Духовность и здоровье семьи сообщение. Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни

Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Ум, порвавший с глубиной чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения и поэтому оказываемся в отношении духовной культуры не строящим, а разрушающим началом. Напротив, у людей наивно-непосредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек малой «культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т.е. прежде всего сердца, совести, чувства справедливости, чем человек хотя бы и большей, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, потому она легковерна и суеверна, и верит, где не надо , но зато самый дар веры у нее не отнят, а потому она способна верить и там, где надо.

Пусть духовность эта — некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, пусть она связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность эта несомненна и подлинна — и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически-жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.

В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно — в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особливость его характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда является простым и кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного , любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность ; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами — когда он ставит свою любовь пред лицо Божие и Божиими лучами освещает и измеряет любимого человека... И в этом — глубокий смысл христианского «венчания», объединяющего супругов венцом радости и муки, венцом духовной радости и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти, оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а прозрев — проклял свою связанность? Пожизненная унизительность лжи и лицемерия? Или развод? Прочность семьи требует иного; люди должны желать не только утех любви, но и ответственного совместного творчества, духовной общности в жизни, в страдании и в ношении бремен, по древнеримской брачной формуле: «где ты, Кай, там и я, твоя Кая»...

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок , которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих . Важно то, чему ты поклоняешься? чему молишься? что любишь? чего желаешь себе в жизни и смерти? чем и во имя чего ты способен жертвовать? И вот жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить... Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, как взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Поэтому можно сказать, что счастливый брак возникает не просто из взаимной естественной склонности («по милу хорош»), но из духовного сродства людей («по хорошему мил»), которое вызывает непоколебимую волю — стать живым единством и соблюсти это единство во что бы то ни стало, соблюсти его не только напоказ людям, но на самом деле, перед Лицом Божиим. В этом глубочайший смысл религиозного освящения брака и соответствующего церковного обряда. Но это составляет и первое, необходимейшее условие для верного, духовного воспитания детей.

Я уже указывал на то, что ребенок вступает в семью своих родителей как бы в доисторическую эпоху своей личности и начинает дышать воздухом этой семьи со своего первого физического вздоха. И вот в душном воздухе несогласной, неверной, несчастной семьи, в пошлой атмосфере бездуховного, безбожного прозябания не может расти здоровая детская душа. Ребенок может приобрести чутье и вкус только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

1. Так семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни. Блаженный Августин сказал однажды, что «человеческая душа — христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится от природы любить , из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруисткого образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа.

2. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию . Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура — культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины» — лоно моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков — возникла из недр семьи как телесного и духовного единства. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала — место-жилище, источник тепла и питания, потом — место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое понимание «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Не ясно ли, что истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье?

3. Далее, ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшимрангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый — властвующий и организующий авторитет в семейной жизни, в этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благодатною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Так, семья есть первая, естественная школа свободы : в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания .

4. Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности . Нетрудно убедиться, почему это так обстоит.

Семья есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в заработке и в имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее являются ее притязания на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители их родителей.

Это есть притязания на их хозяйственно-овеществленный труд, всегда сопряженный с лишениями, страданиями, с напряжением ума, воли и воображения; притязание на наследственно передающееся имущество, на семейно приобретенную частную собственность, которая является сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства.

Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством — по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства, ибо это имущество в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения и на пути труда, дисциплины и жертв . Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений.

Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое, устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе — она есть самостоятельное творческое единство, а в своих собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок научается постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он научается самостоятельности и верности — этим двум основным проявлениям духовного характера. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности (в данном случае некоторой высшей, социальной — семейной) целесообразности... А это и есть то самое умение или, лучше сказать, искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.

Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции,— может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче.

Идеала нет на земле... Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей... Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека — общественное благополучие.

В прошлой публикации о системе «7 Д» («Доктор как менеджер по здоровью») мы говорили о докторе как друге и профессиональном коуче, который материально не заинтересован в вашей болезни, что позволяет объективно работать на ее профилактику. Сегодня врач-остеопат Александр Иванов рассказывает о другом аспекте сохранения здоровья — духовности и приверженности традиционным семейным ценностям. Речь идет не о конкретной религиозной практике, а о методах сохранения внутреннего спокойствия и гармонии.

Фото: kzn.ru

ДУХОВНОСТЬ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ — КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Напомню, что входит в систему здоровья «7 Д»:

1) доктор;
2) духовность;
3) диета;
4) дыхание;
5) движение;
6) детоксикация;
7) день — ночь (биоритмы).

Понятие духовности и приверженности к традиционным семейным ценностям я рассматриваю с позиции психологического и социального здоровья. Из определения по ВОЗ, здоровье человека складывается из трех компонентов: физическое, психологическое и социальное. Речь идет о последних двух.

Многочисленные исследования феномена долгожительства показали, что для всех, кто перешагнул столетний рубеж и вошел в почетный клуб «100+», характерно пять признаков: приверженность духовным и семейным ценностям, умеренное питание, физическая активность, жизнь в гармонии с биоритмами и умение справляться со стрессом. Это четко прослеживается в образе жизни долгожителей в Японии (остров Окинава), Италии (Сардиния), на полуострове Никоя (Коста-Рика), а также обитателей Северного Кавказа и Грузии. Очень интересное исследование на тему долгожительства было проведено американским исследователем и путешественником Дэном Бюттнером, который написал книгу «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Рекомендую всем моим читателям прочитать эту книгу, в которой просто и доступно описан феномен долгожительства и даны четкие рекомендации по продлению жизни на основе научных данных.

Духовность и следование традиционным семейным ценностям — это основа долголетия. Большинство долгожителей — верующие люди. Вера в Бога позволяет людям снять часть ответственности за события, происходящие в жизни, что является своего рода механизмом самосохранения нервной системы. Выражение «на все воля Бога» является мощным инструментом защиты в критических жизненных ситуациях.

НАЙДИ СВОЙ «ИКИГАЙ» И ЖИВИ 100 ЛЕТ

У японцев есть такой термин «икигай», что переводится как «цель в жизни» или «миссия». Это то, ради чего ты встаешь по утрам. Если человек востребован обществом, семьей или имеет четкую цель в жизни — это основа его психологического здоровья. В Японии проводились научные исследования, в которых было показано, что наличие «икигай» достоверно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также приводит к нормализации секреции гормонов счастья — дофамина, серотонина и эндорфина.

Для всех долгожителей характерно наличие четкой цели в жизни. Для кого-то это забота о детях, внуках, правнуках, какие-то социальные обязанности, которые наполняют смыслом и продлевают жизнь. Таким образом, крепкая связь с семьей, родственниками, общение и проявление заботы — это еще один из секретов долгожительства людей. Поэтому очень важно окружить себя близкими людьми, не терять связей с миром и быть социально активным.

Традиционные семейные ценности создают спокойную лакуну в жизни человека, место, где он может отдохнуть от всех тревог. Известно, что в расширенных семьях, где присутствует сразу несколько поколений родственников, живущих вместе, любая трагедия переживается легче, так как все поддерживают друг друга.

МОИ НАБЛЮДЕНИЯ

В остеопатической практике мне часто приходится работать с пожилыми людьми, кому далеко за 60, и я могу с уверенностью сказать, что наличие семьи, хобби или работы положительно влияет на уровень здоровья пожилого пациента. Одинокие старики чаще болеют и хуже себя чувствуют. Возможно, это один из защитных механизмов привлечения внимания к себе. Социально активные пожилые люди, наоборот, могут выглядеть на 20–30 лет моложе, имеют бодрое расположение духа и быстрее выздоравливают.

УПРАВЛЯЙ СТРЕССОМ — МЕДИТАЦИЯ, МОЛИТВА, АФФИРМАЦИИ

В одной из своих публикаций, посвященных стрессу (см. ), мы немного поговорили о физиологии стресса как гормональном всплеске в организме человека, а также о реакции внутренних органов на хронический стресс. Стресс — спутник нашей жизни, и он необходим для повышения адаптации человека к среде. Это стресс со знаком плюс. Но что делать, когда стресс выводит вас из равновесия и мешает нормально жить и работать? К сожалению, на приеме врача-невролога и врача-остеопата много пациентов с психосоматикой, то есть их эмоциональные проблемы переходят на физический уровень и проявляются в виде болезни, например панических атак.

С убеждением могу сказать, что духовная практика сильно снижает уровень психологической нагрузки. Современный мир очень нестабилен — в политической, экономической, социальной и даже личной жизни человек не может быть уверен практически ни в чем, потому что каждый день происходят события, которые влияют на предполагаемый результат (будь это финансовый кризис, измена, тяжелая болезнь и т. д.). Однако регулярная духовная практика (будь это православное правило, мусульманский намаз или что-то иное) — это то, что задает ритм жизни человека. Все священные писания призывают человека в любых обстоятельствах сохранять спокойствие и продолжать выполнять свои обязанности перед Богом, определенные ритуалы, полагаясь на Его волю и милость. Любая религиозная практика предполагает наличие общества с определенным набором ценностей, поведенческих моделей и включением человека в историческое сообщество, наследующее традиции, берущие свое начало в глубине веков.

Кроме того, важность духовной практики объясняется тем, что она снимает главный страх, сидящий в подсознании каждого человека и являющийся основной причиной всех стрессов, — это страх смерти. Получая ответ на вопросы о том, в чем смысл жизни и что нас ждет за пределами материального существования, человек гораздо легче справляется с каждодневными трудностями и испытаниями.

РЕЛАКСАЦИЯ — ПУТЬ К ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ

Тем же пациентам, которые не готовы к духовной практике, но все же хотят уменьшить градус внутреннего напряжения и снять тревогу, я всегда рекомендую техники релаксации. Это может быть прослушивание музыкальных произведений (музыкотерапия), посещение театра, музея (арт-терапия), а также медитация или молитва. В большинстве случаев есть результат. Особенно при панических атаках. Как правильно медитировать? Для начала вам понадобится 5–10 минут свободного времени, полного уединения, так, чтобы вас никто не отвлекал. Желательно, чтобы было приятное место, помещение, где вы могли бы спокойно и удобно расположиться. Поза не так важна, но вначале лучше медитировать сидя, так как лежа можно просто уснуть. Итак, нужно удобно сесть, закрыть глаза, расслабить все мышцы, спокойно дышать через нос. В голову будут приходить мысли, возникать «мысленный шум», необходимо переключаться с него на внутренний сигнал (это может быть ваше дыхание, какое-то слово, звук и т. п.). Это очень важно. Идеальным отвлекающим сигналом может быть ваше дыхание. Прожектор внимания должен быть направлен на дыхание. Вы внимательно следите за вдохом и выдохом. Если поток мыслей начинает отвлекать вас, не корите себя, это нормально, просто переведите прожектор внимания снова на дыхание. Не нужно беспокоиться о том, что у вас что-то не получается в первое время или вы не достигли нужного расслабления. Также желательно медитировать через 1,5–2 часа после еды, т. к. полный желудок мешает релаксации. Важно сделать медитацию ежедневным ритуалом, своего рода полезной привычкой, так же как чистка зубов по утрам. Результат не заставит себя ждать.

Расскажите, дорогие читатели, как вы справляетесь с внутренним напряжением, используете ли для этого медитацию.

С уважением, ваш доктор Иванов.

Если взять в целом, то духовность семьи – это довольно философский вопрос и в наш век деградации он много кому не понятен.

Поэтому, для начала, необходимо выяснить,а что такое духовность семьи? И только после этого можно понять, для чего она нужна.

Если говорить без всяких заумных фраз, по простому, то духовность семьи – это когда как у мужа так и у жены есть искренняя вера в Бога, которому они вдвоем пытаются служить.

Плюс еще, параллельно, — муж и жена воспитывают своих детей таким образом, что дают им понимание веры в Бога и рассказывают зачем детям это вообще нужно.

У Вас тоже может возникнуть вопрос: « А действительно, зачем вообще нужна духовность семьи?» На самом деле, еще не так давно я и сам до конца не осознавал что такое вообще духовность, а тем более не знал, как ее можно применить в жизни, а тем более в семейной жизни.

А суть заключается в том, что настоящее будет только в том случае, если каждый ее член повернется к Богу лицом, а не спиной, как это обычно бывает.

Дело в том, что наша культура устроена таким образом, что нам сейчас постоянно навязывают материальные ценности и дают понять, что чем больше у тебя будет дом, чем разнообразней и дороже твоя одежда, чем круче у тебя то, чем лучше у тебя вон то – тогда ты успешен и счастлив в жизни.

Но, как показывает жизнь – это далеко не так, потому что вся суть кроется не в накоплении материальных благ. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нам необходимо выбросить все свои вещи, продать квартиру, машину, мебель, и пойти в монастырь на вечную молитву и поклоны.

Здесь суть абсолютно другая. Конечно же, так как мы живем в этом материальном мире – нам необходимо жилье, в котором нам будет комфортно, средство передвижения, хорошая и теплая одежда и прочие вещи.

Весь секрет заключается в том, что большинство людей ставят это на первое место. А это и есть главной ошибкой, так как иногда люди тратят просто героические усилия для того, чтоб купить себе крутую машину или огромный дом, или еще что – то.

Так вот, духовность семьи заключается в том, чтоб переместить ненужное накопление материального с первого места на второй план. А на первое место поставить служение Богу. Сделав таким образом — Вы очень скоро заметите, что начнут испаряться сами собой. А в чем же выражается служение Богу, спросите Вы? Служение означает не только молитвы.

Служение – это действия каждого, которые направлены на улучшения этого мира. Например, когда Вы трудитесь на работе – представьте, что всю работу Вы делаете так, будто Вас попросил ее сделать сам Бог. Если Вас просят близкие о помощи – представьте, что это к Вам обращается господь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное автономно образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни»

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

направление «Менеджмент»

профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Наумова Наталья Александровна

Северодвинск - 2012

Введение

1. Понятие здорового образа жизни

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Заключение

Список литературы

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.

К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными и умными.

1. Понятие здорового образа жизни

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена

Положительные эмоции.

духовность воспитание здоровье дети семья

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ в современный период 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями; 63 % - имеют нарушения осанки; 18 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония. Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья у детей становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы и ДОУ, стратегическая цель которых - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны - далеко не у всех благополучные социально-экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья человека, но поведение, разрушающее здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, малоподвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны случаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самостоятельно побеждали серьезные болезни.

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи.

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя духовное воспитание, помните:

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.

Важная задача, которую родители должны решить, осуществляя духовное воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Духовное воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни -- основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики -- первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это - рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.

2. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998.

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М.: Просвещение, 1986.

4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема, влияние подвижных и спортивных игр их на его формирование. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    дипломная работа , добавлен 20.02.2011

    Понятие и роль основных компонентов здорового образа в формировании жизненно важных качеств учащихся 1–4 классов. Исследование и оценка уровня влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Здоровый образ жизни студента как основа полноценной жизни. Составляющие здорового образа жизни человека. Распорядок дня, личная гигиена, двигательная активность. Снятие эмоционального напряжения с помощью физических упражнений, необходимость закаливания.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Легкая атлетика как основа здорового образа жизни. Значение двигательной активности для организма. Основные задачи при занятиях легкой атлетикой. Влияние закаливания на школьников. Бег как средство укрепления здоровья. Основные критерии в беге.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

Loading...Loading...