Предисловие. Лечение заикания по методу арутюнян

Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:

1. Устранение речевых судорог с помощью способа лечения заикания, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы.

2.Изменение внутреннего состояния заикающихся, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом вербальной коммуникации.

3. Автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок.

Основной (интенсивный) курс лечения занимает 10 дней по 8 часов логопедических занятий с полным погружением в новое состояние. После окончания основного курса лечения пациенты способны говорить без заикания в любых ситуациях, но их речь замедлена и сопровождается движением пальцев рук. Замедление необходимо не столько для устранения спазматических задержек, сколько для надежного формирования нового речедвигательного навыка.

Затем в течение 6 месяцев проводится 6 обучающих микрокурсов (по 3 дня каждый), на которых постепенно нормализуется темп речи и осуществляется уход от движений пальцев рук.

В группе занимаются 3-5 человек. Она формируется, в основном, по возрастному признаку.

Теоретическое обоснование комплексной методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. АРУТЮНЯН.

По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

Основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы -формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания.

Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта —

основной принцип МЕТОДИКИ.

Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем — автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.

Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией. При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи.

Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с окружающим миром. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.

После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма, как сказано выше, мобилизуются на защиту уже этого нового состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

Анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова- Арутюнян.

(по материалам интернета.)

Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.

Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Полный курс, состоит из 4 этапов.

Первый этап — обучение ощущать спокойствие во время речи. Предполагается, что душевное спокойствие связано с мышечным напряжением. научившись расслаблять мышцы

можно вызывать чувство успокоения. К концу этапа должен свободно произносить слоги.

Второй этап — обучение большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. К концу этапа человек должен говорить по слогам без запинок.

Третий этап — тренировка произношения целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки.

Четвертый этап — работа с текстом. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие.Также на этом этапе человек работает над выразительностью своей речи, учиться говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания – тренировки в реальной жизни.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян.

В первую очередь подкупает характер и четкость изложения метода, видно что методика хорошо отработана и детализированна. Очерчены этапы лечебного процесса. Главный принцип метода лечения -это тренировка речи

и тренировка серьезная, требующая достаточных волевых усилий от пациента.

Одним из главных недостатков считаю отсутствие глубокого и сильного психологического или психотерапевтического воздействия на психику пациента. Ведь заикание — это прежде всего форма невротического расстройства личности, возникшее под воздействием психической травмы и закрепившееся во внешнем проявлении в виде спастических расстройств при попытке начать говорить. Надо отметить, что в этой методике существует попытка воздействия на психику больного через тренировку релаксации мышц рук, но как показывает опыт, такое воздействие напоминает аутогенную тренировку, которая давно доказало свою слабую эффективность при лечении невротических расстройств. Так что такая попытка через релаксацию мышц рук вызвать успокоение в нервной системе недостаточна и на самом деле не может вызвать устойчивого состояния успокоения, так необходимого для лечения и преодоления заикания.

Второй недостаток — сам подход к лечению заикания через тренинг речи.

У больного вырабатываются путем усиленных тренировок «правильные» стереотипы выговаривания слогов, слов и предложений. Одолеть весь тренинг могут только в достаточной степени настроенные на излечение люди, с хорошим волевым потециалом, так как сама тренировка требует усилий, а учитывая, что процесс тренировки и восстановления речи затягивается на несколько месяцев, то это большое испытание для самих пациентов.

Но ведь большинство больных логоневрозом — люди с расшатанной и закомплексованной психикой и им нужна прежде всего психотерапевтическая помощь в устранении этих невротических реакций, а затем уже другие варианты лечения.

Попытка восстановить речь у заикающегося с невротическими реакциями или расстройствами с помощью одного лишь тренинга, даже очень хорошего, мало эффективна и похожа на попытку построить дом без основательного фундамента на зыбучем песке.

www.chiyanov.com

Лечение заикания по методу арутюнян

мама Саши В. |12 лет| г. Москва|

Прошёл год от начала лечения моего сына по методике Л.З.Арутюнян. Положительный результат на лицо. У Саши было заикание средней степени тяжести. Запинки случались как в домашней обстановке, так и на людях. Причём в обществе незнакомых людей и при волнении они усиливались. Сейчас в домашней обстановке я не слышала его заикания от момента начала лечения, т.е. год. Я слышу, как он сейчас общается со сверстниками, как общается со взрослыми (с нашими семейными знакомыми и друзьями). Со слов моей старшей дочери, его сестры, в школе с ребятами он так же говорит хорошо. Положительный результат достигнут, и я очень надеюсь, что он в дальнейшем закрепится.

Теперь я хочу сказать, какие трудности встречаются на этапах лечения. Период «молчания» у нас никаких затруднений не вызвал. Определённый дискомфорт был при общении с ребятами, но не более. После интенсивного курса молчать, замыкаться в себе нельзя. Мой совет: как можно больше водить ребёнка на вопросы и в общество мало — знакомых ему людей и чтобы там он что-нибудь говорил. Выполнение ежедневных упражнений, которые даёт логопед, обязательно. Нужно набраться терпения и проделывать их вместе с ребёнком ежедневно. В нашем случае первый микрокурс также прошёл достаточно гладко, в школе, в общении с ребятами, проблем не возникло. Были проблемы на третьем микрокурсе, когда речь начала убыстряться и, на мой взгляд, третий микрокурс нужно делать длиннее по времени, что в нашем случае в итоге и получилось, т.е. мы задержались на нём дольше положенного времени, но потом догнали свою группу. Хочу сказать о важности функциональных тренировок на любом этапе лечения. Это общение с незнакомыми людьми (вопросы, беседы), выступления в различных аудиториях, телефонные звонки незнакомым людям. Если родители хотят добиться стойкого положительного результата от лечения, им нужно уделить достаточно времени для проведения функциональных тренировок с детьми. Наверное, только одни логопедические упражнения не дадут ожидаемого результата. Ни в коем случае нельзя бросать лечение, или, скажем, уделять ему меньше времени после третьего и четвёртого микрокурса, когда кажется, что уже все проблемы с речью позади. Это не так. Заикание может опять проявиться, и всё придётся начинать сначала. Даже сейчас, пройдя основной курс лечения, я чувствую необходимость в проведении с ребёнком функциональных тренировок. Мы иногда, правда, уже не так часто, как раньше, звоним по телефону, задаём разные вопросы.

Любовь | 53 года| г. Москва|

Занимаюсь я лично у логопеда Соколовой Марины Борисовны. Много можно рассказывать и писать об этой удивительно доброй женщине. Она, как вторая мама, учит вновь правильно говорить, т.е. произносить звуки, слоги, фразы.

Много мытарств я прошла, исправляя речь разными способами. Можно написать книгу, как непросто жит с такой речь имея семью и т.п., когда ты хочешь, знаешь, но комок не дает говорить. Кто это испытал, тот, читая это письмо, согласится со мной. И вот, по прошествии почти 6-ти месяцев, я могу сказать с уверенностью: «Я вышла из замкнутого круга!».

Буду очень рада, если кому-то мое письмо поможет обрести веру, что заикание действительно исправляется. Исправляется очень тяжелым трудом, много работая над собой. Но вы, также как и я, увидите голубое небо над головой, любовь, радость и почувствуете себя Человеком – личностью. И никто, никогда не будет Вас жалеть, шептаться, игнорировать… Если кому-то из Вас захочется со мной встретится, я не посчитаюсь со временем. Могу встретится в Москве в удобном для Вас месте и времени. Это для меня будет экзамен, а а для Марины Борисовны также будет интересно, что Вы ей напишете или расскажете обо мне.

Кто-то прочитает и хмыкнет. Исправлял мол… А все ли Вы выполняли, что требовал логопед? Я говорю о себе. Нет не все. И я нарушала многие рекомендации, но тут же осознавала свои ошибки. Могу поделится своими ошибками.

Никогда не забуду свою первую покупку в магазине с новой речью. Я заказывала продукты на очень медленной речи – чистой и внятной. Я говорила то, что мне нужно, и не использовала уловки, как раньше. Вместо колбасы не говорила сыр, потому что легче. Состояние на душе было такое – ты самый счастливый человек. Тогда я первый раз в жизни услышала свою красивую речь, пусть пока медленную, но это пока. (Сейчас я тараторю и не могу наговориться за годы молчания). В тот день, возвращаясь домой, в метро пошли первые строки стихотворения. Это стихотворение я назвала «Любимая» и посвятила его дорогому мне человеку, логопеду Марине Борисовне. Здесь я напишу несколько строчек этого стихотворения, а кому захочется услышать полностью, с удовольствием напишу полностью. Отрывок из стихотворения

Спроси меня, сколько мне лет?
Мне восемь дней – Любимая!
Пред Святыми образами стоя на коленях,
Душа кричала: «Господи, прости»
Господи, помилуй!,
Господи, пришли мне помощь!»
И бог услышал, это ты – Любимая!

Успехов и старания всем, кто станет на этот нелегкий Путь – путь исправления речи. Но это Стоит! Я просыпаюсь счастливым человеком. Я говорю! Я говорю! Я строю грандиозные планы!

PS Рекомендации тем, кто только начинает:
1. При прохождении интенсивного курса – возьмите отпуск. Поверьте – это вернется сторицей на 200%
2. Семья должна участвовать также в исправлении речи, переходя дома на такой же темп речи, какой должен в данный момент использовать исправляющий речь. Это поможет бывшему заикающему не ускоряться.
3. Только логопед может изменить план действия в исправлении речи.

С любовью, Любовь Борисовна

Подруга Любовь Борисовны | г. Москва|

Уважаемая Марина Борисовна!

Низкий Вам поклон и дай Вам Бог всех земных благ за то, что Вы дарите людям радость, за Ваше терпение к ним.

Почему я это Вам пишу? Шесть месяцев назад ко мне в палатку подошла женщина и как-то необычно для меня заказала 2 пирога. Сначала у меня была реакция, что эта женщина решила с утра пошутить, поднять настроение другим. Она говорила очень медленно. Мне было совсем не смешно, но очень интересно, потому что осмеять человека можно в любое время, в вот понять и выразить свою поддержку это не каждому дано в наше время. Причем женщина стояла порядочная, а не какая-нибудь девчонка. Может и она во мне что-то почувствовала доброжелательное и рассказала, что ее зовут Любовь Борисовна, что лечится она у хорошего логопеда Марины Борисовны и что скоро я и все, кто ее знают, увидят и услышат потрясающий результат, т.к. она сможет, как все нормальные люди, легко и свободно разговаривать со всеми.

И действительно это, можно сказать чудо, свершилось. Вчера подходит ко мне Любовь Борисовна и ровным, спокойным тоном со мной разговаривает. Мы с ней долго общались. Оно рассказала про страдания и муки, через которые оно прошла, а я слушала ее и про себя думала, что Бог должен оберегать хороших людей и давать им то, что они заслуживают и не только им, а всем семьям, хотя на данный момент Богом Любовь Борисовны были Вы, Марина Борисовна. Вы проявили и проявляете такое мужество и терпение, что я даже не могу всего этого описать. Как я тронута до глубины души. Остается только пожелать Вам, Любовь Борисовне, Вашим семьям большого счастья. Спасибо Вам, что Вы есть такие на этом свете.

С большим уважением к Вам, Простая русская женщина Светлана Павловна

Александр | 20 лет | г. Москва|

Заикаться я начал примерно в 6 лет. Как говорят родители, меня напугала кошка. Но как ни странно, кошки – мои любимые домашние животные! По началу меня водили к каким-то бабулькам, экстрасенсам. Но, видимо результата от этого не было. Заикание как-то само то уходило, то опять появлялось (это я помню сам). В школе, по началу, я с неохотой участвовал в спектаклях и разных сценках, т.к. там всегда приходилось что-нибудь рассказывать. Потом – совсем перестал участвовать. Я не любил читать стихи перед классом, читать доклады на уроках, да и вообще, отвечать устно. Больше любил письменно, мне всегда предлагали участвовать в разных конкурсах и олимпиадах, но я отказывался, поскольку страх заикания меня побеждал. Потом я увлекся рисованием – там и говорить много не приходится, просто пиши картины молча и участвуй в конкурсах тоже молча! На одной из выставок наших работ местная телекомпания брала у некоторых человек интервью. И как назло, выбрали и меня. Сначала я не соглашался, но потом решил попробовать. Смотря запись, я был в шоке. Когда слышишь, как говоришь и заикаешься – это одно, а когда слышишь свою запись, как заикаешься – это совсем другое, это еще хуже. Я стал еще замкнутее, мало общался. Потом в исправлении заикания начался новый период.

Меня начали водить к одному гипнотизеру. К А.И. Скаржинскому (по-моему, так его звали, я уже и забыл про него). После сеансов иглоукалывания и чего-то еще (это я не видел, т.к. то ли спал, то ли находился в каком-то ином состоянии). Все было нормально, речь была чистая. Я шел и радовался, но потом все опять вернулось на круги своя. Я стал снова заикаться.

Я уже пошел в старшие классы, а там не только стихи длиннее, но и выступать чаше надо было. Как мог всегда увертывался. Перед тем как сказать, фразу с потенциально опасными местами (потенциальными запинками) я заменял другими словами, т.е. пользовался т.н. уловками. Но при этом чувствовал себя отвратительно. Потом я начал сам исправлять заикание, посредством всяких других методик, но такой самостоятельности хватало не надолго. Про методику Л.З. Арутюнян я совершенно случайно узнал в Интернете. Просто решил задать по поиску «как исправить заикание». Вышло огромное количество сайтов. По какой-то счастливой для меня случайности я открыл сайт, где описывалась эта методика. Сайт М.Б. Соколовой. Сказал маме, чтобы она позвонили, узнала. Сначала она не захотела, думала, что это «пустое дело», но я настоял на своем.

И еще, я вообще не считаю, что все, что происходит в этом мире – случайно, все взаимосвязано и является следствием чего-то предыдущего. Поначалу методика меня просто испугала своими решительными действиями по «отходу» от заикания. Я даже подумывал бросить все это, но заикание мне настолько надоело и мешало, что я решил рискнуть. Методику опивать незачем. Она очень проста.

Но цель (исправление речи) в данном случае оправдывает средства (методы, которыми человек исправляет заикание). Возможность говорить всегда и везде – это неотъемлемый атрибут человека. Речь в истории человека сыграла одну из важнейших ролей его развития. Так зачем мучиться, если можно все исправить? И я рад тому, что настоял на этом решающем звонке, горжусь тем, что сделал и делаю для исправления речи, и уверен теперь что смогу все (ну практически все). Возможность выражать вслух свои мысли, чувства и эмоции – это прекрасно.

Евгения | 14 лет | г. Королев |

Думаю, что нам, лечащимся от заикания, следует пролить свет на другие методики исправления речи, чтобы остальные люди, имеющие большое желание избавиться от этого недуга, не тратили зря время и деньги. Я начала заикаться примерно в 3 года вследствие автомобильной аварии. Меня уже тогда водили по всяким логопедам, бабкам и т.д. Ничего не помогало. Да я и сама не совсем понимала, что со мной делают, и для чего все это нужно. Где-то в 10 лет мне купили специальную программу для исправления заикания «Breath Maker», думаю, многие о ней наслышаны благодаря рекламе. Эта программа заключается в том, что человек должен в течение какого-то времени (больше месяца, естественно) читать и что-нибудь рассказывать своему компьютеру в микрофон, надев специальные наушники. Твой голос слышится очень замедленным, как будто бы эхо, но еще медленнее. И ты не можешь из-за этого говорить дальше, пока отдаленный голос в наушниках не закончит твою фразу. Каждодневное занятие длилось 1,5-2 часа. Теперь я достаточно хорошо осознаю, что это неплохой метод для лечения речи, но, получается, у человека должно войти в привычку говорить вот так медленно и растяжно. Не знаю, лично я сразу на каждом занятии начинала зевать и засыпать по непонятным причинам. 🙂 Так что, как вы поняли, это ни капли мне не помогло. Через некоторое время мы узнали о неком Дмитрие Сайкове, избавляющем от заикания (и не только) с помощью гипноза. Перед приходом к нему нужно было в течение нескольких дней молчать и ничего не говорить. Еле выдержав это, мы отправились туда. Больше часа нам показывали в большом зале по телевизору отзывы людей, якобы исправивших благодаря Д.Сайкову заикание. Я вся воодушевилась и с нетерпением ждала, когда же начнется гипноз! В кабинет заводили людей, которых было довольно много, по очереди каждые три минуты. Когда я вошла туда, меня попросили сесть на стул посреди кабинета. Сайков встал напротив меня и начал громко и грозно кричать какие-то невразумительные слова. Я от удивления молча сидела и только слушала. Потом он попросил своего ассистента подать ему какую-то емкость и побрызгал мне этим в рот. Ужасно горько! И я освободила кабинет для следующего посетителя. Все произошло так быстро, что я не успела еще опомниться. И что вы думаете, мне это помогло. Конечно, нет! Неужели он думал как бы снова испугать меня, и я излечусь? Или в основе его метода лежит что-то другое? Не знаю. Но не советую кому-либо тратить время, чтобы узнать об этом.

В 12 лет моя бабушка нашла какую-то старушку, которая вроде бы могла мне помочь. Мы в течение нескольких недель ездили к ней в соседнюю деревню, и она готовила какой-то отвар из вина, меда и десятка разных трав, которые кидала туда с моим приходом. Помню, что она мешала это над моей головой. И я должна была пить вот это в течение нескольких месяцев. Опять же не понимаю, что это могло мне дать? Это же обычный отвар. Какая от него польза? И я снова потерпела неудачу.

В 14 лет я вдруг опять задумала найти новый способ лечения своего заикания и полезла в Интернет. Ввела в поисковую машину слово «заикание» и заглядывала по очереди на разные сайты, посвященные заиканию. Меня очень заинтересовал сайт об исправлении заикания по методике Л.З.Арутюнян. Я попросила родителей позвонить логопеду Марине,Борисовне и узнать обо всем. Она внушила нам доверие, и мы отправились на консультацию. Нам ужасно повезло, что Марина Борисовна живет в ближайшем к нам городе! Не буду описывать весь курс лечения, который я сейчас прохожу. Скажу только, что он ОЧЕНЬ действенный! Это единственный метод исправления заикания, благодаря которому в моей речи НЕТ запинок! Эта методика уникальная! С ее помощью я стала другим человеком. Мой характер сильно изменился, в лучшую сторону. Я стала намного сильнее морально, уверенней в себе и своих силах. Во мне проснулась надежда на полное избавления от заикания. Хоть это и сложно было, особенно в самом начале, но теперь я рада и довольна собой, что не отрешилась от методики, что продолжила лечение. Ведь я раньше была закомплексованной из-за заикания, боялась лишний раз рот раскрыть, не говорила своего мнения, не могла высказать что-либо или выступить на уроке лишний раз с докладом. Да я думаю, любой заикающийся меня в этом поймет! Зато теперь я могу запросто заговорить с кем угодно и в любой ситуации. Это превосходно, когда ты МОЖЕШЬ сказать свои мысли и мнение! Я горжусь своими достигнутыми успехами и собираюсь дойти до конца. Так что те, кто страдают сейчас этим противным недугом, не теряйте надежды, а верьте в лучшее. Не смотрите на то, что с первого взгляда методика кажется сложной. Нет! Это не так! Тем более вы, как и я, познакомитесь с большим числом других таких же людей, как и вы, и вам больше не будет казаться, что вы одиноки в своей проблеме. Они смогут вам всегда помочь и что-то подсказать. Поэтому смело идите в бой! И верьте, что все возможно!

Когда я заикалась, я чувствовала груз, как будто на мне лежал большой и невыносимо тяжелый камень. Я все время думала, скажу я эту фразу или нет. Когда я хотела с кем-то поговорить, я иногда не решалась, а если решалась, то у них возникало впечатление обо мне, что я какая-то отстраненная или еще хуже. Сейчас я чувствую великолепное чувство облегчения. После основного курса я стала уверенной в себе. Раньше я боялась всего: людей, продавцов, магазинов – всего.

Может я и чего-то боюсь совсем (человек все время чего-нибудь боится), но теперь я боюсь совсем мало. Я достигла множества вещей. У меня стал крепкий характер, я стала уверенная в себе. Когда я заикалась у меня было чувство неуверенности, растерянности.

Я собой горжусь.

Родители Ивана Белякова | 5 лет | г. Лобня |

Уважаемая Марина Борисовна!
Хотим выразить Вам огромную благодарность за излечение нашего сына. Когда мы обнаружили, что Иван заикается, мы не знали, куда деваться. Мы бегали по врачам, обращались к различного рода целительницам, занимающимся нетрадиционной медициной, но никто не мог ничем помочь. Мы тратили уйму времени на поездки к ним, платили деньги, но результат от всего этого лечения оставался нулевым. И когда надежды уже почти не осталось, мы случайно узнали о Вас и новой методике лечения заикания.

Лечение у Вас нельзя назвать простым и легким, но какое это имеет значение, по сравнению с реальным стопроцентным результатом. Сначала, конечно, было сложно, но со временем мы привыкли к этим упражнениям, и в конечном итоге, спустя год, Ваня стал говорить абсолютно нормально. Сейчас мы уже и не вспоминаем об этом тяжелом времени, но тогда это было кошмаром.

Лучше заставить себя серьезно прозаниматься с собственным ребенком, чтобы он стал нормальным и ничем, кроме своих достоинств, не отличался от окружающих, нежели годами мотаться по различным повитухам и студентам-медикам, а в итоге добиться только того, что ребенок вырастет с комплексом неполноценности и постоянным чувством вины за свою неправильную речь.

Мы бесконечно благодарны судьбе, что встретили Вас в такой трудный для нас момент.

Еще раз огромное спасибо Вам за Ваш нелегкий труд, за Ваши знания и опыт, за Ваше терпение и настойчивость в преодолении трудностей.

С уважением, семья Беляковых.

Родители Сережи Лаврищева | 4.5 года | г. Королев

Запинки у нашего ребенка стали появляться тогда, когда он овладел уже достаточным количеством слов и пытался связывать их между собой по смыслу. Сначала это было мало заметно и для окружающих, и даже для близких людей. Но мне, проводившей с ребенком целые дни, уже было понятно, что с мальчиком творится что-то неладное.

Сережа быстро перешел от слов к предложениям. Вот тут-то и начались наши страдания и его тоже. Сначала он «буксовал» на одном из слов в предложении. Затем их количество увеличилось. Было такое, что он вообще не мог сказать нужного слова и плакал. Он просил меня помочь ему сказать это слово, а я ничего не могла сделать, т.к. не знала, что же именно он хочет сказать. Приходилось говорить ему разные варианты или просить его показать этот предмет.

Так как возраст Сережи был в то время небольшой, мы надеялись, что это пройдет. Надеялись и ждали. Но время шло, а чуда не произошло. Речь ребенка становилась все хуже. Единственное, что он мог говорить без запинок, были стихи и песни. А когда он пытался выражать собственные мысли (а их у него было много), то здесь без страдания на него нельзя было смотреть. В три года мы отправились на прием к логопеду в детскую поликлинику. Выслушав нас и побеседовав с ребенком, она дала нам направление в Москву. Честно скажу, что меня это не очень воодушевило и не дало никакой надежды. Жизнь наша продолжалась по-старому. Все наши знакомые уже знали о нашей проблеме и пытались помочь.

Прочитав в газете заметку о медицинском центре в г. Юбилейном и о том, что там работает логопед излечивающий заикание, я сразу «зацепилась» за эту информацию. Впереди появилась надежда. Побывав на консультации у Соколовой М.Б. и договорившись об индивидуальных занятиях, мы стали ждать этого времени с огромным нетерпением. У нас появилась надежда, и мы немного успокоилась.

Сережа начал заниматься в возрасте 4-ех лет. В то время мы еще не понимали, что за занятиями стоит большой труд как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Также мы не были готовы к периоду молчания, нам казалось, что это просто невозможно. Но мы сразу прониклись доверием к методике, и это нам в дальнейшем всегда помогало. Вопреки нашим ожиданиям, период молчания прошел совершенно безболезненно для нашего ребенка. Он оставался подвижным и веселым, быстро научился выражать свои желания жестами. Радовало и удивляло то, что он все делал сознательно, понимал, что все делается для него и ради него.

На занятиях мы слышали голос своего ребенка, он учился правильно произносить звуки, слоги, затем и слова. Речь его развивалась, Сережа научился читать. Это было большой радостью для нас! Конечно, это не давалось просто так, легко. Все это требовало огромных усилий со стороны всех, кто окружал ребенка, усилий, терпения и времени. Но все это стоит делать ради тех результатов, которые мы видим сейчас.

Я уже забыла его заикающуюся речь, и хотелось бы никогда ее не вспоминать. Мы с уверенностью и надеждой смотрим в будущее и с огромной благодарностью говорим «спасибо» автору этой методики и тем специалистам, которые претворяют ее в жизнь.

Бабушка Кристины E. | 5 лет | г. Пушкино |

Нашу семью постигло большое горе, в автокатастрофе погибли родители Кристины. Девочке было всего 2 года 7 месяцев. До трагедии ребенок рос веселым, разговаривать начала в 1 год 5 месяцев. Правда букву «Р» не выговаривала. Была очень общительной. Но постоянные слезы бабушки и дедушки наложили отпечаток на ее настроение. Она стала молчаливой, перестала играть и все время как бы следила за нами. Молча нас обнимала, как бы успокаивала. С двух лет Кристина ходила в ясли. Спустя год после гибели родителей у девочки начались запинки.

Причем сразу резко. Утром я ее отвела в д/сад, а вечером ребенок стал мне рассказывать о своих впечатлениях о прошедшем дне, почти не могла выговорить не единого слова без заикания. В саду сказали, что ничего особенного у них не произошло и от чего все это они не могли объяснить. Кристину из сада сразу же забрали, было лето, и все 3 месяца мы провели на даче, изолировали ее от детей и по возможности от взрослых. Обратились к невропатологу, психиатру и в центр реабилитации п. Перловка к логопеду Юшковой Светлане Львовне. Логопед с нами занималась, принимали назначенные врачами лекарства. Девочка стала спокойнее, но заикание продолжалось.

Затем нам логопед порекомендовала место, где исправляли заикание по методу профессора Л.З. Арутюнян-Андроновой. Мы стали заниматься с логопедом Соколовой Мариной Борисовной. Мы с Кристиной учились снова говорить, сначала вообще молчали, показывали руками, жестами. Старались выполнять все требования логопеда, это было не так уж легко, но мы были уверены, что ребенок наш излечится. Благодаря титаническому труду, терпению и очень хорошей методике, наша девочка стала хорошо говорить. Мы с ужасом думаем, как бы все сложилось, если бы у Кристины осталось заикание. Сейчас она учится в 3 классе, отличница, у Кристины много друзей, общительная, веселая и очень красивая речь «мелодичная» так о ней отзывается учительница. Все, кто не знал о ее сложных дефектах речи, не верят в это, да и мы сами думаем, неужели это было все.

С огромным уважением и благодарностью, бабушка Шорохова В.Г.

Родители Глушкова Павла | г. Королев |

Не стоит говорить о том, какая проблема стоит перед семьей, если ребенок заикается. Переживание родителей, закомлексованность ребенка, и конечно поиск решения этой проблемы. Нашей семье помог метод профессора Андроновой-Арутюнян Л.З. – коррекция заикания с помощью синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. С Пашей занималась логопед Соколова М.Б. Сначала Паша разговаривал замедленно. Наши переживания оказались напрасными и ребенок спокойно и легко общался с использованием руки.

Прошло уже 5 лет, как мы закончили исправлять речь. Речь Паши свободна от заикания. По отзывам педагогов на уроках в школе он активен, контактен с ребятами в классе. В прошлом году Паша легко поменял школу. О логопедических занятиях наш сын вспоминает с удовольствием.

Наша семья благодарна судьбе за то, что мы встретили отзывчивых людей и наша проблема решена.

Семья Носковых | г. Москва |

Наша семья очень благодарна Вам за наших сыновей. С 3-х лет у нашего первого ребенка начались проблемы с речью. Ребенок начал заикаться. Мы думали, что это возрастное и скоро пройдет когда будет ходить в детский сад. В течении года речь действительно вроде бы улучшалась, заикание проходило иногда совсем. Но в четыре года речь ухудьшилась совсем и заикание не проходило уже совсем. Вот тогда мы обеспокоились всерьез.

Первым маячком было то, что не смотря на хорошую коммуникабельность некоторые дети не хотели играть с нашим ребенком во дворе, в детском саду. А для нас представилась эта проблема гораздо шире. Мы представили как тяжело будет нашему ребенку в школе, а тем более нет никакой возможности обучения в ВУЗе.

Сначало мы решили пойти к обычному логпеду. Логопед исправил конечно все звуки ребенка, но исправить заикания не смог, говоря, что причина заикания не известна,хотя очень хотела бы нам помочь. Мы не поверили этому логопеду и стали искать методы лечения.Первым было обращение в Институт корекции речи, где нам за определенную суму?? выписали лекарства для ребенка. Так ка в нашей семье множество медиков и не доверие к лекарствам высоко, естественно по справочнику проверили назначение данного лекарства.Это был сильно действующий транквилизатор(успакаивающее).Причем доза привышена в два раза, которую мог позволить возраст и вес моего ребенка. При таком приеме лекарства из ребенка за год можно сделать слабоумного инвалида. Я не долго думая взял справочник и поехал в этот инстиут поговорить так с называемыми врачами.Я направился прямо к заведующей отделением и рассказал то, что узнал о лекарстве,который мне прописал врач в литературе. На что врач сказал: » А давайте уменьшим дозу в два раза».

Конечно принимать это лекарство мы не стали и продолжили поиски в другом направлении. Стали искать «Бабку», которая заговаривает заикание. Такую мы нашли. Но к сожалению помочь нам она не смогла, слишком сильный сглаз. Мы практически отчаялись изличить заикание, когда логопед, который нам ставил звуки рассказал о детском саде, где лечили заикание и где мы встретились с Мариной Борисовной. Не смотря на то, что набор в группу был завершен нас взяли, так как случай был очень тяжелый и как нам сказали потом очень интересный для специалистов.

Нас сразу предупредили, что лечение требует усилий не только от ребенка, но и от родителей. Но заверили, что заикание будет излечено полностью.

Прошел год очень тяжело для нашей всей семьи, но мы его выдержали и вот уже четыре года мы не знали, что такое заикание.Но у нас есть второй ребенок, которому исполнилось три года и история продолжилась. Наш второй ребенок не стого не с чего начал заикаться.Тут же мы вспомнили то, чему нас учили и конечно сделали звонок другу(нашему логопеду). С этой проблемой мы уже спрвились за месяц.

Огромное спасибо Вам Марина Борисовна за наших детей

Родители Анны Л. | 5 лет | г. Москва|

Заикание началось у Анюты в три года зимой. Сначала почти незаметные повторения первых слогов. Потом появились явные запинки. Потом она стала вставлять «ну» перед «трудными» словами. Речь была очень быстрой, сбивчивой, резкой. Мы с ужасом осознали, что ребенок заикается.

Весной мы начали ходить по врачам. Оказалось, что проблемы есть и со стороны невропатолога и со стороны психоневролога. Начали с районной поликлиники и местного логопеда. Потом – больница на Таганке; речевой центр на Полянке. Обращались и к частным специалистам. Везде было одно и то же – занятия по развитию речи и горы препаратов, в том числе сильнодействующих. Конечно, медикаментозное лечение давало свои результаты – ребенок становился спокойнее. Временами заикание проявлялось меньше, и появлялась надежда. Но курс приема лекарств заканчивался или наступала весна или стресс – все начиналось снова в более сильной форме. Мы занимались и отдельно с логопедом, и в специальных группах…. Везде говорили, что заикание неизлечимо и что они могут лишь научить ребенка жить с заиканием и максимально облегчить его участь.

Я узнала про «методику синхронизации речи с пальцами ведущей руки» случайно и в то время, когда это было для меня совсем не актуально, Ане был 1 год. На даче соседка полностью изолировала своего 5-летнего сына от общения с окружающими. Он постоянно молчал, а когда говорил, то обязательно подходил к кому-то из родителей. Это вызывало недоумение… Она объяснила, что лечит Сашу от заикания.

Когда Ане было пять с половиной лет и не осталось надежды на излечение, я вспомнила про Сашу. Ему было уже девять, и он не заикался.

Мы начали работать с Мариной Борисовной. Конечно, все было очень странно и сложно. Пришлось полностью изменить привычный жизненный уклад. Никаких общественных мероприятий, никаких гостей. Пришлось ограничить даже визиты бабушек и дедушек. Мы говорили очень медленно, растягивая слова и между собой и с окружающими, если приходилось разговаривать при Ане. У меня даже выработалась такая привычка: если рядом появлялся ребенок, любой, я начинала говорить очень медленно.

Сначала Ане пришлось замолчать, совсем. Потом учились расслабляться, потом дышать, потом правильно произносить гласные звуки, потом слоги. Затем учились работать рукой, затем пытались все это соединить.

И вот стали появляться первые результаты. Аня снова начала говорить — сначала слова, потом словосочетания, потом короткие предложения. Потом она уже могла читать стихи и рассказывать маленькие рассказы. Анюта говорила без запинок.Заниматься Анюте очень нравилось. По утрам она меня будила со словами: Мама! Мы опоздаем на занятие! Вставай!

Да… еще один важный, но очень сложный момент – это функциональные тренировки. Очень трудно перешагнуть этот барьер. Но на самом деле, люди, к которым подходили, в большинстве своем воспринимали обращения к ним нормально, доброжелательно.

Сейчас Анюте 10 лет и 3 месяца. Она учится в 5-м классе. Речь – нормальная, ровная, без запинок (… чтоб не сглазить). И это не смотря на то, что она пришла сразу во 2-й класс, в сложившийся коллектив, не имея никакого опыта поведения в школе. Я очень боялась, что эта ситуация приведет к возврату заикания. Но Аня справилась, и это только благодаря усилиям, вложенным в ее лечение.

Дорогая Марина Борисовна! В очередной раз хочу выразить нашу безмерную благодарность. То что вы сделали для Анюты, бесценно. Благодаря Вашему мастерству, отношению, Вашей доброте и тому теплу, которое Вы давали нам всем, Аня стала полноценным ребенком. И я никогда больше не услышу, что кто-то называет ее «Заикой».
10 февраля 2004г.

> Этот метод дает возможность получить свободную от заикания речь у всех пациентов..

www.govorim.narod.ru

  • Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Признаки неврозов Принципы работы с неврозами: 1. Неврозы реальны 2. Неврозы естественны (едва ли не обязательны, пусть стесняются те, у кого нет невроза) 3. Суть причин сомато-психотических заболеваний 4. Обусловлены индивидуальной предрасположенностью, обстоятельствами жизни и психогенетикой 5. Неврозы обратимы 6. […]
  • Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
  • Проблемы текстов на ЕГЭ Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. 2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.3. Выберите главную из них.4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых […]
  • На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
  • Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи Шкалы: мотивация на неудачу, мотивация на успех Назначение теста Инструкция к тесту На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Если вы […]
  • УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ Что представляют собой переходные состояния новорожденных? У новорожденных детей адаптация к внеутробным условиям жизни проявляется рядом изменений, характеризующихся как переходные, физиологические. К ним относятся: физиологическая убыль тела; физиологическая […]
  • Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова- Арутюнян.

(по материалам интернета.)

Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.

Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Полный курс, состоит из 4 этапов.

Первый этап - обучение ощущать спокойствие во время речи. Предполагается, что душевное спокойствие связано с мышечным напряжением. научившись расслаблять мышцы

можно вызывать чувство успокоения. К концу этапа должен свободно произносить слоги.

Второй этап - обучение большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. К концу этапа человек должен говорить по слогам без запинок.

Третий этап - тренировка произношения целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки.

Четвертый этап - работа с текстом. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие.Также на этом этапе человек работает над выразительностью своей речи, учиться говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания - тренировки в реальной жизни.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян.

В первую очередь подкупает характер и четкость изложения метода, видно что методика хорошо отработана и детализированна. Очерчены этапы лечебного процесса. Главный принцип метода лечения -это тренировка речи

и тренировка серьезная, требующая достаточных волевых усилий от пациента.

Одним из главных недостатков считаю отсутствие глубокого и сильного психологического или психотерапевтического воздействия на психику пациента. Ведь заикание - это прежде всего форма невротического расстройства личности, возникшее под воздействием психической травмы и закрепившееся во внешнем проявлении в виде спастических расстройств при попытке начать говорить. Надо отметить, что в этой методике существует попытка воздействия на психику больного через тренировку релаксации мышц рук, но как показывает опыт, такое воздействие напоминает аутогенную тренировку, которая давно доказало свою слабую эффективность при лечении невротических расстройств. Так что такая попытка через релаксацию мышц рук вызвать успокоение в нервной системе недостаточна и на самом деле не может вызвать устойчивого состояния успокоения, так необходимого для лечения и преодоления заикания.

Второй недостаток - сам подход к лечению заикания через тренинг речи.

У больного вырабатываются путем усиленных тренировок «правильные» стереотипы выговаривания слогов, слов и предложений. Одолеть весь тренинг могут только в достаточной степени настроенные на излечение люди, с хорошим волевым потециалом, так как сама тренировка требует усилий, а учитывая, что процесс тренировки и восстановления речи затягивается на несколько месяцев, то это большое испытание для самих пациентов.

Но ведь большинство больных логоневрозом - люди с расшатанной и закомплексованной психикой и им нужна прежде всего психотерапевтическая помощь в устранении этих невротических реакций, а затем уже другие варианты лечения.

Попытка восстановить речь у заикающегося с невротическими реакциями или расстройствами с помощью одного лишь тренинга, даже очень хорошего, мало эффективна и похожа на попытку построить дом без основательного фундамента на зыбучем песке.

Все статьи

Как лечить заикание, Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А.

До сих пор заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим недугом. Есть отдельные специалисты, получающие высокие результаты, но их работа буквально на грани искусства. Методики же устойчивой нормализации речи, доступной широкому кругу логопедов, фактически не существовало.
Между тем, в результате длительного поиска появилась уверенность, что такая методика реально может быть создана, сейчас уже отчётливо обозначились её общая структура и многие элементы. Появились первые обнадёживающие результаты её практического применения. Однако есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что отдельные элементы методики распространяются среди логопедов, но используются изолированно, в отрыве от целого и со значительными искажениями.

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ.
Как мы выяснили в предыдущей главе, этиология заикания связана с возникновением устойчивого патологического состояния (УПС), Из опыта школы академика Н.П. Бехтеревой по использованию нейрофизиологических методов борьбы с устойчивым патологическим состоянием следует вывод о необходимости дестабилизации, разрушения этого патологического состояния путём стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме.

Н.П. Бехтерева указывает два основных пути преодоления устойчивого патологического состояния. При первом «лечение направлено на снижение общего уровня функционирования мозга или его отдельных систем». (Примером такого подхода может служить медикаментозное лечение). Однако в этом случае происходит только частичное стирание матрицы УПС в долгосрочной памяти, что может провоцировать рецидивы заболевания.

Второй путь предполагает активизацию возможностей мозга и последующую адаптивную перестройку за счет включения его неиспользованных резервов для достижения нового устойчивого состояния, более близкого к норме. На начальном этапе лечение должно быть направлено на разрушение патологических связей в мозгу важнейшего компонента УПС.

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
2. ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
3. СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ НА ОСНОВЕ СИНХРОНИЗАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
4. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
5. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ
6. КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
7. ПРОБЛЕМА РЕЦИДИВОВ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ
8. ОБЩИЙ ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ МИКРОКУРСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как лечить заикание, Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Почему меня так заинтересовал этот метод, потому что, цитирую:
"Л.З. Арутюнян - ученый и практик, посвятивший всю свою жизнь работе с заикающимися. Профессор Л.З. Арутюнян была неоднократным участником Международных конференций по проблемам их лечения. В 2001 году она получила благодарственное письмо от Папы Римского Иоанна Павла II и впоследствии удостоилась личной встречи с ним . Л.З. Арутюнян является автором книги «Как лечить заикание». Методика лечения заикания запатентована автором."

Методика называется "Устойчивость нормализации речи заикающихся"

Для начала немного слов о методике со слов автора, плюс свои комментарии:

основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект.

"триада" действительно присутствует, думаю это основные характеристики заикания:

речевые судороги - происходит тогда когда мы хотим что - то сказать, и вдруг, понимаем что нормально сказать не сможем, не сможем и все, хоть стреляй, это действительно так, но, есть один недочет, это не судороги,
просто мышцы шеи и речевого аппарата работают не в нужном русле, т.е. они работают на заикание, Вы научили себя говорить так, непроизвольно, но научили, говорить заикаясь, и Ваши мышцы работают на заикание, это как учиться все детство писать слева на право, а потом Вам вдруг говорят что правильно писать справа на лева, и что, когда мы увидим "кривой" почерк - это судороги!?

постоянное состояние тревоги - помню как сейчас, всегда и везде, как только нужно говорить, все... . Состояние тревоги порождает страх речи, страх, что все узнают что я заикаюсь , забегу чуть-чуть вперед, это главный враг, человека который заикается, его необходимо побороть, а чтобы его побороть нужно всем дать понять что Вы заикаетесь, сильно, но работает, отнеситесь к заиканию не как какому то пороку, это же не горб на спине, это просто чуть - чуть другая речь, местами прерывистая, местами не четкая, не больше, но Вы ведь учитесь и не сегодня, зато завтра научитесь говорить так же как все.

желание скрыть дефект - каждый раз когда мы пытаемся скрыть свое заикание, мы делаем только хуже, потому что каждое не сказанное слово, предложение увеличивает нашу уверенность что мы заикаемся, и увеличивает силу заикания. Подумайте, сколько раз было в Вашей жизни, что Вы даже не попробовав решили что Вы не скажите нормально, а почему бы не попробовать, ведь возможно получиться!? И получиться, пусть не сразу, но обязательно получиться, ведь у других получается... Это важный психологический момент. Всегда пробуйте, всегда тренируйте свою речь, пробуйте сказать так как Вы хотите а не как получается !!!

Основываясь на теорию Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы - формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания. Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Полностью согласен с автором, что заикание - это действительно некая форма устойчивого патологического состояния (УПС) , в чем это проявляется!? Думаю у каждого из Вас в жизни как минимум один раз был день нормальной речи, что для Вас самих это было сюрпризом, так бы всегда, но на следующий день снова имеет место заикание - это и есть УПС, т.е. как пишет Н.П. Бехтерева: "в мозге есть некий механизм, стабилизирующий его работу, и поведение человека. Он непрерывно проверяет, а все ли идет правильно - в соответствии ли с определенным стереотипом. Скажем, человек не выключил свет перед уходом или не закрыл кран в ванной, и появляется чувство: что-то не так. "
Таким образом, Ваше заикание - это тот самый стереотип , Вы можете пробовать идеально сказать какую - нибудь скороговорку, потратить на это весь день, вы добьетесь успеха, но на следующий день у Вас не получиться сказать без заикания, т.е. организм вернулся в исходное состояние, в то, которое он считает нормой.
Отсюда прорисовывается первая Ваша задача, переопределить стереотип, а делается это очень просто, нужно тренироваться говорить как Вам нужно, говорить без заикания, и постепенно организм (головной мозг) будет переопределять стереотип с речь с заиканием на речь без заикания (т.е. стремится сформировать, как пишет Л.З. Арутюнян нормальное устойчивое состояние, которое бы стремилось к самосохранению и самоподдержанию )!И как Вы понимаете, избавиться от заикания не получиться за пять минут, в зависимости от тяжести Вашего заикания, от нескольких недель до месяцев или даже лет.
И последнее "Системный подход ", избавиться от заикания приемом урегулирования Вашего дыхания, или путем расслабления каких - то мышц шеи или прикусывая язык и т.д. у Вас не получиться, т.к. это очень сложный механизм образования звуков, где все, все стороны речевой системы должны работать как одно целое, и только тогда, Вы сможете нормально говорить и ни как иначе. Вот тут самое время вспомнить про наши мысли, наши мысли это команда нашего мозга нашему организму, поэтому чтобы все стороны Нашей речевой системы работали как одно целое и в правильном русле, думайте положительно, ведь наши мысли, это установка нашему организму. Объясняю на пальцах, когда перед речью Мы думаем: "Сейчас я скажу заикаясь" , наш организм делает все (определенным образом подключаем мышцы шеи, дыхание и т.д. чтобы мы сказали заикаясь), когда мы думаем:"я скажу не заикаясь " , наш организм начинает работать таким образом чтобы Наша речь была без заикания.

Думаю вводных слов и определений хватит!
Дальше принцип методики.
Основной принцип, цитирую: "Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта ".
Интересно узнать Ваше мнение как Вы себе представляете "Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка ", мне видится это выглядит так: Вам в руку дают переключатель, на нем две кнопки, отвечающих за два режима, первый - речь с заиканием, второй - речь без заикания. Только ни какого переключателя у Вас в руке не будет, это должно быть внутри. А теперь представьте, Вам нужно выступать перед публикой и в самый ответственный момент у Вас не получается переключиться, по разным причинам, может переключатель сломался, может Вы кнопки перепутали... Весело получается, только вам будет не до веселья!

А как автор предлагает это делать, цитирую: "Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги с первых дней занятий, но и наладить элементы просодии и закрепить навыки бессудорожной речи... обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе... уделяется повышенное внимание работе над интонацией... "

Как это возможно!? Что, я начинаю щелкать пальцами и у меня пропадет заикание, устраняться речевые судороги с первых дней занятий , что автор понимает под фразой "с первых дней занятий" - 2 года + !? А мимика то здесь причем!?

Резюмируя, хочу сказать, что автор не смотря на то что ее метод далек от идеала хорошо разбирается в заикании, и имеет действительно большой опыт по этому вопросу, но одного ей не хватает, чтобы понять человека который заикается, нужно самому заикаться, только тогда Вам откроется заикание "изнутри", ее метод может быть применим только в одном случае, в идеальном, когда с Вами делают что-то такое, что Вы сразу, с первых дней начинаете говорить без заикания, не могу сказать что это может быть, терапия иголками, или..., но одно я знаю точно достигнуть такого результаты при помощи пальцев, или ног,или рук или даже головы не получиться, не стыковочка получается, сначала автор пишет про УПС а потом хочет вот так просто научить вас говорить.

А теперь спрошу Вас, зачем Вам платить большие деньги чтобы Вам вешали лопши на уши, когда заикание лечиться обычной тренировкой речи, хотите тест, возьмите слово, при котором постоянно заикаетесь и каждый раз пробуйте его сказать без заикания, заикаясь, нервничая, дергаясь, не выговаривая до конца, но пытайтесь, возьмите слово которое употребляете минимум раз 10 в сутки, и каждый раз пробуйте его сказать как нужно, даю гарантию у Вас получиться.

Т.е. заикание лечиться заиканием , это главное отличие методики Арутюнян и моей. Только есть одно но, когда вы лечите свое заикание заикаясь, Вы должны обязательно стараться сказать без заикания , Все мысли, на подобии: " я не смог сказать нормально, я скажу заикаясь и т.д. " "выкиньте" из своей головы, и думайте только положительно , ставьте себе задачу сказать без заикания !!!

Напоследок, несколько замечаний на основе описаний принципов метода, в конце приведу официальную страницу откуда брал информацию:
1) Высокая устойчивость патологического состояния в значительной мере обусловлена тем, что заикающиеся, каждый раз заикаясь, эту устойчивость подкрепляют и усиливают
Для того чтобы не было такого эффекта, при произношении получается заикание нужно пытаться исправить его, я не смириться со своим заиканием!
2) Нужно с первого дня лечения не заикаться
Это не возможно, не зря по тексту раз 10 упоминалось по УПС.
3) Нельзя лечить заикание заикаясь!
Не только можно а нужно, например, Вы только учитесь писать, и как по мнению автора наработать красивый почерк, не писать!? Речь - это такая же система движений простых и сложных, включающих разные процессы, дыхания, моторики, и т.д. как и умение красиво писать, умению владеть своим телом и спорте, цирке, и т.д.
4) Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи
Вам нужно лишь обратить процесс вспять!
5) В настоящее время удалось ее решить, и стало реальным взамен рефлекса тревоги формировать в процессе речи рефлекс спокойствия Вы
Наша жизнь настолько разнообразно, что никогда не знаешь какие эмоции, какое волнение придется пережить, когда от вас будут ждать ответа, на вряд ли Ваши слушатели будут ждать пока Вы примените свой рефлекс спокойствия
6) Лечение заикания должно проходить не только в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении, поэтому особую роль в процессе терапии мы отводим функциональным тренировкам (ФТ). По сути весь курс лечения представляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в естественных условиях общения пациенты последовательно отрабатывают и доводят до автоматизма все элементы и приемы методики, с которыми знакомятся в логопедическом кабинете.
Первые здравые мысли, про это я уже много говорил, не нужно бояться заикаться, заикание нужно лечить (тренировать свою речь) когда оно возникает, а возникает оно в различных жизненных ситуациях.
Такие тренировки очень полезны, и с каждым разом будут приближать Вас к нормальной речи!
7) Заикание неизбежно клиширует речь и личность заикающихся, диктуя свои «обряды», привычки и т.д. При лечении заикания необходимо тщательно выстроить, новое клише, которое отвечало бы новому устойчивому состоянию, свободному от заикания.
Не нужно строить не какое клише, каждый из Вас сможет говорить без всяких привычек, старайтесь как можно меньше придумывать себе привычек и "клише".
8) Стоит подчеркнуть, что для поддержания высокого уровня мотивации несравнимо более эффективны каждодневные, пусть не так заметные стороннему глазу, речевые победы.
Отлично, вторая правильная мысль!

ПРЕДИСЛОВИЕ

2. ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

3. СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ НА ОСНОВЕ СИНХРОНИЗАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

5. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ

6. КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

7. ПРОБЛЕМА РЕЦИДИВОВ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

8. ОБЩИЙ ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ МИКРОКУРСЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

До сих пор заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим недугом. Есть отдельные специалисты, получающие высокие результаты, но их работа буквально на грани искусства. Методики же устойчивой нормализации речи, доступной широкому кругу логопедов , фактически не существовало.

Между тем, в результате длительного поиска появилась уверенность, что такая методика реально может быть создана, сейчас уже отчётливо обозначились её общая структура и многие элементы. Появились первые обнадёживающие результаты её практического применения. Однако есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что отдельные элементы методики распространяются среди логопедов, но используются изолированно, в отрыве от целого и со значительными искажениями.

Всё сказанное определило настоятельную потребность написания этой работы.

Желание сделать методику открытой для усвоения логопедами практиками заставило остановиться на выборе данной формы изложения лекции и беседы, с тем чтобы каждый приём был осмыслен не только с позиции «что делать», но и «как делать» и «для чего». Не может заикающийся активно действовать, а логопед ему в этом успешно помогать, не понимая смысла и назначения каждого отдельного приёма, входящего в комплекс.

Теперь немного истории. 1960 год. Я логопед поликлиники и среди прочих дефектов речи должна корригировать заикание. Но, несмотря на все старания, помочь таким пациентам не могла. Помню ощущение стыда и бессилия, тяжёлую, безрадостную работу логопеда и заикающихся. Моментом, изменившим всё, была газетная публикация: в Харькове психотерапевт К.М.Дубровский ведёт сеансы императивного внушения по снятию заикания. Через полгода стала слушателем курсов, организованных К.М.Дубровским. Первый же проведенный им сеанс полностью изменил моё отношение к этому дефекту: люди, которые до того не могли произнести почти ни одного слова , свободно говорили. С этого времени во мне возникла и осталась убеждённость в том, что заикающихся можно излечить. К.М.Дубровский стал моим учителем, он зажёг огонёк творчества, поддерживал, с ним я обсуждала свои первые результаты.

Началась практическая работа. Непосредственные результаты были хорошими. Не верилось, что заикание когда-нибудь может вернуться. Однако, у многих пациентов впоследствии в разной мере речь ухудшалась. Стало ясно, что метод императивного внушения даёт значительный первичный эффект, но не гарантирует от рецидивов. Поиски были продолжены.

Через несколько лет к методу императивного внушения мною была добавлена равнометричная послоговая речь. Использование послоговой речи стало важным элементом предложенной нами комплексной системы лечения заикания, сложившейся к 1965 году.

В рамках этой методики был опробован целый набор других приёмов коррекции заикания. Многие из них были существенно переработаны, некоторые предложены заново: звукоусиление (85), аппараты АИР (86,2), электронные метрономы, фонофотостимуляция (6, 7)).

Казалось, всё продумано. Есть возможность убрать судороги, предложен полный стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Предусмотрен и комплекс приёмов работы над личностью, диспансерное наблюдение для закрепления достигнутых результатов. Положительные результаты действительно были (60 процентов нормализованной речи сразу после прохождения курса и 40 процентов отдалённые). И всё же эти результаты нас не удовлетворяли. Методика постоянно усложнялась, в неё вводились новые, всё более эффективные приёмы. Вначале они помогали, но потом становилось ясно, что кратковременное улучшение достигалось не благодаря их обоснованности , а главным образом за счёт психотерапевтического влияния, за счет веры логопеда и пациента в новый прием. Становилось ясно, что нужно радикально менять методику. Продолжался поиск новых приемов и осмысление допущенных ошибок. Рассмотрим некоторые из них, возможно, наш отрицательный опыт будет полезен другим логопедам.

Одна из крупных ошибок: «родительская» позиция по отношению к заикающимся, чрезмерная опека, лишающая их столь необходимой инициативы и самостоятельности. Это назидательные беседы, попытки дать пациентам готовые рецепты поведения и находить за них выход из всякого трудного положения. Такая позиция логопеда исключала возможность перестройки личности с помощью собственных усилий и лишала пациентов ответственности за положительные или отрицательные результаты.

2. Ошибочным было и отношение к страхам речи. Обычно работа по преодолению логофобии начиналась с того, что мы убеждали пациента в его способности справиться с этим страхом. Проводились беседы, в которых шел разговор о сильных людях, сумевших преодолеть страдания. Такие беседы, играя активизирующую роль, часто приводили к отрицательным последствиям, к ненужному «геройству». Без настоящей готовности к речи заикающиеся не могли долго удерживаться на подобном подъеме, неминуемо наступал спад со сниженным настроением, страхами, поколебленной верой в успех и мыслями о собственной неполноценности:

«Я должен не бояться многие это могут; я не могу, следовательно, я хуже других». Призыв к бесстрашию зачастую только растил страх и бессилие.

Сейчас в борьбе со страхом выбирается иной путь: «Ваш страх - страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект. Как только вы открыто заявите о своем желании излечиться и начнете говорить без речевых судорог, не останется реальных оснований для страха и он исчезнет». И они убеждались в справедливости этих слов на собственном опыте.

Часто заикающиеся не решались причинить себе душевную боль, которая неизбежна при лечении этого недуга , и мы порой из сочувствия соглашались с ними. Нам представлялось гуманным «войти в положение», «пожалеть». Но тем самым мы вселяли в них ложную надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, без боли. Сейчас нам понятно, что нужно быть предельно требовательным. Каждый лечащийся должен понять логику метода, сделать сознательный выбор и пройти свой путь до конца. Ряд ошибок вызывался тем, что с самого начала не были четко определены критерии здоровья. Каждый небольшой шаг к нему воспринимался как полная победа, Теперь мы представляем себе основной курс как бы работой на тренажере, подготовкой к ответственной самостоятельной работе в домашних условиях. Ведь заикание нарушение коммуникации, а действительное восстановление функции общения возможно лишь в реальной жизни.

В течение долгих лет параллельно с практической работой проводилось исследование теоретических проблем заикания.

В основу методики была положена концепция Н.П.Бехтеревой об устойчивом патологическом состоянии. Это в корне изменило подход к лечению данного заболевания, поставило его на твёрдые теоретические рельсы.

Новое распределение ролей между логопедом и пациентом заставило отказаться от сеанса императивного внушения, ибо на первый план выступили активизация сил самого заикающегося, раскрытие его внутренних возможностей и формирование страстного желания излечиться.

Краеугольным камнем новой методики стал предложенный нами способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы. Будучи универсальным , этот способ позволяет решать одновременно несколько важных задач, связанных как с исправлением просодической стороны речи, так и с коррекцией личности заикающихся.

Важным явилось осознание того, что у заикающихся в процессе коммуникации патологически изменено функциональное состояние. Возникло представление о «древе заикания», были выделены его основные корни (триада заикания), определены направления коррекционно-воспитательной работы, необходимой для «отрыва» от заикания. В методику вошли приёмы постановки голоса, формирования интонации, опорные сигналы и пр. Так она приобрела необходимую завершённость, целостность и единство. Повысилась и эффективность работы. Непосредственные результаты достигли 90100 процентов полностью нормализованной речи, отдалённые не менее 70 процентов. У ряда логопедов уже появляются группы, в которых нет ни одного случая ухудшения речи через год после лечения. Есть положительный опыт работы по этой методике с переводчиком при лечении иноязычных пациентов. Это служит ещё одним доказательством того, что в данном случае «работает» методика, а не личность логопеда. С самого начала формирования новой методики большое внимание уделялось адаптации её для работы с детьми. Мы рассчитываем посвятить этому вопросу отдельную книгу, а сейчас можно отметить только, что методика адаптирована и успешно применяется в ряде дошкольных учреждений для коррекции заикания у детей 56 лет.

Хотелось бы остановиться на бытующем среди логопедов мнении, что «большое число заикающихся не поддаётся терапии и нарушение у них персистирует на продолжении всей жизни» (97). Это мнение получило широкое распространение на Западе , где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом фраза: «Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение разделяется и частью отечественных специалистов, выделяющих особые формы заикания, для которых «можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии» (52).

Со всей определённостью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжёлые формы этого недуга излечивались легче и надёжнее, чем лёгкие. Видимо, успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении.

Предлагаемая вниманию специалистов методика ориентирована на широкое использование в логопедической практике. Однако её успешное применение требует довольно высокой подготовки в сочетании с талантом сопереживания, интуиции, тактом и умением находить индивидуальный подход каждому пациенту. Считаю приятным долгом выразить благодарность за помощь в работе над книгой М.А.Арутюняну, Е.З.Лейбову, Н.Е.Рабкиной, а также своим коллегам с кафедры логопедии Самарского педагогического института, из Речевого центра в Самаре и из ряда дошкольных учреждений Самары и Москвы за ценные советы и участие в практической апробации методики.

Loading...Loading...