Знак агностицизма. Агностик: кто это такой и его основные отличия от атеиста

Агностицизм - идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.
Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли.
Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и "новых", т.е. эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта. Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и Дэвида Юма. Иммануил Кант, положив в основу свой теоретико-познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас", фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма. В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира.

Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли, Юма и Канта.

Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.

По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Особенности развития науки XIX века (диалектизация естествознания, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, вклад Д.И. Менделеева, А.И. Герцена и Ф. Энгельса, выдающиеся открытия в физике).

Суть научной революции второй половины XVIII - XIX вв. составил процесс стихийной диалектизации естествозна­ния. Начало этому процессу положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724-1804) «Все­общая естественная история и теория неба». В этом труде, опубликованном в 1755 году, была сделана попытка истори­ческого объяснения происхождения Солнечной системы.


Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесфор­менной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс воз­никновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту ог­ромную туманность. Идеи Канта о возникновении и разви­тии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В 1859 г. вышел главный труд Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов в результате естественного отбора». В нем Дарвин, опираясь на огром­ный естественнонаучный материал, изложил факты и при­чины биологической эволюции. Он показал, что вне само­развития органический мир не существует и поэтому орга­ническая эволюция не может прекратиться. Развитие - это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающи­ми процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, со­зданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, я профессор, биолог Теодор Шванн(1810-1882), распространивший это учение на жи­вотный мир.

Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в материальном мире были продемонстрированы благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями этого закона считаются немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878) и английский исследова­тель Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889). В отстаива­нии данного закона и его широком признании в научном мире большую роль сыграл один из наиболее знаменитых физиков XIX века Герман Людвиг Фердинанд Гелъмгольц (1821-1894). Признавая приоритет Майера и Джоуля в от­крытии закона сохранения энергии, Гельмгольц пошел даль­ше и увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя. Доказательство сохранения и превращения энергии утверждало идею единства, взаимосвязанности ма­териального мира. Вся природа отныне предстала как не­прерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую.

Еще одним поистине эпохальным событием в химичес­кой науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он об­наружил, что существует закономерная связь между хими­ческими элементами, которая заключается в том, что свой­ства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

Из вышесказанного следует, что основополагающие прин­ципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине XVIII и особен­но в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.

Одним из первых начал говорить о союзе философии и естествознания Герцен. Он оценил законы Гегеля и применил их к развитию природы.

Следующим представителем, самой значимой фигурой, был Энгельс. Знаменитая работа «Диалектика природы» является самым доступным изложением. Энгельс рассматривает развитие естествознания, начиная с 15 в, и утверждает, что если до 19 в метафизический метод не мешал развитию науки, то с 19 в метафизика начинает тормозить развитие естествознания. В «Диалектике природы» дается определение диалектики, рассматриваются 3 закона диалектики о развитии природы, доказывает, что диалектические законы являются законами самой природы, анализирует содержание основных естественных наук и применяет законы диалектики к каждой науке. Диалектику природу Энгельс рассматривает как начало истории естествознания.

В середине 19 в появляются новые научные данные в физике, которые полностью подрывают механистическую картину мира. Открытие электромагнитного явления Ш.Кулона, французского инженера. Положительный и отрицательный заряды притягивают друг друга. Эти открытия доказали, что механистическая картина мира знала только 1 вид материи – вещество, которое обладает массой.

В 19 в к числу свойств частиц стали относиться и электрические заряды. Англ. Физик Фарадей вводит понятие «электромагнитное поле» и доказывает, что между электричеством и магнитом существует диалектическая связь. В естествознании было доказано, что кроме вещества материя обладает полем. Теоретически эту идею создал Максвел, математически описал действие этого закона. Т.о. в естествознании утвердились диалектические начала: общая природа, все взаимосвязано.

Формирование неклассической науки и новой картины мира конца XIX-XX вв. (открытия в физике, научные достижения в исследовании мегамира и органической природы, учение о биосфере и ноосфере)

Открытия в конце 19 – начале 20 вв начинают 4-ю научную революцию, которая коренным образом изменила картину физической реальности. Это открытия Беккереля, Пьера и Марии Кюри, открытие электрона Томсона – доказывает, что атомы делимы, материи нет и здесь начинаентся глубинный мировоззренческий кризис в философии, эту ситуацию пытается разрешить Ленин « Материализм и эмпириокритицизм», где он объясняет, что произошло и доказывает, что исчезло наше представление о мире, а не материя. Дал определения материи - объективная реальность, которая существует независимо от нам и дается нам в ощущениях, независимых от них.

Открытия Резерфорда – создание модели атома, подобно планетарной системе. Эту модель продолжает развивать М.Планк, Борроу предлагает квантовую теорию строения атома. Доказывает, что в любом атоме существует несколько стационарных орбит электронов и двигаясь по этим орбитам, электрон может не излучать энергии, а при переходе из одного состояния в другое может излучать энергию.

В 1924 г фран. Ученый Л.Брой выдвинул идею волновых свойств материи. Вскоре его идеи были подтверждены американскими учеными на основе эксперимента и эта теория становится обоснованной.

Одним из представителей явл. Вернадский, который выдвигает теории ноосферы, как продолжение теории биосферы. Термин биосфера начинает употреблять Зюссен – сфера обитания ограничена во времени и пространстве. Вернадский, используя этот термин, доказывает, что биосфера – организованная оболочка земной коры, которая связана с жизнью, она охватывает 8 ка вглубь океана и до 20 км над землей. Эта оболочка вписана в географические и геологические процессы. Биосфера сыграла определенную роль в становлении др. геосфер. Биосфера – атмосфера – геосфера – литосфера. Он доказывает, что жизнь в биосфере существовала миллиарды лет, возраст жизни на планете равен возрасту Земли – 4 млрд. лет. Жизнь вечна и существовала всегда. Для того, чтобы простейшие организмы возникли из неживой природы требуется много времени. У Земли по современным данным не было столько времени для зарождения жизни. Поэтому считается, что жизнь существовала на Земле всегда. Размышляя о том, как зародилась жизнь, Вернадский выдвинул 3 возможных варианта:

1) Жизнь возникла при формировании планет в космосе;

2) Жизнь вечна и была до космической стадии;

3) Жизнь вообще извечна, но укоренилась в благоприятных условиях, при расширении Вселенной.

Доказывает, что возникновении жизни – естественный процесс. Вернадский пошел дальше и выдвинул учении о ноосфере. Доказывал, что появление человека с его разумом – это не случайность, это закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что влияние научной мысли и коллективный труд, который направлен на удовлетворение потребностей всего человечества, приводит к тому, что биосфера земли перейдет в новое состояние – ноосфера или сфера разума.

Впервые этот термин применил Леруа и его соавтор Тейяр де Шарден. Они пришли к выводу, что биосфера должна подняться до нового состояния. И этот термин развивает Вернадский, создавай свое представление. Считает, что ноосфера более глобальное понятие. Шарден считает, что это коллективное сознания, а Вернадский считает, что это биосфера, которая переработана научной мыслью, а не кратковременное логическое явление.

В 70-е 20 в начинает формироваться синергетика, как междисциплинарная область исследования. Сам термин происходит от греч. «содействие, соучастие». Истоки синергетики находятся еще в исихазме. Год рождения в 1973 г. Синергетика исследует совместное действие многих систем, кооперирует усилия различных научных дисциплин. Синергетика занимается изучением открытых нелинейных систем. Закрытые системы – физические абстракции, т.е. то, что есть только в разуме, ибо закрытые системы находятся в равновесном устойчивом состоянии. Открытая система способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Исследования открытых систем начинается в термодинамике. В открытой системе иногда происходит прирост. Системы бывают линейными и нелинейными.

Линейные системы, свойства которых не зависят от того, что будет на нее влиять. Нелинейные системы, свойства которых зависят от воздействия внешней среды.

Процессы самоорганизации начинают проявлять себя в том случае, когда система находится в неравновесном состоянии и когда ее свойства оказываются зависимыми от воздействия сил, т.е. под влиянием различных сил система может развиваться в различных направлениях.

Продолжение синергетики в России – Пригожин и новосибирская академия наук. Синергетика – это продолжение, развитие диалектики. Но диалектика – это идеальная закрытая система.

27. Наука как вид познавательной деятельнос­ти.

Наука Особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях:1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2.Система или совокупность дисциплинарных знаний , отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3. Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.

Наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Слова «атеист» и «агностик» вызывают в воображении много различных ассоциаций и значений.

Когда существование Бога ставится под вопрос, сам предмет дебатов оказывается непростым и часто неправильно понимается.

Неважно, по каким причинам или как они рассматривают этот вопрос, агностики и атеисты существенно отличаются, но в то же время имеют ряд общих черт.

Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним.

Давайте поймем различия между тем, что значит быть атеистом и быть агностиком, и оставим в прошлом любые предвзятые мнения или неверные истолкования.
Кто такой атеист?

Атеист – человек, который не верит ни в каких богов. Это очень простое понятие, но часто оно повсеместно неправильно толкуется. По этой причине существует множество других способов определений.

Атеизм – недостаток или отсутствие веры в богов, или сомнение в их существовании.

Самое точное определение может быть таким: атеист – любой, кто не соглашается с суждением “по крайней мере один бог существует “. Это утверждение сделано не атеистами. Быть атеистом не значит активным или даже сознательным человеком. Все, что требуется, не “подтверждать” суждение, сделанное другими.

Кто такой агностик?

Агностик – любой, кто не утверждает, что знает, существуют какие-либо боги или нет . Данная идея тоже достаточно несложная, но она может быть также неправильно понята как атеизм.

Одна из основных проблем состоит в том, что атеизм и агностицизм касаются одного и того же вопроса относительно существования богов. Следует принять во внимание, что атеизм подразумевает, что человек не верит, что Бог существует, а агностицизм – что человек не знает, существует ли Бог . Вера и знание связаны, но, тем не менее, являются отдельными понятиями.

Есть простой тест, чтобы узнать, являетесь ли вы агностиком или нет. Вы точно знаете, что какие-либо боги существуют? Если так, тогда вы не агностик, а теист или верующий. Вы уверены, что боги не существуют или даже не могут существовать? Если так, тогда вы не агностик, а атеист.

Если вы не смогли ответить “да” не на один из предыдущих вопросов, то вы являетесь человеком, который может верить, а может не верить в одного или несколько богов. Однако, так как такие люди также не утверждают, что уверены в своем знании, то они – агностики. Тогда единственный вопрос состоит в том, являются ли они агностиками-теистами или агностиками-атеистами.

Агностики-теисты или агностики-атеисты?

Агностик-атеист не верит ни в каких богов, в то время как агностик-теист верит в существование по крайней мере одного бога. Однако они оба не могут заявить, что имеют какие-то знания, подтверждающие эту веру. По существу, остается открытым еще один вопрос: почему они агностики.

Этот факт кажется противоречивым и трудным, но на самом деле он довольно легкий и логичный. Верят ли агностики или нет, они могут спокойно сойтись на том, что не могут точно знать, что правда, а что ложь. Это правило может применяться относительно к другим любым темам, потому что вера во что-либо – это не то же самое, что точное знание или истина.

Как только становится понятным, что атеизм – это просто отсутствие веры в любых богов, то проясняется и то, что агностицизм – это не «третий путь» между атеизмом и теизмом, как многие привыкли думать. Наличие веры в бога и отсутствие веры в бога не исчерпывает все возможности.

В агностицизме речь идет не о вере в Бога, а о знании. Изначально данное понятие было придумано для описания позиции человека, который не мог утверждать, что знает наверняка, существуют какие-либо боги или нет. Этот термин не предназначался, чтобы описать человека, который нашел альтернативу между наличием или отсутствием какой-то конкретной веры.

И все же у многих людей складывается ошибочное впечатление, что агностицизм и атеизм являются взаимоисключающими понятиями. Но почему? Не существует такого «я не знаю», которое логически бы исключало «я верю».

Наоборот, не только знания и убеждения совместимы, но они часто связаны между собой, потому что незнание чего-либо зачастую становится причиной для того, чтобы не верить.

В большинстве случаев хорошей идеей становится не признать, что какое-то суждение верно, если у вас нет достаточных доказательств, которые описывали бы его как знание или истину. Хорошим примером описания такой ситуации считается суд, где судья выносит вердикт о виновности обвиняемого по наличию определенных доказательств.

Стоит отметить, что существуют двойные стандарты в отношении атеистов и агностиков. Со стороны верующих часто наблюдается ситуация, когда они хуже относятся к тем людям, которые утверждают, что не верят в Бога (то есть атеистам), тогда как агностиков воспринимают более доброжелательно.

Кто такие агностики, и каких взглядов на жизнь они придерживаются? На этот вопрос сегодня ответит не каждый, хотя само слово «агностик» употребляют многие.

Появление термина «агностик»

Первоначально термин «агностик» появился в конце девятнадцатого века и подразумевал систему взглядов на религию, отличную от позиции официальной церкви. Если в церковном изложении суть вещей была определена, но доказательно не обоснована, то агностики не собирались принимать «на веру» бездоказательную базу и оставляли вопрос о происхождении жизни и существовании бога открытым, предполагая, что когда-нибудь человечество сможет на него ответить.

Впервые термин употребил британский ученый дарвинист Томасу Генри Хаксли в 1876 году. Сегодня агностик это человек, отрицающий все виды существующих религий и вероисповеданий, но не отвергающий саму сущность божественного понятия. Агностики пытаются разобраться в сущности вещей исходя из наличия объективных доказательств существования единого созидательного начала всей окружающей жизни. Они принимают только доказательства, полученные через непосредственное восприятие сути вещей и их создания, не исключая применение медитативных техник и практик, используя описания опыта познания источника жизни людьми, достигшими «просветления», а так же, зачастую, оставляют вопрос наличия создателя всего сущего открытым, не отрицая его уместности.

Чем атеисты отличаются от агностиков

Атеисты это люди, придерживающиеся концепции материализма. Материализм есть разновидность веры, ибо концепция так же бездоказательна, как и существование бога в религиозной трактовке. Доля атеистов в мировом пространстве не превышает 10-ти процентов.

Агностики принципиально иные люди. Их концепции выходят за пределы простой веры. Когда агностик не получает убедительных доказательств, он оставляет вопрос открытым. Количество агностиков в мире неуклонно растет, обретая своих сторонников из числа тех, кто разочаровался в догматах официальной религии.

В агностицизме существуют два основных направления – теологическое и научное. Первое направление придерживается убеждения, что если от религиозной трактовки отделить мистику, то останется приемлемая для жизни человека концепция культурных и моральных ценностей. Данные ценности и принимаются течением теологического агностицизма за основу существования и морального поведения. Так, христиане-агностики ушли от мистики, присущей христианству, но оставили его мораль, как основу поведения.

Научный агностицизм в своей основе отталкивается от понятия, что любое познание сути создания мира не является точным, поскольку искажается человеческим сознанием. Агностики данного направления убеждены, что пока существует сознание как элемент познания и мысли, объективная картина не может быть воспринята. Направление не отрицает, что возможность познания может появиться в будущем.

Статьи по теме:

Агностик - кто это в современном мире? Вопросы веры в Бога остаются во многом безответны для человека идущего своим, отличным от других путем. Не опираясь ни на одну из существующих религий, такие люди готовы поверить в существование Творца, если это будет доказано.

Кто такой агностик?

Агностик - это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика - лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.

Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
  2. Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
  3. Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:

  • воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • верит, что человек должен действовать сам;
  • даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
  • понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека – мерило его поступков;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
  • сомневаются в существовании души и бессмертия;
  • смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
  • считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.

Агностицизм в философии

Немецкий философ Нового времени И. Кант занимался изучением явления агностицизма и вывел стройную и последовательную теорию этого направления. По Канту агностицизм в философии - это невозможное познавание действительности или реальности субъектом, потому что:

  1. Человеческие способности познания ограничены его природной сущностью.
  2. Мир непознаваем сам по себе, человек может познать только узкую внешнюю область явлений, предметов, тогда как внутренняя остается «terra incognita».
  3. Познание - это процесс, при котором происходит изучение материей самой себя со свойственной ей отражательной способностью.

Д. Беркли и Д. Юм другие видные философы, также внесли свой вклад в данное направление философии. Кратко агностик кто это и общие черты агностицизма из трудов философов представлены в следующих тезисах:

  1. Агностицизм тесно связан с философским течением – скептицизмом.
  2. Агностик отвергает объективное знание и возможность познать мир в полной мере.
  3. Богопознание невозможно, получение достоверной информации о боге затруднено.

Гностик и агностик - разница

Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» - гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:

  1. Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
  2. Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.

Агностик и атеист - в чем разница?

Многие люди путают эти два понятия агностик и атеист. Агностицизм в религии многими священнослужителями воспринимается как атеизм, но это не верно. Нельзя сказать, что атеист и агностик - это кардинально разные представители, и в некоторых случаях среди атеистов есть агностики и наоборот, и все же разница между ними существует:

  1. Атеист полностью не сомневается, что бога нет, в отличие от агностика.
  2. Атеисты – материалисты в чистом виде, среди агностиков много идеалистов.

Как стать агностиком?

Большинство людей отходят от традиционных существующих религий. Для того, чтобы стать агностиком, у людей должны появиться сомнения и вопросы. Часто агностики - это бывшие теисты (верующие) усомнившиеся в существовании бога. Иногда это происходит после трагических случаев или человек ожидая божественной поддержки не получает ее.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Если вы зададитесь вопросом: кто такой агностик, ответ простой. Это человек, придерживающийся мировоззрения агностицизма ().

Слово «агностицизм», в свою очередь, происходит из древнегреческого и означает в переводе «непознаваемый» . Имеется в виду, что окружающий нас объективный мир в принципе нельзя познать через субъективное восприятие (глаза, уши, мозг), ибо такое восприятие может искажать реальность.

По-прежнему ничего не понятно? Давайте разбираться пошагово.

Кто такие агностики?

Любой человек может оказаться агностиком. , какие-то политические взгляды. «Изюминка» в том, что люди стремятся познать истину и смысл существования выбирая доступные способы. Но для любого убеждения нужны доказательства. Если тезис нельзя опровергнуть, доказать, о суждениях не может быть речи, ведь правой может оказаться любая сторона.

Приведем пример: неизвестно, существует ли Бог, его существование не доказано, не опровергнуто. Агностик не стремится следовать за суждениями большинства, вне зависимости от «лагеря», он готов о чем-то говорить, имея веские основания.

Довольно часто приверженцы подобного мировоззрения полностью отказываются от философствования, так как явление просто не может быть точно определено. Не стоит думать, что агностики – эдакие «сухари», их ничего не волнует, кроме бытовой составляющей. Просто они не озабочиваются теми моментами, которые не касаются их напрямую, не тревожатся о смысле бытия.

При этом агностики не атеисты в чистом виде, а нечто среднее между ним и верующим человеком. Они считают, что человек не может познать всего в силу своей ограниченности и субъективности (не факт, что увиденное вашими глазами и обработанное мозгом именно так и выглядит).

По определению, любая система не может постичь сама себя. Что уж говорить о божественном и истинной природе вещей. Поэтому агностики, не веря в бога, не опровергают его существования, ибо доказать нельзя ни то, ни другое. Глупо отрицать то, что не можешь понять. Но также и верить в это они не могут, в силу своего особого мировоззрения.

Интересно: термин появился, благодаря профессору Томасу Генри Гексли. Это произошло в 1869 году. Английский зоолог осознал: он не отрицает, что боги могут существовать (он не атеист), но не желает принимать никакую веру.

Агностицизм встречается в античной философии (Протагор, Сагджай, Белаттхапутт). Есть мнение, что это течение берет начало от скептицизма и агностик — это синоним слова скептик .

Знакомство с мировоззрением агностицизма

Агностицизм не вероисповедание, но . На вопрос «что это и кто такие агностики» есть несколько фактов-ответов. Своеобразный чек-лист для выявления в себе зачатков этого взгляда на мир:

  1. Агностики понимают: современное человечество необъективно познает окружающий мир.
  2. Они не привыкли навязывать мнение, возводить в абсолют понимание реальности.
  3. Такой человек убежден, что у каждого собственная правда, нет резона «ломать копья», спорить. Реальность равно не понять.

Агностицизм – вера в науку, познание . Реально то, что можно четко объяснить, доказать, обосновать. Невозможно, по мнению агностиков, рассуждать на такие темы, как:

  1. Существование Бога.
  2. Пришельцы.
  3. Переселение душ.
  4. Привидения.

Философский вопрос может быть обсужден, но не доказан. Последователь этой парадигмы «верит» лишь научным, социально обоснованным экспериментам, оставляя другим теоретические околонаучные форматы. Не в правилах агностиков доказывать, оспаривать , они ждут того же от других, не терпя «перетягивания» в свой лагерь.

Помните старую добрую пословицу, что в споре происходит рождение истины? Для агностиков – это неверное убеждение. Познание объективно, а «верю» / «не верю» — упрощенные варианты ответов для тех, кто не хочет смотреть правде в глаза, искать доказательства.

Есть мнение, что философия агностицизма не способствует прогрессу, ибо они не пытаются найти ответы на новые вопросы, однако все несколько иначе. Наоборот, агностики:

  1. Не ориентируются на чужое мнение.
  2. Уважают науку, стремятся найти ответы в ней.
  3. Им чужды навязываемые авторитеты. Говоря о том, кто это такие и что за люди, стоит отметить: для любой религии не «удобна» личность , так как в религиозном сообществе важна общность суждений, а для агностика это практически невозможно.

Стоит знать: если обратиться к философии, то агностицизм – это даже , а скепсис в познании , . Агностики сомневаются в объективной реальности. Вспомните утверждения Протагора: все такое, каким кажется.

В агностицизме не приветствуется поиск универсального основания. Ленин считал: у этого мировоззрения налицо интеллектуальная нерешительность, что не помешало многим великим людям разделять их взгляды.

Мир через призму агностицизма

Изучая историю, вы найдете имена многих агностиков. Эйнштейн, Бертран Рассел, Кант, Дарвин. Они разные, но их объединяет непоколебимость суждений . Это хорошо и плохо одновременно. Нередко агностические убеждения побуждают личность не вникать в суть проблемы, что приводит к неприятным последствиям (конфликты, хотя их агностики не переносят на дух).

Если поискать в Интернете определения того, что такое агностик, то можно найти много интересных интерпретаций и массу упрощений. Нередко все сводится к тому, что это люди, которые, в первую очередь, стремятся к самостоятельности выводов, которые могут быть параллельны или полностью противоположны общепринятым в социуме суждениям.

Это только одна сторона медали, так как на многое влияет окружение, обстоятельства. Дело в том, что агностики не имеют «энциклопедию» с шаблонными ответами на риторические вопросы, которые могут быть им заданы. Их взгляды могут быть независимыми и противоречивыми одновременно, ведь считать себя правым всегда невозможно из-за:

  1. Отсутствия ресурсов.
  2. Минимума знаний в определенной отрасли.
  3. Недостаточной мотивации.

Подводя итоги, скажем: данный взгляд являет собой устойчивое мировоззрение. Его суть в том, что окружающий мир познать объективно невозможно. Абсолютной истины нет , с этим надо смириться. Важно понимать: агностицизм не науке, так как в уже имеется острая необходимость доказывать истинность фактов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое гносеология Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Маргинал или изгой общества Кто такой еретик и что такое ересь Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Что такое патч - для чего они нужны, могут ли нанести вред и какие патчи различают Вендор - что это простыми словами Фетиш - что это, виды фетишизма и стоит ли жить с фетишистом Незачто или не за что - как правильно пишется Архаизмы - это язык наших предков Что такое лакшери и кому это доступно

Loading...Loading...