Йога око возрождения. Гимнастика "Око Возрождения": отзывы врачей и практикующих

Тибетская Йога

Этот набор упражнений также имеет следующие названия: Пять Тибетских Ритуалов , Пять Тибетских Жемчужин . Данный комплекс, состоящий из пяти упражнений, был создан тибетскими ламами монахами. Им удалось разработать систему движений, которая способствовала бы укреплению физического тела человека путем увеличения его энергетического потенциала. Принцип действия комплекса основан на теории вихрей , которые являются атрибутами эфирного тела человека , проще говоря это вращающиеся энергетические области, насыщенные праной . Благодаря систематическому выполнению этих пяти ритуалов по энергетическим каналам человека начинает перемещаться прана , которая заполняя физическое тело и ауру, в прямом смысле запускает процесс омоложения и оздоровления организма. Выполняя этот комплекс ежедневно, человек укрепляет иммунную систему, восстанавливает жизненную силу организма, избавляется от многих заболеваний, уравновешивает взаимодействие биоэнергетических процессов и мн.др. Выполнение данного комплекса занимает от десяти до тридцати минут.

    Комплекс включает в себя следующие пять ритуальных действий :
  • Комбинация Позы Жезла и Позы Стола;
  • Комбинация Позы Собаки и Позы Змеи.

Первое ритуальное действие

Это упражнение представляет собой вращение с целью стимуляции в теле человека потока жизненной энергии . Выполняется оно с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Говоря проще, с помощью первого ритуального действия мы как бы разгоняем вихри , придавая их вращению скорость и стабильность. Большое значение имеет направление вращения – по часовой стрелке . Значительно повышает скорость вращения энергии во всех чакрах , в особенности расположенных в области лба, груди, коленях и на макушке. Обновление клеток положительно влияет на спинной мозг, что в свою очередь помогает избавиться от головных болей, даже хронического характера. Происходит омоложение всего организма.

  • Встать и выпрямиться. Развести руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз.
  • Начинайте вращение по часовой стрелке, т.е. слева на право. Считайте вращения.
  • Старайтесь во время вращения не сходить с места. Следите, чтобы подбородок не был опущен вниз, а плечи оставались в расслабленном состоянии. Не сутультесь.
  • Выполняйте вращения до ощущения головокружения, но не более 21 раза.
  • После вращения сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов через нос, чтобы остановить головокружение.

Внимание

  • Первое ритуальное действие может вызвать головокружение, тошноту, потерю равновесия. Поэтому если вы впервые выполняете это упражнение, старайтесь вращаться медленно и фокусируйте взгляд на какой-то неподвижной точке.
  • В период начального освоения ритуальных действий очень важно не переусердствовать. Старайтесь никогда не переходить ту грань, за которой легкое головокружение переходит в весьма заметное и сопровождается слабыми приступами тошноты, поскольку практика последующих ритуальных действий в этом случае может вызвать рвоту. По мере практики всех пяти ритуальных действий вы со временем постепенно обнаружите, что можете вращаться в первом действии все больше и больше, не доводя себя до ощутимого головокружения.
  • Подавляющему большинству взрослых людей для начала достаточно пять раз обернуться вокруг своей оси, чтобы ощутить головокружение. Потому тибетские монахи рекомендуют начинающим ограничиваться тремя оборотами . Если после выполнения первого ритуального действия вы почувствуете потребность присесть либо прилечь, дабы избавиться от головокружения - обязательно последуйте этому естественному требованию вашего тела.

Второе ритуальное действие

Цель выполнения второго ритуального действия заключается в наполнении вихрей эфирной силой, увеличения скорости их вращения и осуществления их стабильности. На физиологическом плане упражнение оказывает тонизирующее действие на почки, щитовидную железу, органы пищеварения, половые органы. Оказывает благотворное влияние при артрите, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нерегулярных менструациях и симптомах менопаузы, при болях в спине, одеревенении шеи и ног. Положительно влияет на кровообращение, ток лимфы, дыхание, укрепляет диафрагму и сердечную мышцу. Избавляет от хронической усталости, подтягивает брюшные мышцы.

  • Лягте на спину. Вытяните руки вдоль туловища. Ладони прижмите плотно к полу, создавая небольшой упор.
  • Сделайте глубокий вдох носом, оторвите голову от пола и крепко прижимите подбородок к груди.
  • Затем поднимите вертикально вверх прямые ноги, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Если можете, поднимайте ноги не просто вертикально вверх, но еще дальше на себя - до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола.
  • Совершая выдох носом, неторопливо синхронно опустите голову и ноги обратно на пол.
  • Сделайте небольшую паузу, давая своим мышцам немного расслабиться, и повторите это действие необходимое количество раз. Максимальное количество 21 раз.

Внимание

  • При исполнении данного движения постарайтесь держать ноги прямыми . Если поднятие прямых ног является трудновыполнимым, делайте упражнение с полусогнутыми ногами, с практикой они у вас будут становиться более прямыми.
  • При сильных болях в нижней части спины, шее, при чрезмерном одеревенении в плечах или ногах, при язве, обширном склерозе, высоком кровяном давлении – выполняйте второй ритуал медленно и увеличивайте количество повторений на одно или два в неделю.
  • В этом ритуальном действии большое значение имеет координация движений с дыханием . В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания - такой же выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Третье ритуальное действие

Третье ритуальное действие еще более усиливает действие второго. Благотворно влияет при артрите, нерегулярных менструациях, при менопаузе, болях в спине, шее, при застое в носовых пазухах.

  • Встаньте на колени и установите их на расстоянии ширины таза, ладони расположены на задней поверхности бедер под ягодицами.
  • Сделайте полный выдох носом и плавно опустите голову вперед, прижимая подбородок к груди.
  • С медленным глубоким вдохом прогнитесь назад, выгибая позвоночник дугой, опираясь руками о бедра, и запрокидывая голову назад как можно дальше.
  • После небольшой паузы сделайте выдох и вернитесь в исходное положение.

Внимание

  • Упражнение требует строгого согласования движений с ритмом дыхания. В самом начале следует сделать такой же глубокий и полный выдох, как в первом. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение - выдыхать. Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением эфирной силой. Поэтому дышать при выполнении ритуальных действий Ока возрождения необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.
  • Пальцы ног должны быть подогнуты таким образом, чтобы их подушечки касались пола. При обхвате ладонями задней части бедер, большие пальцы рук должны быть обращены вперед.
  • Держите голову и шею в расслабленном состоянии.
  • При высоком кровяном давлении не допускайте, чтобы ваша голова опускалась ниже уровня сердца. Если вас мучают сильные боли в шее, спине, вас преследуют частые мигрени, хроническая усталость – делайте это упражнение очень неспешно, прибавляя каждую неделю не более двух повторений.
  • Чтобы не было дискомфорта от упора колен в твердую поверхность, следует сложить коврик необходимое количество раз.

Четвертое ритуальное действие

Четвертое ритуальное дейтвие укрепляет органы желудочно-кишечного тракта, половые органы, включаю матку и простату, щитовидную железу, сердечную мышцу, брюшную полость, мышцы живота, руки, плечи, бедра, улучшает кровообращение и ток лимфы. Благодаря этому движению дыхание делается глубоким, прочищаются носовые пазухи, повышается скорость вращения важных вихрей, расположенных в области горла, грудной клетке, брюшной полости, копчике. Возрастает уровень жизненной силы и значительно укрепляется иммунная система.

  • Сядьте на коврик и примите Позу Жезла . Ноги вытянуты перед собой на ширине плеч, стопы смотрят пальцами вверх.
  • Ладони расположены на полу возле ягодиц, руки прямые, пальцы сомкнуты и обращены вперед, в сторону ног.
  • На выдохе прижмите подбородок к груди.
  • Затем неспешно сделайте глубокий вдох, запрокиньте голову назад как можно дальше и поднимите туловище параллельно полу. Вы должны опираться на руки и ноги, согнутые в коленях.
  • Достигнув этого положения - Позы Стола , нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом - расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком.
  • Повторите необходимое количество раз. Максимальное количество 21 раз.

Внимание

  • И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову - выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения - задержать дыхание, и опускаясь - полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями - сохранять неизменный ритм дыхания.
  • Когда вы подняли и зафиксировали туловище параллельно полу, следите за тем, чтобы ступни не отрывались от пола, а колени не расползались в стороны. Голова при этом должна удерживаться на одной линии с позвоночником. Если у вас повреждены запястья, попробуйте сжать руки в кулаки, чтобы можно было опираться на них.
  • При наличии язвы, высокого кровяного давления, боли в спине, шее, плечах, ногах, обширном склерозе, болезни Паркинсона – выполняйте данное упражнение крайне осторожно, в медленном темпе, увеличивая количество повторений постепенно, не более двух в неделю. Выполнение этого ритуала может привести к перерыву в менструальном цикле или усилению спазмов.

Пятое ритуальное действие

Пятое ритуальное действие особенно полезно женщинам с симптомами менопаузы, нерегулярными и вялотекущими менструациями, заболеваниями половых органов. Хорошо очищает дыхательные пути, помогает при заболеваниях органов пищеварения, приносит облегчение при артрите в спине, бедрах, руках, ступнях. Улучшает циркуляцию крови и лимфы, что благотворно влияет на иммунную систему, способствует глубокому дыханию, повышению уровня энергии и жизненной силы.

  • Примите Позу Змеи , максимально прогнуться в позвоночнике, тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Плечи находятся прямо над ладонями, ступни на ширине плеч. Туловище должно быть приподнято таким образом, чтобы ноги и таз не соприкасались с полом. Расстояние между ладонями - немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног - такое же.
  • После глубокого выдоха, сделайте медленный вдох носом и плавно запрокиньте голову назад как можно дальше. Создайте напряжение в мышцах на пару секунд.
  • Продолжая вдох, поднимите ягодицы вверх так, чтобы тело представляло собой фигуру правильного треугольника. Вы войдете в Позу Собаки .
  • Подбородок прижмите к груди, чтобы вы могли видеть свои ступни.
  • Постарайтесь прижать ступни к полу, а ноги постарайтесь выпрямить.
  • Задержитесь в этом положении пару секунд, создавая напряжение в мыцах.
  • Затем сделайте полный выдох и вернитесь в Позу Змеи .
  • Повторите необходимое количество раз. Максимальное количество 21 раз.

Внимание

  • В Позе Змеи старайтесь прогибать спину назад как можно больше, но не за счет предельного излома в пояснице, а за счет расправления плеч и максимального прогиба в грудном отделе.
  • Схема дыхания в пятом ритуальном действии несколько необычная. Начав с полного выдоха в Позе Змеи прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при входе тела в Позу Собаки . Возвращаясь в Позу Змеи , вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.
  • При язве, хронической усталости, болях в спине, ногах, руках, шее, слабых мышцах живота, обширном склерозе, болезни Паркинсона – выполняйте медленно данное движение и увеличивайте количество повторений понемногу, не более двух в неделю.
  • Желательное время суток для выполнения утро или вечер. Лучше всего - на восходе и на закате. Но если у вас много работы и вы не смогли проснуться до восхода солнца - не расстраивайтесь. Вы можете выполнить свою утреннюю серию ритуальных действий тогда, когда это будет удобно. Главное, чтобы это произошло до полудня, поскольку после полудня начинается время вечерней серии. Однако к такому режиму следует приходить постепенно, начав с одной полной серии один раз в день - утром или вечером.
  • В начале практики желательно выполнять каждое ритуальное действие три раза единожды в день. Такой режим должен сохраняться в течение одной недели. Затем каждую неделю прибавляют по два повторения. Таким образом, в течение второй недели ежедневно делается по пять повторений каждого ритуального действия, в течение третьей - по семь, в течение четвертой - по девять, и так далее до тех пор, пока дневное количество повторений не достигнет двадцати одного раза. Если выполнение всех ритуальных действий в соответствующем количестве вызывает трудности, можно разбить их на серии и выполнять в два или даже в три приема. Но в каждую серию обязательно должны входить все пять ритуальных действий строго в соответствующем порядке .
  • Переставлять ритуальные действия Ока возрождения местами, равно как и разносить их во времени нельзя. Например, вместо одной, скажем, утренней тренировки, состоящей из двадцати одного повторения каждого действия, вы можете провести две - утреннюю и вечернюю, выполнив, допустим, десять повторений утром и одиннадцать - вечером. Или же - три тренировки по семь повторений каждая: утром, в полдень и вечером.
  • Особые проблемы часто бывают связаны с освоением первого ритуального действия - вращения вокруг своей оси. Если вы с ними столкнетесь, не отчаивайтесь и не спешите. Выполняйте вращение столько раз, сколько можете. Пройдет время, и вы научитесь без труда поворачиваться вокруг своей оси все предписанные двадцать один раз.
  • В выполнении ритуальных действий следует соблюдать порядок и целостность. Одно без другого они работают не столь эффективно.
  • Ни в коем случае нельзя допускать перенапряжения и переутомления . Это может привести только к отрицательному результату. Нужно просто делать так, как получается, то, что получается, постепенно увеличивая количество и приближаясь к идеальной форме. Время и терпение в данном случае выступают в роли союзников.
  • Если в силу некоторых причин человек вообще не может выполнить какое-либо из пяти ритуальных действии. Следует изыскать хоть какой-то способ преодолеть препятствие, скажем, придумав какое-нибудь приспособление или воспользовавшись чьей-либо помощью, следует это сделать и практиковать все пять действий. Однако в самом крайнем случае, если другого выхода нет, нужно делать хотя бы то, что доступно.
  • Если вы занимаетесь чем-то еще - занимайтесь на здоровье. Око возрождения только поможет вам, значительно повысив эффективность ваших основных тренировок.
  • В промежутках между повторениями ритуальных действий нужно продолжать дышать в том же ритме, что и во время практики. Однако если вы не чувствуете затруднений, паузы между повторениями одного и того же ритуального действия делать ни к чему, вам следует просто повторять движения в виде одной непрерывной серии. А вот между каждыми двумя ритуальными действиями пауза необходима. Причем не просто пауза. Нужно встать прямо, положить руки на талию и выполнить несколько плавных полных дыханий, внимательно следя при этом за ощущениями, возникающими в теле, и сосредоточив внимание на области тела, находящейся внутри живота на уровне пупка. Раньше или позже вы непременно ощутите струящиеся по телу во время вдоха потоки праны. А через некоторое время, вероятно, вам станут видны вихри. Дыша в паузах между действиями, старайтесь во время выдоха максимально расслабиться и ощутить, как испорченная прана вместе с тонкими загрязнениями и болезненными блоками покидают тело, вымываемые потоками свежей праны, поступившей в тело при вдохе.
  • После практики лучше всего принять тепловатую или чуть-чуть прохладную ванну или душ. Можно просто обтереть все тело полотенцем, смоченным в теплой воде, а затем вытереться насухо. Но ни в коем случае нельзя пользоваться после практики заметно прохладной и тем более - холодной водой. И еще - никогда не принимайте холодную ванну, душ, обливание или обтирание до состояния, при котором холод проникает глубоко внутрь тела, поскольку это существенно нарушит эфирную структуру, выстроенную практикой ритуальных действий. Ни перед занятиями, ни после, ни в любое другое время. Причем если до тренировки и в другое время короткие и неглубокие холодные водные процедуры могут быть использованы вами для общей закалки, то непосредственно после занятий они строжайше противопоказаны, так как способны вызвать патологические изменения, которые при том арсенале средств, которым вы владеете, окажутся необратимыми. Поэтому, если вы не имеете возможности сразу после практики принять какую-либо из теплых водных процедур, подождите, пока тело не остынет после тренировки, выдержав, как минимум, час, и только после этого пользуйтесь холодной водой.
  • Необходимо регулярно практиковать ритуальные действия, начав с трех повторений каждого и постепенно доведя до двадцати одного раза в день. Пропускать допустимо не более одного раза в неделю, но ни в коем случае не больше. Если же отъезд или какая-нибудь иная причина заставит вас прервать практику хотя бы на два дня, все достигнутые вами результаты окажутся под угрозой. При длительном перерыве возникает опасность того, что тело ваше начнет деградировать гораздо быстрее, чем это было до того, как вы начали практику.
  • Подавляющее большинство тех, кто начинает практиковать Око возрождения , в очень скором времени обнаруживает, что это не только полезно, но и очень приятно. Ощущение собранности, силы и готовности встретиться во всеоружии с любыми задачами настолько воодушевляют практикующего, что он просто-таки с нетерпением ждет того момента, когда придет время, отведенное им для очередных занятий. В конце концов, на выполнение всех пяти ритуальных действий в полном объеме требуется всего-то на всего пятнадцать-двадцать минут! А человек хорошо тренированный выполняет их все вообще за восемь-десять минут.

П рактика «Око Возрождения» известна как йогическая традиция, берущая начало в монастырях Тибета. Считается, что ей уже более 2500 лет и знания о ней передавались исключительно из уст в уста среди тибетских монахов, отсюда и ещё одно название - «тибетская йога».

Теории происхождения практики "Око возрождения"

Существует несколько версий происхождения этой практики, или ритуалов. Так, по утверждению одного учёного и монаха тибетского буддизма, эти упражнения берут своё начало от аутентичной индо-тибетской тантрической линии. В то же время эти ритуалы практиковались в течение многих столетий до того, как сформировалась йогическая традиция в таком виде, в каком мы её сейчас знаем и понимаем. То есть всё указывает на то, что несмотря даже на внешнее сходство в исполнении некоторых движений из гимнастики «Око Возрождения» с йогическими, это вполне самостоятельная линия духовной практики, включающая в себя не только теоретическую часть, но и практическую в виде упражнений.

Для того чтобы завершить обзор различных теорий о происхождении этих ритуалов, можно обратиться за разъяснением к системе «Кум нье», так как существуют определённые ссылки на неё, и, также как и гимнастика «Око Возрождения», вышеупомянутая система насчитывают более 2000 лет существования.

Популяризация и распространение "Ока возрождения"

В западном мире данная практика стала известна и получила широкую популярность после публикации книги Питера Келдера «Око Возрождения» в 1939 году, где он описывает своё знакомство с Ричардом Бредфордом, в ту пору уже согбенным стариком, полковником британской армии, который вышел в отставку после долгой службы в Индии.

В бытность свою офицером Бредфорд слышал невероятные истории о необычных практиках, используемых тибетскими ламами, которые позволяют им долго оставаться в хорошей физической форме и при этом не стареть. Именно тогда полковник и принял решение о том, что он непременно разузнает больше об этих таинственных ритуалах.

Далее повествование Келдера обрывается, а возобновляется, когда спустя несколько лет к нему на прием пришёл один человек, высокий моложавый господин лет сорока. Каким же было удивление автора, когда он узнал в нём того самого полковника Бредфорда, но он стал совсем другим - ни намёка на болезненность или усталость. Напротив, правильная осанка, быстрые чёткие движения как будто и вовсе никогда он не был тем человеком, каким его повстречал автор книги в первый раз.

То, что произвело такое неизгладимое впечатление на Келдера, было ничем иным как волшебным превращением Бредфорда после нескольких лет, проведённых вместе с ламами в Тибете, где он предстал перед «Оком Возрождения», как называют эти практики в монастыре, и впитал в себя все знания монахов, практикуя ежедневно все пять ритуалов.

Такова история, изложенная в книге. Но это всего лишь предисловие. Действительно ли такова реальность? Если да, то что же это за ритуалы, с помощью которых можно возвратить молодость или хотя бы повернуть время вспять и ощутить былую свежесть и энергию в теле?

Как следует дальше из повествования, Бредфорд, вернувшись в Англию, набрал группу желающих освоить эти упражнения, и пожилые люди мало-помалу, постепенно осваивая эту гимнастику, действительно восстановили здоровье, стали активными и подвижными, а вместе с тем изменился и их внешний облик.

Предназначение данной практики

Гимнастика «Око возрождения» прежде всего рассчитана на тех людей, которые хотят улучшить своё физическое состояние и помочь своему физическому телу омолодиться, но по определенным причинам не могут уделять достаточно времени другим духовным или физическим практикам в течение дня. Включив же «Око» в своё расписание, на которое потребуется отвести всего лишь 10-15 минут в любое время дня, можно практиковать его ежедневно. Есть лишь одно условие - дисциплина. Считается, что нужно заниматься этой гимнастикой ежедневно, без перерывов. Максимально возможный период «отдыха» от упражнений - это 1-2 дня, не больше, иначе эффект, накопленный за всё время выполнения пропадает.

Система чакр и их значение в практике «Око Возрождения»

Пять упражнений составлены таким образом, чтобы активировать в организме работу чакр, или, как их ещё иначе называют, «вихрей». Всем известно, что у человека насчитывается 7 главных чакр - энергетических центров, расположенных вдоль позвоночного столба, начиная снизу и заканчивая так называемой коронной чакрой, располагающейся в области макушки головы. На самом же деле этих чакр намного больше. В некоторых источниках упоминается о более 140 чакр, включая и те, которые находятся на кончиках пальцев рук и ног. В описании этого комплекса различают 19 чакр: 7 основных и 12 расположенных в областях, соответствующих креплению главных суставов: плеч, локтей, кистей, бёдер, коленей и стоп.

На достижение баланса в работе всех этих чакр и гармоничное развитие каждой из них и направлена данная практика, так как изначальный тезис, лежащий в её основе состоит в том, что именно несогласованная работа энергетических центров организма или выход их из строя способствуют застою энергии в тех местах и/или во всем организме, что и препятствует свободному течению энергии по телу и в конце концов проявляется на физическом уровне в виде болезней. Для того, чтобы повернуть процесс вспять, нужно гармонизировать работу всех чакр.

"Око возрождения": 5 тибетских упражнений

Не случайно комплекс «Око Возрождения» («Пять тибетских упражнений») начинается по сути с «кружения дервишей». Это кружение вокруг своей оси выполняется по часовой стрелке, потому что в буддистской традиции вращение по часовой стрелке отличается благотворным влиянием на организм, в то время как против часовой - отрицательным.

Это первое упражнение или ритуал повторяется для начала 3 раза. Вообще все упражнения данной системы подразумевают последовательное повторение каждого из них определённое количество раз, начиная с 3 и доводя его до 21 раза. Это правило должно неукоснительно соблюдаться и относится ко всем 5 упражнениям комплекса.

Такое верчение на месте часто вызывает трудности у людей со слабым вестибулярным аппаратом, у некоторых просто с непривычки начинает кружиться голова. Если по каким-то причинам выполнение вращения невозможно, то можно отложить его выполнение на более позднее время, когда организм окрепнет, тем временем осваивая остальные 4 упражнения, которые следуют друг за другом.

Второе упражнение комплекса выполняется лёжа и воздействует на энергетические центры в области бёдер, а также укрепляет мышцы брюшного пресса. Оно заключается в том, что вместе с одновременным приподниманием головы и прижатием подбородка к груди прямые ноги поднимаются вверх перпендикулярно полу.

Третье имеет много общего с «позой верблюда» (Ushtrasana), но при этом не требует такого мощного прогиба назад, помогает подкорректировать осанку и «почувствовать» спинные мышцы.

Четвертое в чём-то напоминает известную Setu Bandha Sarvangasana, но несколько видоизменённую. Это упражнение направлено на активизацию всех чакровых центров, хорошо вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы рук и ног, а также естественно массирует внутренние органы, что способствует улучшению работы желудочно-кишечного тракта.

Пятое укрепляет мышцы ног и, также как 2 предыдущих, эффективно для спины и спинных мышц. Оно напоминает микс из двух йогических асан - «позы собаки мордой вниз» и «позой кобры», выполняемых динамически. Создается эффект «качелей».

Следует отметить, что в основе этой гимнастики лежит так называемое парадоксальное дыхание.

"Око возрождения": энергетические принципы, задействованные в данной практике

Разумеется, укрепление физического тела приводит к закономерным изменениям внешнего вида практикующего, а происходит это за счёт того, что включается механизм перераспределения концентрации энергий от нижних чакр к высшим, что и является главной целью данного комплекса «Око Возрождения». Упражнения способствуют трансмутации энергий.

Часто энергия низших центров расходуется не по назначению, она попросту растрачивается. Для того чтобы предотвратить отток энергии во вне, её нужно перенаправить туда, где она перейдёт в новое качество, и, как следствие, человек перейдёт на новый духовный уровень.

О физическом аспекте данной практики уже сказано немало и поэтому нет смысла ещё раз возвращаться к этому.

Неосознанные причины стремления человека к вечной юности

«Фонтан молодости», как её именуют на Западе, система упражнений, дающая возможность практическими средствами повернуть время вспять и наполнить организм энергией.

Но здесь мы задаём себе вопрос: «Почему мы так хотим омолодиться?» Желание быть красивым и стремление к долголетию… Раз уж мы хотим отодвинуть процессы старения или хотя бы максимально их замедлить, не есть ли это не что иное, как желание нашего эго? Оно хочет быть замеченным, требует похвал и боится потерять своё безусловное влияние на человека. Тот факт, что это влияние безусловно, неоспорим. Не поэтому ли каждая красавица, если не явно, то втайне, всегда рада комплиментам. Её желание понравиться направляет её в салоны красоты, фитнес центры. Также и стремление к продлению молодости, которое подразумевает хотя и скрытое за ним, но не менее очевидное желание бессмертия базируются на человеческом тщеславии и страхе смерти.

Несколько слов об Эго

За большинством практик, включая и эту, стоят интересы эго. Даже если мы говорим о таком казалось бы благородном виде деятельности, как саморазвитие или духовное просветление, достигаемое посредством применения различных техник и практик, ускоряющих этот процесс восхождения по лестнице духовного роста, - всё это проделки эго. Не будь его, не было бы и самого стремления. Амбициозность хороша на конкурсах и соревнованиях, но сама мысль о том, чтобы добиться чего-то, достичь того или этого, даже если целью является само «избавление/освобождение» от Эго, всё равно это и есть голос очень даже присутствующего «Я», как бы странно на первый взгляд это ни звучало. Потому что в самой основе желания чего-либо, в самом факте целеполагания без эго не обходится.

Мечта о бессмертии - иллюзия счастья?

Страх смерти в явной или скрытой форме присутствует у всех людей. Но почему же он считается одним из самых базовых страхов человечества? Не стоит затрагивать физиологические аспекты, связанные с инстинктом выживания, естественно внедрённым в сознание человека с ранних лет. Тут вопрос экзистенциального плана.

Почему люди, «прожигающие» жизнь, растрачивающие её подчас на пустяки, если вдруг у них выделился непредусмотренный час-другой свободного времени в течение дня, не знают чем бы занять себя, изощряясь, придумывают новый способ того, как «убить» время, и одновременно именно они же будут сетовать на то, что жизнь коротка и невозможно исполнить всё задуманное. Но чем бы вы ни занимались, какой бы суетой не были наполнены ваши дни, то, когда приходит время подвести итоги, люди вдруг внезапно понимают, что занимались-то не тем.

В общем-то человеку и не нужно было бы просить второй шанс у судьбы, если бы он действительно разумно использовал этот. Проживая каждый день, наделяя своё существование смыслом и не во имя чего бы то ни было, но ради самого процесса, действительно проживая момент, то в этом и заключалось бы его истинное бессмертие. Такое может произойти лишь тогда, когда мысли успокоены, они не скачут с одного на другое, но сконцентрированы безотносительно прошлого и будущего.

Начать жить по-новому. Превратить сам процесс жизни в своего рода динамическую медитацию, вот на что по-настоящему направлены все духовные практики. Не практика ради практики, не практика ради получения каких-то выгод в виде приобретения определённых способностей или здоровья.

Всё это возможно и нужно, но это скорее побочный эффект данных практик. Если человек не придаёт им особого внимания, а в процессе самой практики выходит за рамки своих прежних представлений, расширяет свое миропонимание за счёт выведения своего сознания на новый уровень, то и те эффекты, которых так жаждут добиться неопытные практики, придут сами по себе как производное, то, что свободно проявляется тогда, когда открылись другие шлюзы получения информации.



Трехфазное глубокое дыхание


Это самое сложное и глубокое дыхание. Активное дыхание, при котором прорабатывается весь объем легких, а значит, в процесс дыхания вовлечены все дыхательные мышцы. Для выполнения полного йоговского дыхания необходимо умение сознательно управлять работой этих мышц.

Освоение:
Вначале научитесь выполнять это упражнение стоя. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова поднята, но не запрокинута, тело максимально расслаблено, глаза закрыты.

Полное дыхание условно можно разбить на три фазы.
Первая фаза - нижнее, диафрагмальное дыхание.
Вторая - среднее, грудное дыхание
Третья фаза - верхнее, ключичное дыхание,

Все три фазы равноправны, неакцентированы и имеют одинаковую длительность, как на вдохе, так и на выдохе.

Нижнее, диафрагмальное дыхание. На вдохе купол диафрагмы опускается вниз, заставляя живот выдвинуться вперед, при этом заполняются воздухом нижние отделы легких. В начале полного вдоха необходимо также втянуть внутрь область половых органов и удерживать "нижний замок" - Мула бандха, на протяжении всего вдоха.

Процесс дыхания плавно переходит во вторую – грудную фазу. Здесь главную роль играют межреберные мышцы, которые расширяют грудную клетку, давая возможность заполниться средним отделам легких. Живот на этой фазе немного подтягивается.

В третьей фазе вступают в действие подключичные мышцы, мышцы шеи, которые поднимает верхние ребра, не напрягая грудную клетку. Плечи расправляются, но не поднимаются вверх. Ключичная фаза завершает вдох.

Далее без задержки дыхания на вдохе сразу же приступайте к выполнению полного выдоха, который начинается своей первой фазой также с нижних отделов легких.
С началом выдоха легко отпускаем "нижний замок", расслабляя мышцы промежности. Живот подтягивается, купол диафрагмы поднимается вверх, активным движением выталкивая воздух. Здесь мы автоматически начинаем делать "средний замок" (см. Уддйяна бандха), т. е. втягиваем в себя живот.

На второй фазе ребра опускаются, сжимая грудную клетку.

В завершающей фазе опускаются ключицы и весь плечевой пояс, а расслабленный живот слегка выходит вперед, ставя своеобразную точку в конце дыхательного цикла.

В самом начале можно поэтапно класть расслабленные кисти рук на те части легких, которые участвуют в процессе вдоха и выдоха (три фазы), как бы наблюдая насколько отодвигаются вперед кисти рук, тем самым учась контролировать дыхание. Следите что бы воздух наполнял три части легких, а не перекачивал воздух с одной части в другую.
По мере отработки дыхания общую длительность вдоха и выдоха необходимо увеличивать.

Полное йоговское дыхание - процесс активный, который дает человеку ощущение комфорта и глубокую интенсивную чистку всего организма.


Предисловие

Владимира Махнача

Основное и отличительное правило этой практики - это полный и глубокий вдох носом начиная с живота, продолжая средней и верхней (ключичной) частями легких и полный, глубокий выдох ртом, так же начиная с живота. В этом и основной секрет глубокого и мощного воздействия этой системы упражнений на организм. При совмещении мощной дыхательной гимнастики и последовательного набора упражнений, запускаются в работу резервы организма и невидимые энергетические процессы отвечающие за работу физического тела .
Цитата из ОВ: "Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку именно дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и энергетикой организма. Поэтому дышать при выполнении упражнений “Ока возрождения” необходимо как можно более полно и глубоко" .

Есть два варианта выполнения практики:

Первый - с шумным и быстрым выдохом, при скорости выполнения не в ущерб глубокому дыханию, с короткими паузами в одну секунду в крайних точках.

Второй вариант - в удовольствие, с более плавными переходами и растянутым дыханием, с более длинными задержками в крайних точках (2, 3, 4 секунды).

Первое



Исходное положение для первого упражнения - стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками вращаемся вокруг своей оси слева направо (правая рука уходит назад) до тех пор , пока не возникнет ощущение легкого головокружения (женщины вращаются в ту же сторону) . При этом очень большое значение имеет направление вращения - по часовой стрелке. Как только закончили вращения, желательно прикрыть глаза сделать несколько полных йоговских вдохов, пока головокружение окончательно не прекратиться . Количество и скорость в этом упражнении индивидуальны и неограниченны, но увеличивать то и другое надо постепенно, прислушиваясь к ответной реакции организма - до легкого головокружения, не более того. Количество может не соответствовать остальным упражнениям. По желанию, можно и заканчивать практику этим упражнением, дополнительно.

Второ е

Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, предварительно полностью освободив легкие от воздуха, делаем полный вдох (хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема ног заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха), после на задержке вдоха поднимаем голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем не сгибая ноги в коленях, поднимаем их вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз и плечи (со временем поднимайте ноги еще дальше “на себя” если не отрывается таз от пола). Фиксация (задержка) в конечной фазе плюс-минус секунда. Затем, на выдохе (ртом), расслабляя мышцы шеи, медленно опускаем на пол голову и ноги (голову можно, по желанию, опускать раньше ног). После полного выдоха и секундного расслабление идет вдох и повторение. При необходимости, в начале освоения практики делаем перерывы для восстановления дыхания в любой момент, когда в этом есть необходимость, при этом старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений.


Маша и Андрей выполняют комплекс Око возрождения

Под руководствлом Владимира Махнача, на форуме VLADIMIRMAK

Второе упражнение строго согласованное с глубоким дыханием

Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики

Третье

Преподаватель Владимир на занятиях с детьми

Третье упражнение

Младшая группа

Исходным положением для него служит положение стоя на коленях, стопы стоят на пальцах ног (но это не принципиально). Колени следует ставить на расстоянии ширины таза, бедра располагаются строго вертикально. Ладони рук ложатся на бедра, только после полностью наполненных кислородом легких или свисают свободно.
При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, далее средняя часть легких и верхняя (ребра опуская на расслабленный живот) полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
Практически сразу же после выдоха, начинается вдох (носом, начиная с живота) до поднятия головы вертикально, грудная клетка расслаблена, набрав полные легкие, выпячиваем грудину максимально вперед, отводя плечи назад (как бы пытаясь соединить лопатки, как на картинке), одновременно отводя голову назад, вытягивая шею максимально назад-вверх с переходом назад-вниз, задерживаясь в конечной фазе одну-две секунды (при головокружении - пол секунды), после чего, на выдохе ртом, начиная с живота и заканчивая вдох опущенной, но расслабленной грудиной, и прижатым подбородком к ней.

Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха





Сидя на полу с прямым позвоночником и расслабленной грудной клеткой, ноги на ширине плеч, ладони лежат не выходя за линию спины, с сомкнутыми пальцами направленными вперед . При наклоне подбородка к груди идет интенсивный выдох ртом начиная с живота, полностью освобождая легкие от отработанного воздуха, подбородок прижимается к слегка сжатой грудине, при этом все тело расслаблено, только натянуты мышцы шеи.
(начало такое же, как в предидущем упражнении)

Практически сразу же после выдоха, начинается вдох до поднятия головы в естественное ее состояние (тело расслаблено), набрав полные легкие, на задержке вдоха (хорошо освоившие практику, могут во время продолжения подъема таза, заканчивать вдох, но, не в ущерб глубине вдоха), туловище перемещается вперед (как бы скользя по коврику) и вверх, до горизонтального положения , пятки на месте перекатываются. В конечной фазе максимальное напряжение всех мышц тела на одну-две секунды, при этом бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки - вертикально, как ножки стола. На выдохе, расслабляясь возвращаемся в исходное положение с прижатым к груди подбородком .

Маша и Андрей выполняют четвертое упражнение комплекса
Фото сессия после занятий группы по изучению комплекса Око Возрождения


Исходным положением для него является упор лежа, в начале прогнувшись без напряжения или стоя на четвереньках перед началом выполнения. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются, для физически некрепких людей возможен вариант с коленями и тазом лежащими на полу. Кисти рук ориентированы вперед с сомкнутыми вместе пальцами. Руки вертикально, ступни ног на ширине плеч или немного шире.
На выдохе ртом, начиная с живота, постепенно заводим голову назад, освободив полностью легкие (но, не раньше) доводим голову как можно дальше назад-вверх, при этом растягивая позвонки вверх и округляя позвоночник (грудина выпячивается вперед, а лопатки по возможности сводятся). После паузы с максимальным напряжением всех мышц тела и вытягивания шеи назад-вверх на одну-две секунды (необходима короткая фиксация), одновременно со вдохом (носом начиная с живота) переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх, пятки пытаются стать на пол, ноги с выпрямленными коленями, поясница утапливается в сторону живота, а лопатки уходят назад пытаясь свестись. Одновременно с движением шеи (после законченного, полноценного вдоха) прижимаем подбородок к грудине. Стараемся при этом, чтобы спина и руки были прямыми создавая одну линию (у тренированных туловище и руки могут проваливаться еще глубже, чем прямая линия - как на картинке). В крайней точке пауза с максимальным напряжением всех мышц тела на (глубоком) вдохе одну- две секунды. Вот и все.
После этого, с интенсивным выдохом ртом, возвращаемся в исходное положение, как бы подныривая (но не обязательно) округляя и вытягивая позвоночник и шею максимально назад-вверх.


Идеальный вариант выполнения пятого упражнения согласованного с глубоким дыханием:



Выполнять каждое упражнение три раза единожды в день. Такой режим должен сохраняться в течение одной недели (или индивидуально, увеличиваем количество упражнений через больший промежуток времени, в зависимости от состояния тела, за скоростью увеличения подходов не гонимся, а только за качеством выполнения). Затем каждую неделю прибавляют по два повторения. Таким образом, в течение второй недели ежедневно делается по пять повторений каждого упражнения, в течение третьей - по семь, в течение четвертой - по девять, и так далее до тех пор, пока дневное количество повторений не достигнет двадцати одного раза.


Полнота эффекта достижима лишь при регулярном выполнении всех пяти упражнений



Шестое

Шестое упражнение можно включать в комплекс, в количестве трех-девяти повторов
(не связывая его с сексуальным желанием, это упражнение считается одним из эффективнейших в разных системах йоги).

Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком “Ха-а-а-х-х-х..”

Стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь вверх.

Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше - столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания - расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и “растворить” возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений.
Желательно не выполнять более девяти повторений шестого упражнения за один раз.

В качестве тренировки шестое упражнение выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз, и еженедельно прибавляя по два. “Прикладная” практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое упражнение с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима
действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Три варианта выполнения шестого упражнения - одинаково эффективны:


Цитата из описания Питера Келдера:

"Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно..."
Из этого следует, что сам наклон не играет важной роли - прямые колени
или согнутые колени,

вариант стоя прямо - описан выше.

Ключевой момент 6-го упражнения только в замках!


При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха.

Мула Бандха – корневой замок («мула» - корень) – выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса:


Эти мышцы нужно не только напрягать, но и подтягивать вверх у мужчин, у женщин вверх и вниз одновременно.

Джаландраха Бандха – верхний, горловой замок («джала» - сеть, решетка). Для ее выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину.

Уддияна Бандха - брюшной замок ("уддияна" - взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра.

Примечание для женщин:
Надо иметь ввиду, что Мула Бандха меняет обычное движение Апаны. Апана – это энергия отвечающая за нисходящие потоки в теле. К этим потокам можно отнести процессы выделения и менструацию. Поэтому Мула Бандху не рекомендуется выполнять во время менструации, ибо регулярная ее практика в эти дни может привести к расстройству менструального цикла. Соответственно выполнять Пранаямы с задержками дыхания во время критических дней тоже не рекомендуется, так как при задержках дыхания всегда используется Мула Бандха.

Шавасана - одна из наиболее простых и эффективных методик релаксации и мягкого приведения энергетики организма в её выровненное с гармонизированное состояние после динамических или статических упражнений хатха-йоги. Любая, энергетическая практика является немного незаконченной или не полной без этой (или аналогичной методики) в её конце. Если, конечно, Вы собираетесь после "Ока" сесть в медитацию, то шавасану можно опустить, т.к. сама по себе начальная стадия правильной медитации направлена на выравнивание и гармонизацию энерготока.

Техника выполнения Шавасаны:


Поставьте таймер на 15-20 минут (это минимум, при желании можно настроить его и на полчаса). Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела, растягивая туловище(все позвонки и суставы) руки тянем вверх(параллельно земле), ноги вниз поочередно тянемся пяточками и носочками. Затем, сжав кисти в кулачки, напряженные руки ведем вверх и опускаем вдоль бедер, одновременно закрыв глаза и расслабляясь, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч.
Внимательно отследить (мысленно переходя от одной части тела, к другой) состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Расслабление лба и глаз - необходимое условие, без этого расслабить тело и "остановить" ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается. Достаточно эффективный прием - просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой.
Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом - естественным, и в конце концов его следует "отпустить", позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.
Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но - бодрствующий.
Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных упражнений. Заставить внутренний (мысленный) диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием - отвлеченное и безразличное. Лучше всего, мысленно перенестись на чистое голубое небо или в красивые, солнечные горы, на океан (желательно, что-бы там не было никаких людей и животных, чтобы не вызывать ассоциаций и воспоминаний). Представить, такую природу, которая вызовет только положительные эмоции и ощущения мира и гармонии.
Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после этого - открыть глаза; затем следует перевернуться на бок (можно в этом положении сладко и спокойно уснуть) и немного полежать, и только после этого - не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.

Если бы каждый из нас проводил в Шавасане хотя бы 15 минут в день,
все салоны SPA мира давно бы разорились



Если спросить у людей, что для них самое главное в жизни, ответы наверняка будут разные. Один скажет, что самое главное иметь много денег. Когда ты имеешь их несчитанное количество, то можешь купить себе почти все. Второй ответит, что главное – это хорошая и престижная работа. А третий считает, что важней всего любовь. Любовь безграничная и взаимная. Кто же из них прав? Наверное, правы все и никто. Потому что все меркнет и становится не особенно важным, когда ты теряешь по-настоящему ценную вещь. Теряешь то, что тебе дано от рождения Богом. Когда ты теряешь свое здоровье. Если человек болеет, то все краски жизни бледнеют, ничего не приносит должной радости. К счастью, существует старинная практика, которая помогла уже многим людям. Она пришла к нам с далекого Тибета и называется «Око возрождения» или «Пять тибетских жемчужин».

Как в Европе узнали про «Око возрождения»

В течение многих тысячелетий закрытые тибетские монастыри сохраняли всевозможные сокровенные знания. Даже сейчас, когда люди понемногу стали получать ранее сокрытую информацию, Тибет бережет свои секреты. Одна из немногих тайн бытия поведанная ими миру – это ритуал «Око возрождения» или «Пять тибетских жемчужин». Эти знания постигал тот, кто в поисках истины готов был преодолевать тяжелейшие и зачастую смертельные препятствия, чтобы попасть к тибетским монахам. Те, кто выжил и оказался достоин посвящения, понесли это знание людям.
На европейских просторах ритуальная гимнастика стала известна благодаря Питеру Кэлдеру. В 1938 году он написал книгу, в которой раскрыл секрет сохранения молодости и восстановления здоровья. Кому-то содержимое книги может показаться фантастикой. Но опыт нескольких поколений последователей этой энергетической практики показывает, что «Око» работает. И не просто работает, а дарит поразительные результаты.

Что такое «энергетические вихри?»

Многим из нас уже давно известно, что человек – это больше чем физическая материя. Человек – это сложная система, которая состоит из энергетического (эфирного) тела, биополя и системы энергетических вихрей. Энергетические вихри пребывают в постоянном вращении. Каждый вихрь соответствует определенной части нашего тела. Одни вихри связаны с внутренними органами, другие с железами внутренней секреции, третьи с нервной системой и т. д. Самыми главными считаются вихри, которые соответствуют чакровой системе человека. Учение Востока гласит, что чакр у каждого человека семь.

Через чакры проходит множество энергетических каналов. Эти каналы напрямую связаны с работой энергетических вихрей. Если ты полностью здоров, то вращение вихрей обладает большой скоростью. Тогда энергия легко проходит через энергетические каналы и наполняет все части нашего тела силой и здоровьем.
Когда мы ведем неправильный образ жизни и нерационально потребляем энергию, вращение вихрей замедляется, нарушается работа важных энергетических центров, открывая путь болезнями и старением. Чтобы вернуть утраченное здоровье, преобразиться и помолодеть, тибетскими монахами был разработан комплекс из пяти ритуальных упражнений. Эти ритуалы восстанавливают работу наших энергетических центров и усиливают круговорот эфирных вихрей. Благодаря этому повышается иммунитет, восстанавливаются жизненные силы и планомерно отправляются в небытие все хвори и болезни.

«Око возрождения»: 5 упражнений тибетских монахов

Начинать выполнение упражнений нужно до наступления полудня. В идеале - время после пробуждения. Выполнять упражнения желательно на голодный желудок, можно только сделать несколько глотков теплой воды.
Для занятий нужно приготовить специальный коврик, чтобы изолироваться от холодного пола. В дальнейшем вы можете его использовать для занятий медитациями.

Ритуальное упражнение №1:

  • Находясь в положении «стоя», прямые руки следует вытянуть перед собой и развести в стороны. Направление ладоней вниз. Поднимите подбородок.
  • Начните раскручиваться вокруг себя по часовой стрелке - слева направо. Это важно!
  • Попробуйте кружиться на одной точке.
  • Не торопитесь, вначале освоения данного ритуала может возникнуть головокружение. Поэтому не задавайте сразу быстрый темп и не старайтесь сделать максимальное количество вращений. Начните с трех повторений.
  • После остановки постойте, глубоко подышите.

Если вы почувствуете головокружение или легкую тошноту, можете присесть или прилечь. Не переживайте, со временем вестибулярный аппарат восстановится и вам понравится кружиться. Первый ритуал призван активизировать и стабилизировать вихревые вращения нашего энергетического тела.

Ритуальное упражнение №2:

Сразу после первого начинайте выполнение ритуала номер два.

  • Укладывайтесь на спину. Руки расположите вдоль туловища ладонями вниз.
  • Полежите немного. Освойте глубокое дыхание. Вдох и выдох должны быть примерно равны друг другу.
  • После глубокого выдоха, неторопливо вдыхая, поднимайте голову до упора подбородка в ключицы.
  • Далее поднимите прямые ноги вверх перпендикулярно туловищу.
  • Следите за тазом. Он не должен отрываться от пола.
  • Упражнение выполняется на одном продолжительном вдохе.
  • Выдыхая, вернитесь в исходное положение. Полностью расслабьтесь. Через пару секунд повторите все заново.
  • Обязательно следите за дыханием. Вдох и выдох должны быть максимально плавными и полными. Между упражнениями дыхания не меняйте.
  • Если у вас не получается поднимать ноги несогнутыми в коленях, делайте как выходит. Не отчаивайтесь, со временем вы сделаете правильно.
  • Начните ритуал с трех повторений, день ото дня увеличивая количество до 21-го раза.
  • Когда закончите, прикройте глаза на несколько секунд и представьте, как энергия разливается по вашему телу. А затем приступайте к третьему ритуалу.

Ритуал номер два усиливает эффект первого ритуала - вихри наполняются еще большей эфирной силой и мощью. Кроме того, это упражнение разрабатывает позвонки в шейно-плечевом отделе, восстанавливает приток кислорода к головному мозгу и, как следствие, уменьшает головные боли и головокружения. За счет поднимания ног усиливается брюшной пресс и улучшается моторика кишечника.

Ритуальное упражнение №3:

Встаньте на колени и не смыкайте их, оставив сантиметров тридцать. Подушки пальцев на ногах подогните так, чтобы они касались пола. Это придаст телу устойчивость.

  • Положите свои ладони на нижнюю часть ягодиц. Руки заведены за спину.
  • Склоните вперед голову. Прижмите подбородок к ключицам. Воздух при этом выдохните.
  • Делая вдох, не спеша отрывайте подбородок и заводите голову назад.
  • Одновременно с этим прогните грудную клетку максимально вперед, а голову запрокиньте насколько возможно назад. Ладони перемещаются на верхнюю часть ягодиц и помогают держать равновесие.
  • На выдохе вы должны вернуться в изначальное положение.
  • После краткой паузы повторите комплекс. Рекомендуется стартовать с трех повторений. Можно больше. Но, как и в случае со вторым ритуалом, не более 21-го раза.
  • Все элементы ритуала старайтесь делать плавно, не торопитесь. Не забывайте о дыхании. Оно должно быть глубоким.
  • Если у вас проблемы с коленными суставами, можете подкладывать под колени маленькое полотенце, свернув его в несколько раз. Это уменьшит давление на коленные чашечки и избавит от дискомфорта.
  • После ритуала номер три опустите ягодицы на пятки и посидите в этой позе. Закройте глаза, глубоко подышите. Попробуйте представить, что вы дышите позвоночником. Почувствуйте, как расправляются и растягиваются позвонки. Через пару минут приступайте к следующему ритуалу.

Третье ритуальное действие увеличивает силу двух предыдущих. При этом хорошо растягивается весь позвоночник и разрабатывается грудной отдел.

Ритуальное упражнение №4:

Вот мы и подошли к ритуалу номер четыре.

  • Опуститесь на коврик в положение сидя, выпрямив ноги перед собой на ширине плеч.
  • Руки по обе стороны от бедер, с упором ладонями в пол. Пальцы направлены вперед. Позвоночник должен оставаться прямым. Подбородок прижат к ключицам.
  • На глубоком вдохе откиньте голову назад и переместите туловище параллельно полу в позу, которая напоминает стол, согнув ноги в коленях и оставив руки прямыми. Напрягите мышцы. Останьтесь в этой позиции какое-то время, а затем выдохните и вернитесь в стартовое положение.
  • Приподнимая тело, мысленно усильте руки. Это поможет поднять и удержать вес собственного тела.
  • В конце ритуала снова на пару минут расслабьтесь. Подышите. Представьте, что при вдохе в вас вливается желто-золотистый цвет. Этот цвет несет очищение и здоровье. Когда будете выдыхать, представьте, что выталкиваете из себя черный цвет. Вместе с ним уходят все болезни и плохая энергия.
  • Количество повторов такое же, как и в предыдущих ритуалах.

Данный ритуал укрепит весь мышечный корсет вашего тела. Усилит позвоночник. На эфирном плане еще больше разгонит вихри.

Ритуальное упражнение №5:

Приступаем к ритуалу номер пять.

  • Примите горизонтальное положение, лежа на животе. Ладонями нужно упереться в пол, а пальцы направить вперед.
  • Приподнимитесь с помощью прямых рук, изогнувшись дугой. Голова запрокидывается назад. Руки и ноги на ширине плеч, только пальцы ног и ладони рук остаются на полу, а остальные части тела отрываются и не контактируют с ним. Сделайте вдох и полный выдох.
  • Далее постепенно поменяйте позу в положение треугольника, согнув тело почти пополам. Руки и ноги максимально выпрямляются, а подбородок прижимается к ключицам. Сделайте глубокий вдох.
  • Затем вернитесь на выдохе в стартовое положение.
  • Повторите данное упражнение требуемое число раз.

Ритуал номер пять восстанавливает гармонию и баланс между основными вихрями. Это способствует тому, что к нам возвращается наше первозданное здоровье, укрепляется иммунитет. Мы приобретаем энергию юности.

  1. Когда вы только начнете осваивать «Око», делайте по три повторения. Это касается всех ритуалов.
  2. Как говорилось выше, заниматься лучше всего утром.
  3. Добавлять нужно по два повторения каждую неделю, пока вы не достигнете 21-го раза.
  4. Не торопитесь увеличивать повторы, дайте организму привыкнуть. Если вы добавили повторы и почувствовали ухудшения в состоянии организма, вернитесь к предыдущему количеству. Выполняйте зарядку по-старому в течение двух-трех недель, а потом попробуйте снова увеличить повторения.
  5. В самом начале практики может нарушиться сон, так как организм отвык от нормального поступления энергии. Пусть вас это не пугает. Со временем сон наладится.
  6. Когда освоите утреннюю серию упражнений, можете приступать к построению вечерней. Схема та же, что и для утренней серии.
  7. Выполнять ритуальные действия нужно обязательно все вместе, так как по отдельности они ослабляют свое воздействие на организм.
  8. Заниматься ритуальными упражнениями нужно каждый день. Пропускать нельзя! В случае острой необходимости можете пропустить один день в неделю, но не более.
  9. Если у вас что-то не получается, не отчаивайтесь. Со временем у вас все выйдет наилучшим образом. Вспомните пословицу о том, что «терпение и труд все перетрут».
  10. Если вы хотите заниматься еще какими-нибудь практиками, занимайтесь. «Око возрождения» не вступает ними в конфликт, а наоборот помогает и усиливает их. «Око» - это энергетическая основа для более сложных медитаций и тренировок.
  11. После тренировок нельзя переохлаждаться. Не принимайте холодный душ. Хотя бы полчаса после зарядки не выходите на улицу. Исключение составляет лето.

В этой статье мы попытались изложить главные постулаты тибетской практики. Если этот материал вызвал у вас интерес и вы решили восстановить организм, непременно обратитесь к оригинальному источнику, а именно к книге Питера Кэлдера «Око возрождения». В книге есть очень важные и интересные моменты, которые могут быть полезны для вас. Прочтите книгу, ознакомьтесь с отзывами практикующих «Око». Их вы можете найти на специальных форумах. Осмыслите новые знания. Если примите решение, то смелее в бой! Только не ждите мгновенного эффекта. Вы должны быть упорны и терпеливы. А результаты обязательно будут и возможно удивят вас больше, чем вы рассчитывали!

Многие слышали о тибетской омолаживающей практике "Око Возрождения" ("5 Тибетцев" или "5 Тибетских Жемчужин"). Ролики с комплексом упражнений под этими названиями можно свободно найти в ютубе, упражнения описаны на многих сайтах. Но далеко не везде данная практика показана и описана правильно от начала до конца. "Око Возрождения" ("5 Тибетских Жемчужин") - не просто физические упражнения, а чрезвычайно мощная энергетическая практика! Она может принести огромную пользу, но, при неправильном выполнении, может и навредить. Поэтому, очень важно выполнять ее ПРАВИЛЬНО.

Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) - видео:

Ролик с упражнениями и описание предоставлено Джианом Гё Джи, основателем и руководителем центра "Сила Света".

  1. Повернитесь лицом в выбранном направлении.
  2. Встаньте прямо, руки разведите в стороны. Пальцы вместе, ладони открыты и обращены вниз
  3. Не меняя положения рук, сделайте полный оборот по часовой стрелке 3 раза.

Упражнение Тибетец 2:

  1. Лягте на спину на мат или коврик. Ноги полностью вытянуты, щиколотки касаются друг друга. Руки вытянуты вдоль тела, ладони на полу.
  2. Вдохните носом, поднимите голову, коснувшись подбородком груди. Продолжая вдох, поднимите ноги чуть больше, чем на девяносто градусов. Это все выполняется одним плавным движением, начиная с головы. Пальцы ног обращены вверх, поясница не должна отрываться от пола.
  3. Замрите на задержке дыхания.
  4. Выдохните носом или ртом, возвращая сначала ноги, а затем и голову в стартовое положение.
  5. Полностью расслабьтесь на полу, лежа на спине.
  6. Повторите упражнение 3 раза.

Упражнение Тибетец 3:

(направление лицом на 90 градусов вправо от )

  1. Встаньте на колени, подушечки пальцев ног касаются пола. Колени разведены примерно 10-11 см. Ладони на задней стороне бедер, сразу под ягодицами. Спина прямая, подбородок прижат к груди.
  2. Вдохните через нос, выгибаясь дугой назад от поясницы. Максимально разверните грудь. Голову запрокиньте так далеко, как можете, не причиняя себе этим неудобства. Ваши руки будут служить вам опорой при наклоне назад.
  3. Замрите на задержке дыхания.
  4. Выдохните носом или ртом, возвращаясь в исходное положение.
  5. Повторите полное движение 3 раза в ровном, ритмичном темпе.

Упражнение Тибетец 4:

(направление лицом на 90 градусов влево от )

  1. Сядьте прямо, ноги вытянуты перед собой. Руки прямые, ладони вниз, на земле возле бедер. Положение рук очень важно, ладони должны быть направлены точно вдоль бедер. Подбородок касается груди.
  2. Вдыхая через нос, поднимите бедра, согнув ноги в коленях и встав на стопы плашмя, голову полностью запрокиньте назад (движение начинается с головы). Вы окажетесь в положении, когда туловище параллельно земле, а руки и ноги - перпендикулярны.
  3. Замрите на задержке дыхания.
  4. Выдыхайте носом или ртом, возвращаясь в исходное положение.
  5. Следите за тем, чтобы подошвы ног не скользили. Стопы должны оставаться в неизменном положении до конца упражнения. Руки также не должны сгибаться, движение производится за счет плеч.
  6. Повторите 3 раза.

Упражнение Тибетец 5:

(направление лицом на 90 градусов влево от - на 180 градусов от )

  1. Исходное положение - опора на ладони рук и подушечки пальцев ног. Руки и ноги на ширине примерно 60-70 см. Голова поднята и запрокинута назад.
  2. Не сгибая рук и ног, сделайте вдох через нос, одновременно поднимая ягодицы и касаясь подбородком груди (движение начинается с головы). Ваше тело представляет собой правильный треугольник.
  3. Замрите на задержке дыхания.
  4. Выдохните через нос или рот, опускаясь в исходное положение.
  5. Ваше тело должно касаться земли только ладонями и подушечками пальцев ног в течение всего упражнения, руки и ноги не должны сгибаться.
  6. Повторите 3 раза.

Упражнение Тибетец 6:

(направление лицом также, как в )

  1. Колобок. Легли на спину, согнули коленки и обхватили руками, согнули спину максимально, подбородок упирается в грудь и перекатываемся вперед - назад.
  2. Закончив выполнение всех шести упражнений, лягте на пол и расслабьтесь в течение нескольких секунд. Дышите легко и спокойно. Наблюдайте за новыми ощущениями в вашем теле.
  3. Потянитесь, дайте телу сделать то, что оно хочет например - потянуться или свернуться калачиком.
  4. Поблагодарите.
  5. Повисите на турнике.

И еще кое что: после техники Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) в течение 15-20 минут не рекомендуется соприкасаться с водой (принимать душ, мыть руки, пить). От себя добавлю - и до металлических предметов тоже не стоит дотрагиваться.

Почему? Потому что данная техника способствует набору "огненной" энергии, а вода и металл ее "тушат". Такие рекомендации даются для всех техник по набору "огненной" энергии (например, упражнение "Древо Жизни" в Цигуне).

Я всегда выпиваю с утра 2-3 стакана теплой воды с лимонным соком, затем принимаю душ и лишь после этого приступаю к упражнениям.

Если Вы умоетесь или выпьете стакан воды сразу после практики, ничего ужасного с Вами не случится, просто эффект от упражнений будет меньше.

Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) - отзывы:

Правильное и регулярное выполнение упражнений в течение длительного времени дает видимые и ощутимые эффекты. Уходят многие болезни, организм омолаживается. При желании Вы можете найти в интернете множество отзывов. Для каждого практикующего результаты будут индивидуальны. Перечислю некоторые моменты:

  1. Жар и прилив энергии после выполнения упражнений (обычно отмечается не в начале практики, а после увеличения количества повторов).
  2. Заметное повышение выносливости.
  3. Улучшение осанки, исправление всех проблем, связанных с позвоночником. А позвоночник - это основа здоровья! Каждый позвонок связан с определенными внутренними органами. Во многих случаях, ускорить выздоровление поможет выполнение дополнительных упражнений для позвоночника . Обычно, исправление осанки происходит плавно и постепенно, но может сопровождаться болевыми ощущениями различной интенсивности и продолжительности.
  4. Укрепление и омоложение всей костной системы.
  5. Увеличение гибкости, оздоровление и омоложение суставов.
  6. Нормализация веса, легкое и естественное похудение без диет , благодаря нормализации обмена веществ и эндокринной системы, нарушения которой часто являются основной причиной полноты .
  7. Насыщение тканей и органов кислородом. Улучшение крово- и лимфообращения. Избавление от токсинов.
  8. Укрепление нервной системы, гармонизация работы правого и левого полушарий мозга. В результате наблюдается ясность и четкость мыслей, улучшение умственной деятельности.
  9. Подтяжка и укрепление мышц тела, улучшение фигуры. Овал лица становится четким, второй подбородок исчезает. Избавление от второго подбородка, по отзывам, занимает несколько месяцев.
  10. По отзывам, в результате длительной регулярной практики исчезает седина, улучшается зрение.

Важно: иногда излечение сопровождается сильными болями, обострением симптомов каких-либо заболеваний или внезапным появлением новых. Конечно, в таких случаях рекомендуется провести медицинское обследование, но и паниковать не стоит. С большой вероятностью, эти симптомы предшествуют излечению от какого-либо заболевания.

Приведу пример (девушку из примера знаю лично): Девушка с детства страдала искривлением позвоночника, что можно было заметить визуально - ребра справа выступали вперед, чем слева. После нескольких месяцев регулярного выполнения комплекса 5 Тибетских Жемчужин, у нее начались боли в боку - такой силы, что она вынуждена была на несколько недель прекратить упражнения. Через какое-то время она обратила внимание, что ребра с обеих сторон стали одинаковыми! Боли сопровождали исправление позвоночника. После этого боли прекратились.

За много лет накапливается куча разных болячек, о которых мы можем даже не подозревать - организм приспосабливается, загоняет их поглубже. А когда начинается оздоровление, искусственное равновесие нарушается, болячки выходят на поверхность прежде, чем покинуть организм. "Залежавшиеся" токсины активно поступают в кровь, чтобы организм мог от них избавиться. Поэтому неудивительно, что первые дни практики часто сопровождаются тошнотой и небольшими головокружениями - признаками интоксикации организма.

Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) - энергетические вихри:

Как многие восточные оздоровительные практики, техника Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) воздействует на энергетические структуры человека. Упражнения данной техники обычно называют ритуалами. Так в чем же заключается их воздействие?

Практика 5 Тибетских Жемчужин воздействует на 19 энергетических центров (или вихрей). 7 из них расположены в 7-ми чакрах, они считаются основными. Остальные (называемые вспомогательными) 12 расположены на 12 основных суставах.

Вихри в здоровом и молодом теле должны вращаться с большой скоростью, обеспечивая энергией (праной) все системы. При сбое или замедлении вращения в каком-то из вихрей, циркуляция энергии нарушается, что приводит к болезням и старению. Данная практика направлена на восстановление скорости и силы энергетических вихрей.

У молодого здорового человека вихри выходят далеко за пределы тела. А у особо мощных энергетически индивидов - вихри сливаются в одно огромное плотное энергетическое поле яйцеобразной формы. Энергетическое поле обычного человека тоже напоминает яйцо, но оно имеет различную плотность в разных местах (более плотное ближе к центру и менее плотное на периферии). Динамические характеристики 7 основных вихрей у здорового человека одинаковы, и находятся в гармонии со вспомогательными вихрями.

У обычного человека средних лет, не занимающегося энергетическими практиками, основные вихри имеют различные характеристики, нет гармонии со вспомогательными вихрями, сами вихри выходят недалеко за пределы тела.

Древняя практика тибетских лам - Око Возрождения - направлена на восстановление нормальных энергетических характеристик всех 19-ти вихрей, что приводит к радикальному оздоровлению и омоложению организма.

Описание комплекса упражнений Око Возрождения (5 Тибетских Жемчужин) предоставлено Джианом Гё Джи.

Loading...Loading...