Прокофьев александр андреевич аленушка год написания. Александр прокофьев

Русский советский поэт А.А. Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в дер. Кобона Петербургской губернии (ныне - Волховского района Ленинградской области). Деревня находилась на берегу Ладожского озера, родителями Саши были бедняки: мать - крестьянка, отец - рыбак и землепашец. Это оказало сильное влияние на детские годы будущего поэта. Никакого систематического образования он не получил. Сначала Александр посещал сельскую школу, а с 1913 по 1917 год окончил три класса Петербургской учительской семинарии. После Октябрьской революции А.Прокофьев покидает Петроград и возвращается в родную деревню.

Но и в маленькой Кобоне Прокофьев не может оставаться в стороне от революционных событий и Гражданской войны. В 1919 году он вступает в Красную Армию, а вместе с ней и в партию большевиков. В те годы молодой Александр Прокофьев хотел связать свою жизнь с Красной Армией. Он участвовал в боях с Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В годы гражданской войны начал работать в красноармейской печати. В середине 1920-х годов А.А. Прокофьев начал свою литературную деятельность, хотя его первые стихи были опубликованы в армейских многотиражках еще в 1919 году. В 1922 году Прокофьев переходит на службу в органы ВЧК - ОГПУ, и остается там до 1930 года, когда окончательно уходит из армии и связывает свою жизнь с поэзией.

В 1927 году стихи молодого поэта были опубликованы в "Комсомольской правде" и "Юном пролетарии". В 1931 году А.А. Прокофьев выпустил первую книгу стихов - "Полдень", о ладожской деревне, деревне восстановительного периода после Октябрьской революции. За нею последовали сборники "Улица Красных Зорь" (1931) и "Победа" (1932), в которых поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева сложился под впечатлением его деревенской юности. "Ладога! - говорил поэт в автобиографии. - Я навеки полюбил свое родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и села, где "с печки рукой достанешь до воды". Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в мужественной борьбе.

Его ранние сборники стихов посвящены Гражданской войне 1918-1920 годов, участником которой был Прокофьев, ломке традиционного деревенского уклада. Герои его стихов - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни - "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. Многие его стихи о войне, воинской дружбе, о Родине, сами собой становились песнями, причем, довольно популярными. Таким стихотворением является, например, "Товарищ", посвященное А.Крайскому:

Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной и песня лавиной, -
Тебе половина и мне половина!

А.А. Прокофьев сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение. В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы - тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения. В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями стихотворений поэт широко опирается на народное творчество. В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества. Осваивая фольклор, Прокофьев далек однако от стилизации и имитации. Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства. Уже в первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества. Переходя к теме гражданской войны, Прокофьев расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает "балладный лад"; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т.п. проходят через ранние стихи Прокофьева.

В цикле стихотворений "Уральские партизаны" лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены. Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор. В "антипоповских" стихах удачно используются иронические интонации. После некоторых неудач (например "Перечень профессий", "Ответ") Прокофьев дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской "этнографичности". Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта.

Он активно сотрудничал в ленинградской периодике, был членом литературной группы при журнале "Резец", других объединений пролетарских писателей. В 1930-е годы А.А. Прокофьев опубликовал сборники лирических стихов и песен "Дорога через мост" (1933), "Временник" (1934), "Прямые стихи" (1936), "В защиту влюбленных" (1939) и др. К середине 1930-х годов поэт достиг своей творческой зрелости. Его лучшие произведения этих лет с их образно-языковым и ритмическим своеобразием относятся к ярким достижениям русской советской лирики. Чрезвычайно самобытное дарование А.Прокофьева в эти годы достигло высшего расцвета. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: "Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!" В конце 1930-х годов Прокофьев пишет несколько стихотворений на темы древней Руси - "Плач Ярославны" (1937), "Пятая песнь" (1938), "Ярославна" (1939) и др.

Копья свищут на Дунае,
А Ярославна на ветру.
Что кукушка, что лесная,
В Путивле плачет поутру?

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов А.А. Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, песен, лозунгов, стихотворных фельетонов. Он работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов.

Значительным творческим достижением А.А. Прокофьева явилась лирико-эпическая поэма "Россия" (1944) - о красоте русской природы и патриотизме советского народа, о стране, грудью вставшей против жестокого врага. Эта поэма, за которую в 1946 году поэт был удостоен Государственной Сталинской премии СССР, стала заметным явлением советской поэзии военных лет. Рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета, стал крупным успехом поэта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России:

Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие пущи берез.

В первые послевоенные годы А.А. Прокофьев опубликовал целый цикл стихов о мире, о радости оживающей земли ("Нынче удались цветы повсюду…", "Ты по сердцу мне, русская природа", "Пополам с тобою, дорогая…" и др.). Для Прокофьева этого времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии. С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха.

С 1945 по 1948 год А.А. Прокофьев является ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. В 1950-е годы начинается новый этап в творчестве Прокофьева. Из печати выходит его сборник "Заречье" (1955), а в 1960 году - сборник "Приглашение к путешествию", отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. За "Приглашение к путешествию", отмеченное масштабностью замысла, А.А. Прокофьев в 1961 году был удостоен Ленинской премии. Опубликовал он также несколько сборников стихов для детей, переводил произведения украинских и белорусских поэтов. В 1955-1965 годах Прокофьев вновь избирался ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. К сожалению, эта работа не принесла Прокофьеву широкой известности среди читателей. Возглавляя в эти годы Ленинградскую писательскую организацию, он проводил в жизнь в политически-конъюнктурные решения, что проявилось, в частности, в деле И.А. Бродского.

Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах "Яблоня над морем" (1958), "Стихи с дороги" (1963), "Под солнцем и под ливнями" (1964) и других. Отличительные черты поэзии Прокофьева 1950-1960-х годов - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность "рядовому" герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От "веселого косноязычья" первых стихов ("Тырли-бутырли, дуй тебя горой") поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма. Тем не менее, поэзия его эмоциональна, энергична, многоцветна:

За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом, за рекою
Стежку замела...

Будто легкие метели
Мчались во весь дух...
Будто лебеди летели,
Обронили пух...

В декабре 1970 года, в связи с 70-летием со дня рождения, А.А. Прокофьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден 4 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Лауреат Сталинской (1946) и Государственной (1961) премий СССР.

Своеобразный и яркий художник, талантливый поэт Александр Прокофьев умер в Ленинграде 18 сентября 1971 года. Он был похоронен на Богословском кладбище. В 1975 году на могиле поэта был установлен памятник. Гранитную стенку с барельефом выполнили скульптор М.К. Аникушин и архитектор Ф.А. Гепнер. В 1977 году именем А.А. Прокофьева была названа улица на северо-западе Ленинграда.

В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимал как бы на вкус, на ощупь и сберегал их, будто самоцветы. Множество своих стихотворений он посвятил родине. "Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу",- говорил А. Прокофьев в одном из них. А. Прокофьев обогатил советскую поэзию новыми мотивами, ритмами, обогатил своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохраненной им до последних своих дней.

Прокофьев Александр Андреевич (19.11.1900-18.09.1971), поэт. Родился в с. Кобона, ныне Волховского р-на Ленинградской обл. в семье крестьянина-рыбака.


Начал литературную деятельность в сер. 20-х. В первых сборниках Прокофьева - «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) - автор открыл для читателя мир приозерной ладожской деревни с ее особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои Прокофьева - «тяжелые парни», «сосновые кряжи». В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939).

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.

Прокофьев Александр Андреевич - (19 ноября (2 декабря) 1900, деревня Кобона, Волховский район Ленинградской области — 18 сентября 1971, Ленинград) — русский советский поэт.

Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).

Прокофьев Александр Андреевич родился в 19 ноября (2 декабря) 1900 года в семье крестьянина — рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в Красную Армию и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922—1930 сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Во время советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945—1948 и 1955—1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956—1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные — «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.

В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.

Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) в семье крестьянина - рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в РККА и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

Память

  • На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
  • На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму "Ладога".
  • В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.
  • Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Награды и премии

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • четыре ордена Ленина.
  • орден Отечественной войны II степени (1944).
  • орден Красной Звезды.
  • орден «Знак Почёта».
  • знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)».
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим!», «За тебя, Ленинград!», «Застольная», «Клятва» и другие.
  • Ленинская премия (1961) - за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).

Сочинения

  • Полдень, 1931
  • Победа, 1932
  • Дорога че­рез мост, 1933
  • Россия, 1944 (поэма)
  • Стихотворения, 1947
  • Стихи с дороги, 1963
  • Гроздья, 1967
  • Бессмертие, 1970.

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

Детство и юность

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту.

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.


Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.


Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант и американский кинорежиссёр .

Личная жизнь

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.


С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий.


Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Смерть

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.


Так как композитор умер в один день с , то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • Опера «Война и мир»
  • Опера «Любовь к трём апельсинам»
  • Балет «Ромео и Джульетта»
  • Балет «Золушка»
  • Классическая (Первая) симфония
  • Седьмая симфония
  • Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
  • Пьесы «Мимолётности»
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Loading...Loading...