Как открыть звукозаписывающую студию. Бизнес идея: как открыть студию звукозаписи — какие расходы и в чём выгода

Есть мнение, что для создания музыки подойдёт любой компьютер, выпущенный после 2001 года. Это мнение частично оправданно: все современные ПК справляются с многоканальной записью. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке - наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах - вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки - совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок - их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, - это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

decks.co.uk

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение - кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

amazon.com

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW - программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo - самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic - естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь - недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты - VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга - постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты - люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё . На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

* В расчетах используются средние данные по России

Зарабатывать на творчестве непросто, и музыкальное искусство не исключение. Однако это касается в первую очередь самих исполнителей и их продюсеров, но никак не тех людей, которые предлагают им помощь в решении каких-либо вспомогательных вопросов. К таким вопросам можно отнести и запись готового материала и его последующее сведение. Студия звукозаписи не зависит от какой-то определённой музыкальной группы и предлагает свои услуги всем нуждающимся. В связи с этим организация своего собственного бизнеса на записи музыкального материала становится фактически беспроигрышным вариантом, потому что творить и стараться выйти на сцену люди будут всегда. Но это только с одной стороны.

С другой – новая студия звукозаписи непременно столкнётся с конкурентами, которые уже не один год существуют на рынке. И порою даже качественное исполнение своих обязанностей может не привести к успеху. Ситуация в России такова, что начинающие музыканты вынуждены экономить практически на всём, и запись своего материала – не исключение. Конечно, немал процент и тех, кто хочет в итоге получить качественный продукт, но для многих определяющим фактором является цена. И в связи с этим в любом крупном городе имеется не одна и даже не две студии звукозаписи. Причём найти можно предприятие любого уровня – от расположенного в частной квартире в простой многоэтажке до большой студии в центре города с современным оборудованием. Последнее – всё же прерогатива мегаполисов, потому что только там записываются именитые «звёзды».

Однако выйти на этот рынок можно, главное – грамотные маркетинговые ходы. Реклама может спасти даже самое гиблое начинание, если она правильно реализуется. Активно себя рекламировать студии звукозаписи не приходится; ATL-приёмы не для неё. Ведь любая студия изначально определяется с форматом и жанром, в котором она преимущественно будет работать, после чего начинает «продвигать» себя в «тематических тусовках». Оставляются контакты в соответствующих заведениях (клубы, кафе, бары), зачастую владельцы студии сами вращаются среди потенциальных клиентов своего предприятия, более того, идея звукозаписи и приходит им в голову после нескольких разговоров со знакомыми музыкантами, которые жалуются на высокие цены и неприемлемое звучание примитивных студий.

Новичок вряд ли сможет перетянуть к себе (во всяком случае, на первых порах) музыкантов, которые пишутся у своих знакомых или в уже известных студиях. Но вот все новые, только образовавшиеся коллективы уже становятся целевой аудиторией, заинтересованной в услуге. Именно на них нужно делать акцент. Как показывает практика, действительно заниматься студией, которая пишет всё и для всех, нерентабельно, на выходе качество записи страдает во всех жанрах. Это связано и с работниками, и с оборудованием. Универсальная студия – это та, что имеет множество отделений и большой штат сотрудников, то есть представляет собой несколько студий в одной. У начинающего предпринимателя вряд ли имеется сразу столько средств, чтобы открыть крупный звукозаписывающий центр. Поэтому и ему стоит определиться с форматом, жанром и даже стать завсегдатаем тематических тусовок. Про рекламу на сайтах, в соответствующих порталах и просто в заведениях (например, в магазине музыкальных инструментов) забывать тоже не стоит, но «свой человек» гораздо быстрее наберёт клиентуру.

Студия звукозаписи – несколько необычный бизнес. Несмотря на то, что содержание студии требует наличие специфических знаний и сотрудников с определёнными умениями, недостатка в таких компаниях не испытывает ни один относительно крупный город. Всё-таки люди обучаются этому ремеслу, находят работников и обустраивают помещение. Кажется, что студия звукозаписи является простым видом бизнеса с пассивным доходом; и отчасти это так. Но так рассуждает и слишком большое количество людей, и бизнесмен в таком деле должен заниматься в первую очередь поддержанием своей конкурентоспособности. Если он сам в студии не работает, ему нужно вплотную заняться маркетинговой кампанией для своего дела, которая не будет прекращаться никогда.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности проходит в местном налоговом органе, и от бизнесмена потребуется порядка 20 тысяч рублей и до месяца времени. Сама пошлина гораздо дешевле, но желательно иметь резервные средства на непредвиденные расходы. Проще всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, потому что в этом случае не придётся писать устав, выделять уставный капитал, да и впоследствии будет гораздо проще проводить отчётность. Если же бизнесом планирует заниматься несколько человек, то лучше оформить общество с ограниченной ответственностью (ООО); в обоих случаях останется возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН) и платить либо 6% (от дохода), либо 15% (от операционной прибыли). Код деятельности - (ОКПД 2) 59.20 Услуги звукозаписи и услуги по изданию музыкальных произведений. Если планируется работа только звукозаписывающей студии, то дополнительные кодировки не потребуются.

Важный момент – выбор помещения. Месторасположение может быть практически любым, хоть и оптимально располагаться где-нибудь в центральных районах города. Главное, чтобы не на окраине, потому что в этом случае не все решатся ехать в далёкие кварталы. Помещение можно выкупить, но это будет очень дорого или же взять в аренду. Некоторые начинающие студии начинают свою работу буквально в квартире или доме её основателя. И это тоже может быть выгодно, потому что не придётся тратиться на съём помещения и уж тем более на его выкуп, а начинающие музыканты не брезгуют посещаться частный сектор для записи своих композиций. Но в своей квартире в таком случае придётся сделать ремонт, который лишит её владельца как минимум одной комнаты (то есть, в однокомнатной квартире разместить студию не получится), которая будет сильно переделана. Ведь между операторской и комнатой для записи должно находиться окно, через которое звукорежиссёр должен жестами общаться с музыкантами. Отсутствие такого окна сильно усложнит процесс коммуникации. По всей квартире придётся протянуть провода и наладить проводку, возможно, поставить дополнительные предохранители. Аппаратуры будет много, и вся она должна работать одновременно, не каждая электрическая сеть в простой квартире выдержит такое напряжение.

Отдельно заказывается изоляция. Чтобы не мешать жильцам соседних квартир, звукоизоляция должна покрывать стены, потолок и пол. Размер комнаты для записи начинается от 20 м 2 и при высоте потолков в 2,5 метра стоимость звукоизоляционных работ составит почти 130 тысяч рублей (10 тысяч – пол, 40 тысяч – потолок, 80 тысяч – стены). Работы проводятся профессионалами (лучше самостоятельно за них не приниматься, если нет соответствующего опыта), и нужно учитывать, что цена может значительно изменяться в зависимости от исходных параметров помещения. Ведь некоторые квартиры изначально имеют шумоподавление и звуковую изоляцию лучше, чем в других. Теоретически, находясь в нежилом и вообще необитаемом здании вдали от жилых построек, можно и вовсе не заниматься звукоизоляцией, но в этом случае у стражей правопорядка будет повод оштрафовать предпринимателя, даже если он никому по факту не мешает.

Ремонт примерно одинаково обойдётся и для коммерческого помещения, и для жилого, всё зависит от фактического расположения ближайших квартир или офисов, и нужно учитывать, что перепланировка помещения должны быть зарегистрирована в соответствующих инстанциях. В случае с заменой проводки вообще может возникнуть немало проблем, связанных не только с технической реализацией, но и с бюрократической волокитой. Да и арендодатель не всегда согласится на такие кардинальные изменения своей собственности. Поэтому не исключено, что придётся потратить немало времени на поиск подходящего помещения. Также, в некоторых звукозаписывающих студиях помимо каморки звукооператора и комнаты для записи имеется комната отдыха и размещения аппаратуры (отдельно). Да и сама комната записи может быть больше, чем 20 м 2 , если планируется работать с коллективами, состоящими из большого количества человек.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Следующий важный момент – закупка оборудования. Профессиональная звукозаписывающая студия должна располагать всеми возможными устройствами не только для непосредственной записи, но и для сведения, аранжировки, минусовки и даже игры на инструментах. Не обязательно закупать музыкальные инструменты, но вот в большинстве случаев будет нужна ударная установка, потому что сам ударник свою привезти вряд ли сможет. Некоторые коллективы предпочитают всё же студии, в которых есть свои инструменты. Ударная установка стоит от 30 тысяч рублей, лучше купить профессиональную со всеми дополнениями, это обойдётся около 100 тысяч рублей. В остальном придётся потратиться на такие вещи:

    Запись звука

    • Микрофон (несколько штук) – от 6 тысяч рублей.

      Звукосниматель (в основном применяется для электрогитары) – от 4 тысяч рублей.

      Усилитель – от 20 тысяч рублей.

    Обработка звука

    • Микшерный пульт – от 20 тысяч рублей (но купить лучше минимум за 100 тысяч).

      Мастеринговый процессор – от 170 тысяч рублей.

      Процессор эффектов – от 30 тысяч рублей.

      Контроллер – от 50 тысяч рублей.

В дополнение потребуется множество дополнительного оборудования (наушники, компьютеры, радиосистемы, оборудование для DJ, сигнальные процессоры), самым важным из которого является студийный монитор. Один такой экземпляр стоит порядка 30 тысяч рублей, хотя можно найти модели и за 10 тысяч. Помимо закупки нужной аппаратуры придётся оплатить её установку, хотя некоторые поставщики оборудования предлагают бесплатный или монтаж со скидкой при покупке товара на определённую сумму. Таким образом, договариваться обо всех условиях сотрудничества придётся в индивидуальном порядке.

Придётся потратиться и на программное обеспечение. Работать на нелицензионном или пиратском ПО строго не рекомендуется, потому что в этом случае не удастся транслировать или продавать свой продукт, и даже у самих музыкантов от этого могут возникнуть проблемы. Это особенно касается тех случаев, когда в композициях присутствует не «живой» звук, а синтезированный на той или иной программе. Конечно, некоторые коллективы признают только игру на своих инструментах, но если потребуется создать эффект, который не в состоянии воспроизвести их аппаратура, тогда этот эффект должен быть создан через легально купленную программу. Впрочем, для самой простой работы может хватить и бесплатных программ.

Некоторые продвинутые студии предлагают своим клиентам даже выезд со своим собственным оборудованием по месту требования. Конечно, на первых порах предлагать столь высокий уровень сервиса явно не потребуется (хотя бы потому, что у музыкантов не будет денег оплачивать подобное мероприятие), но в дальнейшем это может стать хорошим конкурентным преимуществом. Однако уже в самом начале можно приобрести недорогой фургончик, чтобы предлагать своим клиентам возможность забирать их вместе с их аппаратурой. Ведь люди с гитарами, синтезаторами, саксофонами и прочими музыкальными инструментами даже в такси не всегда поместятся. Свой фургончик же станет хорошим рекламным ходом, и поначалу можно предлагать такую услугу даже бесплатно.

Простая бывшая в употреблении «Газель» стоит 200 тысяч рублей, а от водителя (которым может стать и сам предприниматель) потребуются права категории D. При этом машину можно раскрасить рекламой, и по городу будет кататься бесплатная информация о своей студии. Безусловно, без фургона можно обойтись, но это неплохая идея, если имеются дополнительные средства. Если бюджет ограничен, лучше закупить более совершенное оборудование, не тратясь на автомобиль.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сам предприниматель, как было уже отмечено, тоже должен быть вовлечён в работу студии. На любой должности, это позволит экономить на персонале. Самый важный человек в студии – звукорежиссёр, он руководит процессом записи, помогает артистам и фактически от него зависит качество готового продукта. Если заказов много, то записывать сводить, создавать аранжировки и минусовки должно уже несколько человек, хотя обычно в студии много свободного времени для этих работ. Помимо штатных работников неплохо было бы отыскать сессионных музыкантов, которые готовы играть на инструментах для клиента в студии. Ведь звукозапись интересна не только профессиональным музыкантам, но и людям, которые просто хотят записать свой собственный трек. Иногда даже песню. И аккомпанировать поющему могут люди, если у поющего возникло такое желание. Это весьма хороший способ и заработать дополнительные деньги, и предоставить потребителю более широкий спектр услуг. При этом сам бизнесмен практически ничего не теряет, он звонит музыкантам только в случае необходимости, а они получают гонорар только по факту выполненной работы. В остальное время они полностью свободны.

Помимо этого можно предлагать услуги диктора и человека, занимающегося озвучкой. Ограничиваться только музыкой не стоит, чем больше возможностей предлагает студия, тем быстрее она заработает имя и прочное положение на рынке. Даже если приоритетное направление – это запись рок и метал-музыки, гнушаться записью молодой певички, поющей что-то о розовых облаках, не стоит. В дальнейшем можно выйти на озвучивание рекламных роликов или создание аудиокниг, а это весьма неплохой дополнительный источник заработка.

Продвигать свои услуги лучше лично, вращаясь в определённой жанровой сфере и находя в первую очередь продюсеров. Если удастся наладить сотрудничество с каким-нибудь лейблом, то можно рассчитывать на постоянную работу. Если только лейбл сам не был создан позавчера. Даже раздача листовок перед, во время или после концерта простым посетителям может быть эффективной, особенно, если речь идёт о специализированных клубах. Многие посетители таких концертов сами являются участниками или организаторами музыкальных групп. Реклама на радио и телевидении не всегда бывает эффективной ввиду того, что музыкальный бизнес – свой отдельный мир со своими правилами.

Оплата работы студии производится по часам, но некоторые виды услуг оплачиваются до факта выполнения. Так, в среднестатистической студии стоимость часа записи составляет 1 тысячу рублей. Сведение и мастеринг стоят значительно дороже, но в случае записи полноценного альбома клиентам лучше предлагать скидку, потому что одна песня может обходиться в 8-10 тысяч рублей (в зависимости от количества партий и продолжительности). Не каждая начинающая группа может позволить себе даже вскладчину такую цену, но обычно решение записать альбом – это серьёзный шаг в жизни коллектива, к которому он готовится заранее. В абсолютно свободное время можно заниматься созданием простых и универсальных минусовок (рэперы оценят) и аранжировок, чтобы впоследствии продавать их своим не особо притязательным клиентам. И, наконец, непосредственно запись звука на носители: тут нужно ещё пока поддерживать запись на CD, хоть время этого формата и подходит к концу. Востребованной может стать и услуга по оцифровке звука с магнитных носителей.

Самая главная проблема студии звукозаписи – это её конкуренты, и приходится поддерживать высокий уровень качества записи (те, кто этого не делает, никогда не станут серьёзным предприятием), что позволяет просто оставаться на уровне, но не выигрывать у своих соперников. Битва за клиента может быть очень ожесточённой, потому что более или менее популярные коллективы всегда уже имеют партнёра. Зачастую популярные музыканты сами даже не выбирают студию звукозаписи, это делает лейбл или продюсер. Однако, если начать с самого начала нарабатывать свою клиентскую базу и предлагать недорогие услуги на качественной аппаратуре, то в узком кругу музыкантов информация о новой хорошей студии быстро разлетится. И тогда уже можно иметь постоянный доход и признание среди творческих людей.


171 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 57886 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

PR-агентство должны открывать люди, которые прекрасно разбираются в этой сфере, они становятся учредителями и должны быть готовы к тому, что в первое время не будет большой прибыли, а иногда в пе...

В целом, если придётся оплачивать работу своей команды, то рассчитывать нужно не меньше, чем на 100 тысяч рублей, в связи с чем лучше искать единомышленников.

Участие в торговой выставке может стать для компании хорошим способом продвижения своей продукции, поэтому такой вид бизнеса востребован, и организатор выставки может рассчитывать на постоянный приток...

Российская музыка только начинает зарождаться, считает Иван Кноль. Поэтому студия звукозаписи — очень полезное, а при правильном подходе, и прибыльное мероприятие. О специфике музыкального бизнеса он рассказал в интервью Контур.Журналу.

Студия звукозаписи — это громко и сильно мешает соседям

Аранжировками и звукозаписью я занимаюсь уже около десяти лет. Когда мне было 12 лет, я впервые пришел в рок-группу «Ночные фильмы» (Евгений Анненков, Артем Бреховских). Тогда я в первый раз увидел, как выглядит звукозаписывающая программа: это была какая-то простецкая программка на старом компьютере. Я показал ребятам свою песню, и мы записали гитару, бас и голос. Я получил кучу эмоций, загорелся этим раз и навсегда и подумал, что выбрал свой путь. Потом играл в рок-группе «CERBER» (Павел Воротников, Никита Злобин, Алексей Тальянский, Антон Копылов, Денис Чеботарев). Как бы то ни было, к 11 классу я внезапно решил поступать в геодезическую академию.

Казалось бы, я с детства занимался музыкой, участвовал в КВН, вообще был творческим человеком и в то же время пошел учиться по инженерной специальности. На самом деле я хотел поступать в местный театральный институт, но в процессе посещения подготовительных курсов погрузился в местную атмосферу и, узнав, что расписание там будет с восьми утра до восьми вечера каждый день, даже в воскресенье, ужаснулся. Я подумал, что у меня совсем не будет личной жизни, я не смогу делать аранжировки и писать песни.

Как-то я ехал в автобусе, загляделся в окошко и подумал — чем же я буду зарабатывать на жизнь, если с утра до вечера буду пропадать в театре? Я хотел связать заработок денег со своим хобби, потому что насмотрелся на несчастных людей, которые вынуждены метаться между желаемым и действительным.

В первый год в геодезической академии я решил от всего отдохнуть и не заниматься музыкой. Ко второму курсу я снова начал петь и хотел организовать студию звукозаписи на базе университета. Но так как в вузе не было подходящего помещения, три года назад я открыл звукозаписывающую студию у себя, в частном доме в Криводановке, в 15 км от Новосибирска.

Это было очень кстати, потому что студия звукозаписи — это очень громко и сильно мешает соседям. Какое бы звукопоглощение из изоляционных материалов ты не сделал, все равно будут вибрации. К тому же не избежать постоянного потока людей. Поэтому мне идеально подходил отдельно стоящий коттедж. На первую аппаратуру я потратил около 250 000 руб. из своих и родительских накоплений. Я купил компьютер, звуковую карту, три гитары, провода, колонки, пару наушников и микрофон — минимальный комплект, чтобы делать песни и аранжировки.

Из меня получилась «универсальная музыкальная станция»

Мой отец — творческий человек, он пишет стихи и песни. Я тренировался на нем, пока записывал его композиции. Поскольку я закончил музыкальную школу и являюсь специалистом по информационным системам, то я хорошо разбираюсь и в компьютерах, и в музыке. Сам пишу песни в различных стилях — и рок, и рэп, и танцевальные стили, и шансон. И их же записываю.

Еще два года назад в таком режиме я работал дома. Мы репетировали с моими ребятами из творческого объединения Steel Strings Studio (Ренат Саттаров, Денис Ковалев, Свята Черняева, Сергей Долин). Это объединение помогает молодым музыкантам выступать, организовывать творческие концерты и квартирники.

В студии звукозаписи я работаю отдельно, каждый день с утра до вечера пытаюсь добиться идеального звука. С ребятами из творческого объединения мы репетировали около года, работали над проектом «Маяковсвет». Уже несколько раз мы выступали в Новосибирске. Также планируем развивать более жесткий проект по звучанию The Trailer, у нас в наработках есть около пяти демоверсий. После того как я закончу обрабатывать звук, мы попытаемся раскрутиться с помощью этих проектов.

Чтобы заниматься делом серьезно, я зарегистрировал ИП. Постепенно через сарафанное радио клиенты узнали, что я записываю песни, аранжировки, пишу стихи, ко мне стали обращаться. Я также организую живую музыку на свадьбах и юбилеях. У меня есть комплект аппаратуры, и, если людям нужен звук, я готов им предоставить все необходимое. Из меня получилась «универсальная музыкальная станция»: я могу записать песню, включить музыку на мероприятии или спеть. Это такой пакет услуг.

Нельзя пройти месячные курсы и стать хорошим звуковиком

У работы в домашних условиях есть свои плюсы, например, то, что ты просыпаешься и сразу начинаешь работать. Основной минус — каждый раз в дом приходят новые люди, а ведь дом — это то место, где нужно отдыхать. Я всерьез задумался о том, что студию звукозаписи нужно сделать где-то в Новосибирске. Сейчас я арендую помещение неподалеку от того места, где я когда-то учился.

В настоящее время я продолжаю обучение в аспирантуре и работаю над диссертацией, но это мне не мешает заниматься бизнесом. В студию пришлось сделать еще немного денежных вливаний: купить барабанную установку, звуковую карту, чтобы записывать барабаны, провода, коммутацию, звукоизоляцию для звукопоглощения, и провести небольшой косметический ремонт.

Чтобы получить необходимый багаж знаний и сразу начать делать качественные аранжировки, недостаточно просто пройти месячные курсы, поэтому я постоянно нарабатываю опыт. Чтобы стать востребованным звукооператором и аранжировщиком, нужно заниматься каждый день. На данном этапе я работаю один и пока справляюсь сам, позже хочу нанять человека, который будет выполнять мои обязанности, пока меня нет на работе, чтобы арендованное помещение не простаивало.

В Новосибирске очень популярен шансон. Недавно я начал работать с Андреем Климнюком («Легенды русского шансона»). Я делаю аранжировки ему и его новосибирскому коллеге Сергею Клушину. Также я записываю рок-группы («Контакт», «Искрия», «Цвет Точки»). Это веселые ребята, с ними приятно работать. Недавно мы записали все партии ударных для группы «Контакт», сейчас записываем гитары, осталось записать все партии баса для девяти композиций, все это свести и выложить в сеть.

Местному рэп-исполнителю Никиту Ховякову, у которого есть проект «Истов», мы недавно записали альбом «Неурожай». Он остался очень доволен и сейчас хочет дальше записываться у меня. У него также есть свой проект рок-музыки — группа «Наизнанку», на осень или зиму мы договорились сделать альбом в стиле рок. Проектов очень много, а еще есть мои песни, которые я хочу записать.

Если все инструменты живые, например, в жанрах поп и рок, то на запись инструментов может уйти около пяти-шести часов, а на сведение этого — около трех-четырех часов, то есть можно за два дня сделать готовый продукт.

Русская музыка только зарождается

Принято говорить, что русский рок мертв, но я бы так не сказал, ведь он только начинает зарождаться. Конечно, мы несколько отстаем от Запада, но ребятам сейчас не хватает лишь усидчивости. Ведь песню нужно писать, когда тебе есть что сказать людям. И тогда, каким бы образом она не была сыграна, даже если там есть ошибки и недочеты в плане звука, эта песня найдет своего слушателя.

Всегда останутся люди, которым нужны песни и аранжировки. Сейчас век сети, поэтому музыканты предпочитают распространять свою продукцию через интернет.

Они записывают песни в хорошем качестве, делают подборку и начинают пиарить ее в разных пабликах за деньги. На самом деле звукозапись — это очень прибыльное дело, если подходить к нему с умом, находить нужных людей, работать с ними и продвигать их.

Я раньше занимался вокалом, но потом перестал. Сейчас я восстанавливаю свои вокальные данные, чтобы участвовать в конкурсах и фестивалях. Это необходимо для того, чтобы люди узнали о студии звукозаписи Ивана Кноля и могли воспользоваться ее услугами.

В Новосибирске есть различные площадки для выступлений рэп-, поп-, рок- и шансон-исполнителей. Конечно, здесь не такие обороты, как в Москве или Санкт-Петербурге, однако у нас много исполнителей и вообще творческих людей, которые могут стать профессионалами.

Учиться делать аранжировки можно, только копируя чужие песни

В Новосибирске довольно много студий звукозаписи — около 15: «Мегатон», «Иволга», студия при ГТРК, также в театрах есть свои студии. Мест, где можно записаться, хватает. Я работаю над тем, чтобы стать лучше. Постепенно пробиваюсь в школу-студию при ГТРК — с сентября пойду туда на курсы звукорежиссеров. Курс теории и практики занимает полгода: мы будем смотреть, как профессионалы записывают звук — гитары, барабаны.

В музыкальном бизнесе аппаратуру нужно обновлять постоянно. Есть даже шуточная болезнь, которую в США называют «синдром покупки оборудования». Музыканты все время хотят покупать новую аппаратуру, слушать новый звук. Например, я хочу купить более качественный вокальный микрофон и найти помещение побольше.

Аранжировка в стиле шансон стоит 3 000 руб., запись голоса, сведение и наложение эффектов — 1 000 руб. Если человеку нужно что-то необычное, мы обговариваем это и корректируем цену. Четыре-пять аранжировок в месяц в стиле шансон, альбом в стиле рэп, альбом в стиле рок — для меня пока потолок.

Когда ты слушаешь какую-то песню, это и есть обучение. Нужно услышать отдельно бас, ритм-гитару, соло-гитару, ударные, партию на синтезаторе. Нужно слышать, как записан голос, как он разведен по панораме — левое и правое ухо, середина, какие части есть в конкретной песне. Если разобрать песню по частям, можно попробовать сесть и записать ее заново от начала до конца. Поднять свой уровень можно, только если ты научишься полностью копировать песню по звучанию.

Потом ты можешь пробовать делать свою музыку. Нужно взять гитару, поставить руку, выбрать новую последовательность аккордов, по-новому начать играть правой рукой ритмику — так может родиться новая партия, которая в будущем может стать песней. Эта же песня может перерасти в видеофильм.

Создание собственной звукозаписывающей студии под силу лишь тем, кто действительно тесно связан с творчеством и завлечен бизнесом в музыкальной индустрии. В противном случае организатор бизнеса на первоначальном этапе рискует остаться без клиентов, которые так необходимы для продвижения и выход за точку окупаемости дела. Но не все так печально, если Вас тянет к творчеству и есть желание начать свое дело можно попробовать создать доходную студию записи.

Для справки

Полное комплектование оборудованием студии предназначенной для профессиональной записи любого направления музыки обойдется организатору (или инвестору) в десятки миллионов рублей. Конечно же, нам это не подходит, мы же рассматриваем малый бизнес. Так вот открыть студию среднего сегмента рынка, включающую в себя 1-3 аппаратных можно за пару миллионов рублей. На такой студии можно проводить всевозможные работы с коллективами музыкантов, записывать объявления и рекламу для компаний и частных лиц, поздравления, авторские аудиокниги и прочее.

Среднестатистический считается, что час работы в студии обходится клиентам от 500 до 1000 рублей, до 5000 рублей стоит сведение. Обычная звукозапись авторской аудиокниги – от 7000 рублей. Хотим отметить, что при нормальной загруженности рабочего процесса в ежемесячном исчислении студия, имеющая в наличии одну аппаратную и помещение для репетиций, может приносить доход открытому предприятию в размере до 500 тысяч рублей.

Основные моменты открытия звукозаписывающей студии

Выбор помещения

По рекомендациям специалистов размещать студию звукозаписи стоит только в здании, построенном по кирпичной технологии, но не как в железобетонном. Территориальное расположение должно удовлетворять требованиям по помехозащищенности и уровню шума. Иными словами следует избегать близости таких объектов как:

  • Линии железной дороги.
  • Метрополитен.
  • Здания МЧС, МВД, ВС РФ и больницы.
  • Вышки радио и сотовой связи.
Приведенные выше примеры не все из объектов, которые пагубным образом создают шумы и соответственно влияют на качество записи.

Расположить студию можно практически на любом этаже, но не забывайте и про фактор – чем меньше соседей, тем лучше и спокойней. Специалисты рекомендуют выбирать подвальные или полуподвальные помещения с высотой потолков не менее 3-х метров.

Стоит учесть тот факт, что большинство музыкальных групп приезжают на запись в микроавтобусах или фургонах забитых большим количеством оборудования, поэтому близлежащие парковки будут как раз кстати.

Помещение должно быть разбито на две основные составляющие:

  • Аппаратная комната. Она же комната контроля, где во главе сидит звукорежиссер и производит процесс звукозаписи. Наиболее подходящий размер составляет до 50 м.кв.
  • Тон-зал. Комната, где работают артисты, музыканты и другие. Единого размера комнаты нет, но успешные деятели рекомендуют отталкиваться от количества участников потенциальных коллективов, с которыми студия планирует начать работу.
И не стоит гоняться за арендой помещения в центральной части города, оно того не стоит. Издержек больше, а клиенты смогут Вас найти и на окраине.

Ремонт помещения для звукозаписи

Серьезный момент, на который стоит обратить свое пристальное внимание это ремонт студии звукозаписи.

Электропроводка все заново и по честному. Как понимаете множество электроприемников требуют качественной электропроводки, которая сможет выдержать существенные нагрузки.
Звукоизоляция. Дабы не мешать соседям (если таковые имеются) и дабы никто Вам не мешал необходимо проработать вопрос связанный с звукоизоляцией помещения. Не стоит экономить на этом денежные средства. Для справки, считается, что нормальный уровень звукоизоляции варьируется в пределах 80-90 Дб.

Правильное расположение комнат. Аппаратная и зал записи должны быть смежными и иметь общее окно, чтобы звукорежиссер мог видеть и общаться с артистами.
Документация для бизнеса

Все конструктивные изменения помещений необходимо согласовать в бюро технической инвентаризации. На первых порах своей деятельности стоит зарегистрироваться в государственных структурах (налоговой службе) как предприниматель и получить весь комплект документов из налоговой службы Вашего региона. Также придется пройти пожарную инспекцию, на соответствие требованиям предъявляемым к помещениям по противопожарным нормам.

Оборудование

Для произведения звукозаписи потребуется:
  • Профессиональный микрофон с фильтром.
  • Комбоусилители.
  • Стойки.
  • Ударная установка.
  • Пианино.
  • Пульт звукозаписи.
  • Мониторы.
  • Сопутствующее оборудование и приспособления (соединительные шнуры, фильтры напряжения, разветвители и многое другое).
В настоящее время рынок предлагает многочисленные предложения как по зарубежным, так и по отечественным аналогам оборудования. Разброс цен существенный, поэтому стоит выбирать оборудование непосредственно со звукорежиссером, который и будет работать на нем. Специалисты сходятся в том, что минимальный комплект оборудования необходимый для старта бизнеса потребует первоначальных инвестиций в размере от 300 до 800 тысяч рублей.

Рабочий персонал

Для работы студии в полном объеме, потребуется:

Бизнес-план студии звукозаписи 320 Резюме проекта Описание предприятия Анализ конъюнктуры рынка План маркетинга Производственный план. Для проведения работы по составлению бизнес-плана мной была выбрана студия звукозаписи 320.ru Конфиденциально просьба вернуть если Вас не заинтересовал проект...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13873. Бизнес-план ПАО Пневмомолот 88.73 KB
Планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; разработка стратегии бизнеса в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности...
19595. Бизнес-план логистической компании 51.18 KB
Логистика - это та деятельность, которая направлена на разработку и внедрение эффективных маршрутов для грузоперевозок, предоставления складских, таможенных услуг, экспедирования грузов. Все это сегодня очень востребовано, особенно если выполняется четко, правильно и профессионально. Обратите внимание на бизнес план логистической компании, который в реалиях сегодняшнего дня выглядит чрезвычайно перспективным.
12527. Бизнес-план стоматологической клиники 52.97 KB
В дальнейшем планируется приобретение дополнительных зубоврачебных кресел для приема детей и привлечение на работу детских стоматологов. Общий объем финансирования для реализации проекта составляет 4 000 000 рублей. Данный график позволит любому человеку выбрать удобное время для визита к стоматологу. Для этой цели кабинет будет оснащен бактерицидными лампами для стерилизации воздуха холодильником для хранения медикаментов а также автоклавом и стерилизационными шкафами для инструментов.
21149. Бизнес-план кафе «Авокадо» 422.25 KB
Циолковского МАТИ Кафедра: Экономика и управление Бизнес-план кафе Авокадо Выполнили: Группа: Алексеева В. Бизнес-идея: открытие кафе с качественным сочетанием продуктов отвечающих стандартам правильного питания в формате быстрого обслуживания удовлетворяющего потребности людей в поддержании высокой активности и работоспособности заботе о здоровье красоте и долголетии. У кафе правильного питания Авокадо на данный момент в пределах города были обнаружены только косвенные конкуренты. Месторасположение кафе - торгово-развлекательный...
21290. Бизнес-план и методика его разработки 46.61 KB
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.
1193. Бизнес-план гостиницы «Калифорния» 153.18 KB
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг...
19596. Бизнес-план оценочной компании 808.96 KB
По мере своего развития компания планирует расширить свой штат и проводить оценку, касающиеся связанных рынков, в частности, новых рынков европейской части России, Дальнего Востока и других. Кроме того, компания ищет дополнительные возможности, занимая брокерские и трейдерские позиции, чтобы получить долю объема продаж оцениваемых компаний.
21779. Бизнес-план туристического агентства 49.35 KB
Резюме Целью разрабатываемого бизнес-плана является создание новой туристической фирмы ООО Корал Отдых. Особенностью данной фирмы является ее создание по франчайзингу. Равной целью фирмы является: обеспечение своих клиентов качественными услугами создание новых рабочих мест проникновение на рынок и завоевание доли рынка в первый год работы компании не менее 5 достижение среднегодовой суммы чистой прибыли не менее 25 млн. Ресурсами для создания такой фирмы будут служить собственные и заемные кредит в банке средства предпринимателя.
13819. Бизнес - план по созданию боулинг - клуба ООО «Шар» 172.78 KB
Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах; с другой стороны - задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.
5051. Бизнес-план «ЦФТ-Ритейл банк (на базе Oracle)» 73.44 KB
Ведение и учет кассовых операций Выдача и прием наличных средств с использованием аппарата Электронный кассир модели ProCsh 5000: Количество одновременно зарегистрированных аппаратов ЭК – Без ограничений Количество одновременно зарегистрированных аппаратов ЭК...
Loading...Loading...