На территории этой страны возникла империя инков. Инки

В западной половине Южной Америки под линией экватора на обширных равнинах между Андами жил трудолюбивый народ, создавший большую цивилизованную империю. Цари его, называвшиеся инками, вели свой род от солнца. Рассказывали, что, сжалившись над бедственной жизнью дикарей страны Перу, солнце послало своих детей Манко Капака и его сестру, бывшую и его женою, собрать их в благоустроенное общество, научить земледелию, искусству прясть и ткать и другим ремеслам, надобным для удобной жизни.

Первыми частями страны, в которых ввели образованность Манко Капак и его сестра, были окрестности озера Титикаки, на островах которого стояли впоследствии колоссальные храмы солнца и луны, окруженные священными маисовыми полями. Народ инков ходил в эти храмы на богомолье. Севернее стоял в прекрасной долине Анд священный город Куско, защищенный удивительно крепкими стенами. Он был столицей царя инков; в нем находился великолепный храм солнца, куда также приходили на богомолье благочестивые перуанцы из всех концов царства. Подобно ацтекам , жители Перу не знали железа, но они умели сооружать громадные каменные постройки. Это были правительственные сооружения. Царь созывал народ строить их. Масса населения находилась в рабстве у аристократии, члены которой, собственно и называвшиеся инками, считались принадлежащими к одному роду. Главой этого рода был царь, сан которого переходил по наследству к старшему сыну или, если не было сыновей, то к ближайшему родственнику, имевшему отцом и матерью людей царской фамилии.

Рост империи инков в царствования различных её государей

Цари инков

Цари инков, сыновья солнца, считались священными. Они имели неограниченную власть, назначали всех правителей и судей, устанавливали налоги и законы, были первосвященниками и главнокомандующими. Вельможи, высший разряд которых составляли инки, члены царской фамилии, соблюдали в сношениях с царем формы особого благоговения. У перуанской аристократии был обряд, подобный возведению в рыцарский сан : молодой человек знатного происхождения становился перед царем на колена; царь прокалывал ему ухо золотой иглой. В торжественных случаях царь инков являлся народу в великолепной одежде, сотканной из нежной шерсти викуньи, украшенной золотом и дорогими камнями. Он часто путешествовал по государству; его несли в богатом паланкине; его сопровождала многочисленная блестящая свита.

Во всех областях государства цари имели великолепные дворцы. Любимой их резиденцией был Юкай, сельский дворец в живописной долине неподалеку от Куско. Когда царь инков «отходил в жилище своего отца», всё население империи соблюдало установленные формы траура. В гробницу царя клали драгоценные сосуды, дорогие уборы и на гробе его приносили в жертву любимых его слуг и наложниц; число этих жертв доходило, как говорят, до нескольких тысяч человек. Дорогие вещи клали также и в гробы вельмож; на их похоронах тоже приносились в жертву жены и слуги.

Общественное устройство империи инков

Вся земля перуанской империи считалась собственностью инки. Она была разделена между людьми всех сословий; величина участков была соразмерна сословным надобностям, но возделывало землю только низшее сословие. В тех селениях, которые принадлежали непосредственно правительству, третья доля всех продуктов сельского хозяйства и промышленности принадлежала царю и его фамилии; другая треть шла на содержание храмов и многочисленного духовенства; остальная треть ежегодно делилась в каждой сельской общине между домохозяевами пропорционально числу душ в семействе. Земледелие находилось под покровительством царя. Произведения сельского хозяйства и промышленности, в том числе прекрасные ткани из шерсти викуньи, хранились в царских магазинах и раздавались по мере надобности.

Налоги и натуральные повинности лежали только на простолюдинах; дворянство и духовенство были свободны от них. Простолюдин в империи инков был обязан трудиться, как рабочее животное, исправно исполнять назначенную ему работу, не улучшая тем своего положения, но был обеспечен от нужды. Народ усердно работал под надзором смотрителей, земля была превосходно возделана, рудники доставляли много серебра и золота; по большим дорогам были возведены мосты, каменные гати. Многие из этих сооружений были громадны; дороги заботливо ремонтировались; все области государства были соединены ими с Куско; по ним ходила почта.

Город инков Мачу-Пикчу

Завоевания инков

Империя инков была миролюбива. Её цари не забывали заботиться о хорошем устройстве войска, но любили покорять соседние племена не оружием, а влиянием цивилизации, промышленности, путем убеждения; в тех случаях, когда делали завоевания, они поступали с покоренными милостиво. Целью завоеваний было распространение перуанского богослужения и общественного устройства. В покоренных областях строились храмы солнца; при храмах поселялось многочисленное духовенство; земля делилась на участки, вводился перуанский порядок работ; грубые наречия покоренных мало-помалу заменялись языком инков. В тех областях, население которых упорно сопротивлялось этому влиянию, основывались многочисленные колонии инков, а прежние жители массами переселялись в другие области.

Ученые, которых называли амаута , заведовали школами и вели летописи событий посредством особого способа «узелковой письменности», называвшегося кипу . Племена, жившие около первоначально небольшого царства инков, были некогда враждебны ему, но мало-помалу слились с перуанцами в один народ, усвоив перуанский язык и покорившись порядкам, введенным у них инками.

Образец «узелкового письма» кипу

Служение солнцу

Служение солнцу в империи инков было великолепно и почти совершенно чисто от человеческих жертвоприношений; они производились лишь изредка и в небольшом размере. Обыкновенно приносились солнцу только животные, плоды, цветы, благовонные курения. Людоедство исчезло у перуанцев. Главною пищею их были маис, бананы и кассава; из молодых стволов маиса они приготовляли опьяняющий напиток, который очень любили. Другим любимым их наслаждением было жевать листья коки, производящие действие, подобное опиуму.

В храмах солнца горел вечный священный огонь, который поддерживали девы солнца, жившие подобно монахиням. Их было очень много. Некоторые из них удостаивались чести поступать в число жен царя-инки. Царю и вельможам было позволено многоженство; но, кажется, только одна жена считалась законной.

Империя инков перед появлением испанцев

Такова была империя инков, когда приплыли испанцы во главе с Писарро , чтобы поработить его. Они дивились заботливо возделанным нивам перуанцев, прекрасным изделиям их промышленности, хорошо построенным домам, имевшим обычно лишь один этаж, для предотвращения вреда от землетрясений, но обширным и удобным; дивились огромным великолепным храмам, прочным стенам крепостей; видели народ трудолюбивый, воздержный, безропотно повинующийся законам, которые считались постановлениями божества.

Теократическое устройство придавало государству характер организма, в котором все происходит по закону необходимости; каждому перуанцу было определено его место в той или иной касте, и он оставался в ней с покорностью судьбе. Простолюдины жили по правилам, наложенным на них высшими кастами, но за недостаток свободы были вознаграждены обеспеченностью от нужды.

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

Озеро Титикака расположено в Центральных Андах на высоте 3810 метров над уровнем моря. Это самое крупное озеро Южной Америки. Его площадь составляет 8300 квадратных километров, и оно занимает 18 место по величине, среди самых больших озёр мира. Глубина вод более ста метров, а в некоторых местах достигает 300 метров.

Именно здесь, на берегах огромного и глубокого водоёма, во времена сказочной древности находился один из центров высокоразвитых цивилизаций человечества.

Вокруг него, пригодные для жизни земли ограничивались с востока непроходимыми джунглями бассейна реки Амазонки, а с запада безбрежными водами Тихого океана. Древние люди густо заселили узкую западную полосу континента, которая начиналась у границ современного Эквадора и заканчивалась в центральных районах Чили.

В первом тысячелетии до нашей эры здесь существовали такие цивилизации, как Чавин, Сан-Августин и Паракас. Последняя облюбовала для себя прибрежную область Анд (южное побережье современного Перу) и полуостров Паракас (песчаный дождь).

Главной достопримечательностью этого народа, дошедшей до наших времён, являются некрополи. Они состоят из просторных погребальных камер; в них хранится множество мумий. Умершие, завёрнутые в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом, находятся в сидячем положении. Колени упираются в подбородки, руки скрещены на груди.

Что представляет особый интерес, так это то, что у некоторых мумий черепа деформированы, имеют яйцевидную форму и носят следы трепанации. В это трудно поверить, но факты упрямая вещь: когда-то, две с лишним тысячи лет назад, древние эскулапы с успехом делали операции на головном мозге. Это подтверждает и частичная замена костей черепных коробок золотыми пластинами.

Цивилизация Паракас канула в тьму веков во втором столетии до нашей эры. Её следы затерялись в бесконечном потоке времени, но есть ряд свидетельств, бросающих слабый свет на судьбу этого таинственного народа. Эти свидетельства указывают на то, что потомки тех древних эскулапов не исчезли с земли, а продолжают жить, умело применяя бесценные медицинские знания на практике.

Но перед тем, как рассмотреть этот интересный вопрос, нужно познакомиться с историческими событиями, имевшими место в период с XIII по XVI век на западных землях Южной Америки.

История империи инков

Девятьсот лет тому назад Бог Солнца Инти, курировавший вышеназванную территорию, озаботился плохими условиями жизни людей. Чтобы подбодрить простых смертных, вселить в них уверенность и дать почувствовать радость жизни, он послал к ним своего сына Манко Капаку и любимую дочь Мама Оклью.

Инструкции владыки были краткими и чёткими. Он дал детям посох из чистого золота и повелел осесть на тех землях, где это дорогое изделие войдёт в почву.

Божественные отпрыски в точности исполнили волю отца. Они долго бродили по гористой местности, пробуя ту на прочность. Каменистая земля не желала принимать в себя драгоценный металл, и дети уже начали отчаиваться. Но вот они оказались в долине Куско, у селения Пакара-Тамбо, у подножия холма Уанакаури. И здесь случилось чудо: посох легко вошёл в твёрдую, как гранит, почву. Сын и дочь радостно переглянулись и заложили на этом месте поселение, который назвали Куско.

Живший на близлежащей территории народ инки воздал хвалу Манко Капаку и Мама Оклью, признал их своими правителями и стал называть свою страну Тауантинсуйу (земля четырёх частей).

Шли годы. Куско постепенно превратился в большой и красивый город. Располагался он на высоте 3416 метров над уровнем моря и ограждался двумя горными хребтами.

Войны инков

Параллельно строительству своей столицы получивший поддержку богов народ вёл захватнические войны. Вначале он долго воевал с племенами сора и рукана, которые жили на западных землях, прилегающих к долине Куско. Покорив эти племена, завоеватели значительно расширили свои границы и начали готовиться к дальнейшим военным экспансиям.

Серьёзным противником оказался очень сильный и отважный народ чанка. Война с ним была долгой, трудной и жестокой. Только к середине XV века инкам удалось разбить своего главного врага. В это время правителем у них был Пачакутек, сын легендарного Манко Капаку.

Вначале второй половине XV века потомки божественных отпрысков подчиняют себе все племена, живущие в бассейне озера Титикака. Этим завоевания не ограничиваются. Военная экспансия продолжается, и к концу XV века покорённая территория расширяется до огромных размеров. Это уже империя, владения которой простираются от южной границы современной Колумбии до центральных районов Чили и Аргентины.

Государственное устройство империи инков

Большое государство нуждаётся в грамотном административном управлении. Завоеватели разбили все покорённые земли на четыре провинции: Кунтисуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу. В центре Куско находилась площадь Уакапата. От неё, в разные стороны, расходились четыре дороги, ведущие в эти административные образования империи.

Инки любили и умели строить дороги. Делали они их широкими с ровным покрытием. Самая длинная тянулась на 5250 километров и имела ширину 7,5 метров. Правда индейцы не знали колеса, поэтому передвигались по таким магистралям пешком; груз переносили на себе или перевозили на ламах.

Великие завоеватели не владели никакой письменностью, но, несмотря на это, государственная почта работала отлично. Многочисленные гонцы постоянно спешили в разные концы империи и передавали указы и постановления посредством «узелковых писем» или устно.

У инков были хорошо развиты: земледелие, животноводство, ремесленное искусство. Единого денежного эталона не было. Процесс купли-продажи происходил между продавцом и покупателем на многочисленных ярмарках посредством обмена товаров. Такие ярмарки, как правило, устраивали в городах не реже одного раза в десять дней.

Бросающегося в глаза разделения общества на бедных и богатых не существовало. Уровень жизни был у всех примерно одинаковым. Основная часть населения жила родовыми общинами – аилью. У отдельной семьи был земельный надел – топу. Каждый член общества нёс трудовую повинность – миту. Важные вопросы общественного быта решались на общих собраниях – камачико.

Инки придумали забирать в армию в 18 лет

Когда мужчина достигал возраста 18 лет, его забирали на военную или курьерскую службу. Её срок продолжался 7 лет. Каждый житель страны обязан был пройти через это. Затем, после окончания семилетнего срока, мужчина становился пурехи. Так назывались люди, которые работали на общественные нужды и платили подати. После 50 лет человек переходил в другую возрастную категорию и занимался воспитанием детей.

В великой империи любой житель мог достичь высокого положения в обществе. Главным было не происхождение, а заслуги перед империей. Опытный воин или талантливый оратор пользовался всеобщим уважением и почитанием, независимо от того, кем были его родители.

Верховная власть в стране передавалась по наследству. Вступивший на престол получал приставку «инки» к своему имени. В узком понимании она означала титул правителя, как в Европе король или император. Также инками назывались полноправные члены общины Куско, которые являлись потомками древнего племени, признавшего власть детей Бога Солнца Инти. Они как бы считались «инками по крови».

Представители других племён, населявших империю, также могли получить соответсвующий титул за особые заслуги перед государством. В таком случае он наследовался всей семьёй, и её члены считались «инками по привилегии».

Последние годы империи

В 1525 году умирает верховный вождь империи Уайна Капаку. Он делит державу на две части между своими сыновьями. Одну унаследует Атауальпа, другую Уаскар.

Столица Куско отходит к Уаскару, и он по праву приобретает верховный титул инки. Но второй брат не согласен с волей отца. Начинается междоусобная война.

Она заканчивается только в 1531 году поражением Уаскара. Его хватают и отправляют в высокогорное селение, где он должен жить в качестве узника до самой смерти. Вся власть переходит к Атауальпа. Обстановка в империи стабилизируется.

Но новый 1532 год вносит свои коррективы в более менее устоявшуюся жизнь после великой распри. На землях империи появляются испанские конкистадоры. 110 пеших солдат и 67 всадников высаживаются с парусного судна, чтобы завоевать земли, в которых столько же золота, сколько песка в пустыне.

История Франсиско Писарро

Командует испанским военным отрядом Франсиско Писарро (1475-1541) – человек властный, жестокий, безжалостный. Авантюрист до мозга костей, без принципов и идеалов. У него одна цель – золото.

Родился он в Испании, став печальным следствием греховной связи любвеобильного кастильского дворянина, капитана Гонсало Писарро и легкомысленной крестьянки. Родители прокляли дочь, но ребёнка воспитали. Став зрелым юношей, тот поступил на военную королевскую службу. Но в землях Старого Света на поле брани ничем себя не проявил и уже в преклонном возрасте (по меркам XVI века) уехал в Панаму.

Жизнь колониста будущий беспощадный покоритель индейцев начал в 1519 году. Из общей массы охотников за удачей ничем не выделялся. Жил тихо и неприметно. На него мало кто обращал внимание: пожилой человек, ограниченный в средствах, без серьёзных связей и возможностей.

В один из осенних дней он уезжает на охоту и неожиданно пропадает. Его исчезновение никого не взволновало, а появление живым и здоровым через три месяца, не вызывало у окружающих ни радости, ни удивления.

Но уже через несколько дней все замечают, что непонятно где отсутствующий долгое время человек резко изменился. Он становится энергичным и красноречивым, непринуждённым в общении и обаятельным, показывает блестящие способности в изучении иностранных языков. Вызывая к себе всеобщее расположение, заводит множество друзей, и буквально через несколько месяцев его избирают мэром города, в котором он живёт.

Очень скоро Франсиско Писарро устанавливает дружеские связи с губернатором Панамы и его окружением. Он очаровывает дам, вызывает симпатию у мужчин. Двери самых богатых домов колонии широко раскрываются перед ним. Но наш герой понимает: он уже не молод и делать блестящую карьеру поздно.

Вскоре он знакомится с прожжённым авантюристом Диего де Альмагро и алчным до мозга костей священником Эрнандо де Лука. Эти двое бредят золотом, которое в неимоверных количествах лежит в храмах и дворцах индейских городов, расположенных далеко на юге.

Используя свой дар убеждения и обаяния, умело играя на низменных чувствах, наш герой уговаривает губернатора снарядить военную экспедицию в земли современной Колумбии. Здесь, по его словам, много богатых городов краснокожих, набитых золотом.

В 1524 году губернатор даёт добро, и Писарро становится во главе своей первой военной экспедиции. Она заканчивается полным провалом через 12 месяцев.

Но неудача не обескураживает испанца. Наоборот, она вдохновляет его на новые попытки быстро разбогатеть и занять соответствующее место в высшем обществе.

В 1526 году вторая военная экспедиция отправляется к землям современного Эквадора. Она длится два с лишним года и не приносит ни песо. Но вместо презренного металла хитрый и ловкий авантюрист получает очень важную информацию, которая по ценности стоит ничуть не меньше, чем сундук с золотом.

Местные жители рассказывают ему о сказочно богатой стране. Лежит она далеко на юге в горах. В тех землях очень много золота, оно просто валяется под ногами. Наш герой понимает – это его последний шанс. В то же время он не хочет делить славу и богатство с губернатором Панамы.

В 1530 году Франсиско Писарро покидает Новый Свет. Быстроходный парусник доставляет его к землям Испании. Здесь он с поразительной лёгкостью добивается аудиенции у короля Карла V.

Неизвестно о чём беседовал авантюрист с коронованной особой, но обратно он возвращается генерал-капитаном, аделантадом, а его плащ украшает родовой герб маркиза. В руке он победно сжимает подписанную Его Величеством грамоту. В ней говорится о данном ему праве на губернаторство над всеми землями, лежащими на 1000 миль южнее Панамы.

Новоиспечённый губернатор время зря не теряет и снаряжает третью военную экспедицию в 1531 году. Уже через несколько месяцев он высаживается на землях Тауантинсуйу. Империя инков во всей красе лежит перед ним.

Инки испгались лошадей?!

Верховный вождь Атауальпа очень быстро узнаёт о бледнолицых чужеземцах. Он велит своим разведчикам выяснить всё об этих странных пришельцах, но всё дело в том, что индейцы никогда не видели в глаза лошадей. Отсюда и донесения последних разнятся, вызывая при дворе недоумение и растерянность.

Так одни разведчики утверждают, что ведут чужеземцев существа с четырьмя ногами и двумя головами. Спят они стоя, видят ночью как днём, а вместо слов издают странные громкие звуки.

Другие же рассказывают, что неизвестные существа на четырёх ногах имеют две части, которые могут отделяться друг от друга и гулять сами по себе. Главной является нижняя часть. Верхняя же служит только для сбора плодов, которые растут на деревьях.

Возглавляемый Франсиско Писарро отряд не встречает сопротивления местных жителей. Ужас и страх бегут перед испанскими конкистадорами. Города и селения на пути охотников за удачей пустеют. Население поспешно покидает их, бросая насиженные места и нажитое добро на произвол судьбы.

Отряд располагается в центре города. Солдаты устали после долгого перехода, им нужен отдых. Но амбициозный командир нетерпелив. Он настаивает на дальнейшем марше к столице индейцев Куско.

Собирается военный совет, который продолжается до глубокой ночи. Так и не приняв однозначного решения, конкистадоры расходятся, решив продолжить прения на свежую голову. Но утренний рассвет вносит свои коррективы в стратегические планы завоевателей.

Малочисленный отряд испанцев оказывается в окружении. Огромное сорокатысячное войско инков заполонило все окрестные улицы, отрезав конкистадоров от внешнего мира.

Начинаются длительные переговоры. Писарро использует весь свой интеллект, красноречие, проницательность и, в конце концов, договаривается о встрече с верховным вождём земли Тауантинсуйу.

16 ноября 1532 года Атауальпа, в окружении многочисленной свиты, является на площадь города Кахамарку. По условиям договора индейцы безоружны.

Инков обманули

Наш герой подходит к верховному вождю, и они какое-то время разговаривают с глазу на глаз. Со стороны кажется, что беседа очень дружеская и тёплая. Сопровождающие Атауальпу люди расслабляются, теряют бдительность.

Неожиданно конкистадоры бросаются на безоружных индейцев. Начинается страшная резня. Погибает вся свита, в живых не оставляют никого. Сам же владыка империи объявляется пленником испанского короля.

За его освобождение испанцы требуют груды золота и серебра. Подданные верховного вождя собирают необходимое количество драгоценных металлов и привозят конкистадором. Но Атауальпу не отпускают. 29 августа 1533 года его коварно убивают, а уже 15 ноября захватчики входят в город Куско.

Испанцы захватывают власть, но не способны управлять огромным государством. Они не знают обычаев этой земли и понимают, что не смогут удержать народ в повиновении.

Писарро ставит верховным вождём Уаскара Капаку, брата убитого. Авантюрист надеется, что нашёл себе достойного помощника, но тут интуиция его подводит.

Уаскар Капаку поднимает восстание и в 1536 году осаждает Куско. Осада длится шесть месяцев, но непривыкшие к такой войне инки начинают разбегаться. Мятежный вождь вынужден отступить в горы.

Здесь, в недоступном для конкистадоров районе, он создаёт Новоинское царство. Оно становится центром борьба за независимость, которая продолжается ещё долгие годы. Только после убийства Уаскару Капаку в 1572 году повстанцы прекращают сопротивление и признают власть испанской короны.

Дальнейшая же судьба нашего героя складывается следующим образом. Он становится королевским губернатором, сосредотачивает в своих руках огромную власть и богатство. В 1535 году по его указу закладывается город Лима. Кажется, честолюбивый испанец достиг всего, о чём мечтал.

Но в 1540 году с ним происходит странная метаморфоза. Из жёсткого, волевого и властного лидера, он превращается в робкого, неуверенного и совестливого человека. Его окружение это мгновенно чувствует.

Результат сказывается незамедлительно. Ближайший друг и помощник Диего де Альмагро обвиняет губернатора в самовольном присвоении большого количества золота. Разъярённые конкистадоры убивают ещё недавно обожаемого командира и соратника.

Происходит это в 1541 году, но незадолго до своей смерти великий авантюрист беседует с одним священником и рассказывает ему странную историю.

Удивительный рассказ Франсиско Писарро

Двадцать лет тому назад он отправился на охоту, упал со скалы, ударился головой о камень и потерял сознание. Очнулся в незнакомом месте, в окружении странных людей с вытянутыми головами.

Эти люди объяснили, у него была смертельная черепно-мозговая травма, но им удалось спасти незадачливого охотника, сделав ему трепанацию черепа и заменив раздробленные кости золотыми пластинами.

Мозг тоже пострадал, поэтому таинственным эскулапам ничего не оставалось, как произвести манипуляции и над серым веществом. В процессе операции они активизировали некоторые подавленные центры его полушарий.

Теперь наш герой внутренне изменился: стал более смелым, решительным. У него проснулась интуиция, появился ораторский талант, стала совершенной память, повысилась концентрация внимания, значительно улучшился интеллект. Правда, эскулапы не смогли сделать из него доброго и бескорыстного человека, так как сильно ограничены во времени.

На вопрос нашего героя, зачем им всё это было нужно, таинственные люди ответили, что по-другому не могут. Тысячи лет они совершенствуют человеческую натуру, вмешиваясь в жизнедеятельность мозга. Операции проводятся с цикличностью в 15 лет. После каждой форма черепа немного меняется, в конце концов, голова вытягивается, становясь похожей на большое яйцо.

История не сохранила имени священника, беседовавшего с великим авантюристом незадолго до его кончины. Но что интересно, в конце XIX века в Перу было найдено захоронение, датированное XVI веком. В нём нашли несколько тел, которые имели вытянутые черепа. Лобные и затылочные кости на них были профессионально удалены хирургическим способом и заменены золотыми пластинами.

В дальнейшем, учёные мужи сочли это умелой фальсификацией. Может быть они и правы, но в любом случае земля хранит удивительные тайны. Поразительная судьба Франсиско Писарро лишнее тому подтверждение.

Существует очень мало источников информации относительно истории инков - древней индейской цивилизации. Большая часть сведений исходит от испанских конкистадоров и миссионеров. Филиппо Уаман Пома Де Аяало - художник инков XVI века оставил один оригинальный и бесценный документ - это рисунки и хроники, дающие подробное описание общества инков. Понимая, что его мир может исчезнуть, Уаман Пома описал все его великолепие. Это была работа всей его жизни. Он намеревался подарить ее королю Филиппу II, в надежде, что монарх увидит свою колонию в ином свете и изменит свое отношение к ней.

В его работе он также описал образ жизни андских народов до прихода инков - индейцы вели суровый и сложный образ жизни, они были практически дикарями. Но все изменилось с появлением существа, которое было получеловеком, полубогом - сына Инти, сына Бога. Его имя - Манко Капак. Он назвал себя «инка» и принес в свой мир цивилизацию.

Он научил людей возводить города и возделывать землю. Под его руководством мир инков начал процветать. Его жена Манко Капака Оклло научила женщин ткать.

Таким был мир инков, где одно имя принадлежало и правителю, и его народу.

Спустя 100 лет после становления империи инков, в XV веке, это государство, располагавшееся на территории Перу, Боливии и Эквадора, прекратило свое существование. Однако об этом чуть позже... В статье будет рассказано о том, кто такие инки.

Зарождение цивилизации

По легенде Бог солнца Инти создал предков правителей инков. Это были 4 брата и 4 сестры, которые вышли из пещеры Тампу-Токко. Их предводителем был Айяр Манко, который нес в руках золотой посох. Он должен был отыскать место, где посох войдет в землю, что будет являться знаком плодородной почвы.

После долгих странствий Айяр Манко со своими братьями и сестрами пришли в долину Куско, где посох наконец-то вошел в землю.

Победив воинственных местных жителей, братья и сестры основали столицу империи инков. Айяр Манко стал называть себя Манко Капак, что означает "правитель инков". Он стал первым Саппа Инка (верховным вождем).

А все ли было именно так?

Этнологи национального центра научных исследований не до конца уверены в историческом существовании первых восьми инков. Скорее, это были мифические персонажи. В связи с тем, что все ныне доступные сведения об инках тесно связаны с их эпосом.

Каждая семья правителей инков имела свои традиции, подобные африканским. Каждое поколение правителей излагало историю по-своему.

Знаменательный период в истории инков связан с правителем Пачакути. Помимо прочего, он был величайшим религиозным реформатором. В период его правления народ инков стал намного меньше зависеть от верховных жрецов солнечной религии.

Время Пачакути

В XII веке Анды населяло огромное количество разных народов и постоянно враждующих между собой племен. Пачакути хотел создать империю, которая бы объединила все андские народы. Его имя, которое означает «меняющий мир», прекрасно характеризует его стремления.

Он объединил племена вокруг города Куско и его цели стали реальностью.

В начале XV века империя инков подверглась вооруженному нападению племени Чанка. Под угрозой оказался город Куско. Пачакути взял на себя командование войском и сумел отразить нападение и, вдохновленный победой, начал военную экспансию.

Пачакути захватил территорию в районе озера Титикака и расширил на Севере владения империи инков Тауантинсуйу вплоть до района Кохамарки.

Несколько слов об укладе жизни

Кратко культуру инков отражает их быт. Когда инки порабощали народы, они одаривали местных правителей особыми подарками - женщинами и различными диковинами. Таким образом, они делали его в какой-то мере признательным, оставляли в долгу. В обмен на эти дары вожди должны были выплачивать инкам дань или выполнять для них различные виды работ. С этого момента они вступали в отношения, которые исторически называются вассальной зависимостью. Это мог быть принудительный труд, который назывался «мита», либо неравный обмен, называемый «айне».

Эта система взаимоотношений с захваченными племенам стала одной из главных сторон могущества инков.

Создание упорядоченной системы в столь широких масштабах на территории одного из самых больших горных массивов планеты - было нелегкой задачей. Инкам необходимо было создать коллективный труд, товарообмен, систему управления и обеспечить безопасность. Все это было бы невозможным без строительства дорог.

Нет никаких сомнений, что инки уже знали, что такое колесо. Однако горные ландшафты не подходил для использования колесного транспорта. Даже сегодня большая часть путешествий в Андах совершается пешком. Но инки покорили горные вершины, создав развитую сеть путей сообщения. Они возводили мосты в мире, который буквально висели между небом и землей.

Несколько слов о правлении Саппа Инка

Власть инков, как и любая другая власть, требовала воздействия на сознание людей. И величественный город Мачу-Пикчу, как считают этнологи, это лишь часть образа власти. Например, правителю нельзя было смотреть в лицо. Его образ всегда был связан со священными ритуалами. Он почитался, как сын Солнца и был настоящей святыней для народа.

Власть правителя увековечивалась после его смерти, когда он присоединялся ко всем богам и сам становился Богом. Хроники Уамана Пома описывают понимание инками жизни после смерти. Они верили, что человеческая жизненная сила не исчезает после смерти. В их представлении предки могли оберегать живущих на земле.

Столица империи

В самом сердце Анд, на высоте более 3-х тысяч метров, находился город Куско - столица империи инков. В 1534 году он был практически стерт с лица земли испанскими захватчиками. Город Куско - политический и духовный центр империи инков.

Помимо Куско существовало нескольких административных центров, в империи инков было не так много городов. Большая часть территории - маленькие поселки, где инки жили и работали на плантациях. Сельское хозяйство было центральным звеном их экономики.

Ритуалы

Чтобы разобраться, кто такие инки, стоит обратиться к их эпосу.

В хрониках у Мана Пома одна из глав посвящена довольно странному ритуалу - капакоча. Во время некоторых событий, таких, как солнечное затмение, извержение вулкана или эпидемии, чтобы заслужить милость духов, в жертву приносили детей. Случалось и такое, что это были дети вождей племени.

Капакоча было важной частью политического и религиозного культа в Куско.

Система счета

Хотя у инков не было письменности, для записи чисел и, возможно, другой информации они пользовались системой узелков и веревочных сплетений, которая называлась кипу. Благодаря десятичной системе исчисления налогообложение подданных было упорядоченным и эффективным.

Налоги в виде продуктов питания собирались по всей империи и складывались в кольпос. Эта система обеспечивала населению приемлемые условия жизни и было важным аспектом в контроле над экономикой империи.

Они проживали на больших высотах, где каждые 5-6 лет могло не быть урожая, поэтому им просто необходимо было делать запасы.

Взамен империя обеспечивала безопасность, поддерживала инфраструктуру и снабжала жителей средствами к существованию. Для этого везде были построены большие склады с товарами первой необходимости. Такие кольпосы существовали в каждом регионе.

А теперь вернемся к разделу земель

Сын Почакути - Тупак Инка - продолжил завоевание новых территорий и в 1471 году стал правителем. К концу его правления империя простиралась по всей Западной части Южной Америки. Он показал жителям соседних племен, кто такие инки.

В 1493 году правителя сменил его сын Уайна Капак. Войны нового правителя на дальних рубежах повысили уровень недовольства в империи.

В 1502 году, одержав победу в гражданской войне, армия Атауальпа столкнулся с захватчиками из Европы. И хотя инки превышали по численности европейцев, Франсиско-Писарро с небольшим отрядов конкистадоров полностью разбил их огромную армию. При помощи ружей и лошадей, которых инки еще никогда не видели, испанцы одержали победу. Атауальпа был взят в плен и спустя год убит.

Однако, по мнению историков, это не единственная причина падения империи. В то время она находилась в процессе раздробленности и войн, что и стало главной причиной краха.

Великий расцвет империи инков был практически также быстротечен, как и ее падение. И теперь, к сожалению, узнать, кто такие инки, мы можем из немногих источников, сохранившихся до наших дней.

На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах Южноамериканского континента возникли первые империи. Самой значительной из них стало государство инков. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 млн до 15 млн человек.

Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в предгорьях Анд; это название также носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Империя инков занимала площадь 1 млн кв. км, ее протяженность с севера на юг превышала 5 тыс. км. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной Республики Перу и нынешний Эквадор.

Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке — так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготовляли для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаше всего изумрудами. Золото в империи инков широко использовалось в ювелирном искусстве, но не было средством платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия инков

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм — поклонение тотему — животному, растению, камням, воде и т.д., с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Свои здания инки возводили из различных пород камня — известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча — творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) — легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа — бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны — Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача и матери-моря — Мама Кочи.

У инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско — Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков считается ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца — Инти, где находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм — жены правите- ля-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна — из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

Своего апогея золотое богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

Loading...Loading...