Новые поправки в регламент для сотрудников госавтоинспекции. "это катастрофа для водителей": автоэксперт — о новом регламенте гибдд

21 октября 2017 года - PROkhab. Новый регламент ГИБДД, содержащий обновленный перечень правил взаимодействия инспекторов ГИБДД и автомобилистов, вступил в силу 20 октября 2017 года. Главными нововведениями стали отмена справок о ДПС и возможность для сотрудников останавливать машины вне стационарных постов.

Рассказываем о самом важном.

1. Самым знаковым изменением по сравнению с ранее действующим документом можно назвать официальное разрешение останавливать автомобили вне стационарных постов ДПС. Впрочем, учитывая их многократное сокращение за последние годы, полицейские и так «ловят» водителей практически в любом месте. У сотрудников ГИБДД всегда был повод остановить водителя, сказав, что-либо он что-то нарушил, и тогда остановка законна, либо разыскивается какой-то автомобиль, похожий на данный, либо проводится какая-то контртеррористическая или иная спецоперация. То есть поводов сколько угодно. И никому ещё никогда не удавалось обжаловать незаконную остановку. Поэтому здесь просто должное привели в соответствие с тем, что было на практике.

2. В основном положении закона сказано об отмене справки, с которой автомобилисты, попавшие в ДТП, обращались в страховую компанию. У МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки. На руки водители смогут получить копии протоколов, постановления об административном правонарушении. Этой информации для страховщиков будет достаточно.

3. Передавать инспектору документы нужно будет не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств», например в виде цепочек, которыми некоторые водители «приковывают» права, чтобы сотрудник ГИБДД не смог забрать их для проверки в патрульную машину.

4. Также, новый регламент подробно описывает, как инспекторы должны общаться с водителями. Например, сотрудникам ГИБДД запрещается вести себя грубо, проявлять пренебрежительный тон, быть заносчивым, делать предвзятые замечания, допускать «любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений». Также не допускаются «действия, провоцирующие противоправное поведение», «оскорбительные выражения или реплики». Интересно, что в одной из редакций документа был описан запрет на курение во время общения с водителем, в финальной версии это ограничение убрали.

5. Помимо этого, уточняется процесс проверки водителя на состояние опьянения: если медицинское освидетельствование у врача не выявило состояния опьянения, то инспекторы обязаны будут вернуть водителя из больницы к автомобилю.

6. В Регламенте больше не написано, что инспектор не должен препятствовать видеосъёмке общения с водителем. И это тоже вызвало массу вопросов. С одной стороны закон по-прежнему не мешает снимать инспектора. Но что делать, если офицер ночью на трассе потребует убрать смартфон и стереть запись? Не будут ли водителю вменять после этого нарушение статьи 19,3 КоАП «невыполнение требований сотрудника»? 15 суток по ней можно легко получить. В ГИБДД говорят, что инспектор будет просить прекратить съемку только если водитель начнет ему «мешать» или, например, в зоне проведения контртеррористических мероприятий.

При этом если сотрудник ГИБДД обязан будет вести видеосъемку действий, которые должны проводиться в присутствии понятых, но совершаются без них, то о разрешении снимать на видео самих сотрудников как в действующем, так и в новом документе ничего нет.

С другой стороны, так как регламент регулирует деятельность именно полицейских, а не водителей, то желавшие снять на камеру инспектора граждане вполне могут сослаться на закон «О полиции», где такая возможность предусмотрена.

7. Прописано, что водитель может показывать не только «бумажный» полис ОСАГО, но и электронную распечатку. Это правило действовало и раньше, но сейчас это специально прописали в регламенте.

8. Часть изменений носит технический характер: из регламента, к примеру, убрали возможность изъятия водительских прав и снятие номеров - эти меры ранее уже исключены из законодательства и не применяются.

9. В регламенте предусмотрена процедура обжалования действий инспектора в досудебном порядке. Помимо этого, добавлена возможность уведомления участников ДТП через SMS о времени и месте рассмотрения дела.

10. Кроме того, теперь инспектор более не может конфисковать права водителя. В случае, если необходимо подобное взыскание, гражданин сам должен в трехдневный срок предоставить документы в подразделение ГИБДД.

В силу 20 октября 2017 года. По новым правилам, сотрудники ДПС смогут проверять документы вне стационарных постов, но не смогут изымать водительские удостоверения на местах совершения правонарушения. Водители должны будут принести их в подразделение ГИБДД в течение трех дней. К тому же из нового регламента исключено явное разрешение на съемку инспектора, а системы автоматической видеофиксации нарушений теперь разрешено устанавливать в зоне действий временных дорожных знаков. Координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал Открытой России, к чему приведет принятие нового регламента.

По мнению Шкуматова, в нем есть два ключевых момента, которые станут «катастрофой для водителей» после 20 октября: «Первое - запрет видеосъемки на месте, где водитель общается с инспектором. Второе - разрешение ставить камеры в зоне временных знаков ограничения скорости».

По словам Шкуматова, видеорегистраторы помогали избежать «беспредела» сотрудников полиции, сейчас же ситуация изменится: «Теперь инспектор может реально надавить на человека, который не готов к длинным разбирательствам, и просто запретить съемку происходящего. Это абсолютно неправильно. Этот закон никак не скажется на тех людях, которые никогда ничего не скрывали. Наоборот, у недобросовестных гаишников, которые как раз и боялись видеокамер, будет больше инструментов, чтобы разводить водителей и допускать превышения полномочий. Смотрите, если снимать инспектора - взятку уже не попросишь, а если запретить съемку, то можно уже сказать вслух или показать на калькуляторе сумму».

Шкуматов также рассказал, что введение разрешения на установку систем видеофиксаций в зоне временных дорожных знаков неоправданно. По мнению координатора движения автомобилистов «Синие ведерки», установка таких камер приведет к большим штрафам: «Посмотрите на Новую Ригу, там уже года два-три стоит знак ограничения скорости в 60 километров в час. Водители его игнорируют, потому что это абсурд. Дорога уже давно сделана. Там проезжают примерно 50 тысяч автомобилей в сутки только в одном направлении. То есть 100 тысяч автомобилей в общем. Все они едут со скоростью 110-120 километров в час, что является абсолютно разумным. В итоге, после 20 октября, все они получат штрафы в размере пяти тысяч рублей. Понимаете, какой беспредел начнется? Это 500 миллионов рублей только за один день с одного участка.

Шкуматов отмечает, что «это катастрофическая подстава» для водителей со стороны ГИБДД: «Это только одна камера может на 500 миллионов штрафов настрогать. А у нас в стране 4500 таких комплексов. К тому же камеры у нас сейчас становятся частными. С каждого штрафа частники получают по 250 рублей. Повторюсь, это только за один день и с одного участка. Людей никто не предупреждает. Все зациклились на каких-то мелочах, которые существовали в этом регламенте много лет. Давайте посчитаем возможные штрафы на междугородних дорогах. Я ездил недавно в Тулу и Калугу. По пути встретилось порядка 10 дорожных знаков с ограничением в 40 километров в час. Представьте, 20 октября водитель выезжает на дорогу, а 30 октября получает первые штрафы огромных размеров».

К тому же вопросы нарушения регламента сотрудниками ГИБДД теперь будет регулировать прокуратура, что также принесет дополнительные трудности. «Раньше вы жаловались непосредственно начальнику инспектора, потому что был конкретный пункт в старом административном регламенте. Все было очень понятно и никаких вопросов не возникало. Сейчас же все эти вопросы будут решаться длинным способом - через прокуратуру. Если со стороны инспектора будут нарушения, то водитель будет должен обратиться именно в прокуратуру. К сожалению, водитель к этому моменту уже успеет отсидеть 15 суток за неповиновение законному распоряжению сотрудника», - заключил Шкуматов.

20 октября 2017 года в силу вступает новый административный регламент ГИБДД. Документ обещает многое изменить на российских дорогах. Федеральное агентство новостей знакомит своих читателей с наиболее важными из этих новшеств.

Проверка документов

Самое главное нововведение - сотрудники ГИБДД получили право останавливать водителей где угодно. Обычная проверка документов теперь является формальной причиной для остановки транспортного средства в любом месте.

Ранее водителя можно было остановить, чтобы проверить его права, только на стационарном посту ГИБДД. Вне стационарного поста сотрудник автоинспекции мог остановить транспортное средство только в случае проведения оперативно-профилактических мероприятий, а также на основании подозрительного внешнего вида водителя или нарушения им правил дорожного движения.

Единственное ограничение теперь - каждый сотрудник ГИБДД выбирает место своего дежурства не по своему усмотрению, а исключительно по приказу начальства. Каждый экипаж ГИБДД будет иметь при себе специальную маршрутную карту, где отмечены места, в которых автоинспекторы должны нести службу. Любой остановленный водитель может убедиться в том, что его остановили правомерно, позвонив в дежурную часть.


Также автоинспектор получил право проверять документы не только у водителя транспортного средства, но также и у находящихся на борту пассажиров.

Согласно новой инструкции, документы, которые желает проверить автоинспектор, водитель должен передать ему из рук в руки. При этом он должен достать их из обложек и развернуть. Подобная мера снижает возможность передачи вместе с ними взятки. Также на документах не должно быть никаких «удерживающих устройств», которые могут помешать инспектору забрать их для проверки в патрульную машину. Речь идет о всевозможных цепочках и веревочках, которые некоторые автолюбители до сих пор крепили на свои полиса ОСАГО и права для большей надежности.

Маскировка на местности

Другое важное нововведение - сотрудникам ГИБДД теперь разрешено прятать и маскировать свои патрульные машины на местности. Новый регламент позволяет инспекторам использовать для этого любые детали дорожного ландшафта: горки, крутые повороты, объекты дорожной инфраструктуры, кусты и деревья.

Правда, здесь есть одна немаловажная деталь. Такие импровизированные «засады» на незадачливых водителей можно устраивать, только если экипаж патрульной машины ведет фото- или видеофиксацию нарушений ПДД. Во всех остальных случаях машина автоинспектора должна быть - как и раньше - ясно и отчетливо видна всем участникам дорожного движении.

Тем не менее даже это может быть не таким большим ограничением: отныне инспекторам ГИБДД разрешено использовать для так называемого «скрытого наблюдения» патрульные машины без каких-либо отличительных цвето-графических схем. Отличить их от обычных автомобилей издалека будет не так уж и просто.


Вежливые инспекторы

Очевидно, что новый регламент серьезно расширяет права дорожных инспекторов. Тем не менее есть в нем и новшества, повышающие удобство водителей.

Вспомним один распространенный повод для жалоб среди российских автолюбителей. Сотрудники ГИБДД останавливают водителя и отвозят его в участок для прохождения медицинского освидетельствования, содержится ли в его крови алкоголь или нет. При этом машина автомобилиста остается, что называется, «в поле». После того как было установлено, что человек трезв, ему приходится добираться до своего транспортного средства на такси или своим ходом.

Новые правила избавят водителя от всех этих неприятностей. В случае если медицинское освидетельствование подтвердит его трезвость, сотрудники ГИБДД, которые забрали водителя для проверки, обязаны будут доставить его назад к его автомобилю. Еще один интересный пункт новых правил - если автовладелец согласен на получение информации в такой форме, ГИБДД может уведомить его о времени и месте рассмотрения дела по SMS.

Также при проверке документов от инспектора требуется быть безусловно вежливым и всегда обращаться к автомобилисту на «вы». Он обязан уведомить водителя о том, как тот может обжаловать его решение в случае, если тот с ним не согласен. Что интересно, новый регламент также запрещает изъятие водительского удостоверения прямо на дороге. В случае дорожно-транспортного происшествия, требующего лишения провинившегося водителя прав, он должен будет сам сдать их в подразделение ГИБДД в трехдневный срок.

Loading...Loading...