Псалтирь кафизма 10 читать онлайн. Псалтирь

Псалом можно считать писанным во время подготовлявшегося восстания Авессалома, которое замечал как Давид, так и близкие ему люди, советовавшие бежать из Иерусалима. Но Давид иначе оценивал серьезность своего положения и продолжал жить в Иерусалиме.

Друзья Давида советовали ему спасаться в горах, так как заговор Авессалома они считали уже совершенно организованным, и положение Давида опасным (1–3). Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев (4–7).

. На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица"?

«На Господа уповаю» . Давид привык располагать и согласовать свою жизнь с указанием Господа, от чего не хочет отступиться и сейчас, вверял себя Его водительству, а не советам друзей, хотя и искренним, но может быть несогласным с решением о Давиде Бога. – «Улетай на гору» , т. е. Иудейские горы, в многочисленных пещерах можно бы легко укрыться от врагов. – «Говорите душе моей» – гебраизм, – говорите мне.

. Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

Свой совет бежать друзья оправдывали взглядом на заговор, как совершенно организованный и готовый к действию.

. Когда разрушены основания, что сделает праведник?

«Разрушены основания» – потрясены основы политической и общественной жизни, так как заговорщики не признавали Давида царем, желали его низложения и стремились к установлению нового направления жизни. Что иное, как не бежать, может сделать праведник, т. е. Давид, у которого для борьбы с готовым обнаружиться вооруженным восстанием есть только сознание своей чистоты пред врагами, но никаких внешних средств обороны.

. Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас, праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он ненавидит, как попирающих Его Закон.

. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

. ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу» . Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой – гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. ). Палящий ветер, вероятно – самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. – «Их доля из чаши» – таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду; лице Его видит праведника» , т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.

Царь и пророк Давид, автор либо всех, либо подавляющего большинства псалмов, часто бывал преследуем врагами. И если ранее мы рассматривали псалмы, которые появились на свет в результате бунта сына Давида, Авессалома, то теперь перед нами десятый псалом, написанный немного раньше. Он относит нас в те годы, когда молодого Давида преследовал его предшественник – царь Саул. Саул был первым царем Израильским, и если бы исполнял повеления Господни, то царство его было бы крепко, и потомки Саула правили бы после его смерти. Но Саул нарушал повеления Господа, и за это ему было возвещено, что царство будет отнято из его руки, и отдано другому человеку, лучше него (1 Цар. Глава 15). Этим человеком оказался Давид. Пророк Самуил помазал на царство юного пастуха. Давид не стал добиваться престола сразу же после помазания. Именно Саул оставался царем Израильским до самой смерти. Но, опасаясь за свою власть, он невзлюбил Давида, и неоднократно пытался убить его.

По мнению Феодорита Кирского, псалом десятый – ответ Давида тем, кто советовал ему искать спасения от Саула в бегстве. У этого псалма есть надписание: «в конец». Оно здесь вполне уместно, так как в псалме есть указание на то, что будет в конце времен – Суд Господа, и воздаяние праведным и грешным по делам их.

«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, стреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10: 1-2)».

Или в русском переводе: «На Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем».

Итак, Давид говорит, что основная его надежда – не на быстроту своих ног, не на неприступность гор, а на Господа. Тем не менее – Давид именно бежал от Саула! Причем тот, кому доводилось читать «Первую книгу Царств» знает – Давид спасался от Саула бегством неоднократно. О чем же говорят первые слова десятого псалма? Нет ли здесь противоречия?

Нет – слова псалма с фактами из жизни Давида не расходятся. И сейчас мы рассмотрим, почему.

Я не помню точно, кому принадлежит красивая формула: «Нужно работать так, как будто всё зависит от нас, и молиться так, как будто всё зависит от Господа».

Слова эти справедливы. Господь не потворствует лентяям, и каждое наше начинание требует нашего труда! И всё же главное – молиться и надеяться на то, что Господь благословит нас, поддержит наше начинание.

Вот этого-то как раз мы и не умеем! Давид умел. Делал всё, что от него зависит, но при этом надежду на успех полагал именно на Господа! А мы вот – не умеем, нет!

Так, в общем-то, всегда было. Помните исход древних евреев из египетского рабства и странствование их по пустыне? Через всю эту историю красной нитью проходит недоверие людей к Богу. Множество бунтов и недовольства было вызвано тем, что народ Израильский так и не смог поверить в то, что Господь поддержит их в любых обстоятельствах, лишь бы они оставались Ему верными. Казалось бы – ну каких только чудес Он не сотворил перед их глазами! И казни египетские они видели, и по дну расступившегося моря шли, и манну с небес ели… И всё равно – доверять Господу до конца, по настоящему, многие из них так и не научились!

Или другой пример – жизнь Воплощенного Бога Иисуса Христа. Уж сколько Он показывал чудес! Но не все ведь сумели довериться Ему. Апостолы вот сумели. А фарисеи, книжники, первосвященники – нет.

Эти люди попали в психологическую ловушку – они придумали себе, как именно должен вести себя Мессия, Спаситель. С их точки зрения, Он должен был прогнать римлян, восстановить Царство Израиля… А Он ничего этого делать не стал. Наоборот, говорил об очищении душ, о том, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36)… И фарисеи с книжниками не смогли перебороть себя, не смогли отвергнуть собственное представление о Мессии, ради того, чтобы принять настоящего Мессию! Они не смогли довериться Богу, Который ведь лучше знает, что служит для людского блага!

И потому для этих людей были бесполезны чудеса Христовы. «Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него» - сказал горестно евангелист Иоанн (Ин. 12:37). Вот так – если нет доверия к Богу, то всё бесполезно. Даже великие чудеса.

Ну – а мы, нынешние? Разве мы лучше тех людей древности?

Простой пример. Почему в наше время в семьях так мало детей? Даже порой и в воцерковленных семьях? Потому, что жизнь сложна. Потому, что любой понимает – он слаб и может банально «не потянуть» большую семью!

Но вот ведь в чем дело – никто из людей и не тянет семью самостоятельно! Господь благословляет, Господь помогает, Господь несет с нами нашу ношу!

Если Господь будет с нами, то всё получится – эта мысль подтверждается Писанием неоднократно. Надежда на Господа – огромная сила. «Ею безоружные побеждали вооруженных, жены – мужей, дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве» - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Кстати, а кто эти дети, которые побеждали опытных воинов? Думается мне, что святитель имел в виду победу юного Давида над многоопытным, сильным и грозным филистимлянином Голиафом (1 Цар. Глава 17). По всем человеческим меркам у Давида не было ни малейшего шанса одолеть этого великана. Но Давид шел на этот бой во имя Господа, Господь не оставил смелого юношу, и наводящий на всех ужас Голиаф был убит собственным мечом.

Обратим внимание – в этом бою Давид сделал всё, что мог сделать. Вышел на бой, бросил из пращи камень, взмахнул упавшим мечом… Но победил он потому, что надеялся на Господа и Господь в ответ на веру юного Давида даровал ему победу.

Так и в случае с Саулом – Давид бежал от него, но надеялся именно на помощь Господа! И в итоге Давид смог победить Саула, победить потому, что именно с ним был Господь!

Этой надежде на помощь Божью Давид посвятил много псалмов. Не только этот, который мы рассматриваем сейчас. Много раз царь и пророк будет возвращаться к этой теме и в других псалмах. И если бы Давиду вздумалось составлять свой собственный Символ Веры, то слова «Надеюсь на Господа» там непременно бы были. Быть может, стояли бы первыми.

Так жил Давид. Так же должны поступать и мы! Делать всё, от нас зависящее, но надеяться не на свое мужество, не на свое умение, не на свою силу или ловкость. Надеяться на Господа.

И тогда нам будут не страшны даже те, кто «натянул лук, заготовил в колчан стрелы, чтобы стрелять в правых сердцем». Потому, что «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

«Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? (Пс. 10:3)».

Феодорит Кирский усматривал в этих словах указание на то, что Давид не искал царства. Это царство нашло его. Точнее говоря, сердцеведец Господь нашел человека, который будет более предан ему, чем Саул.

Саул сам разрушил то, что было дано ему Богом, и а потом пытался убить Давида совершенно безосновательно. Давид ничего во вред Саулу не делал, действительно ничего! А то, что Господь решил именно Давиду передать царство, так Саул должен был пенять только на себя.

«Господь во храме святем Своем. Господь на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытывает праведного и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу (Пс. 10: 3-5)».

Что есть наша жизнь, как не испытание? Не экзамен?

Каков ты, человек? Любишь ли ты Бога, любишь ли ты правду, можешь ли ты быть милостивым с ближним своим?

Давид вот был милостив к Саулу. Ведь он не убил Саула, а ведь мог! Саул гнался за ним, и, совершив убийство, Давид облегчил бы свое положение. Но Давид не поднял руку на царя, хотя Саул ему и угрожал. Давид выбрал оставаться в опасности, но не совершать греха (1 Цар. Гл. 24)

Сделаем ли мы такой же выбор? Сможем ли мы - так?!

Господь наблюдает за нами, Господь испытывает нас. Здесь нужно понимать – для Господа мы и так прозрачны, Он и так знает, каковы мы. А вот мы зачастую не представляем себе, в сколь плохом состоянии наша душа.

Как мало людей приходит в наши Храмы! Как много живут десятилетиями вне Церкви Христовой! Почему?!

Задумаемся – Христос наш Спаситель. А кому не нужен Спаситель? Тому, кто уверен, что ему ничего не угрожает. Тому, кто уверен в том, что ему не от чего спасаться!

Это, быть может, самое тяжелое последствие грехопадения – мы не представляем, какие мы на самом деле, не видим собственных грехов. Вот в других мы отлично видим грехи, и занимаемся рассматриванием чужих грехов постоянно. А то, что мы и сами плохие, скверные, грешные – этого не видим.

Именно поэтому Господь дает нам многие испытания. И в этих испытаниях мы можем познать себя. Увидеть - ой, а ведь мы-то не святы! Мы трусливы, а не смелы. Мы жадны, а не щедры. Мы жестоки, а не милосердны! Мы деспотичны, а не кротки! Ой, вот какие мы, оказывается!

И вот тогда, увидев себя во время испытаний, мы поймем, что не заслуживаем рая . И вот тогда нам понадобиться Спаситель, Который спасет нас от вполне заслуженного нами ада!

Ну, а если кто-то не захочет меняться, даже и узнав, что он плох? Что ж, значит, такой любитель неправды ненавидит собственную душу (Пс. 10:5) и ничего хорошего его не ждет.

В дальнейших строках псалма Давид развивает именно эту мысль.

«Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10:6)».

Тот, кто знаком с Писанием, конечно же припомнит уничтожение погрязших в грехах Содома и Гоморры. Потому, что с ними случилось именно так – огонь, и сера, и дух бурный погубили жителей тех городов. Но это – именно «часть чаши их». То есть именно их удел, который они сами выбрали, избрав беззаконную жизнь.

«Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10:7)».

Господь хочет, чтобы мы жили праведно. И тогда с нами всё будет нормально – и в этой жизни и в будущей. Не счесть, сколько раз в Писании повторяется эта простая мысль.

Я не хочу для вас плохого – как бы говорит нам Господь, - но для того, чтобы ваша судьба была хорошей, и вы должны кое-что сделать!

«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших!» (Иез. 33:11).

Вот чего ждет от нас Господь. И мы поступим хорошо, если не обманем Его ожиданий и обратимся от наших злых путей.

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 10.

Феодорит Кирский. Изъяснение десятого псалма.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Псалом Давида.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Царь Давид. Художник Марк Шагал

ПСАЛОМ 2

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 2 онлайн

Псалом Давида.

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

ПСАЛОМ 3

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 3 онлайн

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

ПСАЛОМ 4

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 4 онлайн

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.

9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

ПСАЛОМ 5

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 5 онлайн

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ПСАЛОМ 6

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 6 онлайн

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

ПСАЛОМ 7

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 7 онлайн

1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.

2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;

3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего].

4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,

5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, ‑

6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, ‑

8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.

10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!

11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

12 Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,

13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,

14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

ПСАЛОМ 8

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 8 онлайн

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

ПСАЛОМ 9

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 9 онлайн

1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

2 Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,

5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти,

15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

18 Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога.

19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.

24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.

25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;

27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;

29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

31 сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его;

32 говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда.

33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?

35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

37 Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

ПСАЛОМ 10

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 10 онлайн

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

4 Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Поминальное чтение Псалтири является молитвой за душу усопшего и утешает сердце скорбящих родных и близких. Обычай этот весьма древний и идет с первых веков христианства. Каждый желающий, в удобное для него время, может присоединиться к нашему чтению Псалтири, помянуть на молитве имя своего сына или дочери и имена других рано ушедших детей. Это домашняя молитва, поэтому поминать можно всех детей, независимо от того, крещеные они были или некрещеные (даже если ребенку не было дано имя, можно поминать его просто как младенца).

В церковном употреблении Псалтирь разделена на 20 кафизм. Мы предлагаем чинопоследование одной кафизмы. Тексты псалмов будут еженедельно обновляться, так что постепенно за 20 недель будет прочитываться полностью вся Псалтирь. Вы можете прочитать кафизму за один раз или распределить ее чтение на всю неделю, как вам будет удобнее. Текст Псалтири приводится на церковно-славянском языке с дополнением русского перевода.

Молитвы перед первым чтением Псалтири

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.


Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.
Господи, помилуй. (40 раз)


Кафизма 10
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Первая часть кафизмы + молитва поминовения.

Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей.
На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляяй. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни; Господи, помяну правду Тебе единаго. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя, и даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. И́бо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

На Тебя я, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня и освободи меня, склони ко мне ухо Твое и спаси меня. Стань для меня Богом-Защитником и местом укрепленным, чтобы спасти меня, ибо твердыня моя и прибежище мое - Ты. Боже мой, избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты - терпение мое, Господи, Господь - надежда моя с юности моей. На Тебе я утвердился от утробы, от чрева матери моей Ты - мой покровитель; о Тебе пение мое непрестанно. Как бы дивом стал я для многих, - и Ты - помощник мой крепкий; да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день - великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня. Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя». Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись! Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла. Я же буду всегда уповать на Тебя, и умножу всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день - спасение Твое; ибо не познал я наук книжных. Войду в храм в могуществе Господнем; Господи, вспомню правду Тебя, Единого. Боже мой, чему Ты научил меня с юности моей, и доныне буду возвещать - чудеса Твои. И до старости и лет преклонных, Боже, не оставь меня, доколе не возвещу о мышце Твоей всему роду грядущему, о могуществе Твоем и правде Твоей. Боже, до самых высот, - в том, что Ты для меня сделал великого, Боже, - кто подобен Тебе? Сколько Ты показал мне скорбей многих и злых, и, обратившись, оживотворил меня и из бездн земли вывел меня. Умножил Ты на мне величие Твое и, обратившись, утешил меня, и из бездн земли снова вывел меня. И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на орудиях струнных - истину Твою, Боже, сыграю Тебе на гуслях, святой Израилев. Возликуют уста мои, когда буду петь Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. А еще и язык мой весь день возвещать будет правду Твою, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.


О Соломоне.
Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсияет воднех eго правда и множество мира, дондеже отъимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази eго персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут; и поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними. И жив будет, и дастся eму от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят eго. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод eго: и процветут от града яко трава земная. Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един. И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

Боже, дай суд Твой Царю, и правду Твою - Сыну Царя, чтобы судить народ Твой по правде и нищих Твоих - в суде. Да примут горы мир для народа, и холмы - правду. Он судить будет нищих из народа, и спасет сынов убогих, и смирит клеветника, и пребудет с солнцем, и прежде луны, в роды родов. Он сойдет, как дождь на руно, и как капля, падающая на землю. Воссияет во дни Его правда и множество мира, доколе не упразднится луна. И будет Он господствовать от моря до моря и от рек до концов вселенной. Пред Ним припадут Эфиопы, и враги Его лизать будут прах; цари Фарсиса и острова дары принесут, цари Арабов и Сава дары приведут, и поклонятся Ему все цари земли, все народы рабски послужат Ему. Ибо Он избавил нищего из рук властителя, и бедного, у которого не было помощника. Пощадит Он нищего и бедного, и души бедных спасет, от лихоимства и от неправды избавит души их, и почтенно имя Его пред ними. И будет жить, и дадут Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, весь день благословлять Его. Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор; превознесется выше Ливана плод Его, и процветут из города люди, как трава земная. Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы назовут блаженным Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек и во век века, и будет наполнена славою Его вся земля. Да будет, да будет!




Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения


Вторая часть кафизмы + молитва поминовения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оскудеша песни Давида, сына Иессеова. Псалом Асафу.
Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их. В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем? Се, сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, eмуже обещахся. И непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася. И аз уничижен и не разумех, скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.

Как благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, еще немного - и поскользнулись бы стопы мои, ибо я возревновал на беззаконников, видя у грешников мир. Ибо нет ужаса в смерти их и твердости в наказании их. В трудах человеческих их нет, и с людьми не подвергнутся ударам. Потому овладела ими гордыня до конца, оделись они в неправду и нечестие свое. Выйдет, как из тука, неправда их: дошли до произвола сердца; замыслили и заговорили в злобе, произнесли на высокое неправду: подняли к небу уста свои, и язык их прошел по земле. Поэтому обратится народ мой сюда, и обнаружится, что дни их полны. И сказали они: «Как рассудил Бог! И есть ли знание у Всевышнего? Вот эти грешники - и процветают они, навек завладели богатством!» И сказал я: «Так напрасно сохранял я праведным сердце мое, и омывал среди невинных руки мои, и пребывал израненным весь день, и обличал себя до утра». Но если бы сказал я: «Буду так рассуждать!», то стал бы для рода сынов Твоих вероломным. И постарался я это понять; это - тяжкий труд для меня, доколе не войду во святилище Божие и не уразумею конца их. Так, за коварство их Ты назначил им зло, низверг их в превозношении. Как внезапно пришли в запустение, исчезли, погибли за беззаконие свое! Как сновидение пробуждающегося, Господи, во граде Твоем образ их Ты уничтожишь. Когда разгорелось сердце мое, и внутренности мои изменялись, тогда был я ничтожен и не понимал, стал подобен скоту пред Тобою. Но я постоянно с Тобою; Ты поддержал правую руку мою, и советом Твоим направил меня, и со славою принял меня. Ибо что мне на небе? И чего я восхотел без Тебя на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и Бог - моя доля вовек. Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе. А для меня - благо прилепляться к Богу, возлагать на Господа надежду мою, чтобы возвестить мне все хвалы Твои во вратах дочери Сиона.


Разума Асафу.
Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея? Помяни сонм Твой, eгоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси. Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем. И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего, положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше; яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери eго вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и оставим вся праздники Божия от земли. Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. Ты расторгл еси источники и потоки, Ты изсушил еси реки Ифамския. Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли, жатву и весну Ты создал еси я. Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. Не предаждь зверем душу, исповедающуся Тебе, душ убогих Твоих не забуди до конца. Призри на завет Твой, яко исполнишася помрачении земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен, нищ и убог восхвалита имя Твое. Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Для чего Ты, Боже, отверг до конца, возгорелся гнев Твой на овец пастбища Твоего? Вспомни сонм Твой, который Ты приобрел от начала, искупил жезл наследия Твоего, эту гору Сион, на которой Ты поселился. Подними руки Твои против надменности их наконец! Сколько зла сделал враг во святилище Твоем! И расхвастались ненавидящие Тебя среди праздника Твоего, поставили знаки свои, а знаков иных не признали, - как при выходе из храма, вверху. Как в чаще лесной топорами изрубили двери его вместе; секирой и ломом разрушили его. Сожгли в огне святилище Твое, на земле осквернили жилище имени Твоего. Сказала в сердце своем родня их вместе: «Придите, и прекратим все праздники Божии на земле». Знамений наших мы не видим, нет больше пророка, и Он больше не будет нас знать. Доколе, Боже, поносить будет враг? Раздражать будет противник имя Твое до конца? Для чего Ты отводишь руку Твою и десницу Твою из среды недра Твоего до конца? Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Ты утвердил силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты поразил голову дракона, дал его в пищу народам Эфиопским. Ты разверз источники и потоки, Ты иссушил реки многоводные. Твой день и Твоя ночь, Ты устроил зарю и солнце, Ты сотворил все пределы земли, лето и весну - Ты соделал их. Вспомни это: враг поносил Господа, и народ безумный оскорбил имя Твое. Не предай зверям душу, исповедующую Тебя, душ бедных Твоих не забудь до конца. Посмотри на завет Твой, ибо наполнились мрачные места земли домами беззаконий. Да не возвратится униженный посрамленным; нищий и бедный восхвалят имя Твое. Восстань, Боже, реши тяжбу Твою, вспомни поношение Тебя безумным целый день. Не забудь гласа умоляющих Тебя: гордыня ненавидящих Тебя постоянно восходит к Тебе.




Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.

Третья часть кафизмы + молитва поминовения.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу.
Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое; повеем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли. Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

Мы прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовем имя Твое. Я поведаю о всех чудесах Твоих. «Когда улучу время, Я буду судить по правде; Растаяла земля и все живущие на ней, - Я утвердил столпы ее». Я сказал законопреступным: «Не преступайте закон» и согрешающим: «Не возвышайте рога, не поднимайте в высоту рога вашего, и не говорите на Бога неправду». Ибо суд ни от востока, ни от запада, ни от пустынных гор, потому что Бог - судия: этого смиряет и того - возносит. Ибо чаша в руке Господа, полная смешения из вина цельного, и Он склоняет ее от этого к тому. Однако дрожжи в ней не истощились, - будут пить все грешники земли. Я же возрадуюсь вовек, воспою Богу Иакова, и все роги грешников сломлю, и возвысится рог праведника.


В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину.
Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся, и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли. Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти. Помолитеся и воздад́ите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары, страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных.

Известен в Иудее Бог, велико в Израиле имя Его. И мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе. Там сокрушил Он силы луков, оружие, и меч, и войну. Светишь Ты дивно с гор вечных. Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и не нашли ничего; все мужи - богатства рук своих. От угрозы Твоей, Боже Иакова, задремали воссевшие на коней. Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени - гнев Твой. С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и умолкла, когда Бог восстал для суда, чтобы спасти всех кротких земли. Ибо помышление человека будет славить Тебя, и оставшееся в помысле - праздновать Тебе. Помолитесь и воздайте обеты Господу, Богу нашему; все, кто вокруг Него, принесут дары. Страшному и отнимающему дух у князей, страшному для царей земли.


В конец, о Идифуме, псалом Асафу.
Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых; отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся и малодушествоваше дух мой. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся: нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой: еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя? И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил есимышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны, множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею.

Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу - и Он внял мне. В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним - и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя; вспомнил я Бога - и возвеселился. Рассуждал - и малодушествовал дух мой. Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить; размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник. Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой: неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить? Или до конца милость свою отсечет, окончил речь от рода в род? Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своем сострадание Свое? И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена - от десницы Всевышнего». Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать от начала чудеса Твои, и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать. Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш? Ты - Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою, избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, взволновались бездны, множество шума вод. Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали. Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля. В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают. Повел Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.





Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.

Завершительные молитвы после чтения 10 кафизмы
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4:
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.
Господи, помилуй (40 раз).

Господи Боже наш, в милости богатый и в щедротах непостижимый, едине по естеству безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и в след похотей плоти моея ходив, весь смех демоном бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демоном бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Умвоспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служити и работати грехом возлюбих. и кто прочее не возрыдает мя, окаяннаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. но понеже многомилостивый и благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил еси покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи, Боже наш, богатый милостью и в сострадании непостижимый, Один по естеству безгрешный и нас ради сделавшийся человеком, не имеющим греха! Услышь в час сей это мое сокрушенное моление, ибо я нищ и беден делами добрыми, и сердце мое во мне пришло в смятение. Ибо Ты знаешь, Всевышний Царь, Господи неба и земли, что я всю мою юность растратил во грехах и, ходя в след желаний плоти моей, весь стал посмешищем демонам, весь диаволу последовал, всегда в тине сластей валяясь. Ибо, омрачившись помышлением от младенчества даже и доныне, я никогда не имел желания сотворить святую волю Твою, но весь от насилующих меня страстей плененный, стал посмешищем и глумлением для демонов, совсем не держа в уме мысли о нестерпимом грозном гневе Твоем на грешников и уготованной им геенне огненной. Так что, впав оттого в отчаяние и никак не приходя в чувство обращения, я потерпел лишение и потерял дружбу с Тобой. Ибо какой вид греха я не соделал? Какое дело демонское не соделал? Какое постыдное и блудное деяние я с избытком и усердием не совершил? Ум воспоминаниями плотскими запятнал, тело постыдными сношениями загрязнил, дух согласием на зло осквернил, всякий член несчастного моего тела служить и работать грехам приучил. И кто теперь не возрыдает обо мне, несчастном? Кто не восплачет обо мне, осужденном? Ибо я один, Владыка, ярость Твою прогневал, я один зажег гнев Твой на меня, я один злое пред Тобою сотворил, превзойдя и победив всех от века грешников, несравненно больше и непростительно согрешив. Но поскольку Ты, Человеколюбец, многомилостив, сострадателен и ожидаешь обращения человека, вот, и я повергаюсь пред страшным и нестерпимым Твоим судилищем, и как бы пречистым Твоим ногам касаясь, из глубины души взываю Тебе: «Очисти, Господи, прости, Незлопамятный, помилуй немощь мою, склонись к недоумению моему, внемли молению моему и не промолчи, видя слезы мои, прими меня, кающегося, и заблудшего возврати, возвращающегося обними и молящегося прости». Ибо не положил Ты покаяния праведным, не положил прощения не согрешающим, но положил мне, грешному, покаяние в том, чем я возбудил Твое негодование. Нагим и обнаженным предстою я пред Тобою, Сердцеведец Господи, исповедуя мои грехи, ибо не могу посмотреть и видеть высоту небес, под тяжестью грехов моих сгибаясь. Просвети же очи сердца моего и даруй мне умиление для покаяния и сокрушение сердца для исправления, дабы с благой надеждой и истинной уверенностью пошел я к тамошнему миру, восхваляя и благословляя непрестанно всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


Царство Небесное вечный покой подай Господи всем зде ныне поминаемым усопшим чадам и сотвори им вечную память.
Loading...Loading...