Цитирование и плагиат. Правила цитат в русском языке

Любая научная работа содержит в той или иной мере цитаты, взятые из других источников, поэтому многие студенты задаются вопросом, как нужно цитировать, чтобы пройти антиплагиат. При проверке на уникальность эти фрагменты обязательно будут показаны. Соответственно, снизится и уровень оригинальности текста.

Можно ли обойти этот момент? Подобные вопросы интересуют многих студентов. Но отчаиваться не стоит, ведь выход из этой ситуации несложный. Есть несколько способов, которые рассмотрим ниже.

Виды цитирования

Цитировать первоисточники можно двумя способами. Соответственно, и результат уникальности будет разным.

  • Прямое, или точное цитирование подразумевает, что вы вставляете цитату из другого текста, не изменяя ее. В этом случае оригинальность текста будет ниже, а программа антиплагиата укажет, откуда взята цитата.
  • Второй вид цитирования – косвенное копирование. Другими словами – обычный рерайт. Вы передаете заимствованную цитату своими словами. Уникальность текста сразу же возрастает. И определить первоисточник в этом случае почти невозможно.

Как скрыть цитирование

Любая компьютерная программа по проверке текста на плагиат определяет заимствованные фрагменты, разница лишь в том, какой процент уникальности она покажет. Можно настроить программу так, чтобы она пропускала тексты, взятые из других работ. Для этого есть несколько способов.

  • Способ первый
  • Антиплагиат может видеть заимствованные цитаты, а может и пропустить их. Главное, правильно оформить цитирование. Берем заимствованную цитату в кавычки и в документе делаем сноску с указанием первоисточника. Это будет честно и справедливо по отношению к другому автору.

  • Способ второй
  • Указываем первоисточник непосредственно в тексте. Например, пишем: Как говорил А., «закон распространяется …» и т.д. Так мы покажем проверяющему работу, что не боимся быть уличенным в плагиате, а откровенно указываем, какими материалами пользовались при написании труда.

  • Способ третий
  • Здесь мы полностью исключаем определение первоисточника. Для этого в настройках программы указываем, чтобы были исключены ссылки на источники, т.е. определенные домены будут игнорироваться. Тогда ваш текст сразу становится уникальным на 100%. Программа проверит работу без учета источников, с которых взяты цитаты.

    Подводный камень этого действия заключается в том, что вам необходимо указать в настройках программы точные адреса сайтов, откуда идет копирование. Кстати, другие проверяющие вашу работу на уникальность вряд ли будут игнорировать первоисточник.

  • Способ четвертый
  • Вставляем в заимствованную цитату невидимый текст. Тем самым мы разбавляем фрагменты чужого труда.

    Подведем итог

    Сайты и программы по выявлению плагиата сделаны для того, чтобы находить заимствованные из других источников фрагменты. Если бы можно было легко их обмануть, они не пользовались бы такой популярностью. Поэтому цитату из чужого текста легче правильно оформить и указать первоисточник, чем заниматься попыткой обойти антиплагиат.

    Теперь каждый студент сможет цитировать, чтобы пройти антиплагиат, и это не вызовет у него никаких сложностей. Поэтому не должно возникнуть никаких трудностей в разработке научной работы, в которой использовалось цитирование.

Как же непросто в наши дни довести курсовую или реферат до нужного процента уникальности в Антиплагиат.ВУЗ или ETXT. Студенты часами "потеют" над своими текстами, чтобы хоть как-то поднять оригинальность и успешно сдать работу. Ладно, если "препод" требует 60-70% - этого еще можно достичь, хотя придется потратить достаточно времени, и зависит откуда взят материал для работы. А что, если преподаватель установил требование в 90%? Это караул, друзья!

Как бороться с этим безобразием и победить несчастный антиплагиат? Кто это все придумал и для чего это нужно? - такие вопросы "рождаются" у тысяч студентов в голове, когда в очередной раз Антиплагиат показывает 30-40% уникальности.

Помните, что на каждый антиплагиат найдется свой анти антиплагиат! :)

Перейдем непосредственно к теме вопроса и разбермся, как обмануть антиплагиат при проверке курсовой, дипломной или реферата в 2019-2020г. - все это вполне реально сделать и обойтись "малой кровью".

Борьба за уникальность

Необходимо включить внутренние резервы словарного запаса и начать "творить". Каждое предложение в тексте необходимо будет перестраивать. Чужие мысли заменяем своими, подбираем синонимы. От исходного текста оставляем только цитаты и определения. Создаем практически новую работу, меняем структуру. Да, работа кропотливая, но уникальность можно повысить намного. Таким способом можно из скаченной курсовой или дипломки, сделать практически авторскую работу. Главное, чтобы текст в работе имел смысл и был оформлен корректно.

Уйдет много времени и сил

Преподаватель может проверить работу на рерайт и обнаружить, откуда взят материал

Если подойти к переработке текста "с головой", то этот способ один из лучших

От первой рекомендации отличается тем, что задействуем в основном синонимы и в меньшей степени используем интеллект. Если в полной переработке текста приходится использовать собственные мысли и знания в тематике работы, то для поверхностного рерайтинга свойственно применять:

— подмену синонимами

— использование вводных элементов, оборотов

— перестановку фраз, слов

— изменение структуры текста, абзацев и предложений

Легким этот способ победить программы антиплагиата не поворачивается язык назвать, т.к. они (программы) с каждым годом "умнеют" и достаточно неплохо вычисляют рерайтинг. Чтобы не попасться при проверке, надо использовать в связке перечисленные методы уникализации курсовой и др. работы. Например, только перестановка фраз сразу будет обнаружена при проверке на плагиат в Text.ru или Content-Watch, а в программе Advego отрерайченный текст будет выделен синим цветом.

Ниже показан снимок экрана из программы ETXT, где видно, что рерайт уже тоже проверяет.

Эта рекомендация может хорошо сработать, если в работе уже есть хотя бы 30-40% уникальности и необходимо дотянуть до 70-80 - это вполне реальная возможность повысить оригинальность. Обхитрить антиплагиат этим способом по силам даже для слабенького троечника. Но терпение и сила воли потребуется в любом случае.

Вот как раньше легко было сдавать курсовые и рефераты..! Заменил русские буквы в словах на английские и вот тебе уже 100% уникальности. Сейчас такое уже не работает. Халява закончилась:) Обмануть антиплагиат бесплатно все сложнее и сложнее.

Не работает и метод разбавления предложений эпитетами, вводными словами и фразами (да и в учебной работе обилие вводных слов не всегда выглядит уместным).

Подбор синонимов, вполне хороший метод, но он малоприменим при большом количестве научных и профессиональных терминов. Ну и, разумеется, если тупо использовать автоподмену, то преподаватель ухохочется над "бредовым" текстом.

Подведем итоги, на что не нужно тратить время:

Подмена кириллических букв на латинские

Добавление вводных слов

Синонимайзинг в большом количестве

Палим тему! Формулы, таблицы вставляйте картинками - программы антиплагиата их не заметят. Нормальные преподаватели сами рекомендуют этот метод, так как сделать формулы уникальными невозможно! Главное, не злоупотребляйте этой фишкой.

В разметке страницы MS WORD можно выставить автоматический перенос слов. Как это может помочь в обмане антиплагиата? Очень просто. Если вставить документ или скопировать текст, в котором включен автоматический перенос слов в Антиплагиат.ру, то система воспримет часть слов, как уникальные, т.к. слова будут частично обрезаться.

Примечание: этим способом можно повысить уникальность не более, чем на 2-7 процентов. Если у вас не хватает чуть-чуть для прохождения проверки на антиплагиат, то можете попробовать этот способ.

Чтобы включить эту опцию, необходимо выполнить определенные действия в ms word (снимок экрана ниже):

Суть этого способа обойти антиплагиат заключается в том, что необходимо искать материал на английском, украинском или другом языке, затем переводить материал на русский язык. Полученный материал на русском языке необходимо будет корректировать, чтобы придать тексту корректный формат. Такой вариант бесплатно обмануть антиплагиат имеет место быть, но и бесплатным его трудно назвать, т.к. потеря времени на перевод и корректировку - это тоже своего рода плата. И неизвестно, как поведет себя проверка текста на плагиат, ведь может случиться так, что вы найдете нужную работу, а после перевода текста она окажется заимствована с другого источника на русском языке. Каждый студент сам выбирает тот способ, который ему больше подходит.

Речь идет о научных трудах, которые не попали под индексирование поисковыми машинами. Вас могут "раскусить" в том случае, если проверяющий уже был знаком с этой работой. Но если копипастить аккуратно и разбалять тексты своими личными мыслями, то результат может быть очень даже неплохим.

Где искать непроиндексированные тексты? Это могут быть:

Зарубежные сайты

Перевод иностраных трудов и статей

Диссертации из платных каталогов

Еще не оцифрованные материалы, взятые из библиотеки

Примечание: система Антиплагиат.ВУЗ может также проверять тексты не только в Яндексе и Google, но и по закрытым источникам. Имейте это ввиду, и постарайтесь найти способ предварительно проверить свою работу и по закрытым источникам.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять скаченные курсовые, дипломы, рефераты, то вы можете воспользоваться услугами нашего сервиса.

Система повышает уникальность работы техническим способом (на уровне кода документа).

Текст в документе не меняется (визуально), но при проверке на Антиплагиат.ру, ВУЗ или в программе ETXT, уникальность будет соответствовать Вашим требованиям.

Например, вы можете загрузить в систему скаченную готовую работу с уникальностью 5%. Чтобы поднять уникальность до нужного значения, например до 80-100%, необходимо:

1. Загрузить файл с готовой работой в нашу систему

2. Выбрать нужную систему обработки и указать процент

3. Дождаться онлайн обработки вашего текста

4. Проверить обработанный документ и успешно сдать работу в учебное заведение.

Пример проверки дипломной работы, которая была обработана в нашем сервисе (снимок экрана ниже):

На снимке видно, что с помощью нашего сервиса можно обмануть антиплагиат онлайн и повысить уникальность любой учебной работы до 80-100%, не тратя свое драгоценное время на "танцы с бубном" вокруг курсовой или дипломной.

Желаем вам успешной учебы и легкого прохождения антиплагиата!

11.02.2017

Как ПОВЫСИТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ текста? 9 практических советов по "антиплагиату"

КАК ПОВЫСИТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА?
9 практических (легитимных и проверенных) советов по «антиплагиату»

СОВЕТ №1. Оформите как цитирование все фрагменты заимствования

АЛГОРИТМ:



4. Все фрагменты оформите как цитаты.
ПОДСКАЗКА. Система «Антиплагиат» распознает фрагмент как цитату, если он выделен с обоих сторон кавычками (русскими!!) и после кавычек стоит ссылка на источник литературы в квадратных скобках:
«…ФРАГМЕНТ…» [
КОММЕНТАРИЙ. Как показывает опыт, если заимствование идет из учебника или известной монографии, то система «Антиплагиат» с большой вероятностью распознает данный фрагмент как «белое» цитирование и тем самым повышает итоговую оценку оригинальности.
Если же заимствование идет из чужой диссертации, то этот прием слабо помогает.


СОВЕТ №2. Переделайте подстрочные библиографические ссылки на ссылки к Списку литературы

КОММЕНТАРИЙ. Это прием «убивает» сразу двух зайцев в погоне за повышением оригинальности.
1) Список литературы не входит в основной текст диссертации, который, собственно и проверяется на «антиплагиат», а весь текст сносок - входит.

А библиографическая ссылка, особенно на известные статьи или книги, определяется как заимствование. Убирая эти ссылки из текста примечаний, повышаем оригинальность.
2) Ссылка на источник литературы с помощью сноски, как показывает опыт, не рас-познается системой «Антиплагиат» как цитата. Цитата должна быть оформлена:
«…ФРАГМЕНТ…» [
То есть ссылаться на номер в «Списке литературы»

СОВЕТ №3. Переделайте большие заимствования в Приложения к диссертации

СПРАВКА. «На антиплагиат» проверяется основной текст диссертации, который начинается с первых слов Введения и заканчивается последними словами Заключения.

Список литературы и Приложения не входят в основной текст.
КОММЕНТАРИЙ: Если большой фрагмент заимствования вынести в Приложение (а Приложений к Диссертации может быть сколько угодно), то тем самым мы убираем заимствование из основного текста диссертации, и, соответственно, увеличиваем оригинальность.


СОВЕТ №4. Дайте весь иллюстративный материал как изображения

КОММЕНТАРИЙ. На «антиплагиат» проверяется только основной текст диссертации, куда не входит иллюстративный материал.
К иллюстративному материалу диссертации относятся: таблицы, формулы, рисунки, диаграммы.
Поэтому, если текст из таблиц/диаграмм/рисунков воспринимается системой «Антиплагиат» как заимствование, то имеет смысл дать их как изображение.
При этом текст в таблицах нежелательно очевидным образом превращать в рисунки.
Рекомендуем отредактировать, чтобы текст в таблице отличался от обычного текста диссертации:
(1) уменьшить кегль (вместо 14 пт взять 12 пт)
(2) сменить шрифт (вместо Times New Rоman взять Georgia или Courier New или Calibri),
(3) уменьшить междустрочный интервал (с полуторного на одинарный)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Подписи к рисункам/таблицам НЕЛЬЗЯ включать в изображение. Они относятся к тексту диссертации!

КОММЕНТАРИЙ. Литературный обзор, ссылки на результаты других исследователей и т.п. часто воспринимается системой «Антиплагиат» как заимствование.
Если же дать эти сведения в табличной форме, а таблицу оформить как картинку, то можно увеличить оригинальность.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: только не используйте этот прием для обыкновенного текста! АЛГОРИТМ:
1. Пришлите нам свой текст.
2. Мы проверим по системе «Антиплагиат».
3. Мы пришлем Вам «раскрашенный» текст, где выделены все фрагменты заимствований.
4. Замените все большие фрагменты заимствования 1-2 своими предложениями.
Такой прием не только повысит оригинальность, но и сделает более четким и ясным для понимания сам текст.
Не бойтесь сокращать диссертацию, особенно – чужие абзацы.
ВАК дает только рекомендации относительно верхнего предела диссертации (150 стр. – для кандидатской, 300 стр. – для докторской), но ничего не говорит про минимальный объем.
Краткость – сестра таланта!
А если Вы «вылезли» за рекомендуемые ВАК пределы, то тем более «усечение» текста полезно и благотворно! КОММЕНТАРИЙ. Система «Антиплагиат» действует совершенно формально – она ищет только БУКВАЛЬНЫЕ совпадения текстов.
Переписав фрагмент заимствования своими словами, Вы легко повысите оригинальность.
Это трудоемко, конечно.
Однако данный навык потом, как показывает опыт, является хорошим подспорьем в жизни:
1) когда будете писать отзывы на свою диссертацию (мало кто сейчас пишет отзывы на чужие диссертации), то придется по нескольку раз писать одно и тоже разными словами;
2) при написании контента сайтов процесс переписывания текстов своими словами называется рерайтингом , и на него постоянно есть заказы.

СОВЕТ №8. Все относительно устойчивые выражения заменяйте на сокращения

АЛГОРИТМ:
При первом появлении термина со словами (далее - ...) вводим сокращение.
Пример. ... Нарушение правил пожарной безопасности (далее - НППБ)...
И везде по тексту используем введенное сокращение (кроме заголовков глав/параграфов!)
Все введенные сокращения сводятся в список, который согласно ГОСТ, называется СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
и располагается в тексте диссертации перед СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пример
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
...
НППБ - нарушение правил пожарной безопасности
НТПБ - нарушение требований пожарной безопасности
УПЛиИН - уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений

СОВЕТ №9. Вводите собственные сокращения для длинных названий официальных документов

АЛГОРИТМ:
При первом появлении полного названия документа со словами (далее - ...) вводим собственное сокращение.
Например: ... постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем"
(далее - Постановление ПВС РФ от 05.07.2002)

или...
(далее - Постановление ПВС РФ о НППБ)
И везде по тексту используем введенное сокращение
Данное сокращение добавляет в СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ЦЕНА


Если у Вас нет сил или желания самому заниматься повышение оригинальности текста,

то мы можем Вам помочь.


Расценки, исходя из трудоемкости, составляют для текста кандидатской диссертации:
а) повышение на 1-5% стоит 3 тр ;
б) повышение на 5-10% стоит 7 тр ;
в) повышение на 10-15% стоит 12 тр;
г) повышение на 15-20% стоит 18 тр.
д) повышение на 20-25% стоит 25 тр.
д) повышение на 25-30% стоит 33 тр.
Затем, как показывает опыт, трудоемкость резко возрастает.
Повышение оригинальности более чем на 30% уже требует значительно более глубокой (смысловой) переработки текста.


Средний объем текстов докторских диссертаций более чем в 2 раза превышает средний объем текста кандидатской диссертации, поэтому цены по повышению оригинальности для докторских диссертаций в 2 раза выше.

· Цитата в начале предложения (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с заглавной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

· Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится много­точие), и с заглавной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается с заглавной буквы (в этом слу­чае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

· В цитатах сохраняются грамматическая форма и знаки препинания, которые имеются в цитируемом источнике.

· Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце, ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Если при цитировании двух абзацев пропущено первое предложение второго абзаца, то последний должен на­чинаться с многоточия. Если при цитировании двух абзацев пропущено последнее предложение или его окончание в первом абзаце и первое предложение или его начало во втором абзаце, следует ставить многоточие в конце первого абзаца и в начале второго абзаца.

· Если предложение исследования заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является са­мостоятельным предложением (входит в текст предложения цитируемого источника).

· Если в каком-либо исследовании Вы обнаружили принципиально Важную для Вас цитату из работы, которая Вам по тем или иным причинам недоступна (автор ссылается на заграничное или дореволюционное издание и т.д.), то Вы можете включить эту цитату в свой текст, обязательно указав не только автора приводимых слов, но и источник цитирования. Ссылка в таком случае оформляется так: «Цит. по: » или «Цит по кн.» или «Цит. по ст.:».

· Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается или иллюстрируется положение Вашего текста, то в таких случаях можно использовать слова «См., например:», «См. в частности:»

· Следует помнить, что фрагментарное использование ­отдельных частей текста грозит ошибками в понимании и искажением смысла источника. Поэтому при цитирова­нии необходимо учитывать контекст.


· Недопустимы чрезмерно обширные цитаты, их нужно заменять пересказом своими словами со ссылками на соответствующую литературу. Можно использовать монолитную цитату из нескольких предложений только в случае особой важности точных выражений цитируемого текста. Большие периоды используемого текста источникового материала имеет смысл выносить в приложения. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и первое и второе снижает уровень научной работы: чрезмерно обширные цитаты создают впечатление компилятивности исследования, а недостаточное количество цитированного материала уменьшает научную ценность работы. Цитирование должно быть логически оправданным и неразрывно связанным с текстом, достаточно убедительным и соответствующим требованиям правил оформления цитат.

· При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже логически связанных между собой. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

· При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора (авторов) и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

· Нельзя забывать о необходимости однозначного определения основных понятий, используемых в работе. То или иное понятие в научной литературе разными авторами может трактоваться по-разному, но во всем тексте Вашего исследования, от начала до конца, оно должно иметь только одно, четко определенное автором значение. Целесообразно оговорить значения ключевых понятий во Введении.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник, ссылка на который приводится в соответствии с установленными нормами.

Правила оформления ссылок. Библиографические ссылки – необходимая часть научной работы. Ссылки делаются не только при прямом цитировании (в этом случае заимствованный фрагмент текста заключается в кавычки), но и в тех случаях, когда заимствуются важные данные, новые факты, цифровой материал и т.п. Ссылки принято делать при упоминании или анализе работ того или иного автора, а также при необходимости адресовать читателя к трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

Существуют разные способы оформления сносок.

Затекстовое оформление сносок является наиболее удобным для автора. Непосредственно после упоминания произведения или цитаты в квадратных скобках дают­ся две цифры: сначала жирным шрифтом пишут номер, соответствующий номеру данного документа в списке источников и литературы, а через запятую указывают страницу, на которой содержится использованная цитата или высказывается приведенное в тексте мнение (например, [4 , с. 241]). РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕННО ЭТОТ СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК.

Концевое оформление сносок, т. е. ссылки на источники или литературу даются в конце работы. В этом случае непосредственно после цитаты или места в тексте, требующих ссылки или комментария, ставятся цифры (начиная от единицы) в верхней половине строки (например, «...»"). В конце работы после Заключения следует раздел Примечания, в котором в порядке нумерации (1, 2, 3, ...n) помещаются ссылки.

Постраничное или подстрочное оформление сносок наиболее удобно для читателя. В этом случае ссылки на источники и литературу приводятся под текстом на той же странице, на которой сделана ссылка.

Ссылки нумеруют в последовательном порядке (1, 2, 3,...n) в пределах каждой страницы, главы или всего текста. Следует иметь в виду, что при таком способе оформления ссылок могут возникать технические сложности. Если при доработке текста вы будете вставлять в него какие-либо фрагменты, новые цитаты и т.д., либо, напротив, сокращать текст, то расположение сносок на странице может нарушиться, они могут исчезнуть, переместиться на другой лист и т.д.

Внимание! Вне зависимости от того, какой способ оформления сносок Вы используете в своей работе, ссылка на Библиювсегда приводится следующим образом: непосредственно после цитаты в круглых скобках дается сокращенное название книги (напри­мер, Бытие - Быт. или Иоанн - Ин.), номер главы и стих через двоеточие; если цитируется несколько стихов, то ставится дефис (например, Мф. 22: 14 или Мф. 22: 41-46). При ссылках на Коран указываются номер суры и аята: (например , Коран.10:33).

При концевом и постраничном оформлении ссылка оформля­ется следующим образом: фамилия автора, запятая, инициалы имени и отчества, название работы, место и год издания, страница (или страницы), с которой взята информация. Опубликованные источники описываются подобно книгам, статьям.

Правила техники цитирования весьма просты:

1. Текст цитаты должен точно соответствовать источнику, из которого она взята. В него могут быть внесены лишь небольшие изменения.

Первое допустимое отклонение от подлинника - разрешается модернизировать орфографию и пунктуацию, пользуясь современными правилами. Так, принято переводить на современную орфографию и пунктуацию цитаты из дореволюционных изданий. Сложность такого перевода в том, что надо уметь отделить особенности системы орфографии и пунктуации старого времени от индивидуальных особенностей орфографии и пунктуации автора цитируемого текста (последние нивелировать, уничтожать нельзя). Когда речь идет о ятях, о твердом знаке в конце существительных, вопрос ясен. Но вот нужно отличить интонационную, авторскую запятую от запятой, поставленной по устаревшим, принятым лишь раньше правилам пунктуации. Тут уж требуется изучить правила того времени, изучить специфические индивидуальные особенности пунктуации автора и на этой основе решать. Нельзя затрагивать и формы, характерные для эпохи.

Целесообразно осовременивать орфографию и пунктуацию также и в цитатах из послереволюционных изданий, что не всегда принято. Если при цитировании из дореволюционных изданий орфографию и пунктуацию осовременивают главным образом для того, чтобы цитата легче читалась, то при цитировании послереволюционных изданий - для того, чтобы не влиять разрушающим образом на грамотность читателя с неустановившимися орфографическими и пунктуационными навыками, не путать его, закреплять сегодняшние нормы. Если слово западноевропейский несколько раз меняло после революции свое написание от дефисного до слитного, то, конечно, будет мало пользы, если сохранять этот разнобой.

Второе допустимое отклонение от подлинника - произвольно сокращенные слова можно писать полностью. Дополненную часть слова заключают при этом в прямые скобки: "п[отому] ч[то]".

То же с описками - рядом с ними в прямых скобках разрешается ставить правильное слово. В прямые скобки заключают и слова, пропущенные автором, но необходимые для лучшего понимания цитаты.

Третье допустимое отклонение от подлинника - разрешается опускать одно или несколько слов и даже предложений, если они не нужны тому, кто цитирует, и если мысль автора цитаты никак при этом не исказится.

Читателя непременно надо поставить в известность о том, что цитата воспроизводит текст не полностью, что в том или ином месте ее опущен текст. Обозначается пропуск, как известно, многоточием. Опущены ли слова в начале цитируемого предложения, в середине его, в конце - везде взамен опущенных слов ставится многоточие.

Пропуск нескольких предложений, одного или нескольких абзацев принято обозначать многоточием в угловых скобках <...>.

Не ставится многоточие лишь в случаях, когда цитируются отдельные слова или словосочетания. Читателю и так ясно, что в тексте, из которого извлечены эти заключенные в кавычки слова, им предшествуют или за ними следуют другие слова.

2. Цитировать автора нужно только по его произведениям. Лишь в исключительных случаях, когда первоисточник совершенно недоступен или его разыскание сопряжено с огромными трудностями, разрешается цитировать автора по выдержкам из его сочинений, приводимым другим автором.

Причин для ограничения несколько. Возникает опасность неточного цитирования. Приходится рассчитывать только на тщательность того, кто цитировал первым, что проблематично. Затрудняется путь читателя к первоисточнику.

3. Нельзя, как правило, цитировать автора по старым изданиям его произведений, если есть более поздние, уточненные. Если цитируется классическое произведение, то в качестве первоисточника должно быть выбрано текстологически авторитетное издание.

Произведения основоположников марксизма-ленинизма принято цитировать по последнему изданию собрания их сочинений: произведения В. И. Ленина - по Полному собранию сочинений (5-е издание), произведения К. Маркса и Ф. Энгельса - по 2-му изданию Сочинений.

Редакционное, или редакционно-техническое, оформление цитат подчиняется следующим правилам:

1. Цитата заключается в кавычки, за исключением случаев, когда она (после текста, предупреждающего о следующей за ним цитате, и двоеточия) набирается шрифтом, отличным от шрифта основного текста по кеглю или рисунку. Типичный пример - стихотворная цитата; ее обычно набирают шрифтом более мелким, чем основной текст, и в кавычки не заключают. Шрифтовое выделение достаточно ясно показывает границы цитируемого текста и тем самым заменяет кавычки.

Не заключаются в кавычки и цитаты-эпиграфы. Они выделены положением, форматом набора (уже основного текста) и подписью - ссылкой на автора.

2. Текст цитаты должен быть разбит на абзацы точно так же, как в источнике.

3. Текст цитаты пишется с прописной буквы :

а) если цитата, стоящая после двоеточия в середине фразы, и в источнике начиналась с прописной буквы;

б) если в цитате опущены первые слова цитируемого предложения, но она начинает собой фразу, идет после точки или открывает текст.

В источнике - письме А. П. Чехова:

Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангусом.

В тексте с цитатой:

а) Чехов писал: "Если я врач, то мне нужны больные и больница...";

б) О том, как необходима писателю связь с народом, хорошо сказал Чехов. "...Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не па Малой Дмитровке, с мангусом",- читаем мы в одном его письме.

4. Текст цитаты пишется со строчной буквы :

а) если в цитате опущены первые слова, но она не начинает собой фразу, а стоит в ее середине;

б) если в цитате-предложении первое слово не опущено, но цитата включена в синтаксический строй фразы - стоит в ее середине, но не после двоеточия; в этом случае, несмотря на то что в источнике текст цитаты написан с прописной буквы, сама цитата пишется со строчной.

В источнике - тексте С. И. Вавилова:

Необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг.

В тексте с цитатой:

а) С. И. Вавилов требовал "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг";

или в варианте с чеховским текстом:

а) Чехов писал: "...если я литератор, то мне нужно жить среди народа";

б) С. И. Вавилов писал о том, что "необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".

5. Многоточие заменяет собой и все знаки препинания, которые стоят перед ним. Запятую, тире, точку с запятой, двоеточие перед опущенным словом (словами) отбрасывают. Например:

В источнике:

Вообще каждая чеховская новелла так лаконична, так густа по своей консистенции, образы в ней так многосмысленны, что если бы кто-нибудь вздумал прокомментировать любую из них, комментарии оказались бы гораздо обширнее текста, ибо иному беглому и малозаметному образу, занимающему в тексте две строки, пришлось бы посвятить пять-шесть страниц, чтобы хоть отчасти дознаться, какая идея заключается в нем (Чуковский К. Чехов.- В кн.: Чуковский К. Современники. Портреты и этюды. М., "Мол. гвардия", 1963, с. 112).

В цитате:

Правильно:

Как пишет К. Чуковский, "...каждая чеховская новелла так лаконична, так густа по своей консистенции... что если бы кто-нибудь вздумал прокомментировать любую из них, комментарии оказались бы гораздо обширнее текста..."

"...так густа по своей консистенции.., что если бы..."

"...так густа по своей консистенции..., что если бы..."

Однако если в цитате из нескольких предложений после законченного предложения следует предложение, в начале которого пропущено одно или несколько слов, то точку перед многоточием сохраняют, отделяя ее от многоточия пробелом и начиная предложение, у которого опущены первые слова, с прописной буквы. Например:

В источнике:

Толстой "колупал" свои рукописи и корректуры не потому, что добивался особого эстетического совершенства, как это делал, например, Флобер. Основная причина была в том, что он... непрерывно реагировал на все, что узнавал и видел, и постоянно приходил к новым решениям и выводам (Эйхенбаум Б. Творческие стимулы Л. Толстого.- В кн.: Эйхенбаум Б. О прозе. Сб. статей. "П., "Худож. лит.", 1969, с. 80).

В цитате:

Б. Эйхенбаум объяснял это так: "Толстой "колупал" свои рукописи и корректуры не потому, что добивался особого эстетического совершенства, как это делал, например, Флобер. ...Он... непрерывно реагировал на все, что узнавал и видел, и постоянно приходил к новым решениям и выводам" (Эйхенбаум Б. О прозе. Сб. статей. Л., "Худож. лит.", 1969, с. 80).

Сохраняется точка и перед многоточием, заключенным в угловые скобки:

Предложение. <...> Предложение.

Если в конце предложения, предшествующего большой купюре, опущено слово или несколько слов, то это обозначается многоточием независимо от многоточия в угловых скобках:

Предложение... <...> Предложение.

6. Цитату, продолжающую текст после двоеточия, рекомендуется начинать с новой строки:

а) когда она состоит из двух и более абзацев;

б) когда она представляет собой стихотворные строки;

в) когда необходимо выделить ее из текста.

В остальных случаях цитата, как правило, набирается в подбор к тексту, если, конечно, ею не начинается новый абзац. В пределах одного издания желательно придерживаться единообразных решений.

7. Цитаты большие, с текстом, разбитым на абзацы, целесообразно выделять из текста шрифтом (обычно более мелкого кегля) или втяжкой. Втяжки нежелательны, когда цитаты занимают страницу и более (выделение в этом случае малозаметно).

8. Такие авторские и редакторские примечания к цитате, как смысловые пояснения, необходимые по ходу ее чтения, указания о выделениях, сделанных цитирующим, помещаются внутри цитаты. Их принято заключать в круглые скобки, начинать со строчной буквы, заканчивать точкой, тире и выделенными шрифтом - чаще курсивом - инициалами имени и фамилии цитирующего. Например:

"В мозгу (от чтения.- К. Ч.) завелись тараканы".

"Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя..." (курсив наш.- М. Ш.).

Одинаковые внутрицитатные примечания, если их много, заменяют подстрочным у первой цитаты, например:

Подстрочное примечание читателю легче отыскать, если он, читая книгу не с самого начала, захочет навести справку о том, кому принадлежат выделения в цитатах.

Если же в цитатах встречаются выделения и авторские и цитирующего, то их желательно оформлять по-разному (например, авторские - разрядкой, цитирующего - курсивом), оговаривая лишь выделения цитирующего: Везде в цитатах курсив мой .- И. И.

Таким образом, работа с цитатами требует от редактора тонкого смыслового анализа и большой технической вооруженности, без которой может пострадать культура издания.

Loading...Loading...