Что такое транскрипция в русском языке. Основные правила транскрипции


§ 2. Устная, звучащая речь, являющаяся объектом изучения фонетики, отличается от письменной речи, которая фиксирует звучащую речь в буквенных обозначениях. Звук произносится, а буква пишется.

Одной и той же буквой могут передаваться разные звуки; например, в слове роза буквой о передается звук [о], а в слове гора той же буквой передается звук [ㆄ] (см. § 25). С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Например, звук [т] в конце слова передается буквами т и д: фонетически [кот] - орфографически кот и код; фонетически [рот] - орфографически род и рот. Количество букв в слове не всегда соответствует количеству звуков. Так, например, в слове мать четыре буквы, но три звука: [м], [а˙], [т’]; в слове ёж две буквы, но три звука: [j], [˙о], [ш].

Для передачи звучащей речи на письме используется особая запись, отличная от орфографической. Такая запись называется фонетической транскрипцией. Фонетическая транскрипция - это запись звуков речи с учетом их позиционных изменений в речевом потоке (см. § 23–32). В транскрипции используются буквы русского алфавита, за исключением [j], а также особого знака [ㆄ], см. § 4. Характерной особенностью фонетической транскрипции является использование диакритических (надстрочных и подстрочных) знаков. Транскрибируемые слова или отдельные их части, а также отдельные звуки заключаются в прямые скобки. В транскрибируемых словах обозначается ударение.

§ 3. Для записи согласных звуков используются буквы п, б, т, д, с, з, в, ф, к, г, х, ж, ш, ц, ч, л, м, н, р, j. Кроме того, употребляются следующие диакритические знаки: запятая вверху справа от буквы (н’); горизонтальная черта над буквой (『); крышечка под буквой (〭); дужка над буквенным сочетанием (дㆀз), а также буквы слева над строкой (тц; т’ч).

Запятая вверху справа от буквы, обозначающей согласный звук, означает мягкость согласного; например [п’]: [п’ел], [с’]: [с’ел], [в’]: [в’е]ра.

Горизонтальная черта над буквой, обозначающей согласный звук, означает долготу согласного; например [『]: ва[『]а (орфогр. ванна), [〙]: [〙ыт] (орфогр. сшит), [〇]: [〇ат] (орфогр. сжат).

Крышечка под буквами, обозначающими согласные [м], [н], [л], [р], означает их оглушение в конце слова после глухих согласных или перед глухими согласными; например [〭]: драх[〭], [〬]: по[〬]к.

Дужка над буквенным сочетанием означает слитно произносимый звук, обозначенный этим сочетанием; например [дㆀз]: оте[дㆀзㆃб]ы (орфогр. отец бы), [дㆀж’]: до[дㆀж’ㆃб]ы (орфогр. дочь бы).

Буква слева над строкой означает долгий затвор, т. е. задержку артикуляции согласного перед взрывом; например [тц]: о|тц|епить.

Мягкость долгого затвора обозначается таким же образом, как и мягкость согласного; например [т’ч]: о|т’ч|ислить.

§ 4. Для записи гласных звуков используются буквы а, о, у, и, ы, е, э, ъ, ь, а также особый знак ㆄ. Буквы ы, э употребляются для обозначения звуков [ы], [э], которые произносятся в позиции под ударением после твердого согласного (включая [ш], [ж], [ц]): [ты]л, [шы]л (орфогр. шил), [жы]л (орфогр. жил), [цы]пки; [дэ]ка, [шэ]рсть, [жэ]рдь, [цэ]л. Буквы ъ(ер), ь(ерь) употребляются для обозначения редуцированных (ослабленных) звуков (см. § 26–27), произносимых во втором, третьем предударных и в заударных слогах: после твердого - [ъ] (например, л[ъ]бовой, поㆃс[ъ]ду, орфогр. по саду), после мягкого - [ь] (например, [л’ь]совод, поㆃ[л’ь]су). Знак ㆄ употребляется для обозначения звука [ㆄ], который произносится в первом предударном слоге после твердого согласного или в абсолютном начале слова во втором и третьем предударных слогах: с[ㆄ]ды (орфогр. сады), р[ㆄ]зить (орфогр. разить), в[ㆄ]зить (орфогр. возить), [ㆄ]зиатский (орфогр.

Азиатский). Кроме того, для записи гласных звуков используются следующие диакритические знаки: точка вверху справа от буквы (а˙); точка вверху слева от буквы (˙а); две точки вверху над буквой (ㆆ); крышечка над буквой (ê); горизонтальная черта под буквой (и), а также буквы е и э вверху справа от буквы (ие; ыэ).

Точка вверху справа от букв а, о, у, э, ы означает изменение гласных в положении перед мягким согласным: [ра˙т’] (орфогр. рать), [ко˙н’] (орфогр. конь), [ру˙л’] (орфогр. руль), [жэ˙]сть (орфогр. жесть), [ры˙с’] (орфогр. рысь).

Точка вверху слева от букв а, о, у означает изменение гласных в положении после мягкого согласного: [р’˙а]са (орфогр. ряса), [л’˙от] (орфогр. лёд), [р’˙у]мка (орфогр. рюмка).

Две точки вверху над буквами а, о, у означают изменение гласных в положении между мягкими согласными: [п’ㆆт’] (орфогр. пять), [п’ㆊ]сик (орфогр. пёсик), [л’ㆋ’]ди (орфогр. люди).

Крышечка над буквами е, и означает закрытый характер гласных в положении между мягкими согласными, а также в начале слова перед мягким согласным: [п’êт’] (орфогр. петь), [с’㆏н’]ий (орфогр. синий), [êт’]и (орфогр. эти), [㆏л’]и (орфогр. или).

Горизонтальная черта под буквами и, ы, у используется для обозначения гласных звуков в безударном положении: [и]гра, [ты]лы, т[у]да.

Буква е вверху справа от буквы и означает звук [ие], произносимый в первом предударном слоге после мягкого согласного: [п’ие]ти (орфогр. пяти), [н’ие]сти (орфогр. нести).

Буква э вверху справа от буквы ы означает звук [ыэ], произносимый в первом предударном слоге после шипящих и ц, а также во втором и третьем предударных в абсолютном начале слова: ш[ыэ]сти (орфогр. шести), ж[ыэ]стокий (орфогр. жестокий), ц[ыэ]почка (орфогр. цепочка), [ыэ]таж (орфогр. этаж), [ыэ]тажи.

§ 5. При транскрибировании текста используются также дополнительные знаки: дужка под строкой между словами ([вㆃ дом]); косая черта между синтагмами (/).

Дужка под строкой между словами означает слитное произношение двух слов (самостоятельного и служебного), составляющих фонетическое слово (см. § 137), например [фㆃ с’т’иеп’и].

Косая черта означает возможное деление текста на синтагмы (интонационно­смысловые отрезки; см. § 154).

Пример транскрибированного текста.

У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой - молодой парень с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды (А. П. Чехов).

[уㆃ шырокъj с’т’иепно˙j дㆄро˙г’и / нъзыва˙jьмъj бㆄл’шым шл’˙ахъм / нъчиевалъ ㆄтаръ ㆄв’ец / с’т’ьр’иегл’и jиеj˙о два пъстуха / ’ㆄдин / стㆄр’ик л’ет вㆄс’м’㆏д’ьс’ьт’и / б’ие〈убы˙j / з ㆃдрㆄжа˙〙’им л’ицом / л’иежал нъ жывㆄт’е уㆃ cамъj дㆄро˙г’и / пълㆄжыф локт’и нㆄㆃ пы˙л’ны˙jь л’㆏с’т’jъ пъдㆄрожн’икъ / друго˙j / мълㆄдо˙j па˙р’ьн’ зㆃ густы˙м’и ч˙орны˙м’и брㆄв’ㆉм’и и б’иезусы˙j / ㆄд’еты˙j вㆃ р’иедно исㆃ кㆄторъвъ шj˙ут д’иешовы˙jь м’иешк’и / л’иежал нъㆃ сп’ㆍн’е / пълㆄжыф ру˙к’и пㆄдㆃ голъву / и гл’иед’ел 〃’ерх нㆄㆃ н’ебъ / гд’е нㆄдㆃ самым jиево л’ицом т’иенулс’ъ мл’êчныj пу˙т’ / и др’иема˙л’и з’в’˙озды]

Фонетическая транскрипция

При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

Транскрипция – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь. С добавлением или изменением отдельных букв. (Например, [ĵ] – из лат. языка (йота); [g] – из греч. языка (гамма)).

Для чего используется транскрипция?

1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения.

2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т.к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

Основные правила транскрипции

1. В транскрипции не употребляются прописные буквы.

2. Здесь не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – /; фразы друг от друга отделяются двумя линиями – //, обозначающими большую паузу.

3. Транскрибируемый звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – .

4. В транскрипции текст записывается так, как он произносится.

5. Каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука.

6. В транскрипции применяются и диакритические знаки (греч. diakritikos – отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них:

а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ―́, побочное знаком графис ―̀ ;

б) прямая черта над буквой [ш̅] указывает на долготу согласного;

в) мягкость согласного обозначается апострофом՚ после буквы – [м՚];

г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой –[бы́л◡бы], [в◡л՚э́с];

д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука – [ṷ]

В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными:

мял ՚а́л], мать [ма́т ՚], мять [м ՚а́́т ՚];

знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -[п ՚ûл ՚и].

7. В транскрипции в области согласных не употребляется буква щ Þ [ш̅٬], в области гласных – буквы e, ё, ю, я.

8. Для обозначения звука [й] используются два знака – [ĵ], [ṷ]:

[ĵ] – а) в начале слова: [ĵа́], [ĵо́ш], [ĵэ́л٬], [ĵу́к];

б) перед ударным глачным: [в՚ĵу́н], [п՚ĵо́т], [с՚ĵэ́л], [пÙĵу́], [мÙĵа́].

В остальных случаях -[ṷ] (слабая разновидность йота): [мо́ṷ], [мо́ṷкъ].

9. Гласные звуки в зависимости от позиций в слове испытывают большие изменения в звучании.

Так, а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются: [и́глы / игла́ мы́лъ мылÙва́р п՚ирÙг՚и́ лу́к луга́ лугÙво́į ].

Б) Безударные гласные звуки [а], [о], [э] изменяются как в количественном, так и в качественном отношении:

[۸] – безударный гласный [а], [о] в абсолютном начале слова и в 1-м

предударном слоге после твердых согласных:

[٨рбу́с/ ٨р՚э́х/ н٨ра́/ ж٨ра́ ]

[ъ] – безударный гласный [а], [о], [э] во 2-м предударном и

заударных слогах после твердых согласных:

[мълÙко́ пърÙхо́т ко́лъкъл жълт՚изна́ цълÙва́т ՚];

[ы э ] – безударный гласный в 1- м предударном слоге на месте звука [э] после твердых согласных;

[жы э л ՚э́зъ шы э лка́ цы э по́ч՚къ];

[и э ] – безударные гласные [э], [а] в 1-ом предударном слоге после мягких согласных:

՚и э ло́ в՚и э сна́ ч՚и э сы́ м՚и э с՚н՚и́к];

[ь] – безударные гласные [э], [а] во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных:

՚ьр ՚и э га́ г՚ьн՚и э ра́л ч՚ьсÙфш̅ ՚и́к д՚а́т՚ьл д՚а́д՚ь].

10. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы:

[ба́бъ па́пъ ]

11. Для обозначения звука [г], произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука [х] используется [Υ] – «г фрикативный»

[бо́Υъ со́Υ◡бы бÙγа́тыį (диалект)].

Ноя 25

Каковы правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников?

Фонетическая транскрипция - 1) это система знаков и правил их сочетания, предназначенная для записи произношения; 2) транскрипцией также называют само написание слова или текста согласно транскрипционным правилам.

Процесс записи речи с помощью транскрипции называется транскрибированием.

Фонетическая транскрипция используется для записи звучащей речи.

Фонетическая транскрипция в школе

1. Транскрипция заключается в квадратные скобки.

2. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания при транскрибировании предложений. Паузы между отрезками речи (обычно совпадают с местом постановки знаков препинания) обозначаются двойной наклонной чертой // (значительная пауза) или одинарной / (более короткая пауза).

3. В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение: [з’имá] - зима. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад - [фсат], [ф_сат].

4. Мягкость согласного звука обозначается апострофом: [с’эл] - сел.

5. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й.

Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука, например:o [н’] - апострофом обозначают мягкие согласные: [н’обо] - нёбо;

Долгота звука обозначается надстрочной чертой: [ван¯а] - ванна, [кас¯а] - касса.

Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш’] у[ш’]елье - ущелье, [ш’]етина - щетина.

Звуки [ш’], [й], [ч] всегда мягкие. Примечание. У звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается.

Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые. Исключения: мягкий [ж’] звучит в словах: жюри - [ж’]юри, Жюльен - [ж’]юльен, Жюль - [ж’]юль.

Буквы ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак) не обозначают звуки, т.е. таких знаков в транскрипции для согласных нет: [разйом] - разъём, [тр’иэугол»ный] - треугольный.

6. Запись гласных звуков

Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: и — [и] - [п’ир] пир, ы- [ы] - [пыл] пыл, у — [у] - [луч] луч, е -[э] - [л»эс] лес, о — [о] - [дом] дом, а- [а] - [сад] сад.

Буквы е, ё, я, ю обозначают двойные звуки [йэ], [йо], [йа], [йу]: [йа]блоко - яблоко, водо[йо]м - водоём, [йу]г - юг, [йэ]ль - ель. Буква и после разделительного мягкого знака тоже обозначает двойной звук [йи]: воро[б’йи] - воробьи.

Безударные гласные [и], [ы], [а] не обязательно используются на месте аналогичных букв - следует внимательно прислушиваться к произношению слова: мод[ы]льер - модельер, д[а]ска - доска, [и]кскурсант - экскурсант, [а]быскать - обыскать.

Фонетическая транскрипция в пособиях для углублённого изучения русского языка.

1.В некоторых учебниках используются дополнительные знаки для обозначения гласных звуков: [Λ], [иэ], [ыэ], [ъ], [ь].

На месте букв о, а в первом предударном слоге и абсолютном начале слова произноится звук [Λ]: [вΛда] - вода, [Λна] - она.

На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится гласный, средний между [и] и [э], но ближе к [и], он обозначается [иэ] (называется «и, склонное к э»): [л’иэсá] - леса, [р’иэб’ина] - рябина.

На месте буквы е после твердых шипящих [ж], [ш], [ц] произносится [ыэ] («ы, склонное к э»): ж[ыэ]лать - желать, ш[ыэ]птать - шептать, ц[ыэ]на - цена. Исключение: танц[а]вать - танцевать.

Звук [ъ] («ер») произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъравос]), о (молоко [мълако]), е (желтизна [жълт»изна]).

Звук [ь] («ерь») произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п»ьр»ихот]), я (рядовой [р»ьдавоj]), а (часовой [чьсавоj).

2. Латинской буквой j обозначают в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах блоко - яблоко, водом - водоём, воро[б»jи] - воробьи, зык - язык, сара[j] - сарай, ма[j]ка - майка, ча[j]ник - чайник и т.д.

Образец фонетической транскрипции для школы.

[бал’шáйа плóш’ат’ / на_катóрай распалажы´лас’ цэ´ркаф’ / былá сплош зан’итá дл’ и´ным’и р’идáм’и т’ил’э´к //]

Образец фонетической транскрипции для углублённо изучающих русских язык в школе.

Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.

[бΛл’шájъ плóш’ьт’ / нъ_кΛтóръj ръспълΛжы´лъс’ цэ´ркъф’ /былá сплош зън’иэтá дл’и´нъм’ь р’иэдáм’и т’иэл»э´к //]

Урок 1: Основы фонетической транскрипции

В русском алфавите 33 буквы (графемы), которые можно разделить на согласные и гласные . У каждой графемы есть своя звуковая форма, называемая фонема , у которой могут быть ещё другие варианты (аллофоны).

Согласные возникают при помощи струи воздуха, который, проходя через голосовые связки, вызывает их колебание, при котором образуется чистый звук (тон). Этот тон далее модифицируется в ротовой и носовой полостях, в которых при этом присутствуют преграды и возникает шум. Согласные можно разделить на звонкие (кроме шума они содержат и тон) и глухие (содержат только шум). Далее согласные делим на твердые и мягкие . В русском языке существует 15 паровых твердых и мягких согласных, 3 согласные всегда твердые - это «ш», «ж» и «ц» и 3 согласные всегда мягкие «ч», «щ» и «й». В общем мы различаем 36 согласных фонем.

Гласные образуются также при проходе струи воздуха через голосовые связки, при этом образуется тон, который модифицируется в носовой и ротовой полостях, но при отсутствии преград, так что сохраняется чистый тон. В русском языке 6 гласных фонем: |а|, |э|, |и|, |ы|, |о|, |у| , у которых есть свои варианты - аллофоны, зависящие на позиции гласного по отношению к ударению в слове.

Русское ударение свободное, подвижное. Может быть на любом слоге в слове, оно не постоянное и в одном слове может быть на разных слогах, напр. окнó - óкна, гóрод- городá.

Русское ударение сильное, динамическое, подударный гласный квалитативно и квантитативно намного сильнее, чем безударный, который произносится намного слабее. Ослабление безударных гласных называется редукцией и различаются 2 степени редукции.

Русские гласные по отношению к ударению можно разделить на:

    3 – ударные (сильные, динамические, длинные)

    2 – первые предударные (1 ступень редукции)

    1 – более чем первые предударные и заударные (2 степень редукции).

Таблица произношения русских гласных и их запись в транскрипции

Гласные после согласных:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
3 2 1
a | a| [ á] [^], также в начале и в конце слова [ъ]
o | o| [ ó] [^] [ъ]
я | "a| [" á] ["и],["^] в конце слова ["ь]
e | "э| ["э"] ["и] ["ь]
ё |" o| [" ó]
э |э| [э"] [ы] [ъ]
у |у| [ý] [у] [у]
ю |"у| ["ý] ["у] ["у]
и |"и| ["и"], [ы] ["и], [ы] [" и], [ы]
ы |ы| [ы] [ы] [ы]

«Я», «е», «ё», «ю», «и» после гласных, в начале слова или после мягкого и твердого знака:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
3 2 1
я |j|+|a| [ṷи], [ṷ^] в конце слова [ṷь]
е |j|+|э| [ṷи] [ṷь]
ё |j|+|о|
ю |j|+|у| [ṷу] [ṷу]
и |j|+|и| [ṷи] [ṷи]

Транскрипция некоторых согласных:

    твердые [т] – мягкие [т"]

  • й = ударное [j] ,безударное [ṷ]

  • Ться, -тся = [ц:^]

Упражнения

Упражнение 1.1

Прочитайте и перепишите в транскрипции:

Мáмочка, бáбушка, молокó, хорошó, соснá, хóлодно, сторонá, крокоди л, шоколáд, сорóка, хохотáть, гóрод, молодóй, говори ть, поговóрка, маши на, домовóй, дóговор, шкóла, сковорóдка, откры тка, останóвка, аромáт, автомоби ль.

Дéрево, колéно, берёза, дéвочка, веснá, деловóй, лесовóз, перевóд, телефóн, телеви зор, ревизóр, режиссёр, сериáл, мéбель, чердáк, чемодáн, человéк, дя дя, тётя, заря дка, ня нечка, вязáть, тяжёлая, мяснáя, лягýшка, рядовóй, си няя.

Яблоко, янтáрь, Япóния, Я на, Ярослáв, язы к, я ма, я года, явлéние, янвáрь, я сная, Еврóпа, Елéна, Éва, Еги пет, европéйский, éдем, едá, ёжик, ёлочка, ель, Егóр, éли, ю бка, ю жный, юлá, Ю рмала, ю ноша, ю ный, югозáпад, Югослáвия, ювели р.

Семья , дерéвья, моя , зелёная, Татья на, запятáя, дья кон, Дáрья , Мари я, лéтняя, польёт, моё, си нее, ненáстье, счáстье, здорóвье, съéхать, въéхать, поéхать, твою , си нюю, дéлаю, свою , Раи са, Зинаи да, мои , свои , оперáции, лаборатóрии.

Катáться, занимáться, купáться, одевáться, учи ться, умывáться, договори ться, он улыбáется, она стесня ется, они катáются, он учи лся, она рáдовалась, я оби делся.

Лекция 7. Фонетическая транскрипция.

Полный фонетический разбор слова.

2. мягкие согласные обозначаются теми же буквами, но с диакритическим

3. для обозначения йот используют [`j];

4. я, ю и т.п. не используются, а обозначаются как , ;

5. ъ и ь используются для обозначения редуцированных гласных;

6. для обозначения долготы используют - над буквой ;

7. в фонетической записи не используются знаки препинания;

8. обязательно обозначение ударения.

Знаки, принятые в фонетической транскрипции :

Λ - редуцированный гласный [о], [а] в первом предударном слоге и

абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна];

ие - звук, средний между [и] и [э];

ыэ - звук, средний между [ы] и [э];

ъ, ь - редуцированные гласные [о], [а], [э] во всех безударных слогах, кроме

первого предударного;

А - гласный, продвинутый вперед в начале длительности а - гласный,

продвинутый вперед в конце длительности;

Обозначение долготы согласного звука;

Выделение звука, слова или его части.

2.Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова – это анализ звукового состава слова и его

слоговой структуры.

Фонетический разбор производится по следующему плану:

1. Запись слова.

У стола четыре ножки,

Но сапожки

И калошки

Этим ножкам не нужны.

10.Выполнить фонетический анализ стихотворения.

Под шатром широким кругом

Мчатся кони друг за другом,

Стройные, точеные,

Сбруи золоченые

Литература:

Багичева Н.В. и др. Теоретические основы и методика

филологического образования младших школьников: учеб.

Пособие. М.:

Флинта,2011.

Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и

культура речи:учебник. М. :Флинта,2011

3.Орехова Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по

педагогическим наукам: учеб. Пособие. М.: Издательство:

Флинта,2011.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного

русского языка, 2010.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А.

Леканта - М., 2009г.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку:

Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика.

Стилистика. М.:Мир и Образование,2011.

Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности

младших школьников: учебное пособие Издательство: Орский

гуманитарно-технологический институт,

2012, Орск.

Интернет-ресурсы:

1.Академик.

Литературная

энциклопедия.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4770/Фонетика

2.Текстология.Фонетика.

http://www.textologia.ru/russkiy/fonetika-

fonologia/fonetika/?q=459

3.Фонетика.

http://padeji.ru/fonetika

4.Фонетика, графика и орфография русского языка. Правила орфографии,

фонетический анализ слова.

http://licey.net/russian/phonetics/part1

5.Фонетика русского языка.

http://excellence.kz/fonetika-russkogo-yazyka.html

Loading...Loading...