Праздник для детей старшей группы «Осенины. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень! Конспект занятия осенины в старшей группе
Составитель:
Айгумова Светлана Магомедовна,
воспитатель
МБДОУ детский сад "Белоснежка"
п.Солнечный Сургутский рн
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Р азвивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Р ечевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
В оспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
Информационно – рецептивный метод,
Словесный метод,
Наглядный метод,
Практический метод,
Игровой метод.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) -
Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.
)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми.
И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона
, грач, галка, голубь,
ласточка, воробей
, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.
)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
Список использованной литературы:
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Дошкольное воспитание N12 – 2005г.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Цели:
1. Прививать любовь к осенней природе.
2. Воспитывать чувство уважения к хлебу.
3. Совершенствовать и систематизировать знания учащихся о пользе овощей.
Оборудование: доска украшена народными платками, название праздника, маски месяцев, овощей, костюм осени, 2 корзинки, большая корзина, поднос, различные овощи и фрукты, каравай хлеба, полотенце, магнитофон, кассета с записью песен.
Ход праздника.
Ведущий: Солнышко усталое,
Скупо греешь ты!
Желтые и алые
Кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи пёстрые лежат.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Ведущий: Осень! Осень! В гости просим!
Осень: Здравствуйте, ребята!
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной -
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Вы, конечно, их знаете.
(Выходят 3 ученика — осенних месяца)
Сентябрь: Опустел наш школьный сад,
Листья по ветру летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
— А что вы обо мне знаете?
Октябрь: Всё мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
— А обо мне, что вам известно?
Ноябрь: Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
— А мои приметы знаете?
Ведущий: Молодцы, ребята!
Осень славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Дети: «Что в подарок принесла?»
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пироги.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам груши.
Дети: Мы их впрок насушим.
Осень: А уж яблоки, как мёд.
Дети: На варенье, на компот.
Осень: Принесла вам мёду полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Ведущий: Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что даже дождик им не помеха. И мы споём тебе об этом песню.
(Дети поют песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем»)
Ведущий: Что ты, осень, нам ещё принесла?
Осень: Грибы. А какие отгадайте?
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
2. Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
3. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
4. Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотистые …(лисички)
Ведущий: А вы, ребята, знаете, как надо собирать грибы?
Конкурс «Сбор грибов»
— Кто больше соберет грибов в корзинку, тот лучший грибник. (2 ученика)
Ведущий: Осень, а ребята тоже хотят загадать загадки, а отгадки на грядке.
1. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
2. Лето целое старалась
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Все наряды отдала -
Сотню одежонок сложили
Мы в бочонок. (Капуста)
3. Над землёй — трава,
Под землёй - алая голова. (Свёкла)
Ведущий: Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор…
(Инсценировка)
Ведущий: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
морковку,
петрушку и свёклу.
Вот овощи спор завели.
Перец: Кто из нас из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж, свёкла. Помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска: Я - румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно.
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не любит витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Догадались? Я - ваш друг!
Я простой зелёный лук!
Картофель: Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажан: Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна.
Осень: Спор давно кончать пора.
Овощи: Спорить бесполезно.
Игра «Приготовь»
— Перед вами фрукты и овощи. Нужно выбрать продукты для приготовления борща и компота. (2 ученика)
Ведущий: Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, Это… хлеб. Ведь недаром говорят:
Хлеб - всему голова.
Хлеб на стол - и стол-престол.
Хлеба ни куска - и стол - доска.
Плох обед, коли хлеба нет.
— Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
(Дети выходят с караваем)
1) Вот он -
Хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2) В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал - пришёл.
3) В нём - здоровье, наша сила,
В нём - чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
4) В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нем..
Уплетай за обе щёки -
Вырастай богатырём.
Ведущий: Да, жалко, что осень скоро уйдет. Но мы её любим, хотим дружить с ней и в следующем году.
(Звучит песня)
Осень: Спасибо Вам, ребята, за праздник. Надеюсь, на следующий год вы меня опять пригласите. А сейчас вам мои гостинцы.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Сюрпризы Осени». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Это конспект познавательной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей старших дошкольников, закрепление материала по теме «Осень».
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»
Программное содержание:
Коммуникация.
Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам, свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи.
Упражнять в образовании существительных (при помощи суффиксов чк, щ)
Закреплять умение детей отчетливо произносить согласный звук [р] [р/] (в начале, в середине, в конце слова, определить с помощью схем-бус)
Учить подбирать схемы к предложению
Развивать память, воображение.
Познание:
Углублять и расширять знания детей об осени
Вспомнить и обобщить с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью
Обобщить с детьми все осенние наблюдения
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: корзина, овощи, опорные картинки об осени, мяч, плоскостные грибы, схемы для составления предложений, схемы-бусы.
Предварительная работа : наблюдение в природе, заучивание наизусть «Уж небо осенью дышало» (А.С. Пушкин).
Работа с родителями : оформление выставки «Осень золотая»
Ход НОД:
Дети заняты своими любимыми играми.
Воспитатель вносит в группу корзину прикрытую салфеткой.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что находится в этой корзине? (ответы детей)
Воспитатель: - А может быть здесь лежит помидор?
Как ласково можно сказать про него? (помидорчик).
А если здесь лежит большой помидор, как мы про него скажем? (помидорище)
Воспитатель : Молодцы! Ребята, как вы думаете, кто нам выслал эту корзинку?
Дети: Бабушка, старичок-лесовичок и т.д.
Воспитатель : Ой, детки посмотрите, на клиновом листочке что-то написано, а написана загадка, слушайте внимательно, может быть она нам поможет узнать чья это корзина.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
(дети присаживаются за столы)
Воспитатель : Но прежде чем заглянуть в корзину, мы должны произнести волшебные слова, повторяйте за мной.
Воспитатель: Осень выслала огурчик.
Давайте мы с вами приготовим язычок и вспомним чистоговорку об огурцах.
Цы-цы-цы-поспели огурцы
Ец-ец-ец-очень вкусный огурец
(хором, индивидуально)
Осень не только огурцы вам прислала, но и морковь, помидор, картошку, капусту, лук.
Д/игра: «Звук потерялся»
Цель: закреплять умения выделять звук в слове, развивать фонематический слух.
Воспитатель : Ребята в слове помидор, где стоит звук [р](в начале, в середине, в конце слова).
Определить звук [р] с помощью схем в словах (морковь, картофель, капуста, помидор, лук).
Воспитатель : Замечательно, умницы.
Вам интересно узнать, какие, еще сюрпризы приготовила вам осень, вспомним волшебные слова.
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Д/игра «Кузовок с грибами»
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Воспитатель: Ай да осень, она выслала грибочки, а грибочки непростые, они вам помогут прочитать пословицу
(осень-перемен-восемь)
Воспитатель : Какие вы еще знаете пословицы об осени?
Дети: возможные ответы
Коли ясно, то и осень прекрасна
Осень идет, и дождь за собой ведет
От осени к лету, поворота нету
Грибок в кузовок, зимой будет пирожок
Воспитатель: Вспомните приметы осени
Дети:
Гром в сентябре, теплая осень
Облака редкие, будет ясно и холодно
Осенью иней к ветру
Д/игра «Составь схему»
Цель: закреплять умения подбирать схему к предложениям, определять, сколько слов в предложении.
Воспитатель: Да, какие вы умницы!
Интересно, какие еще сюрпризы приготовила осень, скажем волшебные слова
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Воспитатель : Осень подарила нам разноцветный мяч.
Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать. (дети встают в круг)
Физ. Минутка:
Ребята, а какая бывает погода осенью?
Когда идет дождь - дождливая
Когда дует ветер — ветреная
Когда низкая температура люди одевают теплую одежду - холодная
Когда светит солнышко - ясная
Воспитатель: Замечательно, присаживаетесь.
Дети, мы снова обращаемся к нашей корзине. Может быть еще не все сюрпризы закончились, говорим волшебные слова
«корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Воспитатель: Осень хотела бы, чтобы вы рассказали о ней, а для этого она вам приготовила опорные картинки (индивидуально на каждого ребенка.)
Д/игра «Расскажем рассказ вместе»
Цель: закреплять умение составлять рассказ с помощью нескольких картинок, развивать умение оценивать ответы своих товарищей.
Воспитатель: Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети : - Определяли где находится звук [р](в начале, в середине, в конце) в словах помидор, картофель, морковь; звук [р/] в словах редька, репа, редис (с помощью схем-бус)
Вспоминали пословицы, приметы
Подбирали схему к предложениям
Составляли рассказ по опорным картинкам
Татьяна Селезнева
Конспект занятия в старшей группе «Осенины»
Программные задачи : Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины » учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени .
Предшествующая работа : Рассматривание иллюстрации картины Левитана «Золотая осень » , чтение А. Твардовского. «Лес осенью » , К. Паустовского «Прощанье с летом» , А. Майков «Осень » , русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников в обработке Карнауховий.
Оборудование : Корзина с овощами; веточки с гроздями калины; загадки об осени . Рисование с натуры загадки об овощах и овощи в корзине, веточки калины.
Ход занятия
Воспитатель. Загадка об осени :
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, кто знает, когда это бывает? (Осенью ) .
По каким приметам вы узнали осень ? Сейчас какое время года? Какой месяц осени ? (Ответы детей, разговор о приметах осени ) .
Недаром говорится : «Осень – перемен восемь » . Как и у каждого времени года, у осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.
Воспитатель. Милые дети, сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины ! Осень – пора щедрая , богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал осенины как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.
Гроздья алые калина
Наклонила над водой
Нынче праздник – Осенины ,
День прозрачный, золотой.
Нашей матушке – землице
Низкий отдадим поклон,
И речной воде – быстрице
Мы поклонимся потом.
Солнце, что вставало рано;
Хвалим мы за урожай,
Из муки печем овсяной
Сдобный, пышный каравай.
Угостим мы караваем
И коровок, и коней,
Ведь они нам помогали
И трудились много дней.
Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
Воспитатель. - Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
От того, что все дни они были заняты , людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена : собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
Какие вы еще знаете овощи? (Ответы детей – капусту, свеклу, редьку) .
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали ее, чинили.
А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети) .
На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину) .
Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом» , оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы :
Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме .
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?
Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло) .
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью , они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете ?
Осень – припасиха – зима – подбериха.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень , а сейчас давайте поиграем.
Появляется хозяин с корзиной овощей.
Урожай-то мой неплох –
И капуста, и горох.
Что поспело, угадайте?
На вопросы отвечайте.
У меня на грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые.
Вот такие круглые
Летом зеленеют,
Осенью краснеют : (Помидоры)
Без окон, без дверей
Полна горница людей? (Огурец)
Сто одежек
И все без застежек (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (Лук)
Хлебу присошка, сытая … (Картошка)
Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,
да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)
(Объяснение слов, например : присошка –
значит где хлеб, там и картошка;
красна – красивая, привлекательная).
На полу изображается круг (можно использовать обруч) .
Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей.
Игроки стоят за кругом. А в круге водящий – хозяин.
Хозяин поет и выполняет движения по смыслу :
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой сторожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Дети стараются забежать в огород , схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет больше всех овощей.
Воспитатель. - Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, да и много овощей у него утащили. Мы его попросим присесть отдохнуть. А я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощи и фрукты для хозяина.
Урожай мы весь собрали,
А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.
Осенины , Осенины будем долго вспоминать.