Как из куклы сделать марионетку. Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол-марионеток


Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.




Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Татьяна Каленская
Сказкотерапевтический тренинг «Изготовление куклы-марионетки»

Куклотерапия . Элементарная кукла-марионетка .

Цель куклотерапии - способствовать укреплению психического здоровья,

снижению психоэмоционального напряжения, улучшению социальной адаптации, развитию самосознания, разрешению конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции куклотерапии -

Коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

Релаксационная – снятие эмоционального напряжения;

Воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;

Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа :

1. Изготовление кукол .

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол , дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол :

- куклы-марионетки ,

Пальчиковые куклы ,

Теневые куклы ,

Веревочные куклы ,

Плоскостные куклы ,

Перчаточные куклы ,

- куклы-костюмы .

КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ

В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни . Иногда, создав куклу , клиенты испытывают чувство опустошенности. Говорят, что это были настоящие «роды» , из них как будто что-то вышло. В этом случае необходимо объяснить, что эти чувства естественны : для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в образе куклы . Некоторые клиенты, наоборот, создав куклу , испытывают прилив сил и радость. А кукла становится для них помощником. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу . Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно и для детей, и для взрослых. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы - это всегда медитация. И главное, в конце работы человек получает замечательный продукт : куклу , которая уже может жить самостоятельной жизнью.

Вот приблизительно так может выглядеть ваша кукла-марионетка , конечно если у вас нет на этот счёт собственных уникальных творческих планов.

Нами за базу, за основу для "психологической" куклы-марионетки , была взята вальдорфская кукла-марионетка . Посмотрите на неё внимательно. Вот примерно это мы и будем делать.

У Вальдорфской куклы нет прорисованного лица. Это для того, чтобы ребёнок или любой играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

В психотерапевтической куклотерапии такое условие не является обязательным.

Материалы для куклы-марионетки :

1. Один красивый мелкий камешек, бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.

2. "Баночка" от киндер-сюрприза.

3. Чулок телесного цвета (или трикотаж того же цвета)

4. Синтепон

5. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы . Размер 22х22 см

6. Ткань для "верхнего платья" куклы Размер 25х25 см

7. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы

8. Игла с большим ушком

9. Толстая нить

10. Фурнитура для украшения куклы на вкус .

Итак - изготовление куклы -марионетки - это ни в коем случае не труд швеи-мотористки. Это ПЕРВАЯ ЧАСТЬ психотерапевтической работы, это спектакль, особенно если вы работаете с группой и берёте на себя роль ведущего.

"Спектакль" означает, что вы должны работать по некоему сценарию, всё время что-то говорить. То есть, вы должны дирижировать, создавать в момент работы над куклой сказочную сказкотерапевтическую атмосферу .

Сам "пошив" куклы занимает от силы час или полтора часа. Те, кто имеет навык мастерить и шить, да ещё и взрослые люди, вообще могут изготовить куклу за полчаса - но нам не это требуется.

Создавая куклу , мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы ещё и визуализируем, медитируем, работаем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапией.

Куклы , которые мы с вами делаем, это персонажи нашего внутреннего сказочного королевства .

В процессе , мы персонализируем, то есть воплощаем в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. Важно не спугнуть этот процесс.

Пролог (сказочный зачин ) перед изготовлением куклы-марионетки

Возьмите в руку Ваш камушек или бусинку и под медленную спокойную музыку загадайте то желание, которое Ваша кукла -марионетка должна для Вас исполнить.

Представьте себе,что это желание уже сбылось.

Положите "секретик" в киндер-сюрприз.

А теперь вызовите из вашего внутреннего волшебного мира образ той куклы , которую вы сейчас будете делать.

(Последнее имеет наибольший смысл только тогда, когда Вы собираете людей, приготовив им много самых разнообразных кусков ткани и фурнитуры, чтобы людям было из чего выбирать и фантазировать. Если же каждый пришёл строго со своим куском ткани, и уже заранее представляет себе - что будет шить, это задание не имеет смысла)

Дайте подсказки для воображения :

Кукла -марионетка может быть "мужской" и "женской",

кукла может быть ребёнком ,

Животным,

Молодой или старой,

Особой королевской крови или простушкой, простачком.

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вальдорфскую куклу -марионетку начинают шить с головы.

1. Баночка от киндер-сюрприза оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки.

2. Обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет "шея".

3. Обтягивается ещё одним чулком (или тканью) ещё раз. Это будет парадное "лицо" куклы .

4. У Вас получились : голова и шея. Шея должна быть не короче 5 см.

5. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки" и находим у него середину.

6. Делаем очень маленькое отверстие в середине белого куска ткани и просовываем в это отверстие шею куклы . Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы .

7. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное , верхнее платье.

8. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета . Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.

9. "Подвязывание" куклы-марионетки . Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков . Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити.

10. Ещё одна нить привязывается (пришивается) к правому и левому запястью куклы .

Кукла-марионетка готова ! Теперь осталось сделать ей причёску, нашить на платье аксессуаров, нарисовать при желании лицо. Эти мелочи можно выполнять самостоятельно дома. А можно включить в занятие. Всё зависит от того, насколько умелые собравшиеся "кукловоды ".

Публикации по теме:

Художественное творчество. Конспект занятия «Изготовление куклы-напёрстка» Цель: -научить пользоваться выкройкой и аккуратно выполнять работу -познакомить с наперстковыми куклами -развивать творческое воображение.

Представляю вашему вниманию поэтапное изготовление русской народной куклы Крупенички нашей группой детей. Ход занятия: Воспитатель:. Сегодня.

Хочу представить вашему вниманию, как мы делали с детьми нашей группы куклу Кувадку. Немного истории… Раньше на Руси тряпичных кукол делали.

Программа краткосрочной образовательной практики основана на интеграции познавательно -речевой, игровой, художественно-эстетической, игровой.

Цель: - научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ
Существует четыре основных вида театральных кукол: ручные, или перчаточные (верховые), тростевые, теневые и куклы на нитках (марионетки). Хотя ручные куклы различаются по размеру - от маленьких, с которыми играют дети, до театральных, почти в треть человеческого роста, - все они надеваются на руку и управляются кистью и пальцами. Выразительность кукле придает голова, которая изготавливается из разных материалов: резиновый мяч или картонный цилиндр; набитый тряпьем носок; папье-маше, пластичные материалы, дерево. У куклы обычно застывшие черты лица, но иногда делают подвижными челюсть, глаза и уши. К воротнику крепятся одежда на манер кимоно и свободно висящие нагруженные ноги. Кукловод надевает куклу на руку, просунув указательный палец в шею, а большой и средний в рукава. Работа пальцами и кистью руки приводит куклу в движение. Обычно кукла вращает головой и двигает руками и корпусом, но опытный кукловод может заставить ее ходить, прыгать, танцевать или бегать. Представления с верховыми куклами играют над ширмой, за которой скрыты кукловоды, их обычная публика - дети, отчего в их репертуаре комедии, фарсы или волшебные сказки. Действие перемежается короткими диалогами и поддерживается шумовыми эффектами. Для таких представлений характерно гротескное преувеличение в сюжете, характере и пластике героев (как в спектаклях с Панчем и Джуди). Разновидностью перчаточных кукол являются пальчиковые куклы. Они малого размера, поскольку большой и указательный пальцы, продетые снизу одежды, образуют их ноги. Шевеля ими, кукловод заставляет кукол ходить, бегать, танцевать, скакать с удивительной ловкостью. Из-за маленького размера и неподвижности туловища и головы пальчиковые куклы обычно используются для забавы, как игрушки. В кинематографе используются шарнирные куклы. Искусно собранные, они в миниатюре воспроизводят человеческую фигуру, им могут быть приданы самые разнообразные позы. В этих позах их последовательно фотографируют для анимационного (мультипликационного) фильма. Куклы такого типа обычно бывают размером со среднюю детскую куклу, соответственно подбираются декорации и реквизит. Тростевыми куклами, как и перчаточными, управляют снизу. Шеи и головы у них полые, и изготавливаются они из тех же материалов, что и перчаточные. Через шею в голову вставляют и укрепляют там длинную тонкую трость. Плечевой пояс из легкого дерева крепится на трости чуть ниже шеи, еще ниже - бедренный пояс. Между плечами и бедрами размещается туловище - плотно набитый мешочек из прочной ткани. Руки и ноги - тряпичные, из папье-маше или легкого дерева - сгибаются в сочленениях и присоединяются к туловищу тряпичным или кожаным ремешком. К каждой руке прикрепляется по трости, а ноги утяжеляются грузилом и свободно свисают. Использовались и очень большие тростевые куклы иного типа, например японской куклой высотой 1,2 м управляли три кукловода, стоявшие рядом с ней. Такой же высоты весьма тяжелые традиционные сицилийские куклы. У них трости крепятся к темени, и кукольники водят их по сцене, наклоняясь над ними. Тростевые куклы используют в представлениях всякого рода - трагических, фарсовых, сказочных и балаганных, и предпочтительно там, где больше действия, чем диалогов. Сцена для тростевых кукол такая же, как и для перчаточных, но когда тростевых кукол водят сверху, требуется сцена, как в представлениях марионеток. Теневые куклы - разновидность тростевых. Зрители видят не их самих, но их силуэты на освещенном экране. Это плоские фигуры из картона, жести, на Востоке - из кожи, с шарнирными соединениями, редко больше 50 см в высоту. Вырезается, как правило, профиль куклы в том ракурсе, тень от которого особенно выразительна на экране. Сцена в теневом театре такая же, как и в кукольном, но просцениум затянут полупрозрачным белым полотном. Кукла, которой управляют снизу, движется вдоль экрана. Яркий свет из глубины коробки падает на фигуры, и их тени ложатся на экран. Силуэты декораций и реквизита дополняют представление, которое разнообразят диалог либо музыка и шумовые эффекты. Марионетки - это куклы с подвижными шарнирами, управляемые с помощью нитей. Руки и ноги марионетки вырезают из дерева, отливают из пластмассы или делают из папье-маше. Ноги обычно утяжеляют свинцом. Марионетки управляются маленьким деревянным приспособлением (т.н. вага), к которому они подвешены на нитях, - как правило, это вощеный лен или шелковая леска. Вага делается из четырех планок 15-20 см длиной - по две в верхней и нижней секциях, скрепленных бечевкой. К крестовине нижней секции крепятся нити, управляющие головой, плечами и спиной. К верхней секции с подвижной крестовиной крепятся руки и ноги. На ваге есть петля из бечевки или кожаного ремешка, в которую кукловод продевает левую руку, удерживая марионетку и управляя ею; правой рукой он натягивает и ослабляет нити. С помощью более сложной конструкции и увеличив число креплений, можно заставить марионетку выполнять самые разные трюки. Чтобы несколько марионеток действовали синхронно, их крепят на общую вагу. Сцена для марионеток обычно разборная и состоит из платформы и тропы. Платформа находится на уровне глаз зрителей, портал образует зеркало сцены, по бокам открытой, чтобы дать марионеткам свободно перемещаться; внутренние секции замаскированы кулисами. За платформой, примерно на высоте 90 см, расположена тропа с передним и задним ограждением, где кукловоды работают, оставаясь невидимыми. Сцену освещают верхний свет, рампа, прожекторы; ее убранство завершает занавес. Задник и декорации свешиваются с тропы. Есть свидетельства о существовании кукол в древнейших цивилизациях. Они использовались в храмах и во время религиозных шествий. Почти одинаковые куклы на шарнирах выкапывались в столь отдаленных друг от друга землях, как Египет и Мексика, где они несомненно использовались во время погребальных церемоний. В одной египетской гробнице был найден кукольный театр. В богатом фольклоре древней Индии есть сказки об удивительных куклах, они долгое время почитались в Сиаме, Яве, Бирме, Персии и Турции. В этих восточных странах до сих пор можно увидеть те же традиционные кукольные представления, что ставились на протяжении многих веков. В Греции и Риме куклы были одинаково любимы и простым народом, и знатью. Мифология и злободневная сатира входили в репертуар кукольного театра. После падения Рима куклы в буквальном смысле слова ушли в подполье - они появились в катакомбах, а затем в первых христианских храмах (сначала в Италии, потом во Франции). После внутрицерковной полемики об уместности использования кукол они были решением Тридентского Собора изгнаны из храмов. У церковных стен и на рыночных площадях куклы разыгрывали миракли, основанные на библейских сюжетах. Постепенно их репертуар пополнился светскими развлекательными представлениями. Изменялись и персонажи, сообразуясь со странами, где разъезжали и наконец оседали труппы. Определились национальные фавориты: Гиньоль и Полишинель во Франции, Пульчинелла, Панталоне и Арлекин в Италии, Хансвурст и Кашперль в Германии и Австрии, Карагез в Турции, Панч и Джуди в Англии. Эти знаменитые персонажи до сих пор процветают у себя на родине, любимые всеми поколениями.

Из европейских стран больше всего любили кукольный театр в Италии. Под влиянием итальянских кукольников в Средние века вошли в употребление новые виды кукол, прежде всего - марионетки, которые появились в Венеции в 17 в. В Англии кукольный театр распространился в эпоху Реставрации. Панч, английский прототип европейской перчаточной куклы, развлекал зрителей не только своими семейными дрязгами с Джуди, но и дерзкими пародиями на легендарных героев. В 16-19 вв. куклы стали пользоваться широкой известностью во всей Европе, ими интересовались такие выдающиеся люди, как Й.Гайдн, И.В.Гете, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Жорж Санд, У.Хогарт и Дж.Крукшенк. В Мюнхене открылись два кукольных театра: первый придерживался старых традиций, второй экспериментировал и утверждал новое. Во Франции вошел в моду восточный теневой театр, и художники того времени чрезвычайно обогатили его выразительные возможности. Тогда же появились целые оперы с участием всех знаменитых певцов. На первую половину 20 в. пришелся расцвет кукольного театра почти во всех крупных городах Европы. В США английский Панч снискал некоторую популярность, но кукольный театр приживался плохо, пока старания Т.Сарга, Р.Буфано и др. не были поддержаны зрителями и педагогами. Пожалуй, самый важный вклад США в развитие кукольного театра - это обучающие программы с участием кукол.





ЛИТЕРАТУРА
Что же такое театр кукол? М., 1990 Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра объемных форм. М., 1992 Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993 Кужель Ю.Л. Театр Дзерури. М., 1993 Самигуллина Р.А. От Петрушки к Прометею. Уфа, 1993 Кукольники в Петербурге. СПб, 1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КУКЛЫ И МАРИОНЕТКИ" в других словарях:

    Куклы с подвижными членами, приводимые в движение особым механизмом или скрытым за ширмами человеком; названы по имени изобретателя их, итальянца Мариони. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МАРИОНЕТКИ… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от marion, marionnette) первоначально небольшие изображения св. Девы Марии в средневековой кукольной мистерии Рождества Христова; позже это название распространилось на всю область кукольного театра, иначе называемого театром марионеток. Куклы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мексиканская марионетка Марионетка (от фр. marionnette) разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. В переносном значении человек, правительство, государство, являющиеся послушным орудием в чужих руках … Википедия

    Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904 кукла из шерстяных ниток Кукла солдат, Берлин, начало XX века … Википедия

    - (лит. Vilniaus teatras „Lėlė“) кукольный театр, действующий в Вильнюсе с 1958 года (как Вильнюсский кукольный театр; с 1969 года носит название «Леле», от лит. Lėlė «Кукла»); один из трёх профессиональных кукольных театров в Литве.… … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

Вот приблизительно так может выглядеть Ваша кукла-марионетка, конечно если у Вас нет на этот счёт собственных уникальных творческих планов.

За базу, за основу для "психологической" куклы-марионетки, была взята вальдорфская кукла-марионетка. Посмотрите на неё внимательно. Вот примерно это мы и будем делать.

У Вальдорфской куклы нет прорисованного лица. Это для того, чтобы ребёнок или любой играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

В психотерапевтической куклотерапии такое условие не является обязательным.

Итак - изготовление куклы-марионетки - это ни в коем случае не труд швеи-мотористки. Это ПЕРВАЯ ЧАСТЬ психотерапевтической работы это спектакль, особенно если Вы работаете с группой и берёте на себя роль Ведущего.

"Спектакль" означает, что Вы должны работать по некоему сценарию, всё время что-то говорить. То есть, Вы должны дирижировать, создавать в момент работы над куклой сказочную сказкотерапевтическую атмосферу.

Сам "пошив" куклы занимает от силы час или полтора часа. Те, кто имеет навык мастерить и шить, да ещё и взрослые люди, вообще могут изготовить куклу за полчаса - но нам не это требуется.

Создавая куклу, мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы ещё и визуализируем, медитируем, работаем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапией...

Куклы, которые мы с Вами делаем, это персонажи нашего Внутреннего Сказочного Королевства.

В процессе изготовления куклы-марионетки, мыперсонализируем , то есть воплощаем в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. Важно не спугнуть этот процесс...

Материалы для куклы-марионетки

  1. Один красивый мелкий камешек, бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.
  2. "Баночка" от киндер-сюрприза.
  3. Чулок телесного цвета (или трикотаж того же цвета)
  4. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы. Размер 50х50 см
  5. Ткань для "верхнего платья" куклы Размер 52х52 см
  6. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы
  7. Игла с большим ушком
  8. Толстая нить
  9. Фурнитура для украшения куклы на вкус...

Куклотерапия: сказкотерапевтическая сессия, день первй, часть вторая

Пролог (сказочный зачин) перед изготовлением куклы-марионетки

Возьмите в руку Ваш камушек или бусинку и под медленную спокойную музыку загадайте то желание, которое Ваша кукла-марионетка должна для Вас исполнить.

Представьте себе,что это желание уже сбылось.

Положите "секретик" в киндер-сюрприз.

А теперь вызовите из Вашего внутреннего волшебного мира образ Той Куклы, которую Вы сейчас будете делать.

(Последнее имеет наибольший смысл только тогда, когда Вы собираете людей, приготовив им много самых разнообразных кусков ткани и фурнитуры, чтобы людям было из чего выбирать и фантазировать. Если же каждый пришёл строго со своим куском ткани,и уже заранее представляет себе - что будет шить, это задание не имеет смысла)

Дайте подсказки для воображения:

  • Кукла-марионетка может быть "мужской" и "женской",
  • кукла может быть ребёнком,
  • животным,
  • молодой или старой,
  • особой королевской крови или простушкой, простачком...

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вальдорфскую куклу-марионетку начинают шить с головы.

  1. Баночка от киндер-сюрприза оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки.
  2. Обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет "шея".
  3. Обтягивается ещё одним чулком (или тканью) ещё раз. Это будет парадное "лицо" куклы.
  4. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5 см.
  5. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки" и находим у него середину.
  6. Делаем очень маленькое отверстие в середине белого куска ткани и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы.
  7. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.
  8. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.
  9. "Подвязывание" куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити.
  10. Ещё одна нить привязывается (пришивается) к правому и левому запястью куклы.

Кукла-марионетка готова! Теперь осталось сделать ей причёску, нашить на платье аксессуаров, нарисовать при желании лицо. Эти мелочи можно выполнять самостоятельно дома. А можно включить в урок. Всё зависит от того, насколько умелы собравшиеся "кукловоды".

В следующей статье мы разберём третий урок - вождение куклы-марионетки или знакомство с куклой, или "оживление" куклы-марионетки.

Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.

Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

  • плотная бумага (картон);
  • нитки (акрил или шерсть);
  • пластилин (для глазок);
  • ножницы;
  • леска или резинки;
  • катушечные нитки;
  • швейная иголка;
  • клей ПВА.

Этапы выполнения работы:

  • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

  • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

  • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

  • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

  • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.

Такую куклу своими руками можно сделать из пластилина, сформировав из этого материала как отдельные детали игрушки (например, лапы), так и полностью всю фигуру (голову, туловище и лапы).

Также в качестве головы и туловища страуса можно использовать пенопластовые шарики (по одному для головы и туловища, три – для шеи, и один разрезанный напополам – для лап). Эти детали необходимо соединить между собой при помощи резинок или крепких нитей. При этом хвост и крылья можно сделать из пластилина.

Надеемся, этот мастер-класс поможет вам создать оригинальную игрушку. Созданная своими руками кукла-марионетка принесет только положительные эмоции вам и вашему ребенку!

Loading...Loading...