История китая.


В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.

После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров. В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма. Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии. Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами. В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутреннего рынка для китайской национальной промышленности. Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам - арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани - 71%, в Сы-чуани - 70%. Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г. в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае революции могла быть национальная элита.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий. К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной элитой и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной элиты требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением элита не могла

стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

Складывание революционной ситуации

Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революционной ситуации.

После подавления восстания ихэтуаней продолжались локальные стихийные выступления в различных провинциях. Наиболее крупным из них было восстание, охватившее в 1901 - 1905 гг. провинцию Гуанси.

В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления суверенитета», которое объединяло революционные организации провинций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрождения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Революционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.

Активизировалась и либеральная помещичья оппозиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.

Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость «изменений в законодательстве». Была провозглашена «новая политика».

В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыты новые школы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».

Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.

Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать «железнодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.

«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.

В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя - Пу И. Отец Пу И - Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.

Влияние русской революции 1905 г. на Китай

Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905- 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.

На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.

Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.

Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников - Н. К. Судзиловским (Русселем).

Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.

Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь «нашла русскую литературу.

И тогда она поняла, что русская литература - наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса - угнетатели и угнетенные!

Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем».

Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.

Революционная деятельность «Объединенного союза». «Три народных принципа» Сунь Ятсена

Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение «Союза китайского возрождения» и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый «Китайский революционный объединенный союз», или «Объединенный союз» («Тунмынхой»), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган «Объединенного союза» газета «Минь бао» («Народная газета»). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.

«Объединенный союз» стал влиятельной политической организацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организации союза. Росло влияние «Объединенного союза» в армии.

Социальный состав членов «Объединенного союза» был неоднородным. В нем участвовали представители национальной элиты, предпринимателей, ремесленников города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-помещичьи элементы. Программная декларация «Объединенного союза», составленная Сунь Ятсеном, предусматривала «изгнание маньчжурских варваров», «возрождение Китая», «установление республики», «уравнение прав на землю».

В тот период Сунь Ятсен выдвинул «три народных принципа». Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере «Минь бао», а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.

Первый принцип - национализм - означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы «Объединенного союза» не предусматривали открытого выступления против империалистических держав. Сунь Ятсен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начинал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капиталистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты «не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым», и выражал надежду, что «бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут понимать, что возрождение четвертой части человечества будет благодеянием для всех».

Второй принцип - народовластие - предусматривал борьбу за создание в Китае демократической республики.

Третий принцип - народное благосостояние - включал в себя план разрешения аграрного вопроса путем обеспечения «равных прав на землю». Сунь Ятсен считал, что это может быть осуществлено путем обложения всех помещиков налогом «согласно цене земли», т. е. изъятием государством дифференциальной ренты. На эти деньги государство сможет выкупить помещичьи земли. Если отбросить утопическую оболочку плана Сунь Ятсена, то его осуществление было бы равнозначно национализации земли.

Сунь Ятсен утверждал, что проведение «трех принципов» в жизнь позволит Китаю миновать капитализм и развиваться по социалистическому пути.

В. И. Ленин в работе «Демократия и народничество в Китае» дал глубокий анализ программы Сунь Ятсена.

«Боевой, искренний демократизм, - указывал В. И. Ленин, - пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ят-се-на».

В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс. А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета запада, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации - феодализм.

«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ одной только "недвижимой собственности", программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.

В этом суть народничества Сунь Ят-сена, его прогрессивной, боевой, революционной программы демократических аграрных преобразований и его якобы социалистической теории».

Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.

Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников периода реформаторского движения ослабло, даже внутри «Объединенного союза» было немало деятелей, боявшихся революционной активности масс. Они и стали главной опорой тех, кто стремился к компромиссу с силами реакции.



Исмаэль Морено - испанский судья Высокого суда страны, выдал судебное постановление на задержание прошлого китайского премьера Ли Пэна, прошлого председателя Китайской республики Цзян Цзэминя и еще трех видных деятелей китайской правящей партии, обвиняющихся в геноциде жителей Тибета. Выданное постановление является международным документом, соответственно все обвиняемые должны подвергнуться аресту, как только они выедут за границы КНР. Иностранные счета этих политиков были заморожены.

В прошлом ноябре уже была попытка получить судебное постановление на задержание Цзян Цзэминя, однако испанское руководство подало апелляцию на судебное решение для предотвращения межгосударственных осложнений. Это ходатайство было отклонено в феврале нынешнего года, и испанский суд принял решение выдать судебное постановление на задержание функционеров.
По заявлениям истца, в результате бесчеловечных действий компартии КНР, на Тибете было убито около миллиона жителей и уничтожено 90% местных святынь.
Представители МИДа КНР потребовали от испанского правительства изменить принятое решение ради сохранения дружеских отношений между странами.
Тибет был захвачен КНР в 1950-м году. С тех пор местные жители добиваются независимости региона.
Цзян Цзэмин – видный китайский политик, занявший место председателя КНР в 1993 г. Под его руководством китайская экономика вышла на 7е место в мире.
Помимо Цзян Цзэмина, история Китая ХХ века богата многими выдающимися личностями, определившими все дальнейшее развитие государства. Расскажем о наиболее значимых китайских политических деятелях ХХ века.

1. Юань Шикай (1859-1916).

Процесс исторического развития Поднебесной в ХХ-м веке, как и в период конфуцианства, направляли личности, сосредоточившие в своих руках абсолютную власть. После свержения цинской династии неудачную попытку захватить императорский титул сделал Юань Шикай. Он был прекрасно образован и долгое время пользовался доверием последней императрицы Поднебесной Цыси. При его поддержке последний царствующий правитель империи - Пу И надеялся сохранить империю. Однако Юань Шикай, почувствовав политическую ситуацию, встал на сторону республиканцев, чтобы позже, в подходящий момент, их предать. Провозгласив себя пожизненным президентом Китая в 1912 году, он неудачно пытался восстановить Китайскую империю до смерти в 1916-м году.

2. Приемником Юань Шикая, в качестве руководителя страны, стал Сунь Ятсен (1866-1925).

Под воздействием западных веяний и христианства он начал осуществлять замысел уничтожения правящей династии. В 1912-м году он основал партию Гоминьдан и на протяжении некоторого периода являлся 1м президентом новообразованной Китайской республики. Он сформировал в Гуанчжоу второе правительство в 1920-м году, чтобы противостоять Бэйянским милитаристам. Поддержанный Советским Союзом, в 1923-м году, он провел реорганизацию партии. Скончался Сунь Ятсен в Пекине в 1925-м году. Сегодня он почитается на Тайване и в Китае как создатель первой народной республики.

3. Непосредственным приемником Сунь Ятсена являлся Чан Кайши (1887-1975).

Получивший неплохое образование, он стал членом партии Гоминьдан в 1920м году и быстро стал доверенным лицом Сунь Ятсена. После проигрыша китайской Компартии в гражданской войне, в 1949м году он был вынужден скрываться на Тайване, где став диктатором, при помощи США, смог добиться значительного экономического роста региона. Своей главной целью он считал свержение коммунистического режима на материковом Китае. Умер он в 1975-м году, так и не достигнув этой цели.

4. Главным противником Чан Кайши был Мао Цзэдун (1893-1976).

Мао можно смело назвать самым влиятельным политиком Китая ХХ-го столетия. Родившийся в семействе крестьянина, он с самой юности стал членом революционного движения и являлся одним из создателей Компартии Китая. Во время «великого похода» Мао укрепил свою лидирующую позицию в Компартии и сохранял это лидерство до самой своей смерти в 1976-м году. Мао вывел Китай из периода экономического застоя, но только для того, чтобы два раза вернуть страну в состояние хаоса: в период 1958-1960 гг. – так называемый «большой скачек вперед» и 1966-1976 гг. – время «культурной революции».

5. Чжоу Эньлай (1898-1976) был вторым человеком в Китае после Мао.

Доверенный соратник Мао, Чжоу получил европейское образование, после чего стал лидером коммунистического движения. В 1949-м он был назначен руководить министерством иностранных дел, а позже был назначен премьер-министром, и на этом посту сумел значительно сократить ущерб от «культурной революции».

6. Доверенным лицом Чжоу Эньлая был Дэн Сяопин (1904-1997).

Получив отличное образование во Франции в 1920-м году, Дэн вернулся в КНР и сделал стремительную партийную и армейскую карьеру. В1973-м году Чжоу Эньлай сделал его своим первым заместителем. Быстро став безоговорочным политическим китайским лидером, Дэн начал последовательно проводить курс «открытых дверей» и модернизации Китай.

Самые читаемые записи за последний час:


В конце ХIХ в. Китай оставался полуфеодальным государством, в котором был сохранен в практически нетронутом виде как государственный, так и социально-правовой строй, сложившийся еще в ХVII-ХVIII вв. Официально империя Цин являлась единым многонациональным государством. Она представляла собой абсолютную монархию, в которой власть императора сохраняла идейно-правовую преемственность с положением средневекового властителя, сочетая и религиозное, и собственно государственное начала. Номинально император располагал абсолютными полномочиями, имевшими определенные священные ограничения. Более важным было то, что его власть ограничивалась слабой централизацией страны и административной регионализацией.

Центральными учреждениями империи были Государственная канцелярия, являвшаяся основным распорядительным органом, и Государственный совет − высший политический совещательный орган (из председателя и 4 членов). Текущую деятельность вели 6 министерств: чинов, церемоний, финансов, военное, наказаний, общественных работ.

Реальное управление находилось у местных властей. Империя делилась на провинции во главе с губернаторами, назначаемыми императором из высших сановников. Губернатор имел при себе управление, занимавшееся основными финансовыми, правовыми и социальными вопросами. Провинции в свою очередь делились на области, округа и уезды. Во главе последних стояли начальники, имевшие судебные, полицейские и управленческие полномочия.

Несколько провинций объединялись под властью генерал-губернаторов. Именно они и выступали в качестве реальных правителей. У них, помимо военных, административных, судебных полномочий, имелось право ведения дипломатических отношений и даже право заключения договоров.

Основная проблема для Китая в конце ХIХ в. состояла в том, что, будучи официально самостоятельным государством, по сути, он являлся полуколонией, имея ограниченный экономический и политический суверенитет. Еще в первой половине ХIХ в. после неудачной «опиумной» войны с Англией (1834-1842 гг.) он стал открыт для активного влияния западного торгового и финансового капитала. Позднее произошло установление неравноправных отношений с западными державами и Японией.

В конце XIX в. начался откровенный территориальный раздел Китая. Отдельные участки передавались в аренду (как правило, на 99 лет). В 1894 г. против этого выступили США, вынашивавших идею проведения политики «открытых дверей» или «равных возможностей». Другие государства ее не поддержали.

Загнивание административной системы, начало развития собственного китайского национального капитализма, неудачи в борьбе с западными державами привели к появлению в Китае движения за проведение реформ. Первое недовольство сложившейся ситуацией проявилось в буржуазной среде и среде чиновничества. Одним из его выразителей стал просвещенный сановник Кан Ювэй.

Его поддержал молодой император Гуансюй, который назначил Кан Ювэйя и ряд сторонников реформ на высшие государственные посты. 11 июня 1898 г. был издан соответствующий указ и начался период реформ, получивший название «Сто дней реформ». Но в результате переворота они были сорваны. Так, потерпел поражение первый поток национально-освободительного движения конца ХIХ – начала ХХ вв., в который входила верхушка общества, отстаивавшая буржуазно-либеральные идеи.

Второй поток движения составляли низы. Они наиболее ярко проявили себя в движении ихэтуаней – «отрядов мира и справедливости». Эти отряды состояли в основном из крестьян, ремесленников, солдат. Ихэтуани выступали за национальную независимость, против всего иностранного, в том числе и положительного. В 1898 г. они подняли восстание и вскоре захватили Пекин. В июне 1900 г. Циси под их давлением издала указ об объявлении войны иностранным державам. В ответ восемь иностранных держав объединились и подавили восстание.

Третий поток составили буржуазно-демократические и революционные круги. Возглавил его Сунь Ятсен. Он в 1894 г. создал первую революционную организацию «Союз возрождения Китая», который действовал в основном за границей. Первоначально влияние потока было незначительным.

В начале XX в. под давлением сложившихся обстоятельств (движения ихэтуаней, иностранного вмешательства) была предпринята попытка проведения правительственных реформ в духе «Ста дней». Произошли изменения в структуре власти, реформировано судопроизводство, произошли изменения в образовании, укреплена армия и т.д.

В сентябре 1906 г. императорское правительство объявило о начале проведения подготовительных мер к установлению в Китае Конституции и организации законосовещательной Конституционной палаты. Летом 1908 г. появилась программа этих мероприятий и был издан указ об основах конституции, где предусматривалось сохранение абсолютной монархии, но с учреждением совещательного парламента. В целом все эти мероприятия рассчитывались на 9 лет.

Данные меры не остановили роста народного недовольства. Требовались срочные меры, но на них никак не могли решиться лица, окружавшие малолетнего императора Пу И.

Революция стала неизбежной. К этому времени среди революционных организаций выделяется созданный в 1905 г. Сунь Ятсеном Китайский революционный объединенный союз («Союзная лига»).

Началом революционных событий стало восстание в трех-градье Ухань. Вспыхнувшее 10 октября 1911 года, оно быстро охватило все провинции. К середине ноября 15 провинций находились под контролем восставших. Попытки подавить его силой не удались. В декабре установилось равновесие сил и было заключено перемирие. 13 декабря в г. Нанкин собрались представители революционных провинций с целью избрания президента республики. 28 декабря им был избран Сунь Ятсен.

1 января 1912 года Национальное собрание (бывшая Национальная конференция) провозгласило Китай республикой. Созданное в основном из либералов правительство провело ряд осторожных реформ.

Национальное собрание разработало и «временную конституцию», в которой все граждане признавались равноправными. Вводились буржуазно-демократические свободы, понятие ответственности правительства перед парламентом. Но в жизнь она так и не была проведена.

К середине февраля завершились переговоры между Национальным собранием и премьером Юань Шикаем. 12 февраля 1912 г. Пу И отрекся от престола. На следующий день Сунь Ятсен ушел в отставку. 15 февраля президентом был избран Юань Шикай.

В марте 1912 г. Национальное собрание одобрило первую реальную конституцию. Китай стал демократической республикой во главе с президентом. Строилась она на народовластии и разделении властей по европейскому принципу. Во главе законодательной власти находился первоначально однопалатный парламент – Временное Национальное собрание (представительный орган, избиравшийся мужским населением на основе цензового избирательного права). В апреле 1913 г. парламент стал двухпалатным: нижняя палата − палата представителей (из депутатов, избранных по двухстепенной системе); верхняя палата – сенат (из депутатов провинций, избранных местными собраниями).

Парламент избирал президента, считавшегося главой исполнительной власти и главнокомандующим. Он мог издавать правительственные указы, проводить назначения на посты. Он же назначал с согласия парламента и кабинет министров.

Конституция закрепила демократические права граждан: равноправие, неприкосновенность личности и собственности, свободы слова, собраний и т.д. Но оговаривалось, что все права могут быть ограничены в «общественных интересах».

Это не заставило себя ждать, так как Юань Шикай взял курс на установление собственной диктатуры. Это облегчалось тем, что в Союзной лиге начался раскол. В августе 1912 г. Сунь Ятсен создает новую организацию – Национальную партию (Гоминдан). Ее программа была более умеренной.

На выборах в парламент победил Гоминдан, не обращавший особого внимания на парламентскую деятельность. Главная его цель − продолжение революции. Попытка организовать это летом 1913 г. провалилась. В октябре 1913 г. Юань Шинай был избран постоянным президентом. После этого сразу же был взят курс на установление диктатуры.

Данный процесс был завершен в мае 1914 г. В конституцию были внесены изменения, Национальное собрание стало вновь однопалатным, полномочия избираемого теперь на 10 лет президента расширены.

Этими событиями закончилась Синьхайская революция (по старому китайскому календарю 1911 г. назывался «годом Синь-хай»).

В стране сложилась ситуация, сходная с полной анархией, при которой существовал слабый центр и усилившиеся местные власти.

Череда событий, быстро приведших к революции, началась в апреле 1911 года с подписания соглашения правительства с группой банков Англии, Франции, Германии и США по поводу передачи им права на строительство Хугуанской железной дороги в центре Китая. 10 октября, после того как в Ханькоу был раскрыт антикитайский заговор, который, очевидно, не имел никакой связи с событиями вокруг Хугуанской железной дороги, в Учане взбунтовались войска. Это событие считается началом революции. Мятежники скоро захватили Учанский монетный двор и арсенал, и вскоре города один за другим стали выходить из повиновения маньчжуров. Регент, охваченный паникой, немедленно дал согласие на давно требуемое национальными силами принятие конституции и одновременно попросил находящегося в отставке бывшего имперского наместника генерала Юань Шикая вернуться и спасти династию. В ноябре Юань Шикай был назначен главой правительства.

В Нанкине было сформировано временное республиканское правительство. Одновременно в Китай вернулся лидер демократического революционного движения Сунь Ятсен, который сразу был избран президентом.

В декабре Юань Шикай согласился на перемирие и вступил в переговоры с республиканцами. 12 февраля 1912 года малолетний император был вынужден отречься от престола и провозгласить, что передает власть народным представителям. В свою очередь Нанкинское правительство согласилось, чтобы император сохранял свой титул и получал большое содержание пожизненно. Чтобы объединить страну Сунь Ятсен оставил президентский пост, и на эту должность был выбран Юань Шикай. Генерал Ли Юаньхун, * сыгравший выдающуюся роль в учанских событиях, был избран вице-президентом. В марте 1912 года нанкинский парламент провозгласил временную конституцию, и в апреле правительство переехало в Пекин.

Однако дальнейшие события показали, что республика, установленная с такой потрясающей быстротой и сравнительной легкостью, была обречена в течение нескольких последующих десятилетий стать свидетелем прогрессирующего развала. Основной причиной такого положения дел стал раскол Китая на два политических лагеря -- сторонников Юань Шикая и приверженцев первого президента Сунь Ятсена.

В августе 1912 года Сунь Ятсен создал партию Гоминьдан (Национальную Народную Партию). В основу ее программы легли «три принципа Сунь Ятсена»: национализм (свобода от иноземных правителей), демократизм (установление демократической республики) и народное благоденствие (уравнение прав на землю для всех китайцев посредством установления единых цен на нее.

После того, как в начале 1913 года китайский президент Юань Шикай начал наступление на Гоминьдан, имеющий большинство в парламенте, с целью установления в стране собственной диктатуры, Сунь Ятсен обратился к народу с призывом ко «второй революции». В ноябре 1913 года Юань Шикай запретил Гоминьдан.

1 мая 1914 года Юань Шикай провел через парламент новую конституцию, которая давала ему как президенту неограниченные полномочия сроком на 10 лет. В том же году Сунь Ятсен возродил Гоминьдан. А после того, как в 1915 году Юань Шикай уступил Японии Южную Маньчжурию и часть Внутренней Монголии и официально объявил о подготовке к восстановлению монархии, Гоминьдан поднял восстание в провинции Юньнань. Но 6 июня 1916 года президент Юань Шикай умер.

Новым президентом стал Ли Юаньхун, который восстановил конституцию 1912 года и парламент в том составе, в котором он был до разгона в 1914 году. Однако фактическая власть в стране перешла в руки генералов. Один из них -- Дуань Цижуй -- стал главой китайского правительства. Однако уже в 1917 году прояпонские настроения Дуань Цижуя и его сторонников вынудили президента Ли Юаньхуна сместить главу правительства. Однако реального смещения не произошло. В этот момент вспыхнул военный путч генералов -- сторонников монархии. Путч был подавлен войсками Дуань Цижуя, которые заняли Пекин и сделали президентом Фэн Гочжана.

Однако уже в мае 1918 года в южных провинциях Китая снова было сформировано независимое от Пекина правительство Гоминьдана, выступавшее за восстановление конституции 1912 года. Началась гражданская война, которая длилась чуть более двух месяцев, после чего стороны начали переговоры, которые шли до 1920 года.

Надо сказать, что, наряду с группировками китайских генералов, в это время в Китае сформировалась еще одна сила, которой со временем суждено было оттеснить от власти все остальные. В 1921 году была образована коммунистическая партия Китая (КПК) во главе с Ли Дачжао и Мао Цзэдуном.

В 1925 году скончался Сунь Ятсен, и Гоминьдан раскололся на сторонников сближения Гоминьдана с коммунистами и СССР и приверженцев ориентации на союз с китайскими генералами. Последних уже в 1926 году исключают из партии, и Гоминьдан во главе с Ван Цзинвэем берет курс на союз с КПК. Летом 1926 года Гоминьдан при поддержке КПК начинает вооруженную борьбу за объединение страны (так называемый «Северный поход»). Его целью было разгромить северных генералов и подчинить центральному правительству весь Китай. К концу 1926 года войсками под командованием гоминьдановского генерала Чан Кайши, при активной помощи СССР, Народно-революционной армией были разбиты почти все основные противники кроме «Армии умиротворения страны» под командованием генералиссимуса Чжан Цзолина.

Сразу после того, как в марте 1927 года войска Чан Кайши вступили в Шанхай и Нанкин, английские и американские военно-морские силы в регионе начали открытое вторжение в Китай с моря.

После взятия Нанкина в рядах Гоминьдана вновь произошел раскол на сторонников главы правительства Ван Цзинвэя и приверженцев Чан Кайши. Столицей первых был Ухань, а Чан Кайши провозгласил своей столицей Нанкин. В апреле 1927 года Чан Кайши, в связи с постоянным давлением СССР на китайских коммунистов по поводу необходимости внутреннего развала Гоминьдана, принял решение об отказе от сотрудничества с КПК. А к августу 1927 года такое решение приняло и уханское представительство Гоминьдана.

Раскол, разумеется, не укрепил Народно-революционную армию, которая уже в 1927 году потерпела поражение от японцев. Ван Цзинвэй и его сторонники усмотрели в этом событии отличный повод, чтобы сместить с поста главнокомандующего Чан Кайши. В сентябре в Нанкине было образовано новое гоминьдановское правительство, больше озабоченное борьбой с коммунистами, чем армией Чжан Цзолина и его союзниками японцами. 15 декабря 1927 года Нанкин заявляет о разрыве дипломатических отношений с СССР, хотя Москва официально и не признавала нанкинское правительство. В январе 1928 года во главе гоминьдановских сил снова стал Чан Кайши. Вскоре он объявляет о продолжении «Северного похода». 10 октября 1928 года Нанкинское правительство официально было объявлено общенациональным. Во главе его стал Чан Кайши.

После разрыва Гоминьдана с КПК, коммунисты, при поддержке СССР, с 1929 года начали борьбу за создание в Китае красных районов, то есть установление там власти коммунистов. С 1929 по 1932 год Китайская Красная Армия отбила 5 военных походов гоминьдановских войск. В конце 1931 года на всекитайском съезде Советов было избрано единое правительство советских районов Китая, во главе которого стал Мао Цзэдун.

Осенью 1931 года Япония оккупировала Маньчжурию, где было провозглашено независимое от Китая государство Маньчжоуго во главе с последним Циньским императором Пу И. Несамостоятельность Маньчжоуго подтвердила и Лига Наций, которая направляла туда свою специальную комиссию. Эта организация вынесла решение о том, что Маньчжоуго следует считать японской колонией.

Японское вторжение заставило Китай изменить свои отношения с другими соседями, и в декабре 1932 года Гоминьдан восстанавливает дипломатические отношения с СССР. В 1933--1935 годах японцы снова вторглись в Китай и заняли северные районы, включая Пекин. Одновременно в результате массированного наступления гоминьда-новским войскам удалось вытеснить Китайскую Красную Армию и Советы из южных районов, но коммунистические силы, прорвав кольцо гоминьдановских армий, ушли на северо-запад, в провинцию Шэньси, где создали новый большой советский район.

Во 2-й половине 1936 года военные действия между го-миньдановскими войсками и Китайской Красной Армией практически прекратились. 22 сентября 1937 года маршал Чан Кайши официально заявил о создании в Китае единого антияпонского фронта и сотрудничестве с КПК. Красная Армия была переименована в 8-ю народно-революционную армию под командованием коммуниста Чжу Дэ и начала борьбу с японцами на северо-востоке страны в провинции Шаньси. Чан Кайши стал генералиссимусом.

Однако создание единого антияпонского фронта и активная военная поддержка Китая СССР (на стороне народно-революционной армии сражались советские летчики, летавшие на советских самолетах), а с 1941 года -- США, не смогли остановить японцев. К 1938 году японские войска дошли до Тяньцзиня, заняли Шанхай и Нанкин. К 1943 году они взяли Кантон, Ханькоу и Учан. В 1944 году японцы существенно продвинулись в направлении на северо-запад от Кантона (до 105° восточной долготы) и на запад от Шанхая до железной дороги Пекин--Ханькоу. Только после серьезных поражений в войне с США на Тихом океане чаша весов стала склоняться в пользу Китая.

После того, как 9 августа 1945 года СССР начал военные действия против Японии, вероятность гражданской войны в Китае еще более увеличилась. К активной поддержке Китайской Красной Армии со стороны СССР оружием и боеприпасами добавилось еще и то, что после разгрома и капитуляции в Маньчжурии японской Квантунской армии все захваченное советскими войсками вооружение было передано армии коммунистов. Кроме того, в Китайской Красной Армии снова появились советские военные советники.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Чан Кайши под давлением США, которые стремились примирить КПК и Гоминьдан и не допустить гражданской войны, которая могла бы привести к значительному усилению позиций СССР на Дальнем Востоке, предложил КПК вступить в переговоры о формировании органов управления будущего демократического Китая. В результате прошедшей по этому поводу в октябре 1945 года конференции было решено создать временное правительство, в котором половину мест занимали бы представители Гоминьдана, а другую половину -- представители всех остальных партий и политических организаций.

В июле 1946 года взаимное недоверие сторон окончательно переросло в гражданскую войну. На этот момент на стороне Гоминьдана был примерно четырехкратный перевес, однако, учитывая оснащение Китайской Красной

Армии японским и советским вооружением, с одной стороны, и прекращение США поставок вооружения армии Гоминьдана с другой стороны, преимущество Чан Кайши было не столь значительным. Тем не менее, армии Чан Кайши перешли условную разграничительную границу сфер влияния Гоминьдана и КПК и весной 1947 года заняли столицу пограничного района Яньань. В ответ коммунисты немедленно развернули партизанскую войну.

Уже в январе 1948 года в Гоминьдане произошел раскол. Сторонники мира с коммунистами выходят из партии и становятся на сторону КПК. Последствия раскола не замедлили сказаться. Летом 1948 года была образована Народно-освободительная армия Китая, основу которой составляет Китайская Красная Армия, которая переходит в наступление. В результате наступательных операций 31 января 1949 года коммунисты и их союзники взяли Пекин. Начавшиеся было после этого переговоры с Гоминьданом не дали никаких результатов, и к лету 1949 года гоминьдановские войска были почти полностью побеждены. Остатки армии Чан Кайши во главе с самим генералиссимусом, используя то, что весь имеющийся китайский флот и большая часть авиации были гоминьдановскими, эвакуировались на Тайвань и несколько мелких прибрежных островов. И только в отдельных районах континентального Китая борьба со сторонниками Чан Кайши продолжалась до 1951 года. В результате на Тайвани образовалась гоминьдановская Республика Китай, столицей которой стал Тайбэй, а первым президентом -- Чан Кайши.

В сентябре 1949 года в Пекине было образовано Центральное народное правительство Китая. Естественно, что все главные государственные должности заняли коммунисты. Правительство и Народно-революционный военный совет возглавил Мао Цзэдун, председателем Государственного совета Китая стал Чжоу Эньлай, главнокомандующим Народно-освободительной армией Китая (НОАК) -- маршал Чжу Дэ. А 1 октября 1949 года на главной площади Пекина Тяньаньмынь Мао Цзэдун объявил об образовании Китайской Народной Республики (КНР).

Период 1950--1976 годов вошел в историю как «Период двух Китаев» -- КНР и Республики Китай на Тайване. Однако при этом всегда следует иметь в виду, что тайваньский Китай признавали не все государства, также как и КНР. Достаточно сказать, что до 1971 года Китай в ООН был представлен Тайванем, а СССР вообще отрицал, что существует какой-то другой Китай, кроме КНР.

Первым значительным событием после образования КНР было заключение в начале 1950 года договора о дружбе, союзе и взаимопомощи с СССР сроком на 30 лет. По его условиям СССР передал Китаю КВЖД, осуществлял вывод войск из Порт-Артура, предоставлял КНР льготный кредит в размере 300 млн долларов США и оказывал всестороннюю помощь в деле восстановления китайской экономики. КНР, в свою очередь, признал независимость Монгольской Народной Республики и принимал на себя обязательства военного союзника СССР на Дальнем Востоке. В этом качестве армия КНР приняла участие в Корейской войне.

К 1952 году экономика Китая по основным показателям достигла довоенного уровня (1936). Не последнюю роль в этом сыграли ликвидация помещичьего землевладения и создание огромного числа мелких частных сельских хозяйств и сельских кооперативных товариществ взаимопомощи, а также развитие частного предпринимательства и национализация крупных промышленных предприятий. В результате на государственный сектор экономики приходился только 41 % промышленного производства. Неудивительно, что руководство КПК не могло не отреагировать на столь значительный удельный вес негосударственного сектора в экономике. И уже в 1952 году, решив, что дело восстановления экономики завершено и буржуазия больше не нужна, КПК выдвигает лозунг борьбы со взяточничеством, уклонением от уплаты налогов, разворовыванием государственной собственности, саботажем выполнения госзаказов, использованием секретной экономической информации в личных целях и бюрократизмом, а также проводит первое истребление национальной буржуазии, которое коммунистически настроенные китайцы по общепринятому в коммунистическом мире образцу называли чисткой. В результате этой акции было уничтожено около 2 млн человек. С этого момента КНР окончательно отходит от общедемократических принципов государственного строительства и переходит к строительству социализма.

В конце 1952 года Центральный Комитет КПК объявляет новые задачи -- до 1967 года создать в стране современную промышленность, социалистическое (то есть государственное) сельское хозяйство, осуществить культурную революцию (то есть ликвидировать неграмотность среди населения и внушить ему коммунистические идеи).

В 1954 году в КНР вступает в силу новая конституция. Согласно ей высшим органом государственной власти в КНР стало Всекитайское собрание народных представителей. Верховная исполнительная власть по-прежнему принадлежала Государственному совету. Кроме того, был введен пост Председателя КНР. Им стал Мао Цзэдун.

В экономике к 1957 году в Китае произошли существенные изменения. Исходя из советского опыта и задач создания мощного военного потенциала в КНР была построена национальная тяжелая промышленность. Государством были выкуплены все частные предприятия. Хотя за них было заплачено гораздо менее их реальной стоимости, бывшим хозяевам были оставлены повышенные зарплаты и особые премиальные выплаты. Почти не осталось в КНР и частной торговли. Почти полностью исчез частный производитель и в сельском хозяйстве. Свыше 96 % из них было объединено в кооперативы, причем 90 % -- в хозяйства типа советских колхозов (то есть фактически в государственные предприятия).

Как и следовало ожидать, китайская коллективизация привела к голоду и крестьянским бунтам в деревне, которые подавлялись военной силой.

В результате, прошедший в 1956 году VIII съезд КПК вынужден был отказаться от проводимой политики и косвенно осудил Председателя Мао за форсирование строительства социализма. Раз «большой брат», как называли в КНР СССР, так сказал, руководству КПК пришлось на время сделать вид, что политика будет изменена. Был объявлен курс на демократизацию общества. Инакомыслие более не преследовалось в судебном порядке, и в китайском обществе начались политические дискуссии.

Однако сам Мао Цзэдун с этим был не согласен. Учитывая, что с 1953 по 1957 год рост промышленности иногда достигал 19 % в год, посмотрев на советскую оттепель со всеми ее отрицательными с точки зрения построения социализма последствиями, а также видя, что Китай снова перестает быть страной единомыслящих сторонников идей Маркса -- Ленина -- Сталина --Мао, руководство КПК дает указания арестовать 100 тыс. инакомыслящих, а еще 400 тыс. было объявлено пособниками буржуазии. После этого, в мае 1958 года, КПК созывает вторую сессию

VIII съезда партии. На ней был осужден курс на демократизацию и объявлена политика «трех красных знамен»: новая линия партии, предусматривавшая ускоренное строительство в Китае коммунизма; «великий скачок» в экономике, что означало увеличение выпуска промышленной продукции за четыре года в 6,5 раза, сельского хозяйства--в 2,5 раза, а выплавки стали и чугуна -- в 8 раз; создание народных коммун, то есть полное обобществление всей жизни китайцев, имевшее целью обеспечение минимальных потребностей каждого при накоплении всего созданного в качестве государственного достояния. По этому плану КНР через 7 лет должен был обогнать СССР и США, а через 10 лет построить коммунизм.

Начало этого «великого созидания» было положено уже в том Же 1958 году. До конца года практически все сельскохозяйственные кооперативы страны были преобразованы в народные коммуны. С этого момента каждый коммунар считался мобилизованным для строительства коммунизма. Он не должен был иметь ничего собственного, кроме мелких личных вещей. Жить коммунары должны были не отдельными семьями, а в казармах, есть -- в общих столовых, а дети коммунаров воспитывались не в семье, а в специальных детских садах. И разумеется, все должны были работать столько, сколько позволяет физическое состояние.

На фоне гигантомании и возвеличивания лично Мао Цзэдуна у КПК начались серьезные разногласия с Советским Союзом. В 1958 году СССР осудил идею «великого скачка» как нереальную, а Мао Цзэдун и его соратники выразили несогласие с КПСС по поводу критики Сталина. Разногласия возникли и в военной сфере. После того, как артиллерия КНР обстреляла один из островов, который принадлежал гоминьдановскому Китаю, Пекин обратился к Москве с просьбой предоставить ему ядерное оружие и поддержать военными силами вторжение на Тайвань. Справедливо полагая, что это будет третья мировая война, СССР отказал. Однако вместо этого Москва предложила разместить на территории КНР базу для своих подводных лодок. Но на это не согласился Мао Цзэдун.

После всех этих размолвок отдаление СССР и КНР стало нарастать. Мао Цзэдун под нажимом очевидных проблем в экономике вынужден был уйти с поста Председателя КНР, а уже в 1959 году стало ясно, что Советский Союз был прав -- идея «великого скачка» провалилась (в стране наступил голод, а к 1962 году производство промышленной продукции в КНР упало более, чем в 2 раза). В результате продолжающихся разногласий в 1960 году СССР отозвал своих специалистов из КНР, а китайские студенты перестают учиться в советских вузах.

В 1961 году КПК прекращает политику «трех красных знамен» и объявляет о новой политике «урегулирования экономики», которая проводилась до 1965 года Этот курс в истории КНР связывают с именами нового Председателя КНР Лю Шаоци и члена Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопина, которых в истории КПК принято называть прагматиками в отличие от догматиков -- тех сторонников Мао, которые безоговорочно следовали его учению. В ходе реализации новой политики крестьянам вернули приусадебные участки и собственность, коммуны были распущены, вместо них созданы производственные бригады. За свою работу рабочие теперь получали зарплату в зависимости от своей квалификации. Крестьяне теперь были обязаны сдавать государству только часть своей продукции и при этом могли сами выбирать, что выращивать на своих наделах, получали разрешение продавать свою продукцию на вновь открывшихся базарах, а также имели право заниматься домашними промыслами и мелкой торговлей. В результате этого курса экономика КНР достигла значительных успехов. Рост национального дохода в 1963--1965 годах составлял 15,5 % в год, а в октябре 1964 года была успешно испытана собственная атомная бомба. И только сельское хозяйство оставалось единственным сектором, который так и не был полностью восстановлен после осуществления политики «трех красных знамен».

Однако Мао Цзэдун и его соратники продолжали настаивать на своей правоте и ошибочности курса, которым идет КПСС. И в июле 1963 года произошел окончательный разрыв КПК и КПСС. Китайские коммунисты обвинили советских в отходе от основных принципов марксизма-ленинизма и намеренной дезориентации мирового коммунистического движения в своих целях. СССР был объявлен страной социал-империализма.

Мао Цзэдун и его приверженцы не были довольны и тем, что происходит внутри КНР. У Мао появилась новая идея -- о необходимости проведения в КНР «великой пролетарской культурной революции». Ее целью должно было стать освобождение страны от старых культурных традиций, правил и привычек, а также от их носителей, уже неспособных постичь новые культурные нормы, которые возникли в связи с новыми реалиями социалистической экономики. Реализация этой идеи началась в 1966 году.

В мае 1966 года при ЦК КПК была организована специальная группа по делам «культурной революции». Ее возглавили жена Мао Цзэдуна Цзян Цин и личный секретарь Мао Чэнь Бода. За чистку рядов КПК в свете «культурной революции» выступил и министр обороны КНР, член Политбюро ЦК КПК Линь Бяо. В результате в Пекин были введены войска, и ряд видных деятелей КПК, которые не были безоговорочно согласны с «Великим кормчим» Мао Цзэдуном и догматиками, были смещены со своих постов. Когда в стране увидели, что противники пути КНР к коммунизму засели даже в ЦК КПК, в стране добровольно начали формироваться отряды защитников пути Мао Цзэдуна, то есть «культурной революции». Они получили название «хунвэйбины» («красная гвардия»). Надо сказать, что, видя такой ход событий, прагматики в Политбюро ЦК КПК попытались остановить реализацию очередной великой идеи Председателя Мао. Для этого они начали подготовку к перемещению Мао Цзэдуна с поста Председателя КПК на должность Почетного Председателя партии. Однако сам «Великий кормчий» с этим не согласился и, проплыв вниз по течению реки около 15 км, продемонстрировал всему Китаю, что в свой 72 года он еще вполне способен оставаться настоящим главой партии.

В августе состоялся специальный Пленум ЦК КПК, на котором впервые присутствовали не только члены и кандидаты в члены ЦК, но и безоговорочные приверженцы идей Мао из университетов КНР и хунвэйбины. Прагматики подверглись критике, сам Председатель Мао призвал бороться с противниками «культурной революции», какие бы посты они ни занимали. Теперь во всех организациях должны были быть созданы отделы по делам «культурной революции», всячески поощрялось создание из молодежи отрядов хунвэйбинов и цзаофаней («бунтовщиков»), задачей которых было активное распространение «культурной революции» и активная борьба с теми, кто ей сопротивляется.

Результаты такой пропаганды и деятельности хунвэйбинов и цзаофаней не замедлили сказаться. Школы и вузы страны перестали работать, поскольку занявшие их хунвэйбины считали, что знания, которые дают эти учреждения, устарели и более не нужны. Те жители страны, которые попали в ряды неблагонадежных, отправлялись в концлагеря «на исправление».

В ходе борьбы с контрреволюционерами в 1969 году был арестован и замучен в тюрьме Председатель КНР Лю Шаоци, Дэн Сяопин был снят со всех должностей и выслан в провинцию, где «перевоспитывался», работая простым слесарем. Всего за годы «культурной революции» из 97 членов ЦК КПК 60 были объявлены предателями, шпионами и репрессированы.

Чтобы избежать массовых возмущений населения действиями культурных революционеров, в январе 1967 года Мао Цзэдун ввел в КНР военное положение. Обязанности по поддержанию порядка в стране были возложены на армию. Местные органы власти были заменены на революционные комитеты, которые состояли из военных, хунвэйбинов и надежных государственных чиновников. Вскоре после введения военного положения армия пришла к выводу, что главным источником беспорядков является не деятельность агентов международного империализма, а разнузданность и бесчинства хунвэйбинов и цзаофаней. И уже с лета 1968 года армия стала выселять хунвэйбинов и цзаофаней из городов в сельскую местность. Закончился этот процесс только в 1976 году. Всего было выслано около 30 млн. человек.

Весной 1969 года прошел IX съезд КПК. Он заявил о победе «культурной революции». Но наряду с этим был сделан вывод, что окончательная победа социализма в КНР невозможна до тех пор, пока существует империализм во главе с США и социал-империализм во главе с СССР. Поэтому КНР всеми силами должен продолжать борьбу за чистоту своей страны от предателей и шпионов и готовиться к войне. На съезде снова было заявлено, что теоретической основой деятельности КПК являются идеи Председателя Мао. Его официальным преемником был назначен Линь Бяо.

Конечно, подготовка к войне для КНР была первоочередной задачей с момента ее основания. Но если раньше главными врагами были США и гоминьдановский Китай, то с 1963 года в этот список под № 2 (сразу после США) постепенно попал СССР. В ответ на такую позицию КНР СССР, в рамках договора о взаимопомощи, ввел войска в Монгольскую Народную Республику.

В 1969 году войска КНР напали на советский пограничный остров Даманский, а в августе перешли границу в Семипалатинской области (современный Казахстан). Сразу после этих событий вооруженные силы СССР на Дальнем Востоке были приведены в повышенную боевую готовность. Все шло к тому, что начнется война и советская авиация нанесет удар по ядерным объектам КНР. Однако в сентябре Председателю Госсовета КНР Чжоу Эньлаю удалось ослабить напряжение. Он пригласил в Пекин самого Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина и во время короткой встречи острота взаимных претензий была значительно ослаблена.

Но с таким поворотом событий был категорически не согласен Линь Бяо. Его позиция стала еще более резкой, когда КНР начал сближение с врагом № 1 -- США. Дело в том, что Президент США Р. Никсон пошел на изменение позиции в отношении Тайваня. В 1970 году начались взаимные консультации по вопросу о признании США КНР. В ответ Линь Бяо ввел в стране военное положение и еще более ужесточил содержание политических заключенных. Но в 1971 году Линь Бяо и этого показалось мало, и он_ возглавил заговор против Мао Цзэдуна. Однако поезд, в котором следовал Мао, взорвать не удалось. И очень скоро после этого Линь Бяо очень своевременно погиб в авиакатастрофе.

Состоявшийся в 1973 году X съезд КПК осудил группу, Линь Бяо. После съезда был реабилитирован Дэн Сяопин.

Между тем, все более улучшались отношения между Китаем и США. В феврале 1972 года и декабре 1975 года американские президенты Р. Никсон и Г. Форд посетили Пекин. И с 1972 года США наконец согласились с заменой представителя гоминьдановского Китая на представителя КНР в ООН. В этом же году Япония и КНР установили дипломатические отношения между собой. По условиям соглашения Китай отказался от своей доли репараций, которые выплачивала Япония после 1945 года.

9 сентября 1976 года скончался Мао Цзэдун, и его наследником стал премьер Госсовета Хуа Гофэн. С помощью военных ему удалось одержать верх над четырьмя ближайшими сподвижниками Председателя Мао -- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь, которые были названы «бандой четырех». После их ареста Хуа Гофэн заявил о прекращении «культурной революции». Однако уже на этот момент результаты революции оказались более чем ощутимыми. Было репрессировано более 100 млн. человек, из них 8--10 млн. погибло.

К концу 1978 года группа прагматиков, руководимая Дэн Сяопином, потеснила последовательных маоистов во главе с Хуа Гофэном. Декабрьский пленум ЦК КПК 1978 года положил начало процессу реформ в КНР, или «строительству Нового Китая», как его называли сами китайцы. В 1980 году генеральным секретарем ЦК КПК стал Ху Яобан, а пост премьера вместо Хуа Гофэна занял Чжао Цзыян. В 1981 году Хуа Гофэн ушел и с поста председателя ЦК КПК. В 1982 году эта должность была упразднена. Сторонники реформ одержали окончательную победу.

На первом этапе реформ в 1979--1984 годах основное внимание уделялось сельскому хозяйству. Семьи, бригады или кооперативы получали землю в подряд до 50 лет. Часть продукции они сдавали по контракту государству, остальной долей урожая крестьяне распоряжались по своему усмотрению.

С 1984 года промышленность Китая перешла на новые принципы работы -- самоокупаемость, хозрасчет, самостоятельный сбыт продукции, подрядную и арендную системы. В экономику КНР стал широко привлекаться иностранный капитал. Открытыми для него были объявлены 14 крупных городов и портов. Была создана специальная провинция Хэйнань, ставшая полностью открытой зоной. Были образованы четыре специальные экономические зоны для зарубежных предпринимателей -- Шэньчжэнь, Чжухай, Сэмэнь, Шаньтоу. Государство должно было регулировать рыночные отношения.

Экономические реформы обеспечили в 1980 -- 1988 годах невиданный подъем народного хозяйства. Китай решил продовольственную проблему, собирая более 400 млн. т зерна в год. Доходы крестьян выросли более чем в 3 раза. Среднегодовые темпы роста валовой продукции промышленности составили в 1979--1988 годах 12 %, сельского хозяйства -- 6,5 %. Благосостояние горожан возросло в 2,6 раза.

XII и XIII съезды КПК в 1982 и 1987 годах одобрили ход экономических реформ и нацелили народ на построение социализма с китайской спецификой. Признанным руководителем «перестройки» в Китае и самой большой компартии в мире (более 46 млн. человек в 1987 году, 51 млн. в 1992 году) стал Дэн Сяопин, член Постоянного комитета Политбюро

ЦК КПК, занимавший посты председателя Центрального военного совета КНР, председателя Центральной комиссии советников и другие должности в партии и государстве. Новые установки маоистов-прагматиков нашли отражение в принятой в 1982 году конституции КНР.

Элементы рыночных отношений в экономике Китая, некоторая либерализация в области культуры, влияние Запада вызвали подъем демократического движения, авангардом которого стала студенческая молодежь и часть интеллигенции. Они требовали демократизации общественного строя страны, отказа КПК от руководящей роли. В ночь с 3 на 4 июня 1989 года площадь Тяньаньмынь обагрилась кровью студентов. Погибли тысячи молодых людей. Было арестовано более 120 тыс. человек. Запад справедливо осудил кровавую расправу маоистов с демократическим движением и ввел экономические санкции против КНР. Однако Горбачев не осудил нарушения прав и свобод человека в Китае.

Большинство лидеров КПК испугались политических последствий реформ, а также остерегались влияния хода советской перестройки на Китай. В середине 1988 года правительство резко уменьшило кредиты предприятиям и затормозило реформы. Зарплата в стране снизилась до 200 юаней (70 марок). Произошло резкое падение объема промышленного производства.

После июньских событий 1989 года на площади Тяньаньмынь Чжао Цзыян был обвинен в инспирировании студенческих выступлений. Он потерял свой пост. Генсеком стал шанхайский партократ, ставленник Дэн Сяопина Цзян Цзэмин. Сам Дэн Сяопин в конце 1989 года ушел в отставку, но из-за кулис продолжал руководить КПК. 1989--1992 годы прошли в КНР под знаком расправы с демократами. Была усилена борьба против «буржуазной либерализации» и развернута кампания «учиться у Лэй Фэна», то есть на примере жизни солдата НОАК. КПК отвергла политическую реформу и не пошла на разделение партийной и государственной власти.

Спад в экономике вынудил руководство КПК заявить на XIV съезде (осень 1992) о продолжении реформ и переходе к «социалистическим рыночным отношениям».

В марте 1993 года сессия Всекитайского собрания народных представителей избрала Цзян Цзэмина председателем КНР. Ли Пэн был переизбран на пост премьера.

В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902-1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905-1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством Союза возрождения Китая. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию - Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом Тунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала свержение маньчжурской династии, учреждение республики, уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена - национализм, демократия, народное благоденствие. Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. был издан императорский Указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девять лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране. 10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам. Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований. При участии Сунь Ятсена была разработана временная конституция. Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована. В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия, Китай становился республикой, но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай. 10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную Конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму. Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы одержали верх вТунмынхуэе. Они потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсен организовал новую политическую партию - Гоминьдан (национальная партия). Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в Конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя. Но не были осуществлены коренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала. Однако следует отметить и положительный результат революции - свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности китайского народа, его подготовке к дальнейшей борьбе.

Гражданская и национально-освободительная война. За годы первой мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался вполитическую борьбу. Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды стали причиной массовых волнений, прокатившихся по стране. Начались они с демонстрации студентов вПекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4 мая», которое можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайского рабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическими лозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национального фронта борьбы с иностранным капиталом, занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданской революционной войны, в ходе которой решались задачи буржуазно-демократической революции. Активизация народных масс вызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путь контрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал Чан Кайши - председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующий Национально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война (1924-1927 гг.) закончилась поражением революционных сил. После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами - Центральный исполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилось назначаемое им правительство. В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская война. Она осложнилась вторжением в Северо-Восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая. В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы - отдельные территории, контролируемые революционными силами. К началу 30-х годов назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов - представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции, в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893-1976 гг.) - руководителем коммунистической партии Китая (КПК). Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратилась только в 1937 г. Был создан единый национальный антияпонский фронт. Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков. Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети - представители мелкой буржуазии, национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Образование КНР

Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны. В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946-1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения. 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией. Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль. В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития. В 1953-1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти - собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями - постоянный Комитет ВСНП. Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности. В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности. Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию. В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы. Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике. В начале 60-х годов были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х - начала 80-х годов замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления. Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были проведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности. В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов. В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнувшая при этом, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан. Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

Loading...Loading...