Конспект образовательной деятельности "что значат наши имена". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для средней группы «Право ребенка на имя, отчество и фамилию Открытое занятие я и мое имя

Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

Задачи:

1. обучить детей правильно и полно называть имена;

2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

4. развивать коммуникативные навыки.

5. содействовать сплочению детей в классе.

6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

2. Мотивация к деятельности.

Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

Что узнаем? Чему научимся?

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Без имени можно обойтись?

Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

Когда человеку дают имя? (при рождении)

Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

Назовите свои имена.

Они такие красивые.

Игра «Имя».

На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

Подойдите к доске и прикрепите.

Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

Игра «Ласковые имена».

(Вызывается ученик. Садится на стул.)

Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

- Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

Физминутка.

Работа в паре.

Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

Игра «Найди и назови» (карточки)

Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

- Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

Презентация.

Кирилл: Уважают все Кирилла,

Потому что в нем есть сила,

Любят все его вокруг,

Он надежный, верный друг!

Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

И потому средь нас-звезда!

И будь такою ты всегда!

Ульяна: А у нашей Улечки

Славные кудряшки.

Оттого, что имя

У нее такое:

Милое, кудрявое,

Любимое, родное.

Антон: Не зазнайка, не болтун,

Он с друзьями рядом,

Чувство юмора и ум

У него что надо!

Данил: Данилка - парень хоть куда,
Красавец писаный и знатный,
Он знает толк во всем всегда,
В любой беседе он приятный.

Рома: Рома наш - большой шутник,

Непоседа, озорник.

Всегда играет в мячик,

Рома - славный мальчик!

Слава: Мы желаем: пусть у Славы

Будет больше всех нас славы,

Славы доброй, настоящей,

Никогда не проходящей

Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

(Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

- Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Тема : Наши имена и фамилии

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ход занятия

Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад. Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей? (По внешнему виду, по одежде, по имени)

У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля. Я Саша. Я Катя. Я Вася...) Как красиво звучат ваши имена!

Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка? Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские, девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вырастешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надюша, Наденька и т. д.)

У каждого имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Павлика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось все больше и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилии и по профессиям. У кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра - Столяров, у плотника - Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д.

Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое придумают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Александровна и т.д.

Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.

Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразнить их, придумывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые знают все.

Александр - великий поэт А. Пушкин,

Валентина - первая женщина-космонавт В. Терешкова,

Петр - государь Земли Русской Петр I,

Владимир - великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.

Конспект внеклассного занятия, проведенного в 1 классе

" НАШИ ИМЕНА"

Цели и задачи:

1. Познакомить детей с различными именами и их значениями; расширять словарный запас и кругозор учащихся;

2. Развивать устную речь, мышление, память учащихся; содействовать формированию сплоченного коллектива; развивать индивидуальные особенности каждого ученика, способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребенка;

3. Воспитывать уважение друг к другу, к семейным ценностям.

Формирование УУД:

Личностные: мотивация учения; навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоциональность, создание условий для сплочения коллектива.

Регулятивные: целеполагание, планирование, способность к мобилизации сил и энергии, формирование умения высказывать свое мнение, осуществлять самоконтроль;

Познавательные: общеучебные приёмы – сравнение, анализ, классификация, умозаключения, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог, обращаться за помощью, формулировать затруднения, строить монологическое высказывание, проявлять активность при различных видах деятельности, формулировать собственное мнение, оценивать собственное поведение и поведение других окружающих (управление коммуникацией).

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш классный час. Чтобы узнать, о чем мы сегодня говорим, отгадайте загадку.

Нас не было, но оно было, Нас не будет, но оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. Это твоё, а пользуются другие. (ИМЯ)

Ребята! У каждого из вас есть свое имя. У кого-то оно привычное, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасное, потому что его с любовью дали нам наши родители. В древности об этом говорили так:

Между живущих людей Безымянным никто не бывает
В минуту рождения каждый Богатый и бедный
Имя свое от родителей В дар получает.

3. Игра "Назови имена детей нашего класса"

4. Как имя растет.

Ребята, пройдут годы, вы вырастете и станете самыми старшими учениками в нашей школе. Как вы думаете, а ваши имена будут расти вместе с вами? (ответы детей)

Послушайте, какую историю я хочу вам рассказать.Жила-была девочка. Когда она была маленькая, ее ласково называли Ирочка или Иришка. (показ фото) Когда эта девочка подросла и пошла учиться в школы, то ее стали звать Ирой, а в старших классах Ириной.(показ фото) Сейчас она уже взрослая, работает учителем. И зовут ее сейчас.... Вы догадались, о ком я говорю? (показ фото). Да, это я. Видите, я росла, и мое имя росло вместе со мной.

Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

5. Словесная игра «Назови полное имя» .

Есть у вас и у меня,

И у всех на свете.

Все имеют имена,

Взрослые и дети.

Имя каждому из нас

При рожденьи дали.

Носим гордо имена

Как бойцы – медали.

Как без имени позвать

Друга иль подругу?

Если безымянным стать

То придется туго.

6. Конкурс “Самое длинное имя”.

Произнесите свое имя шепотом и подсчитайте количество букв в нем. Побеждает тот, у кого в имени наибольшее количество букв. (Александр - 9, Анастасия - 9, Виктория - 8, Владимир - 8)

7. Физминутка:

Давайте отдохнем и проверим ваше внимание.Если я называю полное имя человека, то вы должны 2 раза хлопнуть в ладоши, а если услышите краткое имя, то надо 2 раза топнуть ногами.

8. Отгадывание литературной загадки: "Марусеньке копеечку."

Ребята, а как вас зовут дома близкие? (варианты ответов)

А теперь отгадайте загадку.
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянечка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

(выслушиваются ответы детей)

9. Работа в парах .

Откройте белые конверты, прочитайте имена, написанные на карточках и подумайте, на какие группы их можно разделить. (На карточках имена - Оля, Миша, Лена, Петя, Саша, Коля, Женя, Катя) Какие имена вы не смогли определить в группы? Почему?- Назовите ещё такие имена, которые можно давать и девочкам, и мальчикам. (Валя, Женя, Валера, Вася.)

У меня для вас есть предложение про Женю. Догадайтесь: Женя – девочка или мальчик? Ответ спрятан в самом предложении.

(Женя в воде в очках.)

10. Работа с пословицами.

Про имена люди придумали много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые из них.

"Хорошо там и тут, где по имени зовут"

"Без имени ребенок - чертенок"

"Доброе имя лучше богатства"

(обсуждение пословиц)

11. Знакомство со значением имен

А знаете ли вы что каждое имя что-то обозначает. Например, Ирина в переводе с древнегреческого означает "МИР", а Петр - "КАМЕНЬ". Широко распространено мнение, что имя влияет на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было полным, бесспорным и решающим, все Иваны и все Маши жили бы совершенно одинаково. Но говорить о том, что имя в какой-то мере влияет на человека, на характер, на его судьбу все-таки можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Это мы можем проследить на наших Владиславах, Валериях, Андреях. Есть сходства в характерах, но и нельзя сказать, что они абсолютно одинаковые люди.

А что означают ваши имена? Для того, чтобы это узнать, найдите в цветных конвертах звездочки с вашими именами и прочитайте.(Чтение вслух значений имен детей)

А теперь каждый из вас раскрасит свою звездочку. А чтобы вам работалось веселее, я предлагаю делать это под звучание самой известной детской песенки, в которой звучит имя.

(Дети раскрашивают звездочки под песенку"Антошка")

12. Украшение елочки.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тема «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя, папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец, на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж, прекрасное имя. А как выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда. Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появлялась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна, ведь поминовение этой христианской святой совершается 25 января. Этот праздник так и называется – «Татьянин день». У каждого малыша, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день имени (именины) и день рождения.

День рожденья

День рожденья! День рожденья!
Этот день ты очень ждешь.
День рожденья, без сомненья,
Ты с друзьями проведешь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рожденья! День рожденья!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр – мужественный защитник;
Анатолий – восточный, восходящий;
Андрей – храбрый;
Анна – благодать;
Артемий – здоровый;
Борис – борец за славу;
Валентин – сильный;
Вениамин – любимый сын;
Вера – вера, верование;
Виктор – победитель;
Виталий – жизненный;
Владимир – владеющий миром;
Галина – спокойная, безмятежная;
Геннадий – благородный;
Григорий – бодрый;
Екатерина – чистая;
Елена – светлая, сияющая;
Ирина – мир, несущая мир;
Константин – постоянный, твердый;
Лариса – приятная;
Марина – морская;
Николай – победитель;
Сергей – высокий, высокочтимый;
Софья – премудрая;
Татьяна – устроительница;
Юлия – пушистая, волнистая;
Юрий – земледелец.

Вопросы:

1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
3. Какие имена носят ваши друзья?
4. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
5. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких? Вспомните и назовите их.
6. Знаете ли вы, в честь какого святого вы названы?
7. Вспомните и скажите, когда отмечается день ваших именин?

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень важно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени и житие», – утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль замечал: «Имя человека – иносказательное качество его, а потому слава его или известность, достоинство».

Твоё имя

Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа,
Помни, что жизни основа –
Вера, любовь, красота! –
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа! Посмотри, какую интересную книгу я купила! или «Таня! Пойди, погуляй с подружками!»
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка. Танюша. Татьянка. Андрея мама и бабушка называют ласково Андрюшей, Андрейкой.

Задания:

1. образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
2. Как называют вас домашние? Друзья? Воспитательница в детском саду? Учительница в школе?
3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится! Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. Послушайте стихи, посвященные разным именам. (Смотри в приложении).

Вопрос к стихам:

Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев стихотворений?

Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.
Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша – Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу?
2. Какое у вас отчество?
3. Назовите свое имя и отчество.
4. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.
5. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду; учительницы в школе.
6. Как по вашему, следует обращаться к взрослым: по имени или по имени и отчеству?
7. Как вы обращаетесь к нянечке в детском саду? К друзьям? К врачу в поликлинике?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор, Федот.
Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.
2. Как возникла ваша фамилия?
3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.
4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей? Учительницы?
5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов. деревьев, домашних животных.

Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.
Мальчику Сереже присвоили отчество Владимирович, и фамилию отца – Косицын. Итак, полное имя, отчество и фамилия мальчика – Сергей Владимирович Косицын.

Сказка «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе. Нежился на теплом весеннем солнышке. Иногда он лениво приоткрывал один глаз и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей.
Своими звонкими голосами, беготней, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота вихрастый веснушчатый мальчуган по имени Максим. От него веяло добродушием и беззаботным весельем, но кот думал: «Какое озорство!»

Максим, пасуй!
- Максим! Гони мяч сюда!
- Максим, бей, бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» – звенели детские голоса. По всему чувствовалось, Максим – общий любимец и лучший футболист в команде. «Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – думал кот.
– Несправедливо устроен мир! Одним – все! Другим – ничего. Только пинки да затрещины», – философски размышлял рыжий воришка, разумея под «другими» себя.
Наконец коту надоела вся эта кутерьма. Он мягко спрыгнул с забора, потянулся и скрылся в кустах.

На другой день Максим и его два закадычных друга, Колька и Серега, решили отправиться на рыбалку. Накопали в огороде червей, взяли удочки, сбежав с крутого песчаного откоса, оказались у речки Серебрянки. Берега речушки густо заросли осокой, старые ракиты склонились к воде. а их отражения в глубине казались сумрачным лесом. Ребята устроились на деревянных мостках, закинули удочки и стали ждать.
Было тихо, то здесь, то там в воде проскальзывали тени. Рыба! Вдруг кусты затрещали, и на тропинке, ведущей к реке, показался незнакомец – крепкий рыжеволосый парень с наглыми кошачьими глазами.
- Привет, пацанва! – громко произнес парень.
- Привет! – неуверенно отозвались мальчики. Как бы незнакомец не распугал им рыбу!
- Как рыбка, ловится? - продолжал разговор рыжеволосый.
- Да никак!
- Ну-ка, дай мне удочку, Максим! - властно потребовал парень.
Мальчик от неожиданности растерялся и протянул удилище незнакомцу.
- Откуда ты знаешь, как меня зовут?
- Ну, ты личность популярная, кто же тебя не знает! - небрежно бросил парень. Дернул удилище – и красавец-карась вылетел из воды, блеснув в воздухе золотистой чешуей, и в одно мгновенье оказался в ведерке Максима.
- Здорово! - ахнули мальчишки.
Рыжий заскромничал:
- Ерунда! Фокус-покус! Ну-ка, Серега, теперь давай твою удочку!
Сережа послушно протянул Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался большущий голавль.
Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:
- Как это у тебя получается?
- То ли еще будет! - завоображал парень. - А что, ребята, может в картишки перекинемся?
Мальчики замялись:
- В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!
- При чем тут деньки? У вас нет, зато у меня кое-что есть!
С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика и положил рядом с собой на траву.
- Классная вещица! - восхитился Максим. Он давно мечтал о такой зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.
- У нас ничего такого нет! - Снова повторил Максим.
- Что ж! Давайте сыграем на имя. Кто проиграет, отдаст мне свое имя.
- Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь дается, - уверенно заявил Сережа.
- Значит, можно! - отрезал Рыжий. - Ну что, сыграем или струсили? Он достал из кармана новенькую колоду и ловко перетасовал карты.
Игра началась. Максиму все время не везло, и в конце концов он остался в дураках.
В глазах Рыжего блеснул недобрый огонек. Он по-кошачьи потянулся и встал.
- Уговор дороже денег! Теперь Максим – мое имя! Ну, пока, Рябой! Еще увидимся!

С тех пор жизнь Максима изменилась. Кличка «Рябой» накрепко приклеилась к нему. Когда он был маленьким, мама говорила Максиму, что весна капли солнышка расплескала, они брызнули ему в лицо, вот и появились веснушки. Он объяснял ребятам:
- Да не рябой я, веснушки это!
Но никто его не слушал. Только и слышно было со всех сторон: «Рябой да рябой!»

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.
Одна сказала:
- Бедный паренек – потерял свое имя!
- Не потерял,- возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.
- Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.
- Где я? - испуганно спросил мальчик.
- Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, - ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Максим оглянулся и увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами и водопадом сияющих на солнце золотистых волос.
- Я знаю, какая приключилась с тобой беда. Я помогу тебе вернуть твое имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий Вор, - сказала волшебница.- Запомни: ты должен победить его на поединке,и тогда твое имя вернется к тебе.
Ведь имя – не просто звук! Вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу, и свой характер. Потеряешь имя – потеряешь себя! Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета: волшебный камень-аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени! Рыжий Вор прячет твое имя в вороньем перышке, что лежит у него в кармане. Если достанешь перо и сломаешь его – имя к тебе вернется! Удачи тебе! А теперь – прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

Какой странный сон! - подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. - Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! - решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
- Привет, рябой! Соскучился по своему имени?- нахально выкрикнул парень.
- Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! - тихо, но веско сказал Максим.
- Как бы не так! Ишь, чего захотел!.. А впрочем, пойдем! - передумал вдруг рыжеволосый.
- Я сделаю из тебя котлету! - злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им.
От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули.

Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.
Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.
- Ты победил его, Максим!
- Максим, ты молодец!
- Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.
А мальчик радостно воскликнул:
- Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?
2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?
3. Кто пришел к реке?
4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?
5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?
6. Как изменилась жизнь мальчика после того. как он проиграл свое имя?
7. Кто помог Максиму?
8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Конспект НОД в подготовительной группе на тему

«Что значат наши имена»

(материал рассчитан на 2 занятия или 1 занятие и беседы

в утренние и вечерние отрезки времени)

Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей, рассказать о том, как на Руси давались имена и что они означали.

Развивать интерес к этой теме, словотворчество.

Воспитывать чувство гордости за свое имя, уважение к именам других

Словарная работа: безымянный, отчество, залог (дать на хранение), слова (известность, знаменитость), полное имя, покровитель - (ангел-хранитель).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, заучивание считалок, потешек, дразнилок.

Материал: лента времени (картины или иллюстрации исторических событий начиная с первобытного общественного строя, рабовладельческий, капиталистический, революционный, социалистический), сборники русского устного фольклора.

Ход беседы.

Дети, обратите внимание на групповую фотографию.

Чем вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?

Ответы детей:

В - Несмотря на то, что у вас много общего, все-таки у каждого есть что то, что нельзя увидеть, но это отличает его от другого. - Как можно выделить отдельного ребенка?

Ответы детей:

В - Попробуйте хотя бы на один день не употреблять в своей речи имена, и вы увидите, что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо придется на столько сложно и многословно описывать людей, которых можно назвать по имени. Например: « К нам в гости придет девочка с другой группы, которая находится напротив нашей группы: а можно сказать: « К нам придет Настя Иванова» это гораздо удобнее. Потому что в группе у них еще несколько девочек и тогда нам надо будет уточнять, кто же именно придет.

Зачем нам нужны имена?

Ответы детей:

В - Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя человеку дается при рождении и на всю его жизнь.

« Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных: В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя как сладостный дар, от родимых своих получает».

Как вы понимаете слово безымянный?

Ответы детей:

О чем нам могут рассказывать имена?

Ответы детей:

В - По именам можно не мало узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой, определить принадлежность человека к тому или иному народу. Такое распространенное имя: как Иван в Англии будет звучать как Джон, во Франции - Жан, в Испании - Хуан, в Германии - Ханс, в Италии - Джованни, в Польше - Ян.

Что же такое имена?

Ответы детей:

В - Имена - это слова, но особые. Имя человека одно из составляющих его индивидуальности. И поэтому оно стоит впереди фамилии. В древности наши предки наделяли имя особой магической силой, рассматривая его как составную часть лица и скрывали от врагов маской. В некоторых древних сообществах человек мог «заложить», т.е. оставить в залог свое имя, как сейчас оставляют особо ценные вещи или бумаги. И до возвращения взятого никто не мог назвать его по имени. Воины, идя в бой, оставляли свои имена, отдавали на хранение, прятали. Имя человека возникло не случайно: шли годы, чем придумали способ выделения отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Путь имен был долгий одни имена забывались, на смену им приходили новые имена. И сегодня мы с вами отправимся в далекие времена, когда люди жили племенами и не имели имен. Обратите внимание на эту ленту времени. На ней изображены исторические события, происходящие в нашей стране за много - много лет. Историю происхождения имен можно проследить по ленте времени.

Иллюстрация.

В - В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличатся друг от друга, придумывали себе и другим клички. Как правило, такие клички отражали какое то главное достоинство человека: «Доброе сердце», «Храбрый», «Зоркий глаз». Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать в течении всей жизни. - Поэтому клички давали не сразу после рождения, а у отдельных народов, а то и более.

Иллюстрация.

В - Шло время, жизнь людей менялась, да и людей становилось все больше и больше. Поэтому новорожденных стали нарекать не именами, а простыми словами. Слова давались по разным причинам: одних именовали названием рыб, птиц, зверей, насекомых, растений, хотя они не имели ни какого сходства во внешности.

Как вы думаете, какие имена зверей, птиц, рыб, насекомых давались людям и детям?

Ответы детей:

В - Родители надеялись, что мальчики по имени волк или зубр вырастут

сильными и выносливыми. Заяц и белка быстрыми и ловкими, орел и сокол стремительными и зоркими, хотите послушать, как это звучало. Из старинных документов известно, что был такой торговец Ерш Вислоухов, землевладелец Сом Иванов, кузнец Окунь Федоров, Конь Сидоров, Заяц Некрасов. Нам они сейчас кажутся смешными. Такие имена старались давать таким, которые выражали наиболее характерные признаки или внешние особенности. Весьма популярными были имена по цвету волос, кожи. - Если у человека светлые волосы, как его называли? А если черные, рыжие?

Ответы детей:

В - был беляк, светлый светляк, светлая, светлая белуха, черным чернява, рыжая, рыжик. Имена присваивались по росту, особенно тем телосложениям: Толстый, Сухой, Мал, Малюта, Большой, Голова, Любан. Иногда в больших семьях ребят именовали по порядку их рождения от 1 до 10: Первой, Первунья, Вторяк, Вторуня, Третьяк, Четвертяк, Пятак, Шестак, Семяк, Восьмяк, Девятко, Десятко. Отдельные имена характеризовали времена рождения ребенка (Зима, Весняк), явления природы (Метелица, Снег, Ветер, Пороша).

Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Любик, Прыгун, называли детей и именами не очень привлекательными: Невенса, Нехорошко, Некрасив, Крив и т.д. Родители их называли так, чтобы нечистая сила, злые духи не погубили их. Были и такие имена как: Кислоквас, Огурец, Износ, Коврига, Тюря.

От чего произошли эти имена?

Ответы детей: названий еды.

В - Почему же потом таких имен не стало?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Обратите внимание на эту иллюстрацию.

Кто здесь изображен?

Ответы детей: - кузнец, охотник, рыболов.

В - В древней Руси на ряду со словами-именами давались и прозвища. Они

отражали род оего занятий. Рыболов, Охотник, Кузнец, Дьяк, Скоморох,

Как понимаете значение этих слов?

Ответы детей:

В - Были и такие прозвища как Селянин, Новожил, Несвой, Татарин.

Почему давались такие прозвища людям?

Ответы детей:

В - Эти прозвища указывают на место жительства человека или национальную принадлежность. Дети, нам с вами эти имена кажутся странными и даже смешными.

Ответы детей:

В - А в те далекие времена эти язычные имена были привлекательными и естественными.

Иллюстрация.

В - На смену именам - прозвищам пришли имена, которые подбирались детям по церковному календарю. Имя давалось ребенку в храме во время обряда крещения. Называли его так. как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником ребенка, или как говорят ангелом - хранителем. А день, имя - наречения называли именинами.

Именины и день рождения - это одни и те же даты или разные?

Ответы детей: - разные, день рождения - когда родился, а именины - когда крестили.

В - Многие из вас тоже крещеные.

А вы знаете имя своего ангела-хранителя?

Ответы детей:

В - Имена у ангелов - хранителей очень сложные и запомнить их трудно. Это может быть и Аккакий, Моккий, Соссия, Хоздазат, Дула, Трифилий, Евлантий, Фотий.

Эти имена живут и по сей день, они вам даются при крещении. Кто крещеный имеет два имени, одним называют родители, а второе дает священник при крещении.

Иллюстрация.

В - Глядя на эту картину, мы видим жизнь людей в далекие времена, неведанные нам. Жили тогда добрые молодцы, девицы - ракрасавицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Ушли пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узоры вышивать. А имена у них были Влас, Гаврилла, Ермил, Яким, Силантий, Савелий, Матрёна, Орина, Акулина, Фекла, Федосья, Немила.

А в наше время вы слышали такие имена?

Где? Когда? Кого так зовут?

Ответы детей: - произведениях «Федорино Горе», в сказках «Емелюшкой»,

крошечкой Хаврюшечкой, дразнилках, потешках, играх, или у бабушки или у дедушки.

В - Игра «Перелизы»

Все стоят по кругу один в середине, все говорят слова « у дедушки Трифона

семеро детей,

Семеро детей и все сыновья,

Они не пьют не едят, друг на друга глядят,

И все делают вот так».

Водящий в середине показывает движение и все повторяют его. Кто опоздал или сделал по своему, отдает финт.

В - Давайте вспомним прекрасные русские имена которые к сожалению, сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицы а вы называете имя.

В - По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

Дети: Семен, Тимофей.

В - Туги орешки тирешки.

Дети: Терентий.

В - Про горькую водку поют пеню горько.

Дети: Егор.

В - А сейчас давайте вспомним дразнилки.

Иллюстрация

В - На этой иллюстрации мы видим доблестных русских воинов, борющихся со врагом. Поэтому и имена у них были от слова «Слава» Святослав, Ярослав, Любослав, Гремислав, Метислав, Растислав, Гореслав. - О чем нам говорит имя Ростислав? (расти что?), Гремислав (греми что?).

В - Наши предки внимательно относились к выбору имен для своих детей, им хотелось, что бы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, смелыми и сильными.

Иллюстрация

В - На ряду с русскими именами уже в древнюю Русь стали проникать

чужеземные имена, которые дошли до нашего времени. Елизавета, Мария, Иван, Федор, Наталья - этими именами называли людей нелегкой крестьянской доли, это труженики, угнетенные люди, работающие на кого?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Глядя на этих людей, не представить их до изнурения работающими на поле или голодающими. - Здесь изображены кто?

Ответы детей: - дворяне.

В - Они при крещении получали те же имена что и крестьяне, но произносились они на французский манер - и тогда Петр становился Пьером. В какой сказке мы встречали это имя?

Ответы детей:

В - Наталья - Натали, Екатерина - Кити, Дария - Доли, Николай - Николя. В - Встречаются ли у нас такие имена - Елизавета, Николай, Наталья, Екатерина, Дария, Ольга.

Ответы детей:

В - Правильно, когда называют по имени, отчеству.

А как называют детей?

Наталья - Наташа,

Николай............................

Валентина...................................

Екатерина..............................

Григорий....................................

Евгений................................

Владимир....................................

Ольга....................................

Сергей........................................

Дария.....................................

Анастасия....................................

В - Наталья, Ольга, Сергей это не полные имена. Лиза, Женя, Вова короткие имена, неполные.

Иллюстрация.

В - На ряду с этими именами появились и другие, это понятно, началась новая жизнь, родителям хотелось чтобы судьба их детей, родившихся при советской власти, бала совсем непохожа на трудные судьбы до революции. Людям хотелось чтобы жизнь была красивой и имена старались давать новые, непохожие на старые. Детей называли именами героев, борцов за свободу. Появились имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май называли мальчиков, а девочек Октябрина, Ноябрина, Майя. Также появились и такие имена: Звезда, Заря, Ракета, Лампочка, Электричка, Свобода, Победа, Труд, Мир. Этими именами люди прославляли труд и достижение: Гертруда - героиня труда, Люция - революция, Мирюга - мир. Но с этими именами пришлось быстро расстаться.

Как вы думаете почему?

Как бы звучало имя, отчество?

Ответы детей: - Звезда Ивановна, Андрей Ракетович.

В - Иногда можно услышать такое имя как Зоркий, Звездочки.

В - Кого так называют?

Ответы детей:

В - Очень много русских имен известно нам только из старых документов, они исчезли прожив века или напротив просуществовали очень не долго встречаясь в единых случаях некоторые длинные старинные имена люди заменили на более короткие, убирая конец или начало имени, или заменяя букву в середине слова. Федул - Федя, Селантий - Семен, Метислав - Митя, Гремислав - Гриша, Ростислав - Слава.

В - Многие женские имена произошли от мужских с добавлением звука «А» в конце слова. Павел - Павла,

Евгений..............................

Александр...........................

Июлий................................

Валентин.............................

Валерий..............................

История каждого имени складывалась по разному одни прожили долгую и сложную жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, некоторые имена исчезли, другие появились совсем недавно. - Как вы думаете, от каких слов произошли имена сказочных героев?

Айболит...............................

Несмияна..............................

Снегурочка...........................

Незнайка..............................

Белоснежка...........................

В - Вот видите, как много интересного мы узнали про имена, а в следующий раз мы побеседуем о происхождении ваших имен.

Loading...Loading...