Что в китае называли поднебесной. История и этнология

В мире существует огромное количество стран с многовековой культурой и историей, но именно Китай называют «Поднебесной». Многие думают, что это название связано с Тибетом, но это далеко не так. Это понятие имеет более глубокий философский смысл, который определил мировоззрение китайского народа еще со времен зарождения государственности. Почему Китай - «Поднебесная»? Откуда взялось это понятие? Что оно означает? Необходимо проследить историю этого наименования с периода возникновения китайской государственности, окунуться в события того времени, чтобы понять, как именно зародилась Империя Поднебесная.

Краткая культура Китая и его история

Примерно пять тысяч лет назад древние племена, проживающие в бассейне реки Хуанхэ, занимались земледелием и разведением свиней. В бронзовом веке они превратились в ремесленников и основали свое государство - Шан, которое превосходило соседей в военной мощи и ремеслах.

В нем был развит культ предков, часто сопровождающийся кровавыми жертвоприношениями. Ибо прародители, согласно верованиям, уходили на небеса, а в ответ на жертвоприношения помогали людям.

Шли века, государство крепло и процветало. Император Чжой-Гун сохранил культ предков и выдвинул концепцию Посланника Неба, суть которой заключалась в том, что императоры и их наследники являются посланниками неба, которое представляет собой слившихся в единое пространство духов предков. А императоры признаются самыми достойными и править они могут до тех пор, пока не утратят небесную добродетель и не увлекутся развратом и непристойными делами. Так как небо едино, то оно наделяет властью одного правителя единого государства - Поднебесной. Такое Вселенское государство представлялось не как господин над другими, а как духовный центр.

Определение понятия

Итак, «Поднебесная» - это китайский термин, который означает весь мир, но позже он стал использоваться для названия территории, на которой властвовал император.

Во время правления императора Чжой-Гуна конфуцианство рассматривало его как представителя Неба, а территория, подвластная самому достойному, называлась Поднебесный мир, главный храм которой был - Храм Неба.

Центром мира, согласно конфуцианству, был императорский двор. Китайский император, как утверждала китайская классическая политическая мысль, был правителем мира, а иностранные страны - его вассалами.

Конфуцианство как философия народа

Во вселенском государстве сформировались религия и философия - конфуцианство, которое стало основой мировоззрения и мировосприятия народа. Вот некоторые положения этой философии:

  • Император - это посланник Неба.
  • Двор императора - центр вселенной.
  • Поднебесная - это особое место китайского народа в мире, это представление народа об устройстве государства.
  • Главное святилище государства - Храм Неба.
  • Совершенствование надо начинать с себя, а потом требовать этого от других.
  • Народ делится на руководителей и исполнителей.
  • Поднебесная - это семья, и чтобы успешно управлять ею, необходимо следовать определенным правилам поведения.
  • У каждого человека свое предназначение, сын - должен быть сыном, отец - отцом.
  • Главная цель учения - справедливость и гармония.

Появление такого учения вполне логично, ведь государство было абсолютно изолировано от мира, с одной стороны - морем, с другой - горными массивами, а с третьей стороны - кочевыми племенами, которые периодически нападали на страну.

Поднебесная - это Япония или Китай?

Культуры этих двух стран имеют много общего, в первую очередь - это подчинение Небу, во вторую - конфуцианство, в третью - специфическое мировоззрение. Поэтому термин применялся как по отношению к Японии, так и по отношению к Китаю. Но это не совсем правильно, ведь Япония в западной культуре воспринимается как Страна Восходящего солнца.

Культ Неба в Китае

В Китае и сегодня поклоняются Небу, но в то же время народ не думает о загробном мире и, следовательно, не готовится к нему, его главная национальная традиция - прожить достойно на земле. В китайской религии отсутствуют мифы, вместо них есть сказания о справедливости и мудрости императоров, которые были посланы Небом для управления делами на земле.

Современное понимание термина в стране

В наши дни, когда китаец произносит термин «Поднебесная», он имеет в виду «весь мир», но все остальные народы под этим термином подразумевают только Китай. В чем же уникальная исключительность этого народа?

Китайцы - носители древних знаний и мудрости, они отличаются трудолюбием, послушанием, высокой организованностью. Многие считают Китай отдельной планетой, настолько непривычен уклад жизни и мировоззрение народа. Здесь переплелись древность и современность, мудрость и рассудительность. Китайцам удалось сохранить свои традиции. Даже коммунизм не сломал их мировосприятие и поклонение Небу, одно из самых весомых доказательств - это Храм Неба, который поражает своей красотой и величием и является - национальной гордостью народа.

04 апреля 2013 «Отдых в Поднебесной», «товары из Поднебесной», «власти Поднебесной» - употребление таких словосочетаний вместо официального названия Китайская Народная Республика или Китай в русскоязычных СМИ и Рунете встречается повсеместно.

Что значит слово «Поднебесная» в данном контексте – загадка, которую мы попытаемся здесь разгадать.

Начать следует с особенностей восприятия китайцами внешнего мира и понимания ими своей роли и своего места в этом мире. Восприятия существенно отличается от европейского.

Небо, по китайским верованиям, высшая божественная сила и источник всей жизни на Земле. Китайский император почитался как Сын Неба и исполнитель его воли. Резиденция, или двор императора, по китайским представлениям – центр всей Земли, и власть императора распространяется на всё, что находится под Небом.

Классическая китайская философия под термином «Поднебесная империя» подразумевает цивилизацию вообще, миропорядок, устанавливаемый и поддерживаемый властью императора. При этом «Поднебесной империей» считали как территорию, контролируемую династией, так и земли некитайские, заселенные «варварами».

Упрощенно это следует понимать так: все, что под небом – «Поднебесная империя», подвластная китайскому императору. И переводится слово «Поднебесная» (тянься) с китайского языка именно так: тянь (небо) и ся (внизу).

Всем прибывающим в Пекин туристам обязательно предложат экскурсию в Храм Неба – главное в китайской столице культовое сооружение. Храм поражает красотой и богатством архитектуры, он создан в XV веке и очень почитаем современными китайцами, хотя официальная идеология в стране – коммунистическая и атеистическая. По-видимому, для китайцев очень важно ощущать себя под покровительством Неба даже в условиях рыночной экономики…

Что касается употребления слова «Поднебесная» в качестве синонима слова «Китай», то единственная страна, где его используют в таком значении, это Россия. Почему – точного ответа на этот вопрос не существует. Можно лишь предположить, что это – поэтическая вольность отечественных журналистов.

В подтверждение можно привести примеры с другими странами; Англия – «Туманный Альбион», Япония - «Страна Восходящего Солнца», Финляндия – «Страна Суоми», Австрия – «Альпийская республика».

Перефразируя известное выражение – красиво писать не запретишь!

天下 , палл. : тянься ) - китайский термин , который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории на которую распространялась власть китайского императора .

Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

Сходные представления о местном монархе как о властителе «всего, что под небом» бытовали в Японии , а также на протяжении некоторых периодов истории в Корее и Вьетнаме , поскольку близость сильных китайских государств позволяла эпизодически контролировать эти страны, утверждая по крайней мере символическое главенство китайских императоров.

В настоящее время этот термин употребляется в Китае в значении «весь мир», но в России им обозначают именно Китай.

Развитие термина

Термин впервые появляется при династии Шан , однако приобретает законченную форму только при династии Чжоу . В документах этого времени начинают встречаться выражения «Четыре Четверти», и «Десять Тысяч Царств», обозначающие как территорию, контролируемую династией, так и земли не-китайских «варваров».

В последующие периоды Чуньцю («весны и осени») и Чжаньго («

Китай – самобытная страна, имеющая богатейшую самобытную историю и традиции, насчитывающие несколько тысяч лет. С названием страны, которую мы издавна называем Китаем далеко не все так просто и однозначно. Главным нонсенсом является то, что государства с названием Китай, официально нет вообще. Для того чтобы понять, почему Китай называют Поднебесная , необходимо вернуться в ее историю.

Китай расположен в центральной и восточной Азии. Страна по площади является третьей в мире. С востока Китай омывается четырьмя морями. С запада Китай закрыт неприступными горами. Такое расположение страны предполагало глухую изоляцию Китайской цивилизации от остального мира. Изоляция древнего Китая подкреплялась еще и тем, что на севере в то время проживали дикие кочевые народы – маньчжуры, чжурчжэни, КИДАНЕ.

От кочевников Китайская цивилизация пережила массу набегов, грабежей и территориальных посягательств. Они громили Китайские царства, уничтожали императоров. На императорский трон завоеватели нередко ставили своих людей. Новые ставленники сами оказывались в окружении Китайских традиций, постепенно ассимилировались и в итоге становились такими же, как и все их окружение.
Долгое время Китай не знал других войн, кроме войн с кочевыми племенами.

Более полутора тысяч лет Китай не знал контактов с другими мощными и развитыми цивилизациями. Цивилизация Китая развивалась вне исторических процессов, которыми жили европейские государства. Развитие Китая миновала смена эпох, географических открытий, завоеваний, и упадка. Отсюда и сложилось у древних китайцев представление о том, что Китайская цивилизация – центральная цивилизация на земле. За пределами страны живут только дикие варвары.

Считалось, что в мире существует пять сторон света – север, Юг, запад, восток и Центр (Чжун). Центр расположен непосредственно под входом в небо.
Исходя из отсутствия контактов с другими цивилизациями, древние китайцы считали, что их страна находится в середине мира. По этому сами китайцы называли свою страну Серединное государство (Чжун Го). 中国 – так обозначается название Китая. Первый иероглиф 中«чжун» означает середину, или центр. Второй иероглиф 国«го» обозначает понятие – страна, или государство. Название Чжун Го не используется постоянно в течении всего развития Китая. Культурный и политический смысл его значения менялся.

Серединное государство, поднебесный Китай, располагалось непосредственно под входом в небо. Великое Небо еще до рождения Конфуция, особо почиталось, и символизировало Божественное, чистое, священное начало, на котором основана вера, обряды и традиции. Страна, расположенная в центре земли у входа в небо, имела с небом непосредственную духовную и физическую связь. В 3 веке до нашей эры была создана объединенная империя.

Небо имело колоссальное значение в духовной и культурной жизни Китая. В Пекине сохранился храм неба. В исключительно тяжелых политических государственных ситуациях, происходила церемония совета императора с небом. Длилась церемония две недели. В храме император проводил обряд, в котором участвовало более ста тысяч человек – чиновников, военачальников, жрецов.

Во время церемонии принимала участие армия в полной боевой амуниции и с присутствием лошадей и боевых слонов. Сам император великой объединенной страны считался сыном неба и властителем Поднебесной империи – империи, руководимой небом. Небо имело форму круга. Земля находится под небом и имеет форму квадрата. Там где круг спроецирован на квадрат (в центре квадрата), там и расположен Китай . Считалось, что небо, руководящее империей, имеет под своей опекой только Серединную страну. У варваров, окружающих Китай, неба не было.

Название страны – поднебесная империя (Тянь-Ся - 天下) – подчеркивало величественность государства и громадный размер территории – всей земли, располагавшейся под небом. Выражение ТЯНЬ – означало день, небо. Ся – низ, подножье чего либо. Тянь – Ся это подножье неба.
Почему Китай называют Поднебесная ? Поднебесная страна – Китайское название. Означало территорию, находящуюся под властью Китайского императора. В Китае понятие поднебесная страна вышло из употребления, и употребляется в мире. В настоящее время название Поднебесная сохранилось в поэзии. Употребление такого названия подчеркивает взгляд из вне на культуру и традиции Китая, имеющие глубокую и самобытную тысячелетнюю историю.

Поднебесная империя за все время своего существования сменила множество названий. Кроме «Поднебесная», Китайцы называли свое государство «Сыхай» - страна, лежащая между четырьмя морями. «Чжунхуа» - Серединная цветущая, «Хуася» - цветущая Ся (династия, правящая в 16 веке до нашей эры). Название государства выбиралось исходя из названия древнего царства, принятого за образец. Название Сунн было дано в честь одного из самых культурных царств. В ходу были названия Юань – Главная, ЦИН – чистая.

С 7 века нашей эры китайцы называют себя Хань. Название сохранилось до нашего времени. Китайский язык называется «хань юй» 汉语.
Жители Китая называют себя «Чжунгожень» граждане серединного государства, либо Ханьжень (Русск. созвучное Ханьцы) – население, называемое по названию самой прославленной древней династии Китая. Название серединного государства употреблялось в Китае на протяжении всего периода его истории. Название серединной империи было отражено в названии страны, данной при приходе к власти Мао Цзедуна в 1949 году.

Дословный перевод названия звучал как «серединная цветущая народная республика».
Но название Китай в употреблении самих Китайцев не было никогда. Названия Китая у других народов сложились по различным историческим причинам, зачастую связанными с литературными ошибками, опечатками, трудностями в понимании Китайского языка. Например, название столицы Китая – Пекин у самих Китайцев звучит как Бейцзын – северная столица.

Название Китай пришло в Русский язык спустя преобразования его звучания через передачу слова от различных народностей. На разных языках слово Китай звучало как Хитай, Хэтай. В 10 веке на севере Китая существовало государство Ляо, основанное племенем Китаев, их называли так же Кидане. Другие наоды, сталкиваясь с этим племенем, стали так же называть и землю, где Кидане обитали. Племена, обитающие на юге Китая, называли его «Хина».

Путь данного названия до момента прихода в Русский язык насчитывает несколько сотен лет. Монголы начали употреблять слово «Китай» в начале 13 века. К этому времени государства Ляо уже не существовало.
В Европе закрепилось название China, произошедшее от названия династии ЦИН. После того, как европейцы начали осваивать Китай, с средины 19 века, это название закрепилось окончательно.
Название China в России в первые употребил Афанасий Никитин в «Хождениях за три моря» в 1470 году. Причем название страны China было выведено из названия самого массового экспортного товара Китая – фарфора. Название фарфор латинскими буквами пишется как China.

Серединное государство (Чжун Го) говорит о том, что китайцы до сих пор считают себя центром земли и очень горды этим. Этот факт гордости за свою страну они испытывают неспроста. Китаю принадлежат самые значимые изобретения – бумага, печатание книг, компас, порох. С древности накоплены глубокие знания по медецине, математике, астрономии и многому другому. Начала цивилизаций Кореи и Японии копированы с Китая. В настоящее время рост мощи Китая наблюдается во всех отраслях экономики. Продукция Китая выходит и доминирует на многих мировых рынках. И до статуса серединного государства мира, Китаю осталось идти совсем немного.

Окруженный высокими горами и морями Китай, находится в стороне от остальных стран. Поэтому его жители всегда выделялись среди других народов и своим мировоззрением, и традициями. Даже свою страну они предпочитали называть по-своему, невзирая на официальные наименования. Два иероглифа, которые используются для обозначения Китая, звучат как «Тянь Ся». «Тянь» можно перевести как «небо», а «ся» значит «подножье». То есть, Поднебесная – страна, расположенная под Небесами. Звучит красиво, неправда ли? Но откуда такое название? Давайте разбираться в этом.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. С тех пор, как основной религией в стране стало конфуцианство, императора стали считать посредником между небом и землей. Именно поэтому ему так беспрекословно подчинялись. Ведь правитель Поднебесной был выбран не народом, а священными духами предков, обитающими на небесах. Это же значило и то, что весь поднебесный мир, включая прилегающие к Азии территории и земли чужаков, принадлежит именно императору Китая.Все, кто с этим не соглашался, считались варварами. Заезжих кочевников долгое время воспринимали в штыки, ведь они не были частью великой цивилизации, благословленной небом. А значит, им нельзя было доверять.

Кстати, тут будет уместно вспомнить еще одну версию возникновения названия «Поднебесная». Местные жители, которые полторы тысячи лет оставались в стороне от войн, считали, что живут в таком благополучии просто потому, что их страна особенная, находящаяся под покровительством небес. У остальных цивилизаций его, конечно же, не было. А за счет того, что рядом с Китаем в то время располагались в основном варварские племена, жители азиатской страны не видели и конкурентов, которые ушли бы в развитии так же далеко, как и они. Вот и создавалось впечатление, будто Китай, с его развитой письменностью и большим количеством природных ресурсов – центр земли.

На тот момент также считалось, что сторон света на самом деле не четыре, а пять. И помимо привычных севера, юга, запада и востока, существует еще и Центр. Нетрудно догадаться, какая именно страна, по мнению китайцев, находилась в Центре. По этой причине у Китая появилось еще одно самоназвание – Срединное государство. «Чжонг Гуо» — а именно так звучало это название на китайском – располагалось прямо под входом в небо. По представлениям древних китайцев Небо было круглым, а земля – плоской и квадратной. Поэтому, соприкасаясь с землей, небеса куполом нависали над миром. По краям располагались варварские племена, в центре – великий Китай. А местом, которое было ближе всего к этим самым небесам, считался, конечно же, дворец, где проживали император и его приближенные.

Поскольку Китай несколько столетий подряд считался центром всего мира, на территории Пекина, то есть,в главном городе великой страны, был возведен Храм Неба. Его построили в пятнадцатом веке во время правления императора Мин. С тех пор правители Поднебесной в течение пяти веков должны были постоянно приносить дары небу. Император ежегодно проводил две недели в стенах этого величественного здания, советуясь с духами предков, и спрашивая их о том, какие решение принять, чтобы оно пошло на благо всей стране. Если же в Поднебесной случался какой-то кризис, то к этим диалогам с высшими силами присоединялись и советники вместе с другими важными для императора людьми. Считалось, что именно благодаря такой связи правителей Поднебесной и высших сил, Китай и процветает в течение многих столетий. По этой же причине действия императоров не должны были подвергаться критике простых обитателей. Считалось, что каждый неправильный шаг и неверное решение Императора ведут за собой наказание – затяжные дожди, уничтожающие посевы, ливень с градом и другие капризы природы. Таким образом, Небеса давали понять своему Посланнику, что он действует неправильно, и предоставляют ему шанс исправиться. Поэтому простым жителям Поднебесной вмешиваться в великие дела не было смысла.

К сожалению, красивое название не прижилось за пределами страны. Это не удивительно, ведь каждый народ хочет считать себя уникальным и особенным, поэтому никому не хочется признавать, что есть нация, которая по определению лучше и выше по статусу. Кроме того, у многих стран и народов издревле были свои религиозные убеждения, которыми нельзя поступиться в один день, признавая власть избранного чужими богами императора.

Поэтому за пределами страны Поднебесную стали называть либо Хина, либо Китай. Первый вариант, как принято считать, появился во времена правления династии Цинь. Название, как можно заметить, созвучно во многих языках. А второй был придуман Афанасием Никитиным, который в древние времена путешествовал и собирал информацию о чужих краях. Впрочем, на самомнение китайцев нежелание других народов называть их страну Поднебесной никак не повлияло. Зато к чужеземцам, принимающим их традиции, местные всегда относились более благосклонно. Даже сейчас можно вызвать расположение китайца, относясь с уважением к их стране.

В целом, традиция считать свое местожительства центром земли сохранилась вплоть до 20-го века.Еще при Мао Цзедуне КНР, уже коммунистическую, и максимально далекую от веры в покровительство Небес, официально называли «Срединной цветущей народной республикой».

Сейчас, наблюдая за активным развитием страны, можно вновь поверить в то, что Китаю повезло, и он действительно находится в более выгодном положении, чем другие страны. Поднебесная активно завоевывает международный рынок, создает много новых проектов и укрепляет свою позицию, как один из мировых финансовых лидеров.

Впрочем, несмотря на глобализацию, и желание не отставать от других стран, а зачастую даже опережать их в развитии, Китай сохраняет свои традиции, и не торопится отказываться от старого образа жизни. Конечно, жители Поднебесной уже не выгоняют туристов из богомизбранной территории, но они все так же восхищаются величественным храмом Неба. Никто не противится власти компартии, но о временах, когда великой страной и прилегающими территориями правил император, многие говорят с теплой улыбкой. Но вот то поэтичное и красивое название страны используется сейчас очень редко. Все чаще, как от местных, так и от «чужаков» можно услышать «КНР» или «Китай». А вот «Поднебесная» остается частью истории и культуры великой страны. Теперь и вы ознакомленыс историей происхождения этого названия. А значит, можете лучше понять прошлое Китая, и тех, кто живет тут в настоящем.

Loading...Loading...