Разница между специалистом и служащим.

А.В. Соловьев

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Пожалуйста, разъясните, кто относится к АУП (административно-управленческому персоналу), к ИТР (инженерно-техническим работникам)?
О.А. Волкова,
г. Сызрань, Самарская обл.

Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров - это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва

Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
- руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
- руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
- специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
- специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
- специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
- специалисты, занятые на работах по международным связям;
- специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
- технические исполнители, занятые учетом и контролем;
- технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
- технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий - «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к , а какие к служащим, расскажет эта статья.

Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  • административный персонал;
  • управленцы;
  • инженеры;
  • кадровики.
  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

О профессиях «государственный и муниципальный служащий»

Госслужащий — кто это?

Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи. Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу. В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами.

В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  1. Изучение достоверной информации.
  2. Ведение переписки с организационными структурами.
  3. Способность принимать важные решения.
  4. Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  5. Участие в общественных и иного характера мероприятиях.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией. Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники. Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители.

В чем разница между служащим и специалистом

Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать:

В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие. Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается «специалист». На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной. В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего.

Служащий - это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач. Главное его отличие - чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно.

У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

Форма для приема вопроса, напишите свой


4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Все работники предприятий делятся на две группы: рабочие и служащие.

Рабочие (работники массовых профессий) это наиболее многочисленная группа, которая подразделяется на рабочих основных работах и вспомогательных работ. Рабочие основных работ заняты в основном производстве предприятий. Рабочие вспомогательных работ помогают основным работникам выполнять работу по основному виду деятельности предприятия.

По уровню квалификации рабочие могут быть:

    квалифицированными;

    малоквалифицированными;

    неквалифицированными.

Их соотношение на предприятии зависит от видов и объемов выполняемых работ.

Служащие - это руководители и специалисты. Руководители и специалисты осуществляют функции общего управления и технического руководства. К специалистам относят работников, имеющих высшее или специальное среднее образование. Для отдельных профессий требуется высшее образование. Для других профессий образование может быть, как высшим, так и средним специальным. По уровню образования специалисты подразделяются на категории.

Вопрос 22

Трудовые ресурсы - это часть населения, способная работать (в соответствии с трудовым законодательством).

В их состав включают:

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 59 лет включительно, женщины от 16 до 54 лет включительно за минусом инвалидов);

    работающих подростков до 16 лет и лиц старше трудоспособного возраста.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.

От трудовых ресурсов следует отличать понятие «кадровый потенциал» предприятия. Кадровый потенциал предприятия - это важнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой его максимальные возможности по достижению целей предприятия и выполнению поставленных перед ним задач.

Трудовые ресурсы - важнейший элемент производительных сил

Трудовые ресурсы - важнейший элемент производительных сил . Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. При оценке воздействия динамики народонаселения важное значение имеют не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура, отраслевая занятость, уровень образования и профессиональной подготовки, т. е. качество рабочей силы.

Наиболее высокие темпы прироста населения сохраняют страны Африки, Латинской Америки (более 1%), соответственно увеличится их доля в мировом населении. В 2004 г. население 10 крупнейших (по численности населения) стран составило (в млн. чел.): Китай - 1300, Индия -1070, США - 290, Индонезия - 220, Бразилия - 175, Пакистан - 148, Бангладеш - 143, Россия - 143, Япония - 127, Нигерия - 120.

Отраслевая структура занятости населения напрямую соотносится со структурой производства ВВП. Так, в развитых странах подавляющая часть населения занята в секторе услуг (60-70%), меньше - в промышленном производстве (25-35%) и в сельском хозяйстве (2-5%). В новых индустриальных странах это соотношение занятых по отраслям и сферам хозяйства составляет 45-55, 20-25 и 10-25%. В большинстве развивающихся стран , особенно в наименее развитых, значительная часть населения занята в сельском хозяйстве - от 30% и более, в промышленности - 15%, в сфере услуг - 35-45%.

Качество трудовых ресурсов существенно влияет на темпы и качество экономического роста. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических и физических качеств работников, включает ряд параметров, определяющих его пригодность и способность к высокопроизводительному труду. Это уровень общего и специального образования, накопленные и передаваемые из поколения в поколение производственный опыт и нормы культуры поведения. Понятно, что производительный потенциал трудовых ресурсов той или иной страны во многом определяется социально-экономической политикой государства.

Анализ наличия, движения и использования трудовых ресурсов

Рассмотрим влияние трудовых ресурсов на объем выпуска продукции. При прочих равных условиях объем продукции будет тем больше, чем больше численность рабочих и чем выше производительность их труда .

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:

    рассмотрение показателей численности рабочей силы, ее движения, состава, структуры и квалификационного уровня рабочих, использования рабочего времени, трудоемкости продукции, а также определение влияния изменения численности рабочих на объем выпуска продукции;

    изучение показателей производительности труда, их динамики, определение влияния отдельных факторов на изменение производительности труда, расчет влияния изменения производительности труда на объем выпуска продукции, выявление резервов повышения производительности труда.

Источниками информации для анализа трудовых ресурсов служат ф.№5 годового отчета "Приложение к балансу", статистическая отчетность ф. №1-т, "Отчет о численности, заработной плате и движении работников", штатные расписания, данные табельного учета и др.

Для обеспечения жизнедеятельности страны требуется обеспечить стабильную работу всех отраслей. Это народное хозяйство, органы правопорядка, социально-культурная сфера, экологические и образовательные учреждения и политические организации.

Чтобы организовать исполнение функций этих аппаратов работают специально нанятые служащие, кто к ним относится, список профессий представлен в этой статье. Они координируют социальные и финансовые процессы, занимаются вопросами правопорядка, здравоохранения и образования.

При исполнении рабочих обязанностей служащие должны соблюдать законодательные интересы тех, на чье обслуживание направлена их работа. Для этого требуется обеспечить квалификацию персонала, обеспечить средства для интеллектуального производства и регламентировать продукт услуг, а также определить рабочее время.

Рабочие и служащие профессии

Есть ряд отличий, которыми обладает выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих. Основная особенность должности служащего заключается в четко определенном рабочем времени, обычно с 9 до 6, а не посменно. Также различается место работы – для служащих это офис. Продукт труда служащих является умственным, оценить который может лишь специалист с такой же квалификацией.

Служащие профессии - это

Служащие это работники умственного труда. Если говорить конкретно о том, служащие, это какие профессии, то зачастую они заняты в сферах управления, промышленности, образования, торговли и в сфере услуг. Для занятости в такой социальной группе требуется высшее профильное образование и творческий подход для выполнения текущих задач.

Можно привести перечень служащих профессий. Для государственного управления нанимаются топ-менеджеры и чиновники. В промышленности заняты инженеры, конструкторы и проектировщики. Сферу услуг представляют IT-специалисты и менеджеры. В сфере образования заняты учителя, преподаватели и аспиранты. В торговле работают кассиры и продавцы.

Профессии, относящиеся к служащим

Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики. Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой.

Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа. Часто наличие диплома оказывается недостаточным и от соискателя требуется магистерская или аспирантская степень.

Для решения общественных задач в государственной сфере необходимо безупречное знание законов, для занятости в сфере образования – знание педагогических методик, а при работе в социальной сфере – организаторские способности и личная ответственность. Другими словами, должность служащего это статусная работа с высокими требованиями к кандидатам.

Служащие профессии - список

Существует единый классификатор профессий служащих в форме справочника ЕКСД. Перечень профессий рабочих, должностей служащих включает 35 выпусков. В него в различных вариациях вошли такие должности:

  • агенты;
  • воспитатели;
  • дежурные;
  • кассиры;
  • коменданты;
  • контролеры;
  • медицинский персонал;
  • воспитатели;
  • операторы;
  • охранники и смотрители;
  • секретари;
  • полицейские и детективы;
  • таксисты и экспедиторы.

Профессия государственный служащий

Так же, как отличаются профессии рабочих и должности служащих, выделяется и должность госслужащего. Такие люди работают в различных министерствах и в государственных учреждениях. Их работа заключается не в реализации услуг, а в контроле этого процесса. Они руководствуются исключительно законодательными нормами.

Трудовой день госслужащего включает несколько обязательных этапов:

  1. ведение переписки и изучение актуальных новостей;
  2. принятие важных решений;
  3. контроль действий подчиненных;
  4. участие в мероприятиях.

Муниципальные служащие профессии - список

В муниципалитетах заняты специалисты с высшим образованием по специальности «Муниципальное и государственное управление». Однако, в зависимости от размера штата, могут задействоваться и лица узкой специализации. По ФЗ 131 это бухгалтеры, менеджеры медицинской и социальной сферы, специалисты ОТ и спорта, юристы, экономисты и архитекторы. В некоторых муниципальных учреждениях для связи с общественностью привлекаются журналисты. Также часто востребованы общеотраслевые профессии служащих – документоводы и секретари.

Loading...Loading...