Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема одиночества человека


Нужны ли людям поддержка, внимание и забота, чтобы не чувствовать себя одиноко? Это один из вопросов, возникающих при чтении текста Антона Павловича Чехова, классика отечественной литературы.

Раскрывая проблему одиночества, автор повествует нам об извозчике Ионе Потапове. Меньше недели назад умер его сын, а извозчик "путём не говорил ни с кем". пассажирам нет дела до Ионы, они даже не пытаются его выслушать. Позже извозчик рассказывает о своей беде лошади. Он чувствует, что только ей он может поведать о своей горестной утрате.

В произведении Максима Горького "Старуха Изергиль" в легенде о Ларре повествуется о сыне орла и женщины.

Ларра горд, считает себя избранником, ставит себя выше остальных. Убив невинную девушку, он подвергается страшному наказанию - его обрекают на вечное изгнание. Будучи одиноким, герой теряет смысл жизни. Однажды он специально подходит слишком близко к людям, надеясь, что соплеменники его убьют, тем самым освободив его от этого невыносимого изгнания. Но люди сторонятся Ларры, выполняя наказ старейшин рода. Ларра ходит по земле, будто тень, не находя себе покоя. Одиночеством он наказан за гордость, эгоизм, жестокость, себялюбие.

А теперь обратимся к примерам из романа - эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир". Пьер Безухов очень одинок. В начале произведения мы видим Пьера в салоне Анны Павловны Шерер, где отношение светского общества к молодому человеку как к незаконному сыну петербургского богатого сановника пренебрежительное, а революционные речи "якобинца", только что приехавшего из Парижа и оправдывающего Наполеона, "изверга рода человеческого", вызывают у хозяйки салона и большинства её гостей и страх, и негодование.

Но как только Пьер становится самым богатым человеком России, получив внезапно обрушившееся на него наследство, отношение к нему меняется. Общество начинает Безухову льстить, князь Василий женит богатого наследника на своей дочери Элен, а одиночество всё-таки не покидает героя. Нет рядом близкого человека, друга, такого, как князь Андрей, ушедший на войну, который помог бы разобраться в душевной смуте. Пьер проходит долгий путь, пока не обретает смысл жизни и счастье. Во многом преодолеть трудности ему помогает Наташа Ростова. В её обществе ему становится лучше, а душа вновь и вновь возрождалась к жизни.

Подведём итоги. Мы убедились в том, что человеку нужны сострадание, внимание или хотя бы чьё-то присутствие, чтобы не чувствовать себя одиноко и справляться со своими бедами.

Обновлено: 2017-09-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающая : уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

-синонимов

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

2)скука.

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

Вопросы:

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

    Он не умеет ездить?

    В Петербурге снегопад?

    Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

    Он погружен в себя, в свои думы?

Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

    Ему не нужны деньги?

    Он переживает и не думает о деньгах?

    Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

    По другой причине?

С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

    Он устал?

    Погода плохая?

    Поздний час?

    лошадь жалеет?

    Никто не согласился выслушать его?

Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

    Ему нужно выговориться?

    Он ждёт сочувствия?

    Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

    Это первое большое горе в его жизни?

Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

Какова её реакция?

Смешон или страшен этот эпизод?

Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

У рассказа есть эпиграф . Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

    Как его понять?

    Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

    В чём нравственный смысл рассказа?

    Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия . Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Тоска

Громадная, не знающая границ,

Просит, поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

Сострадание.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Цели урока:

Оборудование : учебник, текст рассказа «Тоска » , материал по теме урока.

Тип урока

Прогнозируемые результаты:

К. И. Чуковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

Имени Героя России Александра Прохоренко»

2017

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Цели урока:

1. продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

2. дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

3. выяснить нравственную проблематику рассказа, тему, идею;

4. повторить теоретические понятия: композиция, рассказ, пейзаж,

Выразительные средства языка;

5. развивать читательскую культуру;

6. воспитывать духовно- нравственную культуру учащихся.

Оборудование : учебник, текст рассказа « Тоска» , материал по теме урока.

Тип урока : урок анализа художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:

1. учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;

2. определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции;

3. определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал;

4. характеризуют главного героя рассказа;

5. выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность.

К. И. Чуковский

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Мотивация учебной деятельности

Чехов - мастер короткого рассказа.

Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: "писать талантливо, то есть коротко" и "краткость - сестра таланта". За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ "Тоска" признан вершинным из ранних произведений писателя.

Равнодушие... Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие...

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): "Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность". Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

  1. Работа над темой урока
  1. Вступительное слово учителя

Эпиграф к "Тоске" "Кому повем печаль мою?.." (начальная строка духовного стиха "Плач Иосифа и быль") задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор побуждает читателя задуматься на тему одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Начало «Тоски»:

"Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки..." Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который "бел, как приведение" и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

  1. Погружение в тему урока (беседа)

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Что такое, по-вашему, тоска? Одиночество?

Каково лексическое значение этих слов?

  1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

  1. Аналитическая работа с текстом рассказа "Тоска"

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа "Тоска".

Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе "Летучие заметки" "Петербургской газеты", там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и "омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей", в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию "Тоски". Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки - эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный, реальный или литературный, комментарий к "Тоске", к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции. Автору "Тоски" 26. Черновых вариантов рукописи "Тоски" не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б) Исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

1-я группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
  • Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер … от чего?...поезжай; сын помер … все помрём, погоняй; сын помер... (ответа нет)
  • Как называется это выразительное средство? (Повтор) Подтвердите примерами из текста рассказа.

2-я группа

  • В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
  • Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки, вечерняя мгла, потёмки)
  • Как называется это выразительное средство? (Градация)
  • Сколько раз происходит это изменение? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

3-я группа

  • Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся, толпы бегут, толпы снуют)
  • Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

4-я группа

  • Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
  • Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного "лошадёнка" - через нейтральное "лошадь" - к уменьшительно-ласкательному "кобылочка")
  • Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная) Подтвердите примерами из текста рассказа.

Презентация результатов работы

в) Беседа

1. Художественная деталь.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

2. Композиция рассказа

Фабула "Тоски", на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, "не ироническая побрякушка" развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете "Тоски", как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то "печаль моя" (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя:

Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, "дверью обозналась", забрала наследника, который "настоящий извозчик был". После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания - проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы "тоска громадная, не знающая границ", таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга - своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина. Антон Павлович Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Одиночество человека среди людей- вот страшная суть рассказа А. П. Чехова "Тоска".

  1. Домашнее задание по русской литературе

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова "Остров Сахалин".

Литература

В методической разработке урока использованы материалы с сайта И. Н. Перовой.


Текст из ЕГЭ

(1)По всей видимости, страх одиночества гораздо чаще, чем кажется, определяет поведение людей. (2)Например, многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. (3)Поспешный брак, случайные приятели, бессодержательное общение призваны заглушить неприятное переживание, придать уверенности. (4)Особенно тяжело положение людей, которые чувствуют себя одинокими, находясь в кругу приятелей или членов семьи. (5)Конечно, личности независимые, самостоятельные легко переживают одиночество, а если в какой-то период им не хватает общения, то бывает достаточно повидаться со старым другом. (6)Человек же, надеявшийся преодолеть одиночество, вступая в брак, будет сильно разочарован, если убедится, что этого не произошло. (7)Мучительно переживают одиночество люди, которые не мыслили себя без совместной жизни с кем-то, а потом неожиданно, из-за развода или смерти близкого человека, оказались одни. (8)Для тех, кто остро переживает своё одиночество, существует множество программ психологической и психотерапевтической помощи. (9)Это группы встреч, а также тренинги, обучающие навыкам знакомства, установлению взаимопонимания и искренних, открытых отношений. (10)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (11)Американский психолог Дж. Оди пришёл к выводу, что данное чувство по характеру творческое, созидательное: (12)«Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погружённости в уединение в целях их переработки». (13)По словам немецкого философа Фридриха Ницше, для развития человека необходим «семикратный опыт одиночества». (14)Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (15)А человек с наполненной и цельной душой всегда привлекателен для других, так что он обязательно найдёт, с кем разделить любовь и дружбу!

(По М. Широковой)

Вступление

Проблема

Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить положительные стороны противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.

Комментарий

Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.

Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.

Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для гармоничного развития и правильного построения отношений с реальностью.

Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.

Авторская позиция

Своя позиция

Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.

Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.

Аргумент №1

Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.

Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.

Аргумент №2

Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.

Заключение

Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.

Обзор материала

Обзор материала

Урок "А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" представляет собой урок комплексного применения знаний. На нем я применяю элементы технологии сотрудничества и групповой технологии, личностно-ориентированной и исследовательской.

Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения его идейного звучания.

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Чехова, писателя-гуманиста;

Развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам

Средства обучения: текст рассказа А.П.Чехова «Тоска», портрет писателя, учебная презентация

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация познавательной деятельности:

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (слайд2)

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня. Для этого начнем с вами со знакомства творческого пути А.П.Чехова., с которым нас познакомит 3группа учащихся

I. Индивидуальное сообщение о творчестве А.П.Чехова

II. Знакомство с темой урока. (слайд 1)

1. Слово учителя

Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 3)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану (слайд 4)

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?. У 2-ой группы лежат словари, раскройте нам это понятие- «тоска»

(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Учитель: А. П. Чехов - тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость - сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

2. История создания рассказа. С ней нас познакомит 1-ая группа учащихся:

(слайд 6) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу - Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» - двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

3. Работа над эпиграфом:

Учитель: зачитывает: слайд 7)

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия - теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

4. Работа с текстом

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

О чем думает каждый из них?

Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

5. Композиция рассказа (слайд 8)

Учитель: фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова - с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9) В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, - к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия - тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Учитель: ребята, вот теперь давайте попробуем поразмышлять, в чем заключается конфликт рассказа? (Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира). (слайд 10)

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

6. Роль художественной детали (слайд 11)

Учитель: среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь -лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.

7. Индивидуальная работа по карточкам в группах.

Инструкция.

Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Дополнительное задание всем группам

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Ионы к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная). Прокомментируйте.

Учитель: Прочитайте выразительно последнее предложение. Как вы объясните многоточие? (Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать)

В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади - бессловесной твари, - которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми - монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием.. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей - вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать - он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Приложения
Loading...Loading...