Светодиодный маяк схема. Как сделать мигающий светодиод Простой проблесковый маячок своими руками

Вашему вниманию представлена, наверное, самая простая, но интересная схема мигалки на светодиоде . Если у вас есть меленькая новогодняя елочка из блестящего дождика то вмонтированный в ее основание яркий светодиод в 5-7 Кд который не просто горит, а еще и мигает – очень простое и красивое украшение рабочего места. Питание схемы 3-12 В, может быть заменено на питание от порта USB. Предыдущая статья также была про мигалку на светодиодах , но в отличие от нее данная статья расскажет про мигалку на одном светодиоде, что никоим образом не сужает ее область применения, я бы сказал даже наоборот. Наверняка вы не однократно видели подмигивающий зеленый, красный или синий огонек, например, в автомобильной сигнализации . Теперь и у вас есть возможность собрать простейшую схему мигалки на светодиоде. Ниже будет представлена таблица с параметрами деталей в схеме для определения частоты вспышек.

Кроме такого применения можно использовать мигалку на светодиоде как эмулятор автомобильной сигнализации. Установка новой автомобильной сигнализации дело не простое и хлопотное, а, имея под рукой указанные детали можно быстро собрать схему мигалки на светодиоде и вот уже ваш автомобиль на первое время «защищен». Во всяком случае от случайного взлома. Такая «автомобильная сигнализация» - мигающий в щели торпеды светодиод отпугнет неопытных взломщиков, ведь это первый признак работающей сигналки? Да мало ли где еще понадобится мигающий светодиод.

Частота с которой зажигается светодиод зависит от сопротивления резисторов R1 и R2 и емкости конденсатора С1. На момент отладки вместо резисторов R1 и R2 можно использовать переменные резисторы соответствующих номиналов. Для небольшого упрощения подбора элементов, в таблице ниже указаны номиналы деталей и соответствующая им частота вспышек.

Если мигалка на светодиоде при каких-то номиналах отказывается работать необходимо, прежде всего, обратить внимание на резистор R1, его сопротивление может быть слишком мало, а также на резистор R2, его сопротивление может быть слишком большим. От резистора R2 зависит длительность самих импульсов, а от резистора R1 длительность паузы между импульсами.

Схема мигалки на светодиоде с небольшими доработками может стать генератором звуковых импульсов . Для этого потребуется на место резистора R3 установить динамик сопротивлением до 4 Ом. Светодиод HL1 заменить на перемычку. В качестве транзистора VT2 использовать транзистор достаточной мощности. Кроме этого необходимо подобрать конденсатор С1 необходимой емкости. Выбор осуществляется следующим образом. Скажем у нас элементы с параметрами из 2 строки таблицы. Частота импульсов 1Гц (60 импульсов в минуту). А мы хотим получить звук с частотой 1000Гц. Следовательно надо уменьшить емкость конденсатора в 1000 раз. Получаем 10мкФ / 1000 = 0,01мкФ = 10нФ. Помимо этого можно поиграть с уменьшением сопротивления резисторов, но не сильно увлекайтесь, можно пожечь транзисторы.

Один из наших постоянных читателей, специально для нашего сайта предложил еще один вариант очень простой светодиодной мигалки. Смотрите видео:

Одной из самых простых схем в любительской радиоэлектронике является светодиодная мигалка на одном транзисторе. Ее изготовление под силу любому новичку, у которого есть минимальный набор для пайки и полчаса времени.

Рассматриваемая схема хоть и отличается простотой, однако, она позволяет наглядно увидеть лавинный пробой транзистора, а также работу электролитического конденсатора. В том числе, путем подбора емкости можно легко изменять частоту мигания светодиода. Экспериментировать также можно с входным напряжением (в небольших диапазонах), которое тоже влияет на работу изделия.

Устройство и принцип работы

Мигалка состоит из следующих элементов:
  • источник питания;
  • сопротивление;
  • конденсатор;
  • транзистор;
  • светодиод.
Работает схема по очень простому принципу. В первой фазе цикла транзистор «закрыт», то есть не пропускает ток из источника питания. Соответственно, светодиод не светится.
Конденсатор расположен в цепи до закрытого транзистора, потому накапливает электрическую энергию. Происходит это до тех пор, пока напряжение на его выводах не достигнет показателя, достаточного для обеспечения так называемого лавинного пробоя.
Во второй фазе цикла накопленная в конденсаторе энергия «пробивает» транзистор, и ток проходит через светодиод. Он вспыхивает на короткое время, а затем опять гаснет, так как транзистор опять закрывается.
Далее мигалка работает в циклическом режиме и все процессы повторяются.

Необходимые материалы и радиодетали

Чтобы собрать светодиодную мигалку своими руками, работающую от источника питания с напряжением 12 В, понадобится следующее:
  • паяльник;
  • канифоль;
  • припой;
  • резистор на 1 кОм;
  • конденсатор емкостью 470-1000 мкФ на 16 В;
  • транзистор КТ315 или его более современный аналог;
  • классический светодиод;
  • простой провод;
  • источник питания на 12 В;
  • спичечный коробок (необязательно).


Последний компонент выступает в роли корпуса, хотя собрать схему можно и без него. В качестве альтернативы можно использовать монтажную плату. Навесной монтаж, описанный далее, рекомендуется для начинающих радиолюбителей. Такой способ сборки позволяет быстрее сориентироваться в схеме и сделать все правильно с первого раза.

Последовательность сборки мигалки

Изготовление светодиодной мигалки на 12 В осуществляется в следующей последовательности. Первым делом подготавливаются все вышеперечисленные компоненты, материалы и инструменты.
Для удобства светодиод и провода питания лучше сразу закрепить на корпусе. Далее к выводу «+» следует припаять резистор.




Свободная «ножка сопротивления соединяется с эмиттером транзистора. Если КТ315 расположить маркировкой вниз, то этот вывод будет у него крайним правым. Далее эмиттер транзистора соединяется с положительным выводом конденсатора. Определить его можно по маркировке на корпусе – «минус» обозначается светлой полосой.
Следующим этапом идет соединение коллектора транзистора с положительным выводом светодиода. У КТ315 – это ножка посредине. «Плюс» светодиода можно определить визуально. Внутри элемента имеется два электрода, отличающихся размерами. Тот, который поменьше, и будет положительным.



Теперь осталось только припаять отрицательный вывод светодиода к соответствующему проводнику источника питания. К этой же линии подсоединяется «минус» конденсатора.
Светодиодная мигалка на одном транзисторе готова. Подав на нее питание, можно увидеть ее работу по вышеописанному принципу.
Если есть желание уменьшить или увеличить частоту мигания светодиода, то можно поэкспериментировать с конденсаторами, имеющими разную емкость. Принцип очень простой – чем больше емкость элемента, тем реже будет мигать светодиод.

Любому автомобилисту известно, что использование устройств спец. назначения (например — спецсигналы типа СГУ, стробоскопы и т.п.) является незаконным и при остановке органами полиции можете быть оштрафованы на кругленькую сумму, плюс конфискация запрещенных приборов. Поэтому статья подготовлена для ознакомительных целей — обратите внимание на этот факт.

Итак, чем отличается стробоскоп от мигалки? по идее ничем, только типом мигания светоизлучающих диодов (ну или лампочек). Мигалку можно собрать за 5 минут с применением обычного мультивибратора, но это будет простой мигалкой, а не стробоскопом, которые устанавливаются на машины гос. служб. Но к сведению зрителя — стробоскоп это просто устройство, которые вырабатывает яркие световые вспышки, так,что простую мигалку тоже можно назвать стробоскопом.

Как же собрать стробоскоп, принцип работы которого схож с мигалками, которые на полицейских машинах? Простым мультивибратором тут не обойтись, хотя наша конструкция по уровню сложности не сильно отличается от обычного мультивибратора.

Нам для начала нужен одноканальный генератор импульсов, он может быть любым, можно на базе мультивибратора или что еще проще — на основе легендарного таймера 555

Таймер подключается как низкочастотный генератор прямоугольных импульсов, частоту этих импульсов можно будет регулировать переменным резистором.

Выходные импульсы с микросхемы поступают на вход счетчика делителя. А затем начинается процесс «считывания». Выходы счетчика переключаются поочередно, когда один из выходов открыт, все остальные закрыты.
Схема устройства.

Выходы микросхемы счетчика согласованы диодами. Три выхода подключены как один, делано это для того, чтобы получить тройную последовательность вспышек для каждого светодиода. Поскольку планируется подключение мощных светодиодов, выход был усилен дополнительным транзистором (в случае каждого выходе).

Таким образом, мы можем подключить даже довольно мощные нагрузки, к примеру лампы накаливания (12 Вольт), но с учетом того, что основная мощность будет рассеиваться на транзисторах и последние будут перегреваться и довольно сильно, поэтому подобрать транзисторы с током 10 и более Ампер и установить их на теплоотвод.

Диоды самые обычные — 1n4148 маломощные кремниевые выпрямительные диоды. Работает схема просто — таймер вырабатывает низкочастотные импульсы, которые поступают на вход счетчика. Каждый импульс будет последовательно открывать и закрывать выводы с счетчика, таким образом получаются мигания, а диодная развязка сделана для того, чтобы получить несколько миганий одного светодиода. К примеру — один из светодиодов будет мигать три раза, затем тухнет, затем тоже самое происходит со вторым.

Вторая схема работает точно по такому же принципу, только тут светодиоды подключены ко всем выходам микросхемы. Таким образом у нас получается эффект бегущей строки.

Светодиоды самые обычные (только не сборка), но при желании можно управлять нагрузками большой мощности, добавив выходные транзисторы в качестве усиливающего элемента, точно так, как это сделано в первой конструкции, ниже приведена схема бегущей строки.

В этой схеме точно таким же образом, как и в первой, можно регулировать частоту переключений светодиодов. Этот вариант тоже является спецсигнальным устройством, усилив выход и заменив светодиоды на сверхяркие, получим незаконный прибор, так, что советую собрать только для ознакомления, по крайней мере не использовать в машине.

Печатная плата для первой схемы доступна для скачивания . Удачи!

Должны быть установлены на расстоянии не менее 1200 мм. от центра лампы до земли.

Маячки/световые балки нужно устанавливать так, чтобы они были видны с любой стороны, на разумной дистанции.

Плоскость основания установленых маяков/автолюстр, должна быть параллелна земле. У спец. сигналов устанавливающихся на плоскую крышу, и имеющих поперечную ось симметрии, поперечная ось симметрии должна совпадать с продольной осью симметрии транспортного средства.

При монтаже маяков/световых балок на транспортное средство с установленым радио, расстояние от антены должно быть не меньше 500mm.


Кабель питания спец. сигнала должен быть проложен отдельно, вдалеке от чуствительных кабелей (радио, антена, антиблокировочная, тормозная система и т.п.). Если так сделать не возможно, допускается пересечение кабелей под прямым углом.

Внимание - соблюдайте режим энергопотребления. Верно выбирайте кабель и реле переключения.

До демонтажа, отсоедините устройство от источника питания.

В течении 5 минут после отключения ксенонового маяка или световой балки, остается опастность удара электрическим током, при касании к не изолированным элементам. Не трогайте лампочку и стеклянную трубку голыми пальцами. Не затягивайте винты крепления линзы.

Полная инструкция по монтажу прилагается.

Крепление. Источники питания. Свет

Крепления маяков может быть различным: кронштейн , магнит , болты (бывают крепления на одном болте, бывают на трех). У каждого типа крепления есть ряд особенностей. Установка на кронштейн весьма проста, но на автомобилях с высоким габаритом этот тип крепления использовать не рекомендуется). В этом случае рекомендуется использовать низкопрофильные проблесковые маяки. В случае, если проблесковый маяк используется время от времени, часто останавливают свой выбор на маяках с креплением на магните. Как правило эти маяки подключаются к бортовой системе автомобиля через прикуриватель. Минус данных маяков - ограничение по максимальной скорости движения (порядка 80 км/ч). Хотя если вспомнить то, где используются эти маяки, возможно это и не является минусом. Наконец, установить проблесковый маяк можно с помощью болтов (либо 3 болта под углом 120 градусов, либо 1 болт по центру). Для установки этих маяков необходимо делать отверстие в крыше автомобиля.

Источник питания маяка - это, в основном, постоянный ток. Хотя почти закончены разработки маяков на батарейках.

В маяках может быть три источника света: галогенновая лампа , ксеноновая лампа и светодиодный модуль . Именно от источника света зависит цена маяка и срок его службы. Галогеновая лампа при работе выделяет много тепла, а в совокупности с высокой температурой окружающей среды это может существено сократить период работы маяка. Также потребляемая мощность такого маяка довольно высока по сравнению с другими типами источников. Еще один из минусов таких галогенового источника света заключается в том, что проблеск в маяке обеспечивается постоянным вращением "шторки" вогруг лампы. Дополнительные движущиеся части в маяке надежности ему не прибавят. Ксеноновая лампа лишена минусов предыдущего. Как правило это вообще импульсные маяки, режим которых напоминает режим работы стробоскопа.

Диапазон рабочего напряжения - от 10 до 50 вольт. В ксеноновых маяках часто вместо лампы установлен модуль с печатной платой, который по сути своей является одноразовым, что и является его минусом. Замыкает цепочку цен маяк со светодиодным модулем. Диоды работают очень долго и несмотря на разницу в цене в 2, иногда в 3 раза по сравнению с галогеновыми, прослужат они на порядок больше. Именно светодиодные источники света используются взрывозащищенных маячках.

Хорошая автомобильная сигнализация, такая как «Convoy», «Sheriff», «Alligator» и др. стоит не мало денег. Но, сделав простое устройство (см. схемы), на базе мультивибратора, можно легко сымитировать её и этим самым приблизительно на 40-50 % , а то и больше, уменьшить вероятность угона автомобиля. Ведь автомобильным ворам проще и безопаснее «вскрыть» машину без признаков сигнализации, а таких, к сожалению, хватает.

Обычно, на автомобилях с активированной (включённой) сигнализацией, мигает красный, синий или зелёный светодиод в салоне. Устанавливают его обычно где-то на передней стойке салона. Сделать такое устройство можно по следующей схеме.

Детали в имитаторе применяются не дефицитные, транзисторы можно использовать КТ315, или КТ815, КТ972, электролитические конденсаторы 50-100 мкФ 16 В, светодиод АЛ307 и несколько резисторов на 10 и 0,5 кОм. Такие радиодетали можно без проблем найти в старых телевизорах, принтерах и других устройствах.

Изменением ёмкости конденсаторов можно менять паузу или время свечения светодиода (один отвечает за паузу, второй за свечение). Светодиоды в этой схеме загораются плавно и также плавно тухнут. Время свечения и паузу, на мой взгляд, лучше оставить симметричную, т.е. поставить оба конденсаторы на 100 мкФ.

Схема начинает работать при питании с 3 вольт, но лучше её запитать от 9-12 В, тогда свечение светодиодов будет максимальное и имитатор будет заметнее.

Запитать можно от бортового аккумулятора или «Кроны» 9 В, в худшем случае 2 батареек на 1, 5 В. Но! Запитывать надо скрытно, т.е. проводку и плату скрыть и вывести наружу только светодиод, а не от прикуривателя, как некоторые. Иначе, вор сразу поймёт, что это муляж.

Есть и другие варианты моргалок, например, на базе несимметричного мультивибратора. Схема построена на транзисторах разной проводимости. В отличие от предыдущего варианта эта схема запитывается от одной или 2 пальчиковых батареек, т. е. 1,5 -3 В и хватает её примерно на полгода. Но, при желании устройство можно питать через делитель напряжения и от бортового аккумулятора 12 В.

Работает она несколько иначе, чем предыдущая схема, светодиод загорается вспышкой и быстро тухнет. Как для меня, первый вариант более по душе.

Если устройство собрано согласно схеме, без ошибок - работает сразу же и не требует никакой наладки, разве что при желании подстроить можно частоту мигания. Транзисторы в данной схеме используются кремниевые, КТ315 и КТ361 с любыми буквенными значениями. Регулировку (частоту генератора) можно менять в достаточно больших пределах при помощи R1 и С1.

Но, при сборке надо учесть что конденсатор С1 в этой схеме должен быть обязательно типа КМ, т. е. не электролитический, не полярный. Светодиод можно поставить любого цвета, но обычно это красный или синий.

Сама же схема экономичная и продолжает работать при падения напряжения до 1 вольта. Такое имитирующее устройство, из-за высокой экономичности, часто ещё используют радиолюбители и не только, для "охраны" квартир, дачных домиков, гаражей и т. п. Для этой цели есть и более надёжные варианты, например GSM сигнализация, более подробно .

Есть и другие схемы имитаторов, все они работают примерно одинаково, но те, что приведены здесь, проверены и работают на 100%.

Приведённые выше схемы имитаторов сигнализации - это так называемая «пассивная» защита от угона или кражи. Эти схемы хоть и простые, но стоит того чтобы повозиться и сделать устройство, особенно если автомобиль у вас новый и привлекательный, а тратится на реальную сигнализацию не хочется, или нет времени или желания.

Loading...Loading...