Маршрут «Донбасс — Пушкинская. С нагайкой и индульгенцией

Потомственный казак рассказывает Радио Свобода, как связаны с ФСБ и о том, как и под чьим руководством они готовились к акции сторонников Алексея Навального "Он нам не царь".

Казаки, избивавшие нагайками участников акции "Он нам не царь" на Пушкинской площади, не новый инструмент российских властей для подавления протестной активности. Нападения на ЛГБТ-активистов, обливание зеленкой участников школьного конкурса правозащитного общества "Мемориал", избиение участниц группы Pussy Riot в Сочи – вот лишь некоторые эпизоды их деятельности за последние годы. 5 мая, однако, казаки впервые вступили в открытое силовое противостояние с участниками столь массового митинга, каким оказалась акция сторонников Алексея Навального.

Журналисты уже выяснили , что пришедшие на Пушкинскую площадь казаки тренировались подавлять массовые беспорядки на деньги московской мэрии, а некоторые наблюдатели связали их с Крымом из-за нашивок "Крымский казачий полк". Позже выяснилось , что к аннексированному Россией полуострову как минимум один из них прямого отношения не имеет – он является гражданином России, живущим в Москве уроженцем Краснодарского края, воевавшим в Донбассе на стороне самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". Кто-то узнал в числе казаков активистов радикальных прокремлевских движений НОД ("Национальное освободительное движение") и . Присутствие своих людей в районе проведения митинга признали и в "Центральном казачьем войске", шевроны которого были на рукавах некоторых казаков.

Совет по правам человека при президенте России, как стало известно в понедельник, обратится в правоохранительные органы, чтобы установить, почему казаки "участвовали в охране порядка" на акциях протеста 5 мая. "Я уже говорил, что присутствие казаков и нодовцев на акции обострило ситуацию и привело к тем сценам насилия, которые там имели место. Важно понять, почему они там оказались и кто были эти люди", – цитирует "Интерфакс" главу СПЧ Михаила Федотова.

Вскоре после жесткого разгона полицией акции "Он нам не царь" общественная организация "Всеказачий общественный центр" выпустила заявление , в котором избивавшие демонстрантов казаки называются "хунвейбинствующей группировкой" и "привластными опричниками". Глава Центра, потомственный казак Александр Дзиковицкий , в 2012 году был приговорен к году колонии-поселения за признанные экстремистскими публикации в возглавляемой им газете "Казачий взгляд". По просьбе Радио Свобода он рассказал о том, как устроено современное российское казачество, как его лидеры связаны с ФСБ, кто конкретно принимал участие в избиении протестующих на Пушкинской площади и как, по сведениям информаторов Дзиковицкого в рядах пропутинских "казаков", готовилась эта акция.

– Расскажите немного о себе. Что такое "Всеказачий общественный центр", который вы возглавляете? Как устроено российское казачество в 2018 году? Что представляет из себя Государственный реестр казачьих обществ ? Входит ли ваш казачий центр в этот реестр?

– В казачьем движении я нахожусь с лета 1991 года, то есть с начала организации нового союза – Союза казачьих войск России. Он был организован в противовес предыдущему, прокоммунистическому, который появился за год до этого, под руководством Александра Гавриловича Мартынова . Я был на учредительном съезде в Москве, после этого организовывал казаков у себя в городе. Я живу в Обнинске, в Калужской области. Стал здесь городским атаманом. Потом, поскольку назрели события в Приднестровье, во главе отряда добровольцев из нашего города и нашей области (несколько человек) ездил в Приднестровье. Потом мы вернулись домой. Дальше, уже перескакиваю через несколько лет, был организован Государственный реестр казачьих обществ. В 1996 году, по всем устойчивым преданиям, этот реестр был организован с подачи Бориса Березовского, поскольку в середине 90-х годов казачье движение стало выходить, скажем так, из берегов: нарастали протестные акции, происходили перекрытия дорог. Казаки требовали автономии, требовали создания своих республик, требовали оружия, поскольку начинались кровавые кавказские события.

Чтобы как-то расколоть казачье движение, и был придуман этот реестр, он был организован для раскола казаков и выделения из них лояльной части. Это удалось. Реестр составлялся из тех же самых казаков, то есть из "природных", но со временем он превратился в свою дикую противоположность. Сейчас он стал не казачьим. Там единицы "природных", а основной контингент – это всевозможный "интернационал". Прежде всего, конечно, это русские, но там присутствуют и другие национальности. Сейчас это фактически не казачье формирование, а нечто сродни той самой опричнине, которую в свое время ввел на Руси Иван Грозный.

– Что означают слова "природный казак"?

– Природный казак – это казак, который имеет в своем роду кого-то из казаков (хоть по материнской, хоть по отцовской линии), то есть имеющий казачьи корни и казачье самосознание. Для него нахождение в каких-то казачьих организациях – это прежде всего способ удержать саму казачью культуру, самосознание, наследственность, обычаи, традиции. В общем, способ поддерживать на плаву казачью жизнь. Для реестра все это по фигу. Они просто занимаются реконструкцией, им просто интересно поносить форму, они получают за это какие-то преференции. Мотивы могут быть разные, но никак не связанные с казачьим народом.

– В вашем роду были казаки? Вы – "природный" казак?

– У меня по одной линии, да. Сейчас не так много осталось тех, у кого казаки в роду по обеим линиям. Бурные события ХХ века очень сильно разметали и перемешали потомков. Сейчас основная масса казаков, которые считают себя наследственными казаками, имеют кого-то в роду по одной линии.

– Знакомы ли вам лично лица людей, участвовавших в избиении протестующих на Пушкинской площади?

– Нет, этих людей я не знаю, но их уже многие опознали, не всех, конечно, но часть из них. Могу вам даже назвать некоторые фамилии. Например, на той картинке, которую я прикрепил к заявлению от нашего центра, справа на переднем плане стоит некто Дмитрий Воронов. Он из Москвы, но шеврон у него "Крымского полка". Этот "Крымский полк" в количестве 450 человек был сформирован в Севастополе в 2014 году, весной, в основном из числа приехавших из России. Сейчас он является заместителем атамана Виктора Петровича Водолацкого . Это, скажем так, главный карманный атаман Путина.

Error rendering VK.

–​ Что про него известно?

– Для того, кто варится в казачьей каше, это имя очень известно. Он вышел из чиновничьей среды. Непонятно, есть ли у него вообще казачьи корни. Он утверждает, что есть. Его противники утверждают, что нет. В 90-е годы он возглавлял реестровое Всевеликое войско Донское. Потом пару лет назад случилась перестановка: туда поставили нового атамана, а Водолацкому поручили сформировать якобы нереестровое казачье общество, "Союз казаков-воинов" . Тем не менее, там фактически собрался весь реестр, может быть, небольшая часть свободных вольных казаков туда попала, но это была та же самая структура, что и раньше, только под другим названием. В Москве, однако, они не были главными. Главную скрипку в Москве играли казаки Центрального казачьего войска (ЦКВ).

Эта организация (тоже реестровая) охватывает 18 областей Центра России. По их данным, в этих 18 областях в результате всяких миграций образовалось около 200 тысяч казаков. Я не знаю, насколько можно верить этой цифре, но во всяком случае, это новодельное войско. Я сам видел, как его организовывали, видел эту инициативную группу. Организовывали ее генералы и полковники разных структур, военные, милицейские и эфэсбэшные. Это было в начале 90-х. Я в то время был городским атаманом. Уж не помню, кто меня пригласил, но я каким-то образом тоже попал на одно из их собраний, поскольку оно проходило на даче у одного из генералов в Ворсино. Ворсино – это Боровский район Калужской области, самый север границы с Московской областью. И вот, на даче они обсуждали, что и как будет. С самого начала все генералы были не казачьего происхождения. Может быть, там кто-то и был из них казаком, но все они в основном говорили о своем, о служебном. Так что ЦКВ – это изначально была служебная структура. Первым атаманом ее стал, по-моему, где-то в начале 1995 года Борис Борисович Игнатьев . Про него известно, что он тоже был в ФСБ: занимался не оперативной работой, а был чуть ли не комсоргом. Он долгие годы возглавлял это ЦКВ, я с ним периодически встречался. Потом был перерыв. В 2005 году я увидел его в Белой Даче, есть такой населенный пункт в Подмосковье. Я его совершенно не узнал. Он был лысый, худой. Подошел ко мне и говорит: "Ты меня не узнаешь?" Я говорю: "Нет, извините, не узнаю". Он говорит: "Это я, Игнатьев". И только тогда я его узнал. У него рак оказался, его изъела болезнь.

Как я потом узнал, буквально через полгода после этого он умер. Новым атаманом в феврале 2006 года стал Валерий Иванович Налимов , который с 2000 по 2006 год был у Игнатьева замом. Он был из гражданских, по-моему, заместителем министра внешнеэкономических связей в правительстве Московской области. При нем в 2010 году ЦКВ получило официальный статус, было признано как существующее реестровое войско. Но в 2013 году (я не знаю почему: то ли это специально было все спланировано, то ли это случайно так получилось перед Крымом) руками священников Московской патриархии власть начала борьбу со своими собственными, послушными, готовыми все ей вылизать атаманами. Началось это на Тереке. Там был такой атаман [Сергей Александрович] Клименко (тоже, кстати, больших чинов милицейских, он чуть ли не начальником УВД города был). Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл-маленький, как его казаки называют, в отличие от Кирилла-большого, патриарха, вынес ему епитимью , запретив занимать пост до того, как тот не покается.

Было большое возмущение: как это так – попы уже вмешиваются в деятельность казаков! Тем не менее, у Клименко был свой бизнес, поэтому он пошел на попятную, сдал свою должность. Началась долгая сумятица с передачами атаманства из рук в руки. Продолжение было такое. Такую же точно епитимью сунули новому атаману [Валерию Ивановичу] Налимову, сделал тот же самый Кирилл. Налимов повел себя чисто по-казачьи: он смял бумажку, на которой была написана епитимья, выбросил ее в ближайшую урну и приказал епископу больше не являться к нему на порог. Тем не менее, его все равно скрутили, поскольку за этими епископскими наездами стоял Кремль, а также Совет по делам казачества при президенте. В общем, совместными усилиями они просто взяли и удалили Налимова от атаманства. Он снимал большое помещение под штаб ЦКВ в Москве. В один из дней подъехал к штабу на машине, а дверь оказалась опечатанной, то есть местный ЖЭК, несмотря на регулярную уплату арендной платы, просто ее опечатал и запретил пользоваться помещением.

Где-то в феврале 2014 года руководить ЦКВ был назначен нынешний атаман Иван Кузьмич Миронов . И вот тут начинается новая эпоха существования того войска. Новый атаман являлся генерал-лейтенантом ФСБ в запасе. Раньше он был начальником Оперативно-розыскного управления ФСБ, заместителем руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ до 2007 года. А с 2007 года он находился в правительстве Самарской области, где курировал работу по взаимодействию со всеми правоохранительными органами , региональными и федеральными. После того как он встал во главе ЦКВ, естественно, началось его переформатирование. Если там еще и находились какие-то казаки (я вам уже сказал, что в реестре казаков меньшинство, а тем более в центральных районах, в основном там опричники), то с его приходом часть из них добровольно ушла с Налимовым, а часть была отодвинута. И во главе МОКО, то есть Московского областного казачьего отдела ЦКВ, который включает город Москву и Московскую область, был поставлен Шустров Андрей Евгеньевич , тоже бывший полковник ФСБ, который служил в спецподразделении ФСБ "Вымпел". Он и был техническим организатором казаков 5 мая.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной, это уже не казачья структура. И задачи они стали выполнять, естественно, формируемые не на каких-то там гипотетических казачьих кругах, где казаки что-то решают. Они стали выполнять просто инструкции ФСБ. Мне много пишут: "Вот вы там такие-сякие, это ваши казаки, пока вы их там всех не перевешаете, этих сволочей, вы и сами такие же сволочи". То ли люди совсем не понимают ситуации, то ли толкают нас на что-то нереальное, пытаясь нас столкнуть с ФСБ.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной

Те "казаки", что были на Пушкинской... Я не знаю, какой там процент действительно казаков. Предварительно, перед этим мероприятием, у них был развод. На разводе их стояло человек 60–70: треть была в парадной форме, треть – в камуфляже и еще треть – в "полугражданской" одежде, как тот, который нос разбил одному парню. Кубанку одели и все, достаточно для них, чтобы считаться казаком.

Интересно, что на разводе присутствовало 20 человек калмыков! Сбор этот проходил внутри метро. Они были в пиксельном камуфляже без опознавательных знаков. Все молодые, как говорят мои ребята, похожи на обычных военных, изображавших из себя "калмыцких казаков". Они потом, правда, куда-то делись, не выступали вместе с этими основными казаками. Кроме этих 60–70, часть могла просто опоздать на развод и присоединиться позже, то есть, ну, человек 100, наверное, могло быть всех.

– Этот развод был в день акции?

Да. Его проводил этот Шустров. Он проводил инструктаж, как себя вести. Кстати, он тогда уже, видимо, имел какие-то указания ведомства, поскольку предупредил, что "возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут".

"Возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут"

– У вас есть какие-то свои источники информации внутри его организации?

Да.

– Что еще вам удалось узнать о том, как они готовились к этому митингу?

Как сообщают мои источники, заранее никого из этих рядовых казаков не предупреждали, они не были в курсе, что что-то предполагается. Из-за этого примерно треть и пришла в парадной форме, то есть они не готовы были к тому, что придется драться или махать нагайкой. Некоторые вообще без нагаек были. Потом оказалось, что там были ребята из Рязани, из Калуги, "залетные", но все они находились под командой Шустрова. Крайний стрелочник на всю эту операцию – это он. И он знает, кто у него там был. Из установленных – вот этот Дмитрий Воронов, который был у Водолацкого... Кстати, Шустров тоже был какое-то время представителем Водолацкого в Москве и возглавлял некую "Зимовую станицу" , численность которой была всего 20–25 человек. Ну, а потом, когда ЦКВ возглавил его "брат по крови", эфэсбэшный генерал Миронов, Шустров всей своей станицей перешел в ЦКВ.

Из тех, кого удалось выявить [на Пушкинской], – Дмитрий Зайцев , 1979 года рождения, из Ярославля, воевал на Донбассе. Это он сломал кости носа Александру Иванову, который собирается сейчас подавать на него исковое заявление. Правда, лично я глубоко убежден, что никаких последствий от этого заявления Зайцеву не будет. Опознан Анатолий Яковлев , тоже воевал на Донбассе. Опознан Сергей Серебряков , реестровый атаман города Троицка Московской области. Опознан Павел Решетников из Сергиева Посада Московской области и Евгений Данилов из города Малоярославец Калужской области, он тоже воевал на Донбассе.

Интересно еще то, что все эти ребята были хорошо подготовлены, то есть это не были просто так собранные добровольцы-казаки под эфэсбэшные задачи. С 2016 года ЦКВ получало деньги из бюджета московской мэрии, а точнее от Департамента национальной политики межрегиональных связей правительства Москвы. Они заключили три контракта на общую сумму 15,9 млн рублей. На эти деньги как раз проводились тренировки. Тренировались они в деревне Кузенево, это 37 км к югу от Московской кольцевой дороги. Там три раза в год по три дня группы по 100 человек осваивали приемы борьбы с людьми на массовых мероприятиях.

– Как вы и ваши товарищи относитесь к практике участия казаков в массовых акциях на стороне полиции, на стороне властей?

– Конечно, отрицательно! В 1905 году казаков очень широко применяли для разгона манифестаций. Но в отличие от того, что сейчас говорят, тогда казакам запрещали применять огнестрельное оружие. Их единственным оружием была нагайка. Из-за этого-то и родилось их прозвище – "нагаечники". Это им очень даже потом аукнулось: когда началась сумятица Гражданской войны, анархиствующие матросы Балтийского флота, рабочие, желавшие пограбить или просто поживиться в более богатых казачьих областях, все это им припоминали.

Сейчас подобный стиль поведения демонстрируют очень многие, в частности, есть такой совершенно комический персонаж в Санкт-Петербурге, у него община "Ирбис", Андрей Поляков . Он напоминает шута: то он ваяет бюст Путина в виде римского императора, то он присваивает после выборов Трампу какой-то казачий чин, есаула, что ли. Теперь, когда Трамп с Путиным поругались, он его лишает этого чина. Черт-те что! Тем не менее, он официально предлагал властям Санкт-Петербурга профинансировать создание конных казачьих отрядов для борьбы, как он выразился, "с хулиганствующими элементами во время проведения массовых мероприятий".

– Одобряете ли вы другие акции этих казаков, например избиение участниц Pussy Riot в Сочи, нападение на участников детского конкурса "Мемориал", нападения на выставки, на акции ЛГБТ-активистов?

Конечно нет! Даже странно слышать такой вопрос. Это все одного поля ягоды: и по личностям, и по методам, и по поведению. Некоторые пишут: "А почему вы не пришли тогда на сам митинг 5 мая?" А потому что мы и не за Навального тоже. Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии, выражения мнений.

Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии

– Должны ли вообще казаки, с вашей точки зрения, принимать участие в охране общественного порядка? По одной из версий, в рамках этого контракта с московской мэрией казаки ЦКВ будут охранять общественный порядок во время чемпионата мира по футболу.

На мой взгляд, не должны. Казаки это народ. Мы исходим из этого. Если смотреть на казаков как на какое-то служебное сословие, которое власть пытается возродить, то можно придумать что угодно. Но сами казаки – нормальные казаки, а не эти опричники – смотрят на себя как на народ, который имеет право возрождаться именно как один из народов, проживающих на этой территории. Кстати, одно из главных требований, которое зафиксировано во Всеказачьем общественном центре, – это требование предоставления точно таких же автономных территориальных прав, какие имеют многие другие народы, в частности татары, чечены, ингуши, буряты и даже евреи. Говорят, раньше в Еврейской АО евреев было около 3%, а после открытия границы их вообще осталось менее 1%, тем не менее, у них своя автономная область имеется. У казаков – нет. Большевики лишили дореволюционные области казачьих войск автономии, это все-таки были автономии, хоть и с ограниченными правами.

– Атрибут казака, который стал знаковым после акции 5 мая, – это нагайка. Какое место она занимает в иерархии казачьих атрибутов? Для чего она может применяться?

Нагайка – это символ власти мужчины в семье. Она висела у входа в спальню, фактически ею не пользовались, за исключением охоты. Раньше была такая казачья забава – охота на волков, не с каким-то там оружием, а с нагайкой: на коне догоняли волка и одним ударом рассекали ему череп. Как оружие нагайка стала применяться только в 1905 году, когда вроде бы разгонять манифестации надо было по приказу сверху, а оружие применять было не положено, ни шашки, ни тем более огнестрельное. В Гражданскую войну, конечно, нагайка уже стала ходовым инструментом. Если, например, приходили красные, то просто отстреливали всех, а белые и казаки в составе белых частей приходили – пороли этих красных, редко стреляли по сравнению с ними, чаще ограничивались нагайкой. То, чем нагайка стала сейчас, – это от малого знания истории, казачьих обычаев. Сейчас, по идее, если возрождать старое отношение к нагайке, она должна быть чем-то вроде пернача или бунчука у казачьего атамана. Как пернач и бунчук были символами атаманской власти, так нагайка – символ мужской власти, власти казака в семье, где за семью отвечает ее глава. Бить нагайкой демонстрантов – этого не было в ходу, это не прописано никакими обычаями. Это новодел, скажем так, новый стиль поведения, это гопота, одетая под казаков, использует эти нагайки совсем неподобающим образом.

– Вы сказали, что Навальный и его сторонники вам тоже не близки. Можно предположить, что и ваши взгляды не окажутся близки им. Тем не менее, у вас есть общие темы, на которых вы сходитесь, например, 282-я статья, по которой вы сидели и за отмену которой выступает Навальный. Готовы ли вы и члены вашего общества, например, выйти на следующий оппозиционный митинг, чтобы помочь протестующим противостоять ряженым казакам?

– Я не знаю. Это дело каждого. Я пытался наладить личный контакт с Навальным, чтобы выяснить, где мы с ним можем расходиться, а где можем найти точки соприкосновения. Я, наверное, год или полгода назад закидывал в его штаб предложения встретиться и переговорить, но от самого Навального вообще никакого ответа не было. Одна женщина из его штаба и один раз кто-то из мужчин ответили что-то, вроде "что вы там хотите, как-нибудь, чего-нибудь". Они не проявили заинтересованности. Ну, не проявили, так не проявили. Они, значит, предпочитают быть сами по себе, и нам не остается ничего иного, как быть самим по себе.

– Как вы думаете, зачем власти впервые вывели казаков для активных действий против многотысячной демонстрации?

– Тут достаточно просто посмотреть в давнюю и недавнюю историю. Зачем Ивану Грозному надо было создавать опричнину, зачем в Германии 1930-х годов надо было создавать отряды штурмовиков, зачем в маоистском Китае нужны были хунвейбины, зачем в Украине культивировали титушек? Это всё явления одного плана, порождаемые одной причиной и нацеленные на одно и то же – на раскол очерченного в целом врага и превращение его части в своего вооруженного (пусть пока и нагайками, хотя в Крыму в 2014-м таким "казакам" выдавали и автоматы) и в чем-то привилегированного союзника, руками которого "гасится" и подавляется другая, большая часть. Вытаскиванием таких псевдоказаков на такие акции отвлекается внимание всего казачьего народа от его основной стратегической цели – обретения субъектности в качестве самобытного народа и от стремлений к достижению собственного национально-государственного образования. Казакам подсовывается некая отвлекающая мишень в виде симулякров-опричников и предлагается озаботиться выяснением отношений с ними. А в этих бесплодных спорах утонет и главное. Тактически это шаг довольно верный.

Радио Свобода дозвонилось атаману МОКО ЦКВ Андрею Шустрову, однако он отказался отвечать на вопрос о своей роли в организации выступления казаков на Пушкинской площади. Вместо этого Шустров переадресовал Радио Свобода к официальному заявлению на сайте Центрального казачьего войска. В нем говорится, что 5 мая казаки ЦКВ "не осуществляли охрану общественного порядка на территории г. Москвы, в том числе на Пушкинской площади". В то же время в заявлении отмечается, что "несколько казаков" Центрального казачьего войска пришли на концерт "Московская весна", где было запланировано вступление коллектива "с казачьим репертуаром". "Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали".

5 мая в ряде городов России прошли антиправительственные митинги «Он вам не царь». Они запомнились не только тем, что люди впервые за много лет вышли протестовать против действующего президента, но и тем, как разгоняли митингующих. Против народа, словно в царские времена, вышли казаки, а вернее, люди, одетые, как казаки. Они нападали на протестующих, били кулаками и стегали нагайками. Позднее СМИ выяснили, что отряды казаков могут быть связаны со столичной мэрией. Medialeaks рассказывает, как в России появилось современное провластное казачество, какие у его представителей полномочия, откуда они берут деньги и, главное, по какому праву вместе с полицией выходят разгонять демонстрантов.

Чем запомнились казаки на митинге «Он нам не царь»

Во время антиправительственных митингов, прошедших 5 мая в городах России, особое возмущение у народа вызвало не только , но и то, что в разгоне масс принимали участие люди, одетые как казаки. Они нападали на демонстрантов, били их кулаками и нагайами. Досталось даже сотруднику «Комсомольской правды», который очень возмущался этим фактом.

Роман Голованов

Работал на митинге Навального. Его сучье племя закидывало ОМОН камнями, мне прилетело бутылкой по голове. Дикари залезали на остановки и фонари. Просто подонки! Какие-то ряженые мрази, одетые в казаков, захерачили нагайкой и саданули кулаком. Вот морда нападавшего. Вдруг найдут.

Простым митингующим тоже доставалось. Люди, одетые, как казаки, не стеснялись пускать в ход плети. А удар настоящей нагайкой по степени болезненности может превосходить и полицейскую дубинку (из личного опыта автора).

Поведение людей, одетых, как казаки, стало одной из самых обсуждаемых тем во время митинга. Агрессии «ряженых» поражались едва ли не больше, чем работе полицейских, которые, впрочем, тоже не упускали шанса угостить протестующего дубинкой по спине.

Смутное время

- Бэрримор, что это там за вой на болотах?
- Это русские, сэр, радуются, что их президент в цари коронуется.
- А чего ж они воют-то?
- Им казаки нагайками радоваться помогают.

Oksana Baulina ‏

Давайте называть вещи своими именами. В центре Москвы ряженые казаки и ОМОН совместно избивают мирных людей. #ОнНамНеЦарь

шило в стенку ‏

А почему многие СМИ пишут, что казаки «самовольно занимались охраной порядка»?
Они людей избивали. Под защитой Росгвардии.

Действия казаков на митинге «Он нам не царь» сравнивали с царскими временами, когда казачьи отряды так же разгоняли антиправительственные шествия.

Абдалла ‏


В России за сто лет ничего не поменялось. Казаки опять лупцуют чернь.

серб и молод ‏

2018-й, казаки бьют демонстрантов в Москве. 100 лет прошло, ничего не изменилось.

Член российского Совета по правам человека Максим Шевченко после событий 5 мая даже призвал созвать экстренное заседание. Казаки стали одной из причин.

Максим Шевченко

Требую срочного созыва СПЧ в полном составе!
События в Москве и в других городах России 5 мая, в ходе которых власть бросила против митингующих помимо ОМОНа полувоенные неофициальные формирования (так называемых «казаков»), вынуждают к срочному созыву Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ.
Использование властью черносотенных и фашиствующих боевиков для жестокого избиения студентов и журналистов - открытое и доказанное явление.

Откуда казаки появились на митинге

Сами казаки уверяют, что не разгоняли демонстрантов 5 мая по чьему-то указанию и вообще пришли с миром. По их словам, в стычку пришлось вступить из-за того, что митингующие якобы мешали им отдыхать. Центральное казачье войско заявило, что их члены просто «высказали свою позицию», пишет «Интерфакс» .

Несколько казаков пришли на концерт «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром. «Рядом проходил неразрешённый митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками отечества, - говорится в сообщении ЦКВ.

Фото «Коммерсантъ»

В российском Совете по правам человека заявили, что обратились в МВД с требованием выяснить, что за люди в казачьем наряде били протестующих во время митинга и по какому праву это делали, пишет «Коммерсантъ» . По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, запрос будет направлен не только в МВД Москвы, но и в другие города, где акция была согласована.

Также казакам не упустили возможности припомнить печально известную Кущёвку - казачью станицу, которую длительное время терроризировала банда из 30 человек. Тогда в интервью журналистам атаман Кущёвского районного казачьего общества рассказывал , что казаки ничего не могли поделать, так как не имели права.

Но если бы даже мы решили приструнить негодяев - как это сделать? Нагайкой? Она лишь часть одежды казака, мы не имеем права применять силу. Казак на Кубани до сих пор не защищён!

Казакам также до сих пор припоминают другой громкий случай, произошедший на Ставрополье. Там на одном из хуторов сосед-дагестанец изнасиловал казака за не отданный долг.

Казаков, занимающихся охраной правопорядка, также подозревают в распиле и отмывании денег. Как писала «Русская планета» , в 2016 году казачьи объединения получили практически монополию, например, .

Ловили казаков и на совсем смешных правонарушениях, например, на открытии массажного салона в кабинете для патриотической работы. Но чаще казачьи объединения называют практически узаконенными ОПГ. Центральное казачье войско из Москвы тоже обвиняли в бандитизме в 2014 году, говорится на сайте «Казачий Информационно-Аналитический Центр».

Тогда помощник руководителя фракции КПРФ в МГД Юрий Урсу заявил, что московские казаки занимаются рейдерством и нападением на оппозиционных агитаторов. «Казачий Информационно-Аналитический Центр» тогда отметил, что московские реестровые казаки пустили к себе «волков в овечьей шкуре», которые под видом казаков занимаются преступной деятельностью.

Стало очевидным, что при попустительстве чиновников и представителей органов, призванных вести работу по предупреждению нарушений правопорядка и Закона, действительно созревает преступная группировка. Группировка, незаконно присвоившая себе право носить форму реестрового Центрального казачьего войска и представляться его членами, каковыми они, по сути, не являются, - говорится в статье.

При разгоне протестующих на Пушкинской площади особо отличились люди в казачьей форме с нашивками «Крымского казачьего полка атамана Якова Бакланова». Два десятка человек «легкими ударами нагаек» (по версии НОД) помогли полиции «усмирить самых резвых демонстрантов».

На видеозаписях с митинга видно, что «казаки» используют не только нагайки, но и кидаются в протестующих деревянными палками, а также толкают их и бьют ногами тех, кто упал. При этом на вопросы журналистов «казаки» отвечают, что пришли на площадь «просто погулять».

Являются ли люди в казачьей форме действительно казаками — вопрос, который пока остается без ответа.

В Союзе добровольцев Донбасса, где командир Крымского казачьего полка есаул Николай Дьяконов является членом правления, корреспонденту «Новой» сообщили, что «сами не могут до него дозвониться». В секретариате Союза казаков-воинов России и Зарубежья, куда входит Крымский казачий полк, «Новую» попросили оставить вопросы для казаков и сказали, что если те захотят давать комментарии, то редакции об этом сообщат.

Между тем, у Николая Дьяконова и его подчиненных — богатый опыт участия в политических акциях и боевых действиях. Их подъем начался незадолго до российско-украинского конфликта.

20 сентября 2012 года группа казаков на выставке «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана в Москве. Дьяконов тогда обратился к мэру столицы Сергею Собянину с требованием изъять с выставки картину эстонского фотохудожника Пеэтера Лауритса «Тайная закуска, ремикс» — пародию на «Тайную вечерю» да Винчи. «Я, к сожалению, не видел картину, которую он там пытается выставлять, но, так как это выставляется в галерее Гельмана, это однозначно будет провокация», — заявил тогда Дьяконов.

31 января 2014 года казаки во главе с Дьяконовым Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). По свидетельствам главы ОЗПП Михаила Аншакова, ворвавшиеся искали склад «Комитета солидарности с Майданом», попутно громя мебель, угрожая сотрудникам Общества расправой и даже надевая на головы работников целлофановые пакеты. Никакого склада в офисе ОЗПП, правда, не оказалось.

Отборовшись с Майданом в Москве, Дьяконов вместе с сотней соратников отправился в Крым. На полуостров он прибыл уже после «зеленых человечков» — 1 марта 2014 года. Дьяконову удалось объединить вокруг себя местное казачество, которое занялось проведением «профилактических бесед» с проукраински настроенными активистами меджлиса крымскотатарского народа (организация признана экстремистской в РФ), выстраиванием блокпостов вокруг Севастополя и патрулированием береговой линии.

Крымский казачий полк, как организация, был создан лишь 15 марта 2014 года. За день до референдума. В его состав вошли около 400 человек — это были как люди Дьяконова, так и представители крымского и севастопольского казачества.

После «крымской весны» казаки Дьяконова отправились воевать в Донбасс. Сам есаул о сражениях на территории восточной Украины высказывался сдержанно, рассказывая об успешных боевых действиях в Снежном и на Саур-могиле (украинская армия потеряла убитыми более 1000 человек).

После Донбасса Крымский казачий полк вернулся в Москву.


Казаки нагайками избивают вышедших на Пушкинскую граждан. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Участник столкновений на Пушкинской утверждает, что его затравили в интернете

В соцсетях продолжают активно обсуждать столкновения , где казаки с нагайками дрались с оппозиционерами. Сейчас пользователи соцсетей пытаются идентифицировать казаков по фото и видео, а в Телеграме появился канал, где публикуются их имена, фамилии и ссылки на аккаунты. Свою версию событий нам рассказал их участник казак Василий Ящиков. Действия казаков, в свою очередь, оценил Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.

- С какой целью казаки пришли на митинг сторонников Навального?

Где и когда будет проходить митинг, не было тайной, - говорит Василий Ящиков. - Казаки туда пришли не организованно, не по приказу. Мы не в казарме живем, чтобы - «все, завтра подъем, идем». Там присутствовало несколько казачьих организаций, не связанных между собой. Причем, большинство из них - общественные, с государством никак не связанные.

В частности, на митинге присутствовал «Крымский полк», многие сейчас пишут, что они из Крыма приехали, чтобы разгонять митингующих. Это неправда. Этот полк просто там был сформирован во время «крымской весны». Это люди с разных городов, с разных регионов. На митинг пришли те, кто живет в Москвы и Подмосковье. (После акции на Пушкинской были опубликованы ссылки на аккаунт, в котором «Крымский полк» координировал свои действия, сейчас он удален - «МК»).

Я - родовой казак, казачий блогер, далек от политики, приехал на митинг только потому, что снимаю и пишу о казаках и казачестве. Сам состою в организации «Первая сотня», это - дружеское объединение казаков, выходцев с Дона, Астрахани, Терека. Мы собираемся в Москве, чтобы вместе отметить какие - то события и праздники. На митинг из сотни пришло только человек 15.

Я спрашивал у казаков: «Какая у вас цель, зачем идете на митинг?» И слышал: «Мы хотим заявить о своей позиции, что мы против майдана, против того, чтобы на баррикады выводили детей». Многие из присутствующих были участниками событий на Донбассе.

Пришедшие на митинг казаки находились в разных местах. Я сам ходил в толпе, увидел у одного молодого человека плакат, где было написано: «Открой глаза, ты раб царя!» Подошел к парню и сказал: «У меня прадед служил царю, он что раб? Если вы против Путина, так и напишите». Очень меня это задело. Николай - II ведь канонизирован, святой.

- Зачем было вырывать у парня из рук плакат? Он просто выражал свое мнение.

Может это была, действительно, моя ошибка. Я у него забрал плакат из рук, хотел с молодым человеком поговорить, как блогер. А дальше у меня плакат просто кто-то выдернул и унес. А в нашу беседу вмешался Андрей Пивоваров, как позже выяснилось, оппозиционер из Санкт-Петербурга, председатель «Открытой России». Он стоял, ковырял в зубах зубочисткой и пытался мне тыкать ей в лицо. Мы поговорили на повышенных тонах. Потом с Андреем встретились на митинге еще раз. Агрессия у него уже прошла. Мы беседовали уже спокойно и даже пожелали друг другу удачи.

В какой-то момент появились некие люди, я думаю, что специально подготовленные. Стали кидаться на казаков и на меня лично. Один из них подошел ко мне, стал задирать: «Ты что в такую жару ходишь в шапке? Мозги еще не плавятся? Что ты как придурок одет? Вас, казаков, в свое время мало убивали - резали?» Я у него спрашиваю: «Молодой человек, вы историю знаете?» Как только навел на него камеру, он тут же исчез.

Потом начались нападки на казаков, я вмешался. Попросил ребят - казаков не обращать внимание на дразнилки. Отошел. В это время в двух местах, где стояла «Первая сотня» и «Крымский полк», началась потасовка. Эти две общественные организации между собой никак не связаны, казаки между собой не общаются, а тут им пришлось объединиться, чтобы отбиться и уйти. А нагайка там всего была одна или две.

Казаков, если вместе сложить, было всего 35 человек. Согласитесь, на митинги в таком количестве не ходят, чтобы разгонять многотысячную толпу... Там было много организаций, в том числе и «Боевое братство». Нет, все внимание было сосредоточено на казаках.

- Думаете, не случайно?

Мне кажется, что это была спланированная акция. На митинге ведь присутствовали также казаки из реестровых организаций, которые по закону о российском казачестве, состоят на службе у государства, могут заключать договора, осуществлять охранную деятельность. Именно им выделяют деньги на патриотическое воспитание. Их было всего несколько человек, и они как раз не участвовали в драке. Мне кажется, что изначально спровоцировать и побить хотели именно их, тех казаков, кто связан с властью. А специально подготовленные группы просто перепутали казаков.

- Вам поступают сейчас угрозы?

Мне пишут гадости в соцсетях. Организовали телеграм-канал. Я там первый в списке. Не разобравшись, меня оскорбляют. Потом, когда я начинаю с ними общаться, говорят: «Извини, что начали с грубости». Мне в сотый раз приходится объяснять, что я не участвовал в драке. Я был с камерой. Но я видел, как все происходило. В казаков бросали бутылки, скидывали папахи...


Столкновения на Пушкинской площади.

В толпе мы встретились с Навальным, решили объединить усилия, чтобы никто не погиб. Мы договорились, что я отведу казаков, а он - агрессивно настроенных молодых людей. Правда, Навальный признался, что остановить «заведенную» толпу ему будет не просто. Я еще заметил: «Как ты страной собираешься управлять, если сторонников усмирить не можешь? Ты же - лидер». Пока мы говорили, кругом кричали: «Бейте этого казака», «дайте, мы его разорвем».

- Пойдете еще на оппозиционный митинг?

Не пойду, даже если там будут присутствовать казаки. Зачем мне надо, чтобы меня колотили? Митинг предполагает обмен мнениями, с этой целью туда казаки и шли. А получилось, что им сказать не дали. Все вылилось в побоище. Когда Навального уже забрали полицейские, потащили к машине, меня его сторонники изрядно побили, хорошо еще, что по лицу не попали.

- Будете что-то предпринимать?

Я сам туда пришел. Это стихийный митинг. Что мне теперь жаловаться? Другое дело, почему рядом во время драки не было полиции? А вообще, мы - за справедливость. Хотим, чтобы во всем разобрались, и виновные были наказаны. Я сейчас хочу найти всех присутствующих на митинге казаков, и, может быть, мы даже соберем пресс-конференцию. А то слышна только одна сторона, нужно выслушать и другую. Иначе как судить?

Прокомментировать действия казаков на митинге мы попросили главу Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина.

Я понимаю, что некая общественная организация хочет помочь полиции по охране порядка на митинге. Очень хорошо. В этом случае на пришедших на митинг казаках должны быть повязки дружинников. Если митингующие ничего не нарушают, зачем к ним лезть, ругаться с ними, бить? Стой себе спокойно. Другое дело, если демонстранты нападут на полицейских, в этом случае, можно полиции помочь. Впрочем, это должен сделать, в силу своего гражданского долга, любой гражданин, не обязательно дружинник.

Если митинг несанкционированный, здесь вступают в действие Росгвардия, ОМОН. Они выстраиваются клином, рассекают толпу демонстрантов, «упаковывают» их в автозаки и развозят. Гражданские лица тут и близко не нужны.

Если для сторонников Навального этот митинг был несанкционированным, то и для казаков, которые, как я понял, не являлись дружинниками, он также был не санкционированным. По идее, полицейские должны были им сказать: «Пошли вон отсюда».

В соцсетях начали публиковать данные о казаках, которых смогли идентифицировать по фотографиям и видео с митингов. Граждане пытаются подменить собой правоохранительные органы. С вашей точки зрения, это правильно?

Если разглашаются какие-то персональные данные, это нарушение закона. Информация о частной жизни гражданина отнесена к сведениям конфиденциального характера. Но, с другой стороны, мы, в свое время тоже нечто подобное делали. Прямо называли имена судей, которые, по нашему мнению, нарушили закон. Что касается казаков, то те, кто там «засветился», уже вряд снова на подобные митинги придут. Они уже поняли, куда их вовлекли. Не сами же они пришли, кто-то дал им команду. И этот «кто-то» здорово их подставил.

- Могут демонстранты на хлеставших их нагайками казаков подать в суд? И какое наказание может им грозить?

Если найдут тех, кто их бил - без вопросов. Хулиганы привлекаются к ответственности - административной или даже уголовной. Все зависит от степени тяжести преступления. За ссадины, мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ) могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей, а также арестовать на 15 суток. Если преступление средней тяжести, например, человеку выбили глаз, то это уже статья 213 статья УК РФ, по ней могут отправить на принудительные работы на срок до 5 лет, или лишить свободы на срок до 5 лет.

Приоткрывающий завесу над жуткой страницей историей казачества, о которой нам не рассказывали в школах и которую очень хотели бы забыть потомки "пострадавших от красной сволочи" ряженных. Извините "казаков".

Чтобы ознакомиться с текстом можно или пройти по ссылке или зайти под кат.

Видно, что мой френд, известный своими качественными историческими исследованиями очень волновался когда постил эту цитату из исторического исследования, посвященного незавидной судьбе русского населения в казачьих областях. На это указывают нехарактерные для него многочисленные орфографические ошибки. И не мудрено. Лично у меня, по прочтению никаких чувств кроме ненависти к этому сословию не осталось. Тем более, один мой прапрадед был из них и по рассказам его потомков, я знаю, что это была за сволочь и какими запредельно живодерскими принципами жизни он руководствовался.

Думаю, теперь не осталось вопросов о причинах резни, которой их подвергли красные в 1920 году на Дону и Кубани, а затем в 1945 в Австрии и Манчжурии. Также исчезают вопросы о том, почему в начале 90х казачки ездили воевать в Приднестровье и Боснию, но никто не рыпнулся помочь русским, которых в тоже самое время грабили и убивали чеченские бандиты. Да и вопросы по Кущевке также отпадают.

Возникает вопрос - а как же прославленная Первая Конная армия? Нюанс в том, что формировалась она в основном не из казаков, а из русских и украинцев, живших в казачьих областях и животно ненавидевших своих угнетателей.

Loading...Loading...