Разбираем китайский будильник стоимостью $1. Как выбрать и собрать часовой механизм Не работают настенные часы на батарейках

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого - скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо - с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle - было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent - патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию - длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем .

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами - передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача - минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки - еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов - полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая - на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами - моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям - они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Комментарии

#64 Олег Антонов 17.12.2017 16:03

Цитирую Акакий:

Скажем, в 4-30 бьют 7раз, а в 5ч пробьют как полчаса----- 1 раз


Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.

Всегда приятно, когда вещь, которую вы декорируете, может принести пользу и найти применение в хозяйстве. Именно поэтому мастера и мастерицы всех мастей любят выбирать заготовки для часов в качестве основы для творчества. После того, как процесс декора закончен, остаётся лишь выбрать часовой механизм, собрать его и вуаля! - стрелки пошли в ход и начали отсчитывать секунды, минуты, часы...

Однако именно этот момент может создать трудности для начинающего творца. Ассортимент часовых механизмов велик и в первый раз довольно сложно разобраться, что такое шток, как выбрать подходящий диаметр и высоту резьбы, чем отличаются простые механизмы от усиленных, и, самое главное, - в каком же порядке собирать все эти гайки и стрелки?..

Начинаем разбираться!

Большинство механизмов (практически все), представленных в различных хоббийных магазинах - это кварцевые часовые механизмы . Они ведут свою историю с 1957 года, обладают высокой точностью (плюс/минус одна секунда в сутки) и прекрасно подходят для использования в быту. Такой механизм можно назвать электромеханическим типом. Раз в секунду кварцевый кристалл передаёт импульс в электронный блок. Оттуда он передаётся двигателю, который и толкает стрелки. В качестве питания электронного блока используется обычная пальчиковая батарейка (батарейка АА).

Из недостатков такого механизма можно выделить то, что через несколько лет использования кристалл утрачивает свои свойства, и часы начинают спешить. Однако эта проблема легко решается покупкой нового механизма (так как основным плюсом кварцевых часовых механизмов является их недорогая цена) или заменой кристалла в часовой мастерской.

Высота штока и резьбы

Чтобы правильно подобрать часовой механизм, нужно отталкиваться в первую очередь от толщины заготовки.

Основные параметры, которые указываются в часовом механизме - это общая высота штока и высота резьбы. После того, как вы наденете на шток основу для часов, резьба должна возвышаться над основой ещё на несколько витков (где-то 2-3 мм), чтобы её высоты хватило на то, чтобы положить металлическую шайбу и закрутить гайку.

В названии часового механизма первая цифра - это высота штока, а вторая - высота резьбы (16/9, 18/12, 20/14 и пр.).


При покупке часового механизма лучше заранее знать толщину заготовки, которую вы будете декорировать, чтобы подобрать часовой механизм с подходящей высотой штока. Кстати, не забывайте учитывать и сам декор! Количество слоёв грунта, краски, лаков и особенно рельефных элементов могут сильно увеличить общую толщину заготовки.

Пример. У нас есть часовой механизм 15/6,7. Это значит, что нам нужно вычесть из высоты 6,7 два миллиметра (для закрепления гайки). Получается, что для такого механизма мы можем использовать заготовку не толще, чем 4,7 мм.

Простые и усиленные часовые механизмы и стрелки

Часовые механизмы бывают простые и усиленные .

В усиленных часовых механизмах реализован повышенный крутящий момент, использованы детали из материалов более высокого качества. Такие механизмы обладают большей надежностью и рассчитаны на то, чтобы хорошо взаимодействовать с большими стрелками (до 35 см, до 50 см, а у некоторых производителей даже до 1 метра) и основами большого диаметра. Выбирая стрелки к часовому механизму, важно, чтобы они соответствовали друг другу! Стрелки для обычных и усиленных механизмов различаются, и не являются взаимозаменяемыми.


Если вы собираетесь декорировать заготовку довольно большого диаметра, вам логичнее будет присмотреться именно к усиленным часовым механизмам и стрелкам.

Бесшумность: дискретный и плавный ход

Часовые механизмы различаются по типу хода секундной стрелки:

Часовые механизмы с дискретным ходом - секундная стрелка делает 60 движений в минуту, издавая характерный звук при смене каждого деления, часы тикают. Однако существуют так называемые «бесшумные» модели, звук которых практически незаметен. Лучше всего проверять часовой механизм при покупке, чтобы оценить степень его бесшумности. У нас в шоу-руме всегда можно попросить батарейку и проверить часовой механизм:)

Часовые механизмы с плавным ходом - секундная стрелка совершает 360 движений в минуту и визуально кажется, что она гладко «плывёт». Такие модели называются бесшумными, но какой-то звук они всё же издают и это тоже надо учитывать. Кроме того, механизмы такого типа стоят как минимум в два раза дороже дискретных, а за счет того, что количество импульсов в минуту больше в шесть раз, батарейки в них садятся гораздо быстрее.

Выбираем стрелки для часовых механизмов

Как и механизмы, стрелки для часов бывают простые и усиленные. Простые стрелки подходят к механизмам простого типа, а усиленные стрелки специально предназначены для усиленных механизмов. Стрелки можно покупать по отдельности, а можно - в наборах.

Стрелки традиционно бывает часовые, минутные и секундные. Однако секундной стрелкой можно пренебречь, а вместо неё поставить гвоздик-заглушку.


Стрелки бывают самых разнообразных форм, цветов и размеров. Длина стрелки указывается от центра отверстия до кончика стрелки.


Иногда на стрелках наклеена защитная прозрачная плёнка - не забудьте снять её перед использованием стрелок.


После того, как плёнка снята, стрелки тоже можно подвергнуть декору, например, состарить битумом или покрасить в другой цвет.


Порядок сборки часового механизма

Итак, механизм мы выбрали, стрелки тоже. Осталось совсем немного: собрать все детали вместе и запустить часы.

Пошагово с фотографиями рассмотрим процесс сборки часового механизма.

1. Берём часовой механизм.

2. Надеваем металлическую петельку. Если вы будете использовать часы как-то иначе, а не вешать на гвоздик в стене, то этот шаг можно пропустить.

3. Надеваем резиновую шайбу-прокладку.

4. Надеваем основу для часов! Хорошенько прокручиваем всю резьбу. Иногда из-за слоёв грунта, лака и краски отверстие в заготовке забивается и шток с резьбой не пролезает в него. В таком случае прочистите отверстие чем-нибудь острым, или сошкурьте лишнее наждачной бумагой, свёрнутой в трубочку.

5. Надеваем металлическую шайбу.

6. И закрепляем механизм, закручивая металлическую гайку.

7. Надеваем часовую стрелку.

8. Теперь надеваем минутную стрелку.

9. Надеваем секундную стрелку или гвоздик-заглушку.

10. Переворачиваем наши часы и вставляем батарейку в часовой механизм. Готово!


Всё началось с того, что 2 года назад из поездки по Белоруссии я привёз своему деду в подарок часы местного производства марки TROYKA.

В этих часах установлен кварцевый механизм плавного хода (встречается сокращение МПХ:)), т.е. секундная стрелка не громко щёлкает ежесекундно, а довольно тихо шуршит непрерывно. От идущей в комплекте солевой батарейки часы довольно точно отходили месяца 2. Что ж, заменил на щелочную и часы встали через месяц. Заменил ещё раз, снова проходили около месяца. После 3-й замены батарейки стало понятно, что что-то тут не так. Проверив "севшие" батарейки, я понял, что они ещё ого-го какие живые. Проконсультировавшись у ближайшей блогосферы, я выяснил, что такие механизмы не ремонтируются и проще выкинуть. Я и забил, пока однажды в икее не увидел их самую дешёвую модель часов и не взял в руки, чтобы посмотреть, какой там механизм.
Вот они такие - самый простой пластмассовый корпус и пластмассовое стекло, бумажный циферблат


Внезапно в них оказался установлен именно тот самый механизм, а на наклейке присутствовала загадочная надпись "Made in Belarus" =D

Цена агрегата оказалась что-то в районе 250 рублей, я довольный схватил их и помчался домой препарировать. Поменял местами механизмы. Это несложно - стрелки аккуратно снимаются со штока, после чего надо немного отжать защёлки и извлечь механизм из корпуса, собрать в обратном порядке. Икеевский вариант разбирается вообще за 1 минуту, там ни 1 болтика даже нет.

Итак, собрал, поставил б/у батарейки в оба экземпляра. На удивление пошли оба. Я так подумал, что при снятии стрелок мог что-то поправить внутри старого механизма. Но после около месяца работы на б/у батарейке, снова нарисовался жор электричества.

"Отремонтированные" же белорусские часы ходили нормально, батарейку раньше положенного не съедали. Но я был бы не я, если бы на этом всё счастливо и закончилось. Внезапно часы отказались функционировать в естественном вертикальном положении. Только в горизонтальном! При этом механизм вертится, но что-то где-то отошло. Я их и тряс и стучал, нет, не идут. Тогда я решился на вскрытие.

Вскрытие прошло неудачо. Шестерёнки все высыпались и следующие полчаса я потратил на их установку назад. При этом никаких дефектов на глаз не заметил. Двигатель работал, всё вертелось. А в собранном состоянии часы всё равно не пошли.

Тогда в 3-й раз я пошёл в магазин за часами и купил их. Дома распаковал, внутри оказался другой механизм! Я приуныл. С другой стороны, может быть действительно по предыдущей модели было много брака. Пересобрал, повесил, всё работает. Ход точный.

И вот только тут я внезапно погуглил... рукалицо.жпг

Выяснилось многое. Для начала то, что все механизмы универсальны, т.е. имеют одинаковый размер, а различаются длиной штока, на который устанавливаются стрелки. Сделано это для возможности использования циферблатов разной толщины и так же может быть предусмотрено крепления к циферблату гайкой за шток. Узнал даже одну из самых распространённых моделей китайских механизмов - это JL 6262. Китайские магазины в кризис продают его около 300 рублей за штуку, т.е. в докризисные времена цена была вполне доступная. У нас же я не нашёл ничего кроме оптовой продажи ящиками. В одной статье рекламировали механизм GrandTime sweep в сравнении как раз с этим JL 6262. Для него процент брака заявлен ≤0,05%, а у JL ≥4%, а точность хода 1-2 секунды в сутки. Интересно, в какой процент брака попал я... Для исправных механизмов время работы от щелочной батареи должно быть примерно 8-11 месяцев и срок службы механизма около 6 лет. Как-то не очень много. Думаю, у многих дома ещё есть советские часы с дискретными механизмами, клацающие уже лет по 30.

В раздумьях о применении тушек от икеевских часов я, не питая особых иллюзий, заказал у китайцев на пробу механизм стоимостью менее 1$ (это уже с доставкой), но с более длинным штоком под гайку (можно забацать хенд мейд). И вот не так давно этот механизм добрался до меня.

Качество пластмассы нормальное. За такую цену я вообще ожидал какой-нибудь ужас. Предлагают использовать щелочные элементы питания

Резьба на штоке

Воткнул истинно китайский механизм в икеевские часы

Первый сюрприз - механизм заработал от старого аккумулятора, который я уж собирался выбросить. Но вот чуть более длинный шток не совсем убрался под стекло. При лёгком нажатии на стекло снаружи секундная стрелка застопорилась. Из положения вышел не до конца вставив стекло в защёлки. И так держится довольно прочно. Так что если соберётесь менять механизм, проверьте, хватит ли вам длины.
Второй сюрприз - точность хода этого механизма оказалась выше, чем у моих наручных Casio!


Итак, первую часть мы прошли. Инструмента немного набрались. Места где произрастает инструмент разведали. Рабочее место себе заготовили. И вообще - пока этим всем занимались - неплохо погуляли по воздуху и получше узнали злачные места и окрестности. Первая часть предполагала достаточно многие перемещения и внимательность при походах - надо было ИСКАТЬ. Что искать - ФСЕ! Все интересное и на наш еще не натренированный взгляд - могущее нам пригодиться и необычное. Чем-то напоминает плюшничество. Каков результат:

Инструмент. Какой? Во-первых отвертки, потом пинцеты. К ним - бинокулярную лупу, кисточки, чашки Петри и иголки. Добыли немного масла. Да хоть для швейных машин. Ну нет другого. Считаем что у нас больше ничего нет. НЕТ. Все. Обходимся этим примитивным набором. Но без него - начинать не стоит.

Набрали тушек часов.

Разных. Старых. Наручных. Набрали просто механизмов - на запчасти.

Брали без разбору, все что дешевле стоимости полпачки дешевых сигарет. Это их цена. Полпачки Беломора или Примы. Стоимость проезда в троллейбусе. Больше они стоить не должны. Вне зависимости от состояния - целые-битые. Критериев только два. Первый - обязательный - не ржавые. Второй - желательный - чтобы были в сборе (все детали на месте) - вне зависимости от целости. Хлам. Рассортируем. Что у нас есть?

Наручные женские.

- Звезда. Старые. Механизм бочкообразной формы калибр 18 мм. Якобы в доисторические времена привезли в нам Французы и собрали завод LIP. Так что все это - Французы.

- Заря - Пензенский часовой завод

- Чайка - стандартные маленькие механизмы, достаточно старые, но живучие

- Слава - более новые механизмы

Множество иных названий. Все Советские. СССР. Видать государство заботилось о рабочем классе - часы выпускало. Чтобы на работу не опаздывали. Наверное.

Мужские наручные часы.

- Победа . Москва. Маяк. Под этим названиями выпускалось много часов. Мы говорим не о часах. О механизмах.

Принципиально 2 типа механизмов.

- «высокий» механизм - например 1МЧЗ - «Москва». Центральная секундная стрелка. На его базе собирались большинство часов - вплоть до известных «Спорт». Они останавливались при вытягивании заводной головки. Эрзац-секундомер. Более старый тип механизма. Технический калибр не называем - нет смысла. Заказать детали под калибр все равно невозможно.

- «низкий» механизм - более современный. Боковая секундная стрелка.

И в первом и во втором случае разные заводы выпускали кучу модификаций механизмов - с улучшениями, упрощениями, рац. Предложениями. Также была куча видов внешней отделки. Удовлетворяли взыскательного потребителя.

Кроме этого - полная радуга других часовых механизмов:

Слава - 2 типа механизмов, с автоподзаводом и без автоподзавода. В интернете где-то указывалось - прообраз LIP-T-15. Опять Французы.

Усложненные часы

С будильником

Хронометр

Для слепых

Наша задача - научиться разбирать и собирать. Дальше каждый будет идти своей дорогой. Один будет только разбирать. Другой будет собирать на 50% а потом - по мере надоедания или мирно выбрасывать в мусор (обычнее привычки - водка-танцы пересилят), другие - со злости что не получается - бить на наковальне молотком. Третьи - спокойно разберут еще раз, отложат на пару дней и опять попробуют. Это нормальная форма поведения для столь необычного хобби - точная механика.

Начнем с более простого направления - мужские наручные часы. Они побольше женских Лучше можно рассмотреть без микроскопа. Пример - «низкая» Победа. Она для нас - самая простая. «Высокая» сложнее для первого раза. Схема часов в принципе идентична у всех одноплатинных часов. Поэтому необходимо просто один раз понять и запомнить несколько достаточно простых схем. Для первых тренировок - просто зарисовывать то что мы разбираем.

Корпус:

Задняя крышка.

Задних крышек есть несколько типов. Все различие - по манере закрывания.

Захлопывающиеся. Отличительная особенность - обычно при внимательном рассмотрении можно найти лыску, в которую вгоняется нож для того чтобы при сильном нажатии ее открыть. В современном электронном ширпотребе очень часто практикуется подобная крышка, но с проточками как бы для откручивания - хороший прикол. Если не знаешь - то хоть стреляйся - открутить не сможешь.

Лыска в кольце стекла. Это не крышка.

Более современное решение - выступ в крышке.

А сюда просто вгоняется нож

Винтовые, с винтовым кольцом или с резьбой на самой крышке.

Или так - по краю крышки видны грани.

Первый вариант откручиваем или самыми большими портняжьими ножницами (они более жесткие) или обточенными губками старого штангенциркуля. На барахолках частенько могут валяться в развалах ключи вот такого вида.

Фирменный ключ (куплен в самом обычном магазине для моделистов - модели паровозов, машин и т.д. в Германии) выглядит вот так.

Достаточно редкий вариант в Советских часах - байонет. Поворачивается на небольшой угол и открываются.

Замок байонета на крышке

Итак, часы открыли. Что видим - грязь.

Много грязи. Мы сразу говорим о том, что со ржавыми часами мы дела иметь не будем. Нет никаких шансов. Ничего сделать нельзя - все надо менять. Ставить новое или точить новое. Это нам пока рано.

Основные части механизма

I - баланс.

II - Колесная система

III - заводная пружина (может быть две - в Славе)

IV - храповик - их тоже может быть несколько типов.

Что делаем в первую очередь - пока мехнизм находится в корпусе - спускаем заводную пружину. Если головка в тушке сохранилась и ее можно провернуть (она на стерта до основания) - пробуем слегка ее провернуть в сторону завода и смотрим на храповик. Он должен слегка провернуться и проскочить на пару зубьев. Это нам и надо - иголкой поддерживаем его в отведенном состоянии и без рывков даем заводной головке провернуться и распустить пружину слегка отпуская головку между пальцами.

Сразу ставим перед собой как минимум 2 чашки Петри. Или белых тарелки или блюда с ровным плоским дном. Диаметр 15-20 см. Я пользуюсь чашками Петри. Их проще накрывать на время перерывов.

Вытаскиваем заводную головку. Для этого надо прижать иглой фиксатор.

Вытаскиваем механизм из корпуса. Иногда это делается в сторону задней крышки. В нашем случае - наоборот. Снимается кольцо со стеклом и механизм вынимается в стлорону циферблата.

Снимаем стрелки

Минутная общем-то просто - да хоть отверткой

Часовая и секундная - это уже немного приключений. Инструмент - выдран кусок из реле (было какое-то электрическое рле - там материал на контактных группах именно тот что нам и надо - жесткий и тонкий. Подогнули - и есть нужный нам инструмент)

Откручиваем баланс. Размер (калибр) отвертки должен соответствовать размеру винта.

Винт открутили и как этот весь узел его поднять? - а у него обычно есть специальные пазы, в которые можно воткнуть отвертку и разнять платину баланса от основы.

Баланс берем вот так.

Все постепенно раскладываем по чашкам Петри.

Раскручиваем винты блока заводной пружины. В часах есть одна хитрость - если винт с многими проточками - значит он с левой резьбой.

Под циферблатом - узел колес стрелок (I) и узел завода и переброса головки из положения завода в положение перевода стрелок (II) (называется по научному - ремонтуар). Разбираем.

Снимаем минутный триб. Это единственный узел в часах где требуется приложение усилия. Дергаем достаточно сильно. Если соскочили - повторим. Он всегда снимается с усилием. Главное - не бояться.

При разборке узла преревода стрелок (ремонтуара) - особое внмимание на пружину.

У нее есть противное свойство - щелкать и улетать в неопределенном направлении. Против этого простой прием - прикрываем (прижимаем) всю ее слегка просто пальцем и осторожно иглой из-под пальца «выщелкиваем»

Все складываем в чашку Петри

Теперь самое длительное и аккуратное. Помывка.

Берем неглубокую плошку. Льем туда бензин. И моем. Кисточкой и зубочистками. До блеска. Чтобы не оставалось никакой грязи.

Для мелких механизмов - беличья кисть. Пожестче. Для крупных механизмов - будильники, карманные часы - можно попробовать мягкие художественные кисти для маслянных красок.

Сушим: сначала положим после бензина на бумажную салфетку. Обычно я беру тажелую картонку и на нее ложу кусок бумажного полотенца. Чтобы не прыгало и не скакало. Салфетки и полотенца подбирать по критерию - чем меньше ворсинок - тем лучше.

Пусть бензин впитается. Просто положим. Потом берем детали пинцетом и обдуваем воздухом из резиновой груши (клизмы) чтобы из отверстий выдуть бензин. И так последовательно все элементы часов, которые лежат в чашке Петри или на импровизированной «сушилке». Узел за узлом. Имеется в виду вот что: если открутили платину а с ней - 3 винта - ложим их вместе. Считаем - «это наш узел». Дабы не перепутать винты и детали. Ложим их на те же места в чашку Петри. Или лучше в чистую чашку. Старую - потом помоем и протрем. Это если не предполагаем собирать быстро. Или собираем «с листа» - с салфетки. Но это при определенном опыте, навыке и скорости работы. Баланс. Пока опыта большого нет - не разбираем. Так блок платинка-спираль-баланс пихаем в ванночку с бензином и долго просто полощем в бензине. Ясно, что это неправильно. Надо все разбирать и т.д. - У НАС ПОКА НЕТ ОПЫТА. Выпотрошим 5-10 часов, а тогда будем смотреть на баланс. На то как он разбирается. Читать книги. И делать по мудрым книгам (если там это подробно описано).

Некое замечание о заводной пружине. Ничего не делаем. Просто снаружи обтираем салфеткой. Кистью чистим зубья. Пока больше ничего не делаем. С разборкой, смазкой, сборкой и заменой пружины будем развлекаться слудующий раз. Опыта пока нет. Сложно это.

А теперь более интеллектуальная работа - собрать полученный пазл

Все выполняется в следующем порядке:

Заводная пружина

Колесная система. Тоже немного поразвлекаемся. Шестерни в нижние камни мы расставили. Платиной накрыли, а потом нам надо пинцетом шевелить верхнюю платину во все стороны до момента, когда верхние оси шестерен не попадут в камни. Немного муторно, но выполнимо. Иногда можно попробовать помочь процессу тонкой иголкой шевелить шестерни до которых можно достать. Основное правило - НИКАКОГО НАСИЛИЯ. Все должно выполняться без каких бы то ни было усилий. Все само по себе со временем «вщелкивается» на свои места и платинка заметно «падает» вниз. Часовой механизм - вещь достаточно тонкая, усилия очень малые, потери усилий при работе тоже очень малые, соответственно - он не может собираться на тугих посадках - ИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Если верхняя платина не садится на место - щестерня не села в камни. Или пока мы все это шевелили - выскочила из нижнего камня. Еще раз повторим - УСИЛИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Критерием правильности сборки может быть следующее: слегка провернем барабан заводной пружины. ТОЛЬКР СЛЕГКА - все шестерни должны начать поворачиваться. Это все - практически почти без усилий на заводном барабане.

Ставим на место анкерную вилку

Ставим на место баланс.

Смазываем камни сверху - со стороны задней крышки. Для этого используем самодельную маслодозировку.

Переворачиваем механизм, смазываем все камни со стороны циферблата. Собираем механизм заводной головки.

Пружинка. Еще одно приключение. Прижимаем ее всю широкой отверткой. Иглой заправляем на место. Пружины - наверное самое паскудное что есть во всей этой работе. Скачут. И будем мы страдать с ними а) пока не натренируем руки и б) пока не наберем тушек часов с которых без зазрения совести будем тащить запчасти.

Поставили на место. Не дышим. А вдруг выскочит.

Собираем колеса стрелок. Минутный триб сильно насаживаем на ось шестерни. Чем? Да что под руку попадет примерно подходящее. Как снимали так и ставим. Упираемся. Прийдется сильно прижать триб до щелчка.

Смазываем. Что там смазывать - если вы этот пазл собрали - сообразили - то по поводу смазки тоже прийдется подумать и смазать самостоятельно. Основное правило - смазывать только маслодозировкой и по минимуму. Смазываются все трущиеся части. Платины должны быть сухие. На то она и выемка в камнях - чтобы масло за ее пределы не растекалось. Камни анкерной вилки не смазываем. Рано пока. Микроскоп нужен.

Ставим циферблат.

Ставим механизм в корпус.

Нажимая фиксатор заводной головки ставвим ее на место. Заводим. Наслаждаемся. СДЕЛАЛИ!!! САМИ!!!

Богдан Ясинецкий

Глава 3. Кварцевые часы

Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9).

Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:

1 - головка переводная;

2 - вал переводной;

3 - фиксатор;

4 - кулиса;

5 - звездочка с колесом;

6 - колесо вексельное;

7 - колесо часовое;

8 - триб минутной стрелки;

9 - колесо центральное с трубкой;

10 - ротор шагового двигателя;

11 - статор шагового двигателя;

12 - триб шагового двигателя;

13 - колесо передаточное;

14 - колесо секундное с трибом;

15 - колесо промежуточное;

16 - колесо переводное;

17 - муфта кулачковая;

18 - рычаг заводной;

19 - рычаг переводной со штифтом;

20 - пружина кулисы

Кварцевый генератор - это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке.

Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.

Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов - 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.

Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).

Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).

Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.

Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.

Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.

Разборка часов

Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса.

Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.

Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока.

Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой - поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4–1,5 В и совершать колебания в пределах 1–2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.

Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.

Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3–4 кОм.

Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй - к одному из выводов шагового двигателя.

При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.

Снимите электронный блок. Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок.

Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.

Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.

При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания - только пластмассовым.

Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.

Разберите основную колесную систему. Для этого отверните винты и снимите мост.

После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.

Сборка часов

Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).

Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.

Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.

Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).

Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали.

Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.

Установите часовое колесо (7).

Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.

С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата.

Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.

Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.

Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.

Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.

Крупногабаритные кварцевые часы

В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).

Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:

1 - элемент питания;

2 - клеммы;

3 - гайки крепления редуктора;

4 - мост задний;

5 - стопорное устройство;

6 - винты крепления шагового двигателя;

7 - триб шагового двигателя;

8 - винты крепления катушки;

9 - двигатель шаговый;

10 - колесо вексельное;

11 - колонки;

12 - колесо часовое;

13 - панель;

14 - вал переводной;

15 - колесо центральное;

16 - пружина;

17 и 19 - колеса промежуточные первое и второе;

18 - мост передний;

20 - колесо секундное;

21 - блок электронный;

22 - винты крепления электронного блока

Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.

Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда - на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).

Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).

Разборка часов

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.

Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.

Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.

Отверните две гайки (3) крепления редуктора.

Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.

Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).

Снимите пружину (16) и переводной вал (14).

Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.

При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.

Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов - это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма часов

Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.

Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.

Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.

Установите задний мост и заверните две гайки.

Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.

На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса - часовое колесо.

На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.

Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.

Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.

Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.

Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Часы Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Часы См. также «Время», «Пунктуальность» Мы распяты на циферблате часов. Станислав Ежи Лец Стрелки часов - две руки, которые отнимают у нас время. Гжегож Станьчик Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна Сломанные часы дважды в

Из книги Энциклопедия развивающих игр автора Данилова Лена

Часы Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И автора Нестерова Дарья Владимировна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Кварцевые часы Кварцевые часы – устройство для точного измерения времени, в котором для отсчета времени используются колебания кварцевого резонатора. Для возбуждения колебаний резонатора служит кварцевый генератор. Кварцевые часы содержат также делитель частоты,

Из книги автора

Солнечные часы Солнечные часы – прибор для измерения времени по Солнцу, относится к простейшему хронометрическому прибору, который разработан на суточном движении Солнца, в редких случаях – годовом. Представляет собой древнейший научный измерительный инструмент,

Из книги автора

Часы Часы – измерительный прибор, с помощью которого определяют текущее время – часы, минуты, секунды. Потребность знать время была всегда, и это способствовало созданию устройств для его определения. Самый первый прибор подобного рода появился уже за 3000 лет до н. э. –

Из книги автора

Часы (прибор) Часы – прибор для измерения промежутков времени с периодической последовательностью заданной продолжительности, измеряются в единицах, не превышающих одни сутки, начиная с 3/4 с.Часы подразделяются по размеру и портативности на башенные, карманные,

Loading...Loading...