Категория характеризующая сущность коммунистической морали. Моральный кодекс строителя коммунизма

Этот неоднозначный феномен было обосновано в XIX в. (немецкие философы К. Маркс, Ф. Энгельс, позже - российский политик В. Ульянов (Ленин), документы Коммунистической партии бывшего Советского Союза) как подчиненную конкретной политической цели идеологическую конструкцию, призванную овладеть сознанием, духовной жизнью прежде всего пролетарских масс, направить их на классовой борьбе за свержение буржуазного строя и построение "справедливого и гуманного коммунистического общества". Поскольку возникла она как идеологическая система, есть много оснований считать ее феноменом квазиетикы, потому что ее постулаты так и не стали сути индивидуального и общественного бытия человека, внутренним побуждением в ее отношениях с другими людьми и миром.

Теоретики и апологеты коммунистической морали представляли ее как мораль пролетариата, антипод морали буржуазной, совокупность моральных норм и принципов коммунистической общественно-экономической формации, высший этап нравственного развития человечества. ее источником была провозглашена социальное положение рабочих, их борьбу за ликвидацию частной собственности, эксплуатации; главными нормами - классовую солидарность, интернационализм, коллективизм; критериям - сознательное участие трудящихся в коммунистическом строительстве. Основные принципы коммунистической морали были сформулированы в навязываемому в бывшем Советском Союзе (Программа КПСС) моральном кодексе строителя коммунизма, что, по утверждениям, фиксировал нравственные нормы, свойственные человеку-творцу коммунистического общества. Высокими требованиями коммунистической морали кодекс декларировал приверженность делу коммунизма, патриотизм, социалистический интернационализм, добросовестный труд на благо общества, осознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественных норм. В межличностных отношениях он ориентировал на коллективизм, взаимопомощь, в отношениях между народами - на дружбу, братство, нетерпимость к национальной и расовой вражды, интернациональную солидарность трудящихся разных стран. Согласно оценивал он и моральные строителя коммунизма: честность, правдивость, нравственную чистоту, взаимоуважение.

Однако несмотря на утверждения о высшее проявление гуманизма коммунистической морали, даже теоретически она сеяла классовый антагонизм, национальную разобщенность, свидетельствовала о попытке подчинить сознание, реальную моральную практику людей классовым политическим интересам, что было прямым посягательством на свободу воли личности. Еще сильнее контрастировала с этими утверждениями реальная практика в странах, которым пришлось пережить эксперименты, связанные с попытками построения коммунистического общества. Попытки внедрить искусственную коммунистическую мораль вызывало вытеснение традиционной для народов морали, имело своим следствием моральный вакуум и различные деформации в нравственной сфере. С одной стороны, оно пробуждало социально-политическую агрессивность, с другой - конформизм. Свидетельством этого были поощрения доносов на политически неблагонадежных лиц, дискриминации по политическим соображениям народов, тотальные политические репрессии, голодомор и тому подобное. Искривлению подвергались такие добродетели, как правдивость, искренность, мудрость, инициативность, способность к творческому, критического мышления, которые вытеснялись такими моральными проблемами, как оговор, ложь, измена и тому подобное. Настоящий патриотизм часто провозглашался проявлением "буржуазного национализма", а декларируемые интернационалистские процессы были идеологическим прикрытием русификаторской политики (СССР), что удручало, уничтожало культуру народов.

Значительным деформациям претерпело отношение человека к труду. На уровне официальной пропаганды всеми силами поощрялась сознательная, творческая работа, прославлялись успешные в этом отношении люди. Однако фабриковани герои труда не всегда были таковыми, что порождало у многих людей разочарование в справедливое оценивание трудовых усилий и их результатов. А отчуждения человека от собственности, "уравниловка" имели своим следствием бесхозяйственности, производственную и технологическую недисциплинированность, бракоробство, экономическую и социальную апатию, ориентацию на теневые доходы, социальное иждивенчество, уродливые признаки которых особенно проявились во многих посттоталитарных государствах.

Идеологизация вторгалась во все сферы общественной и личной жизни, порождала моральный нигилизм, двойной морали, которыми были поражены значительные массы людей. Попытки откровенно противиться такой практике подвергались преследования властей.

В общем историческая практика показывает, что коммунистическая мораль оказалась плохо сконструированной, прилакованою идеологической схеме, которая должна подчинить нравственное сознание и моральную практику людей политическим интересам даже не класса, а политической номенклатуры. Держаться она могла только на страхе перед репрессиями, а попытки утвердить ее в общественной жизни нанесли непоправимый ущерб многим народам.

Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores - нравы, moralis - нравственный) - санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму - поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели , черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности ( , взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность - это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль - в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд - высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой - взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Мораль коммунистическая" в других словарях:

    МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия

    МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к … Атеистический словарь

    МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мораль, выдвигаемая и освящаемая к. л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения.… … Атеистический словарь

    Мораль - (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение) нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных… … Большая советская энциклопедия

    мораль - , и, ж. Совокупность принципов и норм поведения людей, нравственность. == Коллективистская мораль. РЯНШ, 1986, № 7, 4. * Социалистическая мораль. ◘ Советская культура неразрывно связана с новой, социалистической моралью. Жаковщиков, 167 … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Идеология коммунистическая. Коммунистическая культура См. Культура коммунистической формации. Коммунистическая мораль См. Мораль коммунистическая … Научный коммунизм: Словарь

    МОРАЛЬ - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

    КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ - (орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально… … Словарь по этике

    МОРАЛЬ - (лат. moralis нравственный; mores нравы) предмет изучения этики; форма общественного сознания, обвдественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком об ве действия громадного множества людей должны быть… … Словарь по этике

    Прокофьев, Василий Иванович - (19.06.1909 29.08.1987) спец. в обл. науч. атеизма и этики; д р филос. наук, проф. Род. в с. Неверкино Пензенской обл. В 1928 поступил в Саратовский ун т на ф т обществ. наук. В 1930 перевелся в Моск. агро пед. ин т, к рый и окончил в 1932. С… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Белое на черном , Рубен Давид Гонсалес Гальего , Рубен Давид Гонсалес Гальего, русский писатель, внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, на опыте своей жизни в советской России, большая часть которой прошла в интернатах… Категория:

Формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической социально-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально-исторического и духовного прогресса человечества, К. н. синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая качественно иные законы жизни в условиях социалистического и коммунистического об-ва.

К. н. включает и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» («Программа КПСС», с. 119). Вместе с тем она с самого начала противопоставляет себя господствующей морали капиталистического об-ва, в к-рой признаются естественными и законными социальное неравенство, эксплуатация, антагонизм между людьми, связанные с существованием частной собственности (Буржуазная мораль , Религиозная мораль ).

Первой исторической формой К. н. является революционная мораль пролетариата, к-рая формируется еше в условиях капиталистического об-ва в процессе сознательной борьбы рабочего класса за свое освобождение. Эта нравственность, как указывает В. И. Ленин, «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» (т. 41, с. 309). Она «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (там же, с. 311).

В борьбе за свои права, говорил В. И. Ленин, «рабочий класс поднимается вместе с тем и морально» (т. 21, с. 319), проявляет, по словам Ф. Энгельса, «свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты» (т. 2, с. 438), С победой социалистической революции, по мере развития новых отношений между людьми во всех областях общественной жизни принципы К. н обогащаются по содержанию, сфера их действия распространяется на самые различные стороны бытия человека.

С установлением нового строя создаются объективные предпосылки для осуществления принципа коммунистического отношения к труду и общественной собственности (Отношение к собственности ), для развития новых форм быта и отношений в семье (Быта нравственность , Брачно-семейная мораль ). Иными словами, из нравственного руководства в революционной борьбе для наиболее сознательной части пролетариата К, н. превращается в закон повседневной жизни об-ва в целом (Правила социалистического общежития ), из классовой перерастает в общенародную.

С построением социалистического об-ва классовая борьба в сфере морали еще не заканчивается, она лишь приобретает новую форму борьбы с пережитками буржуазной морали, форму коммунистического воспитания масс. В период строительства коммунизма перед социалистическим об-вом, перед Коммунистической партией и всем народом возникают новые моральные задачи, связанные с расширением сферы действия нравственного начала в социальной жизни, К трудящимся предъявляются все более высокие моральные требования.

Осн. из них сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма. И наконец, наиболее полное и всестороннее развитие и осуществление принципы К. н. получат в коммунистическом об-ве. Практическое проведение в жизнь принципов К. н. означает осуществление высшей меры гуманизма , справедливости и равенства в отношениях между людьми, что обусловлено самой природой социалистического и коммунистического строя. В процессе утверждения коммунистических отношений полностью преодолевается присущее всякому классовому об-ву противоречие между человеком и обществом .

Впервые «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой» (К. Маркс и Ф. Энгельс , т. 3, с. 441); вместе с тем «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (т. 4, с. 447), Положение К. н., что «только в коллективе возможна личная свобода», находит конкретное выражение в принципе коллективизма . Этот принцип предполагает сознательное и добровольное объединение людей для осуществления их общих целей, в к-ром наиболее полно и разносторонне развивается личность каждого (Всестороннее, целостное развитие личности ).

В условиях социализма, когда еще сохраняется различие общественных и личных интересов, принцип коллективизма требует приоритета первых над вторыми, если между ними возникает противоречие, Однако это противоречие может иметь лишь частный, преходящий характер, поскольку в своей основе интересы об-ва и личности находятся в единстве и постепенно сближаются в процессе построения коммунизма. Единство личных и общественных интересов обусловливает принципиально новое понимание самой природы нравственной деятельности человека.

Он служит об-ву, не подавляя свою собственную индивидуальную природу, а, напротив, утверждая свое подлинное человеческое назначение. Это значит, что К. н. кладет конец характерному для нравственных учений прошлого противопоставлению аскетизма и наслаждения, принципов любви и эгоизма , морали долга и добродетели , выполнения внешних обязанностей и следования личной совести (Деонтология ). Это единство общественного и личного обусловлено прежде всего характером социалистического и коммунистического труда, в к-ром человек служит об-ву и одновременно свободно осуществляет свои творческие способности, материальные и духовные потребности.

«...Добровольная производительная деятельность, - указывает Ф. Энгельс, - является высшим из известных нам наслаждений...» (т. 2, с, 351). То принципиально новое, что вносит К. и, в человеческую мораль, состоит также в высокой оценке нравственных возможностей человека. Всякая мораль прошлого, формулируя к.-л. требования к человеку, в конце концов была вынуждена признать, что они в значительной мере неосуществимы, их достижение представлялось лишь бесконечно удаленным идеалом, к-рому нет места в реальной жизни. Причину этого обычно видели в ограниченности и несовершенстве природы самого человека.

Лишь К. н., в к-рой вопрос об общественном и нравственном идеале решается в связи с преобразованием социальных условий жизни, способна поставить перед человеком цели, к-рые превосходят по своим масштабам все то, о чем помышляли моралисты прошлого, и одновременно практически достижимые усилиями самих людей. Вот почему К. н. отличается глубокой верой в исторические возможности и способности человека и высокой требовательностью к людям. Ее исторический оптимизм органически сочетается с подлинным уважением к человеку.

Причем коммунистический идеал - это не просто конечная цель, достижимая где-то в бесконечно отдаленном будущем, а совокупность вполне конкретных проблем и задач, к-рые должны решаться уже в совр. условиях социализма. Коммунистическая мораль создает для личности возможность достижения высшей нравственной свободы . Человек способен поступать с полным пониманием смысла тех моральных требований, к-рые он выполняет, на основе глубокой внутренней убежденности.

Эта нравственность именно потому, что она отвечает коренным интересам людей, опирается на их собственную сознательность, требует от каждого высокой идейности, принципиальности, враждебна всякому догматизму и формализму. Ее принципы невозможно свести к набору прописных истин, косных канонов; они основываются не просто на общепринятой


Предлагаем вниманию читателей статью знаменитого советского психолога и философа Виктора Николаевича Колбановского, написанную в 1963 году.

И этот «порядок» объявлялся справедливым, нравственным, богоугодным.

Рабочий класс и трудовое крестьянство нашей страны, ведомые Лениным и Коммунистической партией, первые в истории разорвали рабские оковы, уничтожили гнусный «порядок» эксплуатации человека человеком. Они показали всему миру пример того, как надо строить справедливое и свободное общество, которое служит человеку, дает ему счастье, делает его лучше, чище, прекраснее.

Социализм перевоспитывает человека по-коммунистически, приучая его соблюдать нормы и правила новой, коммунистической морали.

Коммунистическая мораль рождается в революционной борьбе против сил и традиций прошлого. Ее опора - новый общественный строй - социализм. Она необходима для построения коммунистического общества, ибо воспитывает таких людей, которые могут строить и жить при коммунизме. В. И. Ленин учил: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Нормы и принципы буржуазной и коммунистической морали прямо противоположны и непримиримы.

Буржуазная мораль учит: «человек человеку - волк». Люди должны рвать глотку друг другу из-за денег, из-за барыша. Они конкуренты и враги. Поэтому между ними нет и не может быть дружбы и доверия. Поэтому «каждый за себя, один бог за всех».

Коммунистическая мораль учит: «человек человеку - друг и брат». Лишь объединение трудящихся в дружный и сплоченный коллектив позволит им победить общего врага - капитализм - и идти к своей заветной цели - коммунизму. Поэтому «все за одного и один за всех»!

По благородным законам коллективизма живут и трудятся покорители целины, участники великих строек семилетки, члены бригад коммунистического труда.

По этим законам живут Валентина Гаганова и тысячи ее последователей, которые идут на помощь к отстающим, выводят их в передовые.

По этим законам жили и боролись со стихией герои Тихого океана - . Они выдержали беспримерный 49-дневный дрейф без запасов воды, продовольствия, топлива.

«Дружба, говорят, познается в беде. Так позналась и наша дружба - рассказывает Асхат Зиганшин…- Американские газеты все удивляются, что мы ни разу не поссорились между собой и никому из нас в голову не пришла мысль украдкой взять из общего котелка последнюю картофелину, чтобы прожить на день больше. Они удивлялись нашей дружбе, дисциплине, выдержке».

Отважные советские юноши смогли победить океан только потому, что они стояли плечом к плечу, потому, что силе разбушевавшейся стихии они противопоставили необоримую силу человеческого товарищества.

Коллективизм - это прекрасное чувство взаимопомощи и поддержки, доверия и любви к людям. Он укрепляет трудовое братство советских людей, он делает их единой семьей, он воспитывает подлинную человечность.

Коммунистическая мораль провозглашает труд первой и священной заповедью человека. «Кто не работает - тот не ест!». Кто ничего не дает обществу, а лишь берет, кто не созидает, а лишь потребляет - тот сидит на шее у других, обкрадывает общество.

Коммунизм и труд - родные братья. Наш народ может построить коммунистическое общество только благодаря самоотверженному творческому и высокопроизводительному труду всех и каждого.

Наше общество учит не чураться труда, а любить и уважать всякий полезный труд - рабочего, колхозника, интеллигента. Труд священен, а плоды его - достояние всего общества. Чем лучше трудится каждый, тем богаче все общество.

Источник героических дел строителей коммунизма в любви к социалистической Родине, в горячем советском патриотизме.

Советский патриотизм породил массовый подвиг миллионов в дни Отечественной войны. Советский патриотизм рождает массовый трудовой подвиг миллионов в великую эпоху развернутого строительства коммунизма.

«Обогнать время, завершить семилетку досрочно, уже сейчас выходить на рубежи 1965 года» - вот в чем заключается теперь практическое выражение советского патриотизма.

Честный труд и хозяйская забота о своем заводе и колхозе, своем городе и селении - это и есть мерило патриотизма, это и значит любить социалистическую Родину.

Животворный советский патриотизм укрепляется материнской заботой советской Отчизны о каждом своем верном сыне и дочери. «Все для человека!» Новые станки и машины - чтобы облегчить его труд, просторные жилища - чтобы сделать удобным его быт, больницы и санатории - чтобы охранять его здоровье, школы - чтобы воспитывать его детей, клубы и театры, библиотеки и институты - чтобы развивать его способности, поднимать его культуру. Все для человека.

Черствость и равнодушие, бюрократизм и грубость- злейшие враги социалистического гуманизма. Мы боремся за подлинную человечность в отношениях между людьми. Внимание и чуткость не только к своим «ближним» - но и к «дальним», помощь им в трудную минуту, в беде - таковы требования коммунистической морали к каждому советскому человеку.

Мы непримиримы к пьяницам и хулиганам, к бюрократам и равнодушным потому, что они нарушают нормы коммунистической морали, оскорбляют советских людей, возрождают звериные нравы и обычаи старого мира.

Коммунистическая мораль стала моралью миллионов советских людей. Мы ведем непримиримую борьбу против пережитков старой, волчьей, эксплуататорской морали. Мы сражаемся за человека - чтобы избавить его от грязи и мерзости прошлого. Мы сражаемся за мир и дружбу между народами, за товарищество всех трудящихся земли, за самые гуманные отношения между людьми.

Loading...Loading...