За санитарное нарушение предусмотрена ответственность. Штрафы за нарушения санитарных норм организациями общественного питания могут быть увеличены

Соблюдение санитарных норм на предприятии – важная обязанность руководства. К сожалению, следовать нормативно-правовым актам в данной сфере в полном объеме удается не всегда. Причины могут быть как субъективные – подобные вопросы рассматриваются как второстепенные, так и объективные – нет необходимых условий или средств. Тем не менее, законодательство предусматривает , причем они бывают достаточно серьезными – вплоть до закрытия предприятия. Как избежать санкций за подобные нарушения и что делать, если штраф уже выписан? Ответы на эти вопросы – в данной статье.

Контроль за соблюдением санитарных норм

Государственный контроль за соблюдением на предприятиях установленных санитарно-гигиенических норм выполняет СЭС – санитарно-эпидемиологическая служба. В полномочия этой структуры входит возможность проводить проверки – как плановые, так и внеплановые, а также выдавать акты о соответствии требованиям санитарно-гигиенических норм в случаях, когда это необходимо для получения лицензий (например, при производстве продуктов питания или реализации готовых блюд). Еще одна функция СЭС – санкции по отношению к тем предприятиям, которые не соблюдают установленные нормы и допускают их нарушения.

Если во время проверки сотрудниками санитарно-эпидемиологической службы выявлено, что санитарно-гигиенические нормы не соблюдаются, предприятие ожидает ответственность за их нарушение. То, какая ответственность за нарушение санитарного законодательства ожидает компанию в каждом конкретном случае, зависит от разных факторов:

  • род деятельности – наказание для предприятий в сфере производства продуктов питания и общепита существенно строже, чем в других сферах;
  • были ли нарушения ранее – если проблема обнаружена в первый раз, санкции будут мягче по сравнению с теми компаниями, где подобные проблемы возникали ранее;
  • последствия нарушения – если несоблюдение санитарных норм стало причиной отравления потребителей или другим серьезным проблемам, ответственность будет существенно выше, вплоть до уголовного дела.

В большинстве случаев первый выявленный случай нарушения санитарно-гигиенических норм приводит к предупреждению для ответственных лиц. Последующие нарушения будут основанием для наложения штрафов:

  • должностные лица, частные предприниматели – 20-30 МРОТ;
  • юридические лица – 200-300 МРОТ.

Если проблема не будет устранена и в дальнейшем, суммы штрафов возрастут, а также возможна приостановка деятельности компании до исправления ситуации. В случае массового отравления или других заболеваний по вине предприятия может быть открыто уголовное производство против должностных лиц с максимальным наказанием до 2 лет лишения свободы. Если же нарушения привели к летальному исходу, максимальный срок заключения для виновных составляет 5 лет.

Ответственность за несоблюдение распределяется между сотрудниками предприятия. Основная часть ее ложится на руководителя, ведь контроль за соблюдением санитарного режима лежит именно на нем, а также на других членов администрации, если они уполномочены следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм. За сроки реализации продукции отвечают кладовщик, продавцы, завскладом. На продавце также лежит ответственность за рабочее место и соблюдение личной гигиены.

Что делать, если выписали штраф?

Если по результатам проверки комиссия СЭС пришла к выводу, что нормы законодательства в сфере санитарно-гигиенических норм соблюдается на предприятии не в полной мере, и выписала штраф или другое взыскание, решение можно оспорить. Если вы не согласны с принятым решением, считаете, что проверяющие нарушили законодательство или допустили другие ошибки во время ревизии, можно попытаться обжаловать наложение штрафа или уменьшить его сумму, а также признать недействительным сам акт проверки. Для этого у вас есть 6 месяцев с момента принятия решения о взыскании. Для обжалования необходимо обратиться в арбитражный суд по месту регистрации компании с иском, в котором указать суть претензии к контролирующему органу, изложить обстоятельства ситуации и доводы в свою защиту.

Для повышения шансов на успешное решение суда рекомендуется воспользоваться. Он поможет проанализировать вынесенное решение, укажет на неточности или несоответствия, поможет сформировать позицию для защиты, поможет составить грамотное и юридически корректное исковое заявление – именно от его полноты и аргументации во многом зависит исход рассмотрения. По желанию адвокат может также представлять вас в суде.

Заключение

Нарушения санитарных норм на предприятии могут стать причиной наложения санкций – от предупреждения до серьезных штрафов и приостановки работы. Чтобы этого избежать, нужно стремиться максимально следовать санитарным предписания и следить за их соблюдением всеми сотрудниками. В случае, если нарушения выявлены и выписан штраф, можно попытаться обжаловать его в арбитражном суде.

Проведение профилактических прививок;

Обязательное прохождение медицинского осмотра лицами, занятыми на пищевых предприятиях, в детских коллективах и т. п.

Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит основанием для применения других мер административного принуждения: пресекательно-принудительных (принудительная госпитализация, принудительное проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение от профилактических прививок, осмотров и т. д.).

Меры административного взыскания служат не толь­ко средством устранения санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены административное взыскание в виде штрафа или передача дел в административные комиссии, органы прокуратуры и др.

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27-31 закона “О санитарно-эпидемио­ло­гическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан - не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях

Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной ответственности включает следующие этапы.

1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно-противоэпидемическое значение.

2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае.

3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение.

4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и др.

Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры административного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения” устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан - не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела.

Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления.

2 декабря 2013

Роспотребнадзор разработал законопроект, предусматривающий усиление административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению. Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

В пояснительной справке к законопроекту напоминается, что установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и др., в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации.

По данным Роспотребнадзора, за период с 2010 по 2012 год увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по указанной статье, а последнее повышение санкции за данное правонарушение в 2007 году.

Особые опасения вызывает сфера деятельности образовательных, оздоровительных детских учреждений, детских санаториев, учреждений детского отдыха. Так, в 2012 году при проверке деятельности детских и подростковых учреждений по результатам проверки 90 270 учреждений было выявлено свыше 61 тыс. нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей.

Практика показывает, что хозяйствующим субъектам, совершающим такие правонарушения, выгоднее уплатить административный штраф, чем устранить выявленное нарушение, поскольку штрафы составляют: от 1 до 1,5 тыс. руб. для граждан; от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 20 до 30 тыс. руб. для юридических лиц.

В то же время, отмечает Роспотребнадзор, ч. 1 , предусматривающей административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, для индивидуальных предпринимателей установлен штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц – от 100 до 300 тыс. руб.

"Вместе с тем сфера услуг общественного питания в не меньшей степени сопряжена с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан по причине несоблюдения хозяйствующими субъектами санитарно-эпидемиологических требований, установленными государственными санитарными правилами и нормами", – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

В связи с этим предлагается установить повышенную ответственность по статье 6.6 КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также законопроектом предусматривается ввести в ч. 2 отдельный квалифицирующий признак преступления в случае, если производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершены в процессе хранения, транспортировки или реализации пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья населению.

Кроме того, предлагается увеличить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по осуществлению проверок.

Полное наименование законопроекта – "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки".

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27-31 закона “О санитарно-эпидемио­ло­гическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан - не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61).

Loading...Loading...