Краткое содержание фильма кортик. Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике

Год написания: 1948

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Миша Поляков и его приятели Гена и Слава

Вкратце понять о чём идёт речь в этом произведении поможет краткое содержание повести «Кортик» для читательского дневника.

Сюжет

Автор повествует о событиях во время Гражданской войны. В городок Ревск приехал Миша Поляков. Он нашёл старинный кортик без ножен. Находка когда-то принадлежала русскому офицеру, умершему во время взрыва линкольна «Императрица Мария». Кортик скрывал в себе зашифрованное послание, шифр можно было разгадать только с помощью отсутствующих ножен, они находились у рецидивиста Никитского.

Миша с приятелями Славкой и Геной хитростью заполучили заветные ножны, вышли на секретную контрреволюционную организацию и обнаружили тайник с документами. Никитского арестовали, а друзей посвятили в Комсомол.

Вывод (моё мнение)

Поучительная повесть «Кортик» учит юных читателей тому, что нельзя жалеть сил в борьбе с подлыми людьми и закрывать глаза на происки преступного мира. Автор рекомендует молодому поколению воспитывать в себе патриотизм, честность и смелость.

Книга переведена на множество языков, дважды экранизирована - в и г.

Сюжет

Действие повести начинается в вымышленном городе Ревске (прототипом Ревска, по признанию автора книги, явился город Сновск) в период Гражданской войны в России (1921 год). Главный герой - подросток Миша Поляков, приехавший из Москвы на лето, в силу стечения обстоятельств становится обладателем офицерского кортика XVIII века без ножен . Прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был убит в 1916 году за несколько минут до взрыва линкора «Императрица Мария ». С кортиком связана какая-то тайна - в его рукоятке спрятано зашифрованное письмо. Ключ к шифру кортика находится в ножнах, а ножны - у белогвардейца-бандита Никитского, служившего на линкоре вместе с погибшим хозяином кортика. Никитский ведёт охоту за кортиком.

Через некоторое время Миша уезжает в Москву, где со своими лучшими друзьями Генкой и Славой пытаются разгадать тайну зашифрованного письма. В Москве появляется и Никитский. Мальчики устраивают за ним слежку, им удаётся хитростью завладеть ножнами к кортику. Следы Никитского приводят к подпольной контрреволюционной организации, а шифрованное письмо - к тайнику с материалами по затонувшему во время Крымской войны легендарному «Чёрному принцу » (а также о других судах, затонувших в разных морях планеты с ценными грузами). Одновременно разоблачён и арестован главарь белогвардейской банды Никитский. В финале повести ребят принимают в комсомольцы.

Экранизации

  • Кортик (1954) - фильм режиссёров Владимира Венгерова и Михаила Швейцера .
  • Кортик (1973) - фильм режиссёра Николая Калинина .

Вышедшая в 1948 году повесть «Кортик» была одним из самых популярных тек-стов детской литературы 1950-х годов. Ее дважды экранизировали и пере-вели на многие языки. Повесть стала первой частью «арбатской» трило-гии о Мише Полякове и была продолжена книгами «Бронзовая птица» и «Вы-стрел». В 1960-80-х годах Анатолий Рыбаков на-пи-сал и опублико-вал несколько очень нашумевших прозаических произве-де-ний: детскую три-логию о Кроше, взро-слые романы «Тяжелый песок» и «Дети Арбата», — одна-ко его ранняя повесть «Кор-тик» по-прежнему входит в круг детского чте-ния и регулярно переиздается.

«Кортик» писался в 1946-1948 годах — в период, когда идеологический климат в СССР стремительно менялся. Поэтому в тексте оказались запе-чатлены и горе-стные военные переживания, и послевоенные надежды на обнов-ление, и по-пыт-ки соответствовать новой государственной идеологии.

Сюжет

Обложка повести Анатолия Рыбакова «Кортик». Москва, 1959 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Весь сюжет — это история поиска и расшифровки загадки морского кортика: эту реликвию главный (автобиографический) герой Миша Поляков получает из рук своего знакомца — крас-ного командира Полевого. На вложенный в кор-тик стержень нанесен шифр, а ключ от шифра находится в ножнах: их на про----тя-жении всего действия повести разыскивают ребята. Разгадав слож-ный шифр кортика, его обладатель получит указания о местонахождении тай-ника. Значе-ние этой загадки усложняется тем, что при попытке украсть кортик был убит его последний владелец, морской офицер Владимир Те-ренть-ев, а ко-рабль «Импе-ратрица Мария», на ко-то-ром он служил, именно в этот момент загадоч-ным образом взорвался и уто-нул.

Мастером, изготовившим кортик, был Поликарп Иванович Терентьев — со-гласно придуманной Рыбако-вым легенде, «выдающийся оружейный мастер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны», «создатель первой кон-струкции водолазного прибора» и предок последнего владельца кортика, Владимира Терентьева. Главный отрицательный герой повести, убийца Терентьева и временный обладатель ножен бывший морской офицер Ни-китский, считает, что в тай-нике находятся сокровища — и жестоко заблуждается.

Город Ревск и еврейское детство Рыбакова


«Беларусьфильм»

Действие первой части повести происходит в вымышленном городе Ревске, прототипом которого, по собственному признанию писателя, был город Сновск (позже Щорс), находившийся в Черниговской губернии, на границе России, Украины и Белоруссии. Оттуда происходила семья матери Анатолия Рыбакова, Дины Абрамовны. В голодном 1921 году мать привозила Анатолия из Москвы к бабушке и деду на каникулы — этот биографический эпизод с заметными трансформациями и воспроизведен в повести. Сновская родня Рыбакова до ре-волюции была вполне зажиточной, дедушка содержал лавку скобяного и мо-скательного товара. После революции лавку вместе с большим домом рекви-зировали, но в период нэпа дедушка возобновил бизнес.

Позднее, уже в 1970-е, Рыбаков запечатлеет Сновск в одном из первых совет-ских романов, посвященных трагедии холокоста, — знаменитом «Тяжелом песке». Рассказ там ведется от лица героя, мало похожего на протагониста «Кортика» Мишу Полякова, но описания города и дедовской семьи во многом схожи. Рас-сматривая более ранний текст сквозь призму более позднего, мы мо-жем уви-деть зарождение важной для позднейшего творчества Рыбакова темы еврей-ского местечка и его судьбы в XX веке.


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, в «Кортике» нет ни слова ни о еврействе семьи, ни о глубокой религи-озности деда: по позднейшим воспоминаниям Рыбакова, тот был старостой в си-нагоге и внук сопровождал его каждую субботу на молитву, неся «за ним его молитвенник и сумку с талесом». Но кое-какие намеки в тексте повести все-таки рассыпаны: одним из главных атрибутов дедушки является «потертый сюртук», в котором угадывается скорее лапсердак Лапсердак — верхняя длиннополая одежда у польских и галицких евреев. . В автобиографическом «Романе-воспоминании» Рыбаков напишет, что это был «засаленный сюртук, пропахший железом и олифой». Но, пожалуй, самая примечательная сцена — отъезд главного героя, Миши, из Ревска и прощание с бабушкой и дедом:

«Ко-гда телега свернула с Алексеевской улицы на Привокзальную, Миша оглянулся и в последний раз увидел маленький деревянный домик с зеле-ными ставнями и тремя вербами за оградой палисадника. Из-под его разбитой штукатурки тор--чали куски дранки и клочья пакли, а в се-ре-дине, меж двух окон, висела круг-лая ржавая жестянка с надписью: „Страховое общество ‚Феникс‘. 1872 год“».

На самом деле Анатолий Аронов (такую фамилию он носил тогда) еще как ми-ни-мум один раз, в 1926 году, побывает в Сновске на каникулах, а его дед и баб-ка так и вовсе переберутся в Москву в 1929 году, после повторной рекви-зиции их магазинчика. Однако, если помнить о том, какая судьба постигла во вре-мя войны евреев, оказавшихся на оккупированных территориях, можно увидеть эту сцену иначе. Перед нами прощание с ми-ром, которому никогда уже не суж-дено возродиться. Табличка страхового общества вроде бы говорит о том, что этот навсегда исчезнувший мир — старый, дореволюционный, а зна-ние об истреб--лении евреев во время Второй мировой войны — о том, что это мир еврейских местечек.

«Деревянные домики с зелеными ставнями» из «Кор-ти-ка» станут в «Тяжелом песке» «деревянными домиками с голубыми став-нями», но в целом украинско-еврейский город, в ко-то-ром располагалась боль-шая железнодорож-ная станция, будет всё так же уз-наваем. Некоторые фраг-мен-ты «Тяжелого песка», посвя-щен-ные бабушке и де-ду, почти без изменений перекочуют потом в автобио-гра-фи-че-ский «Роман-воспоминание». Воссоздание памяти о погибшем мире еврей-ских местечек берет истоки именно в «Кортике», который Рыбаков начал пи-сать сразу же после войны.

Повесть была начата в 1946 году, когда увековечение памяти погибших евреев казалось не только выполнимой, но и насущной задачей. К печати тогда гото-вилась, например, собранная по инициативе Ильи Эренбурга и Василия Грос-смана «Черная книга»; в 1948 году, когда «Кортик» вышел в свет, издание по ини--циативе ЦК уже год как было приостановлено, а его набор рассыпан. Начиналась совсем новая эпоха борьбы с «безродным коспомолитизмом», и еврей--ская тема в литературе надолго оказалась под запретом.

Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, Поликарп Терентьев не ладил с царским режимом: «При Елизавете Петровне… [он] попал в опалу и удалился в свое по-местье». Там он все силы посвятил самому сильному своему увлече-нию — водолазному делу: «Но все его проекты водолазного прибора и подъема какого-то затонувшего корабля были для того времени фантастическими».

В тайнике, оставленном Терентьевым для потомков, которым предстояло жить в технически более совершенном буду-щем, находились карты с указанием гео-графических координат затонув-ших кораблей, которые некогда перевозили день-ги и драгоценности, — неоце-нимая помощь стране, обнищавшей за время Первой мировой и Гражданской.

Фигура Терентьева — порождение идеологической кампании, в советской печа-ти известной как «борьба за отечественные приоритеты в науке и технике». Пу-бликации в прессе, художественные книги, кинофильмы, наконец, школь-ные программы по точным и естественным наукам начиная с 1948-1949 годов после-довательно доказы-вали, что все сколько-нибудь значительные научные и технические изобрете-ния были совершены русскими учеными и инженера-ми. Воздушный шар, вело-сипед, паровая машина, лампа накаливания, радио, телевидение и самолет — все эти изобретения приписывались русским авто-рам. Рыбаковская легенда о кортике и его мастере продолжила этот ряд первым изобретателем «водолаз-ного прибора» Что понимал Рыбаков под «водолазным при-бором», не очень понятно. Может быть, это водолазный колокол — устройство, кото-рое еще с XVII века использовалось в Европе для подъема затонувших пред-метов. Может быть, имелась в виду подвод-ная лодка, изго-товленная русским крестья-нином Ефимом Никоновым в царствование Петра I. Плавать лодка, конечно, не могла, но в рамках кампа-нии «борьба за отечественные приоритеты» о Никонове писа-ли. .

Упоминаемый в повести английский корабль «Черный принц» затонул около Балаклавы в ноябре 1854 года. Его безуспешно пытались поднять со дна мор-ско-го в 1920-е годы, и эта тема вызывала постоянный шум в прессе. Не исклю-чено, что, будучи школьником, Рыбаков следил за развитием этой истории. В 1936 году Михаил Зощенко написал книгу-расследование «Черный принц», в которой доказывал, что золота на самом деле на корабле не было, и пытался реконструировать обстоятельства катастрофы. Скорее всего, Рыбаков эту книгу читал.


Крушение «Черного принца» в 1854 году. Картина Ивана Айвазовского the-submarine.ru

Впрочем, история рода Терентьевых и его трагически погибшего потомка Вла-димира имеет еще один очевидный образец — вышедший в 1944 году роман Ве-ниамина Каверина « ». Герой Каверина бьется над объяснением загадочной гибели экспедиции, случившейся еще в имперский период, накану-не революции. Виновник трагедии жив, хорошо герою знаком и пытается скрыть обстоятельства своего давнего преступления. Однако если у экспедиции капитана Татаринова, описанной Кавериным, были реальные исторические про-то-типы (на Северный полюс в начале 1910-х годов ходили три поляр-ные экспе-диции), то у жившего в середине XVIII века инженера-оружейника Те-ренть-ева никаких исторических прототипов не было: он был оригинальным тво-рением Рыбакова, очень удачно подошедшим под требование кампании «борьба за отечественные приоритеты».

Пионерский отряд и молодежная политика 1940-х годов


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Действие повести Рыбакова развивается в начале 1920-х. Миша Поляков живет в одном из арбатских домов, где при домкоме работает клуб, а при нем — драм-кружок. Но мальчишки мечтают о большем — создать в своем доме пионер-ский отряд, подражая первым пионерам с Красной Пресни. В кон-це концов это им удается.

На первый взгляд, эта сюжетная линия связана только с ранней, легендарной историей пионерской организации. Однако если присмотреться к деятельности клуба и пионерского отряда, то можно увидеть здесь и черты детской и моло-деж--ной политики второй половины 1940-х годов.

Постановление ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 года «Об улучшении работы пио-нер-ской организации» упрекало пионерские организации на местах в том, что многие дружины и отряды «копировали методы учебной работы школы» и «ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в сте-нах школы». В качестве альтернативы предлагалось организовывать «ме-ст-ные экскурсии, читать книги, детские газеты и журналы и обсуждать про--читанное», «устраивать спортивные соревнования; в звеньях пионеров млад-ших классов устраивать детские игры», «устраивать коллективные про-смотры спектаклей и кинофильмов и обсуждать их»; «проводить экскурсии в музеи, организовывать походы; организовывать смотры работы звеньев и соревнова-ния между звеньями», «походы-экскурсии в природу, в интересные истори-че-ские места». Все эти виды совместного детского досуга последовате-льно откры-вают для себя Миша Поляков и его друзья.

Постановление ЦК ВЛКСМ конста-тировало стагнацию и формализм в работе пионерской органи-зации, которая в 1940-е казалась многим делом неизбеж-ным и неинтересным. Рыбаков попы-тался обновить, освежить это восприятие и показать, что дело не всегда обсто-яло так и первые пионеры создавали свои организации не по при-казу сверху, а подпитываясь только собственным рево-лю-ционным энтузиазмом и преодо-левая многочисленные трудности. Обраще-ние к револю-ционной романтике рубежа 1910-20-х оказалось очень продук-тив-ным сю-жетным и тематическим ходом. Им активно будут пользоваться литература, театр и кинематограф отте-пели, в том числе и сам Рыбаков в двух следующих частях своей трилогии о Мише Полякове и его арбатских друзьях.

Анатолий Рыбаков


Часть первая

Испорченная камера

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье - первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? - думал Миша. - И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише - ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? - продолжал думать Миша. - Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», - думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой. Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть. Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она - в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

Куда, куда! - закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. - Ведь придумает… грязными лапами!

Жалко уж! Я есть хочу, - проворчал Миша.

Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка - старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами. Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок. Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

Михаилу Григорьевичу почтение! - раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

Доброе утро, Сергей Иваныч, - ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

Где Семен? - спросил дед.

В чулан пошел, - ответила бабушка. - Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру - и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке. А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом. За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Кортик
Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык оригинала:
Дата написания:
Дата первой публикации:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Издательство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Цикл:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предыдущее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Книга переведена на множество языков, дважды экранизирована - в и г.

Сюжет

Действие повести начинается в вымышленном городе Ревске (прототипом Ревска, по признанию автора книги, явился город Сновск) в период Гражданской войны в России (1921 год). Главный герой - подросток Миша Поляков, приехавший из Москвы на лето, в силу стечения обстоятельств становится обладателем кортика XVIII века без ножен . Прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был убит в 1916 году за несколько минут до взрыва линкора «Императрица Мария ». С кортиком связана какая-то тайна - в его рукоятке спрятано зашифрованное письмо. Ключ к шифру кортика находится в ножнах, а ножны - у белогвардейца-бандита Никитского, служившего вместе с погибшим хозяином кортика. Никитский ведёт охоту за кортиком.

Через некоторое время Миша уезжает в Москву, где со своими лучшими друзьями Генкой и Славой пытаются разгадать тайну зашифрованного письма. В Москве появляется и Никитский. Мальчики устраивают за ним слежку, им удаётся хитростью завладеть ножнами к кортику. Следы Никитского приводят к подпольной контрреволюционной организации, а шифрованное письмо - к тайнику с материалами по затонувшему во время Крымской войны легендарному «Чёрному принцу » (а также о других судах, затонувших в разных морях планеты с ценными грузами). Одновременно разоблачён и арестован главарь белогвардейской банды Никитский. В финале повести ребят принимают в комсомольцы.

Экранизации

  • Кортик (1954) - фильм режиссёров Владимира Венгерова и Михаила Швейцера .
  • Кортик (1973) - фильм режиссёра Николая Калинина .

Напишите отзыв о статье "Кортик (повесть)"

Ссылки

Литература

Примечания

Отрывок, характеризующий Кортик (повесть)

Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь...
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала...
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Loading...Loading...