Тантры, то для многих это довольно сложно понять. Ведь прежде всего ученик спросит о значимости самих текстов.

Два пути к счастью

К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях. Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создает другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему все время чего-то недостает, он по-прежнему чем-то не удовлетворен и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.

Жемчужины Мудрости

Подобно тому как мы призываем к соблюдению гигиены тела, чтобы сохранить здоровье, нам также нужна и гигиена эмоций, и гигиена ума.

Все стремятся к счастливой жизни и душевному покою, однако чтобы обрести покой, нужно посвятить время духовной практике.

Способность людей улыбаться кажется одним из наилучших качеств.

Альтруистические поступки не только приносят нам счастье, но также и уменьшают чувство страдания.

Нравственное действие - это воздерживание от того, чтобы нарушить чужое ощущение счастья или надежды на счастье других людей.

Альтруизм является существенным компонентом тех действий, которые ведут к подлинному счастью.

Те, кто на деле являются друзьями общественного положения, денег и славы, - не друзья человеку, обладающему всем этим.

Основной характеристикой подлинного счастья является покой - внутренний покой.

Истинный источник счастья внутри нас.

Если вы проигрываете, не теряйте урока.

Когда китайские коммунисты вторглись в Тибет, мне было всего лишь пятнадцать лет. Через год тибетское правительство приняло решение о том, что я должен взять управление делами страны в свои руки. Это был тяжелый период жизни; свобода целого народа уничтожалась на наших глазах. В 1959 году я был вынужден под покровом ночи бежать из столицы своей страны в Индию. Там, в изгнании, мы ежедневно сталкивались с самыми разными трудностями: от адаптации к совершенно новому для нас климату до необходимости заново выстраивать наши культурные институты.

Духовная практика наделила меня мировоззрением, благодаря которому я мог продолжать поиски решений, не упуская из виду того факта, что все мы - люди, уязвимые для дурных мыслей, объединенные едиными узами и способные стать лучше. Благодаря этому я понял, что сострадание, умиротворенность и проницательность - чрезвычайно важные качества для повседневной жизни, которые необходимо воспитывать, выполняя ежедневные практики. Трудности будут возникать неизбежно, вот почему так важно обладать правильной внутренней установкой. Гнев уменьшает нашу способность отличать благое от дурного. А ведь она является одной из превосходнейших черт, присущих людям. Если мы потеряем её, нас самих можно считать пропавшими. Иногда мы вынуждены действовать решительно, но это можно делать без гнева. Нет никакой необходимости злиться, это просто бессмысленно. Сострадание и спокойствие - вот те качества, которые придают силе воле устойчивость.

На мой взгляд, сострадание необходимо всем. Спокойствие ума и сострадательное отношение к миру - главная потребность всего человечества. Стремление к сочувствию - основа здорового развития для всех людей разных возрастов и профессий: студентов, политиков, инженеров, ученых, домохозяек, врачей, учи¬телей, адвокатов.

В наше время многие люди, которым приходилось общаться с тибетцами, отмечают их добропорядочность. Несмотря на то, что тибетский народ потерял собственную страну из-за вторжения и сейчас испытывает постоянные невзгоды, его представители спокойны и не теряют самообладания. Некоторые думают, что это свойство характера присуще тибетцам от природы, но для большинства очевидно, что оно произрастает из их мировоззрения: готовности использовать неблагоприятные обстоятельства для духовного развития. Благодаря этому тибетцам удается избежать подавленности, а их беззаботность - это внешнее проявление внутренней свободы от тревожности. Причиной тому - учение о сочувствии, широко распространенное в Тибете.

Практика сочувствия, соразмерная нашим возможностям, заключает в себе большие преимущества. Также очень важно делать пожелания, чтобы в будущем мы могли совершать более сострадательные поступки. Если люди делают свою работу, руководствуясь правильным намерением, она начинает приносить пользу. С другой стороны, если человек применяет свои профессиональные качества, не имея такого намерения, а действуя из эгоистичных побуждений или под влиянием гнева, то его профессиональная деятельность не приносит пользы человечеству. Вместо этого умения и навыки, полученные в ходе освоения профессии, влекут за собой несчастье и беды. Так что сочувствие - это самое главное.

Я на собственном опыте убедился в том, что можно изменить внутреннее отношение и преобразовать ум. Несмотря на то, что ум представлен в организме человека в виде серого мягкого бесформенного вещества, он может быть крепче стали. Для его закалки необходимо упражняться в терпении и целеустремленности. Если мы будем воспитывать свой ум с упорством и решимостью, шаг за шагом продвигаясь к цели, то добьемся успеха, какие бы сложности ни возникли на нашем пути. Терпение, практика и время повлекут за собой перемены. Не сдавайтесь, наберитесь храбрости и шагните так далеко, как сможете.

Далай-лама. «Сердце медитации: постижение глубинного осознавания», Издательство «Э», 2017

Loading...Loading...