Расчет по оценке пожарного риска

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска"

2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

4. При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

5. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Методики, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.

7. Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

ТР о ПБ: Статья 96. Оценка пожарного риска на производственном объекте

1. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на производственном объекте используется информация:

1) об отказе оборудования, используемого на производственном объекте;

2) о параметрах надежности используемого на производственном объекте оборудования;

3) об ошибочных действиях персонала производственного объекта;

4) о гидрометеорологической обстановке в районе размещения производственного объекта;

5) о географических особенностях местности в районе размещения производственного объекта.

2. Оценка опасных факторов пожара, взрыва для различных сценариев их развития осуществляется на основе сопоставления информации о моделировании динамики опасных факторов пожара на территории производственного объекта и прилегающей к нему территории и информации о критических для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов анализируемых пожара, взрыва.

3. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара, взрыва на людей для различных сценариев развития пожароопасных ситуаций предусматривает определение числа людей, попавших в зону поражения опасными факторами пожара, взрыва.

Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений

1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

2. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

”Типы” пожарных рисков и их допустимые значения по ФЗ №123 (ст. 79 и 93)

Гражданские здания (Индивидуальный пожарный риск (Qв не более 10-6)) (жилые, общественные и административные)

Промышленные здания (производственные, сельскохозяйственные, складские) - Потенциальный пожарный риск (для территории P(a) и здания Pi) (Индивидуальный пожарный риск: в здании Rm - не более 10-6/ 10-4; на территории Rm - не более 10-8), Социальный пожарный риск (S не более 10-7).

СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Цель – защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий

Применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага - противопожарные преграды, защита оборудования; автоматические системы ПТ, первичные средства ПТ.

Устройство эвакуационных путей, отвечающих требованиям безопасной эвакуации людей - планировочные решения, количество и размеры путей и выходов; системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Применение систем коллективной защиты и средств индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара - вентиляция, противодымная вентиляция; огнестойкость конструкций и материалов, организация ПО.

Мы поможем вам сэкономить на приведение системы ПБ объекта в соответствие с требованиями ФЗ № 123

Компания MAGNUS Group предлагает полный комплекс услуг по пожарной безопасности в Республике Крым. Мы имеем аккредитацию МЧС, а также иные лицензии и допуски, необходимые для выполнения подобных работ. Одним из направлений нашей деятельности является проведение расчетов пожарного риска в административных, общественных, жилых, промышленных зданиях и сооружениях.

Нужна дополнительная информация? Звоните по телефону 8 800 777 16 92 .

Нормативная документация

  • Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
  • Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.
  • Методы расчетов приведены в Приложении 2 к ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования».

Проведение расчетов осуществляется на основе методик, утвержденных МЧС России:

  • Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена приказом МЧС России от 30.06.09 г. № 382
  • Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404

Когда нужен расчет пожарного риска

Расчет пожарного риска необходим в следующих случаях:

  • Наличие несоответствий требованиям нормативной документации.
  • Разработка декларации пожарной безопасности, СТУ или специальных разделов проектной документации.

Расчеты позволяют оценить уровень обеспечения пожарной защиты, а также обосновать имеющиеся несоответствия с требованиями ФЗ № 123.

С помощью расчета пожарного риска можно обосновать не все отступления от требований, но многие отступления можно объяснить расчетными методами. Специалисты Магнус Групп рекомендуют провести расчет в том случае, если на вашем объекте:

  • Площади пожарных отсеков, ширина и протяженность эвакуационных путей не соответствуют нормативным требованиям, а устранение этого несоответствия невозможно технически.
  • Отсутствуют противодымная защита, автоматические установки пожаротушения.
  • Нет дополнительного эвакуационного выхода и т.п.

Эти и ряд других несоответствий можно обосновать расчетными методами, не прибегая к дорогостоящим мероприятиям по их устранению.

Проведение расчета пожарного риска при отступлении от норм или разработке СТУ позволит вам сэкономить средства на приведение системы ПБ в соответствие с требованиями ФЗ № 123. В противном случае, все несоответствия придется устранить по предписанию Государственного Пожарного Надзора, независимо от особенностей объекта и наличия технической возможности. Подчас это влечет за собой внесение серьезных изменений в объемно-планировочные решения объекта, что потребует от вас огромных материальных вложений.

Хотите избежать лишних затрат? Заключите договор с MAGNUS Group на проведение расчета пожарного риска для вашего объекта.

Стоимость расчета в Крыму — MAGNUS Group гарантирует

  • Высокую точность результатов . После заключения договора за объектом будет закреплен эксперт, с опытом работы не менее 10 лет.
  • Оперативность работы . Как профессионалы, мы не любим выполнять срочные задания, но, если вам нужны оперативные результаты, мы найдем возможность выполнить все работы в сроки, оговоренные договором.
  • Реальную экономию . Мы не обещаем самых низких цен на услуги. Стоимость зависит от разных факторов. Мы гарантируем, что выполненный нашими экспертами расчет пожарного риска поможет вам избежать затрат на приведение системы ПБ в соответствие с действующими нормами. Стоимость таких мероприятий потребует значительно больших капиталовложений, чем услуги экспертов, которые сделают обоснование несоответствий.

По итогам работы вы получите отчет, включающий в себя описание исследуемого объекта, исходные данные по нему, результаты расчетов и вывод о соответствии требованиям пожарной безопасности. Звоните по телефону 8 800 777 16 92 или закажите обратный звонок.

Что лучше: понести существенные материальные затраты на приведение системы ПБ в соответствие с требованиями закона или заказать услугу расчета пожарного риска, позволяющего обосновать отклонения?

Решать вам.


Уважаемые ЕвгенийА ® и Negrus!

Давайте не будем ходить кругами, а будем двигаться дальше. Не претендуя на истину в последней инстанции, предлагаю обсудить следующие суждения.

Меня немножко покоробила легковесность, с которой ЕвгенийА ® агитирует за традиционно советские подходы к ПБ: "вся страна построена от домов до громадных заводов "непрофессионалами" и стоит и работает и горит в меру".

К нашему с вами сожалению погибают при пожаре в построенных нами домах на порядок больше людей, чем в странах с более вдумчивым отношением к людским жизням. Это можно проследить по сравнительной статистике гибели наших людей при пожарах в жилых домах: и одноэтажных, и двух-четырехэтажных, и в пятиэтажных, и в девятиэтаж-ных и в домах повышенной этажности. И дело здесь не только в социально-экономических условиях, но и в применяемых нормах ПБ, начиная от технических требований к средствам защиты и заканчивая регламентом их обслуживания. Я уже не говорю об обоснованности проектных мер ПБ для нетиповых зданий, о качестве строительства и приемки объектов в эксплуатацию. Поэтому давайте от лозунгового мышления будем переходить к вдумчивому отношению к содержательной стороне профессиональной деятельности. Это относится и к проектировщикам и к консультантам по противопожарной защите, и к работникам экспертизы и надзора, ко всем задействованным в процессах строительства и эксплуатации.

Negrus отмечает: "эти методики, а особенно используемый математический аппарат, отнюдь не новые". Справедливо сказано. Зонные модели появились лет 30 назад, полевые модели заложены в универсальные программные комплексы типа PHOENICS, FLUENT, CFX, STAR-CD или специализированные пожарные программные комплексы типа JASMINE, FDS, SOFIE, SMARTFIRE и широко применяются около 10-15 лет. Но это все не про нас. Еще 2 месяца назад они были запрещены для использования практиками, потому что не предусматривались Приложением 2 ГОСТ 12.1.004-91*. Использовать их могли, в соответствии с документом "ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕТА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА МЧС РОССИИ", помещенном на сайте ВНИИПО http://www.vniipo.ru/news/tex_regl.php , только сам ВНИИПО и АГПС: "Новые расчетные методики, разработанные ФГУ ВНИИПО МЧС РФ или АГПС МЧС РФ, могут применяться только в работах этих учреждений". Практикам оставалось только облизываться, а ВНИИПО эксплуатировал британскую SOFIE и нелегальную зонную модель своих сотрудников, АГПС - недостаточно проверенный CFD-комплекс С.В. Пузача.
Ситуация изменилась только 2 месяца назад с принятием Новой методики. Но никто в МЧС не озабочен обучением практиков работе с этим моделями. Получается, что касается эта проблема только досточтимого екатеринбуржского "СИТИСа", слава им и хвала.

Не знаю, сколько времени понадобится для широкого распространения этих моделей среди практиков. Год, два, пять лет? Но научиться более-менее адекватно устанавливать время блокирования путей эвакуации для нескольких сценариев пожара (подчеркиваю – для нескольких, новая методика – односценарная) это лишь треть дела по установлению проектировщиками схемных решений для своих систем противопожарной защиты и параметров этих систем.
Вторая треть связана с адекватным расчетом времени движения людей при эвакуа-ции. Методика Приложением 2 ГОСТ 12.1.004-91*, явно упрощенная под соответствие интегральному методу определения времени блокирования путей эвакуации, дает слиш-ком малые значения расчетного времени. Не смотря на это, она сохранена в новой мето-дики и при отсутствии всяких ограничений по использованию открывает возможности подгонки расчетов под желаемый ответ. Для применения значительно более реалистичной модели ADLPV какая-либо легальная программа вообще отсутствует http://www.fireevacuation.ru/files/p...
Если две трети проблем выбора проектных решений противопожарной защиты связаны с соотнесением располагаемого и требуемого времен эвакуации, то оствашаяся часть проблем связана с препарированием расчетов разных сценариев пожара (отказа порознь или в комбинации СПС, СОИУЭ, АУП, ПДЗ) для того, чтобы понять приемлимы ли по риску проверяемые проектные решения. И здесь предстоит большая работа по исправлению ситуации. Во-первых, расчета по одному сценарию явно недостаточно для оценки риска, особенно при существующей надежности отечественных систем пожарной автоматики. Во-вторых, если вдуматься в формулу (2) новой методики, не кажется ли странным, что в ней используются вероятности несрабатывания систем противопожарной защиты, а ущерб определяется для сценария, когда все системы сработали? Список таких «провака-ционных» вопросов можно продолжить.

Вот когда все три задачи мы решим, уважаемый ЕвгенийА ® сможет быть спокойным за обоснованность своих проектных деяний.

Таким образом, говоря еще раз о том, что количество профессиональных проблем, стоящих перед отечественными инженерами пожарной безопасности с выходом ТРоТПБ не уменьшился, а возросло я хочу еще раз вернуться к разговору о нашем объединении. Решение этих проблем за нас с вами дяденьки из МЧС выполнить не могут. Не потому, что они такие плохие и неумелые, а потому что объективно в современной России их сил недостаточно. Нам всем нужно объединятся в профессиональное общество и вырабатывать стратегию своего развития совместно.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272
"О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска"

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.

Приложение


Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при составлении декларации пожарной безопасности.

2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:


4. При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

5. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Методики, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.

Loading...Loading...