Вывод дед мазай и зайцы. Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

Жанна Еремченко
Урок чтения по теме: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Конспект урока по чтению

Цель : Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи :

1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ";

2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению ;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

Ход урока:

1. Введение в тему

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ".

С какими произведениями Н. А. Некрасова вы уже знакомы ?

2. Подготовка к первичному чтению

а) Рассказ учителя о творчестве Н. А. Некрасова , знакомство с его произведениями (выставка книг) .

Н. А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н. А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Н. А. Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н. А. Некрасов .

3. Работа над текстом.

а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы ") .

б) Беседа по прочитанному.

О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

Кто главные герои этого произведения?

Когда этот случай произошел?

Кто рассказывает эту историю?

в) Чтение стихотворения детьми.

г) Словарная работа.

Уточнение смысла слов : разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

д) Анализ прочитанного.

О каком событии рассказал Н. А. Некрасов в этом отрывке ?

А что такое половодье?

Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

А к какому жанру относится данное произведение?

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Что увидел дед? Как он поступил?

Как дед Мазай обращается с зайцами ?

О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

Физминутка

Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

Возле заячьей избушки (встают)

Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

Чтоб засаливать в кадушке.

Ни горькушки, ни серушки (повороты)

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке (кивают головой)

4. Закрепление изученного.

Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая ?

Прочитайте совет деда Мазая зайцам .

Давайте поиграем в Мазая . Кто хочет быть Мазаем ? Автором?

Чтение по ролям . Инсценирование отрывка "Спасение зайцев ".

5. Итог урока .

Понравился ли вам дед Мазай ?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

Вывод : Наш идеал - дедушка Мазай . он - охранитель природы, защитник своей Родины.

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ходил на охоту. И вот как-то раз на охоте попали они под проливной дождь, и пришлось искать убежище.

«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Укрылись они в каком-то сарае, где сразу пошли веселые разговоры. Дед Мазай был большой мастак на разные байки и интересные истории. Сначала он травил про деревенских охотников, среди которых один сломал курок ружья и ходил на охоту с коробкой спичек, у другого постоянно мерзли руки и он согревался горшочком с углями, который носил с собой. А один был случай уникальнейший с самим Мазаем, и поэтому рассказчик решил записать его собственноручно.

И вот поэтому сюжет произведения «Дед Мазай и зайцы» (краткое содержание) весьма интересен.

Старый охотник стал рассказывать о том, что если бы в весенние паводки в низменных местах мужики не убивали дичь, то ее в здешних местах водилось бы гораздо больше.

Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Итак, однажды по весне, во время одного из таких сильных паводков, дед Мазай выбрался в лес за дровами.

Так начинается история под названием «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание - далее. Плавая на лодке, дед обнаружил небольшой островок в воде, на котором, спасаясь от паводка, сгрудились зайцы. Старый охоник забрал их к себе в лодку. А потом он заметил на пне зайчиху и тоже спас ее от верной гибели. Немного отплыв дальше, он увидел бревно, на котором сидели еще несколько зайцев. Тогда он зацепил бревно багром и поволок за собой. Дед вывез всех животных в безопасное место и отпустил их - они кинулись врассыпную. Две пары зайцев сильно ослабли и не могли бежать. Мазай засунул их в мешок и принес домой, отогрел и утром выпустил.

Вот так и закончилось произведение «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание можно завершить тем, что после этого случая вся деревня смеялась над дедом Мазаем. А он с тех пор зайцев ни весной, ни летом не стрелял, только исключительно зимой. Летом он охотился на уток, собирал ягоды и грибы да судачил с охотниками и часто ходил пешком в Кострому.

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.


(Программа 21 век, учебник “ Литературное чтение, уроки слушания” 1 класс авт. Л.А. Ефросинина)

Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением Николая Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

1.Образовательные: формировать умение слушать художественное слово и чувствовать красоту родной природы; учить выражать свое отношение к произведению, герою и описанным событиям; учить выражать свою читательскую точку зрения; учить коллективной работе в группе и взаимодействию друг с другом в группе.

2.Развивающие: развивать внимание, аккуратность, выразительность чтения, словарный запас.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным; повторить правила поведения весной во время таяния снега и льда.

4.Оборудование: Мультфильм “Дедушка Мазай и зайцы” (По мотивам стихотворений Н. Некрасова; реж.-пост. Г. Тургенева, худ. Н. Павлов, муз. оформл. Е. Черницкая. Производство Свердловской киностудии 1980г), цветные карандаши и фломастеры; карточки с заданиями, кроссворд; иллюстрации; заголовки на доску; слова на доску.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Проверить готовность к уроку.

Напомнить о правильной посадке.

2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.

Ребята! Давайте вспомним, какое произведение мы слушали на прошлом уроке? Покажите модель обложки к этому стихотворению.

(Вывешиваю модель обложки на доске). (Приложение 1)

О чем это стихотворение? (о временах года).

Назовите их. Вывешиваю на доску названия времен года. (Приложение 2 – заголовки к временам года – лето, осень, зима, весна).

Дети читают отрывок из произведения Трутневой “Когда это бывает?” к каждому времени года.

Пока дети читают отрывки стихотворения, один ребенок у доски получает конверт со словами – явлениями природы в разные времена года, которые он должен правильно соотнести с карточками на доске.

Молодцы ребята. Вы все справились хорошо с заданием.

3.Знакомство с новым произведением.

Ребята! А какое время года наступило сейчас? (весна)

А давайте вспомним, что бывает на реках и озерах весной, когда разливаются реки? Кто назовет эти явления природы? (Ледоход, Наводнение, Половодье) вывешиваю иллюстрации (Приложение 3).

Сегодня мы с вами побываем в гостях у дедушки Мазая и узнаем о том, что бывает каждую весну в его деревеньке. А поможет нам в этом замечательный русский поэт Николай Некрасов (вывешиваю потрет).

Но прежде чем отправиться в гости, давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся.

Словарная работа

СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (вывешиваю картинку)

АРШИН – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

САЖЕНЬ – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

ЗИПУН – Старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (вывешиваю картинку).

БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком. (вывешиваю картинку)

ГУТОРИТЬ – говорить.

ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. (Приложения , , )

Ну что, хотите попасть в гости к дедушке Мазаю? Тогда слушайте. (Начинаю читать отрывок из стихотворения)

Вопросы по прослушанному

Кто приехал в гости к деду Мазаю?

Почему вся деревенька весною всплывает?

Ну а теперь давайте посмотрим, что было дальше. (Смотрим мультфильм)

4. Беседа по первичному восприятию.

В какое время года происходят события, описанные Некрасовым?

Почему в этой деревеньке все дома на высоких столбах?

Кому помог дедушка Мазай?

Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?

Как дед Мазай относился к животным? Докажите.

А как вы относитесь к деду Мазаю? (спросить по группам)

5. Физкультминутка. (про зайцев)

6. Закрепление пройденного (работа в группах)

Каждой группе даю иллюстрацию и отрывок из прослушанного стихотворения. (Приложения , 8).

7. Физкультминутка.

8. Итоговая работа в группах.

1группа - Раскрась и дорисуй иллюстрацию. Приложение 9.*

2 группа – Аппликация (Работа с учителем ИЗО).**

3 группа- Разгадывание кроссворда. Приложение 10 .

4 группа- Работа с моделью обложки (выбрать нужную модель и оформить ее). Приложение 11 .

9. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

С кем мы познакомились?

У кого в гостях побывали?

Кому помог дед Мазай?

Чему научил вас дедушка Мазай?

Что мы делали на уроке?

Какое задание особенно понравилось?

А теперь давайте посмотрим, сколько фишек заработала каждая группа?

Приложение 9

* Иллюстрация взята и увеличена (формат А3) из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.

** Была заготовлена картина к произведению Н.А. Некрасова “Наводнение” и отдельно фигуры – Дедушка Мазай, лодка и зайцы. Дети должны были расположить правильно персонажей данного произведения.

Loading...Loading...