Исторический выбор Александра Невского: что известно о победе на Чудском озере. Цивилизационный выбор Руси XIII века:Подвиг смирения святого Александра Невского

Как и было задумано, мы попытаемся:

Во-первых, кратко объяснить содержание каждого из «трудных вопросов», опираясь на научно сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем;

Во-вторых, проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.

Начнём с научной сертификации. Трудный вопрос № 3 сформулирован в ИКС предельно кратко: « Исторический выбор Александра Невского».

Проблема эта донельзя политизирована и запутана домыслами, не опирающимися на источники. И в популярном изложении сводится к выбору между «просвещённой Европой» с одной стороны и «византийской тиранией» пополам с «монгольским игом» с другой.

Поэтому сразу отметим, что выбор Александра Невского - это выбор между православием и католичеством и, соответственно, между двумя руслами, в которых могла развиваться дальше русская культура, - восточнохристианским (православным) и западнохристианским (католическим).

Ещё с XI века, после разделения церквей в 1054-м, папы римские претендовали не только на духовную власть над всеми христианами, но и на светскую власть над всеми христианскими монархами. К началу XIII столетия почти все западноевропейские монархи признали себя вассалами папы (точнее, вассалами св. апостола Петра - наместником которого на земле считался папа). Осталось подчинить русских князей - заставив их при этом перейти вместе с подданными из православия в католичество.

В первой трети XIII века главы апостолического престола ограничивались здесь уговорами. Но уже в 1238 году папа Григорий IX призвал североевропейских католиков оказать на Русь военное давление, а его преемник Иннокентий IV после 1244 года попытался русских князей подкупить. В обмен на переход в католичество он обещал крупнейшим князьям Руси оказать им - силами католической Европы - помощь в борьбе с Монгольской империей.

Известно, что Северо-Восточная Русь (Суздальская и Рязанская земли) в 1243 году признали зависимость от «царя» (хана) Батыя, главы улуса Джучи - автономной северо-западной части Монгольской империи (этот улус у нас принято именовать Золотой Ордой). А в 1245-м Батый потребовал того же и от главы Юго-Западной Руси - Даниила Романовича Галицкого.

Предложение Иннокентия IV оказалось настолько заманчивым, что отец Александра Невского, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович около 1245 года перешёл в католичество (что подтвердил в 1246-м папский посол к монголам Джованни Плано Карпини), а Даниил Галицкий - как явствует из адресованных ему папских булл (посланий) - около 1246 года согласился стать католиком (правда, уже в 1249-м он от этой идеи отказался и выгнал направленного к нему католического епископа).

Из ещё одной папской буллы - адресованной новгородскому и киевскому князю Александру Невскому в 1248 году - может вытекать вывод (сделанный, в частности, советским историком Б.Я. Раммом) о том, что на грани принятия такого решения стоял и Александр. В булле с удовлетворением констатировалось появление у князя намерений перейти в католичество и предлагалось, в доказательство серьёзности этих намерений, построить католический храм во Пскове. Однако современный исследователь Д.Г. Хрусталёв считает информацию, приведённую в булле, слишком расплывчатой, чтобы можно было говорить о намерении Александра стать католиком.

Так или иначе, перед выбором «православие или католичество» Александр Невский действительно был поставлен и выбор сделал - однозначно в пользу православия. «От вас учение не приемлем», - заявил он, согласно написанному в 1280-х годах «Житию Александра Невского», послам папы (по-видимому, это произошло в начале 1250-х). Причины такого его решения неизвестны. Современный историк А.А. Горский предполагает, что здесь могло сказаться получение Александром в 1247 - 1249 годах, в ходе поездки по Монгольской империи, реального представления о мощи этой державы. В сочетании с отсутствием каких-либо конкретных обещаний со стороны папы (за исключением обещания помощи Тевтонского ордена, который насчитывал тогда всего несколько десятков рыцарей) это могло подвести князя к мысли, что игра не стоит свеч.

Ярослав Всеволодович уже в 1246 году был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме и окатоличить Суздальскую землю не успел. Поэтому именно решение Александра Невского - возглавившего в 1252 году, в качестве великого князя владимирского фактически всю Северо-Восточную и Северо-Западную Русь (Суздальскую землю и зависимые от великого князя Новгородскую и Рязанскую) - определило то обстоятельство, что население этих регионов (и выросшей из них России) осталось в лоне православной церкви.

Соответственно, выбор Александра Невского стал культурным выбором. Ведь в основе культуры лежит определённое мировоззрение, а в основе догматических и обрядовых различий между православием и католичеством - различия именно мировоззренческие. По сравнению с православием католичество гораздо более рационально: высшие истины, согласно католической модели (выраженной в том же XIII веке Фомой Аквинским и Раймундом Луллием), познаются при помощи разума. А согласно православной точке зрения (сформулированной в XIV столетии византийским архиепископом Григорием Паламой) - при помощи веры, чувства, не логическими выкладками, а через внутреннее самосовершенствование, духовное озарение.

Таким образом, благодаря историческому выбору Александра Невского с середины XIII века Северо-Восточная и Северо-Западная Русь (из которых выросла в XV столетии Россия) окончательно стали частью восточнохристианского мира.

В следующей статье мы рассмотрим, как всю эту запутанную историю с таким простым выводом излагают современные школьные учебники.

Литература

  1. Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.
  2. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.). Курс лекций. М., 2000.
  3. Рамм Б.Я. Папство и Русь в XI - XV вв. М., 1959.
  4. Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII - XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.

Александр Невский - ключевая фигура русской истории: победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с городом Владимиром как центром, сберегатель Русской вольницы - Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей и т. п.

Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Неудивительно, что Русская Православная Церковь причислила его к лику святых: вначале - местно в Рождественском монастыре во Владимире, где он был похоронен как схимник Алексий (1263), с написанием в его честь благочестивого Жития (1280-е годы); затем - также местно - с открытием мощей святым митрополитом Киприаном (1381), с написанием «Чуда о Доньской победе», еще позже - соборно - с общерусской канонизацией в Москве в 1547 году, с написанием владимирскими иноками «Слова похвального благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».

В дальнейшем, на протяжении веков, святого князя Александра Невского прославляли как «Второго Константина» и «Нового Владимира»; ему посвящали храмы, изографы писали иконы. Из-под пера древних книжников явился идеальный образ князя-святого, сына благочестивых и благородных родителей, потомков Владимира Мономаха.

Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра - всего 43 года! - пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости. Говорят, что героями становятся по воле Божьей. Святой Александр Невский и был таким героем, у которого нельзя отделить героическое от человеческого, ангельское подобие от человеческого служения миру, небесное от земного, вечное от временного.

Историки, с легкой руки Г.В. Вернадского, говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, и, во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную: не согласился на унию с Римской католической церковью, стойко защищал христиан от «поганых», установивших жесточайшее иго на Руси.

В тяжелейших условиях двойного натиска - с Запада и с Востока - произошел его Выбор . Это был княжеский Выбор , к которому он готовился постепенно, всем житием своим, всем княжеским и бескорыстным служением Руси: в Новгороде (первое посажение наместником в восемь лет на Новгородском столе; он новгородский князь постоянно с 1236 года), в Переяславле-Залесском (с 1237 года), в Киеве (1249-1250), во Владимире и Суздале (1252-1263). Княжеское печалование о Земле и Роде было главным содержанием его служения. Княжеским печалованием были и пять его поездок в Орду и в Империю монголов.

Там, на чужбине, искусно лавируя между различными группировками ханов и беков, он мог пить кумыс с ханами Бату, Мункэ, Сартаком, Улагчи, Берке и другими, мог исполнять обряд прохождения между двух огней, мог кланяться изображению хана, но при всем том оставался православным, русским, преданным Роду Рюриковичей и Русской земле, заботящимся о спасении людей, не щадящим «живота своего». Потому летописец храма Святой Софии - Премудрости Божией записал в свою летопись по поводу кончины святого князя Александра следующее: «Дай, Господи милостивый, видети ему лице Твое в будущей век, иже потрудися за Новъгород и за всю Русьскую землю!»

Беспросветна и темна жизнь народа без своего заступника и спасителя, на которого он уповал в трудный час и к кому он возносил мольбу о помощи. Святой князь Александр и был таким заступником, твердо опиравшимся на свой Выбор . А Выбор этот покоился на нравственности народного вождя, глубоко ощущавшего необходимость строжайшей ответственности перед народом.

Когда он в последний раз приезжал в Сарай-Берке осенью 1262 года, чтобы отмолить русских людей от беды, от монгольской рекрутчины, то «удержа его Берке, не пустя в Русь». И пришлось князю Александру мыкаться по зимовьям, давая время от времени богатые дары хану, багатурам и бекам. «И зимова в Татарех и разболеся», пишет летописец. Больного князя хан Берке отпустил домой. Только не доехал князь до дома: умер в Фёдоровском монастыре в Городце на Волге 14 ноября 1263 года, приняв перед смертью великий постриг - схиму - под именем Алексия.

Когда во Владимире-на-Клязьме узнали об этом, то горю людей не было предела. «Митрополит же Кирил, - пишет автор Жития Александра Невского, - глаголаше: "Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Сужьдальской! Уже бо не обрящется таковой князь ни един в земли Сужьдальстей!". Иереи и диаконы, черноризцы, нищии и богатии, и вси людие глаголаху: "Уже погыбаем!"». Так кончина святого князя Александра воспринималась всеми как погибель Русской земли, как крушение надежды на обретение сильной государственности на Руси и как упадок этногосударственной Идеи Руси. Это происходило потому, что в самосознании Русского народа изначально жила мечта о светло-светлой и Святой Руси и о светлом житии русичей, свободных и счастливых. Праведный вождь - заступник спасает по воле Божественного Провидения, думали они, и потому надеялись на своего святого князя Александра, сильного и славного своим Выбором.

Его почитали и как заступника, и как идеального князя, и как небесного покровителя, и как представителя «доблего корени благородных Российских самодержцев», и как основателя династии Московских великих князей и царей, и, самое главное, как основоположника альтернативной политики Московского государства XIV-XVII веков, сущность которой состояла в следующем: меч - Западу, мир - Востоку. Это была сущность ВЫБОРА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО , и одновременно земное продолжение его Выбора . Последствия этого Выбора ощущались и в последующие века и даже доднесь.

Святой Князь Александр Невский всей своей праведной жизнью завещал своим потомкам и прежде всего младшему сыну Даниилу, свою политику, свой Выбор , который был воплощен в жизни и делах великих князей из дома Ивана Калиты. Этот Выбор привел Русь на поле Куликово (1380) и затем к стоянию на реке Угре (1480), после чего пало ненавистное татаро-монгольское иго.

В XVII веке при царях из дома Романовых, когда наступил расцвет Российского абсолютизма, святой благоверный великий князь Александр Невский стал по праву символом и эмблемой национальной государственности, воплощением Русской Национальной Идеи.

С гением Петра Первого корабль Российской государственности вошел в международные воды. Многое переменилось в стране, ставшей на путь европеизации. Однако «Идея Александра Невского» была воспринята из прошлого, укрупнена, модернизирована так, чтобы долговременно служить Российской империи в качестве государственной эмблемы и символа, надежды на спасение.

Все это было следствием Выбора Александра Невского, сделанного им самим при жизни.

Подражая своему сроднику, святому Александру Невскому, Петр Великий вел двадцатилетнюю Северную войну со шведами за обладание балтийскими берегами, бассейнами Невы и Ладоги, бывшими старыми вотчинами Новгородскими, - и победил! На отвоеванных землях в устье Невы он основал город Санкт-Питербурх и назвал его так в честь своего небесного покровителя первоверховного святого апостола Петра. На укрепление града была основана и святая обитель - Троицкий Александро-Невский монастырь у впадения Черной речки в Неву (1710). Тогда же Петр Первый решил перенести мощи святого князя из Владимира в Петербург. И это совершилось 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира со Швецией. Эти мощи были поставлены в новоосвященной церкви Святого Александра Невского, находившейся наверху Благовещенского храма упомянутой обители. С тех пор святой Александр Невский стал третьим после апостолов Петра и Павла святым покровителем города. День 30 августа (12 сентября по новому стилю) был объявлен днем его церковного поминовения и пышного государственного празднования, проводившегося с тех пор ежегодно до 1916 года включительно. Сподвижник царя Петра, обер-иеромонах флота и придворный проповедник Гавриил Бужинский написал специальные Житие и Службу святому князю Александру, изданные вскоре большими тиражами. Было также запрещено писать в старой манере иконное изображение святого: только в воинской и великокняжеской одежде с атрибутами верховной власти, а не в монашеском куколе. Это означало дальнейшую секуляризацию образа идеального героя и его приближение к светской политической истории, так как именно «по нем же подражатель Вторы Невский и Мореваряжски Александр - Петр Великий, Всероссийский Император, вседостойнейшую жизнь свою победительною рукою отечественныя грады от свеев возвратил, к тому ж многия грады под державу покорил»...

Императрица Екатерина I по завету Петра учредила в 1725 году орден Святого Александра Невского, которым награждались видные военные и гражданские сановники государства за труды на благо России.

Увековечивание памяти Невского героя видно во всем в нашей Северной Пальмире: в монументальных постройках Александро-Невской лавры, и в названиях улиц и площадей, и в названиях церквей, и в «Невской першпективе», соединившей Лавру с Адмиралтейством. Последняя символизирует вечность и неразрывность славных государственных деяний Александра Невского и его продолжателя Петра Великого, прорубившего здесь окно в Европу и твердо ставшего при море. В этой метаморфозе через века чудесно претворился Выбор Александра Невского.

Но в чем же тогда, в XIII веке, состоял этот чудесный Выбор?

Окинем мысленным взором исторический путь России за две цивилизации до Александра Невского. Это были Первая, Восточно-славянская, языческая, и Вторая, христианская, цивилизация Киевской Руси. Оценим их как Европейский Выбор, так как предки восточных славян, образовавшие зарубинецкую и отчасти Черняховскую археологические культуры на Днепре, Десне, Припяти, Южном Буге, Днестре и других реках южной Руси, - европейцы. Это русичи, гордые предки русского, украинского и белорусского народов. На грани старой и новой эры они пришли на Восточно-Европейскую равнину (запад и юг современной Украины) с Карпат, с Вислы и образовали свои земледельческие родоплеменные общины (так называемые верви). Возникли первые посады с кремлем посредине города. Так начиналась Русь - страна городов, Гардарики, как прозвали ее впоследствии норманны. Так возникла Первая восточно-славянская земледельческо-торгово-ремесленная цивилизация высокоодаренных тружеников и умельцев, обладавших ведическим знанием. Начатки восточно-славянской государственности связаны с двумя формами: во-первых, с народно-вечевой республикой (в Новгороде и Пскове), во-вторых, с княжеским старейшинством, перераставшим в феодальное княжение, опиравшимся на городскую общину (князь Бож у антов, IV век; князь Кий и его потомки в Киеве, с V века), и, в-третьих, с феодальной княжеской авторитарной властью, опиравшейся на право и на дружину (с 862 года в Новгороде и с 882 года в Киеве - Рюриковичи).

Во Второй восточно-славянской цивилизации, цивилизации Киевской Руси (882-1240) - после расцвета и мощного взлета государственности и культуры при Крестителе Руси равноапостольном святом князе Владимире I Святославиче и при его сыне великом князе Ярославе Мудром - начался (особенно интенсивно после 1132 года) распад единого государства на удельные княжества.

Тогда же на Северо-Востоке Руси, в междуречье Волги и Оки, стараниями младшего сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого (годы жизни ок. 1095-1157) образовалось сильное Владимиро-Суздальское княжество, где наметились тенденции к экономическому и культурному процветанию. Политический центр Руси переместился в середине XII века во Владимир, Суздаль и Ростов. При сыне Юрия Долгорукого великом князе Владимирском Андрее Боголюбском (годы княжения 1157-1174) изменилась структура княжеской власти по сравнению с властью киевской. Полностью порвав связи с общиной и вечем, она стала исключительно авторитарной, предтечей московского единодержавия. Появились первые служилые дворяне из дружинников и бояре великого князя Владимирского, подчинявшиеся только своему господину, причем местное боярство трех главных княжеских городов соперничало между собой. Эта же тенденция усилилась и развилась при великом князе Владимирском Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо (годы княжения 1176-1212) и при его сыновьях, среди которых был и князь Переяславский Ярослав, отец Александра Невского.

При том удельные княжества Киевской Руси продолжали свое политическое развитие в состоянии экономического и культурного расцвета и оставались в рамках старого Европейского Выбора пути , изначального для всего восточного славянства. Международные европейские связи династии князей Рюриковичей в то время были весьма интенсивными и подтверждали их Выбор . До татаро-монгольского нашествия торговля Руси с Западом процветала, при сохранении также и торговли с Востоком, пережившей подъем после уничтожения Хазарского каганата (966 год). Русь того времени значительно превосходила по своему богатству многие народы Европы. О «золоте Руси» слагались легенды (во французском эпосе, например). Тюркские кочевники азиатских и южнорусских степей и крестоносная агрессия (XI - начала XIII века) нанесли удары по левантийской торговле Руси с Востоком, что поневоле упрочило Европейский Выбор властителей Руси.

Когда князь Александр Ярославич начинал свой путь княжеского служения Руси в Новгороде и Переяславле-Залесском, то он вел себя в Новгороде как авторитарный князь, не соблюдавший ни общинных принципов, ни установлений «Русской правды» Ярослава Мудрого (1016). Эта авторитарность упрочилась, когда он стал полновластным великим князем Владимирским и Суздальским в 1252 году. И им был принят новый Азиатский Выбор Руси после побед на Неве и на Чудском озере, после первого путешествия с дипломатической целью в Орду (1246-1247).

Этот Выбор проявился в 1252 году, когда римский папа Иннокентий IV послал князю Александру Ярославичу во Владимир из Лиона двух своих кардиналов с предложением присоединиться вместе со своим народом к Римской Апостолической церкви и вместе с братьями Тевтонского ордена сражаться с татаро-монголами.

Святой князь Александр гордо отверг это предложение. «Здумав с мудреци своими, всъписа к нему и рече: "От Адама до потопа, от потопа до разделения язык... от первого собора до седмаго - сии вся добре съведаем, а от вас учения не приемлем"», - говорится в Житии Александра Невского.

В поздних редакциях Жития сохранилось и «Исповедание веры святого князя Александра», начинающееся словами: «Вера наша се есть - Отец, Сын и Святой Дух, Троица во единстве и единство в Троице...»

Вера в заступничество Святой Троицы красной нитью проходит через всю жизнь святого Александра Невского. Помощь Святой Софии и Святой Троицы предопределила победы Александра над врагами Руси - людьми веры Римской и веры «поганьской», то есть языческой. Заступничество Святого Духа предопределило благополучие его княжения и державы Русской, православной, стоявшей на пороге новой цивилизации - Третьей, Московской. Эта цивилизация пошла по пути нового Выбора.

Этот новый Выбор Азиатского пути был, с одной стороны, вынужденным: другого не оставалось, так как Русь не могла тогда воевать с татаро-монголами. С другой стороны, этот Выбор был целиком осознанным как временный, мучительный, но обоснованный и в конечном итоге благотворный. Тогда святой князь Александр проявил себя как прозорливый практик-концептуалист. Строя Русскую государственность на Северо-Востоке Руси с центром во Владимире, а позднее - в Москве, великие князья неуклонно копили силы Руси, набирались опыта медленной, но неуклонной борьбы с азиатскими поработителями.

Так Александр Невский стал предтечей и основоположником внутренней и внешней политики московских великих князей, которая привела Русь на поле Куликово. Все это было результатом нового Выбора , соответствующего Русской Идее справедливого и счастливого царства светло-светлой и Святой Руси. На дрожжах этого Выбора вырастает единение великокняжеской, а потом и царской власти с народом. Создается идеальный прототип Народной социальной монархии, который, однако, не выдержал испытания временем и сошел на нет в XVII веке, в канун появления на авансцене политической борьбы реформатора России Петра Великого. Последний сменил Азиатский Выбор на Европейский.

Эта перемена не прошла бесследно, она чувствуется и сегодня, «после Империи».

Английский историк Джон Феннел в монографии «Кризис Средневековой Руси. 1200-1304» поставил следующие вопросы по существу жизни и деятельности Александра Невского:

«Какие выводы можно сделать из всего того, что мы знаем об Александре, его жизни и правлении? Был ли он великим героем, защитником русских границ от западной агрессии? Спас ли он Русь от тевтонских рыцарей и шведских завоевателей? Стоял ли он непоколебимо на страже интересов православия против посягательств папства? Спасла ли проводимая им политика уступок Северную Русь от полного разорения татарами? Диктовалось ли его самоуничижение, даже унижения перед татарами в Золотой Орде самоотверженным стремлением к спасению Отчизны и обеспечению ее устойчивого будущего?»

И сам себе он отвечает: «Мы, конечно, никогда не узнаем истинных ответов на эти вопросы».

«Нет, узнаем!» - отвечаем мы, соотечественники великого князя. Частично мы уже дали ответы и сможем дать их и на другие вопросы еще не написанной энциклопедической «Истории святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского».

Казалось бы, что исторические события в России и бурный XX век отнюдь не способствовали одухотворению «Идеи Александра Невского» и осознанию справедливости его вынужденного Выбора . Забвение исторической памяти тогда и сейчас было следствием бездуховного отношения к наследию предков, случившегося из-за великого предательства по отношению к России. Лишь незадолго до начала Великой Отечественной войны о нем вспомнили как о великом русском полководце. Все началось с патриотического фильма Эйзенштейна «Александр Невский», с вдохновенной кантаты Прокофьева, с взволнованной поэмы Симонова, с триптиха художника Корина «Русь уходящая», с романа Югова «Ратоборцы».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года был учрежден боевой орден Александра Невского, которым в Великую Отечественную войну было награждено 41 685 офицеров Советской армии за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Только в 1990 году 400 кавалеров ордена, приехавшие летом в Ленинград на празднование 750-летия Невской битвы, учредили клуб ордена Александра Невского при Совете ветеранов Ленинграда.

Не это ли залог бессмертия Невского героя?

Историческая функция «Идеи Александра Невского» сегодня - объединить все здоровые силы нации ради Возрождения России. Нам сегодня нужны Александры Невские, с мечом и в броне, то есть такие, каким при жизни был сам святой князь, бескорыстный заступник народа от бездуховности и нигилизма, возводимых порой в принцип государственной политики.

Возродится русская история - возродится и город на Неве, а вместе с ним и Москва, и Новгород, и Владимир, и Нижний Новгород, и другие наши города только вместе с Россией, вобравшей в себя великое достояние всех живших на этой земле русичей. Сегодня историческая память немыслима без святого Александра Невского, его Идеи, его Выбора ! Нет, не погибнут страна и народ, если в нас осталась хотя бы одна животворная частица его вечной памяти. Мы все пойдем за тобой, святой и благоверный великий князь наш Александр Невский, надежда духовного Возрождения России и ее прадедовой славы!

Радуйся, безопасности всея Северныя земли Российския охранителю! Радуйся, общего мира во днех своих устроителю! Радуйся, Петрова града благонадежное утверждение! Радуйся, Северныя столицы неоцененное украшение!

Миф о том, что «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране - беспочвенная публицистика.

Вопрос № 3: «Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде»

Александра Ярославича нередко укоряют в том, что он обращал оружие только против Запада. А Запад-де не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно «для усиления личной власти».Всё это, разумеется, пронизано идеологией Нового времени, и к Средневековью никакого отношения не имеет. Вряд ли в XIII столетии можно говорить о «едином Западе». Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский орден, а также шведские завоеватели. И разбивали их на русской территории, а не у них дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, являлась вполне реальной. Мудрено увидеть в тевтонских рыцарях союзника для противостояния татарам - они в большей степени интересовались не ордынской проблемой, а захватом Пскова и приграничных областей Новгородчины.

Существует один миф: «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.

Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от подавляющего большинства наших государей того периода. Иными словами, неверна сама формулировка вопроса: никакого «исторического выбора» Александром Невским сделано не было. Он действовал в русле той политической ситуации, которая ему досталась в готовом виде.

Что же касается «азиатской державы», то сегодня звучат разные точки зрения на сей счет. Правда же состоит в том, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии.

В 1246 году, возвращаясь на Русь из поездки в Каракорум, к императору великой империи монголов, умер великий князь Ярослав Всеволодович. Тогда и его сыну Александру пришлось первый раз «поехать в татары». Визитом к Батыю его мытарства не закончились. Пришлось отправляться в Каракорум. Вернулся князь, по разным свидетельствам, лишь в 1249-м или даже 1250 году, и «бысть радость велика в Новегороде». Вместе с ним возвратился и брат Андрей.

Источники глухо доносят до нас отголоски борьбы за великокняжеский престол, разгоревшейся после кончины Ярослава. Недолгое время в стольном граде Владимире удерживался дядя Александра Невского - князь Святослав Всеволодович. Затем великим князем владимирским стал младший брат Александра, Михаил Хоробрит. Потом другой младший брат - Андрей Ярославич. К верховной власти он пришел не по старшинству, минуя нескольких претендентов, которые имели больше прав на престол. Пока он распоряжался во Владимире, Александр Ярославич, получивший от монголов княжение в Киеве и Новгороде, планировал наладить дела в далеком Киеве. Но там царили разор и безлюдье, так что планам его не суждено было осуществиться. К тому же, в 1251 году его настигла тяжелая болезнь, от которой князь едва не скончался. Выздоровев, он отправился к хану, добиваться великого княжения на всей Руси. Выслушав Александра Ярославича, татары его отпустили «…с честию великою, давши ему старейшинство во всей братьи его». К тому времени младший брат успел сделать непоправимую ошибку.
Андрей Ярославич не умел уживаться с ордынцами и отказался служить хану. А значит, и выплачивать дань.

Прежде рассказа о том, что произошло после этого его шага, следует сделать важное отступление. Монголо-татарское иго часто воспринимают как сплошное мирное время от нашествия Батыя до битвы на поле Куликовом. Это совсем не так. В 140-летний промежутке от первого события до второго уместились десятки жестоких столкновений между русскими и ордынцами. И сколько было нанесено по Руси ударов, иногда более сокрушительных, чем во времена Батыя! Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать»… за каждым таким словосочетанием - горящие города, тысячи убитых и угнанных на чужбину русских.

Так вот, в 1252 году на Владимирскую Русь за непокорство и строптивость великого князя Андрея Ярославича и его брата Ярослава Ярославича обрушились татарские тумены под командованием полководца Неврюя. Полки двух братьев были разгромлены в жестоком бою у Переяславля-Залесского, а сам великий князь бежал в Швецию, откуда вернулся лишь несколько лет спустя. Ярослава Ярославича приютила Ладога, а затем Псков. Погибли его супруга и воевода Жидислав. Земля же испытала новое разорение: ордынцы угнали множество пленников, забрали у крестьян скот.
Когда Русь исходила кровью от «Неврюевой рати», Александр Невский находился в Орде и не оказал братьям никакой поддержки. В те времена не существовало единой Руси. И братья являлись равными независимыми властителями в своих землях. Один из них, ранее несправедливо поступив по отношению к другому, вряд ли мог рассчитывать на подмогу от него в трудный час...

Историки, настроенные к Александру Невскому недоброжелательно, даже обвиняли князя в том, что он способствовал отправке карательной рати против младшего брата. Однако по сию пору никто не привел сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу этой гипотезы.
После бегства Андрея сам Александр Ярославич стал великим князем (1252). Он княжил более десятка лет, до самой своей смерти.

Одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой - улещивать ордынцев, отводя опасность новых набегов и удерживая в повиновении младших князей.

Самой тяжелой и, как сейчас говорят, «непопулярной» задачей его правления стало - обеспечить правильное налогообложение в пользу Орды. Только так Александр Ярославич мог избавить Русь от новой «Неврюевой рати». Но именно тот город, который более всего обязан его воинской доблести, хуже всего отнесся к перспективе платить ордынцам дань.

Заняв великое княжение владимирское, Александр Ярославич дал новгородцам юного сына Василия. Василий честно дрался за Новгород с Литвой и одержал победу. Но вече выгнало Василия. Вместо него новгородцы позвали к себе младшего брата Александра Ярославича - князя Ярослава, укрывавшегося от татарского гнева во Пскове. Разумеется, им хотелось отдать правление городом в руки взрослого мужа, а не отрока. Ярослав был старше Василия на полтора десятилетия, имел опыт боевых действий, хотя и неудачный. Великий князь разгневался: совсем недавно младший брат участвовал в антиордынском восстании, и его нынешнее княжение на Новгородчине для татар - словно красная тряпка для быка! Александр Ярославич явился с полками, принудил вечевую республику вернуть Василия и расстаться с Ярославом. Он также утвердил в городе власть своего ставленника - посадника Михалки.
1257 год принес черную весть: «низовская» Русь (Рязань, Владимир, Суздаль, Муром и т.п.) дали ордынцам «число». Иными словами, позволили собрать сведения для налогообложения. Вслед за ними пришел черед Новгорода. Здешнее население, незнакомое с кошмаром ордынских набегов, не завоеванное монголо-татарами, не терпевшее власти их представителей-баскаков, возмутилось. Древняя новгородская вольница не допускала мысли о подобном унижении. Посадник Михалко приступил к горожанам с уговорами, но его не захотели слушать. Верный слуга князю Александру, он жизнью расплатился за попытки склонить Новгород к общерусскому порядку. Более того, сам князь Василий, княжич-отрок, поставленный на этот «стол» отцом, то ли убоялся поддержать его требование, то ли испытал сочувствие к новгородцам. Он просто ушел во Псков.

Тогда к Новгороду двинулся сам Александр Ярославич с «послами татарскими». Он не раз спасал эту землю от чужеземной власти. Но теперь гневу князя не было границ. Он-то видел, как гибла Русь под татарскими мечами, как великие полки в битвах с огромным войском ордынцев ложились, словно скошенные колосья, - не раз, не два и не три. И он, как никто другой, понимал: если позволить новгородской вольности по-прежнему цвести и благоухать, карательная рать прибудет к стенам города незамедлительно. Полягут те смельчаки, коим теперь так мило рвать глотки на вече, в отдалении от смертоносных туменов.
Смирив Новгород, Александр Невский спас его.

Пришлось применить свирепые меры «убеждения». Колеблющийся, сомневающийся княжич Василий немедленно отправился на Владимирщину, а те, кто давал ему советы, жестоко поплатились: «Овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повел». С новгородцами, увидевшими силу, князь договорился миром, дал им другого сына - Дмитрия, и получил от них дары для хана.

Полтора года спустя Александр Ярославич все-таки заставил горделивых вечевиков «дать число». Им пригрозили: «Аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовской земле». И новгородцы покорились. Когда к ним приехали татарские «численники», город полыхнул было новым мятежом. «Меньшие» люди решили: «Умрем честно за святую Софию и за домы ангельские». Но им противустало местное боярство: знать лучше понимала, чем грозит городу неповиновение. Численники получили охрану. «И почаша ездити оканьнии по улицам, пишучи домы християньскыя». Так Новгород превратился в данника Орды… Горько, грустно. Но прежде всего, город остался цел. Головешки Новгорода - куда более печальный вариант развития событий, нежели Новгород, согласившийся платить татарские налоги.

Силы для отпора монгольской власти копились исподволь, под прикрытием безоговорочного подчинения ханам. В начале 60-х годов XIII века подошло время для пробного удара. В городах Северо-Восточной Руси бесчинствовали откупщики даней - магометане (бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии), названные в источниках «бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи, «лютое томление». В Ярославле у представителя ордынцев Кутлубия служил некий приспешник - бывший монах Зосима (Изосима), перешедший в ислам «пьяница» и «кощунник». Который особенно свирепствовал вместе со своим хозяином. Однако ордынская власть над Русью в те годы заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на несколько лет. Именно тогда, в 1262 году, и вспыхнуло восстание, разом охватившее огромную территорию. В Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле, Переяславле-Залесском и Устюге Великом «бысть вече», и Бог «вложи ярость хрестьяном во сердце». Откупщиков перебили или изгнали из городов, Кутлубий и Зосима также погибли, а тела их ярославцы «повергоша псом на снедение», т.е. бросили на корм «псам и воронам».

О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским (если только не о координирующей роли князя), свидетельствует строка в Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот, «что татар бити». В других летописях это сообщение отсутствует, поэтому историки относятся к нему с большой осторожностью.

После восстания великий князь Александр отправился в Орду «за христианы с погаными… перемогаться», вымаливать мир своей земле. То ли благодаря его усилиям, то ли из-за напряженной внешнеполитической ситуации, то ли ожидая встретить на Руси серьезное сопротивление, золотоордынский хан Берке не стал посылать карательную экспедицию. По одной из версий, Берке даже был заинтересован в изгнании откупщиков из русских городов, поскольку доход от откупов шел не ему непосредственно, а великому хану в далекую Монголию… Однако его вряд ли устраивало усиление одного из русских князей. В этом виделась излишняя, с ордынской точки зрения, самостоятельность «улуса». Александр Ярославич был надолго им задержан. Князь заболел, или, возможно, его отравили, уже на обратной дороге. 14 ноября 1263 года, приняв схиму, он окончил земной путь в Городце.
Видно ли во всем этом «Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде»? На мой взгляд, нет.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

Середина XIII века стала одним из самых сложных периодов российской государственности. Сначала в ослабленную междоусобицами страну вторглись монголы (основной поход — 1237—1240 годы, первая битва — 1223 год). В то же время в 1240—1242 годы ситуацией решили воспользоваться немцы и шведы. У атакованной с двух сторон Руси было не так уж много шансов выстоять, но от одного из посягательств ей всё же удалось отбиться. С этим подвигом неразрывно связано имя Александра Невского.

«Столетняя война» шведов и новгородцев

Впервые русские войска встретились со своими западными соседями не в 1242-м и даже не в 1240 году, а значительно раньше. Напряжённость в отношениях между новгородцами и шведами стала ощущаться с 988 года, когда на Руси приняли православие. Уже к концу X века она приняла форму военных набегов, но тогда Ярослав Мудрый смог пресечь конфликт на корню, и следующие сто с лишним лет между соседями царил мир (во всяком случае, источников, говорящих об обратном, учёным обнаружить не удалось). Трения возобновились в первой трети XII века и периодически продолжались вплоть до двух знаменитых битв Александра Невского.

Первые стычки не носили яркого религиозного характера: противников интересовали добыча и земли (в частности, Ижорская земля и Карельский перешеек). Статус священной войны у русско-скандинавского противостояния появился в 30-х годах XIII века, когда папа Григорий IX призвал защитить Финляндию от притязаний православных русских. Здесь к шведам присоединились рыцари Ливонского ордена и датчане. Но даже папская булла 1237 года не избавила крестоносцев от приземлённых мотивов, а именно — стремления контролировать Неву, Волхв и водные пути в районе Ладожского озера.

Раскол во мнениях

Дальше мнения исследователей резко расходятся. В традиционной версии шведские войска в июле 1240 года высадились на берегу Невы и стали ждать подкрепления со стороны немцев. Не дождавшись, они были разбиты войском Александра Невского, которого, в свою очередь, затем победили подоспевшие рыцари. Правда, уже через год новгородский князь разбил и их, вынудив отойти к Чудскому озеру. Сторонники этой версии считают, что поход на Русь имел для объединённых немецко-скандинавских войск большое значение: об этом свидетельствует тот факт, что с войском было два или три епископа из имевшихся в Швеции шести. Соответственно, и победы в этих сражениях чрезвычайно важны для судьбы России.

Другие историки, например Игорь Данилевский, полагают, что значение обеих битв преувеличено: в летописях того времени о них либо ничего не сказано, либо даётся совсем немного информации, не соответствующей эпическому духу сражения (Новгородская летопись, например, сообщает о двадцати русских, погибших в Невской битве).

  • Картина Сергея Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»
  • globallookpress.com

Сторонники традиционной версии аргументируют это тем, что о захвате монголами Киева найденные письменные источники тоже не распространялись, хотя событие имело большое значение для истории страны.

Но на этом противоречия между исследователями не исчерпываются. Следующий вопрос: где же всё-таки происходило Ледовое побоище? Дело в том, что за прошедшие со времён битвы столетия названия, упомянутые в летописи, исчезли, а следы сражения затерялись где-то на дне. Тщательные поиски Узмени, Вороньего камня и других летописных локаций в период с середины XIX до середины XX века привели к тому, что теперь на карте между Чудским и Псковским озёрами есть как минимум шесть точек, где могло произойти сражение. Наиболее вероятно, что этим местом был участок Тёплого озера — узкий пролив, соединяющий два вышеупомянутых крупных водоёма.

«И бысть сеча зла...»

Как проходило само сражение? В 1241—1242 годах Александр Невский оттеснил немцев из русских земель, в частности из Пскова (вопрос о том, как крестоносцы здесь очутились, тоже спорный — Данилевский, например, сообщает, что жители города сами их позвали). Рыцари долго отступали, пока не дошли до льдов Чудского озера, где и решили принять бой.

Ход сражения русские летописи, как было сказано выше, описывают кратко и довольно абстрактно, но остались и немецкие записи. В совокупности эти свидетельства дают определённую картину произошедшего.

Утром 5 апреля войска приготовились к битве. Разные источники приводят весьма отличные друг от друга данные об их численности: автор «Истории военного искусства» Евгений Разин говорит, что с обеих сторон было примерно по 15 тысяч человек, русские летописи утверждают, что у немцев погибли 500 человек и 50 были взяты в плен (что, однако, не говорит напрямую о численности войска). В немецких записях говорится, что 20 рыцарей пали, шесть были схвачены (наёмников авторы, вероятно, не считали). Даже если предположить, что по современным меркам битва эпической не была, нужно иметь в виду, что в XIII веке такие цифры ничтожными не считались: у Ливонского ордена вряд ли было больше 100—150 рыцарей, и поэтому потеря 20 из них считалась крупным поражением.

  • Одна из миниатюр Лицевого летописного свода
  • globallookpress.com

Рыцари выстроились клином. Как встали новгородцы доподлинно неизвестно, но стрелки определённо расположились в первых рядах. Сначала атаковали немцы: их мечи уже добрались было до русских воинов, но обрывистый берег озера помешал закованным в тяжёлые латы рыцарям справиться с противником. А русские войска чувствовали себя вполне уверенно: они окружили неповоротливых немцев и начали стаскивать их с сёдел. Дальнейшее развитие событий всем известно: лёд треснул под тяжестью рыцарей — кто-то утонул, кто-то спасся бегством.

Русские преследовали ливонцев более семи километров. В результате немецкие феодалы попросили мира у новгородцев и десять лет действительно не предпринимали новых попыток захватить Псков.

В том, что Невская битва и Ледовое побоище имели особое значение, сходятся все — даже исследователи-скептики. И значение это заключается в сохранении православия. Непонятно, правда, действительно ли эту цель преследовал сам князь, но благодаря его победам Русь осталась православной, что во многом предопределило её дальнейший путь.

Loading...Loading...