Тема: «Развитие форм рельефа». Термины (понятия): Эндогенные процессы Экзогенные процессы Вулканизм Землетрясения Новейшие тектонические движения Оледенение
Урок географии
8класс
Тема : Развитие форм рельефа
Цели урока:
Предметные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные:
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные:
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие воздействия общества на изменение поверхности Земли.
Развивающие:
развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать бережному и рациональному отношению к минеральным, почвенным ресурсам, и полезным ископаемым.
Методы:
Словесные,наглядные,практические.
Оборудование: физическая карта России, таблицы, схемы, географические атласы контурные карты, учебник, образцы горных пород., справочные материалы, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, сжав посильнее руки, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
И это правда, ребята, все в ваших руках! От вас завит, как пройдет наш урок, насколько вы будете внимательны и активны.
2. Повторение. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?
Какие формы рельефа вы знаете?
Перечислите виды равнин по высоте.
Перечислите виды гор по высоте.
Тест (демонстрация слайдов)
1.В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения:
А) каменного угля;
Б) руд цветных металлов;
В) нефти и газа.
2. Балтийский щит богат:
А) нефтью и газом;
Б) рудами черных и цветных металлов;
В) каменным углем.
3. Скопление полезных ископаемых – это …
А) платформа;
Б) месторождение;
В) бассейн.
4. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого - это..
А) бассейн;
В) платформа.
5.Ленский бассейн – это залежи
Б) каменного угля;
В) природного газа;
Г) железной руды. (Взаимопроверка – работа в парах)
Ответы: 1. В); 2. Б); 3 .Б); 4. А); 5. Б).
Мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России. Давайте подумаем и ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?
Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.
Проблемный вопрос:
Почему облик земной поверхности постоянно меняется?
Откройте учебник на стр.49 и найдите ответ на такой вопрос:
Какие существуют современные рельефообразующие процессы?
3.Изучение нового материала
Посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины ): эндогенные процессы, экзогенные процессы, вулканизм землетрясение, оледенение, морены, эоловый рельеф, осыпи, оползни, лавины, сели, эрозия - термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.
Рельеф постоянно меняется под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Оба фактора действуют одновременно.
На доске чертим схему:
Эндогенные Экзогенные процессы
Проявляются и в горах и на платформах протекают под влиянием текучих вод, вечной мерзлоты и ветра.
Ледниковые формы рельефа:
Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Валуны в моренах состоят главным образом из гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную смесь обломочного материала самого разного размера.
Конечные моренные гряды - это граница движения ледника, представляет собой принесенный обломочный материал.
Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны обращены навстречу движению ледника, - пологие, противоположные - крутые.
Оз. (хребет, гряда)- это гряда с довольно крупными склонами (30-45 0), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны. Особенность: они совершенно не считаются с рельефом: озовая гряда может протягиваться по водоразделу, потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.
Кам. - это холм, слагающий материал сортирован, слоист.
Зандр - поверхности на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами.
Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация) котловины образованы вследствие тектонических прогибов в результате движения ледника.
Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары - чашеобразные ниши со склонами, крутыми верхними частями и более пологими выше. Образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.
Эоловые формы рельефа:
Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться со скоростью от нескольких см до сонет метров в год.
Термические формы рельефа:
Морозное пучение - характерно для районов холодного пояса. Небольшие бугры могут возникать непосредственно за счет увеличения объема замерзающей воды в грунте.
Каменные кольца и многоугольники - формируются в неоднородных по составу рыхлых породах, содержащих включения каменных обломков (щебня, гальки…). В результате многократного промерзания и протаивания происходит выталкивание из породы крупного обломочного материала на поверхность и его перемещение в сторону трещинных зон.
Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых сильно переувлажненных дисперсных отложений.
Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и плоскогорьях.
Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов, сопровождающийся просадкой поверхности земли, образованием западин и неглубоких карстовых озер.
4.Практическая работа №2.
Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.
5.Физминутка.
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Индивидуальная работа по инструктивным картам. (Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 16.)
Вывод по работе (Формулируют дети)
1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.
2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы .
3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины .
4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
5. В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.
6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)
6.Закрепление:
Нанесение на к.к. формы рельефа, сформированные под действием внешних факторов. (Восточно -Европейская равнина, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность,
Приволжская возвышенность, Западно- Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Кавказ, Урал, Алтай, Западный
и Восточный Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского).
7.Рефлексия.
У вас на столах бабочки возьмите одну из бабочек которая соответствует вашему настроению на конец урока подумайте все ли у вас получилось на этом уроке, согласны ли вы со своей оценкой, понравился ли вам урок? И прикрепите к нашей импровизированной поляне с ромашками.
Красная - у меня все получилось и урок мне понравился.
Желтая - урок мне понравился, но я допускал ошибки.
Синяя - мне было трудно и скучно на уроке.
8. Домашнее задание.
Ребята, следующий урок у нас будет обобщающее повторение по пройденным темам, поэтому я предлагаю повторить материал, и не забудьте принести контурные карты к следующему уроку.
Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!
А я говорю вам большое спасибо за урок!
9.Выставление оценок учащимся.
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
Разнообразие современного рельефа -- результат длительного геологического развития и воздействия современных рельефообразующих факторов, включая (в том числе) и деятельность человека. Геология занимается изучением строения и истории развития Земли. Геологическая история Земли начинается со времени образования земной коры. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд. лет. Промежуток времени, отвечающий наиболее крупному этапу развития земной коры и органического мира, принято называть геологической эрой. Вся история Земли поделена на 5 эр: архейскую (древнейшую), протерозойскую (эру ранней жизни), палеозойскую (эру древней жизни), мезозойскую (эру средней жизни), кайнозойскую (эру новой жизни). Эры подразделяются на геологические периоды, названные чаще всего по местностям, где впервые были найдены соответствующие отложения. Геологическое летосчисление, или геохронология, -- раздел геологии, занимающийся изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору. Определить время их образования можно по характеру и последовательности залегания горных пород. Если залегание горных пород не нарушено смятием, складками, разрывами, то каждый слой моложе того, на котором он залегает, а самый верхний слой образовался позднее всех лежащих ниже. Кроме того, определять относительный возраст горных пород можно по остаткам вымерших организмов, живших в тот или иной геологический период. Определять абсолютный возраст горных пород достаточно точно научились лишь в XX в. Для этих целей используют процесс распада радиоактивных элементов, содержащихся в породе. Геохронологическая таблица содержит сведения о последовательной смене эр и периодов в развитии Земли и их продолжительности. Иногда в таблице указывают важнейшие геологические события, этапы развития жизни, а также наиболее типичные для данного периода полезные ископаемые и т. п. Принцип построения таблицы -- от древнейших этапов развития Земли к современному, поэтому изучать геохронологию нужно снизу вверх. С помощью таблицы можно получить сведения о продолжительности и геологических событиях в разные эры и периоды развития Земли. Геологические карты содержат подробную информацию о том, какие горные породы встречаются в тех или иных районах земного шара, какие полезные ископаемые залегают в их недрах и т. д.
РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА
Как и все другие компоненты природы, рельеф постоянно меняется. Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры (их называют неотектоническими, или новейшими), и внешние (экзогенные). Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах, так и на равнинных платформенных участках. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год. Экзогенные процессы связаны прежде всего с деятельностью текучих вод, в первую очередь рек и ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков, например, рельеф, создающийся мерзлотными процессами.
Древнее оледенение на территории России. В четвертичный период из-за изменения климатических условий во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Самым крупным из них было Днепровское. Центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Вырранга на полуострове Таймыр. Отсюда ледник распространялся на прилежащие территории.
При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменялась. Вместе со льдом перемещались камни (валуны) и рыхлые отложения (песок, глины, щебень). Ледник сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах с более теплым климатом ледник таял, откладывая принесенный с собой материал. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения называют мореной. Моренный холмисто-грядовый рельеф преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. В процессе таяния ледника образовались огромные массы воды, которые переносили и отлагали песчаный материал. Поверхность постепенно выравнивалась. Так по окраинам ледника создавались водно-ледниковые равнины. В северных районах талые ледниковые воды заполняли понижения, углубленные ледником в твердых кристаллических породах. Возникали многочисленные озера, особенно на северо-западе Русской равнины.
Деятельность текучих вод. Поверхность суши постоянно подвергается воздействию текучих вод -- рек, подземных вод, временных водотоков, связанных с атмосферными осадками. Деятельность текучих вод особенно усиливается в районах со значительными уклонами и большим количеством осадков. Поэтому во многих горных районах преобладает водно-эрозионный рельеф. Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая ущелья, овраги, ложбины, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек, в предгорных районах и на отлогих склонах гор.
Деятельность ветра. Там, где выпадает небольшое количество осадков, ведущую роль в изменении рельефа играет ветер. Рельеф районов Прикаспийской низменности -- яркое тому свидетельство.
Деятельность человека. Еще академик В. И. Вернадский отмечал, что добыча полезных ископаемых превратила человека в серьезный рельефообразующий фактор. Так, при открытом способе добычи полезных ископаемых образуются карьеры, котлованы. Люди строят каналы, плотины, железнодорожные тоннели, перемещая при этом огромные массы грунта. Все это приводит к ускорению рельефообразующих процессов, часто сопровождаемых оползнями и обвалами, затоплением больших площадей плодородных земель и т. д.
Стихийные природные явления, происходящие в литосфере и приносящие большие бедствия людям, -- это землетрясения и извержения вулканов , а также обвалы , оползни , лавины , сели и грязекаменные потоки.
Развитие форм рельефа
России
Силы формирующие и изменяющие рельеф России
Эндогенные (внутренние)
Экзогенные (внешние)
Новейшие тектонические
движения
- Выветривание;
- Древние оледенения;
- Деятельность моря;
- Деятельность текучих вод (эрозия);
- Деятельность ветра;
- Процессы, вызванные действием силы тяжести;
- Деятельность человека
Вулканизм
Землетрясения
Рельеф постоянно меняется под действием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) процессов
Новейшие тектонические движения
Горизонтальные
Медленные вертикальные
Складчатые
Разрывные
Почти вся территория
России испытывает
поднятие.
Опускаются центральные
районы Западно-Сибирской
равнины, Прикаспийская,
Северо-Сибирская,
Яно-Индигирская и
Колымская низменности
В районах
кайнозойской
складчатости
формируются
складчатые
(Кавказ)
В областях
складчатости
образуются
разломы и
(Алтай, Саяны,
Урал и др.)
Свидетельством продолжающихся в настоящее время тектонических движений служат ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Вулканизм
Конусы вулканов
Лакколиты
Лавовые плато
Действующие вулканы в России есть только на Камчатке и Курилах
Древние оледенения
В четвертичный период было 4 эпохи оледенения: Валдайское, Московское, Днепровское, Окское.
Центрами оледенения служили Скандинавские горы, Полярный Урал, плато Путорана, горы Бырранга (Таймыр)
Формы ледникового рельефа
- при таянии ледника, вода переносила песок, из которого образовались водно-ледниковые равнины на окраине ледника, их назвали «зандровыми».
- при движении ледника на юг, под его тяжестью происходило выпахивание земной поверхности, перетирание и разрушение горных пород, а при таянии ледника углубления заполнились ледниковой талой водой и образовались тысячи озёр в Карелии и Кольском полуострове. Самые крупные из них Ладожское и Онежское.
Ладожское озеро
«бараньи лбы»
цирки и троги
Физическое
Разрушение г орных пород под действием перепада температур
ВЫВЕТРИВАНИЕ
Биологическое
выветриваниеразрушение и изменение пород под действием растений и живых организмов усиливает действие других его типов.
Химическое
Породы разрушаются под действием химических процессов - растворения, выщелачивания
Ска лы – останцы. Урал
Горный Алтай. Урочище Уккурум. Каменные грибы в ущелье
речная долина
Деятельность текучих вод
Овражно-балочный рельеф
Флювиальный рельеф
Аккумулятивный
Эрозионный
промоина
Овражно-балочный рельеф
промоина
Флювиальный рельеф
(от лат. Fluvivs- река)
Дельта реки Лены
Снимок из космоса
Поверхностные текучие воды – один из важнейших факторов преобразования рельефа Земли.
Речная эрозия - разрушение водным потоком дна и берегов реки. Результат – изменение долины, возникновение песчаных островов и песчаных кос, горных ущелий и каньонов
Трусовское ущелье. Кавказ
Долина Духов. Алтай
Образование островов
Деятельность моря
Плоские низкие приморские
равнины, возникшие при
наступлении морей
в послеледниковый период
Песчаные косы
Прикаспийская низменность
Печорская низменность
Эоловый рельеф – деятельность ветра
Барханы
возникают в пустыне
Дюны
образуются по берегам
рек и морей
Куршская коса
Процессы, вызванные действием силы
тяжести
обвалы и
осыпи
оползни
сели
Антропогенные формы рельефа
Отвалы
Терриконы
карьеры
насыпи
Котлованы
отвалы
насыпи
Котлованы
терриконы
КАРЬЕРЫ
Кимберлитовая трубка «Мир» Якутия
Спасибо
Эндогенные процессы называют неотектоническими или новейшими. Они могут проявляться и в горах и на равнинах Эндогенные процессы (новейшие тектонические движения) В складчатых областях: возрож - дение гор, горы- вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины На платформах: вековые медлен- ные колебания земной коры
Новейшие движения В неоген-четвертичное время почти вся территория нашей страны испытала поднятие, кроме северной окраины азиатской части, центральных районов Западно-Сибирской равнины и Прикаспийской низменности. Наиболее активны движения земной коры в горах. На Кавказе их скорость составляет 5-8 см в год. В молодых горах, где земная кора пластична, образуются складки.
Экзогенные процессы - это процессы, происходящие под действием текучих вод (реки, ледники, сели), вечной мерзлоты, ветра. Экзогенные факторы Оледенение Морены Зандровые равнины «Бараньи лбы» озера Текучие воды Речные долины Овраги ложбины Ветер Эоловые формы рельефа (барханы, дюны) Человек Карьеры Терриконы тоннели
Древнее (четвертичное) оледенение Центры – г.Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана и г. Бырранга. Отсюда лед распространялся на другие территории. Результатом деятельности ледника стали округлые скалы – «бараньи лбы», морены, зандровые равнины, многочисленные озёра.
Заключение Таким образом, формирование и развитие форм рельефа является результатом совместного действия внутренних и внешних сил и процессов. Они выступают как единство противоположностей. Внутренние процессы созидательные – формируют крупные формы рельефа: равнины, горы. Внешние процессы – разрушающие, формируют более мелкие формы: речные долины, овраги и т.д.
Литература Баринова И.И. Природа. 8 класс: Учебник- М.: Дрофа, 2002г. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: «ВАКО», Электронный учебник: География. Россия. Природа и население. 8 класс,- М.,2004г. Электронная энциклопедия Пермской области, 2000г.
Урок 9. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА
19.08.2014 9787 0Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресурсы России».
Возможные варианты проверки:
1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры Западной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания - назвать тектоническую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторождения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.
2. Индивидуальный опрос:
1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектоническим строением территории.
2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к платформам и складчатым областям.
3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.
4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ресурсов и охране недр.
5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока:
1) Что такое полезные ископаемые?
2) Что такое месторождение?
3) Что такое бассейн?
4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?
6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добываем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?
7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?
8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторождения России.
9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добывается железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?
10) Какие меры необходимо применять для сбережения полезных ископаемых?
11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?
12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?
13) Какая существует классификация полезных ископаемых?
4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.
Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:
Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуализировать сведения, полученные школьниками в процессе изучения курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рельефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою последующую лекцию.
Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составление таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учителю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.
1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:
I. Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.
II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.
Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндогенных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно выделить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы действуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период - другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.
2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась - нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами... Ну, разве что в отдельных местах и изредка - во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и перемещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не замечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложенной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на прибрежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы исследовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выяснилось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уровнем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина - в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые решили множество вопросов. Например, было установлено, что Северная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускается. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы обладают большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен - это параллельная система разрывов, которые ограничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное землетрясение может произвести значительные изменения земной поверхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.
3. Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.
На повышенных участках земной поверхности происходит разрушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где откладывают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит название денудация (от лат. denudation - обнажение). Отложение породы - это аккумуляция (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопление). Скорость денудации зависит от того, какие породы разрушаются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические - более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повышает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.
Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.
1) Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести - с помощью воды или без неё - породы, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных процессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тесно, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпанием. Если падают или скатываются крупные обломки, - это камнепад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в процессе движения дробится, перемешивается, - это обвал. При больших обвалах могут быть перемещены огромные количества породы. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетрясения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки плотину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала составил 7 млрд т.
2) Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода
Наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Размыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio
Разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, - эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг - это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водотоком. Длина оврага может достигать нескольких километров, глубина - нескольких десятков метров, ширина - десятков, иногда сотен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настолько, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непригодными для какого-либо использования. Они называются дурными землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки - ручьи и реки - текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек широкие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоградской области.
3) Формы рельефа , созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой формой карстового рельефа являются воронки - замкнутые впадины конической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.
4) Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники - естественные скопления льда в местах, где преобладают низкие температуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Обломки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете откладываемые им, называются мореной. Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах - карах. Когда ледник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину - трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. Покровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располагались на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые холмистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской области.
5) Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф областей с недостаточным увлажнением - пустынь и полупустынь - обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоловыми - по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее простые эоловые формы - котловины выдувания. Это понижения, образовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной растительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высотой от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумесяца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.
6) Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа создаются на берегах морей и крупных озер. Практически все они связаны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего формируется клиф - вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи - скопления морских наносов.
7) Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распространенный тип деформации мерзлых грунтов - пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площадью до 20 км2. Толщина наледей - от нескольких до 500 м.
8) Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах - термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд невелика - обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом деятельности которых являются коралловые рифы.
9) Формы рельефа, созданные человеком. Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования - ускоряя или замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos - человек и genes - рождающий, рожденный). Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму - терриконов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных ископаемых создаются карьеры - обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений способствует возникновению или усилению оползней.
Рельефообразующий фактор |
Создаваемые формы рельефа |
I. Эндогенные: 1.Горообразовательные движения. 2.Внедрение магмы в земную кору. 3.Излияние магмы на поверхность. 4.Складкообразование. 5.Разрывы и деформации |
1. Крупные формы рельефа |
II. Экзогенные: 1. Непосредственное действие силы тяжести |
1.Осыпь. 2.Обвал. 3.Оползень |
2. Деятельность текучих вод |
1.Овраги. 2.Балки. 3.Дурные земли. 4.Долины рек |
3. Деятельность ледников |
1.Кары. 2.Троги. 3.Холмисто-моренный рельеф |
4. Деятельность подземных вод |
1.Пещеры. 2.Воронки |
5. Деятельность морских и озерных волн |
1.Клиф (береговой обрыв). 2.Пляж |
6. Деятельность ветра |
1.Котловины выдувания. 2.Дюны, барханы. 3.Эоловые города |
7. Воздействие мерзлоты |
1.Бугры пучения. 2.Термокарстовые западины |
8. Деятельность живых организмов |
1.Болотные кочки. 2.Сурчины. 3.Торфяные гряды. 4.Термитники. 5.Коралловые рифы |
9. Деятельность человека |
1.Карьеры. 2.Отвалы. 3.Терриконы. 4.Насыпи. 5.Выемки. 6.Котлованы. 7.Террасированные склоны |
IV. Закрепление материала.
Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащихся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необходимо использовать по ходу лекции.
1. По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интенсивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти районы? По физической карте определите, какой рельеф сформировался в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?
2. В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?
3. По карте «Районы распространения землетрясений» проследите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясения. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?
4. По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие - в более южных районах, где происходило таяние льда?
5. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии?
6. В каких районах России на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких - деятельность ветра?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: § 8 до с. 52, выучить ключевые слова.