Фрейд семья. Биография зигмунда фрейда

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды , и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.


Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз - последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.


Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.


Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.


В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна - единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.

  • Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.

  • Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
  • Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.

  • Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Цитаты

  • «Любовь и работа - вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет... Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». - из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Библиография

  • Толкование сновидений
  • Три очерка по теории сексуальности
  • Тотем и табу
  • Психология масс и анализ человеческого «Я»
  • Будущее одной иллюзии
  • По ту сторону принципа удовольствия
  • Я и оно
  • Введение в психоанализ

Необходимость зарабатывать деньги не позволила ему остаться на кафедре, он поступил сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работал врачом.

В 1885 году Фрейд получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей.

В 1885-1886 годах стажировался в Париже у врача-психиатра Жана-Мартена Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики.

По возвращении из Парижа Фрейд открыл частную практику в Вене, где использовал метод гипноза для лечения больных. Поначалу метод казался эффективным: за первые несколько недель Фрейд добился моментального исцеления нескольких больных. Но вскоре появились и неудачи, и он разочаровался в гипнотической терапии.

Фрейд обратился к изучению истерии и внес в эту область значительный вклад, связанный с использованием свободной ассоциации (или "разговорной терапии"). Результаты его совместного с австрийским врачом Йозефом Брейером исследования истерических явлений и проблем психотерапии были опубликованы под названием "Исследования истерии" (1895).

В 1892 году Фрейд разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 году он пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов.

С 1896 года по 1902 год Зигмунд Фрейд разработал основы психоанализа. Он обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного.

Впервые понятие "психоанализ" он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Психоаналитический способ лечения больных, разработанный Фрейдом, заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т.п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного.

Результатом обобщения психоаналитических исследований Фрейда этого периода явились опубликованные в начале XX века классические работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и др.

Причинами многих неврозов у пациентов Фрейда в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Фрейд обратился к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности Фрейд ставил в центр всего психического развития человека ("Три очерка по теории сексуальности", 1905) и пытался объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство ("Леонардо да Винчи", 1913), особенности психологии первобытных народов ("Тотем и табу", 1913) и др.

В 1902 году Фрейд стал профессором Венского университета.

В 1908 году (вместе с Эйгеном Блейлером и Карлом Густавом Юнгом) основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 году — Международную психоаналитическую ассоциацию.

В 1912 году Фрейд основал периодическое издание "Международный журнал по медицинскому психоанализу".

В 1915-1917 годах он читал лекции по психоанализу в Венском университете и готовил их к изданию. Тогда же вышли из печати его новые работы, где он продолжил свои исследования тайн бессознательного.

В январе 1920 года Фрейду было присвоено звание ординарного профессора Венского университета.

В 1920-х годах ученый разрабатывал новые проблемы психоанализа: он пересматривал учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920), выделяя "влечения к жизни" и "влечения к смерти", предложил новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространял идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

В 1927 году опубликовал книгу "Будущее одной иллюзии" — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 году издал одну из наиболее философических своих работ "Беспокойство в культуре". В ней Фрейд описал теорию, согласно которой не Эрос, либидо, воля и человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. В 1939 году Фрейд опубликовал книгу "Моисей и монотеизм", посвященную психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем.

В 1930 году Фрейд был удостоен Литературной премии им. Гёте. Он был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

В 1938 году после захвата Австрии фашистской Германией Фрейд эмигрировал в Великобританию.

В 1923 году у Фрейда был диагностирован рак челюсти, вызванный его пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу проводились постоянно и мучили его до конца жизни. Летом 1939 года состояние здоровья Зигмунда Фрейда начало ухудшаться, и 23 сентября того же года он умер.

Труды Фрейда оказали колоссальное воздействие на ранее существовавшие представления о человеке и его мире, и положили начало формированию новых представлений и психологических теорий.

В Санкт-Петербурге, Вене , Лондоне , и Пршиборе есть музеи им. Фрейда. Памятники Фрейду установлены в Лондоне, Пршиборе, Праге.

Зигмунд Фрейд был женат на Марте Бернейс (Martha Bernays), в семье было шестеро детей. Самая младшая дочь Анна (1895-1982) стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Родился 6 мая 1856 г. в маленьком моравском городке Фрейбурге в многодетной семье (8 человек) небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было 4 года, семья переехала в Вену.

Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Родители старались создать все условия для учебы.

В 17 лет Фрейд с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. В университете он проучился 8 лет, т.е. на 3 года дольше обычного. В эти же годы, работая в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке, он провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины. Поначалу работал хирургом, потом терапевтом, а затем стал «домашним врачом». К 1885 г. Фрейд получил место приват-доцента в Венском университете, а в 1902 г. - профессора неврологии.

В 1885-1886 гг. благодаря помощи Брюкке Фрейд работал в Париже, в Сальпетриере, под руководством знаменитого невролога Шарко. Особое впечатление произвели на него исследования по использованию гипноза для вызывания и устранения болезненных симптомов у больных истерией. В одной из бесед с молодым Фрейдом Шарко мимоходом заметил, что источник многих симптомов больных неврозами таится в особенностях их половой жизни. Эта мысль глубоко засела в памяти, тем более что и он сам, и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов.

После возвращения в Вену Фрейд знакомится с известным практикующим врачом Иосифом Врейером (1842 1925 гг.), который к этому времени уже несколько лет практиковал оригинальный метод лечения женщин, больных истерией: он погружал пациентку в состояние гипноза, а потом предлагал ей вспомнить и рассказать о событиях, явившихся причиной заболевания. Иногда эти воспоминания сопровождались бурными проявлениями чувств, плачем, и только в этих случаях чаще всего наступало облегчение, а иногда и выздоровление. Брейер называл этот метод древнегреческим словом «катарсис» (очищение), позаимствовав его из поэтики Аристотеля. Фрейд заинтересовался этим методом. Между ним и Брейером завязалось творческое содружество. Итоги своих наблюдений они опубликовали в 1895 г. в работе «Исследование истерии».

Фрейд заметил, что гипноз как средство проникновения к «ущемленным» и забытым болезненным переживаниям не всегда является эффективным. Более того, во многих, и как раз наиболее тяжелых, случаях гипноз был бессилен, встречая «сопротивление», которое врач не мог преодолеть. Фрейд стал искать другой путь к «ущемленному аффекту» и в конце концов нашел его в свободно всплывающих ассоциациях, в толковании сновидений, неосознанных жестов, оговорок, забываний и т.п.

В 1896 г. Фрейд впервые употребил термин психоанализ, под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом лечения неврозов.

В 1900 г. вышла одна из лучших книг Фрейда «Толкование сновидений». Сам ученый в 1931 г. писал об этой своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения, наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга - «Психопатология обыденной жизни», а вслед за ней целая серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

Психоанализ начинает приобретать популярность. Вокруг Фрейда формируется кружок единомышленников: Альфред Адлер, Шандор Ференчи, Карл Юнг, Отто Ранк, Карл Абрахам, Эрнест Джоунс и др.

В 1909 г. Фрейд получил приглашение из Америки от Стесила Холла прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете, в Ворчестере («О психоанализе. Пять лекций», 1910). Примерно в эти же годы выходят работы: «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и Табу» (1913). Психоанализ из метода лечения превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

Заметным событием этого периода жизни Фрейда стал отход от него ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию пансексуализма.

Всю жизнь Фрейд развивал, расширял и углублял свое учение о психоанализе. Ни нападки критиков, ни уход учеников не поколебали его убеждений. Последняя книга «Очерки психоанализа» (1940) начинается довольно резко: «Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тог, кто повторит эти наблюдения на себе и других, может составить самостоятельное суждение о нем».

В 1908 г. в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс, а с 1909 г. стал выходить «Международный журнал психоанализа». В 1920 г. был открыт Психоаналитический институт в Берлине, а затем в Вене, Лондоне, Будапеште. В начале 30-х гг. такие же институты были созданы в Нью-Йорке и Чикаго.

В 1923 г. Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почти не оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогресси-рование болезни, он перенес 33 операции. В то же время он много и плодотворно работал: полное собрание его сочинений составляет 24 тома.

В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенное изменение и получает свое философское завершение. По мере того как работы ученого становились все более известными, усиливалась и критика.

В 1933 г. нацисты сожгли в Берлине книги Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: «Каков прогресс! В средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг». Он не мог предположить, что пройдет всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека сгорят миллионы жертв нацизма, в том числе и четыре его сестры. Только посредничество американского посла во Франции и большой выкуп, уплаченный фашистам Международным союзом психоаналитических обществ, позволили Фрейду в 1938 г. покинуть Вену и выехать в Англию. Но дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.

Основные положения учения Фрейда

Психический детерминизм. Душевная жизнь - это последовательный непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующим событием.

Сознательное, предсознагелыше, бессознательное. Три уровня душевной жизни: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали.

Бессознательное и нредсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией - «цензурой». Она выполняет две функции:
1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;
2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного -замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которог о занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание - та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические-желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы или действия, которые удовлетворят первоначальную цель.

Фрейд выделил две основные группы инстинктов: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные).

Либидо (от лат. libido - желание) - энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивные инстинкты характеризуются агрессивной энергией. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис - процесс помещения либидинозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, идею или действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Стадии психосексуального развития. 1. Оральная стадия. Основная потребность ребенка после рождения - это потребность в питании. Большая часть энергии (либидо) катектирована в области р та. Рот - первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. Фиксация на оральной стадии развития проявляется в некоторых оральных привычках и постоянном интересе к поддержанию оральных удовольствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т.п. 2. Анальная стадия. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на акте урииации и дефекации. Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство («анальный характер»), 3. Фаллическая стадия. С 3 лет ребенок впервые обращает внимание на половые отличия. В этот период основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и люби т отца (Эдипов комплекс); девочка - наоборо т (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. 4. Латентный период (6-12лет) К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различного рода увлечения. 5. Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает. Либи-дозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости.

Структура личности. Фрейд выделяет Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я). Ид - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид. Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это - выработанные обществом моральные установки и нормы поведения. Три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго -поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Механизмы защиты - это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Отрицание - попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Способность «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Рационализация - нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Реактивные образования - поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания. Проекция - подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция - отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Регрессия - «соскальзывание» на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

Психоанализ

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Наиболее известные работы Фрейда

Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд ) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте , именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

Краткая биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

Его отец — Якоб Фрейд , был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон , была вдвое моложе отца.

В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

Период учебы

Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

Учеба в гимназии

Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер . Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

Выбор профессии

Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке .

Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса , с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».

После университета

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

Первые успехи

В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений» , которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего. Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз - это защитная реакция психики на травмирующую идею.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками - особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Теория бессознательного

Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы - возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного .

В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса» . Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте .

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже - он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин .

Loading...Loading...