Лазарь друг христов. Друже христов лазарь

Суббота шестой седмицы Великого поста Церковью именуется Лазаревой в честь совершённого Спасителем чуда - воскрешения из мертвых Его друга Лазаря. Так исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25).

Истоки праздника

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времен. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью, о чем свидетельствует множество поучений, составленных на этот день святителем Иоанном Златоустом, блаженным Августином и другими отцами. В VII–VIII веках святые песнописцы - преподобные Андрей Критский, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин - составили на этот праздник особые песнопения и каноны, которые мы поем и сегодня.

Вспомним евангельскую историю, которая легла в основу празднования. Святой праведный Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания, неподалеку от Иерусалима. Жители Вифании уважали этого скромного верующего человека и часто обращались к нему за помощью или советом.

Во время Своей земной жизни Христос не раз посещал дом Лазаря, которого очень полюбил и называл Своим другом. Однажды, когда Он возвращался из Галилеи в Иерусалим, сестры праведного Лазаря встретили Его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен! (Ин. 11 , 3). Господь утешил вестников, сказав, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11 , 4). Тем самым Христос показал нам новый подход к жизни и к страданию. Если человек время болезни не тратит на бесплодное саможаление, не ропщет, но радуется ей, потому что она очищает от грехов, то через эти страдания он может приобрести нетленное сокровище.

Когда Христос пришел в Вифанию, оказалось, что Лазарь умер и уже четыре дня как находится во гробе. Господь подошел ко гробу и сказал, чтобы отняли камень. Гробы в древней Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался камнем. Открытие таких пещер производилось лишь в крайних случаях, да и то не тогда, когда тело уже разлагалось. В теплом климате Палестины этот процесс начинался очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвертый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не могла удержаться, чтобы не возразить Господу: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе! (Ин. 11, 40).

Когда камень был отнят, Господь посмотрел на небо и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня (Ин. 11 , 41). Этой молитвой Он показал, что творит чудеса в силу Своего полного единства с Богом Отцом. И громким голосом воззвал: Лазарь! Иди вон! (Ин. 11 , 43). Связанный погребальными пеленами, Лазарь сам вышел из пещеры. Впоследствии этот момент стал изображаться на многих иконах и фресках.

Случившееся поразило всех присутствующих. Этим чудом Христос явил людям, что Он поистине Сын Божий. «Сегодня, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», - поется в Великом каноне преподобного Андрея Критского.

Новая жизнь

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта на острове Кипр, так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились его убить. На острове его встретили апостолы Павел и Варнава. Они рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Праведному Лазарю было тридцать лет.

По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу.

Святой Лазарь пребывал в сане епископа на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников. Известно, что после своего воскрешения он до конца своих дней строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Ничего не рассказывал он о том, что увидел после смерти, «поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном» (синаксарь в Лазареву субботу).

В воспоминание всем поколениям

Обстоятельства смерти святого неизвестны. Долгое время могила праведного Лазаря была утеряна. Но спустя некоторое время в Китии на забытом месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. На иконе Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два Ангела с ветвями в руках. Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы, хранившийся в московском Успенском соборе.

Спустя некоторое время на том же самом месте забил целебный источник, который то пропадал, то вновь появлялся. В конце VIII века здесь решили построить храм во имя праведного Лазаря. При раскопках нашлось погребение древних саркофагов, в одном из которых находилась честная глава праведного Лазаря и часть костей. Надпись на гробнице гласила: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Перед угрозой арабского вторжения византийский император Лев Мудрый повелел в 898 году перенести часть святых мощей в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря, но другую часть святыни оставили в Ларнаке, где она хранится и по сей день.

Храм во имя праведного Лазаря неоднократно перестраивался, но в своей основе сохранил трехнефную базилику IX века. Особого внимания заслуживает иконостас, состоящий из 120 икон и представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане епископа Китии. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь.

Звон колоколов храма слышен во всех уголках современной Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается на воскресные и праздничные службы.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Вместе со своими святыми сестрами - праведными Марфой и Марией - он является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

Праведный Лазарь до сих пор считается покровителем Ларнаки, и за неделю до православной Пасхи горожане празднуют его воскресение, пронося по улицам города икону святого, которая все остальное время хранится в храме.

В древнем евангельском селении Вифания сохранилась пещера (гробница) святого Лазаря Четверодневного, где он лежал до своего воскрешения. Гробница представляет собой глубокую квадратную пещеру в скале. В стене пещеры видно углубление - ложе, на котором четыре дня лежало тело усопшего Лазаря.

Поклониться частице святых мощей праведного Лазаря можно и в России. С июня 2013 года ковчег с мощами святого Лазаря хранится в Зачатьевском монастыре г. Москвы.

Лазарева суббота предваряет спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо за несколько дней до Своей смерти Христос явил не случайно. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть. Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с тем и последующего всеобщего воскресения мертвых при Втором пришествии Спасителя на землю.

Подготовила Наталия Бондаренко

С Лазаревой субботой!
Да воскреснет Российская Церковь и Русь Святая, яко Лазаре Четверодневный, друг Христов!

Праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, у подножия Горы Елеонской, недалеко от Иерусалима. Через это селение проходило множество народа, странников и путешественников со всего света во святой Град. Имя «Елизар» в переводе с еврейского означает «Помощь Божия». Селяне Вифании и многие путники уважали этого скромного человека, труженика, мужа веры, старались брать с него пример. Люди часто обращались к доброму Лазарю за помощью или советом. И он сам почему-то любил всем помогать. Потому что искренне любил людей. Всегда и во всём был для них приветен, улыбчив, безотказен.

Во время Своей земной жизни Христос часто посещал дом Лазаря, которого полюбил и называл Своим другом (Ин. 11, 3; Ин. 11, 11). Здесь Он всегда обретал покой, поддержку и полное понимание. Близость Спасителю, Его любовь и доверие, не сделали Лазаря гордецом. Скорее наоборот, он только терзался от недостоинства, сокрушался и недоумевал: «откуда мне сие?» Может быть один из всего народа иудейского в те времена, Лазарь стремился хоть чем-то оправдать любовь Иисуса и Его дружеское внимание к его семье. Безграничная вера и искренняя любовь Лазаря были подвергнуты страшному испытанию, так как именно через Лазаря Творец явил всю славу Сына, зенит Его духовной силы. Итак, Лазарь не только умер, но был низведён Богом во ад, где воочию узрел муки грешников.

Но когда Лазарь уже четыре дня пролежал во гробе, Христос пришёл наконец в Вифанию и воскресил его из мёртвых (Ин. 11, 17-44). Это Чудо стало триумфом земной жизни Христа, Его великой победой. Соединение семьи. Утешение безутешных сестёр. Потрясение селян. Раскаты славы во всей Иудее и далеко за её пределами. Прообраз торжества полной и окончательной победы Христианства по всей Земле. Многие иудеи и язычники, услышав о Чуде Воскрешения Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в его действительности, становились последователями Христа. За что первосвященники и хотели убить Лазаря.

Да, всё это было именно так. И при Входе Христа во Иерусалим на жеребяти, воскрешённый Им Лазарь был рядом. Живое свидетельство того, что Богу всё подвластно. Что Он Всемогущий Повелитель самой смерти. Только веруй искренне, как всегда верил Друже Христов, и вечно будешь жив и присно спасён. Всё было именно так. Всеобщее ликование... Потрясённый Чудом великий Город... Восторженные толпы, с охапками цветов и пальмовых ветвей, срывающие с себя одежды, поющие Осанну, бегущие, чтобы прикоснуться или хоть взглянуть на Христа... Его божественная красота, величие... Смиренная улыбка и благословенние всем и сокровенный, переполненный теплом благодарности взгляд, - ему, простому селянину Лазарю...

Но был ли он счастлив, что воскрес из мертвых? Никто этого не знает. Но говорят, и святое Предание сохранило этот факт, что до конца своих дней Лазарь так ни разу и не улыбнулся. Даже когда Сама Богородице почтила его Своим вниманием на Крите и поднесла ему царственно расшитый крестами папий. Добрый и улыбчивый от рождения, Лазарь не мог больше улыбаться. После всего того, что увидел в аду, Лазарь стал другим человеком: Откровения. Бог удостоил его увидеть весь ужас и масштаб той духовной брани, которую Ему приходится вести с денницей и падшими ангелами. Такая вот выпадает честь верным Его.

Недаром после Своего Воскресения Иисус послал Марию Магдалину именно к Апостолам, но не к Матери, не к другу Лазарю и его сёстрам. Потому что они знали и не верили в возможность смерти Иисуса. Чудо Воскрешение Лазаря явилось для них предуведомлением о том, что случится с Самим Христом. Эти четверо были людьми Откровения. Их судьба, как и судьба Лазаря, Иова многострадального и тех немногих из верных, кто не усомнился, это великий Урок всем нам. И это наша великая Надежда, если усвоим этот Урок. Мы должны осознать простую истину: Бог выбирает по смирению, а награждает порой тяжкими испытаниями. Поэтому вера и следование Христу - не гарантия райской жизни на Земле. Скорее наоборот, ведь близость к Богу это всегда нахождение в самом эпицентре духовной брани. И только если крепко держимся за Него, как Лазарь, как тонущий в пучине Апостол Пётр, как сотник Иаир, - только так сможем удержаться и не погибнуть в том кошмаре испытаний, который каждый верующий, каждый истинный христианин, увы, принимает на себя.

Будем же готовиться и станем готовы к этим испытаниям за веру и за Господа. И когда они случатся, не станем сетовать и вопрошать, подобно малым детям: «за что мне всё это?». Возблагодарим достойно, что удостоились сопострадать Христу за род человеческий. Как Друг Лазарь, который все свои 30 лет после Воскресения провёл в скорби и непрестанной молитве за души тех страдальцев, которых увидел в своём кратком путешествии по кругам Возмездия. Что большего мог он сотворить для своего Друга? Если бы мы с вами и все люди смогли хоть чуть-чуть постараться брать пример с Лазаря, наш мир наверняка давно бы уже стал другим.

Более всего св. Лазарь упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 12, 1 - 2, Ин. 12, 9 - 11). Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста, «Лазареву Субботу». После воскрешения, святой Лазарь жил ещё 30 лет. Из-за преследования за веру, вынужден был уехать на Крит. Сначала жил отщельником, в земляной пещере на берегу океана, затем епископствовал в Китии, современная Ларнака, где распространял Христианство, исцелял и творил чудеса. Там же мирно почил. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886 - 911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, совершено в IX веке.

30 октября Церковь вспоминает событие перенесения мощей праведного Лазаря Четверодневного. В IX веке византийский император Лев Мудрый (886 — 911) повелел перенести мощи Лазаря из города Китии на Кипре в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. «Лазарь Четверодневный, друг Христов», — такая надпись была на мраморном ковчеге, в котором его мощи пребывали на острове.

Лазарь – человек, которого Сам Господь называет своим другом.

«Лазарь, друг наш, уснул», — это удивительные слова. Они предваряют воскресение Лазаря – человека, который умер 4 дня назад и чье восстание из мертвых предвозвещает, прообразует собой смерть и воскресение Христа. Они говорят о смерти не как об окончании жизни, но как о сне — явлении временном и мирном (вспомним, что впоследствии слово «успение» в значении «смерти» применяли к Матери Божией). Они содержат в себе указание на очень близкие и доверительные отношения с Богом – дружбе.

Вспоминая историю Лазаря, нельзя не задуматься и о том, почему его – и только его одного – Господь прямо назвал Своим другом.

Что такое вообще эта дружба? И как можно понять суть дружеских отношений с Самим Богом, если руководствоваться Евангелием?

В повествовании о Лазаре внутреннее содержание их дружбы не раскрывается (сказано только, что сестры Марфа и Мария, посылая Христу весть о том, что Лазарь болен, называют его «тот, кого Ты любишь»). Но Сам Спаситель говорит о нем по другому случаю:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15:12-17).

Христос говорит тут о нескольких вещах. Дружба неразрывно связана с любовью, и высшее проявление любви – готовность отдать за друга жизнь. Друзьями Сына Божия можно считать тех, кто исполняет данные Им заповеди. Раб лишен знания, другу же открыто все. И не люди избирают Сына Божия, но Он Сам избирает себе апостолов.

Эти слова могут быть применимы к любому христианину. Спаситель отдал Свою жизнь за каждого из нас и сделал это по любви к каждому человеку. И всякий раз при совершении проскомидии и принесении бескровной Жертвы таинство совершается как плод и одновременно актуализация Крестного Подвига Спасителя.

Через пророков Он сообщил людям о своем грядущем рождении, через апостолов и церковных писателей последующих веков раскрыл людям, что такое человек, как устроена его жизнь, каково устроение Церкви и так далее. Пожалуй, из того, что касается различных обстоятельств земной жизни и принципов отношения людей с Богом и друг с другом, мы не знаем одного – дня и часа Второго Пришествия Христа, окончания времени и начала Страшного Суда.

Это действия со стороны Бога.

Ясно также и то, что требуется от нас: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». И далее: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».

Что касается жизни Лазаря после его воскресения, то мы о ней знаем немного. Он прожил еще 30 лет, был епископом и проповедовал на острове Кипр. Там же и умер.

Изготовив ковчег для тела этого праведного человека, мастера сделали на нем краткую надпись, которая отражала все – и праведность, и жизнь по заповедям, и особенную близость к Богу: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - небедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11: 18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море

__________________________________________________

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим) . Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного) .

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь) .

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12: 3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».


Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он - человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

__________________________________________________

Единственный описанный случай, когда Господь плакал, связан со смертью Лазаря

__________________________________________________

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11: 3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11: 11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11: 12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11: 13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11: 14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11: 4).

__________________________________________________

О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский

__________________________________________________

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии - выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.


Могила св. Лазаря в Вифании


Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) - это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения - арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.


Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря - ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря - это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3: 36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25).

А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. И сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: идем и мы, чтобы умереть с Ним. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу; Мария же сидела у себя в доме. Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог.

Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты - Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И, сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Еще не вошел Иисус в селение, но всё еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день. Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал. И, сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи. И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти. Тогда многие из иудеев, пришедшие к Марии и увидевшие, что Он сотворил, уверовали в Него. (Ин.11,1-45)

Совсем неподалеку от Иерусалима, за Елеонской горой расположено арабское поселение Аль-Лазария. В начале XX века две шотландки, принявшие православие и монашество с именами – Марфа и Мария, организовали здесь монашескую общину, которая и доныне занимается социальным служением – воспитывает и обучает арабских девочек. Когда-то это место называлось «Вифания», здесь жил евангельский Лазарь и две его сестры, Мария и Марфа, в доме у которых Господь часто гостил. О Лазаре и его сестрах евангелист говорит удивительные слова: «Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин.11:5). Бог любит человека, каждого лично, так что, откликнувшись на любовь Божию, человек может стать другом Божьим. И однажды, когда Господь с учениками был у Иордана, сестра Лазаря Ему прислала Ему весть: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11.3).

Но Господь не идет сразу, Он ждет два дня, а затем говорит: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики полагают: «Если уснул, значит, выздоровеет». И тогда Господь открывает им, что Лазарь уже умер, «но пойдем к нему». А ведь еще совсем недавно Господа в Иерусалиме хотели побить камнями. И один из двенадцати, Фома говорит: «Пойдем и умрем с Ним» (Ин. 11:16). И вот они идут к уже умершему, их учителя хотят убить, и они готовы умереть с Ним.

Когда Господь с учениками входит в Вифанию Его встречает сестра умершего – Марфа и Господь обещает, что ее брат воскреснет. Впоследствии на этом месте был создан византийский монастырь, а сейчас находится женская монашеская община и совсем недавно на ее территории, при строительстве детской площадки, была найдена мраморная плита V века с надписью на греческом языке: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении». И хотя Ветхий Завет лишь прикровенно говорил о будущем восстановлении человека, то, что ответила тогда Марфа, свидетельствует о том, что вера в воскресение тел была уже общепринятой в те времена: «Знаю, - говорит она, - что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

Но Сам Господь и есть Жизнь и Воскресение, и потому Он говорит: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» «Так, Господи» – отвечает Марфа – «верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11.27). Господь плачет над умершим Лазарем, плачет над участью человека, покорившегося смерти.

Смерть противоестественна для человека; ведь человек был сотворен не для того чтобы умирать, но для того, чтобы через Богообщение наследовать жизнь вечную. Но когда первый человек, согрешив, отпал от Бога – Источника Жизни, тогда в мир вошла смерть и ее предвестники – болезнь и страдание.

И в этот отвернувшийся от Бога мир приходит Сын Божий, Он воплощается и принимает на Себя все ограничения нашего бытия. И, будучи Самой Жизнью, Он примет смерть, чтобы быть Владыкой как жизни, так и смерти: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» (Рим. 14.9).

Но еще прежде Своей Крестной смерти Владыка Мира воскрешает Лазаря, Своим повелением: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И человек, четыре дня находившийся в гробнице, возвращается к жизни.

И так как через это чудо многие уверовали в Господа, то совет первосвященников и фарисеев окончательно решил Его погубить: «Этот Человек много чудес творит, и если оставить Его так, то все уверуют в Него». Все уверуют, что Иисус есть Христос. А Христос есть Царь, и тогда, полагает совет старейшин, «придут римляне, под чьим господством находится Иудея, и овладеют и местом нашим и народом».

Так и случится в 70-х годах I века: придут римляне, и перебьют народ, и разрушат Иерусалим, и храм сожгут, но не потому, что все уверуют, а потому, что не поверили, потому что, как сказал Господь, Иерусалим не узнал времени «посещения своего» (Лк. 19:44), не узнал, что служит к его миру.

А пока некто Каиафа, невольно произносит пророчество: «Лучше нам, чтоб один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Апостол уточняет: «Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». И добавляет евангелист: «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:49,52). Собрать во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, собрать, чтобы всякий верующий в Сына Божьего Иисуса Христа имел жизнь вечную. И как Воскрес Господь, так воскреснем и мы, и, значит – смерть не более чем сон, потому что если мы соединены с Господом в Церкви и Ее Таинствах, то мы уже имеем в себе залог вечной жизни.

«Всякий, кто видит Сына, и верует в Него, имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день», - говорит Господь (Ин. 6:40).

Прежде чем Господь воззвал Лазаря к жизни, его тело уже подверглось разложению. Так будет и во всеобщее воскресение мертвых, когда восстановится человек во всей своей полноте, когда души соединятся со своими превратившимися в прах телами, когда, по слову апостольскому, «мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52), когда «смертное облечется в бессмертное», когда окончательно восторжествует ветхозаветное пророчество: «поглощена смерть победою» (Ис. 25:8). Той победой, которую одержал Господь своим Воскресением. И эта победа станет окончательным достоянием человека во всеобщее Воскресение мертвых в последний день этого мира, Воскресение, надежду на которое каждый из нас исповедует в Символе Веры так: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”.

Loading...Loading...