Как считается дартс. Правила игры в дартс – для детей и взрослых

Дартс по праву можно назвать самой демократичной и доступной игрой для всех возрастов. Ведь в него можно играть одинаково хорошо в 14, 40 и 60 лет. При этом развить свое мастерство вполне доступно за пару лет. Как и все виды спорта, дартс имеет определенные правила, которые вкратце рассмотрим далее.

Мишени

Мишени производятся из природных спрессованных волокон агавы (сизаля), а по окружности обжимается обручем из металла. Толщина составляет 45-50 мм, диаметр – 0,45 метра.

На фронтальной части мишени нанесены сектора разного цвета, границы которых отделяются проволокой. Всего секторов 20 плюс внешнее кольцо удвоений и внутреннее утроений. Попадание в сектор приносит такое количество очков, которое в нем отмечено. Центр мишени оснащен двумя «Буллами» (красным и зеленым). Попадание в первый дает спортсмену 50, во второй – 25 очков.

Размещение секторов выполнено путем чередования малых номеров с большими цифрами, что нивелирует превосходство случайного попадания над меткостью участника. Размещается мишень на высоте 1,7 метра от пола, броски дротиков производятся с дистанции 2,7 м.

По видам мишени делятся на три категории (в зависимости от сечения и формы разграничивающей проволоки):

  1. Стандартная круглая катанка сечением 1.5 мм. Такие мишени — самые доступные по цене. Основным их минусом является высокий процент вероятности отскока дротика;
  2. Трехгранная проволока. Конструктивное усовершенствование снижает процент рикошетов в 2-3 раза;
  3. Тончайшая проволока 0,2-0,4 мм, которая врезана глубоко в плоскость. Здесь процент отскоков практически равен нулю.

Дротики

Метательные элементы состоят из трех частей:

  1. Баррель. Он представляет собой корпус из металла, в который методом прессования внедрена игла;
  2. Хвостовая часть. Изготавливается из пластика или металла, ввинчивается в баррель;
  3. Оперение. Эта часть стабилизирует полет дротика, фиксируется в специальных гнездах на хвостовике.

Дротики условно можно разделить на любительские и профессиональные. К первым относятся латунные элементы. Они имеют баррель толщиной до 12 мм, используются в различных заведениях для развлечения посетителей. К профессиональным дротикам относятся элементы из вольфрама. Они оснащены баррелем толщиной 6-7 мм. Стандартная масса дротиков составляет 21-25 г, точный вес указывается производителем.

Разновидности игр

Рассмотрим самые популярные виды игр, которые используются в проведении официальных и международных соревнований.

Игра 501

Участвуют в противостоянии два игрока. Сначала требуется разыграть право первого броска. Это выясняется путем метания поочередно одного дротика. Кто попал ближе к центру мишени, тот и начинает игру.

Игровой процесс состоит из подходов по три броска. Суть сражения заключается в том, что каждый участник должен обнулить стартовое число в 501 очко. Добавляет интереса и сложности игре момент последнего броска через сектор удвоения в обязательном порядке. Например, на остатке 27 баллов. Наиболее перспективно закрыть очки следующим способом: поразить сектор 7, затем удвоение 10. Если спортсмен попадет просто в 10, в следующем раунде он может закрыться посредством удвоения 5.

Стоит отметить, что в этой игре работает правило перебора. То есть если участник выбивает больше баллов чем есть у него в остатке, следующий подход он начинает снова с количеством очков, которое было в предыдущем раунде. Такая же ситуация происходит, если у спортсмена остается 1 очко.

Победу одерживает тот дартсмен, который выиграет большее число сетов. В зависимости от регламента соревнований их может быть от 1 до 7. Сеты подразделяются на 5 лэгов (каждый лэг – одна игра).

Дартс Крикет

После 501 рассматриваемый вариант является самым популярным среди дартсменов. Первый ход разыгрывается аналогично. В соревновании используются сектора с 15 по 20 и «Булл». Участники по очереди выполняют подходы по три броска. Их задача – как можно быстрее закрыть разыгрываемые сектора.

Чтобы поразить сектора, необходимо для каждого из них выбить утроенное количество очков. Сделать это можно по-разному:

  • Выбить одним броском дротика тройной результат;
  • Поразить первым метанием удвоение, затем просто сектор;
  • Три раза выбить стандартное число баллов сектора.

Для закрытия «Булла» спортсмен должен набрать 75 очков.

Если один из участников поразил сектор, а его соперник еще нет, допускаются последующие попадания в него для набора дополнительных баллов. Поражать мишень можно в любой последовательности. Для усложнения задачи оппоненту рекомендуется закрывать сначала сектора со старшими номерами.

Зачем волейболисты постоянно разговаривают на площадке?

Волейбол – командная игра. Она требует постоянного общения между игроками команды,...

Игра дартс родилась в Англии. Точное время рождения до сих пор не определено, но известно, что дартс появился в средние века. Игра была распространена в пабах и тавернах, где пострелять из лука обыкновенными стрелами было неудобно из-за тесноты и постояльцы-«лучники» придумали игру с их укороченным вариантом. В качестве мишеней использовались перевернутые бочки, а центром мишени служили деревянные пробки. В таком виде игра дошла до прошлого века, когда постепенно в Британии стали организовываться различные соревнования по дартсу и лиги дартса.

Первый официальный турнир по дартсу состоялся в 1927 году. Из года в год число участников соревнований по дартсу увеличивалось. Так в сезоне 1938 года приняло участие 280000 спортсменов!

Вторая мировая война приостановила проведение чемпионатов по дартсу, но тем не менее игра продолжала развиваться. Дротики входили в спортивных набор офицеров и солдат Британской армии и были призваны совершенствовать их физическую форму.

После окончания войны проведение официальных соревнований было возобновлено.

В 1992 году учреждена Professional Darts Corporation, в результаты чего стали проводиться соревнования по дартсу самого высокого уровня, такие как Мировое Первенство, World Matchplay, Grand Prix

Правила игры в дартс

Цель игры - набрать быстрее соперника определенное количество очков (в зависимости от вида игры), попадая дротиками в мишень, которая расположена на расстоянии 2,37 метра от линии броска. Высота мишени (расстояние от ее центра до пола) составляет 1,73 м.

Мишенью является круг, разделенный на 20 секторов. Диаметр круга - около полуметра. Центр мишени называется Bull, что в переводе с английского означает «бык». Попадание в него оценивается в 50 очков. Круг, обрамляющий центр мишени имеет стоимость в 25 очков. Каждый сектор мишени оценивается по разному - от 1 до 20. Кроме того, в секторах имеются зоны удвоения (небольшая по ширине полоса с внешней стороны сектора) и утроения (такая же полоска, расположенная внутри сектора). Так, например, попадание в зону утроения сектора 20 приносит игроку 60 очков - наибольшее количество из возможного после одного броска. Сектора в круге распределены таким образом, что приносящие большое количество очков соседствуют с малодоходными. Так возле сектора 20 располагаются сектора 1 и 5.

Игра начинается с того, что игроки пытаются поразить одним дротиком центр мишени, чтобы определить, кто будет бросать первым. Если никто в центр не попал, первым начинает игрок, направивший дротик в место, расположенное ближе к центру мишени. После этого игроки по очереди бросают по 3 дротика. Метание подряд трех дротиков называется в дартсе подходом.

Состязания в дартсе могут быть как индивидуальные, так и командные.


Дартс - великолепная спортивная игра для азартных людей, которые любят побеждать. Навыки развиваются с опытом.

Многое зависит от спортивной подготовки человека: в игре задействованы мышцы разных частей тела, поскольку бросок совершается не только рукой, в процессе принимает участие множество различных мышц.

Значение имеет поза человека, его владение телом, умение рассчитать вес дротика, расстояние до мишени и силу удара.

Важно зрение человека, уровень развития его вестибулярного аппарата. Правила отличаются: есть варианты для начинающих, и беспощадные игры для профессионалов.

Варианты игры в дартс:

Название Суть Дополнительная информация
501 Каждому начисляется 501 очко. Баллы, заработанные участниками, вычитаются из суммы. Побеждает первый, кто, получив 501 балл, доведёт их количество до нуля Распространённый вид для игроков любого уровня, для новичков покажется слишком долгой из-за отсутствия навыков
Булл Игра на опережение, засчитываются только попадания в центр или зелёный сектор Состязание для разогрева перед настоящей битвой
Американский крикет Необходимо закрыть каждый сектор тройным попаданием, не допускается лишнее попадание Развивает навыки: участник учится попадать в конкретное место, исключается произвольные броски
Крикет Принцип напоминает предыдущее описание, но здесь игроки произвольно определяют сектора для закрытия Продолжительность зависит от выбранных секторов и точности бросков. Парная игра
7 жизней Игроки определяют количество бросков для победы над соперником, у каждого игрока 7 таких жизней Напоминает правила 501

Любой вид состязаний может быть парным или командным, что зависит от количества участников. Многие ставят на кон конкретную ставку.

Она определяется игроками заранее, до начала турнира, и достаётся победителю.

Ставкой может быть что угодно:

  • Ужин за счёт проигравшего.
  • Деньги.
  • Желание.
  • Выпивка.
  • Вещь, предмет.
  • Договорённость совершить конкретное действие.
  • Секс.

Ставка увеличивает интерес участников, разжигает азарт. В целях сохранения имущества, следует заранее дать себе установку не играть на большие суммы денег и дорогие вещи.

Избегайте принимать участие в состязаниях с незнакомыми подвыпившими людьми, предлагающими большие ставки. К добру это не приведёт.

Чаще, дартс - это дружеское соревнование, во время которого люди общаются, говорят на разные темы, соревнуются.

Это помогает вести диалог спокойно и отстранённо, поскольку человек меньше отвлекается на речь и реакцию на слова.

Как считать очки?

Существует определённая система подсчёта очков в дартсе.

На неё ориентируются во всех видах состязаний:

  • Центр принимают за 50 очков.
  • Узкая зелёная зона вокруг него - 25.
  • Следующее кольцо умножает количество очков на 3. Очки обозначены на самой таблице цифрами.
  • Последнее кольцо означает умножение полученных очков на 2.

Эта система не сложная, её запоминают с первого раза, используя во всех последующих соревнованиях.

Для каждой игры подсчёт будет основан на этих значениях, но учитываются и индивидуальные правила каждого вида состязаний.

Их разнообразие делает дартс интересным, каждый выбирает свой способ соревноваться.

Правила подсчёта:

  1. Игра в Булл предполагает подсчёт попаданий в центр и зелёный сектор, остальные сектора не участвуют.
  2. В 501 учитывается каждое попадание в мишень. Участник делает три броска, складывает результат и вычитает из первоначальных баллов, количество которых определяет название игры.
  3. Существует игра, которая отличается от обычных: суть её в попадании в определённое число, а не в сектор. Количество очков умножается на число.
  4. Игра в Крикет подразумевает закрепление секторов за игроками. Если удалось это сделать, дальнейшие попадания будут умножать результат на определённое число.
  5. Американский Крикет позволяет забирать очки соперника, если игрок попадёт в его сектор. Правила видоизменяются по желанию игроков.

История игры

Известно, что игра зародилась в военное время. Исторической родиной её считают острова Британии. Первые состязания проводились в пабах 150-200 лет назад.

Сначала мишенью служило дно перевёрнутой пивной бочки, а дротиком служили стрелы. После, стали конструировать более удобные дротики и мишени.

Первое официальное соревнование состоялось в Великобритании в 1927 году. В 1945 году страна образовала специальный комитет по дартсу - Национальную Ассоциацию Дартса.

Сегодня существует несколько разновидностей дротиков, их отличают по виду материала, форме, окантовке, весу. Все эти параметры учитываются при покупке набора для игры.

Сегодня дартс стал популярнее других игр, преимущества заключаются в нескольких факторах:

  • Необязательно иметь определённый опыт, играя впервые, попасть в мишень сможет каждый.
  • Доступность инвентаря делает дартс любимым развлечением в барах.
  • Соревноваться можно в любом виде одежды, это не помешает.
  • Игра является спортивной, но она не выматывает так, как волейбол или футбол.
  • Необходимо минимальное пространство.

Важно! Игра опасна, если не соблюдать правила предосторожности.

Участники должны находиться на расстоянии от мишени во время броска соперника, чтобы дротик не угодил в них.

Известны случаи, когда дротик попадал участникам игры в глаз. Ситуация не смертельна, но потерять зрение - страшное дело. Если он попадёт в артерию на шее, возможен летальный исход от потери крови.

По этой причине не стоит соревноваться в умении попадать дротиком в мишень, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Даже если один игрок уверен, что контролирует себя, то всегда есть второй, который может случайно ранить.

Соблюдайте правила предосторожности, тогда игра принесёт вам только удовольствие. Приобрести навыки начинающему удастся уже через год практики. Оттачивайте мастерство и побеждайте!

Полезное видео

    Похожие записи

Дартс - популярная спортивная игра и интересное хобби для многих людей во всем мире. При этом, чтобы организовать место для игры в любом подходящем месте, следует запомнить всего несколько важных моментов. Несмотря на то, что мишени для дартс бывают различных типов, чтобы создать условия для игры, в первую очередь, необходимо убедиться в том, что для нее у вас достаточно места, защитить стены и полы, а также точно наметить и несколько раз перепроверить точку для надежного крепления мишени и расположение линии броска.

Шаги

Часть 1

Выбор места

    Оцените пространство, на котором вы собираетесь играть, чтобы проверить, что оно достаточно открыто. Найдите открытое пространство, которое не загромождено мебелью и прочими препятствиями. Ориентировочно, вам потребуется зона размером около 1,5 м в ширину и 3,5 м в длину. В этой зоне вам не должна мешать мебель или иные предметы. Постарайтесь сделать так, чтобы это пространство было совершенно свободным, чтобы вы могли без труда забирать дротики после метания.

    Подготовьте напольное покрытие. Так как все зависит от вашего бюджета, возможно, у вас не будет возможности создать специальные полы для игры в дартс. Тем не менее, следует помнить, что некоторые материалы могут повреждать дротики, а другие будут быстро изнашиваться от частых игр. Лучше всего использовать специальную ковровую дорожку для дартс, которой застилают пол, чтобы защитить его и одновременно разметить расстояние от мишени до линии броска.

    • Запомните, что наконечники дротиков легко ломаются и затупляются о бетон, камень и плитку.
    • Деревянные полы легко повреждаются дротиками, особенно в зоне, наиболее близкой к мишени.
    • На линолеуме и виниловом покрытии дротики также оставляют после себя много дыр.
    • Обычные ковровые покрытия легко изнашиваются и стираются в той зоне, где часто ходят люди от линии броска к мишени и обратно.
  1. Убедитесь, что полы ровные. Возможно, вы не проверяли полы, когда заселялись в свой дом, поэтому это следует сделать сейчас. В некоторых случаях полы могут иметь небольшой уклон или некоторые неровности, возникшие с течение времени. Если вы решили использовать ковровую дорожку для игры в дартс, выровнять под ней любые неровности можно с помощью картона или дополнительных кусков коврового покрытия.

    Стратегически подойдите к размещению мишени, чтобы и игроки, и зрители оставались в безопасной зоне. Разместите мишень в безопасном изолированном месте. Она должна располагаться подальше от дверных проемов, оживленных мест, где часто ходят люди, и ломких предметов. Нельзя создавать риск травм для проходящих мимо людей, а также постоянно вынужденно прерывать игру из-за того, что люди физически не могут обойти игровую зону другим путем. Если поблизости есть ломкие и ценные предметы, которые могут пострадать во время игры, еще раз подумайте, где будет уместнее разместить мишень.

    Защитите стены. В зависимости от опыта игроков, дротики не всегда попадают в мишень. Используйте защитные панели, чтобы обезопасить стены и окружающее пространство. Если позволят время и имеющиеся в вашем распоряжении средства, можно окружить мишень защитным покрытием или кабинетом.

    Закрепите на стене скобу под крепежный диск. Запомните, что вам следует установить скобу таким образом, чтобы центр подвешенной мишени оказался строго на уровне 173 см над полом. Скоба должна сверху иметь U-образную выемку для крепежного диска (или шурупа), расположенного на самой мишени. Выровняйте центральное отверстие скобы с настенной меткой для центра мишени и вкрутите в него шуруп. Позже вы удалите этот шуруп, так как он необходим лишь для того, чтобы выровнять по уровню остальные крепежные отверстия скобы.

Традиционная английская игра для пабов теперь популярна в самых разных странах. Игроки метают дротики в круглую мишень, поделенную на участки разной стоимости. В «Дартс» играют в одиночку, парами и командами. В стандартной игре участники стремятся свести к нулю начальный счет. Другие варианты игры предусматривают огромное количество целей для проверки мастерства игроков.

Стандартная мишень.
Большинство мишеней для «Дартса» делаются из пробки, щетины или вяза, а границы и номера секторов - из проволоки. Стандартная турнирная мишень диаметром 18 дюймов имеет двадцать секторов, внешний (двойной) круг, внутренний (тройной) круг, а также внутреннее и внешнее яблочки в центре. Смежные сектора отличаются по цвету.

Дротики.
У каждого игрока есть набор из трех дротиков. Конструктивно они могут отличаться, но длина большинства составляет примерно 6 дюймов. У всех дротиков есть:

  • - острие, обычно стальное;
  • - древко, сделанное из металла (обычно латунное) или утяжеленного металлом пластика, либо же из дерева;
  • - оперение из перьев, пластика или бумаги.

Грифельная доска , на которой записывается счет, обычно вешается сбоку от мишени. Счет каждого игрока записывается мелом.

Игровое поле.
Мишень вешают на стену так, чтобы ее центр находился на высоте 1,8 метра от пола. Линии заступа можно провести на коврике или на полу на расстоянии 2,5 метра, 2,7 метра или 2,8 метра от мишени.

«Стандартные турнирные Дартс»

Игроки.
В «Дартс» играют в одиночку, парами или командами любой численности.
Начало игры. Для открытия счета каждый игрок или один из членов каждой команды должны попасть дротиком в двойное кольцо. Первое попадание в дубль заносится в счет, как и все попадания после него в этой серии, но не до него.

Очередность бросков.
В одиночных играх соперники по очереди метают по три дротика каждый. В парных и командных играх один игрок от каждой стороны по очереди метает три дротика, при этом члены каждой команды играют в порядке, установленном перед началом игры. Первыми метают дротики игрок, пара или команда, которые выиграли в жеребьевке или в предварительных бросках попали ближе всего к яблочку.

Зачетные броски.
Бросок не засчитывается, если игрок во время метания не находился за линией заступа.

Засчитываются только те дротики, которые остаются в мишени в конце серии бросков игрока. Таким образом, бросок не приносит очков, если дротики срикошетили, воткнулись в другой дротик, упали с мишени или оказались выбиты.

Повторные попытки броска не разрешены (обратите также внимание на стартовую и финишную процедуры).

Ведение счета.
Набранные очки вычитаются из общей начальной суммы - обычно это 301, 501 или 1001.

Попадание во внутреннее яблочко дает 50 очков, а во внешнее яблочко - 25. Попадание в сектора приносит очки соответственно номеру сектора: при попадании во внешний (двойной) круг (а) номер сектора удваивается, во внутренний (тройной) круг (б) - утраиваются.

Конец игры.
Игра заканчивается дублем, доводящим счет точно до нуля. Если счет в серии бросков игрока заходит дальше нуля или единицы, игрок возвращается к предыдущему счету, а также аннулирует все оставшиеся броски этой серии.

«Игра вкруговую»

Это индивидуальная игра для любого количества игроков. Каждый игрок по очереди метает три дротика.
После стартового дубля каждый игрок должен попасть одним дротиком в каждый из секторов по порядку от 1 до 20. Попадание в двойное и тройное кольца необходимого сектора обычно разрешены. Победителем является первый игрок, закончивший круг.

«Шанхай»

«Шанхай» является еще одним вариантом игры вкруговую для любого количества игроков с тремя дротиками у каждого. В первом раунде каждый игрок метает все свои дротики в сектор под номером 1. В зачет идут все попадания в одинарные, двойные и тройные круги. Во втором раунде бросков каждый игрок метает все свои дротики в сектор под номером 2 (даже если он не получил очков в первом раунде).

Игра продолжается подобным образом по часовой стрелке, и победителем обычно становится игрок, набравший больше всего очков. В распространенном варианте этой игры участник может победить, сделав «Шанхай», то есть за одну серию бросков поразив одинарный, двойной и тройной круги нужного сектора.

«Закрытие секторов»

Это игра для двух игроков с тремя дротиками у каждого. Каждый игрок стремится набрать как можно больше очков, одновременно стараясь не дать сделать этого сопернику.

Как только один из игроков трижды попал в любой отдельно взятый сектор, данный сектор закрывается, и ни одно попадание в него больше не засчитывается никому из игроков. Дубли и утроения сохраняются и соответственно увеличивают число очков вдвое и втрое. Победителем является игрок, набравший больше всего очков после закрытия последнего сектора.

«Скрэм»

«Скрэм» – это игра для двух игроков, по очереди метающих по три дротика.

Игрок, метающий первым, является «стоппером», и любой пораженный его стрелкой сектор закрыт для его соперника. Второй игрок известен как «охотник за очками», и он стремится набрать как можно больше очков, прежде чем будут закрыты все сектора. Когда все сектора закрыты, игроки меняются ролями. Победителем становится участник, набравший больше всего очков в роли «охотника за очками».

«Киллер»

Лучше всего играть в «Киллера» с четырьмя-восемью участниками. В первой серии бросков каждый игрок метает один дротик рукой, которой он обычно не пользуется при броске. Данный бросок на всю оставшуюся игру определяет личный сектор. Если сектор уже отдан другому игроку, участник вновь метает дротик.

В последующих сериях каждый игрок метает три дротика своей обычной бросковой рукой. Игра имеет несколько разновидностей, но во всех случаях победителем становится участник, оставшийся в игре, когда все остальные уже потеряли свои «жизни».

Первый вариант.
В одной из версий игры первая цель участников состоит в том, чтобы приобрести три жизни, попав тремя дротиками в свой личный сектор (две жизни за дубль и три - за попадание в сектор утроения).

Имея три жизни, игрок становится киллером и принимается метать стрелки в сектора других игроков (на рисунке игроки В и С становятся киллерами после своей второй серии бросков, а игрок А - после первого броска своей третьей серии).

Если киллер попадает дротиком в сектор игрока с тремя или двумя жизнями, этот игрок теряет одну жизнь (или две при дубле и три при попадании во внутренний тройной круг).

Если киллер попадает дротиком в сектор игрока с одной жизнью или без таковой, данный игрок выбывает из игры (как игрок В после третьей серии бросков игрока С на рисунке).

Киллер, потерявший жизнь, теряет свое право убивать до тех пор, пока не восстановит ее, попав еще одним дротиком в свой личный сектор.

Второй вариант.
Все игроки начинают с определенным количеством жизней - обычно тремя или пятью. Чтобы начать убивать, игрок должен попасть в дубль собственного номера. Убийства совершаются посредством поражения дублей (одно убийство) и тройного кольца (два убийства) секторов остальных игроков. Утраченные жизни восстановить нельзя.

«Попади в цель»

«Попади в цель» - это игра для любого количества участников, кидающих по очереди три дротика.

Перед началом игры участники выбирают ряд целей и мелом записывают их на счетной доске. Типичная серия будет такой: 20, 19, 18, любой дубль, 17, 16, 15, тройное кольцо, 14, 13, 12, дубль, тройное кольцо, 11, 10, яблочко.

В своей первой серии бросков каждый игрок целится в 20, и ему засчитывается любое попадание в этот сектор (дубли и утроения сохраняются).

Затем игроки по очереди реализуют список целей, получая очки за каждое попадание в нужный сектор или уменьшая вдвое свой общий счет, когда ни один из дротиков не попадает в цель. Отрицательного счета не существует, и игрок, чей счет снизился до нуля, не увеличивается, пока он не сделает зачетное попадание.

«Пять»

В эту игру, используя стандартную мишень для дартса, могут играть два игрока или две команды. Победителями становятся игрок или команда, первыми набравшие заранее определенное количество очков, обычно 50.

Игроки по очереди метают по три дротика. Очки начисляются только в случае, если сумма трех попаданий делится на пять – в этом случае результат деления и засчитывается в качестве очков.

Если игрок не попадает одним из своих дротиков ни в один из секторов, а сумма двух предыдущих бросков делится на пять, он не получает очков за этот раунд.

«Дартс футбол»

Это игра для двух игроков, по очереди метающих три дротика каждый. Попадание во внутренне яблочко дает «контроль за мячом». Данный игрок затем может начать «забивать голы» - по одному за каждый дубль.

Он продолжает набирать очки, пока его соперник «не отберет мяч», поразив в свою очередь внутреннее яблочко. Побеждает игрок, первым забивший десять голов.

«Дартс-крикет»

«Дартс-крикет» - это игра для двух команд, требующая навыков и стратегии. Команда, с помощью жребия решает, будет ли она отбивать или подавать. Команды ходят по очереди, и каждый игрок в свою очередь бросает один дротик.

Отбивая, команда стремится сделать как можно больше «проходов»; подающая команда старается «взять ворота» посредством попадания во внутреннее яблочко.

После пятого «взятия ворот» команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая набрала больше всего очков, «отбивая мяч битой».

«Дартс-бейсбол»

Это игра для двух участников, каждый из которых представляет собой бейсбольную команду. Игра состоит из девяти периодов (инингов), и в каждом ининге игрок в свою очередь «отбивает мяч битой», трижды бросая дротик.
В первом ининге игроки метают дротики в сектор 1, во втором - в сектор 2, и так до сектора 9 в девятом ининге. При ничейном счете разыгрываются дополнительные ининги.

Одиночная «пробежка» засчитывается при попадании дротика в соответствующий сектор ининга (две пробежки за дубль и три - за попавшие в тройное кольцо). Попадание в яблочко на любой стадии игры считается получением большого шлема и приносит четыре очка.

«Меткий стрелок»

Это игра для двух игроков или пар на основе правил настольной игры, описанной на с. 330. Каждый игрок по очереди метает три дротика, а цель игры состоит в том, чтобы трижды попасть в каждый из секторов от 1 до 9.

Попадания могут быть сделаны в любом порядке, и дубль считается за два попадания, а тройной круг - за три. Если игрок имеет больше трех попаданий в один и тот же сектор, лишние попадания засчитываются противнику. Однако завершающее игру выигрышное попадание всегда должно быть сделано победителем. Побеждает тот, кто первым закончил серию попаданий.

Loading...Loading...