Что дороже xbox one или ps4. PS4 vs Xbox One – выбираем, какая консоль лучше

  • Поддержка 4K разрешения для Blu-ray видео (не касается игр)
  • В играх Xbox one s будет программно повышать разрешение при подключении к 4K экранам - "апскейл"
  • Режим HDR (расширенный динамический диапазон) для игр.
  • На 40% меньший корпус
  • Задняя поверхность джойстика теперь "шершавая"
  • Улучшен Bluetooth и инфракрасный датчик
  • Xbox one S можно будет ставить вертикально

Вердикт: Очевидно, что обновлять Xbox one на Xbox one S смысла нет. Но, если выбор стоит между slim-версией и Xbox one 2013 года, то слимка является более интересным приобретением.

Что нового у PS4 Slim

Playstation 4 Slim, в отличие от своего конкурента, не может похвастать таким же перечнем нововведений. Консоль так же стала меньше и легче, но на 30%. Сравнению playstation 4 и playstation 4 slim, у нас посвящена отдельная . Правда и стандартная ps4 меньше xbox one, поэтому ps4 slim все равно меньше xbox one s. Это не самое главное. Благодаря более современному и энергоэффективному тех. процессу, slim-ка потребляет на четверть меньше энергии. После обновления прошивки, все версии ps4 получат поддержу HDR.

Изменения коснулись и геймпада. Теперь над сенсорной панелью будет красоваться световой индикатор, дублирующий цвет основного. Кроме того, геймпад стал легче, а его тыльная поверхность стала более "шершавой". Так же Dualshock 4 при соединении с консолью кабелем, будет через него же и передавать сигнал. До этого он только заряжался, а данные отправлялись по bluetooth. В остальном PS4 Slim ничем не отличается от, теперь уже, PS4 Fat. Но и цену Sony за свою обновленную приставку не подняла. Наоборот, цена стала меньше.

Новшества Playstation 4 Slim:

  • Приставка стала на 30% меньше и легче
  • Все PS4 будут с поддержкой HDR
  • Обновлен геймпад
  • Убрали S/PDIF (цифровой аудиовыход)
  • Снижена цена

Вердикт: конечно, в плане новшеств ps4 slim проигрывает xbox one s. Но, если присмотреться, нужны ли эти нововведения рядовому геймеру? Многие ли сейчас являются счастливыми обладателями телевизора с 4K? Playstation 4 Slim стала чуь лучше и, главное, дешевле. А честного FullHD без программного расстягивания многим будет более чем достаточно.

Итого

Ребята из Microsoft хорошенько потрудились над своим новым детищем. Приставка получила логичное развитие и немного больше. Но, за это "больше" придется доплатить 50$. Sony, в свою очередь, пошла иным путем. PS4 Slim стала чуть лучше стандартной ps4 и, не маловажно, дешевле. И если вспомнить, то что мы уже ни раз говорили: "Приставку люди, в большинстве случаев, покупают чтобы на ней играть". А для этого нужны, конечно же, игры. Игр на японке банально больше и это отличные игры. Так за что переплачивать? Нужны ли Вам эти псевдо 4K?... Тем более, что playstation 4 slim все равно осталась мощнее конкурента.

P.S.

Если ответ на вопрос выше у Вас "Да", то Sony Вам приготовила свой аргумент: в один день c PS4 Slim, компания представила Playstation 4 Pro . Эта консоль тоже умеет растягивать разрешение в играх до 4K и является более чем в два раза мощной, чем ps4 slim, больше информации здесь - обзор playstation 4 pro . Но, и стоит она на 100$ дороже.

И на закуску, мой ролик на эту тему:

Огромное спасибо за внимание к статье. К сожалению, блок для коментариев пока не готов. Поэтому если остались вопросы, то оставляй их под схожим по тематике видео на моем YouTube канале. Буду рад ответить на все твои вопросы.

  • Процессор - AMD Jaguar, 8 ядер (2,1 ГГц)
  • Графика - 32 блока AMD Radeon (911 МГц)
  • Память - 8 ГБ GDDR5, 218 Гб/сек + 1 ГБ DDR3
  • Рейтинг производительности - 4,2 Тфлопс

Как видно выше, железо у xbox one на 42,8% производительнее, чем у ps4 pro, и более чем в 4,5 раза, чем у стандартной версии xbox one. Очевидно, в Microsoft решили сделать ставку на мощность. Такой отрыв удалось получить благодаря увеличенному объему оперативной памяти и использованию более продвинутого графического ядра. Но что это дает нам? В теории, более высокую частоту кадров при гейминге на 4K экранах. Больше пропускная способность - больше частота кадров.

Самый важный тест - игры

Так как дизайну и прочим новшествам мы уделили должное внимание в обзорах каждой из консолей: обзор xbox one x и обзор playstation 4 pro , то остановимся на самом важном, на играх. А если быть точнее, на графике в играх. Эту часть мы разобьем на две составляющие: на гейминг в 4K и гейминг в FullHD. Такой подход связан с тем, что и та и другая консоль предлагает опробовать новый стандарт разрешения экрана, но с оговорками.

4K гейминг

Сразу скажем, что стандарт 4K пока еще не пришел на смену FullHD - далеко не у всех есть экран с таким разрешением. Да иигр в настоящем 4K/60fps на данный момент очень мало.

Наглядно о разнице в размерах HD, FullHD и 4K

Чтобы добиться разрешения 3840x2160 на ps4 pro используется технология масштабирования "шахматный" рендеринг. Простым языком, консоль в новом кадре заново прорисовывает половину пикселей в шахматном порядке, а оставшиеся пробелы заполняются пикселями из предыдущего кадра, но в соответствии с новыми положениями соседних пикселей. Благодаря этой технологии на ps4 pro достойно смотрятся в 4K/30fps такие игры как Horizon Zero Dawn и Rise of the Tomb Raider . Честные 4K/60fps доступны на довольно малом перечне игр. В основном, это инди-проекты.

Логично было бы предположить, что xbox one x с его мощностью будет выдавать 4K/60fps во всех играх. Но, к сожалению, это не так. Часть старых игр получила только патч, благодаря которому игры на xbox one будут смотреться лучше, чем на стандартной версии консоли. Часть игр получила поддержку HDR (технология продвинутой обработки цвета), для которой нужен соответствующий телевизор, и которую, к слову, также поддерживает ps4 pro. Некоторые игры для xbox one x все же поддерживают 4K/60fps, некоторые имеют такое разрешение, но с 30fps.

Максимальное разрешение в некоторых играх на ps4 pro и на xbox one x

При всей своей мощности, xbox one x не показывает чего-то выдающегося при игре в 4K разрешении. Субъективно, с расстояния два-два с половиной метра от дивана до телевизора разницы уже не заметно. Но, справедливости ради отметим, что игр в настоящем 4K на xbox one значительно больше чем на ps4 pro.

Старый-добрый, честный FullHD

Зато в FullHD обе консоли выдают стабильные 60 кадров в секунду во всех играх, да еще и с графическими бонусами в сравнении с игрой на стандартных консолях. Если сравнивать графику в таком разрешении на xbox one x и на ps4 pro (видео ниже), то, во-первых - разницу заметить сложно, а во-вторых - в некоторых играх графика лучше на xbox one x, в некоторых - на ps4 pro:

А это видео доказывает, что графика на xbox one лучше:

Возможно, это как-то связано с особенностями движка той или иной игры. Возможно, с чем-то другим. Но по сути, особой разницы не замечено.

Поэтому подведем итоги. И ps4 pro и xbox one x до "честного" гейминга в 4K недотягивают. Playstation 4 Pro недотягивает больше. Зато обе приставки отлично справляются с FullHD, предлагая еще и графические плюшки своим владельцам.

Итоги

Что в итоге имеем - xbox one x мощнее конкурента и имеет поддержку 4K Blu-ray, да еще и игр в настоящем 4K на детище Мicrosoft больше. Но, как показала практика, большая мощность не дает ничего существенного, кроме большей мощности. Тестовый Battlefield 1 загрузился на xbox one x на 3 секунды быстрее, чем на ps4 pro. Это при загрузке сетевой игры, которая длится больше минуты. Фильмы на 4K Blu-ray будет смотреть в лучшем случае 1% от всех пользователей. Графика в играх, если не всматриваться под увеличительным стеклом, такая же. За исключением, возможно, экранов с разрешением 4K.

Как видим, даже не смотря на то, что xbox one x дороже, консоль можно было бы советовать к приобретению всем владельцам 4K телевизоров. У американцев получилось сделать хороший продукт. Но есть одно "но", которое практически перечеркивает все достоинства. Это игры. Просто посмотрите на список всех эксклюзивов ps4 , которые Вы пропустите, если купите xbox one x. Также не стоит забывать и то, что консоли playstation 4 уже имеют поддержку шлема VR.

Вердикт

Будь в арсенале у xbox one x хотя бы 3/4 всех эксклюзивов, которые есть на ps4 да с таким же качеством, а стандарт 4K не будущим, а текущей реальностью, то консоль можно было бы рекомендовать к покупке. На данный момент ps4 pro выглядит более интересным приобретением для геймера, к тому же платформа уже поддерживает шлем виртуальной реальности, чего нельзя сказать о конкуренте. Если у Вас FullHD телевизор, то смело выбирайте ps4 pro. Если Ваш телевизор поддерживает 4K и HDR10, то так же смело выбирайте ps4 pro, а на сэкономленную разницу в $50 купите хорошую игру по Вашему вкусу. Скорее всего, на игровой приставке Вы будете играть, а не всматриваться в четкость пикселей под увеличением.

Консоли нужны для того, чтобы на них играть. А для того чтобы на них играть, им нужны игры. И в Sony это помнят.

Смотрите так же сравнение всех версий xbox one: чем отличаются xbox"ы - сравнение консолей Microsoft от обычного до xbox one x .

Огромное спасибо за внимание к статье. К сожалению, блок для коментариев пока не готов. Поэтому если остались вопросы, то оставляй их под схожим по тематике видео на моем YouTube канале. Буду рад ответить на все твои вопросы.

Xbox One и PS 4 прошли уже полтора года своего жизненного пути. По прошествии такого времени уже можно судить о реальных плюсах и минусах обеих консолей , хотя это почти не упрощает муки выбора, когда дело доходит до покупки той или иной приставки.

Корпорация Майкрософт придерживается своего обещания выпускать ежемесячные обновления для Xbox One. Каждые 30 дней, владельцы получают несколько новых возможностей для их консоли, что делает Xbox One лучшим выбором в качестве универсальной развлекательной консоли.

Эти обновления содержат множество компонентов ориентированных на медиа развлечения, включая расширенную ТВ интеграцию, поддержку DLNA и возможность расширения внутренней памяти Xbox с помощью внешнего жесткого диска.

Sony пошли другим путем, свои программные обновления они выпускают эпизодически, что делает их больше по объему и гораздо более ожидаемыми.

Последнее обновление 2.0 содержало функции SharePlay, динамические фоны и поддержку YouTube, а также много мелких обновлений, в основном сфокусированных на играх.

Но это не значит, что Microsoft не занимаются игровой стороной своей консоли. Совсем наоборот. На мероприятии, посвященном Windows 10, компания сделала анонс возможности стримить игры с Xbox One на компьютер или планшет, что должно позволить играть в консольные игры на устройствах с поддержкой Windows 10.

Так что это непростое решение. Обе консоли имеют свои плюсы, минусы и особенности, некоторые из них, кажется, специально созданы для усложнения выбора.

Чтобы помочь в выборе более подходящей консоли, мы сравнили каждый аспект характеристик, так что вы можете принять обоснованное решение в пользу Xbox One и PS4.

Цена

За полтора года на рынке обе консоли достигли своей наиболее оправданной цены. При старте продаж Xbox One стоила на колоссальные $120 дороже, чем PlayStation 4. Объяснялось это тем, что вас заставляли покупать сенсор Kinect, который входил в базовый комплект.

Однако уже в мае Microsoft выпустила версию комплектации без Kinect, по цене практически идентичной цене PS 4 - $525. Это помогло увеличить количество продаваемых консолей, так как консоль стала более доступной для тех, кто не мог позволить себе потратить $600 за новую Xbox One.

Сейчас, в среднем, Xbox даже в комплекте с игрой дешевле, чем PS 4. Ниже мы приведем примерные цены для розничной продажи на зиму 2015 года, сейчас наверняка можно найти и другие предложения, но вряд ли они будут сильно отличаться:

Xbox One :
Xbox One - $450
Xbox One в комплекте с Assassin"s Creed Unity и AC 4: Black Flag - $495
Xbox One с Kinect - $570
Xbox One комплект с игрой - $495

PS 4 :
PS 4 - $495
PS 4 комплект с игрой - $525

Дизайн
Xbox One на 10% больше чем Xbox 360. Выполнена консоль в стиле «большая черная коробка» весом 3,18 кг.
PS 4 - более тонкий дизайн с наклонными гранями. Вес приставки 2,8 кг.

Для разработки дизайна Xbox One и PS 4 использованы разные подходы.

Xbox One от Microsoft довольно большое устройство - такой себе внушительный черный монолит в вашей гостиной. PS 4 изящнее, стройнее и намного менее склонна властвовать в пространстве вокруг вашего телевизора. Хотя, в принципе, обе консоли обладают похожими суровыми мужскими чертами.

Xbox One на 10% больше, чем предыдущее поколение Xbox. Весит примерно так же, как и прошлая приставка - около 3 килограмм. PS 4 лишь немногим легче - 2,8 кг. Это не должно быть большой неожиданностью, так как они состоят из схожих деталей.

Зачем же дополнительное место в Xbox One? Вполне вероятно, что часть внутреннего объема предназначена для улучшения системы охлаждения. Перегрев был серьезной проблемой в Xbox 360, ответственной за «проблему красного кольца», которая мешала консоли прошлых лет.

Зарядные устройства и кабели тоже стоит рассмотреть, когда дело доходит до дизайна приставок. У Xbox One имеется огромный кирпич блока питания, который требуется включать и выключать. Это значительно усложняет аккуратную укладку кабелей, так как для него требуется место и не слишком сложный доступ для включения. С другой стороны PS 4 имеет один кабель питания, который подключается прямо в розетку. Никаких громоздких блоков питания нет и в помине, то есть переносить приставку из комнаты в комнату значительно легче.

Конечно, с точки зрения пространства предпочтительнее иметь PS 4 в своей комнате, хотя в перспективе Xbox One может оказаться надежнее благодаря своей системе охлаждения. За полтора года все же не было выявлено каких-либо критичных проблем с аппаратной частью обеих приставок, что является хорошей новостью для потребителей.

Интерфейс
Ненадолго остановимся на том, как выглядят пользовательские интерфейсы обеих консолей.

Внешний вид программного обеспечения Xbox One явно вдохновлен элементами Windows Phone и Windows 8. Microsoft определенно хотел достичь определенного уровня паритета между платформами.

Внешне все выглядит современно, но многие пользователи критикуют программное обеспечение за сбои и приступы странного поведения. Так что в настоящее время с этой составляющей у Xbox One наблюдаются определенные проблемы. Определенно, Microsoft должны обратить внимание на этот недостаток, если они хотят, чтобы владельцы их консоли имели доступ к функционалу за рамками простого запуска игр с дисков.

PS 4 имеет простой, несколько менее амбициозный пользовательский интерфейс. В большинстве своем используется прокрутка в одном направлении, что создает впечатление более интуитивно понятного интерфейса.

Тем не менее, и здесь есть большое поле для усовершенствований. Например, нельзя вывести приложения от Netflix в топ «Недавно использованных», хотя многие пользователи консоли очень любят их.

Контроллеры
Кокой контроллер лучше? Геймпад от Xbox One или же DualShock 4? Решить не так-то просто!

Оба геймпада в значительной мере повторяют своих предшественников, но по ощущениям DualShock все же претерпел большие изменения. Корпорация Microsoft остановилась на том, что хорошо работало и в контроллере прошлого поколения. Новый геймпад подвергся, скорее, корректировке, чем редизайну.

Произошли два главных изменения. Геймпад Xbox One получил встроенные в триггеры вибрационные моторчики, которые даю отклик, например, при стрельбе. Microsoft также сделала огромный шаг вперед в области крестовины. Излишне мягкая крестовина на геймпаде от Xbox 360 стала намного более кликабельной и отзывчивой. Это позволит творить чудеса в играх вроде Street Fighter.

К сожалению, контроллер Xbox One все также требует для работы пару АА-батареек, вместо того, чтобы стать подзаряжаемым как DualShock 4. Вам придется купить примерно за $29 комплект Play and Charge для каждого геймпада отдельно.

Тем не менее, если использовать АА-батарейки, то вы точно заметите, что время работы контроллера Xbox One намного выше, чем у DualShock 4. Геймпад от PS 4, судя по всему, придется заряжать после каждого сеанса игры.

Изменения в DualShock 4 намного более заметны. Он немного короче, чем предыдущая версия и намного более тяжелый. Создается впечатление, что этот геймпад тверже, чем DualShock 3.

Sony значительно улучшили аналоговые стики у DualShock 4. DualShock 3 не был полностью комфортным для шутеров от первого лица, теперь же DualShock 4 полностью подходит для любых жанров консольных игр. Также появился новый тачпад между стиками и основными кнопками, а клавиша Share позволяет легко загружать геймплейные видео.

После всего этого, можно ли сказать, что мы нашли победителя? Вряд ли. Если вам нравился геймпад Xbox 360, то вы предпочтете новый контроллер Xbox One. Однако DualShock 4 дает ощущение прочности, которого не было у предыдущего поколения.

Кто мощнее?

Если вы являетесь хардкорным геймером, то вероятность того, что вас волнует, как выглядит игра в сравнении на разных устройствах очень велика.

Какая из консолей более мощная? Ответ прост - PlayStation 4. Давайте рассмотрим, почему это так с технической стороны.

Сейчас практика показывает, что некоторые мультиплатформенные игры, например Battlefield 4, работают с более низким разрешением на Хbox One и более высоким на PS4. В будущем это может измениться, когда разработчики лучше узнают ту или иную консоль. Но на старте очевидное преимущество у PlayStation 4.

Процессор
Xbox One – 8-ядерный процессор AMD Jaguar
PS 4 - 8-ядерный процессор AMD Jaguar

Xbox One и PS 4 используют крайне аналогичные процессоры от AMD. Также оба используют гибридный тип микропроцессорной архитектуры, что позволяет объединить центральный и графический процессоры.

Xbox One работает на частоте 1,75 GHz, которая была увеличена с 1.6 GHz в базовом варианте. Sony работает немного медленнее - на 1.6 GHz. Некоторые могут решить, что Xbox One имеет больше мощности. Это не тот случай. Мощь графического процессора здесь играет более важную роль.

Графический процессор и оперативная память
Xbox One - аналог Radeon HD 7000 серии, 8GB оперативной памяти DDR3 и 32 MB eSRAM
PS 4 - аналог Radeon HD 7000 серии, 8 GB оперативной памяти GDDR5

Обе консоли также используют GPU от AMD.

На первый взгляд, кажется, что графические процессоры идентичны, но это не так. На бумаге графический процессор у PS 4 на 50% мощнее: 1152 шейдерных процессора против 768 у Xbox One.

Понимая, что такая ситуация выглядит не очень хорошо, Microsoft решили повысить производительность Xbox с помощью увеличения скорости GPU с 800MHz до 853MHz. Неплохое подспорье для разработчиков, но вряд ли его хватит, чтобы догнать PS 4.

Дополнительная вычислительная мощность в PS 4 позволит выполнять больше задач одновременно, что в теории должно обеспечить более впечатляющие визуальные эффекты.

Более мощный графический процессор сочетается с более внушительной оперативной памятью. В PS4 используется память GDDR5, в то время как Xbox One использует более распространенную DDR3 - и в обоих случаях объем составляет 8GB.

GDDR5 имеет гораздо большую пропускную способность, чем DDR3 так как она специально разрабатывалась для ресурсоемких приложений.

Если DDR3 было бы всем, чем располагает Xbox One, то это стало бы очень серьезной проблемой. Но у этой консоли есть eSRAM буфер, который должен помочь преодолеть 100GB/sec разрыв в пропускной способности памяти двух разных типов.

Информация о том, что PS 4 мощнее, чем Xbox One, стала причиной значительно большего количества предзаказов на консоль от Sony.

С более мощным графическим процессором и, на первый взгляд, более скоростной памятью PlayStation 4 имеет более обширные возможности в плане графики. Но как сравнить их с возможностями видеокарт для ПК? В принципе, Xbox One можно сравнить с Radeon 7790, а PS 4 - c Radeon 7870. Разница в цене этих карт примерно $50 - это все, что вам нужно знать, если вы ПК геймер.

Однако главный директор по технологиям в компании EA Раджат Тенея утверждает, что консоли на целое поколение опережают топовый ПК на рынке. Это кажется смешным при том, что такой компьютер может стоить тысячи долларов, а консоль всего несколько сотен.

Тем не менее, бесспорным фактом является то, что современное поколение консолей в 8-10 раз мощнее предыдущего. Однако не будем забывать, что увеличение графической точности требует экспоненциального роста мощности – значит, мы не будем смотреть на игры, которые выглядят 8-10 раз лучше.

Графика
Одной из главных причин, почему геймеры отдали свое предпочтение PS 4, а не Xbox One стало более мощное графическое оборудование. Но превратится ли подобное преимущество в более качественную графику непосредственно в играх?

В целом ряде случаев так оно и есть. Это не обязательно отсутствие каких-либо эффектов, менее сложные тени или другие очевидные сокращения графической части, а вот выходное разрешение играет важную роль. Во многих играх PS 4 показывает более высокое разрешение, чем Xbox One.

На хорошем телевизоре с разрешением в 1080p можно увидеть разницу в изображении, правда для этого нужно будет присмотреться. Однако у нынешнего поколения игр нет гигантской разницы при работе на разных консолях.

Ниже приведены несколько скриншотов из роликов по сравнению графики:

На этом скриншоте создается впечатление, что изображение на Xbox One является более детализированным, но стоит учитывать, что детали на PS 4 несколько загорожены эффектом пыли. При просмотре футажей с PS 4 видно, что изображение на них более контрастное. Это довольно заметно в видео-сравнении графики.

Такая же ситуация – кадры с PS 4 более контрастные, также текстуры дороги выглядят лучше.

Digital Foundry провели очень , чтобы увидеть разницу между оборудованием двух консолей. Они собрали компьютеры с использованием такого же графического оборудования как у консолей. Результаты показали, что производительность аналога PS4 на 24% выше.

Факты в пользу Xbox One.

Больший размер может означать большую надежность.
Огромный размер консоли Xbox One дает больше места для циркуляции воздуха, что может защитить консоль от перегрева даже при работе под нагрузкой в течение длительного времени.

Сенсор Kinect-это, бесспорно, круто.
Не всем нравится Kinect, но он имеет серьезный потенциал, которого нет у камеры PS 4. Например, вы можете использовать его для управления консолью c помощью жестов.

Эксклюзивы Xbox One - Sunset Overdrive и Halo: The Master Chief Collection.
Если вы еще не играли в Halo – сейчас прекрасное время, чтобы познакомиться с этой вселенной. Вся серия Halo и все мультиплеерные карты переделывается в HD для Xbox One. Sunset Overdrive с красочным, разнообразным и слегка маниакальным геймплеем тоже также может стать аргументом в пользу Xbox One.

Подключение дополнительного жесткого диска.
Одной из самых востребованных функций для Xbox One была возможность подключения дополнительного жесткого диска. Разработчики реализовали возможность подключения двух дополнительных дисков емкостью 256 GB и более. После того как консоль их отформатировала, диски можно использовать для хранения игр, приложений и другого контента.

Медиаплеер превратит Xbox One в развлекательную систему.
Xbox One позволяет не только воспроизводить медиа файлы с USB устройств, но и подключать приставку кабельного или спутникового телевидения. Можно играть смотреть ТВ одновременно. Также есть доступ к приложениям Skype для Xbox One, YouTube, Twitch и многим другим.

Игры с золотыми перками.
Как и в случае с Xbox 360, если вы являетесь владельцем золотой подписки на Xbox Live, то получите 2 бесплатных игры в месяц, а также различные скидки, которые позволят значительно сэкономить на играх.

Факты в пользу PlayStation 4.

Занимает меньше места.
Если у вас тесная комната, то это станет очевидным преимуществом PS 4. Она действительно занимает намного меньше места. В том числе и благодаря тому, что у этой консоли отсутствует неудобный блок питания. К тому же транспортировка PS 4, например, к другу в гости будет очень несложной.

PlayStation 4 мощнее.
PS 4 имеет значительно более мощный графический процессор. Разница в производительности около 50%.

Дистанционное воспроизведение для Vita.
Эта функция позволяет играть с помощью Vita в полноценные игры для PS 4 с помощью Wi-Fi соединения. Возможно, это имеет значение только для владельцев этого девайса, но в любом случае приятная функция.

Playstation TV позволит вам играть на любом телевизоре в доме.
Эту функцию анонсировали на E3 2014. Она позволит вам играть в игры на любом телевизоре в доме, даже если тот телевизор к которому подключена консоль занят просмотром каких-либо телепередач. Playstation TV будет стоить около $130, возможно немного дорого, но дополнение, определенно, очень полезное.

Отличная программа бесплатных игр PS Plus.
Подписка на этот сервис составит около $60 в год и она подразумевает, кроме всего прочего, одну бесплатную игру в месяц. Сейчас эта программа выгоднее, чем Live Gold от Xbox One.

Геймпад PS 4 лучше.
Возможно, это спорное утверждение, но по моему мнению геймпад PS 4 производит лучшее впечатление в плане материалов и отзывчивости.

PS4 Share Play - очень важная функция.
PS4 Share Play стала доступна после обновления 2.0. Это совершенно новая функция, которая будет создавать то, что Sony называет “виртуальным диваном”. Функция создает локальный кооперативный игру, но онлайн, то есть вы можете пригласить вашего друга поиграть не только в мультиплеер, но и в сюжетную компанию. Причем ваш товарищ даже может не владеть этой игрой. Каждая сессия имеет часовой лимит времени, но ограничения на количество сессий нет.

Итог

PlayStation 4 все же лучше подходит в качестве геймерского выбора. Отличный сервис PlayStation Plus, больший запас мощности и как нам кажется, чуть более комфортный геймпад говорят в пользу такого решения. Ситуация с эксклюзивами улучшат The Order: 1886 и Bloodborne, а большая тройка Far Cry, Assassin’s Creed и Call of Duty всё-таки комфортнее себя чувствует на оборудовании PS 4. Выбирая Xbox One, вы, скорее, приобретаете развлекательную станцию из разряда «все в одном». Объединение игр с телевидением, музыкальным плеером и даже набором фитнесс приложений позволит устройству найти поклонников с разными требованиями и вкусами. С точки зрения геймера, эту консоль поддерживает довольно сильная линейка эксклюзивных игр. К тому же эта консоль экономит вам немного финансовых средств, что тоже немаловажно. Сейчас между этими консолями нет никакого ошибочного выбора.

В мире игровых приставок 2013 год довольно богат на важные события. Двое из тройки ведущих производителей игровых консолей (Sony и Micro­soft) весной анонсировали совершенно новые модели видеоприставок. Это , и продукт от . Третий игрок, Nin­tendo, после выпуска Wii U в 2012-м, судя по всему, взял паузу и вряд ли чем-то порадует своих приверженцев. Зато на рынке видеоприставок намерены обосноваться новые участники: ведущий производитель графических процессоров компания NVIDIA с проектом Shield и независимые разработчики с прототипом OUYA, получившие финансирование и мировую известность при помощи популярного сервиса по сбору средств Kickstarter.

Почему мы все так ждали новые консоли? Потому что накопилось довольно много причин для их совершенствования. Ну конечно, прежде всего это касается графики, которая больше не может конкурировать с современными сочетаниями процессоров и видеокарт, используемых в персональных компьютерах. Компании Microsoft и Sony уже раскрыли последние секреты своих новых консолей, об этом вы можете прочитать в рубриках PS4 и XBOX One. Microsoft готовит для XBox телевизионный контент, мощные онлайновые службы и развивает концепцию централизации домашних развлечений. Sony с выпуском PlayStation 4 собирается отказаться от всех ограничений, делая основную ставку на геймеров. Есть также Wii U от Nintendo, которую можно купить уже сегодня. Однако новой Wii пока еще далеко до вменяемой конкуренции с остальными игроками рынка.

Прежде чем столкнуть лбами Sony и Microsoft, давайте вернемся к тому, с чего все начиналось.

Если присмотреться, то заметно, что и в прошлом поколении между консолями от Sony и Microsoft было много общего:

  • 512 МБ оперативной памяти
  • жесткий диск
  • оптический привод
  • поддержка беспроводных сетей и Bluetooth.

Конечно были и отличия. Например, процессоры, обладающие общей архитектурой на основе IBM PowerPC, имеют различную конфигурацию исполнительных устройств. Оперативная память, в отличие от Xbох, где ЦП и графический процессор совместно используют весь доступный объем, в приставке от Sony память разделена пополам — на системную и видеочасть (256 + 256 Мб). И видеопроцессоры в приставках различны, Microsoft в поколении XBOX 360 предпочла разработку от ATI (чип Xenos), a Sony выбрала решение от NVIDIA под названием RSX Reality Synthe­sizer.

Оптические приводы, установленные в консолях, также были взяты у конкурирующих фирм. Это Blu- ray Disc для PlayStation и обычный DVD-ROM (впоследствии неудавшийся HD-DVD) для Xbox. В сравнении с персональными компьютерами того времени обе приставки ­представляли собой мощные передовые игровые решения практически не уступающие топовым конфигурациям. По вычислительной мощности CPU приставки не уступали новейшим двухъядерным процессорам AMD Athlon X2 и Intel Core 2 Duo, а по пиковой — значительно превосходили их. Видеоподсистема тоже успешно конкурировала с настольными собратьями.

Центральный процессор в Xbох 360

  • Разработчик: IBM.
  • Название: Cell.
  • Архитектура: IBM PowerPC.
  • Частота: 3200 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 3 ядра * технология SMT (два потока на ядро, итого 6 потоков).
  • Пиковая производительность: 115 GFL0PS двойной точности.
  • Технология производства: 90 нм (позже 65 и 45 нм).

Центральный процессор в PlayStation 3

  • Разработчики: Sony, Toshiba и IBM.
  • Название: Cell.
  • Архитектура: IBM PowerPC.
  • Частота: 3200 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 1 основное ядро + 8 вспомогательных сопроцессоров.
  • Пиковая производительность: 230.4 GFLoPS одинарной точности и 100 GFL0PS двойной точности.

Следует отметить еще один важный момент: наличие одной неизменной аппаратной конфигурации позволяет разработчикам игр очень эффективно оптимизировать свои продукты, выжимая максимум из «железа». В плане мультимедийных возможностей игровые консоли значительно опережали персональные компьютеры той поры. К примеру, наличие Blu-rау-привода в PlaySta­tion 3 зачастую было решающим доводом при покупке, так как приобретаемый отдельно дисковод данного типа по цене был сопоставим с самой приставкой. А наличие HDMI-выхода позволяло обойтись одним-единственным кабелем для подключения телевизора с большой диагональю и многоканальной звуковой системы. Беспроводные сетевые технологии, такие как Wi-Fi и Bluetooth, дисковод для чтения флэш-карточек и т. д., стали массово применяться в мире ПК лишь через несколько лет.

Видеопроцессор в Xbох 360

  • Разработчик: ATI (AMD).
  • Название: Xenos (C1).
  • Частота: 500 МГц.
  • Количество транзисторов: 232 млн.
  • Технология производства: 65 нм.
  • Шейдерных процессоров: 240 (5×48, архитектура VLIW5).
  • Растеризаторов: 8.
  • Объем и тип памяти: до 512 МБ DDR3.
  • Шина памяти: 128 бит.

Чип Xenos, несмотря на поддержку унифицирован­ных шейдеров, совместим только с DirectX 9 Shader Model 3.0. Данный процессор является переходным между поколениями настольных чипов R500 и R600. Последние уже обладают унифицированной архитектурой и совместимы с DirectX 10 Shader Model 4.0.

Видеопроцессор в PS 3

  • Разработчик: NVIDIA.
  • Название: RSX Reality Synthesis.
  • Частота: 550 МГц.
  • Количество транзисторов: 278 млн.
  • Технология производства: 90 нм (позже 65 нм).
  • Шейдерных процессоров: 24 пиксельных и 8 вершинных.
  • Растеризаторов: 8.
  • Объем и тип памяти: 256 МБ GDDR3.
  • Шина памяти: 128 бит.

Процессор RSX, по сути, является одной из модификаций графических чипов поколения G70/G71 (GeForce 7800/7900), обладая аналогичными функциональными возможностями и чуть меньшей производительностью из-за применения более узкой шины памяти. Поддерживает многопо­точную конвейерную обработку шейдеров.

Новое поколение игровых консолей: XBOX One против PS4, что лучше?

Первой свою приставку анонсировала Sony, с нее и начнем обзор. Слухи о том, что новейшие приставки от производителей будут основываться на специально разработанном процессоре нового поколения от AMD, ходили давно. После официальных презентаций консолей эта информация подтвердилась.

Приставка от Sony: PS4

Основой PlayStation 4 стал 8-ядерный APU (Acceleration Processor Unit) на базе экономичной архитектуры Jaguar, разработанной AMD и интегрированной в единый кристалл графической частью, очень близкой по характеристикам к настольному видеоадаптеру Radeon HD7850.

Еще одной отличительной чертой данного процессора является возможность работать с высокоскоростной памятью типа GDDR5, что до сих пор было по силам лишь графическим процессорам. Таким образом, применение сверхскоростной памяти GDDR5 и единое адресное пространство позволяют выполнять неграфические вычисления гораздо оперативнее. Как известно, современные графические процессоры в определенном круге задач способны вычислять цифровые данные в десятки, а иногда и в сотни раз быстрее универсальных центральных процессоров. Поэтому сегодня видеопроцессоры все чаще используются не только по прямому назначению, но и для разнообразных расчетов. AMD и Intel уделяют большое внимание данной технологии, внедряя для своих APU открытый стандарт под названием OpenCL, регламентирующий неграфические вычисления.

Видеопроцессор, расположенный на одном кристалле с CPU, на текущий момент является безоговорочным лидером по производительности и графической мощи среди всех встраиваемых ви­деоядер. Компании AMD всегда хорошо удавалось ин­тегрировать графический процессор, значительно превышающий по скорости и часто по функциональности аналоги от конкурента. Однако на сей раз инженеры AMD превзошли самих себя, удвоив количество ядер в консолях по сравнению с самым мощным настольным APU. Ввиду того, что консольные игры отличаются более высоким уровнем оптимизации, графика в играх обещает быть непревзойденной. К тому же заявлена поддержка стандарта (он же 4K) с разрешением 3840×2160 и выше, так что столь мощный GPU явно не будет лишним.

В комплекте с приставкой будет идти новый контроллер DualShock 4 с богатым оснащением:

  • тачпад
  • гироскоп
  • акселерометр
  • функция вибрации
  • 4-х цветная подсветка
  • динамик.

Консоль снабжена двумя камерами с разрешением до 1280×800 пикселей и углом обзора 85 градусов (технология PlayStation 4 Eye), умеющими отслеживать положение контроллера DualShock в пространстве.

Система на чипе, которая легла в основу Xbох One, очень похожа на своего прямого конкурента. Текущие характеристики известные на текущий момент:

  • 8-ядерный процессор AMD на архитектуре Jaguar
  • 8 Гб оперативной памяти
  • видеокарта на архитектуре GCN с 768-ю ядрами
  • жесткий диск на 500 Гб и привод Blu-ray
  • полный набор сетевых интерфейсов: гамбитный Ethernet, Wi-Fi и Bluetooth.

Тем не менее есть и довольно заметное отличие — платформа работает с «привычным» типом памяти: DDR3. Поддержки быстрой GDDR5, как в PlayStation 4, не будет. Пока Microsoft умалчивает о тонкостях системы. К примеру, рассказывая о некоторых изменениях графической части процессора, разработчики обратили внимание на такой фактор, как количество одновременно исполняемых задач. Если десктопная видеокарта Radeon 7000-го поколения способна решать одну графическую задачу или две вычислительные, то процессор, разработанный для Xbох One, одновременно решает до 64-х неграфических задач. У центрального процессора и GPU Xbox One есть одна отличительная особенность — он ускорен с 1.6 Ггц до 1.75 Ггц. Microsoft ускорили и GPU на 6%.

Разработчики обещают нам встроенный в приставку улучшенный игровой контроллер Kinect. Он представляет собой HD-камеру, позволяющую снимать видео в разрешении до 1080р и управлять консолью с помощью жестов. Кроме того, на презентации было особо отмечено, что новую приставку постарались сделать максимально тихой.

Вполне вероятно, что есть и другие любопытные детали, о которых станет известно ближе к началу продаж приставок нового поколения . Операци­онная система, как и ожидалось, будет собственной разработки, базирующа­яся на ядре Windows 8 и, по словам «редмондцев», взявшая все лучшее от ОС, применявшейся в Xbох 360. Еще нам обещают нативную поддержку Skype, некую расширенную TV-функциональность и улучшенные социальные сервисы на основе Xbох Live. Настора­живающие слухи об обяза­тельном подключении консоли к интернету, к счастью, . Эта функция может быть реализована лишь по инициативе отдельных разработчиков.

Подробнее о процессоре Jaguar от AMD

Jaguar является наследницей экономичной архитектуры Bobcat, широко применяемой в нетбуках, неттопах, домашних кинотеатрах и разнообразных встраивае­мых системах. По заявлениям разработчиков, процессоры на архитектуре Jaguar имеют более высокий показатель исполнения инструкций за такт в сравнении с предшественниками при одновременном снижении энергопотребления. Учитывая компактные корпуса приставок, умеренное тепловыделение процессора придется весьма кстати. К тому же плеймейкерам теперь доступны восемь полноценных вычислительных ядер, что, по оптимистичным оценкам, положительно скажется на поддержке современными игровыми движками «настоящей» многоядерности. А использо­вание массовой и хорошо известной архитектуры x86 позволит заметно снизить порог вхождения на игровой рынок новых разработчиков, которым не придется осваивать специфическую архитектуру предыдущего поколения консолей. Более того, теперь процесс портирования игр с одной консольной платформы на другую и на персональные компьютеры многократно облегчится что позволит быстро и с минимальными затратами выпускать игры, способные работать и на приставках, и на ПК. Важно отметить, что решения на базе Jaguar имеют модульную конструкцию и состоят из блоков Compute Unit, содержащих по 4 ядра. В состав процессора PlayStation 4 входит два модуля. У Jaguar добавились новые потоковые SIMD-расширения SSE 4.1 и SSE 4.2, инструкции продвинутого стандарта шифрования AES, набор инструкций AVX и другие расширения.

Центральный процессор, применяемый в PlayStation 4

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Тип памяти: GDDR5.

Центральный процессор, применяемый в Xbох One

  • Разработчик: AMD.
  • Архитектура: AMD x86-64.
  • Частота: предположительно 1600 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 8 ядер.
  • Объем и тип памяти: 8 Гб GDDR3.
  • Пиковая производительность: 1,23 TFL0PS.
  • Технология производства: 28 нм.

Видеопроцессор, применяемый в PlayStation 4

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Технология производства: 28 нм.
  • Вычислительных ядер: предположительно 768.
  • Тип памяти: GDDR5.
  • Пропускная способность памяти: 176 Гб/с.

Видеопроцессор, применяемый в XBOX One

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Технология производства: 28 нм.
  • Вычислительных ядер: 768.
  • Тип памяти: DDR3.
  • Пропускная способность памяти: 68,3 ГБ/с.

Сравнительная таблица технических характеристик PS4 и XBOX One

Sony PlayStation 4

Microsoft XBOX One

Процессор (CPU)

AMD Jaguar. 8 ядер 1,6 GHz

AMD Jaguar. 8 ядер 1,75 GHz

ОЗУ (RAM)

Видеопроцессор (GPU)

AMD. 768 core (архитектура GCN)

Жесткий диск (HDD)

Оптический привод

Периферийные порты

USB 3.0. HDMI, audio 7.1

USB 3.0, HDMI. audio 7.1

Камеры

PlayStation Eye. 1280p

Сетевые устройства

Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n. Bluetooth 2.1/1Gbit Ethernet. WiFi 802.11n

Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n, Bluetooth 2.1 / 1Gbit Ethernet. Wi-Fi 802.11n

Устройства ввода

DualShock 4. PlayStation Move

XBOX One Controller.
Kinect 2.0

Операционная система

Сравнение функциональности PS4 и XBOX One

PlayStation 4. Sony PlayStation 4 перестала быть секретным объектом: известно, что консоль оснащена мощным «железом» (см. сравнительную таблицу наверху) и набирает дополнительные очки за счет возможности бесплатного использования классических игр и полноценного оффлайн-режима. PS4 имеет современный угловатый дизайн. Классические диски с играми можно будет без ограничений обменивать, дарить или продавать по крайней мере. для режима одиночной игры (single player). PS4 сможет без ограничений работать в режиме оффлайн и не будет иметь региональных ограничений. Все эти новшества стали явным вызовом основному конкуренту - компании Microsoft, которая намеревалась связать пользователя строгими ограничениями.
Представители Sony утверждают, что хотят сделать PS4 идеальной платформой для дальнейшего развития и дать производителям игр разнообразные инструменты. Особая роль отводится интеграции с социальными сетями. Контроллер DualSliock 4 снабжен кнопкой «Share», с помощью которой геймеры легко смогут загружать свои игровые эпизоды и любимые видеоролики в Facebook, на YouTube или видеопортал Sony. Пользовательский интерфейс также откроет доступ к многочисленным социальным функциям - от закачек и чатов до скриншот-галерей собственного изготовления.
Что касается игр, анонсированных для будущей PS4, то среди них немало мультиплатформенных, но идет работа и над эксклюзивными продуктами. Скорый выпуск многих из них уже подтвержден, информация о других еще не уточнена. Речь идет, в частности, о новом Uncharted, LittleBigPlanet 3, Motorstorm 3. К мультиплатформенным играм, выход которых уже анонсирован, относятся, например. Watch Dogs, Metro Last Light, Destiny и Assassin’s Creed IV: Black Flag.

XBOX One. В Microsoft хотят еще большего, и если Xbox 360 прежде всего удовлетворяет потребности увлеченных геймеров. то Xbox One должна стать центральным элементом жилой комнаты, подключенным ко всевозможным коммуникационным сетям. В основе концепции онлайн-служба Xbox live и датчик движения Kinect. Наряду с сериалами и прочим ТВ-контентом Xbox Live скоро предложит по меньшей мере, в США спортивные трансляции, например с соревнований NFL (американский футбол). Привод Blu-ray и собственный видео-сервис (Video on Demand Service) дадут возможность в любое время смотреть фильмы высокого разрешения. Датчик движения Kinect позволит избавиться от ПДУ. Его улучшенная версия предлагает использовать голосовые команды и жесты для навигации по меню, запуска игр, фильмов или приложений. Если голоса и движений окажется недостаточно, на помощь придет специальное ПО для планшетов и смартфонов - .

Изначально было заявлено, что при игре в оффлайн-режиме Xbox One каждые 24 часа должен проходить проверку на сервере Microsoft. Кроме того игры, купленные для первого использования, планировалось жестко привязывать к аккаунту Xbox Live. Благо, от этих ограничений Microsoft избавилась — компания поменяла политику и отменила требование постоянного подключения к Сети, региональную блокировку и привязку игр к аккаунту.

Когда Microsoft объявила, что для запуска Xbox One обязательно должен быть подключен датчик Kinect она также подверглась критике. Открылась информация о том, что Kinect может действовать как инструмент для слежки за пользователями. Однако чуть позже компания внесла ясность, уточнив объем функций сенсора. Kinect, по их утверждениям, является составной частью Xbox One и может быть включен с помощью голосовой команды «Xbox on». В выключенном состоянии Kinect должен реагировать только на эти два слова. Пока консоль не активна, все другие разговоры полностью игнорируются. Примечателен также тот факт, что Xbox One не будет продаваться в комплектации без Kinect.

Релиз приставок PlayStation 4 от Sony и Xbox One Microsoft все ближе и выбор будущей некстген консоли откладывать не хочется. По характеристикам и выглядит как игровая консоль, в свою очередь приставка Xbox One больше «смахивает» на мультимедиа центр. Давайте постараемся разобраться в разнице производительности обеих консолей и возможностями их компенсировать в будущем.

Сравнение XBOX One и PS4: фото

Отличия приставок: PS4 против XBOX One

Из информации в первой половине статьи стало понятно, что производительность PlayStation 4 в играх будет выше, чем у Xbox One. Следует отметить, что после анонса технических особенностей консолей нового поколения Sony и Microsoft решили в спешном порядке изменить некоторые из характеристик своих приставок. Теперь нам предстоит ознакомиться и сравнить все ключевые особенности, которые в значительной степени играют роль в производительности.

Процессор

Интересный факт, что Microsoft с момента анонса технических характеристик своей Xbox One разогнала процессор приставки с 1,6 ГГц до 1,75 ГГц. Несмотря на то, что Sony так пока официально и не объявляла о том, на какой частоте работает процессор ее PS4, большинство считает, что тактовая частота кристалла составляет все те же базовые 1,6 ГГц. Разница в 150 МГц и правда является незначительной, и на общей картине производительности эти 150 МГц не скажутся, но все же.

Видеокарта

Обе приставки используют графические чипы AMD Radeon. Частота графического процессора Xbox One составляет 853 МГц, у PlayStation 4 графика работает на скорости 800 МГц. Но что более важно: графический чип PlayStation 4 имеет 18 вычислительных блоков, а GPU Xbox Оne имеет только 12. В общей сложности GPU приставки Sony использует 1152 потоковых процессора, в отличие от 768, которые задействуются у консоли от Microsoft. Если рассматривать вопрос с точки зрения производительности в играх, в которых самая основная работа возлагается именно на графическую подсистему приставки, то получается что оная у PlayStation 4 почти в полтора раза выше, чем у Xbox One. Стоит отметить, что немаловажным показателем здесь является и частота графического ядра, которая в общей сложности дает около 40 процентов преимущества над конкурентом.

Оперативная память

Консоли нового поколения оборудованы 8 Гб оперативной памяти. Однако в случае Xbox One используется память стандарта DDR3. В случае же с PlayStation - GDDR5, обещающая повысить общую скорость обработки графики. Камнем преткновения в данном случае становятся дополнительные 32 Мб сверхскоростной памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One, и которые в теории должны перевешивать чашу весов в плане фактической пропускной способности в сторону консоли от Microsoft. Но GDDR5 у Sony быстрее.

Производительность в играх

Нигде различия в производительности консолей PS4 и XBOX One так не заметны, как разрешениях, которые поддерживают приставки, особенно при рассмотрении результатов в мультиплатформенных играх. Ярким примером является игра Call of Duty: Ghosts. Игра идет на приставке XBOX One очень гладко (60 fps) при разрешении 720p. В свою очередь версия для PlayStation 4 способна идти на 1080p (хотя следует отметить, что некоторые журналисты, получившие возможность добраться до PS4 и Call of Duty: Ghosts раньше всех остальных, отмечали некоторые проседания в кадрах). То же самое различие имеется и у игры Battlefield 4. Игра от компании DICE на приставке Xbox One будет работать в разрешении 720p, а на PlayStation 4 - 900p. Те самые 32 Мб памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One не справляются с поддержкой разрешения 1080p. Плюс ко всему ESRAM добавит «геморроя» при оптимизации.

Возможности консолей нового поколения

В настоящее время Xbox One выглядит бледнее своего конкурента. Но у Xbox One есть еще козырь в рукаве, который позволит создать конкуренцию приставке от Sony — это аксессуары. Например, сенсор Kinect, позволяющий переключаться между игрой, ТВ передачами и мессенджером Skype голосовым управлением. Правда полезность данной функции, особенно не владеющим английским языком сомнительна. Важно то, что для работы этих функций задействуется 10 процентов графической подсистемы консоли, которые отнимут у разработчиков игр. Ранее, большинство разработчиков отмечали, что в сравнении с PlayStation 3 разрабатывать игры для Xbox 360 было намного проще. Теперь Sony создала игровую консоль с простой архитектурой, а Microsoft сделала все наоборот. Как мы уже знаем, игры на XBOX One имеют низкое разрешение по сравнению с PS4, а причиной пониженного разрешения является хваленая ранее eSRAM от Xbox One.

Графика в играх на некстген консолях

Чтобы «замять» проблемы с разрешением, Microsoft теперь на всех углах «вещает» о широких мультимедиа возможностях Xbox One. Microsoft забывает об основной целевой аудитории приставок - обычных геймерах. Как вы теперь убедились, различия в производительности обеих приставок действительно имеются. А их важность нам покажет время. Никто не умоляет достоинств приставки XBOX One, как мультимедиа центра, но геймеры, которым не требуется данный функционал, могут разочароваться. Продажи двух компаний будут во многом зависеть от предзаказов.

Релиз PlayStation 4 в США состоялся 15 ноября. Европа (в том числе и Россия) и Австралия получили приставку 29 ноября. Xbox One поступит в продажу на этих территориях 22 ноября, в России приставку придется ждать в 2014 году. Будете ждать?

Глоссарий

  • Текстура — фактически это картинка, которая «обертывается» вокруг «каркаса» трехмерной модели в отображаемой игровой сцене.
  • ARM — архитектура центральных процессоров, разрабатываемая ARM- холдингом и лицензируемая сторонними разработчиками.
  • DirectX — библиотека, созданная компанией Microsoft совместно с производителями видеопроцессоров для упрощения и унификации разработки компьютерных игр. Позволяет запускать игры на видеокартах разных производителей и получать практически идентичное отображение графического видеоряда.
  • GCN — последняя архитектура видеокарт AMD.
  • PhysX — физический движок, обрабатывающий в реальном времени столкновения и взаимодействие как твердых и мягких тел, так и жидкости и газа. Широко применяется в некоторых играх, например в Mafia 2, Batman Arkham Asylum и др., позволяя добиться более реалистичного поведения объектов в сцене. После того как NVIDIA поглотила компанию-разработчика Ageia, улучшенная физика была доступна только владельцам видеокарт GeForce последних поколений.
  • x86-64 — архитектура центральных процессоров, разрабатываемая компаниями Intel и AMD. До недавних пор была представлена в основном на рынке настольных ПК, теперь и на приставках.

В современном мире жизнь даже самого обычного человека бурлит, кипит и держит в постоянном тонусе. Но долго так продолжаться не может без снятия стресса и некоего расслабления. У каждого способ расслабиться свой. Кто-то любит экстремальный отдых — охоту, кто-то предпочитает тихую рыбалку, кто-то игры на компьютере или приставке. Конечно, компьютер — вещь многофункциональная, и, бесспорно, подходит для различных игрушек стратегий, стрелялок и так далее, но приставка — это вещь более подходящая для прохождения игр, более практичная и удобная, так скажем, узкопрофильная. Рассмотрим наиболее популярные модели Sony PlayStation 4 и новинку xbox one и сравним их. Что лучше xbox one или ps4?
Проведем настоящую битву, Microsoft со своим XBox One против популярной Sony PlayStation 4 .

Какая же консоль мощнее, круче, стабильнее и больше заслуживает внимания настоящих геймеров, мы и разберемся. А разбираться мы будем совершенно объективно, отбросив все домыслы и догадки. Сравнивать будем по таким параметрам как: железная начинка, геймпады, операционные системы, количество памяти, графические показатели предлагаемых образцов.

Что касается вычислительного ядра, то обе рассматриваемые платформы обладают восьмиядерным процессором от AMD Jaguar, работающего на частоте 1,75 ГГц. Так сказать, «система на кристалле» обеспечивает мощь вычислительного ядра обеих приставок. Графический, как и центральный процессор, контроллер RAM и видеокодек представляют собой объединенный модуль. CPU идентично у моделей Sony PlayStation 4 и Иксбокса, но практически все остальные параметры значительно различаются, включая, несомненно, графику.

Итак, что лучше xbox one s или ps4 по показателям графической подсистемы? Эти две приставки были сравнены по таким характеристикам:

  1. FLOPS, показатели пиковой мощности — число операций за одну секунду, у новинки, Иксбокса, ни много ни мало, а в 1,4 раза уступают аналогичным показателям Playstation 4.
  2. Количество единиц Shading units, отвечающих за скорость обработки кое-каких функциональных характеристик графики в измерении 3D (передвижение объектов, контраст теней, текстурные изменения и тому подобное) и максимальную реалистичность передаваемого изображения. PS4 в отличие от XBox one имеет преимущества и по этим параметрам: численность их — 1152 у Playstation 4 и 768 у XBox one, очевидное преобладание чисел. PlayStation Shader Language — это абсолютно уникальная, собственная система Shading, которая начинена видеочипом консоли Sony PlayStation 4, именно это и дает превосходство этой модели по данному параметру. Между прочим, такие популярные DirectX 11, а также OpenGL 4 уступают во многом по своим возможностям собственной системе шейдеров видеочипа от Sony.
  3. Четкость и ясность картинки зависит от количества блоков визуализации ROPs, все просто, чем больше блоков, тем качественнее изображение. На видеокарте геймерского гиганта Sony Playstation 4 имеется 32 блока визуализации, а Microsoft экономично вложил в свое детище Иксбокс данных блоков всего 16, что в 2 раза меньше, чем у конкурента. Количеством основных блоков вычисления Sony опять же превосходит, их — 18, XBox one обладает 12-ю блоками.
  4. Качественный, обладающий мощностью акселератор и имеющаяся поддержка тесселяции графического процессора Sony PlayStation 4 благотворно влияет на четкость и детализацию изображения.
  5. И все-таки найдется ложка дёгтя в бочке меда и для показавшего прекрасные показатели в вышеописанных сравнениях Playstation 4. Так в чем же преобладают графические характеристики xbox one? Тактовая частота GPU у приставки xbox one от Microsoft составляет 853 MHz, тогда как SonyPlayStation 4 имеет 800 MHz. Поэтому графический редактор новинки от Microsoft работает быстрее соперника, хотя качество визуализации сравниваемых консолей, безусловно, сопоставима. Не особо придираясь, особых различий в функциональности этих двух платформ можно и не заметить. Хотя, безусловно, ps4, все же имеет преимущества. Именно это и дает разработчикам более широкий размах творческого процесса.

Оперативная память объемом 8 Гб имеется у обеих платформ. А вот модули памяти RAM у xbox one обладают очень низкой пропускной способность, составляющей 86 Гб/с, стандарт DDR3, тогда как PlayStation 4 имеет 176 Гбс, стандарт DDR5. Хотя все это характеризует только основной блок. Недостаточная пропускная способность у платформы xbox one от Microsoft обладает таким преимуществом как дополнительный сверхбыстрый модуль памяти ESRAM, объемом ни много ни мало 32 Мб.

Основными накопителями двух консолей являются встроенные жесткие диски, по 500 Гб каждый. Имеются возможности и для прямого доступа к облаку (облачным хранилищам).

Большинству геймеров такого объема памяти более, чем достаточно. А остальным, кто нуждается в еще большем просторе, разработчики Иксбокс ван предоставляют возможность для подключения внешнего накопителя памяти через разъем USB, а тем временем создатели Sony PlayStation 4 предпочли предложить съемный . Любой желающий без проблем сможет приобрести и установить необходимый ему накопитель памяти. Обе приставки оснащены приводами, читающими Blu-Ray и DVD-диски. Продолжаем разбираться, ps4 или xbox one — что лучше в 2016-2017 году.

Для установления связи с различными электронными устройствами используются всяческие интерфейсы, чьи характеристики сейчас разберем:

  1. Sony PlayStation 4 и xbox one одинаково оборудованы портами USB формата 3.0, интерфейсами Wi-Fi и сетевыми картами Ethernet для возможности подключения к ближайшим компьютерным сетям, обладают HDMI и необходимыми оптическими выходами;
  2. Игровая платформа xbox one от Microsoft обладает технологией Wi-Fi Direct, а также DLNA, что, на наш взгляд, замечательно, ведь это дает разрешение на соединение с различными электронными устройствами всей домашней сети, происходит передача данных напрямую и дает возможность быстрого обмена мультимедийным контентом различного содержания, а имеющийся HDMI-вход дополнительно характеризует эту приставку;
  3. Приставка Sony PlayStation 4 имеет в своей базовой комплектации устройство-интерфейс Bluetooth2.1, а также имеется гнездо для подключения наушников разъемом 3,5 jack.

Геймпад

Одним из главных для геймера приспособлений в приставке является джойстик, который должен быть не только практичным и комфортным для управления игрой, но и обладать определенными техническими характеристиками. Какая приставка лучше xbox one или ps4 с точки зрения сравнения этих игровых девайсов, сейчас обсудим и определим.

Джойстик приставки xbox one от Microsoft, в отличие от джойстика платформы ее предшественника, xbox 360, практически не претерпел изменений. Его форма осталась, как и прежде, только слегка поменялось расположение некоторых дополнительных кнопок, создатели добавили крестовину. А вот питание геймпада от батареек было заменено на удобные, современные перезаряжаемые аккумуляторы.

Геймпад от производителей Sony PlayStation 4 преобразовался более кардинально. Первое, это размеры. Он стал значительно больше и тяжелее по весу. Второе, появилась панель на сенсорном управлении, предназначенная для удобности управления игрой геймером. Третье, изменение внешнего вида кнопочных элементов и добавления несколько дополнительных кнопок. Конечно же, это не дает каких-либо очень серьезных изменений при игре.

Вышерассмотренные характеристики геймпадов конкурирующих типов дают понять, что оба образца одинаково комфортны как для простого пользователя, так и удобны для опытного или начинающего геймера.

Помимо джойстиков, Sony PlayStation 4 и xbox one дают ощущение захвата движения геймера — kinect и другие мув-контроллеры. Так, Kinect, которым оснащен новенький xbox one имеет пару камер, обладающих разрешением Full HD объективами широкого формата, фиксирующие даже малейшие повороты геймера, а имеющиеся две пары встроенных микрофонов обладают способностью улавливать любые звуки. Все эти характеристики способствуют реалистичной трансляции игры. Управление приставкой xbox one помимо традиционно осязательного, может быть голосовым. Sony PlayStation 4 не имеет в своей комплектации кинекта, но его аналог можно приобрести отдельно. В данном сравнении преимущество явно на стороне новинки от Майкрософт. На то она и новинка, чтобы быть усовершенствованной и более функциональной по физическим и другим основным параметрам, нежели предыдущая весия.

ОС

Операционная система в приставке Sony PlayStation 4 социализирована во многом, есть возможность установки различных приложений для общения с друзьями или противниками, существуют возможности транслирования игры в интернете и обменом комментами, а также удаленное подключение к самой игре. Эти функции не обязательны и могут быть отключены. ОС платформы предоставляет все для игр и общения.

Показатели Microsoft немного отличаются. Производители новинки представляют свое детище, как целый мультимедийный центр, поэтому операционных систем у XBox целых три:

  1. Система XBox OS;
  2. Мини — Windows (для приставок);
  3. Гипервизор, управляющий вышеперечисленными операционками.

Такое устройство ОС дает возможность одновременно играть, смотреть TV, пользоваться функциями Smart TV, использовать для звонков Скайп, общаться в соцсетях, смотреть видео и так далее. Тут уж очевидно, что лучше xbox one или ps4 pro, сомнений просто и быть не может.

Какую же консоль лучше приобрести? Если же вы консервативны, любите надежную и мощную железную начинку, большой выбор игр, уже выпущенных, а не в проекте производства, то, скорее всего, Sony PlayStation 4 удовлетворит вас вполне. Ну а мечтающим о супер медийном агрегате с «заморочками» типа кинекта, и готовым выложить за новомодный продукт немалые деньги, придётся чуточку раскошелиться, и бежать в магазин техники покупать эксклюзивные Microsoft XBox One. Тем более что их производитель не может не порадовать своих поклонников гиперреактивностью в начале 2017 года, ведь Майкрософт только за десять дней в новом году уже успела в хорошем плане отличиться и выпустить более восьми новых интереснейших игрушек.

Как говорится, на каждый товар есть свой покупатель. Обе, рассматриваемые нами, консоли настолько различны, и настолько похожи, что выбор, несомненно, труден. Но, какую бы платформу вы не выбрали, это будет абсолютно правильный выбор.

Какой бы реалистичной не была ваша игра, помните, что это только игра. А что наша жизнь? Игра!

Loading...Loading...