Что такое транспортная логистика - виды и типы транспорта, задачи, история возникновения и сопровождающая документация. Виды транспорта и их особенности

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Существует 5 основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Значимость каждого из них можно оценить по таким показателям, как протяжённость магистралей, объём перевозок, доходность и содержание транспортных потоков (то есть по составу перевозимых грузов). Рассмотрим каждый из видов транспорта поподробнее.

Автомобильный транспорт.

После II Мировой Войны началось стремительное развитие автоперевозок. Главными причинами такого быстрого подъёма автотранспорта стали присущая ему гибкость доставки по принципу “from door to door” и высокая скорость междугородних перевозок.

Характеристики грузового автотранспорта в наибольшей степени отвечают транспортным потребностям перерабатывающей промышленности и торговли, когда существует необходимость перевозить на небольшие расстояния дорогостоящую продукцию. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотранспортом. 26

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта.

Возможность доставки грузов “from door to door”;

Обеспечение высокой сохранности груза;

Высокая степень мобильности автотранспорта;

Высокая скорость перевозок;

Экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км);

Отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее.

Недостатки автотранспорта:

Ограниченность использования на большие расстояния;

Ограниченность перевозки массовых партий груза;

Зависимость от дорожной сети;

Достаточно высокая стоимость транспорта. 27

Железнодорожный транспорт.

Железные дороги обеспечивают экономичную перевозку крупных грузов, а также предлагают при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они занимают практически монопольное положение на рынке транспортных услуг.

Основную долю грузооборота в железнодорожных перевозках составляет вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Но помимо этого железные дороги продолжают обращаться к специализации подвижного состава, благодаря чему появились двухъярусные контейнерные платформы, многоярусные платформы для перевозки автомобилей, а также сочленённые вагоны и составы специального назначения. Это позволяет сделать возможной транспортировку практически любых грузов железной дорогой. 28

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки железнодорожного транспорта:

Преимущества железнодорожного транспорта:

Высокая эффективность использования при дальних перевозках;

Относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

Возможность доставки “from door to door” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

Высокая пропускная и провозная способность транспорта;

Независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

Способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

Высокие затраты на строительство железных дорог;

Высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава. 29

Водный транспорт.

Данный вид транспорта используется для перевозки очень крупных грузов или крупных партий товаров. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (морское) и судоходство и внутреннее (речное) судоходство.

Типичными грузами для перевозки по речным путям являются руды, минеральное сырьё, зерно, цемент и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Что касается глубоководных перевозок, то в них также преобладают насыпные грузы такие как уголь, зерно и руды. Водным транспортом в большом объёме осуществляются контейнерные перевозки. Контейнеризация делает проще погрузочно-разгрузочные операции, что является основой для расширения возможностей организации смешанных перевозок благодаря более эффективной перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. 30

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки водного транспорта:

Преимущества водного транспорта:

Низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

Неограниченная пропускная способность морских путей;

Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

Зависимость от работы портов;

Ограниченная пропускная способность портов;

Зависимость от климатических условий. 31

Воздушный транспорт.

Данный вид транспорта является менее востребованным по сравнению с остальными в виду высокой стоимости перевозки. Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта. Основными типами товаров, наиболее часто перевозимых авиатранспортом, являются дорогостоящие и скоропортящиеся товары. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки. 32

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

Высокая скорость доставки;

Спрямление пути;

Высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

Возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта.

Недостатки воздушного транспорта:

Слишком высокая стоимость перевозки

Ограниченная грузоподъёмность;

Невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

Зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры. 33

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводы являются важнейшей частью транспортной системы. Их основной задачей является транспортировка сырой нефти и жидких нефтепродуктов. Помимо нефти по трубопроводам также транспортируют природный газ и жидкие химикаты. Данный вид транспорта обладает уникальными свойствами по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Трубопроводы работают круглые сутки с перерывами только на смену транспортируемых продуктов и техническое обслуживание. 34 Следует также заметить, что участие человека в транспортировке данным видом транспорта минимально, что значительно снижает переменные издержки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки трубопроводного транспорта:

Преимущества трубопроводного транспорта:

Низкая себестоимость транспортировки;

Герметичность труб. Потери практически исключены;

Высокая автоматизация транспортировки;

Независимость от окружающей среды;

Непрерывность транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

Трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

Использование только в одном направлении;

Объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

Если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях. 35

Относительные характеристики видов транспорта: 36

Характеристики

Железные дороги

Авто-транспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

Доступность

Надёжность

Грузоподъёмность

Суммарная оценка

Современный городской транспорт по своему назна­чению подразделяется на следующие категории:

пасса жи р с к и й - электрифицированные желез­ные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велоси­педы, речной трамвай, вертолеты;

грузовой - грузовые автомобили, трамваи, трол­лейбусы, мотороллеры;

специальный - санитарные и пожарные авто­мобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимо­сти от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

· общественный массовый общего пользования - элек­трифицированные железные дороги, метрополитен, трам­вай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;

· общественный индивидуального пользования - так­си, легковые автомобили проката и ведомственные;

· личный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомо­бильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транс­портом вместимостью и большой провозной способно­стью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных марш­рутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяет­ся на:

· уличный - трамвай, троллейбус, автобус;

· в н е у л и ч н ы й - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной под­земный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· рельсовый - метрополитен, глубокие вводы элек­трифицированных железных дорог, трамвай, монорель­совый транспорт;

· безрельсовый - троллейбус, автобус.

Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объеди­нить в две большие группы:

· с электрическим двигателем - метрополитен, глубо­кие вводы электрифицированных железных дорог, трам­вай, троллейбус, монорельсовый транспорт;

· с двигателем внутреннего сгорания - автобус с кар­бюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

2. Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

· внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

3. Легковой автомобильный транспорт

Личный легковой автомобильный транспорт индиви­дуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легко­вых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.

Основные преимущества легкового автомобильного транспорта - комфортабельность поездки, высокая ско­рость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.

Легковые автомобили по принадлежности и назначе­нию подразделяются па четыре категории:

· личные индивидуального пользования, т. е. при­надлежащие гражданам;

· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;

· такси и автомобили проката индивидуального пользования;

· специального назначения.

Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4-7 пассажиров.

4. Грузовой автомобильный транспорт

В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значи­тельной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами

Размеры грузооборота городского транспорта зависят от раз­мера города, его планировки, характера и степени развития промыш­ленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.

Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.

Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строитель­ного производства, сырья и топлива для промышленности, промыш­ленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продук­тов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприя­тиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.

В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных на­правлениях, значительный процент составляет транзитный автомо­бильный транспорт .

Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по пе­ревозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сооб­щении. Главное преимущество автомобильного транспорта - это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных опе­раций и высокая маневренность.

На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъ­емность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.

Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и же­лезнодорожном транспорте.

Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказы­вают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.

На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погруз­ке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.

С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесооб­разно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имею­щих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в го­родах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.

Транспорт (от латинского «переношу», «перемещаю», «перевожу») – кровеносная система мирового хозяйства. Ни одна из отраслей экономики не может существовать без транспорта, поскольку именно он объединяет их в единый комплекс и осуществляет перевозку грузов и пассажиров.

Мы настолько привыкли к транспорту, что не замечаем его. Но даже незначительные перебои в его работе нарушают наш комфорт, а иногда и парализуют все звенья экономики.

Не случайно транспорт в целом или его отдельные виды развиты в каждой стране мира. Он соединяет страны и континенты, удаленные друг от друга на тысячи километров. Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

К наземному транспорту относятся прежде всего автомобильный и железнодорожный, а также трубопроводный транспорт.

Автомобильный транспорт по праву называют транспортом XX в. Маневренность, возможность доставки пассажиров и груза «от двери к двери», незначительная зависимость от погодных условий обусловили его быстрое развитие.

В начале 90-х годов мировой автомобильный парк насчитывал почти 500 млн автомобилей. Около 80 % этого количества автомашин приходилось на развитые страны. По общей протяженности автомобильных дорог первое место в мире занимает США (около 5 млн километров), по плотности автомобильной сети выделяются западноевропейские страны и Япония.

Автомобильный транспорт является лидером во внутригородских и пригородных перевозках. Модернизация средств передвижения в последние годы выдвинула автотранспорт на ведущие позиции и в перевозках на дальние расстояния. Так, в двухэтажных автобусах туристы чувствуют себя комфортно даже на длительных трансконтинентальных маршрутах. Все больше и больше появляется на международных трассах тяжелых грузовых тягачей.

В «автомобильной столице» мира – Лос-Анджелесе 2/3 улиц и площадей заняты под стоянки автомобилей. В среднем на каждого жителя здесь приходится две машины. В ФРГ плотность автопарка составляет 100 единиц на 1 км2.

В мире примерно 4/5 пассажиров перевозится автомобильным транспортом. К сожалению, на автомобильных дорогах мира ежегодно гибнет более 200 тыс. человек.

Автомобиль – главный загрязнитель окружающей среды. На него приходится большая часть загрязняющих веществ, которые ежедневно выбрасываются в атмосферу.

Железнодорожный отличается от других наземных видов транспорта значительным объемом и разнообразием перевозок, абсолютной независимостью от погоды и относительной дешевизной. Поэтому достаточно продолжительное время он был лидером среди других видов транспорта.

Общая длина железных дорог в мире составляет около 1,2 млн километров. Половина из них приходится на шесть огромных по размерам государств: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралийский Союз. По количеству перевозимых грузов первое место в мире занимает Россия (почти половина мировых перевозок).

Во многих развитых странах в настоящее время железнодорожная сеть сокращается. Главная причина этого – жесткая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. В некоторых развивающихся странах железнодорожная сеть вовсе отсутствует.

Современная тенденция в развитии этого вида транспорта – электрификация железных дорог, внедрение сверхскоростных линий, а также сверхтяжелых составов.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на дальние расстояния жидких, газообразных и твердых (преимущественно сыпучих) грузов. Трубопроводами транспортируются главным образом нефть и газ. Этот вид транспорта выделяется среди других относительной дешевизной перевозок, а по производительности уступает только морскому. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в США и России.

В последнее время в мире появились продуктопроводы, с помощью которых передаются бензин, аммиак, угольная крошка, цемент.

Выводы:

Транспорт – третья важная отрасль мирового хозяйства.

Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

Наземный транспорт включает: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, а также гужевой и вьючный виды.

Автомобильный транспорт лидирует по перевозке пассажиров и грузов. В то же время он является главным загрязнителем окружающей среды.


Читайте в разделе

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный. Относительную значимость каждого из них можно оценить по протяженности магистралей, объему перевозок, доходности и содержанию транспортных потоков (составу перевозимых грузов). Ниже мы подробнее рассмотрим каждый вид транспорта, исходя из этих параметров.
Для понимания роли каждого вида транспорта полезно сравнить их доходы и объемы перевозок. Соответствующие данные, характеризующие коммерческие перевозки, отражены на рисунках 10.2 и 10.3. Тонномиля - это стандартный показатель грузооборота, содержащий информацию как об объеме грузопотоков (в тоннах), так и о дальности перевозок (в милях). Величину этого показателя получают, умножая вес груза в каждом рейсе на длину маршрута. Рисунки демонстрируют рост объема перевозок в каждом виде транспорта и относительный рост доходов воздушного и автомобильного транспорта в расчете на тонномилю.
Сеть железных дорог. Исторически сложилось так, что основную массу грузоперевозок в континентальных районах США обслуживал железнодорожный транспорт. В Соединенных Штатах рано появилась разветвленная сеть железных дорог, связавшая между собой почти все большие и малые города страны; этим и объясняется тот факт, что вплоть до окончания второй мировой войны железные дороги опережали остальные виды транспорта по тонномилям междугородных грузоперевозок. Причина кроется в том, что железные дороги обеспечивали экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они и заняли почти монопольное положение на транспортном рынке. Однако после войны началось бурное развитие автомобильного транспорта, который составил серьезную конкуренцию железным дорогам, и относительная доля последних в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте стала сокращаться.
В 1990 г. на железные дороги приходилось 37,4% всех междугородных грузоперевозок, выраженных в тонномилях. Согласно прогнозам, в 2000е годы этот вид транспорта должен войти с примерно той же рыночной долей. Эта стабилизация относительной рыночной доли представляет собой значительное достижение по сравнению с ситуацией 1947-1970 гг., когда железнодорожный транспорт переживал тяжелый спад: в 1947 г. доля железных дорог в тонномилях общего грузооборота составляла 54,0%, тогда как в 1958 г. - уже 39,2%, в 1980 г. - 36,4 и в 1992 г. - 37,0%. Падение доходов еще драматичнее: с почти 40% в 1950 г. до 20,9% в 1982 г.
Некогда железные дороги представляли собой самую протяженную транспортную сеть США, но их потеснили автомобильные магистрали, строительство которых широко развернулось после второй мировой войны. В 1982 г. протяженность железных дорог страны составляла 165 тыс. миль, а к 1989 г. сократилась до 148 тыс. миль в результате либерализации правил ликвидации железных дорог после принятия Закона Стаггерса (Staggers Rail Act).
Значение железных дорог и до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть операционных издержек на железных дорогах невелика. Переход от паровозов к дизельным локомотивам снизил переменные затраты в расчете на милю пути, а внедрение электровозов сопряжено с еще большей экономией расходов. Новые соглашения с профсоюзами позволили уменьшить численность работников, что привело к дополнительному снижению переменных издержек.
Сравнительно недавно проявилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгодны дальние перевозки.
За последние 50 лет железные дороги США отчасти уступили свои рыночные позиции автомобильному, водному и другим видам грузового транспорта. Для противодействия этой тенденции некоторые железнодорожные компании, такие как Union Pacific (UP), предприняли ряд инициатив, направленных на упрощение системы управления, совершенствование оперативной деятельности, повышение качества услуг и сокращение издержек. UP, вторая по величине железнодорожная компания США, начала в 1987 г. структурную перестройку с внедрения программ общего управления качеством, призванных обеспечить более полное удовлетворение потребителей, эффективное использование ресурсов, повышение прибыльности и увеличение темпов роста.
Способность компании к освоению передовых технологий принесла ей успех. Примером может служить объединение 160 региональных подразделений по работе с клиентами в единый национальный центр обслуживания потребителей, расположенный в Сент-Луисе. Этот центр ежедневно обрабатывает 20 тыс. запросов самого разного профиля - от размещения заказов до запросов о прохождении грузов.
Другой пример нововведений компании - организация нового централизованного диспетчерского центра в Омахе. Размещенный в пакгаузах 100летней давности центр оборудован по последнему слову техники и объединяет операции десяти региональных диспетчерских центров. На каждой стене диспетчерского центра, по длине равной протяженности футбольного поля, укреплен ряд видеоэкранов, которые позволяют следить за всеми этапами работ, осуществляемых в контролируемой диспетчером зоне. Яркие красочные дисплеи сообщают информацию о состоянии составов и железнодорожных путей, о перевозимых грузах и местоположении ремонтных бригад. Для связи между составами и диспетчерским центром используют компьютеры и мобильные телефоны. Диспетчерский центр поддерживает прямую связь с каждым машинистом, что позволяет служащим центра постоянно быть в курсе всех дел и осуществлять оперативное управление перевозками.

Loading...Loading...