Смотреть что такое "Раав" в других словарях. Блудница герой веры Была ли раав блудница бабушкой вооза

Спрашивает Марина
Отвечает Виктор Белоусов, 17.11.2014


Марина спрашивает : "Здравствуйте дорогие братья и сёстры
отвечающие на вопросы! Я нашла на сайте ответ по поводу кто была
такая Рахав из родословной Иисуса НО хотелось бы задать его еще раз так как и в русской Библии и в других переводах РаХав и РААв блудница всётаки пишутся по-разному. Мой Вопрос НЕ почему так пишется имя а ГДЕ еще есть доказательства того что в родословной Иисуса именно блудница РААв а не просто женщина по имени РаХав?"

Мир Вам, Марина!

Раав (Рахава) [евр. Рахав]: 1) (возм., "ширина"), иерихонская блудница, к-рая укрыла двух посланных Иисусом Навином соглядатаев и
оказала им помощь при побеге, попросив за это сохранить жизнь ей и ее семье. Соглядатаи пообещали ей это, предупредив, что она
должна привязать к окну своего дома красную веревку, чтобы израильтяне, придя в Иерихон, не причинили вреда тем, кто находится
в этом доме (). Так и произошло: Иисус Навин при завоевании Иерихона сохранил жизнь Р. и ее родным (). За свою
веру Р. упоминается в НЗ ( ; ). Она стала праматерью Иисуса Христа ( ; ср. ); (Словарь Брокгауза)

Во-первых - действия Рахав по вере для помощи израилитянам высоко оценены Библией ( ; )

Во-вторых - действительно, в самом тексте Библии не утверждается на 100% что это была именно та Рахав из Иерихона, хотя это весьма вероятно.

Причина высокой вероятности то, что в родословии Христа также есть и Руфь, и Вирсавия - что косвенно указывает и на "иерихонскую" Раав. Это 3 женщины (хотя в родословиях тех времен только мужчины), имевшие языческое и\или греховное прошлое, но покаявшиеся, их Бог не только принял, но и через них родился Иисус. В этом также подтекст спасения для всех народов - что Христос по-плоти был не только иудеем, но в его матери (как и в Давиде) была не только лишь "чистая" израильская кровь, но также покаявшихся людей.

Благословений Божьих,

02 сен

Она была первой женщиной-шпионкой в истории разведки. Свидетельство тому - её деяния, описанные в Библии


© Фото: en.wikipedia.org

В XVI в. до н.э., а может быть, и двумя веками позже (данные разнятся), начался исход евреев из Египта, где они 400 лет пребывали в плену. Согласно Библии, еврейский пророк и основоположник иудаизма Моисей сплотил израильские племена в единый народ и повёл его через Аравийскую пустыню в Землю Обетованную (от слова обет, обещание). Землёй этой, обещанной Богом Израилю, был Ханаан – «Страна пурпура», жители которой первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды.

«И сказал Господь Моисею, говоря:

Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них… …И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?

И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?

И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет? Будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда…»

Даже с современной точки зрения это – классический инструктаж для разведчиков, засылаемых в неприятельский тыл.

Двенадцать разведчиков – по одному из каждого колена Израилева – вёл еврей по имени Осия, сын Навина. Происходил он из колена Ефремова и был переименован Моисеем в Иисуса (став единственным человеком в Библии, который был одарен тем же именем, что и Христос) в знак того, что именно он спасет народ от бедствий странствования в пустыне и введёт в Землю Обетованную.

«И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней»… и рассказали Моисею: «пришли мы в землю, в которую ты нас послал. И, в самом деле, течёт она молоком и мёдом, и вот плоды её» - и в качестве доказательства они представили роскошные фрукты, среди которых были гранаты и смоквы, в изобилии росшие в той земле, и огромная кисть винограда, которую на шесте несли два человека. Но, рассказали разведчики, люди, живущие там, очень сильны, их города окружены толстыми и высокими стенами, и, что самое страшное, среди них есть исполины, сыны "от исполинского рода” Енакова … «и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».

Описав, где какой народ живет в Ханаанской земле, разведчики, в конце концов, заявили Моисею, что израильтяне никогда не смогут овладеть ею. И только Иисус Навин и Халев, сын Иефонниин, сказали, что это возможно. Остальные десять хотели побить их за это камнями. Но тут вмешался Бог Яхве и осудил сомневающихся на скитания и смерть в пустыне. Что вскоре и произошло.

В течение всего странствования евреев чрез Аравийскую пустыню Иисус Навин был главным помощником Моисея, а после его смерти возглавил израильтян. Согласно знаменитому еврейскому историку и военачальнику Иосифу Флавию, Иисусу Навину было в то время 85 лет. Около 1550(?) года до н.э. он привел свой народ на восточный берег Иордана и расположился лагерем напротив Иерихона в долине Ситтим, в 6 или 7 милях от восточного берега Иордана на полях Моавитских. Перейдя Иордан, Иисус Навин устроил свою штаб-квартиру на полпути между Иерихоном и Иорданом в древнепалестинском городе Галгале - первой стоянке евреев в Земле Обетованной. Отсюда до Иерихона – «города пальм», расположенного на правом берегу Иордана, было около пяти километров. Интересно, что примерно через полторы тысячи лет у того места, где Иисус Навин перешёл Иордан, Иисус Христос в возрасте 30 лет принял крещение от Иоанна Предтечи (Крестителя).

Соглядатаи

Иерихон был первым городом-крепостью, который преграждал израильтянам доступ в вожделенный Ханаан, и брать его с ходу Иисус Навин не решился. Город был окружён двойной стеной высотой 10 метров. Между стенами был проход в 5 м шириной. Внешняя стена была толщиной 2 м, а внутренняя - 4 м. Правда, стены эти покоились на не очень прочном фундаменте из полуметровых кирпичей толщиной 10 см., скрепленных грязью. Поверху обе стены соединялись надстройками из жилых домов, окна которых выходили внутрь крепости и на наружную стену.

Прежде чем приступить к штурму города, Иисус Навин решил провести разведывательную операцию, наподобие той, что предпринял в своё время Моисей, и собрать как можно больше сведений о противнике. Он тайно послал на разведку двух воинов, переодетых в ханаанские одежды. Под покровом ночи они вышли из лагеря в Ситтиме, переплыли Иордан, и утром, дождавшись, когда откроются городские ворота, проникли в Иерихон, смешавшись с толпой торговцев и крестьян.

Весь день разведчики бродили по городу, расспрашивая его жителей о самых разных вещах и высматривая слабые места в его обороне, а когда надумали вернуться в лагерь, оказалось, что крепостные ворота уже закрылись.

В сумерках они отыскали единственный дом, куда мужчины могли входить после наступления темноты, не привлекая к себе внимания. Это был постоялый двор и одновременно бордель, хозяйкой которого была Раав. Дом этот, расположенный в надстройке, которая соединяла крепостные стены города, был чрезвычайно удобен ещё и тем, что его окна выходили как раз на наружную сторону внешней стены.

Не исключено, что в случае необходимости искать убежище именно в этом доме посоветовал разведчикам сам Иисус Навин. Он мог познакомиться и завербовать Раав ещё во время своей разведывательной миссии в земле Ханаанской, и на протяжении всего этого времени поддерживал с ней связь через своих агентов, получая нужную ему информацию.

Ничего невероятного в этом нет. Ведь согласно Талмуду, Раав была одной из четырёх красивейших женщин на свете. Особым благонравием она не отличалась, любила повеселиться и с удовольствием принимала у себя не только приближённых к царскому двору, но и богатых купцов и знатных путников. Так что её знакомство с Иисусом Навином было вполне возможным.

Раав прекрасно знала о панических настроениях, царящих в городе и его окрестностях. Об этом каждый день говорили женщины, собиравшиеся у колодцев – традиционном месте обмена новостями, и ночевавшие у неё в доме постояльцы.

По слухам, которые наводили ужас на жителей Иерихона, израильтянам помогал их великий Бог Яхве. Он сам шёл пред ними, указывая путь в пустыне, днем в "столпе облачном, а ночью в столпе огненном”. (Исх.40:36, Чис.9:17 и дал.).

По его повелению воды Чермного (Красного) моря расступились и пропустили Моисея и ведомый им еврейский народ, а затем снова сомкнулись и погубили войско фараона, которое гналось за ними.

Он помог израильтянам одержать победу над аморейскими царями - Сигоном, который царствовал в Евсевоне и не разрешил израильтянам пройти через его земли, и великаном Огом, который царствовал в Васане. Это его подданные - сыны "от исполинского рода” Енакова - навели своим видом сильный страх на соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра Земли Обетованной: «и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их»… Со страхом шептались жители Иерихона о том, что великий Бог Израиля отдал еврейскому народу ханаанские земли, и вскоре этот грозный народ окажется у ворот города. И что нет никаких шансов воевать с ним и превозмочь его, потому что Сам Бог, Творец неба и земли ведет его!

Блудница, спасённая верой

Раав понимала, что её народ уже побеждён этим страхом ещё до сражения с израильтянами и потому обречён на смерть. И она отреклась от него. Первая и единственная в Иерихоне она приняла Бога израильтян в своём сердце и, желая спасти себя и своих родных, укрыла в доме разведчиков Иисуса Навина.

Но в городе нашлись наблюдательные люди, обратившие внимание на двух подозрительных чужестранцев, которые слишком активно расспрашивали жителей о самых разных вещах и сеяли панику среди населения, и в местные «компетентные органы» поступил донос. «Контрразведка» иерихонского царя работала эффективно и быстро установила, что вражеские лазутчики скрываются в доме Раав. Об этом было доложено царю, который велел немедленно послать туда стражников и арестовать соглядатаев.

Посланцы царя, которые, по всей вероятности, сами не раз бывали гостями весёлого заведения Раав, пришли к ней и передали царское повеление: "Выдай людей, пришедших к тебе, ибо они пришли высмотреть всю землю”. Женщина прекрасно понимала, что, спрятав соглядатаев в своём доме, она подвергает себя смертельной опасности, и если их обнаружат, то её казнят. Причём сразу же. Иерихонский царь славился быстрым правосудием, а преступление Раав было очевидно. Хладнокровная и хитрая, она разыграла удивление и заявила посланцам царя, что никого чужих у неё нет, а пришельцы, о которых они спрашивают, недавно ушли в сторону городских ворот. И добавила: "Гонитесь скорее за ними; вы догоните их”.

Сама же спрятала опасных гостей под снопами льна, разложенными для просушки на плоской крыше дома. Когда все утихло, Раав поднялась на крышу и взяла с израильских разведчиков клятву, что в обмен на её услуги она и вся ее семья будут защищены израильтянами, когда они возьмут город:

«Господь, ваш Бог, есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак, поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому моего отца, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых моего отца и мою мать, и моих братьев, и моих сестёр, и всех, кто есть у них, и избавите наши души от смерти». (Библия, Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина).

Разведчики поклялись и сказали, чтобы Раав привязала червлёную (красную) веревку к окну, чрез которое они спустятся, как знак того, что этот дом и все его обитатели находятся под защитой израильтян. После чего Раав спустила их на верёвке из окна и сказала им: «идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдете в путь ваш… Они пошли и пришли на гору, и пробыли там три дня, доколе не возвратились гнавшиеся за ними. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли.

Таким образом, два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось.

И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас». (Библия, Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина. Глава 2, стих 24) И случилось то, что и должно было произойти. Как описано в Библии, стены Иерихона рухнули на седьмой день осады города Израилем, после звука «иерихонских труб», когда громко воскликнул весь народ израильский, выполняя тем самым повеление Бога Яхве.

Участь жителей была страшной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом», а сам город сожгли. Пощадили только Раав и тех, кто укрывался в её доме…

Жестокость израильтян

Многих, кто впервые читает Ветхий Завет, и особенно - искренне верующих, поражает жестокость израильтян, уничтожавших целые города и народы и бесчеловечный характер Бога Яхве, повелевающего иудеям совершать страшные деяния, описанные в книге Иисуса Навина.

Понять причины подобной жестокости отчасти помогает открытие ирландского археолога доктора Роберта Александра Макалистера. В 1902 году во время раскопок в Палестине он обнаружил жуткие свидетельства языческих культов Ханаана. Это были человеческие жертвоприношения и в основном детские.

«В одной из пещер нашли многочисленные детские трупы. Они были захоронены в кувшинах. Всем этим детям исполнилось не более 8 дней. Ни у одного из них на теле не обнаружили какой-либо травмы или насильственной смерти. Только на останках двух младенцев были замечены следы обугливания. Наверно, их еще живыми втиснули в кувшины, в большинстве случаев головами вниз. Потом детей похоронили в „святом месте"… Речь здесь, безусловно, шла о „священных жертвах"»... «Остатки сожженных детей помещали в специальные урны и хоронили в особом святилище, которые современные ученые называют тофетом». (А. А. Опарин, «У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина»).

По свидетельствам греческих и римских источников, ханаане приносили детей в жертву Молоху - семитскому божеству финикиян и аммонитян, которому также поклонялись в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее.

Поклонялись Молоху евреи и в начале Исхода из египетского плена: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя» (Книга пророка Амоса. Поклонялись они ему даже во времена царя Соломона - то есть через 600 с лишним лет после Исхода: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» . Но среди евреев, в отличие от ханаанян, это явление не было повсеместным, потому что Моисей а, следовательно, и наследовавший его власть Иисус Навин выступали категорически против поклонения языческому божеству и уж тем более в такой извращённой форме. «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего» .

В Библии говорится, что приговор за это преступление должен быть для иудеев очень суровым. «Скажи сие сынам Израилевым: кто...даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти, народ земли да побьет его камнями». Если двое свидетельствовали, что еврей нарушает запрет и отводит ребенка к жрецам Молоха, суд приговаривал его к побиению камнями.

Библия не указывает, как выглядел Молох, но это известно из семитских источников, в основном финикийских. Согласно этим источникам, Молох представлял собой медное изваяние человека с мордой тельца или собаки с протянутыми вперед руками, в которых на разной высоте он держал 7 сосудов (алтарей) для жертвоприношений. В каждый сосуд помещали живую жертву (чем выше сосуд, тем важнее жертва) и в седьмой – самого мальчика. Согласно другим описаниям, мальчика приносили в жертву на медном блюде.

Торс изваяния был полым и внутри его разжигался огонь. Перед изваянием сооружалось семь палат. Человеку, пришедшему принести в жертву птицу, велели делать это в первой палате, овцу — во второй, ягненка — в третьей, тельца — в четвертой, быка — в пятой, вола — в шестой; двери в седьмую, сокровенную палату — обиталище идола — предназначались для того, кто пришел принести в жертву собственного сына.

Действо жертвоприношения начиналось с того, что отец целовал идола. Затем жрецы разжигали огонь внутри изваяния и ждали, пока руки идола не раскалялись добела. Тогда ребенка клали на ладони Молоха, и его крики тонули в сопровождавших церемонию громких ударах жреческих барабанов. Жрецы Молоха устрашали и запугивали всех родителей тем, что если они не насытят идола, то он воспылает яростью и убьет всех остальных детей. Этого больше всего боялись женщины.

Возможно, что именно жертвоприношения новорожденных младенцев Молоху стали ещё одной причиной, по которой Раав отреклась от своего народа и перешла на сторону израильтян. Ведь она знала, что и Моисей, и Иисус Навин запрещают ритуальные убийства младенцев,

Блудница в ряду героинь веры

История блудницы Раав и спасённых ею соглядатаев, посланных Иисусом Навином осмотреть Иерихон, одна из наиболее известных в Ветхом Завете. Эти образы привлекали к себе взоры многих древних иудейских и христианских экзегетов - толкователей библейских текстов.

По Библии, Раав - блудница, спасенная Верой: "Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными ” (Библия, Новый Завет.

Но Раав не просто блудница, спасенная верой, а блудница в ряду героинь веры. Ведь с падением Иерихона её история не заканчивается. Она только начинается. Евреи ненавидели иноплеменников, а её - иноплеменницу и язычницу - не только пощадили, но и приняли в иудейском народе.

Согласно мидрашу (раздел устной Торы, который включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе), Раав, приняв иудаизм, вышла замуж за Иисуса Навина и стала праматерью пророчицы Олдамы, пророка Иеремии и пророка Иезекииля. Что, впрочем, многие толкователи Библии подвергают сомнению, поскольку, как свидетельствует Иосиф Флавий, Иисусу Навину было в ту пору 85 лет. С другой стороны, это может быть косвенным свидетельством того, что Иисус Навин действительно знал Раав ещё до падения Иерихона.

В отличие от мидраша, в Новом Завете говорится, что Раав (Рахав) вышла замуж за иудейского князя Салмона (считается, что он был одним из двух разведчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон) и … стала праматерью царя Давида и самого Иисуса Христа.

Награда

На сленге спецслужб термин «спящий» означает глубоко законспирированного агента под надёжным прикрытием, который был заслан в неприятельский лагерь или завербован непосредственно на месте и получил задание «залечь на дно» и потихоньку завязывать контакты в течение нескольких лет.

Таким образом, с точки зрения современных спецслужб библейская история блудницы Раав - это классический пример «спящего» агента, а Библия – первое документальное свидетельство успешной работы такого агента на вражеской территории, его спасения и вознаграждения за проделанную работу. И какого вознаграждения! Иноплеменнице выйти замуж за иудейского князя и одного из приближённых Иисуса Навина (или даже за самого Иисуса Навина) – это ли не высшая награда для бывшей блудницы и т айного агента.

Счет гостиницы из римских времен:
Вино и хлеб 1 ас.
Горячая пища 2 ас.
Сено для мула 2 ас.
Девушка 8 ас.
Постель особо не названа;
она включена в счет за девушку.
Бирт

«Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11,31).
«И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю…» (Иис. Н. 2,1-21).
«И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины, и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее…» (Иис. Н. 6,22-25).
Библия — правдивая книга, которая не толчется вокруг фактов. Вещи называются прямо, без обиняков. Библия говорит, что Раав — блудница, женщина, которая продавала свое тело за деньги.
Это прискорбное сообщение часто хотели завуалировать тем, что установили: она была владелицей постоялого двора. Вероятно это даже верно. Но все-таки остается фактом, что она была девушкой легкомысленного поведения….

В 11 главе послания к Евреям мы находим славный перечень имен тех, которые подвизались «добрым подвигом веры», как герои и герои ни. Как же блудница Раав смогла быть причисленной к этому перечню? Разве «титул», данный ей в Священном Писании, не есть весьма нелестный?

Мы встречаем образ Раав не только в послании к Евреям, но и апостол Иаков в своем послании упоминает ее имя. Когда он называет Авраама, как представителя всех верующих из израильтян, то Раав выступает представительницей всех верующих из язычников: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?», Иакова 2:25.

В Евреям 11:31 мы читаем: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными».

Наконец имя Раав мы находим даже в родословной Иисуса! Она была удостоена величайшей чести стать прародительницей Господа: » Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея», Матфея…

В летописи мирового шпионажа классической считается так называемая «Иерихонская операция» -которая прославила как ее руководителя — иудейского полководца Иисуса Навина, так и его тайного агента — блудницу Раав.

…Много веков крепость Иерихон стояла на страже у входа в землю обетованную. Город располагался за водной преградой — рекой Иордан.

В эту весеннюю пору Иордан с ревом клокотал под стенами крепости, будто зверь, рвавшийся на волю. Казалось, взять Иерихон невозможно. К тому же Иисус Навин не знал, что творится за его стенами: какова численность гарнизона, крепок ли его моральный дух, какими припасами располагает, готов ли к длительному сопротивлению.

Иисус Навин действовал решительно и дерзко: он послал в разведку двух молодых воинов, переодетых в хананейские одежды. Его наказ был короток и строг: «Идите и высмотрите» . Под покровом ночи лазутчики переплыли Иордан. А утром, как только открылись городские ворота, проникли в город и смешались с…

Блудница (Быт 38:15) - слово это вообще прилагаемое к непотребной женщине, употребляется в Свящ. Писании вообще для означения нечестивого и развратного образа жизни Израильтян, если они нарушали завет с Богом и предавались идолопоклонству и другим порокам (Ис 1:21). Что класс блудниц, или непотребных женщин, существовал у Хананеев, первоначальных жителей Палестины, это видно из истории Фамари (Быт 38:15). Во времена патриархальные и Моисеевы были строгие законы относительно блудодеяния. История блудницы Раав (Нав 2:1, 6:16) доказывает, что Израильтяне, вступая в Обетованную землю, нашли уже в ней этот класс женщин. Во времена Соломона упоминается о двух женщинах блудницах, живших в одном доме (3Цар 3:16). В царствование Езекии встречаются упоминания уже о домах блудилищных (4Цар 23:7). Отличаясь от честных женщин особенностью в одежде, местопребыванием у ворот, что на дороге (Быт 38:14), на улицах, площадях, блудницы в первоначальное время довольствовались за свои бесчестные услуги…

В.Я. Канатуш

Верой Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными.

Каждый из героев веры занимает в плане Божием свое уникальное место, обладает строго индивидуальными, присущими только ему чертами. Каждый из них - личность оригинальная, наделенная редкими, исключительными качествами. Каждого из них Господь одарил богатством внутренних особенностей и духом живой веры, поставив на том месте в истории, которое предусмотрела Его воля и Его премудрое Провидение.

Это то, что мы получаем от Бога. И если бы Господь ограничивался только тем, что Он дает, и не нуждался в сотрудничестве человека, в соработе его воли для выполнения Его планов, то что стоили бы наши рассуждения о героизме веры праведных людей.

Библия показывает, что есть нечто, во многом зависящее и от человека - его воли, его усилий, его стараний, от его доли участия. За эту-то заслугу Господь и…

Читая Иисуса Навина столкнулся с таким фактом.
«И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене;» (Иис.Нав.2:15)
«Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания» (Иис.Нав.6:19)
«И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского» (Иис.Нав.6:22)
Как это понять? Какие будут мнения?

Алвин
Христианин
26/02/13 15:03
aleks-vine@ЖЖ

Для начала можно убрать те слова, которые были добавлены при переводе (в квадратных скобках). Получаем:И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене;» (Иис.Нав.2:15)

Упоминания о проститутках («блудницах») встречается в Ветхом Завете. Блудница Раав жила в Иерихоне во II тыс. до н. э. (Иисуса Навина 6:16). Бороться с ними пытались только изредка, и, как, правило, не очень успешно.

(блудница Раав)

Считалось, что богиня Афродита была куртизанкой. Поэтому в Пафосе, как и в других посвященных ей храмах, обязательно проживала группа сакральных проституток.

В Вавилоне жрицы любви (в прямом смысле слова, ведь эти женщины действительно были жрицами в храмах) были очень уважаемы. Более того: каждая вавилонянка должна была однажды в жизни отдаваться за деньги чужестранцу в святилище Афродиты.

Первым, кто ввёл налог на занятия проституцией, был афинский законодатель Солон (между 640-635 - около 559 г. до н. э.). При нём же возникли бордели («диктерионы»), с девушками, стоявшими нагими у входа для завлечения клиентов.

Высшим слоем проституток были…

Блудница Раав была одной из самых непонятных для меня героинь Священного Писания. То есть понятно, что в итоге она перестала быть блудницей, и это хорошо. Но в Библии выделяется не это, а другой ее поступок, благодаря которому женщина попала в «Галерею героев веры» (см. Евр.11:31). Поступок, как мне казалось, ординарный: она спрятала израильских разведчиков, помогла им бежать и договорилась с ними о том, что при нападении на город ее семья не будет убита. Раав можно понять, но... в чем тут вера-то?..

Взгляд изнутри
Поведение Раав кажется неоднозначным. Во-первых, ее поступок не назовешь образцом патриотизма: как-никак она укрыла не соотечественников, а разведчиков-чужаков, пришедших захватить город. Во-вторых, по признанию самой Раав, весь ее народ был в страхе перед израильтянями из-за тех чудес, которые сотворил для евреев Бог, то есть она была на стороне сильных захватчиков, а не слабых осажденных. В-третьих, эта женщина выглядит эгоисткой: «Пусть весь город будет уничтожен, только моих родных спасите», – не похоже на героизм...Однако не каждую блудницу Бог записывает в героини веры. Значит, стоит присмотреться к Раав повнимательнее. Разглядеть историю Раав мне помог случай.

Мы путешествовали по Европе и в одном из городов увидели старинную крепость. Издали она казалась обычным замком обычного размера. Но вблизи этот «обычный замок» оказался городом-крепостью, в котором и за сутки не рассмотреть всех закоулков и ходов. И вот тут я начала понимать обстановку, в которой жила Раав. Она обитала в укрепленном городе под названием Иерихон. Что такое укрепленный город – я могла увидеть своими глазами: передо мной был почти такой же. Множество ходов – закрытые и открытые; подземелья с решетками; казармы, фуражные комнаты и столовые; многоярусные башни и парадные залы с высоченными сводами – размером с многоэтажный дом... Чтобы изучить все закоулки этого сложного города-муравейника, понадобился бы не один месяц. Но главное – это стены. Они играют особую роль в истории Раав. Ведь она жила в стене.

Если кто-то думает, что женщина ютилась в этакой нише два на два метра, как я раньше предполагала, – этот кто-то ошибается. Вы бы видели эти стены! Я зашла в проход, который находился внутри стены: это была полноценная двухполосная улица, где точно бы разъехались две, а то и три лошади с телегами. А в наше время пара джипов уж точно разминулась бы в таком тоннеле. Но это еще не все: при желании один из джипов смог бы свернуть в боковую комнату, где мог бы разместиться обеденный стол, и оставалось место для пары диванов и камина. И все это – в стене! Вы представляете ее толщину? Мощность укреплений? Средняя городская квартира – мелочь по сравнению с возможной жилплощадью Раав. И вот такой город-бастион предстояло атаковать израильтянам. Зачем им было лезть на эти глыбы? На то были свои причины.

Народный грех
Когда сегодня некоторые говорят об «израильтянах-захватчиках», они упускают из виду причины передела земли, который произошел тогда в земле Ханаанской. Но в Библии, в книге Бытие, сказано четко: Бог не сразу дал Израилю землю обетованную, Он ждал 400 лет. Эти четыре века племена, живущие в Ханаане, обитали там и «наполнялась мера беззакония своего» (см. Быт.15:16). Бог терпел – и заставлял Свой избранный народ ждать. У жителей Ханаана было время покаяться. Но они продолжали творить мерзости, которых ни один человек не стал бы терпеть так долго, как терпел Господь... Они приносили в жертвы своим идолам людей, в том числе детей – собственных первенцев (см. Втор.12:31); они занимались ритуальной проституцией в «священных рощах»; они поклонялись змеям, следовали откровенно сатанинским культам, практиковали черную магию. Жестокость и извращение стали нормой жизни этих народов, а библейские слова о том, что они «дополняли меру беззакония», означают, что жители Ханаана со временем лишь умножали свои грехи. Творя зло, они не знали меры. Но она была – та грань, за которой человека или целый народ настигает суд.

В конце концов, даже терпение Бога было исчерпано, и Он сказал: «Хватит». Из Египта вышло 2 миллиона мужчин, не считая женщин и детей, а через 40 лет их стало на порядок больше. Нашествие многомиллионного Израиля должно было положить конец беспределу в Ханаане. Исторической миссией евреев тех времен было изгнать морально разложившиеся народы со Святой Земли. Если нужно, то под угрозой меча (см. Втор.11:22-23; Лев.18:24; Исх.34:11; Иис.Нав.13:6).

Понимала ли Раав, что ее народ заслужил такую участь? Может быть. Во всяком случае, она сказала израильским разведчикам: «Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость... ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис.Нав.2:9,11). У язычников Ханаана был выбор: раскаяться, последовать за истинным Богом и стать частью Божьего народа, как и сделали некоторые из них, – или навсегда уйти с земли, обещанной потомкам Авраама. Раав сделала свой собственный выбор, независимо от выбора сограждан: она встала на сторону Бога. И вот тут мы вплотную подбираемся к самой сути – к тому, в чем заключалась вера и смелость Раав.

Исключение
Иерихонцы, хоть и боялись евреев, все-таки решили не сдаваться, а биться за свое «право на грех». Раав же отделилась от большинства. Не патриотично? Но ведь патриотизм – это не глупость за компанию. Раав не захотела «следовать за большинством на зло» (см. Исх.23:2). Не стала прыгать в пропасть только потому, что так делали все. Она самостоятельно подумала и приняла собственное решение... В отличие от греха, вера в Бога не может быть за компанию, это всегда личный выбор. А за домом Раав следили люди царя – парни из Иерихонской «контрразведки» (см. Иис.Нав.2:3). Если бы они поняли, что эта женщина укрыла агентов Израиля, с ней обошлись бы, мягко говоря, не по-джентльменски, учитывая нравы язычников. Когда понимаешь это, понимаешь и другое: Раав проявила поистине героическую смелость ради спасения своих родных. Она рискнула собой – и не прогадала.

Позже, когда произошло знаменитое «Иерихонское чудо», Бог ответил на поступок Раав, также выделив ее из толпы. Было это так. Израильский народ, до того хранивший полное безмолвие, в один момент воскликнул: миллионы воинов подняли голос. Было ли дело в резонансе звука или Господь добавил к природным силам Свою силу, но в результате стены Иерихона пали. Сами собой, без вмешательства людей. Вся эта громадина, сложенная из камней и накрепко зацементированная – рухнула в один момент... кроме той части стены, где жила Раав, где собрались в ожидании избавления ее родные. Они не погибли «за компанию» с остальными, а остались невредимыми. Личный выбор Раав сделал ее исключением из правила. Ее дом не был разрушен. Ее семья осталась жива и стала частью народа Божьего.

На «ты»
Но вера Раав проявилась не только в ее выборе – укрытии разведчиков. А еще и в том, о чем она договорилась с ними. А именно: она повесит на окно красную веревку, а еврейские воины, увидев ее, оставят в живых всех, кого найдут у нее дома. Раав верила, что разведчики и предводители многомиллионного войска не забудут отдать всем солдатам приказ: «Не трогайте Раав». Она всерьез рассчитывала, что израильтяне, ворвавшись в город, в пылу схватки не забудут о ее красной веревочке! Это кажется смешным, но... поступок Раав имел глубокое основание: она верила в то, что Бог видит, слышит и знает ее. Что Он способен простить ее грехи. Что Ему есть дело до каждого отдельного человека.

Раав уловила самую суть: что великий Бог, который раздвигал море и прогонял целые народы от лица израильтян, – этот Бог, осуществляющий грандиозные исторические перетурбации, – не забудет маленького человека в большом городе. Она верила, что ее не сметет лавина войны, что ее семью минует всеобщее бедствие. Она верила в личные отношения с Богом. Как современному человеку нужна такая вера! Мы порой сомневаемся, что в суете и толчее, среди миллионов других людей, великих идей и массовых проектов Бог помнит о нас. Мы чувствуем себя непросто маленькими, а забытыми. Беспомощными перед давящей махиной жизни, дел, обстоятельств, проблем. Мы не смеем всерьез предположить, что станем исключением из печальных правил этого мира.

Но каждого, кто искренне, всерьез верит в Иисуса Христа, Бог принимает в число Своих детей – Божьего народа. «... Не бойся, ибо Я искупил тебя...

Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я – Господь, Бог твой... Спаситель твой» (Ис.43:1-3), – так сказал Бог. Раав поверила Ему – и получила от Него чудо. Давайте поверим и мы! Ведь Бог не просто «предводитель масс», Он – Отец личностей. Таких, как мы с вами. И наш удел – не жизнь «как у всех», «за компанию», а личный выбор. Личная вера. И личный результат.

Loading...Loading...