Магия рун: происхождение и толкование рун. О чем расскажут руны Алфавит викингов на русском

Древние символы, указывающие на путь человека и его высшее предназначение, используются для гаданий или защиты. Что такое руны и как их использовать? Для начинающего мага изучение ставов увлекательный и занимательный процесс.

Руны — это древние символы, указывающие на путь человека и его высшее предназначение, используются для гаданий или защиты

Как ими пользоваться против врагов и любых житейских проблем знают только прилежные ученики, которые не боятся просить о помощи. Символы друидов, с которыми можно избавиться от порчи или сильного сглаза, помогут защитить дом, работу и здоровье жертвы от проделок недоброжелателей.

Магия древних символов

Для чего нужны древние скандинавские или кельтские символы?

Знаки, нанесенные на обычных или драгоценных камнях, используются во всех магических ритуалах.

Для привлечения нужных благ, для быстрой борьбы с врагами, ради спасения собственной души от недоброжелателей.

Список тех обрядов, которые можно провести с помощью всего одного става бесконечный. Нужны руны и опытным магам, и людям, которые не имеют никакого отношения к магии, но стараются всевозможными способами защитить собственную семью.

Таблица рунических символов позволит разобраться даже новичку. Растолковать значения, определить истинную природу символов. Скандинавские, древнерусские или кельтские – знаки, пришедшие с разных культур и верований, одинаково сильные и мощные.

Сборник рун – это лишь условный перечень тех значений, от которых следует отталкиваться каждому магу или новичку. Для гадания или заговоров отбираются разные символы, собранные для языческих ритуалов и заклинаний. Подбор нужных рун дело сложное, но интересное для человека, который не боится познавать новый мир.

Как выглядят руны? Истоки древней символики начинаются с тех времен, когда люди использовали простые знаки, как алфавит. Из письмен такие символы перешли в магию, как основа самых сильных ритуалов и обрядов. Значит каждая руна для людей разного возраста, пола и мировоззрения абсолютно разные вещи. Таблица – условный сборник, по которому можно сориентироваться в рунических знаках, но постичь истинное значение символов удастся только со временем.

Руны – это история, пропитанная мистикой, и покрыта тайной. Пришедшие из других культур загадки, которые старается постичь каждый человек. Стремление понять язык символов друидов со временем принесет немало помощи каждому человеку.

Руны — это история, покрытая тайной и пропитанная мистикой

Руна позволяет понять внутренние глубокие чувства, собственное предназначение и страхи, терзающие душу. Ними можно защититься и вооружиться против врагов. Став позволяет контролировать жизнь, которая зависит только от воли и силы человека.

О чем говорят руны?

Рунические символы пришли издалека. Ими пользовались друиды, кельты, скандинавы. Самыми древними являются древнегерманские знаки, нанесенные на камнях. Таблица таких рун тяжелая для понимания новичком. Опытные маги говорят, что к таким знакам следует дорасти. Морально и ментально.

Рунический ряд Футарка – универсальные знаки, которые можно использовать для гаданий или вместо сильнейшего оберега. Такие символы защищают от порчи и сглаза, не позволяют недоброжелателям контролировать жизнь жертвы.

В переводе с древнеисландского Футарка – это тайна, все те скрытые от человеческого взора истины, на которых стоит весь мир. На которых строится мироздание. Алфавит такого ряда делится на три вида в каждом по 8 символов.

Таблица Футарка, помогающая узнать собственную судьбу, состоит из символов:

  • Феху – знак, олицетворяющий имущество или принадлежность кого-то к определенным постоянным вещам или явлениям.
  • Уруз.
  • Туризас – знак опасности и влияния на человека чужих темных сил.
  • Ануз – божество, святость, истинные ценности.
  • Райдо – символ дороги, движения и продвижения.
  • Кано.
  • Гебу – символ, олицетворяющий дар.
  • Вуньо – знак радости и удовольствия.

Руна «Вуньо» — символ удовольствия и радости

Первые 8 символов самые сильные и основоположные. С их значением разбираются в первую очередь. Древние знаки первого эттира задают настроение гаданию или прорицанию, сделанному на один-единственный вопрос.

Последующие три эттира помогают разобраться в чувствах и помыслах окружающих людей. В их стремлениях. В способностях и самых потайных желаниях. Используются таблицы, где каждая руна имеет собственное неповторимое обозначение, для глубокого анализа человеческой жизни.

Язык древних рун произошел из абсолютно разных культур. От верований, с которыми любому человеку никогда не придется столкнуться. Таблица каждого рунического ряда применяется для совершения обрядов и ритуалов. Каждая руна – это подсказка, совет или рекомендация, помогающая выйти из кризиса, найти стабильность и избавиться от навязанных извне условий жизни.

Еще сто лет назад, когда ставы пользовались огромным спросом, гадать на скорую руку с их помощью никто не спешил. Опытные маги предупреждают от работы с рунами без установления связи или контакта. Любой магический атрибут нуждается в понимании, в том, чтобы человек, который берет символику в руки, знал истинную природу знаков.

Специальные вязы

Вязь, состоящий из рун, представляет собой формулу. Определенный алгоритм, в котором присутствует сразу несколько знаков, поможет усилить работу любого ритуала или поставить мощную защиту на дом, рабочее пространство или человека.

Вязь – это сразу несколько рун, которые в совокупности помогают мужчине или женщине добиться поставленных целей, достичь нужных результатов.

Вязь нельзя наносить на тело или мебель в доме без особой нужды. Такие опрометчивые поступки могут стоить человеку здоровья или благополучия.

Вязь используют для разных целей, в зависимости от желаний человека и той ситуации, которая уже сложилась в его окружении. Простыми и действенными являются формулы:

  • Руны Альгиз и Совило. Самая сильная защита для дома или жилого пространства получается из формулы двух ставов. Такой вязь мощный для укрепления здоровья человека, для усиления защитных механизмов – иммунитета. С помощью Альгиз и Совило человек обретает жизненные силы, находит новые возможности и растет духовно. Нарисованный в доме сочетающийся став убирает весь негатив, насланный врагами, или снижает воздействие порчи. Если следов сглаза нет, тогда с помощью вяза можно оградить собственное жизненное пространство от подлых людей, способных на сильное предательство.
  • Ансуз и Райдо. Каждая руна вяза сильная и несет мощный позитивный заряд. Ставы усиливают внутренние задатки человека, помогают ему раскрыть скрытый потенциал. С помощью простых рун, личность не просто движется вперед, она растет. Становится сильной и независимой. Использовать вязы такой мощи ради интереса не стоит. Только личность, готовая к личностному росту – способна воспользоваться предоставленными возможностями. Олицетворяет сочетание двух простых ставов дорогу к новым знаниям, к истинам, которыми необходимо вооружиться в будущем.
  • Ансуз и Уруз. Силы – это энергия, а энергия – это жизнь. Самые простые истины, которые понимает не каждый человек. Усилить собственные жизненные силы может любой человек, даже неопытный маг, новичок, жаждущий новых знаний. Используются такие вязы для блага человека, для поддержания его иммунитета и сил, необходимых для новых свершений. Важным условием продвижения человека является его желание, а истощенная личность неспособна желать или хотеть хоть что-нибудь. Ансуз и Уруз – это мощь, которой от природы обязан обладать человек, но по определенным причинам утратил эту способность.
  • Дагаз и Альгиз. Перемены – это возможности. Это условие счастливой жизни, возможности, которые нужны каждому человеку вне зависимости от взглядов на мир или веры. Без перемен личность прекращает собственное развитие, теряет жизненно важные силы. Для вяза, состоящего из Дагаза и Альгаза не нужны дополнительные подпитки. Установив сочетание рун, как амулет или оберег, хозяин дома обеспечивает всем домочадцам хорошие изменения как внутренние, так и внешние.

Сочетание рунических символов «Дагаз» и «Альгиз» используется в том случае, если человек хочет положительных перемен

Для выглядевшей, как набор случайных знаков, формулы не нужны дополнительные заклинания. Каждый символ активизируется с помощью одной из природных стихий. Для этих целей можно использовать силу огня или воды, запустить став с помощью крови или заговора. Выбор средств активации зависит от возможностей и пожеланий других людей.

Означают руны равновесие или гармонию, проклятие или благословение, но природа древних знаков всегда нейтральна. Только помыслы людей, их надломленные в глубине души страхи, стремления определяют направление рунной магии. Ее воздействие, разрушение и восстановление гармонии. Применение ставов пройдет без последствий, если искренне верить в те силы, которым взывает человек.

Толкование знаков друидов

Нанесение символа, означавшего прилив силы или отталкивающего негатив, всегда ответственный процесс. Наносить знаки, которые не изучены до конца опасно для всех, кто живет в доме или участвует в тайном ритуале.

Нет двух одинаковых гаданий, как и двух идентичных результатов. Браться за толкование символов друидов не стоит. Сильный став и простой символ, помогающий усилить работу руны – одинаково важен. Пропускать знаки нельзя, иначе никакой, даже самый сильный ритуал не сработает.

Гороскопы с помощью рун помогают отыскать смысл всей жизни через один лишь знак. Увидеть, где можно добиться успехов и как преодолевать житейские проблемы. Толкуя став, человек знакомится с ним, вникает в его значение, и позволяет собственному сознанию принять новую информацию. Новую силу. В отличие от других магических атрибутов, руны послужат и для защиты, и для привлечения, и даже для приворота.

Сильные ставы

Выбрать защитный став несложно. Изучая символы, человек узнает историю каждого из них. Для создания амулетов или отсечения чужого приворота пригодиться один знак, заговоренный в определенный день недели или на большой праздник:

  • Исса. Рунический символ, означающий холод, мороз или остановку процессов. Все сферы человеческой жизни буквально замораживаются. Символ кризиса и застоя выпадает в гадании, как предупреждение о будущих проблемах и неминуемых задержках. Перевернутое положение руны говорит о перерождении, о начале новых увлекательных дел.
  • Ингуз. Плодородие и сила – два самых распространенных значения руны, которая используется в качестве амулета, помогает активировать внутренние силы, найти новые возможности. Благоприятный знак, который олицетворяет мужское начало. Сила проявится в скором времени, если в прогнозе выпадает Ингуз.
  • Беркана. Рунический символ, означающий рост, ту часть духовного развития, который откроет перед человеком новую, увлекательную жизнь. Для толкования этой руны необходимо изучить соседние символы. Толковать древние знаки без учета соседних рун нельзя, ведь они задают общий настрой прогноза. Беркана – это необходимый скачок вперед, с которым человек сумеет изменить собственную жизнь.
  • Дагаз. Один из самых светлых рун, необходимый для улучшения общего прогноза. Используют такой знак для вяза или сложной формулы. Символ улучшает работу любого става. Проведенный обряд, в котором задействован Дагаз – действует безоговорочно и работает длительный период без дополнительной подпитки. Знак дня, солнца, рассвета и выхода из затяжного кризиса должен вселить в человека надежду на лучшее будущее.
  • Совелу. Знак победы выпадает в раскладе неслучайно. Важный символ, к которому следует прислушаться и мужчине, и женщине. Если человека терзает вопрос об исходе важного дела, тогда Совелу развеивает любые опасения. Победу не миновать и никакие враги не помешают достичь желаемых результатов.

Руна «Совелу» символизирует победу, несмотря на все препятствия

Руны помогают человеку. Делают его сильнее, осознаннее и гармоничнее. Они раскрывают его природу, указывают на проблемы, о которых личность могла и не догадываться. Это помощники, которые представляют невероятную силу.

Руны – это непросто древние символы, а настоящие подсказки, что делать дальше, как поступить в непонятной ситуации. Применять ставы или нет, решает каждый для себя, но ограждаться от такой мощной силы неразумно.

Язык викингов – уникальное явление. Об этом свидетельствуют его отличительные особенности, самой главной из которых считается доступность широкому кругу пользователей. Стоит также отметить необычность и простоту символов, порядок их написания, особенности чтения, а также широкие возможности в выборе материалов для их вырезания и начертания. Благодаря руническим записям, относящимся к эпохе викингов, современным ученым удалось многое узнать о жизни древних скандинавов, об их миграции, а также о происхождении и значении их имен.

Под понятием «датский язык» на протяжении всей эпохи викингов и в течение нескольких веков после ее окончания объединялись все скандинавские языки. Согласно одной из версий, это определение появилось за рубежом, а позже было принято и жителями полуострова. Данный факт свидетельствует о том, что древние скандинавские языки мало отличались между собой, но не имели сходства с другими европейскими языками.

До наших дней практически не дошло сведений о том, как звучал датский язык. Скудные сведения историки берут из слов, позаимствованных другими народами. Также в изучении языка викингов им помогают скальдическая поэзия и надписи на старинных монетах. Благодаря этим артефактам ученым удалось определить, что речь древних жителей из различных мест Скандинавии не являлась полностью идентичной. Так, на западноскандинавском языке говорили поселенцы территорий, на которых находятся современные Норвегия и Исландия, а на восточноскандинавском – древние обитатели Швеции и Дании. Древнеисландский язык менее остальных изменился к сегодняшнему дню, поэтому ученые черпают знания именно в современной речи исландцев.

О происхождении рунической письменности

Несмотря на отличия в языках, любой скандинав и сейчас самостоятельно, без словаря и переводчика, может понять большинство слов из рунических надписей. Изначально данная письменность возникла у германских народов спустя несколько веков после Рождества Христова. Она включала 24 знака, составленных из вертикальных и косых линий. Именно их было удобнее всего вырезать на поверхности из дерева. Поскольку горизонтальные линии выглядели смазано из-за того, что они как бы терялись в волокнах древесины, то их не использовали.

С началом эпохи викингов количество рун уменьшилось до 16 знаков. Параллельно изменилось и написание некоторых из них. Руны были упрощены с целью удобства их нанесения на различные поверхности. При этом чтение знаков усложнилось, так как многие из них приобрели дополнительные значения. Кроме того, одна руна может обозначать несколько звуков. Так, руну «к» можно прочитать в четырех вариантах: «к», «г», «нг» и «пк». Одновременно с этим была создано множество знаков, разделяющих слова и фразы.

О причинах появления 16-значного рунического алфавита доподлинно неизвестно. Согласно одному предположению, эти изменения произошли не в силу естественных причин, а из-за «повеления сверху». Данную версию подтверждает тот факт, что в те времена центральная власть произвела множество глобальных изменений в обществе.

Новый алфавит получил название «fupark» – именно эти 6 знаков находились в его начале. Он существовал в 2-х видах: датском и шведско-норвежском. Первый вариант включал обычные руны, а второй – «короткосучковые», отличающиеся меньшим количеством ответвлений и их незначительной длиной. Оба вида рун нашли свое применение. Так, с помощью обычных чаще вырезались торжественные и памятные надписи, а более простые «короткосучковые» широко использовались торговцами и простыми людьми.

Рунические знаки писались не слева направо, а сверху вниз. Они не подходили для написания писем на пергаменте. Для этого использовался латинский алфавит, известный в то время в основном церковнослужителям.

Применение рунических надписей и артефакты

Чтением новых знаков владело большинство представителей знати. Ведь рунические надписи наносились на памятные камни с той целью, чтобы их читали. Скандинавы вырезали руны на бортах кораблей, конской сбруе, гребнях, на изделиях из кожи и кости и пр. В одних случаях это было имя хозяина вещи, в других – мудрое изречение, в третьих – магические письмена. К самым ценным находкам можно отнести надпись на фрагменте человеческого черепа, который был найден на месте торгового центра Рибе. Артефакт датируется VIII веком. На нем четко просматривается имя Одина – верховного языческого божества, которому поклонялись викинги. А кто-то, используя древнескандинавский язык рун, удовлетворился тем, что просто вырезал на обычном гребне слово, обозначающее название этого предмета. Попадались археологам и «любовные записки». К примеру, найден обломок кости животного с надписью «поцелуй меня». Но встречались и серьезные письма, которые вырезались на деревянных дощечках. Так, сообщение с просьбой что-то сделать (что именно – не удалось прочитать) относится к IX веку и адресовано мужчине по имени Оддульв.

Вытеснение рунических знаков латинскими буквами

После христианизации Скандинавии, которая пришлась на последний век первого тысячелетия, на этих землях стал вводиться латинский алфавит. Это подтверждено надписями на монетах, относящимися к X столетию, а также письмом одной высокопоставленной особы, которое датируется XI столетием. Но для лаконичных повседневных записок руны считались более удобными, и их продолжали применять до позднего Средневековья. Ведь начертать послание гораздо проще с помощью ножа и кости, оставшейся от обеда, чем с помощью чернильницы и пергамента, которые в те времена были доступны далеко не всем.

Имена скандинавов

Надписи на рунических камнях содержат много сведений, в том числе и о распространенных в Скандинавии именах. Многие имена использовались по всей ее территории (например, Ульф и Торстейн), но были и такие, которые встречались лишь конкретных регионах. Так, к западноскандинавским относятся Оддкетиль и Эйульф, а из восточноскандинавских распространенными являются Токе, Манне и Асвед. Благодаря «региональным» именам историки имеют возможность определить происхождение представителей той или иной колонии. К примеру, по географическим названиям в Нормандии можно прийти к выводу, что основную часть скандинавских переселенцев составляли датчане. Так, название города Окевиль происходит от датского имени Оге.

Времена викингов примечательны тем, что именно в эту эпоху появилось немало имен, включающих имя языческого божества Тора (Торкиль, Торстейн, Токе и пр.). Многие из них не перестали использоваться и после христианизации Скандинавии. Не забывали викинги и о «братьях меньших», давая людям имена, включающие названия животных (Гунульф, Стигбьерн) и даже присваивая им полные названия того или иного вида живности (Урм – змея, Бьерн – медведь).

Традицией некоторых знатных родов было нарекать своих отпрысков лишь определенным минимумом имен. К примеру, норвежские короли чаще всего давали своим потомкам имена Улав и Харольд. Некоторым скандинавам присваивали дополнительные имена. С их помощью подчеркивалась принадлежность к определенному роду либо к региону. Так, мигранта из Дании, который осел в Норвегии, могли называть Ульф-Датчанин. Кроме того, в имена закладывались основные характеристики человека, его профессия, статус и пр. Например, имя «Горм Клана» обозначало «Горм растяпа». До наших дней дошло много прозвищ известных личностей эпохи викингов: Ивар Бескостный, Харальд Прекрасноволосый, Рагнар Кожаные Штаны и пр.

Большое количество имен собственных, появившихся еще в эпоху викингов, существуют и в наши дни. Из обихода скандинавов (и не только их) до сих пор не вышли такие древние мужские имена, как Ульф, Ивар, Аслак, Кнуд, Эрик и множество других. Из женских имен, относящихся к эпохе викингов, следует выделить такие: Ингрид, Сигрид, Тора, Осе, Туве и т.д. После введения христианства эти имена несколько «разбавились» библейскими именами. Многие из дошедших до наших дней имен прекрасно «уживаются» между собой и сейчас, несмотря на то, что их корни восходят к различным религиям.

Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Тут https://nn.ressyshop.ru/ ведущий Российский производитель конвекторов в Нижнем Новгороде

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия

Руны Тип: консонантно вокалическое Языки: древнегерманский, древнескандинавский, англосаксонский, древнеисландский, шведский Место возникновения: Северная и Западная Европа Терр … Википедия

- (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

Кириллица Тип: консонантно вокалическое Языки: старославянский, церковнославянский, русский, сербский, болгарский, македонский, украинский и многие другие Место возникновения: Юго Восточная Европа … Википедия

- (неофициально яналиф) Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

Финикийское письмо Тип: консонантное Языки: финикийский Период: 1050 год до н.э., постепенно эволюционировало в другие системы письма Происхождение: Версия 1: библское письмо Версия 2 … Википедия

Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Оскская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: оскский Место возникновения: Южная италия Территория: Кампания, Самний, Лукания … Википедия

Книги

  • Огам. Набор ирландских рун , Ирландские руны, иначе называемые "Огам", не заработали такого большого распространения, как, например, скандинавские. Однако они имеют не менее насыщенную и глубокую историю. Этот рунический… Серия: Издатель:

Что такое рунический алфавит? В сознании современного человека это понятие тесно связано со Скандинавией. Однако рунических алфавитов несколько десятков, и на территории России тоже был собственное . Разберем все отличия и обобщающие моменты, связанные с .

История

Младший футарк использовался в бытовых целях и служил для написания писем и иных записей. Старший футарк использовали только для магических целей, в бытовой практике он никогда не использовался. Руническим рядом старшего футарка пользовались только посвященные, так как сакральное значение рун было известно только им.

Так же известен готский рунический ряд, которым пользовались в Восточной Европе. Англосаксонский алфавит рун появился вследствие перемещения германских племен в Британию. Так же существовала и смесь скандинавского и англосаксонского рунического ряда — маркоманнические руны.

С течением времени алфавит рун претерпевал фонетические и графические изменения, некоторые знаки были добавлены, а некоторые символы устранены.

Шифрованные руны

Эти надписи носили магический характер и назывались вязью. Руническая вязь — это соединение нескольких рунических знаков в одно целое. В результате получается графический рисунок, наделенный магическим смыслом. Вязаные руны — это написание знаков на общей вертикальной черте.

Ветвистые руны — это тоже метод тайнописи. Его отличает изображение не самой руны, а ее порядкового номера в атте и номера самого атта. Рисунок выглядел так: на вертикальной черте рисовали горизонтально направленные линии, обозначающие порядковый номер (три линии — номер три и т.д.). Линии слева обозначают порядковый номер атта, справа — порядковый номер символа в футарке.

Арманический футарк

Это рунный алфавит для предсказаний судьбы. В нем несколько изменены знаки и добавлены два новых. Алфавит для предсказаний на рунах ввел современный исследователь Гвидо фон Лист.

Использование рун

В современном мире алфавит рун используют только для магических целей. В эзотерических магазинах можно найти рунные наборы для предсказаний, рунические талисманы и обереги. Наборы делают из определенных пород дерева, кости или камня. В домашних условиях можно сделать набор из соленого теста.

Рунологи изобрели дополнительную двадцать пятую руну, обозначающую чистую судьбу. Ее назвали — руна Одина. В магических целях составляют специальные заклинания для рунических ставов — висы. В висах рунолог выражает свое намерение, с помощью которого рунические потоки должны направиться для изменения обстоятельств.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Loading...Loading...