Диктант по темам причастие и деепричастие. Диктант на тему: "Деепричастие"

Вид деепричастий

Обучающие диктанты

1. Пир птиц

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки, вороны хватали и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом. Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склёвывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню. (В. Астафьев.)

(96 слов. Гласные после шипящих и ц. Падежные окончания и суффиксы существительных. Сложные предложения.)

Задание Определите, в роли каких обстоятельств выступают в предложениях деепричастные обороты. Обозначьте пунктограммы. Подберите родственные слова к слову городьба.

Для справок.
Городьба (диалектн.) - ограда, изгородь.

2. Погоня

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полёте над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатывалась по его узловатым и мощным мускулам. (В. Потиевский.)

(59 слов. Приставки. Сложные прилагательные. Суффиксы глаголов. Однородные члены.)

Задание Определите вид деепричастий и обозначьте у них суффиксы. Прокомментируйте пунктуацию при деепричастиях.

Проверочный диктант

3. Поздравления

Бабушка была уже в зале. Сгорбившись и опершись на спинку стула, она стояла у стенки и набожно молилась. Подле неё стоял папа. Обернувшись к нам, он улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились у самой двери. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали, был потерян.

Подходя к креслу, я вдруг почувствовал, что нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой одуревающей застенчивости, и, чувствуя, что у меня никогда недостанет духу поднести свой подарок, я спрятался за спину Карла Ивановича, который, поздравив бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл, чтобы дать место Володе. (По Л. Толстому.)

(102 слова. Приставки. Буквы нн в существительных, прилагательных и причастиях.)

Задание Выпишите деепричастия в две колонки: совершенного и несовершенного вида. Укажите, от каких глаголов деепричастия образованы, определите вид глаголов.

Не с деепричастиями

Обучающий диктант

4. Зверь болен

Гепард вышел не спеша и сразу подошёл к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улёгся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лёг. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришёл служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось несъеденным. (В. Чаплина.)

(72 слова. Приставки. Глаголы на тся. Сложное предложение.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с деепричастиями". С какими еще словами употребляется в тексте частица не? Какие это части речи?


Творческий диктант

5. Возвращение домой

Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко над застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову. (В. Астафьев.)

(104 слова. Приставки. Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов. Личные окончания глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

Задание Определите вид деепричастий. Подчеркните пунктограммы при деепричастных оборотах. Почему автор изобразил одним предложением возвращение ласточки в родные места? Выпишите из текста слова, передающие радостное состояние ласточки. К каким частям речи относятся эти слова?

Контрольный диктант

6. Ласточкины заботы

Домик, в котором мы жили, стоял на холме, круглосуточно продувался ветрами, был сух и крепок, как настоящий горец.

Под карнизом небольшой террасы лепились комья ласточкиных гнёзд. Ласточки стремительно и точно влетали в террасу, притормаживая, тянулись к ним жадные, крикливые птенцы. Их прожорливость могла соперничать только с неутомимостью родителей. Иногда, отдав корм птенцу, ласточка, слегка запрокинувшись, сидела несколько мгновений у края гнезда. Сидела неподвижно, и только голова осторожно поворачивалась во все стороны. Мгновение - и она, срываясь, падает, потом, плавно и точно вывернувшись, выныривает из-под террасы. (Ф. Искандер.)

(84 слова. Словарные слова. Гласные после шипящих и ц. Приставки. Суффиксы глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

Контрольный диктант за I полугодие 2017 – 2018 учебного года

по теме «Причастие. Причастный оборот. Деепричастие. Деепричастный оборот»

7 класс

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся, полученные за I полугодие текущего учебного года.

развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемых безударных гласных;

Непроверяемых безударных гласных;

Проверяемых согласных в корне слова;

Двойных согласных;

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятая в предложении с причастным оборотом;

Запятая в предложении с деепричастным оборотом.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Синтаксического разбора предложения;

Морфологического разбора деепричастия;

Нахождения в тексте причастных и деепричастных оборотов, а также их обособления.

Дом под кронами дубов

Старый пруд затянуло ряской. Спустившись сюда из сада, мы спугнули плескавшихся здесь диких уток. Неожиданно одна из них плюхнулась в пруд и поплыла, быстро-быстро рассекая зелёную воду.

Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами. Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.

Пройдя вдоль берега пруда, мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. Невдалеке проглядывали остатки то ли плотины, то ли водопровода. Вскоре наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты.

Над полуобвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце. Среди редких облаков пролетел коршун. Он вдруг недоброжелательно, заставив меня вздрогнуть от неожиданности, прикрикнул на нас с высоты. Это был удивительный миг. И мне впервые было приятно слышать голоса дикой природы.

Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.

(132 слова) (По А. Грешневикову)

Грамматические задания

1 вариант

    Спустившись сюда из сада, мы спугнули плескавшихся здесь диких уток.

    Морфологический разбор слова спустившись .

    (1 и 2 абзац) .

2 вариант

    Синтаксический разбор предложения: Пройдя вдоль берега пруда, мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями.

    Морфологический разбор слова пройдя .

    Выделить в тексте диктанта все причастные и деепричастные обороты (3 и 4 абзац) .

Контрольная работа №3

по русскому языку для 7 класса

Диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

Рыжая лисица наиболее распространена и известна на территории нашей страны. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, избирая участки с песчаным грунтом, защищенные от заливания дождевыми или талыми водами. Охотится она в разное время суток.

Поразительные повадки обнаруживает она при охоте. Почти у всех народов она является символом хитрости и ловкости. Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляет на снегу четкую цепочку следов. Испуганное животное может бежать очень быстро, буквально распластавшись над землей и далеко вытянув хвост.

Замечательное зрелище представляет лисица, занимающаяся зимой мышкованием. Войдя в азарт, она то прислушивается к писку грызунов, то делает грациозный прыжок, то начинает быстро рыться, разбрасывая вокруг снежную пыль. При этом хищница настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко.

Грамматические задания

    Графически выделить в тексте деепричастные обороты.

    Синтаксический разбор предложения: Спокойно идущая лисица следует по прямой, оставляет на снегу четкую цепочку следов.

    Разобрать по составу слова: хитрости, идущая, поселяются, дождевыми

    Подобрать синонимы, антонимы к словам: чаще, быстро, взбираясь, известна.

    Выполнить морфологический разбор слова войдя

14.12.2011 279419 2843

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в де­ ревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удиви­ тельно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непре­кращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не по­ стеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-""

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затяну­ тая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постелен­ ной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2.

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­ сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­ вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A . M . Горький) Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в зем­ лю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холоднова­той чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они лома­ ли линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье остава­ лась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­ зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздейство­ вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вес­ лами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в ка­ мышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящи­ ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняю­ щийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огром­ ном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их мно­ гочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она за­ трагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания ме­ жду гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превра­ щение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем чис­ ленность сравнимых с ним видов животных. В живой природе пере­ дача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в куль­ туре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьде­сят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Уче­ ные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая эле­ ментарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка под­правляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с са­ мых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, по­ вернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие ку­ сочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а поло­ жите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

(263 слова)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Loading...Loading...